Далай лама сравнение. Выгорание, стресс и усталость. Как этому противостоять? Известные высказывания Далай Ламы

Пути господни неисповедимы. Тот, кто ищет совета, всегда найдет ответ. Вот и я, в своих изысканиях истины, набрел на учения тибетских монахов, которые содержат бесценный кладезь житейской мудрости. Простые слова всегда ближе к сердцу и к душе. Поэтому слова Далай-Ламы доходят до каждого человека и меняют в нем отношение к себе, к окружающим и главное к миру.

Далай-лама это уникальное звание и почетный статус. В современном мире Далай-лама это титул правителя Тибета. В прошлом Далай-лама считался перевоплощением Бодхисаттвы. Бодхиса?ттва. «существо с пробуждённым сознанием», термин состоит из двух слов — «бодхи» и «саттва») — в буддизме существо (или человек), обладающее бодхичиттой, которое приняло решение стать буддой для блага всех существ.

В переводе с монгольского «Далай» означает «океан», «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому «гуру» и имеет значение «учитель».

Титул Далай Ламы переходящий. После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации. Обычно это маленький ребёнок, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется в Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам.

На данное время обладателем этого почетного звания является Далай Лама XIV Тэнзин Гьяцо . Он родился 6 июля 1935 года в маленькой деревне под названием Такцэр в районе Докхам на северо-востоке Тибета. Он покинул дом своих родителей и направился в Лхасу. Церемония возведения на престол Далай Ламы XIV состоялась 22 февраля 1940 года.

В отличии от своих предшественников Его Святейшество много путешествовал по странам Востока и Запада. Он посетил 41 страну, встречался с политическими деятелями, духовенством, деятелями культуры, бизнесменами. Является автором , некоторые, самые достойные вы можете найти в нашей .

ТЕНЦЗИН ГЬЯЦО: «Я ЧУВСТВУЮ, Я ЗНАЮ, ЧТО МИР СТАНОВИТСЯ ЛУЧШЕ И ДОБРЕЕ»

Мудрость Далай Ламы XIV Тэнзин Гьяцо, ежегодно только увеличивается. Его высказывания превращаются в афоризмы и напутствия, для тех, кто хочет быть счастливым и прожить счастливую жизнь! Его выступления, завучат на разных языках мира. Они собираю полчища людей, которые слушают затаив дыхание, каждое слово.
Все выступления можно послушать или почитать на его сайте — http://dalailama.ru/

Известные высказывания Далай Ламы

Эти строки облетели весь мир, и стали очень популярными в интернете.
Далай Лама сказал:

1. Примите во внимание, что большая любовь и большие успехи связаны с большим риском.
2. Когда вы проигрываете, вы не теряете накопленный опыт.
3. Следуйте вечным трем правилам:
a) Уважай себя
b) Уважай других
c) Будь ответственен за свои действия.
4. Помните, что не всегда то, что вы хотите — действительно вам нужно.
5. Учите правила, чтобы вы знали, как их правильно нарушать!!!
6. Не позволяйте маленькой гордости разрушить большую дружбу
7. Если вы ошиблись — извинитесь.
8. Иногда нужно прислушиваться к себе наедине.
9. Чувствуйте себя свободными, но не нарушайте границ.
10. Помните, что иногда молчание является лучшим ответом.
11. Проживите достойную жизнь, чтобы потом, в старости вам было что вспомнить.
12. Любящая атмосфера является опорой в вашей жизни.
13. В спорах говорите только о настоящем, не припоминайте прошлое.
14. Делитесь своими знаниями. Это способ достичь бессмертия.
15. Будьте нежны с Землей. Любите её
16. Раз в год отправляйтесь туда, где вы никогда не были раньше.
17. Помните, что лучшие отношения, это те, в которых каждая половинка, с кем бы она не была, помнит о вас.
18. Иногда нужно отказаться от того, что вы хотите, чтобы получить это.

Подлинный смысл жизни

Мы гости на этой планете. Мы здесь, самое большее, на 90 или 100 лет. За это время мы должны постараться сделать что-то хорошее, что-то полезное. Если вы поможете другим стать счастливыми, То откроете для себя истинную цель жизни, её подлинный смысл.

Драгоценная человеческая жизнь

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло, — я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить её впустую. Я направлю всю свою энергию на внутреннее развитие, Чтобы раскрыть свое сердце другим и достичь просветления во благо всем существам. Я буду питать лишь добрые помыслы о других. Я не стану сердиться или думать о них дурное. Всеми силами буду я приносить пользу другим».

Правильные ориентиры

Если вы выберете в качестве ориентира человека, который уступает вам по своим достоинствам, то это приведет вас к упадку. Если им станет тот, чьи достоинства сравнимы с вашими, то вы так и останетесь на прежнем уровне. Но если вы решите опереться на человека, кто по своим достоинствам превосходит вас, то это поможет вам достичь высшего состояния.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Ключевой фигурой и олицетворением тибетского буддизма можно по праву считать Далай-ламу. Сотни лет Авалокитешвара – одно из самых почитаемых буддистами божеств – воплощается в лице Ламы, каждый раз перерождается в виде духовного учителя.

Эта статья есть биография Далай Ламы Четырнадцатого – нашего современника, очередного посланника служить во благо мира. Сегодня этот добродушный старичок в больших очках, с искрометным чувством юмора, улыбается, выступая со своими речами в разных частях и уголках света, а его правдивые высказывания во всем мире разбирают на цитаты.

Однако на жизненном пути его были многие перипетии, и мы кратко расскажем всю историю великого человека, поможем узнать, откуда он родом, как ламы поняли, что именно он – избранный, с какими тяготами и лишениями пришлось столкнуться новоиспеченному Учителю и что помогло посеять ростки примирения на нашей планете.

Семья и детство

В 1909 году Далай Лама Тринадцатый побывал в деревушке Такцер в северо-восточном Тибете и, изумленный красотой здешних пейзажей, сказал, что желал бы еще раз побывать здесь. В 1933 году он умер. Но желанию усопшего суждено было осуществиться.

В этих холмистых местах, в деревне, возвышающейся над долиной, жизнь не отличалась богатством. Двадцать живущих здесь семей занимались земледелием – выращивали картофель овес, пшеницу.

Спустя 2 года, 6 июля 1935 году, у одних бедных супругов-крестьян родился сын. Это был их девятый ребенок из шестнадцати, но выжить суждено было только семерым. Так, впоследствии у мальчика было четыре брата и две сестры.

Его назвали Лхамо Тхондул, что в переводе с тибетского означает богиню, которая исполняет мечты. Ребенок с женским именем, повзрослев, относился к такому обстоятельству с юмором.

В этих краях на выбор имени пол ребенка никак не влияет.

Рождение Лхамо никак не предвещало появления в семье великого человека. Два его старших брата были тулку – реинкарнировавшими ламами, а представить, что в простой семье «перерожденцев» будет трое, просто невероятно. Но все же было доброе предзнаменование, когда родился младенец – его отец исцелился от серьезной болезни.

О своих родителях он сейчас вспоминает с теплом. Хотя отец и был довольно вспыльчивым, Далай-Лама 14 помнит их как добрейшей души людей. В одной из своих автобиографичных книг он отдает должное своему простому происхождению, ведь благодаря этому он смог понять жизнь бедных выходцев из Тибета, а значит сострадать им и всеми силами стараться, чтобы избавить их от страданий.

Тем временем специальный отряд во главе с регентом отправился на поиски перерожденного Далай-Ламы. В этом помогали видения старшего ламы и множество знаков. Вскоре поисковая группа вышла к монастырю Кумбум, а затем увидела дом, на крыше которого рос можжевельник – здесь и находился будущий Далай-лама.

Чтобы убедиться, что малыш действительно является перерождением, ему устраивают специальную проверку. В частности, из предложенных вещей он должен безошибочно выбрать вещи своего предшественника.


«Мое! Мое!» – приговаривал трехлетний мальчик, схватывая личные вещи и очки своего предшественника среди ряда других вещей. Он выбрал все необходимые предметы, и у поискового отряда совсем не осталось сомнений. Так малыш стал Далай Ламой Четырнадцатым Тензин Гьяцо.

Его родная деревушка была подконтрольна Китаю, и правительство Тибета вело долгие переговоры с местными властями, чтобы разрешить покинуть границы малой родины. Наконец в июле 1939 года Тензин попрощался с родителями, и длинный караван увез его в Лхасу – столицу Тибетской республики.

Трехмесячное путешествие наконец закончилось, но мальчику было нелегко – его, четырех лет от роду, оторвали от семьи, он очень скучал, как сам пишет в своих воспоминаниях.

22 февраля 1940 года торжественной церемонией Тензина официально воздвигли на престол. Но дальше предстояло учиться почти двадцать лет, чтобы получить статус доктора буддийской философии – геше-лхарамбы. В шесть лет Далай-Лама начал обучение наукам по традиционной системе.

Он кочевал из Портала в Нор-бу Линге – между своими резиденциями, зимней и летней. Учеба тем временем не останавливалась ни на день под чутким руководством двух наставников. Друг друга сменяли уроки по искусству и культуре Тибета, логике, медицине, метафизике, философским наукам и другим дисциплинам.

К двадцати четырем годам Лама достиг высот в учении, что доказал на предварительных экзаменах в трех главных тибетских университетах. В 1959 году главный монастырь столицы принял заключительные экзамены у Далай-Ламы.

Утром, днем и вечером он показывал знания в области разных наук тысячам ученых-монахов, отвечал на вопросы, принимал участие в диспутах, что в итоге принесло ему степень геше-лхарамбы.

Трудности юного Ламы

В 1950 году юному ученику переходят все политические полномочия по управлению страной. Тем временем Тибет переживает не самые лучшие времена – коммунистический Китай наступает на его территории и намерен подчинить себе местный народ. Пятнадцатилетний мальчик стал полноправным правителем шести миллионов человек, которым грозила страшная война.


Собрав всю волю в кулак, Далай-Лама отправил свои делегации на Запад, в Америку и Великобританию, в надежде рассчитывать на их помощь, ведь китайская армия намного превосходила по численности их собственную.

Но призыв о помощи не был услышан. Год спустя Тибет стал частью Китайской Народной Республики.

Будучи противником насилия в любых его проявлениях, все пятидесятые годы Далай-Лама пытался мирно сосуществовать с завоевателями. В 1954 году состоялись переговоры с правящей элитой Китая, во главе которой стоял Мао Цзэдун, но это не привело к видимым результатам.

Солдаты китайской стороны продолжали гонения на тибетскую часть населения, и в итоге это вылилось в массовое восстание последних, которое поддержали тибетцы на многих территориях. Бунт был жестоко подавлен противниками.

17 марта 1959 года, под покровом ночи, Далай-Лама вместе со своими приближенными был вынужден, скрываясь, бежать в Индию. Индийское правительство предоставило ему и тысячам выходцев из Тибета политической убежище в северном городке Дхарамсала, где Учитель живет и по сей день.


Постепенно тибетская культура возродилась на индийской земле: силами Ламы и его сподвижников была воссоздана учебная система, открыты основные институты. Здесь же расположилось все тибетское правительство в изгнании.

В то время как на родине тибетского буддизма остались лишь крупицы былых храмов, памятников, шедевров литературы, индийский город стал «маленькой Лхасой».

Духовная деятельность

После печальных событий и изгнания тибетцев из родных просторов Далай-лама не бросил попытки защитить свой народ. Он вновь обращался к Западу, и на этот раз дождался руки помощи – до 1965 года было подписано три резолюции ООН, которые обещали тибетцам защиту.

В этот же период была составлена «Хартия тибетцев в изгнании» – проект конституции, которая выступала за демократию и свободу.

Как тогда, в шестидесятые годы прошлого века, так и сейчас Далай-лама высказывается не за полную независимость Тибета от Китая, а за автономию в составе этой страны. Он искренне желает посеять мир во всем мире и даже предлагал создать для этого специальную зону – зону ахимсы, ненасилия, мира, радости и добра.


Такую зону он хотел бы сделать сначала в Тибете, разоружив его, вернув к истокам – гармонии человека и природы, – а затем расширить границы, распространив ареал мирного существования по всей планете.

За такие добрые намерения и реальные действия для воцарения мира на Тибете Далай-лама XIV в 1989 году был удостоен Нобелевской премии.


Впоследствии он не бросил свою духовную миссию, распространял свои идеи по всему миру, в том числе западному, за что заслуженно получил множество наград, список которых даже сложно перечислить.

Многие годы этот великий человек путешествовал по миру, посетил десятки стран на шести континентах, встретился со многими политическими деятелями, представителями научного мира, участвовал в межрелигиозных диалогах, написал более семидесяти книг, автобиографических и философских трактатов, выступал с важными лекциями.


Многие крупнейшие университеты планеты дали ему степень доктора философских наук, а Канада предоставила гражданство.

Тэнзин Гьяцо первым из Далай-лам стал выдающимся деятелем международного масштаба.

Он также многократно был в России : три раза – еще во времена Советского союза, два раза – в переходный период (1991 и 1992 гг.), а затем – трижды в новое время. Он посещал столицу и «исконно буддийские» республики нашей родины.

Несмотря на то, что 82-летний духовный лидер сложил свои политические полномочия еще в 2011 году, он продолжает сеять добродетель и бороться за мир. Его искренняя улыбка, подкрепленная ясным добрым взглядом, дарит миллионам веру в свет, мирное небо и безбедное будущее.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы будем вам благодарны, если вы поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.

Последние несколько веков, чувство вины у человека повысилось в разы и пора бы пересмотреть свои взгляды на это. Иначе это может закончиться плачевно, как в отдельно взятом случае, так и для человечества в целом.

Почти во всем, что с нами происходит, виноваты мы сами. Да, да, уважаемый читатель, именно так! Сейчас многие мне возразят, что мол – а как же судьба, предопределение и т. п. вещи? Что ж, скажу больше – я верующий человек и верю в судьбу. Но, что, же такое - судьба? И можно ли изменить судьбу своими руками?

Начать питаться правильно всегда непросто. Особенно это касается людей, которые привыкли есть бездумно и неразумно подходить к своему пищевому поведению. Для тех, кто решил пересмотреть свой рацион в сторону полезной еды, существуют 5 несложных шагов, которые помогут освоить правила здорового питания и не сорваться снова к поеданию вредной, бессмысленной пищи.

Почему иногда лучше сказать "нет"

Многие смотрели фильм "Всегда говори "да", почти все слышали поговорку: "лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть", но есть в жизни такие вещи, от которых нужно категорически отказываться, о них мы и расскажем в этой статье.

Время от времени всем творческим натурам знакомо чувство внутреннего опустошения и душевного выгорания. В эти дни настроение становится плохим, новые идеи не приходят в голову, творить не хочется и не получается. Такое состояние может настигнуть после длительной творческой работы или вследствие жизненных потрясений и стрессов, напрямую не связанных с творчеством. Конечно, можно дать организму отдых, отоспаться, поесть вкусной еды, съездить на отдых и в результате восстановить силы. Но как впоследствии вернуть вдохновение и снова очутиться в царстве идей?

Негативные эмоции могут возникнуть у каждого. У всех бывают проблемы, стрессовые ситуации, сложные дни... Все это выкачивает из человека тонну жизненной энергии, делает его вялым и уставшим, обреченным и больным. Из-за негатива возникают ссоры с близкими, грубое общение с окружающими, ругательства между людьми и ненависть ко всему миру.

Кризисная ситуация характеризуется внутренними или внешними событиями, которые делают невозможными привычную схему жизни. Как правило, такие изменения сопровождаются негативными чувствами и мыслями, возникновением нового жизненного статуса. Кризисный период оказывает необходимость пересмотра жизни, смены приоритетов и ценностей. Это время изменений.

У каждого были проблемы, связанные с упадком настроения, стрессовым состоянием, срывом на близких людей по мелочам. С этим необходимо бороться, поскольку это может нанести дискомфорт организму человека. Ведь физическое и психологическое здоровье взаимосвязано между собой.


Цель жизни
За всем нашим опытом, сознательно или бессознательно, стоит один великий вопрос
- какова цель жизни? Я обдумывал этот вопрос, и хотел бы поделиться своими
мыслями в надежде, что они принесут непосредственную, практическую пользу всем,
кто их прочитает.
Я считаю, что цель жизни - быть счастливым. С момента рождения каждое
человеческое существо хочет счастья и не хочет страдания. Ни социальные условия,
ни образование, ни идеология не могут на это повлиять. Из самой основы нашего
существа мы просто желаем удовлетворённости. Я не знаю, есть ли у вселенной с её
бесчисленными галактиками, звёздами и планетами более глубокий смысл, но по
меньшей мере ясно, что мы, люди, живущие на этой Земле, сталкиваемся с задачей
сделать свою жизнь счастливой. А потому важно выяснить, как же достичь большего
счастья.." Как достичь счастья
Для начала стоит разделить все виды счастья и страдания на две главные
категории: умственные и физические. Из них умственные оказывают на большинство
из нас наиболее значительное влияние. Если мы не тяжелобольны или не лишены
самого необходимого, то наше физическое состояние играет в жизни второстепенную
роль. Если тело в довольстве, мы его практически не замечаем. Ум, однако,
регистрирует всякое событие, вне зависимости от того, насколько оно невелико.
Потому мы должны уделить наши самые серьёзные усилия достижению умственного
мира.
Из своего ограниченного опыта я выяснил, что самая высшая степень внутреннего
спокойствия происходит от развития любви и сострадания.
Чем больше мы заботимся о счастье других, тем больше становится чувство нашего
собственного благосостояния. Воспитание тёплых, добросердечных чувств к другим
автоматически даёт уму облегчение. Это помогает устранить любые страхи и боязнь
за свою безопасность и придаёт силу для борьбы с любыми препятствиями, с
которыми мы можем встретиться. Вот первейший источник успеха в жизни.
Пока мы живём в этом мире, мы обязательно будем встречаться с проблемами. И если
при их появлении мы потеряем надежду и впадём в уныние, то лишь уменьшим нашу
способность встречать трудности в лицо. Если же, напротив, мы будем постоянно
помнить, что не только нам, но каждому приходится терпеть страдания, этот более
реалистичный взгляд на жизнь увеличит нашу решимость и способность преодолевать
неприятности. С таким отношением каждое новое препятствие будет рассматриваться
нами, как ценная возможность для совершенствования нашего ума!
Таким образом, мы должны постепенно стремиться стать более сострадательными, то
есть развить и истинное сочувствие к страданиям других, и волю к тому, чтобы
устранить их боль. В результате вырастет наша внутренняя сила и безмятежность.

Наша потребность в любви
В конце концов, любовь и сострадание приносят величайшее счастье просто потому,
что наша природа лелеет их превыше всего прочего. Потребность в любви лежит в
самой основе человеческого существования. Она происходит от нашей глубокой
взаимной зависимости с другими существами. Какой бы сильной и умелой ни была
индивидуальность, она не выживет в одиночку. Какими бы энергичными и
независимыми мы ни чувствовали себя в периоды нашего процветания, всё же когда
мы больны, слишком стары или слишком молоды, нам приходится полагаться на
поддержку других.
Конечно, взаимозависимость - это фундаментальный закон природы. Не только высшие
формы жизни, но и многие из мельчайших насекомых являются общественными
существами, которые без всякой религии, законодательства или образования
выживают благодаря взаимному сотрудничеству, основанному на врождённом признании
своей взаимной связи. Все явления, от планеты, которую мы населяем, до
окружающих нас океанов, облаков, лесов, и цветов, возникают зависимо от тонких
энергетических основ. Без их должного взаимодействия, все бы они распались и
растворились.
И поскольку наше человеческое существование столь зависит от помощи других, наша
потребность в любви лежит в самой основе нашего существования. Потому мы
нуждаемся в настоящем чувстве ответственности и искреннем участии в благополучии
других.
Следует рассмотреть, что же на самом деле представляем собой мы - человеческие
существа. Мы не похожи на машины. Если бы мы были просто механическими
устройствами, то машины могли бы облегчить все наши страдания и удовлетворить
все наши нужды. Однако, поскольку мы не просто материальные существа, было бы
ошибкой относить все наши надежды на счастье лишь к внешнему развитию. Вместо
этого, чтобы выяснить, что же нам требуется, мы должны рассмотреть наши истоки и
нашу природу.
Оставляя в стороне сложный вопрос о создании и эволюции нашей вселенной, мы
можем по меньшей мере согласиться, что каждый из нас является порождением наших
собственных родителей. Обычно наше зачатие происходит не просто из-за
сексуального желания, но в результате решения родителей завести ребёнка. Такие
решения основываются на чувстве ответственности и альтруизме - на их
сострадательном обязательстве заботиться о ребёнке, пока он не сможет
позаботиться о себе сам. Так, с самого момента нашего зачатия, любовь родителей
оказывается непосредственно включённой в наше порождение.
Более того, на ранних стадиях нашего роста мы полностью зависим от заботы
матери. По мнению некоторых учёных, умственное состояние беременной женщины,
спокойное или возбуждённое, непосредственно сказывается на развитии ещё
нерождённого ребёнка.
Выражение любви также очень важно и с момента рождения. Поскольку самое первое,
что мы делаем - это сосём молоко из груди матери, мы естественно чувствуем
близость к ней, а она, чтобы кормить нас, должна чувствовать к нам любовь,
поскольку если она переживает гнев или обиду, её молоко свободно не потечёт.
Затем, до трёх или четырёхлетнего возраста, наступает критический период
развития мозга, в течение которого любящее физическое соприкосновение бывает
важнейшим фактором нормального роста ребёнка. Если ребёнка не любят, не ласкают,
не обнимают и не держат на руках, его развитие нарушается и его мозг не
достигает должной зрелости.
Поскольку ребёнок не может выжить без заботы других, любовь оказывается для него
самым важным фактором. Счастливое детство, избавление от детских страхов и
здоровое развитие уверенности в себе самым прямым образом зависят от любви.
В наши дни многие дети растут в домах, где нет счастья. Они не получают должной
любви, а в последующей жизни они редко любят родителей и нередко им оказывается
трудно полюбить других. Это очень грустно.
Когда дети подрастают и идут в школу, их потребность в поддержке должны
удовлетворять учителя. Если учитель не только даёт академическое образование, но
и принимает ответственность за подготовку учеников к жизни, они будут испытывать
к нему доверие и уважение, а то, чему он их учил, оставит неизгладимый отпечаток
в их умах. С другой стороны, вещи, преподававшиеся тем учителем, который не
изъявлял настоящего участия в благосостоянии учеников, будут восприниматься как
временные и не задержатся в уме надолго.
Точно так же, если больного лечит врач, проявляющий к нему тёплые человеческие
чувства, то больной почувствует себя легче, и желание врача проявить наилучшую
заботу будет само по себе целительным, вне зависимости от его профессионального
умения. Если же врачу недостаёт человеческих чувств и он демонстрирует
недружественное отношение, нетерпение или пренебрежение, то больному не будет
покоя, даже если даже врач обладает высокой квалификацией, правильно определил
болезнь и прописал верные лекарства. Чувства пациентов неизбежно влияют на
качество и устойчивость выздоровления.
Когда мы участвуем в обычном повседневном разговоре, то если кто-то говорит с
тёплыми человеческими чувствами, то нам приятно его слушать, и мы откликаемся
соответственно - весь разговор становится интересным, вне зависимости от того,
насколько важна его тема. С другой стороны, если человек говорит холодно или
резко, то нас это тяготит, и мы стараемся поскорее закончить общение. При всех
событиях - от самых незначительных до наиболее важных - наша любовь и наше
уважение к другим жизненно важны для нашего счастья.
Недавно в Америке я встретился с группой учёных, которые сказали, что уровень
умственных расстройств в их стране очень высок - около 12% всего населения. В
результате нашей дискуссии выяснилось, что главная причина депрессий - не
недостаток материальных благ, а то, что люди лишены любви со стороны других.
Так что, как вы можете видеть из всего написанного мною выше, мне представляется
ясным одно: сознаём мы это или нет, с самого рождения потребность в человеческой
любви у нас в крови. Даже если любовь исходит от животного, или со стороны того,
кого мы обычно считаем врагом, и взрослые, и дети чувствуют к ней естественное
притяжение.
Я считаю, что никто не рождается свободным от потребности в любви. И это
показывает, что людей нельзя считать чисто физическими существами, несмотря на
то, что некоторые современные школы мысли стремятся применять такой подход.
Никакой материальный предмет, каким бы красивым и ценным он ни был, не заставит
нас почувствовать, что мы любимы, ибо наше глубинная тождественность и истинный
характер лежат в субъектной природе ума.

Развитие сострадания
Некоторые из моих друзей говорили мне, что хотя любовь и сострадание - это всё
хорошо и замечательно, однако это не очень актуально. Наш мир, говорят они, не
такое место, где подобные верования обладают большой силой и влиянием. Они
заявляют, что гнев и ненависть настолько в человеческой природе, что
человечество всегда будет управляться ими. Я не согласен.
Мы, люди, существуем в нынешней форме около ста тысяч лет. Я уверен, что если бы
в течение всего этого времени человеческий ум управлялся в первую очередь гневом
и ненавистью, наше население уменьшилось бы. Но несмотря на все наши войны,
сейчас наше население больше, чем когда-либо. Это ясно указывает мне, что любовь
и сострадание в мире преобладают. И вот почему неприятные события оказываются
"новостями" - сострадательная деятельность настолько является частью нашей
повседневной жизни, что мы принимаем её как нечто само собой разумеющееся и
потому почти не замечаем.
Пока что я обсудил главным образом ментальные достоинства сострадания, но оно
вносит благой вклад и в физическое здоровье. Судя по моему личному опыту, между
умственной устойчивостью и физическим здоровьем есть прямая связь. Гнев и
возбуждение, без сомнения, делают нас более подверженными заболеванию. С другой
стороны, если ум спокоен и занят положительными мыслями, тело нелегко поддаётся
болезни.
Но конечно же, так же верно, что у всех нас есть врождённый эгоцентризм, который
препятствует нам любить других. А поскольку мы желаем истинного счастья, которое
достигается лишь спокойствием ума, и поскольку этот мир достигается лишь
сострадательным отношением, то как же развить сострадание? Очевидно, что просто
думать о том, как замечательно сострадание, недостаточно. Мы должны применить к
его развитию согласованные усилия и использовать все события нашей повседневной
жизни, чтобы преобразить наши мысли и наше поведение.
Прежде всего, нужно внести ясность относительно того, что мы подразумеваем под
состраданием. Многие формы сострадательных чувств бывают смешаны с желанием и
привязанностью. Например, любовь, которую испытывают родители к ребёнку,
зачастую сильно связана с их собственными эмоциональными потребностями, и не
является вполне сострадательной. Опять же, в браке, любовь между мужем и женой,
особенно в начале, когда супруги ещё не очень хорошо знают глубинный характер
друг друга, основывается во многом скорее на привязанности, чем на истинной
любви. Наше желание может быть столь сильным, что человек, к которому мы
привязаны, может казаться нам очень хорошим, тогда как фактически в нём может
быть много отрицательного. В добавок к этому, у нас есть склонность
преувеличивать небольшие положительные черты. Затем, когда отношение одного из
партнёров меняется, другой часто испытывает разочарование, и его отношение
меняется тоже. Это указывает на то, что их любовь была мотивирована больше
личными потребностями, чем подлинной заботой о другой индивидуальности.
Истинное сострадание - это не просто эмоциональный отклик, но твёрдое
обязательство, основанное на разуме. Потому истинно сострадательное отношение к
другим не меняется, когда они плохо себя ведут.
Конечно, развить этот вид сострадания вовсе нелегко! Для начала давайте
рассмотрим следующие факты:
Красивы люди или отталкивающи, дружелюбны или враждебны, в конце концов всё
равно они человеческие существа, такие же, как и вы. Подобно вам, они желают
счастья и не хотят страдания. Более того, у них есть такое же право преодолевать
страдание и быть счастливыми, как и у вас самих. Теперь, когда вы признаёте, что
все существа равны в своём желании счастья и в своём праве на него, вы
автоматически почувствуете симпатию и близость к ним. Через знакомство вашего
ума с этим чувством универсального альтруизма вы разовьёте чувство
ответственности за других - стремление действенно помогать им преодолеть свои
проблемы. Оно не является избирательным и равно приложимо ко всем. Коль скоро
они - человеческие существа, переживающие удовольствие и боль, как и вы сами,
нет никакой логической основы для того, чтобы делать какие-то различия между
ними и переменять к ним своё отношение, если они плохо себя ведут.
Позвольте мне подчеркнуть, что развить такое сострадание, уделив этому время и
терпение, вполне в наших силах. Конечно, наш эгоцентризм, характерная
привязанность к чувству отдельного, самосущего "я", является основной помехой
нашему состраданию. На самом деле истинное сострадание можно пережить лишь
тогда, когда это цепляние за "я" будет полностью устранено. Но это не значит,
что мы не можем начать сейчас, и что для нас невозможен прогресс.

Как начать
Начинать нужно с устранения самых великих препятствий состраданию - ненависти и
гнева. Как все мы знаем, это чрезвычайно сильные чувства, и они могут захватить
весь наш ум. Тем не менее, их можно поставить под контроль. Если же они
неконтролируемы, то эти отрицательные эмоции заразят нас, причём без всякого
дополнительного усилия с их стороны, и затруднят наш поиск счастья любящего ума.

Так что для начала будет полезно исследовать, имеет ли гнев какую-либо ценность.
Конечно, когда мы обескуражены какой-нибудь затруднительной ситуацией, кажется,
что гнев нам помогает, придавая больше энергии, решительности и уверенности в
себе.
Однако, при этом мы должны тщательно исследовать наше умственное состояние. Хотя
верно, что гнев даёт дополнительную энергию, если мы исследуем природу этой
энергии, то обнаружим, что она слепа - мы не можем быть уверены, положительными
или отрицательными будут её результаты. Причина этого в том, что гнев
перекрывает лучшую часть нашего ума - его разумную способность. Так что энергия
гнева почти всегда ненадёжна. Он может стать причиной огромного количества
разрушительного поведения, несущего лишь несчастье. Более того, если гнев
увеличится до крайности, человек становится подобен сумасшедшему, и ведёт себя
так, что причиняет себе столько же вреда, сколько и другим.
Однако, для преодоления трудных ситуаций можно развить столь же мощную, но
значительно более управляемую энергию. Эта энергия происходит не только от
сострадания, но и от разума и терпения. Они - самые сильные противоядия от
гнева. К сожалению, многие люди ошибочно считают эти свойства признаками
слабости. Я уверен, что верно обратное - это верные признаки внутренней силы и
стойкости. Сострадание - нежное, мирное и мягкое по природе, но оно также очень
могущенственно. А вот те, кто легко теряет терпение, как раз неустойчивы и не
находятся в безопасности. Так что по мне вспышки гнева - прямые признаки
слабости.
Так что, когда проблема только появляется, постарайтесь сохранять кротость и
искреннее отношение, и будьте уверены, что результат будет хорошим. Конечно,
другие могут попытаться воспользоваться вами, и если ваша невовлечённость только
вдохновляет их на несправедливую агрессию, займите твёрдую позицию. Однако,
делаться это должно с состраданием, и если вам необходимо высказать свои взгляды
и принять сильные контрмеры, делайте это без гнева и злонамеренности.
Вы должны осознать, что если даже кажется, что ваши противники наносят вам
ущерб, их разрушительная деятельность навредит лишь им самим. Чтобы пресечь своё
эгоистичное побуждение расквитаться, вы должны призвать своё желание
практиковать сострадание и взять на себя ответственность за то, чтобы помочь
другому человеку не ввергнуться в страдание из-за его поступков.
А поскольку меры, которые вы примете, будут выбраны спокойно, они окажутся более
эффективными, точными и сильными. Месть же, основанная на слепой энергии гнева,
редко достигает цели.

Друзья и враги
Я должен снова подчеркнуть, что просто думать о пользе сострадания, разума и
терпения недостаточно для того, чтобы их развить. Мы должны подождать, когда
возникнут трудности, а затем пытаться практиковать эти достоинства. Кто же
создаст нам такие возможности? Не друзья, конечно, но наши враги. Именно они
причиняют нам большинство неприятностей. Так что если мы вправду хотим учиться,
то мы должны считать врагов нашими лучшими учителями!
Для человека, развивающего сострадание и любовь, принципиально важна практика
терпимости, а для этого совершенно необходим противник. Так что мы должны быть
благодарны врагам, ибо именно они могут нам лучше всего помочь в достижении
спокойствия ума! Кроме того, и в личной, и в общественной жизни бывает, что при
перемене обстоятельств враги становятся друзьями.
Так что гнев и ненависть вредны всегда, и если мы не тренируем свои умы и не
работаем над сокращением их негативной силы, они будут продолжать беспокоить нас
и сводить на нет наши попытки развить спокойствие ума. Гнев и ненависть - вот
наши настоящие враги. Вот кого мы должны победить, а не тех временных "врагов",
которые сменяют друг друга на протяжении всей нашей жизни.
Конечно, то, что все мы хотим иметь друзей, это правильно и естественно. Я часто
шучу, что если бы вы действительно хотели быть эгоистом, вам бы пришлось стать
альтруистом! Вам пришлось бы заботиться о других, проявлять интерес в их
благосостоянии, помогать им, служить им, создавая всё больше друзей и всё больше
улыбок. В результате, когда вам самим понадобится помощь, вы найдёте множество
помощников! Если же вы, напротив, пренебрегаете счастьем других, то в конце
концов сами окажетесь неудачником. Разве можно создать дружбу ссорами и гневом,
ревностью и соперничеством? Я так не думаю. Лишь любовь даёт нам настоящих и
близких друзей.
В сегодняшнем материалистическом обществе, если у вас есть деньги и власть, вам
кажется, что у вас много друзей. Но это не ваши друзья - это друзья ваших денег.
Когда вы потеряете своё богатство и влияние, то обнаружите, что этих людей и
след простыл.
Беда в том, что когда вещи мира текут к нам, мы становимся уверены, что можем
справляться и сами, и не нуждаемся в друзьях, но когда наше положение и здоровье
ухудшаются, мы быстро понимаем, как были неправы. В этот момент мы узнаём, кто
действительно может помочь, а кто совершенно бесполезен. Так что, чтобы
подготовиться к этому моменту и завести настоящих друзей, которые помогут нам в
беде, мы сами должны воспитывать в себе альтруизм!
Хотя люди иногда смеются, когда я это говорю, сам я всегда хочу иметь больше
друзей. Я люблю улыбки. Поэтому у меня есть задача - узнать, как завести больше
друзей и как получить больше улыбок, особенно улыбок искренних. Ведь есть много
видов улыбок - улыбки саркастические, искусственные, дипломатические. И многие
улыбки не дают чувства удовлетворения, а иногда даже вызывают подозрения и страх
- разве не так? Но искренняя улыбка даёт чувство свежести, и думаю, она
свойственна лишь человеческим существам. И если это те улыбки, каких мы хотим,
то мы сами должны создавать причины для их появления.

Сострадание и мир
В заключение я хотел бы кратко изложить мои мысли, выходящие за пределы темы
этой краткой статьи и сделать более широкое утверждение: индивидуальное счастье
может сделать действенный и глубокий вклад в общее усовершенствование всего
человеческого сообщества.
Поскольку все мы разделяем одинаковую потребность в любви, то ко всем, кого мы
встречаем при любых обстоятельствах, можно испытывать те же чувства, что мы
испытываем к брату или к сестре. Не имеет значения, насколько нам в новинку
лицо, или насколько отличаются их одежда и поведение - нет такой разницы между
нами и другими людьми, которая имела бы значение. Глупо цепляться за внешние
различия, ведь в основе наша природа - одна и та же.
В конечном счёте человечество едино, и эта маленькая планета - наш единственный
дом. Если мы хотим защитить этот наш дом, каждому из нас нужно живое чувство
вселенского альтруизма. Лишь оно сможет устранить эгоистические мотивы,
заставляющие людей обманывать друг друга и причинять друг другу вред. Если у вас
искреннее и открытое сердце, то вы естественно чувствуете уверенность и
достоинство, и вам не нужно бояться других.
Я считаю, что на каждом уровне общества - семейном, племенном, национальном и
международном - сострадание является ключом к более счастливому и успешному
миру. Нам не нужно становиться религиозными, не нужно нам и верить в идеологию.
Всё, что необходимо каждому из нас - это развить хорошие человеческие качества.
Я стараюсь относиться к каждому встречному, как к старому другу. Это даёт мне
подлинное ощущение счастья. Это и есть практика сострадания.

Ответы Далай-ламы на вопросы. Текст приводится по изданию: Его Святейшество Далай-Лама XIV. Сила сострадания / Пер. геше Тхуптен Джинпа, Б. Лаврентьев. - Открытый мир, 2006.

Ваше Святейшество, расизм, фанатизм и человеческая глупость, кажется, находятся на подъеме. Влиянию каких негативных факторов вы это приписываете? Какие позитивные факторы могут остановить эту тенденцию?

Я считаю, что это в основном связано с уровнем образования. Думаю, что чем более точной информацией Вы располагаете, чем больше ее осознаете и чем больше контактируете с людьми, тем лучше. Также, конечно, необходима открытость души. В конце концов, Вы всего лишь один человек из пяти миллиардов, и Ваше будущее сильно зависит от других людей. Часть проблемы, как я это себе представляю, связана с недостатком знания других культур и других обществ, а также с недостатком понимания реальностей существования в современном мире. Если бы было возможным получать полное удовлетворение, будучи полностью независимыми в своей собственной культурной среде и в своем обществе, т. е. быть полностью независимым и не связанным с другими общностями людей на Земле, то тогда, возможно, можно было бы спорить, что есть основания для следования таким заблуждениям, как фанатизм и расизм. Но дело обстоит не так. Реальность существования других культур и других общностей нельзя игнорировать. Более того, суть существования в современном мире такова, что благополучие, счастье и успех собственного общества тесно связаны с благополучием и интересами других обществ и общностей людей.

В таком сложном современном мире нет места фанатизму и расизму. По собственному опыту могу сказать, что буддизм для меня, несомненно, самая удобная религия. Однако это не значит, что буддизм — наилучшая религия для всех. У каждого человека свои предпочтения, поэтому для некоторых какая-то одна религия более подходит и более эффективна, чем все другие. Следовательно, если я уважаю права других людей, то я должен уважать и признавать ценность этих разных других религий, ибо они полезны для миллионов людей. Когда я жил в Тибете, у меня было мало информации (как из книг, так и за счет личных контактов) о природе и ценности других традиций. Став беженцем, я получил больше возможностей для контактов с другими религиями и традициями, в основном за счет встреч с другими людьми, и я приобрел более глубокое понимание ценности этих традиций. В результате этого мои взгляды теперь сводятся к тому, что каждая из них обладает своими достоинствами. Конечно, я все же считаю, что даже с философской точки зрения буддийская религия более совершенна, более разнообразна и обширна, однако все остальные религии также несут огромную пользу и обладают большими возможностями. На сегодняшний день, куда бы я ни поехал, с кем бы ни встречался, я всегда глубоко восхищаюсь религиозной практикой этих людей и искренне уважаю их традиции.

Ваше Святейшество, в нашей стране в последние годы наблюдается отход от религии. Одновременно с этим проявляется возрастающий интерес к различным методам самосовершенствования. Является ли религия все еще необходимым путем совершенствования себя в современном мире?

Она определенно уместна и в современном мире. Однако это утверждение следует разъяснить. Прошло очень много лет с начала зарождения различных религиозных традиций, поэтому определенные их аспекты, возможно, уже устарели. Но это не значит, что религия в целом является в наше время чем-то неуместным. Поэтому важно рассмотреть суть различных религий, включая буддизм. Люди по своей сути за последние пять тысяч лет практически не изменились. Конечно, менялись культура и образ жизни, но человек по сути остался тем же. Следовательно, главные человеческие проблемы, такие как смерть, старость, болезни, войны и т. п., связанные с ними страдания остались теми же. Я не знаю, какой вид будет у людей через 10 000 или 100 000 лет, и никто не знает. Однако на протяжении последних нескольких тысяч лет люди оставались по своей сути теми же самыми. Различные религии, по существу, имеют дело с главными человеческими проблемами и страданием. Так как природа человека и страдания остались теми же, религии остаются также уместными. С другой стороны, определенные ритуалы уже изменились. В феодальной Индии или раньше, во времена царей, на религиозную практику сильно влияли обстоятельства. Но теперь все изменилось, и, я думаю, будет меняться и дальше.

Что касается буддизма, то он, конечно же, имеет дело не только с текущей жизнью человека, но и с другими более таинственными аспектами бытия. Если, конечно, не имеет места модернизация в других сферах существования, подобно тому как имеет место модернизация в нашем мире, буддизм сохранит свою уместность и пригодность. Не только потому, что многие коренные проблемы существования людей остались с нами, но и потому, что он (буддизм) имеет дело с вопросами, связанными с другими, таинственными формами существования. Я всегда считал, что современные перемены, по сути, перемены поверхностные, а там, в глубинах души, мы все те же. В прошлом году на границе Австрии и Италии нашли останки человека. Если предположить, что его можно было бы оживить, то, я считаю, мы бы с ним друг друга поняли. А ведь возраст останков — около 4000 лет. Естественно, этот человек принадлежал другой культуре и, возможно, имел немного другой образ мыслей, но в целом мы бы друг друга поняли.

Что Вы могли бы посоветовать в качестве мер противодействия общественным институтам, из разряда СМИ и индустрии развлечений, которые постоянно продвигают негативные взгляды и эмоции, т. е. полную противоположность того, что Вы пропагандируете?

Что касается негативизма, то это верно. Я часто выражаю свою озабоченность по этому поводу. Однако, как мы уже говорили, многое зависит от нашего собственного отношения к этому. Наблюдая все эти негативные явления, как-то: убийства, секс и т. п., мы можем посмотреть на них с другой точки зрения, и это будет также полезным. Иногда можно использовать эти сцены насилия, секса и прочего в более позитивном плане, обращая внимание на воздействие и разрушительную природу этих человеческих эмоций. Далее, если первоначально эти картины секса и насилия могут действовать несколько возбуждающе, при дальнейшем их созерцании мы уже понимаем, что они не несут пользы. У меня есть и другой взгляд на СМИ, особенно на западные. В стране, вроде Индии, по телевидению часто показывают убийства, а показ секса там находится под контролем цензуры. Но, если уж сравнивать убийства и секс, то секс, конечно, намного лучше! Если мы будем делать вид, что секс не является частью нашей жизни, то это тоже не хорошо, не правда ли?

В любом случае, я считаю, что одинаково необходимо показывать нам и другие, добрые человеческие качества, и вот этого-то часто как раз и не хватает. Нам показывают только отрицательные события, а другие качества, такие как человеческое сострадание, не показывают. Вот, например, 10 дней назад, будучи в Вашингтоне, я посетил музей Холокоста. Экспозиция напомнила мне об обоих качествах человеческой натуры. На одном полюсе были пытки, убийства и истребление еврейского народа со стороны нацистской Германии — все это ужасно и очень печально. Это напомнило мне о том, как бывает плохо, когда человеческий разум направляется или мотивируется ненавистью. Одновременно, но уже на другом полюсе были люди, пожертвовавшие своей жизнью, чтобы спасти евреев. Здесь демонстрируются лучшие человеческие качества, когда люди рискуют даже собственной жизнью, чтобы спасти несчастных людей. Таким образом, все оказалось сбалансированным. Позволив ненависти управлять нами, мы становимся очень жестокими и несем разрушение. Если мы последуем за своими добрыми человеческими качествами, могут произойти чудесные и прекрасные дела. Поэтому СМИ должны показывать обе стороны человеческой натуры. Вот как я всегда считал.

- Сможет ли обычный человек преобразовать свой страх и отчаяние? И как это сделать?

Ответ: О, да. Это очень даже возможно. Например, когда я был молод, то очень боялся оставаться в темных помещениях. Со временем страх ушел. Что касается контактов с людьми, то чем мы более закрыты, тем больше вероятность появления страха или чувства неудобства. Чем мы более открыты, тем менее неудобно мы себя чувствуем. Об этом говорит мой опыт. При общении с человеком мне все равно, кто предо мной: великий или обычный человек или же нищий. Самое главное — улыбка и искренность на лице. Различия в религии, культуре, языке, расе — все это неважно. Образованный человек или нет, богач или бедняк — все равно. Открывая свое сердце и сознание, я принимаю людей как своих старых друзей. Это очень важно. С высоты такой позиции в случае изменения ситуации у меня остается свобода действий по обстоятельствам. Но изначально со своей стороны я должен подготовить почву. Тогда часто возникает и позитивная человеческая реакция с противоположной стороны. Поэтому я считаю, что страх нужно изгнать. В голове у человека много надежд. Если одна надежда теряется, это не значит, что теряются все. Я встречал некоторых людей, обуреваемых надеждами, но впадавших в отчаяние, как только оказывалось, что одна из этих надежд не может быть осуществлена. Человеческий ум очень сложен. У нас столько различных надежд и страхов, что было бы опасным ставить только на одну какую-то конкретную надежду, ибо, когда она не сбывается, мы становимся полностью обескураженными. Это опасно.

- Ваше Святейшество, какие Ваши три самых заветных желания?

Это большой секрет!