Философский смысл рассказа микроскоп. В. М. Шукшин. Обзор жизни и творчества писателя. Произвольный анализ рассказов: «Срезал», «Микроскоп» и др. Этап комплексного применения знаний

Общественная система тоталитарного типа нивелирует личность. Защитить ее берется искусство. С этой целью в конце 60-х годов В.Шукшин создает своего «Чудика». Брежневская цензура милостиво разрешает тому увидеть свет, ведь «что, мол, с дурачка возьмешь». Предложенная трактовка рассказа «Микроскоп» осуществляется в форме «отзыва на прочитанное произведение». Одним из элементов его является стилизация под авторскую манеру повествования. Шукшин представляет семью. Обычную. Глава ее - столяр. Если воспользоваться классификацией горьковского Луки («Вот, скажем, живут столяры и все - хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему в столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает...»), то к последней категории персонаж Шукшина явно не относится. Как стал столяром? Ну, вышло так, получилось.

А был ли выбор? Наверное, хоть и невеликий: шофер, электрик и т.п. (после семилетки). Учиться дальше? Может быть, и хотел, но традиции среды - разве перескочишь? (Эдакого лба - кормить?!) Да и в особых талантах замечен не был.

Короче говоря, Андрей Ерин скорее ремесленник, чем мастер. Во всяком случае, до нилинского Павлюка ему далеко. Работа от сих до сих. Иногда приносит, чтобы продолжить дома. Интереса ради? Вряд ли. Скорее, из желания побыстрее «закрыть наряд», больше денег получить в зарплату. Детей - трое. Жена по этому случаю не работает. На ней - дети и дом. Приходится изловчаться: денег маловато. Живут скромно. Однако без водки Андрей все равно обходиться не может. Ну не то чтобы изо всех сил налегал - жена держит в руках, да и совестно у своих детей отнимать.

Так она, жизнь, и катилась, дети подрастали. Старший вон уже в пятый ходит. Много чего интересного изучает. Отцу иной раз докладывается, особенно когда надо вслух потренироваться. Хороший паренек. Дружба у них.

За последнее время особенно отцу понравилось - про микробы. И это ж надо: так человеку досаждать! Тварь мел-котная!.. И так забрала Андрея эта проблематика, что он бросил пить водку. И...-»на это надо было решиться. Он решился». Поступок состоял в том, чтобы обманным путем извлечь из семейного бюджета 120/рублей и купить на них микроскоп. Чтобы своими глазами всю эту дрянную мелочь увидеть и... Ну что дальше делать - там видно будет, а сначала надо разглядеть...

Трудности местного значения заключались в том, что жена никогда на эту трату не пойдет и с ней не согласится. Скажет: новые шубки детям нужны, присмотрены уже. Ну а самое главное - на что он, микроскоп? Гвозди им, что ли, вколачивать?.. Ах, микробы рассматривать! Да лучше вон три новых кастрюли купить... Старые-то все уже клепаные-переклепаные!..

А уж если совсем главнейшее из главного называть, то и говорить не станет. Привыкла командовать, генеральша! Чуть не по ней (достоинства оскорбление!) - так за сковородник и воевать. Вот характером-то Бог наградил! Не женщина - львица! Как в сказках про злую жену. Или как Простакова у Фонвизина в «Недоросле». Или как в романе Диккенса «Большие надежды»: мисс Джо Гарджери. Но школьное образование Андрея на седьмом классе оборвалось, и Диккенса он тоже вряд ли читал - и оттого характерность собственной жены усваивал с чистого листа, практически: в ходе довольно частых театральных представлений, главным бутафорским предметом которых служил сковородник.

Вот так они и жили. Так и трудилась женина душа в отношении мужа своего. И навряд ли в жизни этой женщины было что-нибудь более волнующе занимательное, чем этот театр. Так что отними его у нее, и жизнь бы сразу померкла. Муж, впрочем, это постиг и великодушно разрешал себя унижать. Последствия? Были, конечно... Перестал шутить, например. Не то чтобы вообще не умел. А вот как-то перестал, не шутилось, сник. Все чаще хотелось выпить, «встряхнуться», как говорится. А тут - микробы эти. И вдруг - ожил человек, купив микроскоп. Про водку, например, забыл. Шутить опять начал. Жене стал оказывать сопротивление...

Так что же произошло? Просто Андрей Ерин немножечко расширил горизонты своей жизни. В нем проснулся интерес исследователя (нормальное человеческое качество). Заниматься наукой в профессиональном смысле он, естественно, не мог. Как же тогда поименовать его увлечение? Существует такое понятие «наивная живопись». Это когда картины пишут художники, не имеющие высшего образования. Занятия Ерина по аналогии можно назвать «наивной наукой». Научного смысла они не имеют никакого, зато для самого Ерина значение их трудно переоценить. С микроскопом в жизнь этого человека вернулось то, что давно перестало приносить столярное дело: увлеченность («Ночью Андрей два раза вставал, зажигал свет, смотрел в микроскоп... Неделю, наверное, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп... Вдвоем с сыном часами сидели у микроскопа, исследовали»), эмоциональность («взволнованно стал ходить по комнате»), уважение окружающих (Зое Ериной «лестно было, что по селу говорят про ее мужа - ученый»). Работа с микроскопом стала для него тем, в чем он мог себя личностно проявить, чем был для его жены «театр». Жизнь сделалась одухотворенной.

Зоя Ерина, достойно ведшая дом и детей, но в последнее время переставшая «вести» мужа, чтобы возвратить возможность своего «театра», едет в райцентр, чтобы сдать микроскоп в комиссионку. Последняя реплика столяра Ерина полна шекспировской глубины: «Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо, конечно...» Продала.

Нравственные идеалы В. М. Шукшина воплощаются в характерах героев, унаследовавших все лучшее, что было свойственно русскому человеку. Все они стремятся обрести свое место в жизни страны, найти приложение своим силам. Герой киноповести «Живет такой парень» Пашка Колокольников живет так, как может, не задумываясь о том, как следует жить. Но при этом он полон внимания к людям, его деятельное добро - проявление сердечности. Он вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает. Иван Расторгуев - это хранитель русской земли. Люба Байкалова («Печки-лавочки») сочетает в себе ум, сердечность, верность нравственным устоям семьи. Она не обретает счастья в жизни, но сохраняет идеалы добра, чистоты и душевности.

Герои Шукшина постоянно размышляют о вечном, о добре и зле, о смысле жизни, призвании человека. Многие из них склонны к максимализму, не готовы к компромиссам. Они свято верят в реальность своего идеала, готовы до последнего защищать его («Космос, нервная система и шмат сала»). Поиск истины для них начинается с познания окружающего мира. Самые активные споры начинаются тогда, когда речь заходит о роли и назначении человека в жизни, о его душевных качествах и путях самосовершенствования Они пытаются все постичь своим умом, познать на собственном опыте. В духовных исканиях героя проявляются его натура, восприятие им действительности. Смысл жизни они видят в гармонии мира и человека.

Поп из рассказа «Верую!» становится страстным жизнелюбом, как бы воплощая в себе радость стихийной жизни. Неизлечимо больной Саня Неверов («Залетный») стремится оставить людям свои заветные мысли, добрую память о себе. Смысл жизни шукшинские герои находят в согласии с миром, которое возможно только тогда, когда человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить другим часть своей души. В. М. Шукшин восхищается героями-фантазерами, эдакими «чудиками», воспринимающими жизнь поэтически, стремящимися наделить ее легендой, наполнить сказкой. Талантливые люди почти всегда щедры. Им тяжело бороться с повседневностью, но они находят опору в любви ко всему живому, к природе. Алеша Бесконвойный, герой одноименного рассказа, ощущает: «Людей труднее любить, но вот детей и степь... он любил все больше и больше». Только согласие, любовь, лад делают мир прекрасным.

Задача человека - освободиться от эгоизма, тщеславия, мелочности. Но как вернуть прекрасное, если оно утрачено? Шукшинские максималисты требуют немедленного решения всех проблем. Они живут с твердым сознанием собственной правоты, считают себя вправе поучать людей, а потому нередко становятся одиноки. Такие персонажи, как Князев, Кудряшов, Глеб Капустин не способны прислушаться к голосу другого человека, их интонация всегда обличительна. Они стремятся сделать так, чтобы другим людям было лучше, но не признают возможности сомневаться, искать истину в чем-то другом. Из своего «целесообразного здания» Князев («Штрихи к портрету») изгоняет реальную жизнь обыкновенных людей, нравственные основы бытия, чувства доброты и любви. И постепенно в личности героя все более и более явственно проявляются эгоизм, озлобленность на людей. Естественно, что другие персонажи произведения отвергают его жизненную систему. Для того чтобы стать настоящим носителем истины, Князеву не хватает доброты и человечности. Похож на Князева местный просветитель Кудряшов («Психопат»). Оба эти героя активны, бескорыстны, готовы даже пострадать за свою веру. Они пребывают в заблуждении, но сами искренне верят в то, что говорят. Можно даже сказать, что они становятся жертвами жизни, потому что поглощают всю льющуюся на них ин- формацию, находятся под гипнозом чужих красивых фраз, по нятий, мнений. Они стремятся стать интеллигентами, но в результате не только ими не становятся, но и утрачивают те лучшие качества, которые были им присущи изначально: уважение к любому труду, доверие к людям. Их положение среди людей становится трагикомическим.

Шукшинские герои готовы постоянно пребывать в поиске истины. В этих противоречивых поисках, в заблуждениях, трудностях отразилось социальное и историческое состояние русского общества, важнейшие тенденции народной жизни. В них всегда присутствует жизнеутверждающее начало, с одной стороны, и идея целесообразности, пользы - с другой. При этом все любимые герои В. М. Шукшина ненавидят пошлость, мещанство, корысть. Мерилом ценности в произведениях писателя становится реальная жизнь. Отношение человека к жизни - вот основной критерий истинного, главное испытание героя «на прочность».

На уроке мы познакомимся с рассказом Василия Макаровича Шукшина «Микроскоп» (рис. 1).

Рис. 1. В.М. Шукшин

Рассказы В.М. Шукшина написаны народным языком. За основу языка автор берет устное народное творчество (рис. 2).

Рис. 2. Слова В.М. Шукшина о народном творчестве

В произведении мы познакомимся с характерным героем рассказов Шукшина - «чудиком».

«Чудик» - человек с виду странный, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству, и поэтому чуждый и непонятный обывателю. В.М. Шукшин в интервью газетам «Труд» и «Советская культура» говорил (рис. 3):

Рис. 3. Слова из интервью В. Шукшина

В рассказе перед нами предстает обычная семья. Глава семьи, столяр Андрей Ерин, -скорее ремесленник, чем мастер. Его работа не вызывает у него интереса, он работает так, чтобы получить зарплату. Имеет трех детей, жена не работает. Денег маловато, но на водку Ерин средств не жалеет. В его жизни нет увлечений.

Старший сын, пятиклассник, часто вслух учил уроки. Однажды, услышав от него про микробов, Ерин заинтересовался и очень захотел купить себе микроскоп (рис. 4):

Рис. 4. Отрывок из рассказа

Сто двадцать рублей в те времена были серьезной суммой, реакция жены была соответствующей (рис. 5):

Рис. 5. Отрывок из рассказа

Читатель не подозревает, что деньги потрачены на идею, которая в голове Андрея Ерина зрела давно. У каждого из героев свое мнение, своя правда. Мнение жены (рис. 6):

Рис. 6. Правда жены

Понять жену можно, но жизнь Ерина меняется с появлением микроскопа. Его образование закончилось в седьмом классе школы, в жизни он ни на что не мог рассчитывать, кроме неинтересной работы. В нем просыпается интерес исследователя (рис. 7):

Рис. 7. Отрывок из рассказа

Этот свет от появления радости в его жизни (рис. 8):

Рис. 8. Отрывок из рассказа

Читатель наблюдает за диалогом (рис. 9):

Рис. 9. Отрывок из рассказа

Жизнь Андрея Ерина изменилась: вернулся интерес. После того как в доме появился микроскоп, возникла увлеченность, то, что потерял герой рассказа в своей работе (рис. 10):

Рис. 10. Отрывок из рассказа

В его жизни появляются эмоции, появляется уважение окружающих. Деревенский народ воспринимает его как ученого (рис. 11):

Рис. 11. Отрывок из рассказа

Все рушится, когда жена узнает, что микроскоп - это не премия, а деньги, снятые со сберегательной книжки.

Для героя рассказ заканчивается почти трагично (рис. 12):

Рис. 12. Отрывок из рассказа

На страницах рассказов В.М. Шукшина продолжает жить его любимый герой - чудик. Человек с необычными мыслями, увлечениями, своим восприятием мира, странный и непонятный окружающим.

Список литературы

1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 9-е изд. - М.: 2013., Ч. 1 - 384 с., Ч. 2 - 384 с.

2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 - 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 - 11-е изд. 2010, 224 с.

3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 - 399 с.; Ч. 2 - 399 с.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. - М.: 2011. Ч. 1 - 286 с.; Ч. 2 - 222 с.

2. Интернет портал «ИнфоУрок» ()

3. Интернет портал «Русская историческая библиотека» ()

Домашнее задание

1. Какой язык характерен для рассказов В.М. Шукшина?

2. Какова тема рассказа «Микроскоп»?

3. Что вы можете сказать о характере главного героя?

В. Шукшин — талантливейший русский писатель. Определяющее место в его творчестве занимает изо-бражение русского национального характера. Шук-шин любит своего героя. Он сам писал, что «без любви к тем мужикам, без сострадания, скрытого или явно-го, без уважения к ним неподдельноготак о них не на-писать».

Герой рассказа «Мастер» —Семка Рысь, «забулды-га, непревзойденный столяр». Он «не злой человек», но «транжирит свои «лошадиные силы» на что угод-но поорать, позубоскалить, нашкодить где-ни-будь» . К тому же Семка временами «крепко пьет». На первый взгляд, совсем не привлекательный образ. Но постепенно автор, разворачивая повествование о ге-рое, приоткрывает такие стороны его души, которые заставляют читателя не просто проявить снисхожде-ние к Семке, но и залюбоваться им.

Во-первых, Семка «мог такой шкаф изладить, что у людей глаза разбегались». Мастера, равного ему, нет во всей округе. К герою приезжают издалека, делают заказы, платят большие деньги. Простой русский че-ловек одарен от природы, необыкновенно талантлив, мастеровит. Но по-настоящему удивляет Семка Рысь, когда мы видим его мытарства по поводу заброшенно-го храма. Герой умеет чувствовать красоту, ценить ее. Увидев талицкую церковку, он теряет покой. Очаро-ванный ее обаянием и восхищенный мастерством соз-дателя храма, Семка загорается желанием восстано-вить церковь. «Мне жалко, такая красота пропа-дет»,— говорит Рысь и начинает свои хождения. Терпеливо и последовательно идет он к своей цели. Выслушивает рядового батюшку, потом митрополи-та, затем отправляется в облисполком, потому что по-нимает: «Это — гордость русского народа, а на нее все махнули рукой». Сердце Семки полно патриотизма.

Образ героя в рассказе «Мастер» многогранен, как многогранен вообще русский характер.

Герой рассказа «Микроскоп», Андрей Ерин — тоже столяр. Он работает в маленькой мастерской при «Заготзерне». Однако «маленькому человеку» не чу-жды «высокие» интересы. Он готов «вламывать» в полторы смены, готов полностью быть лишенным за-работанной премии только ради того, чтобы обзавес-тись, к примеру, микроскопом и стать посвященным в таинства мироздания и науки. Андрей понимает, каким разговором с женой может быть чревато такое приобретение, и тем не менее, осуществив свою мечту, он «тихосиял».

С необыкновенной любознательностью разгляды-вает Андрей «микробов». Для него их существование в эти мгновения — вопрос наипервейшей важности. Невольно проникаются интересом к микроскопу жена и дети Ерина. Хотя жене, конечно, мужниного одухотворения не понять. Как только Зоя понимает, какой ценой достался Андрею микроскоп, она без ко-лебаний отправляется сдавать «счастливое приобре-тение» в комиссионку. Для Ерина же материальное второстепенно. Даже о детских шубках, о житейских проблемах он вспоминает в последнюю очередь. И горько ему становится от того что «быт» все-таки бе-рет верх.

Дядя Ермолай из одноименного рассказа Шукши-на трогателен своей честностью, которую он страстно пытается найти в других. Столкнувшись с откровен-ным и упорным враньем шаловливых мальчишек, Ер-молай искренне плачет от своего бессилия перед ло-жью. Сначала он требует от них признания, потом умоляет о нем, не ради открытия истины, а только ради самой правды, чтобы правда восторжествовала. У дяди Ермолая доброе сердце. Он обещал снять с мальчишек за вранье трудодни, но не снял, хотя те ни в чем и не сознались. Не снял, несмотря на то что обид-но Ермолаю было до слез.

Шукшин создал великое многообразие характеров. Его герои заставляют о многом задуматься, полюбить простого русского человека, удивиться ему. Справед-ливо сказал о шукшинских героях исследователь Э. Павляк: «Все эти шоферы, плотники, трактори-сты, деревенские «всезнающие» мудрецы, весельча-ки, высмеивающие всех и вся,— все эти люди, на пер-вый взгляд, неотесанные, казалось бы даже примитивные, в глубине души таят богатый мир переживаний ».

Урок-открытие «Праздник души». Чудаки и чудики в рассказе В.М.Шукшина «Микроскоп».

Цели урока:

Знакомство с многогранной личностью В. Шукши­на, с особенностями индивидуальной манеры писателя

Развитие умения анализировать рассказ «Микроскоп»;

Формирование нравственно-этических представлений.

Ход урока

Ι. Активизация внимания.

Сибирь в осеннем золоте,
В Москве - шум шин.
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвется в проводе:
- Шукшин: Шукшин: Шукшин…

Ι I . Слово учителя

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис­сер. Он не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Сегодня, исследуя рассказ “Микроскоп”, мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина (сообщение темы, цели).

ΙΙ I . ТЕМА

1.Эпиграф:

Откуда берутся такие таланты ? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного.

Василий Шукшин

О каких людях идёт речь? Много ли их?

Какое отношение имеет эпиграф к В.Шукшину?

(Запись темы и эпиграфа в тетрадь)

2. Проблемные вопросы:

Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чудикам»?

3. Слово о Василии Макаровиче Шукшине (1929 – 1974 г.г.)

До обидного мало – 45 лет прожил В. М. Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий. (Сообщение подготовленных учеников+ презентация).

- Многое ли ему довелось пережить в жизни?

В.Шукшин любил свою родину, почему он удивлялся свой любви? (война, холод, голод, безотцовщина, тяжкий труд)

4. Грани таланта.

Шукшин - писатель, мас­тер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ - исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микро­скоп»? Почему?

IY . Работа с текстом рассказа В.М. Шукшина «Микроскоп»

Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.

1. Словарная работа: «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна­ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

2. «Немного о сюжете»

3. Выразительное чтение

1) с начала до слов: «Он обзываться вслух не смел»

Кто прав, по-вашему, в конфликте? Только ли осуждения заслуживает Андрей Вырин? Почему? (Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо­ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз­ни, тем более он хочет возместить ущерб. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи­мого из-за причуд отца.)

2) «Неделю жил как во сне…»

Почему изменился Андрей Вырин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние

героя после появления в доме микроскопа.

Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

4. Сравнение героев рассказа.

Как в диалоге проявляются особенности характеров героев? (Здесь автор показывает и невежество, душевную пустоту и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

Почему Вырин не стал защищать своё открытие, а напился с Серегой?

Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

Понимаю: она продаст его.

Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На­до, конечно...

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.)

5. Характеристика

Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

Имя героя

Внешность

Черты характера

Суть “праздника” героя

Чувства героя в минуты “праздника”

Последствия (минусы) для героя и окружающих

Последствия (плюсы) для героя и окружающих

Изменения внешности и речи героя в минуты этих праздников

Почему они это делают?

6. Юмор. В рассказе немало смешного. (предварительное задание:приведите примеры).

в рассказе «Микроскоп»

Примеры

Эффект двойного разоблачения

«….Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то – микроскоп».

«Кого присудить? Не понял Сергей. Андрей похолодел.»

Язык персонажей, воссоздающий особенности их

образа мыслей.

«Догонют да ищо раз выдадут».

«Какого хрена болтаешься по дворам».

Емкость, многозначность слова

Скважина

Приёмы сатирического изображения

Большую часть его рассказов занимает диалог.

Что скрывает Шукшин - писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю­бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде­ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

7. Язык героев. Не менее важна для писателя речь персонажей, она изобилует просторечными выраже­ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди. (предварительное задание: найдите в тексте просторечные слова).

8. Вывод об особенностях изображения героев.

Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

V . Итог урока.

Объяснить мысль Шукшина: “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

- Главное качество, которое Шукшин ценил в человеке: помнить о добре и быть благодарным.

В чём проявился талант писателя?

Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чуди­кам»?

Вывод: Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

YII. Рефлексия. Отметить в тетради результаты своей деятельности на уроке рядом со словом «Итог»: открыл для себя новое – « + », не всё понятно – «+ -», ничего не понял « - ».

VIII .Домашнее задание:

На форматах А-3 записать выводы и наблюдения по тексту рассказа.