Какая система образования лучшая в мире. Топ стран с лучшим образованием. Что такое индекс уровня образования в странах мира

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) - комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) - это комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Один из ключевых показателей социального развития. Используется для расчета Индекса развития человеческого потенциала (Human Development Index) в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека.

Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования ее населения по двум основным показателям:

  1. Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
  2. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).

Эти два измерения уровня образования сводятся в итоговом Индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя в подавляющем большинстве они имеют показатель 0,9 или выше. При определении места в мировом рейтинге все страны ранжируются на основе Индекса уровня образования (см. ниже таблицу по странам), и первое место в рейтинге соответствует наивысшему значению этого показателя, а последнее - низшему.

Данные о грамотности населения поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО. Для развитых стран, которые уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, агрегируются Институтом статистики на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира.

Данный показатель, хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, были бы более репрезентативными, однако соответствующие данные отсутствуют для большинства стран. Кроме того, показатель не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам.

Индекс обновляется раз в два-три года, при этом отчеты с данными ООН, как правило, запаздывают на два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Считается эталоном академической подготовки. В основе системы обучения в Великобритании лежат многовековые традиции, но это не мешает ей быть современной и идти в ногу с новыми технологиями.

Дипломы английских школ и вузов ценятся во всем мире, а полученное образование служит отличным стартом для международной карьеры. Ежегодно более 50 тысяч иностранных студентов приезжают сюда учиться.

О стране

Великобритания, несмотря на свою консервативность, является одной из самых преуспевающих стран Европы. Она сыграла важную роль в создании парламентской демократии, развитии мировой науки и искусства, на протяжении нескольких веков именно эта страна была законодателем в мире искусства, литературы, музыки и моды. В Великобритании было сделано множество важных открытий: паровоз, современный велосипед, стереозвук, антибиотики, HTML и многие другие. Большую часть ВВП сегодня составляют сфера услуг, особенно банковское дело, страхование, образование и туризм, а доля производства уменьшается, занимая лишь 18% рабочей силы.

Великобритания - отличное место, чтобы попрактиковаться в английском и не только потому, что это государственный язык. Это также отличная возможность освоить «британский акцент» и познакомиться с культурой этой великой державы. Мифы о британской сдержанности несколько преувеличены - жителям будет интересно пообщаться с вами, а любой продавец в магазине с удовольствием поговорит о погоде и местных новостях перед тем, как выдать чек.

  • входит в топ-20 стран по уровню счастья по мнению аналитиков международного проекта «Сеть решений устойчивого развития» (2014-2016)
  • входит в топ-10 стран мира по уровню жизни Prosperity Index-2016 (5 место по условиям для ведения бизнеса, 6 место по уровню образования)
  • Лондон - 3 место в рейтинге лучших городов в мире для студентов (Best Student Cities-2017)

Среднее образование

Каждая британская школа имеет историю и многовековые традиции, передающиеся из поколения в поколение. Среди выпускников частных школ - члены королевской семьи и выдающиеся люди: принц Уильям и его отец принц Чарльз Уэльский, премьер-министры Великобритании Уинстон Черчилль и Невилл Чемберлен, математик и писатель Льюис Кэрролл, Индира Ганди и многие другие.

Большинство британских школ расположены в маленьких городах или вдалеке от населенных пунктов и окружены великолепной природой, что обеспечивает безопасность проживания и обучения ребят. Классы небольшие, по 10-15 человек, поэтому преподаватель хорошо знает каждого ученика и его особенности. Помимо основной программы важное место отведено творческим и спортивным занятиям - от хоккея на траве до гончарного дела.

Иностранные студенты могут поступить в частную школу-пансион в 14 лет на программу GCSE - программу средней школы, по окончании которой студент сдает 6-8 экзаменов и далее проходит на программы старшей школы A-level или International Baccalaureate (IB) . Если на A-Level школьник выбирает 3-4 предмета для изучения, то на IB – 6 из 6 тематических блоков: математика, искусство, естественные науки, человек и общество, иностранные языки, основной язык и литература. Ребята выбирают обязательные и дополнительные предметы, согласно своим планам на высшее образование. Начиная с 9 класса, со школьниками работают консультанты по поступлению в вуз, которые помогают определиться с направлением обучения, выбрать подходящие университеты и качественно подготовиться к подаче заявления.Диплом старшей школы позволяет ученикам поступать в университеты по всему миру.

Высшее образование

Великобритания - лидер в сфере высшего образования на протяжении уже нескольких веков. Высокое качество образования подтверждается независимыми рейтингами.

Конечно, самые известные вузы с безупречной репутацией, в которые стремятся попасть абитуриенты со всего мира, - это University of Oxford и University of Cambridge. Тем не менее, и другие британские вузы, например, University of Edinburgh, University of Exeter. University of Sheffield дают качественную подготовку во всех областях знания.

  • 6 британских вузов входят в топ-20 по рейтингу QS 2016/2017
  • 7 вузов - в топ-50 по рейтингу THE World University Rankings-2016
  • 8 вузов - в топ-100 Шанхайского рейтинга-2016

Ученики начальной школы Северной Ирландии показали шестой результат в мире, и это лучший показатель в Европе. Результаты Англии не улучшились с момента испытаний четырехлетней давности.

Эти международные рейтинги - Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS) - публикуются каждые четыре года. Они основаны на результатах тестирований, в которых приняли участие более 600000 студентов из 57 стран в возрасте от 9 до 10 и от 13 до 14 лет.

1. Сингапур

2. Южная Корея

3. Тайвань

4. Гонконг

7. Казахстан

9. Ирландия

11. Англия

Результаты Англии выше среднего уровня и лучше, чем у многих европейских стран, но какого-либо существенного прогресса в рейтинге не произошло несмотря реформы школьной системы .

В последних международных тестированиях TIMSS по математике среди учеников начальных классов Англия упала на один пункт рейтинга, переместившись с 9-го на 10-е место. Результаты средних школьников также ухудшились. Вместо 10-го места Англия заняла 11-е.

Когда эти же самые тестирования проводились в 2007 году, Англия была шестой в математике. Сейчас это место занимает Северная Ирландия.

В естественных науках учащиеся начальных школ Англии остаются на 15-м месте, в то время как ученики средних классов поднялись с 10-го на 8-е место.

1. Сингапур

2. Гонконг

3. Южная Корея

4. Тайвань

6. Северная Ирландия

8. Норвегия

9. Ирландия

10. Англия

Министр по делам школьного образования Англии Ник Гибб отметил, что результаты, которые показали английские ученики, были более «интересными и уверенными», чем у многих международных конкурентов.

«Новый более требовательный учебный план по математике для младших школьников начали использовать с сентября 2014 года. Мы ожидаем, что будущие тестирования TIMSS отразят прогресс», - заявил господин Гибб.

Между тем, лейбористка Анжела Рейнер заявила, что результаты были достигнуты вопреки «постоянной перековке и переправке экзаменов, школьных структур и учебных программ».

Лидер Национальной ассоциации старших преподавателей Рассел Хобби отмечает, что нехватка квалифицированных учителей по математике и естественным наукам не дала Англии задержаться в «высшем дивизионе» международного образования.

Северная Ирландия очень уверенно показала себя в тестировании по математике среди учеников начальных классов. Страна сохранила ту же позицию, что и четыре года назад, и является первой в группе, следующей за лидерами рейтинга – странами Азии.

Это ставит молодежь Северной Ирландии впереди школьников из таких стран, как Финляндия и Норвегия, которые, как правило, отличаются высокой успеваемостью. Шотландия и Уэльс не участвовали в этих испытаниях.

Результаты испытаний, проведенных в 2015 году, выделили группу стран, демонстрирующих высокие достижения. Они нарастили свое преимущество по сравнению с предыдущими тестированиями. Все эти государства находятся в Азии.

Несмотря на международный успех Сингапура в тестировании, были опасения по поводу молодых людей, оказавшихся под слишком большим давлением.

Министерство образования Сингапура заявило, что образование является большим, чем просто получение высоких оценок.

Топ-10 результатов тестирования учеников средней школы по математике:

1. Сингапур

3. Тайвань

4. Южная Корея

5. Словения

6. Гонконг

9. Казахстан

10. Ирландия

Финляндия, чья модель образования часто используется для улучшения школьных систем в других странах, ухудшила свои позиции в этих рейтингах.

Тестирования проводятся Международной ассоциацией по оценке достижений в области образования Нидерландов и Бостонским колледжем США.

Исполнительный директор тестирований TIMSS Ина Маллис заявила, что общие результаты принесли «много хороших новостей» о школах: баллы, набранные участниками, повысились, а также большее количество детей, чем раньше, отметили, что школа является безопасной для них средой.

Профессор Маллис отметила, что успех азиатских стран отражает «согласованность» их подхода и «культуру погружения в образование».

«Остальная часть мира проигнорировала свою работу, и еще больше отстала от таких стран, как Сингапур и Южная Корея», - сообщила она.

Топ-10 результатов тестирования учеников начальной школы по математике:

1. Сингапур

2. Южная Корея

5. Гонконг

6. Тайвань

7. Финляндия

8. Казахстан

Наиболее важным общим фактором успеха является качество и доступность обучения, сказал директор TIMSS Майкл Мартин.

И достижение Сингапура, думается, не могло бы стать реальностью, если бы образование в этой стране не было бы приоритетом.

«Образование имеет огромное значение в этих странах», - сказал другой руководитель проекта тестирования, доктор Дирк Хастедт.

Стоит также отметить успехи российских школьников. Во всех четырех рейтингах страна находится примерно в середине первой десятки.

*Если терминология этого текста вам незнакома, то обратитесь к системному администратору на работе.
Протестировать возможности системы на своем компьютере, зарегистрировавшись на тестовый вебинар, вы можете по этой ссылке.

К программному обеспечению:

  • Установленный Adobe Flash Player, версия 10.3 и выше (рекомендуется 11 +). Загрузить с сайта производителя или проверить текущую версию .

К оборудованию

  • Колонки, наушники или встроенный динамик (для того, чтобы слышать ведущего)
  • Рекомендуется компьютер с процессором Intel Celeron от 2 ГГц (или аналог) и выше, 1 Гб оперативной памяти
  • Для хорошего соединения требуется, чтобы у вас на компьютере был открыт порт 1935. Если порт окажется закрытым, то система также сможет работать, но будет туннелировать трафик через порты 443 и 80 по протоколу RTMPT (RTMP, обернутый в HTTP). В этом случае могут возникать некоторые задержки в видео и аудиотрансляциях, а в нередких случаях и прерывания связи. Кроме того, файервол может не пропускать такой HTTP-трафик.
    Для того чтобы этого избежать рекомендуется обратиться к вашему системному администратору с просьбой открыть порт 1935 и протокол RTMP как минимум для следующих ip-адресов:
    • 83.222.97.138 - основной медиасервер
    • 188.127.242.89 - резервный медиасервер
    • 188.127.248.17 - сервер для просмотра записей
  • Если у вас в сети используется NAT или прокси-сервер, то при определенных его настройках, через некоторые, примерно одинаковые, периоды времени (1-2 минуты) после подключения могут происходить самопроизвольные разрывы связи. В этом случае следует обратиться к администраторам вашей сети с просьбой настроить NAT (требуется снять ограничение на количество пакетов, приходящих в единицу времени с вышеуказанных ip; разрешить keepalive-соединения).
  • Для достижения максимального качества работы виртуальной комнаты рекомендуется во время работы в ней не загружать компьютер другими процессами, желательно закрыть все неиспользуемые программы.
  • Если вы используете Windows XP + Internet Explorer 7-8, то может ощущаться сильное замедление работы административной части системы (личного кабинета). В этом случае рекомендуется, либо использовать любой другой браузер (включая Internet Explorer 9, Chrome, FireFox, Opera и др.), либо, если такой возможности нет, то установить специальный ускоритель для IE 7-8 от Google (Google Chrome Frame). Загрузить с сайта производителя
  • Рекомендуем использовать самую последнюю версию браузера, Adobe Flash Player и драйверов аудиокарты.
  • Для качественной связи желательно использовать высокоскоростное проводное соединение, т.к. беспроводной канал является очень нестабильным.

Если взять рейтинг образования по всему миру, Россия не занимает в нем первые места, оказывается на 20-40-х позициях. Что это – некомпетентность отечественных педагогов или предвзятое отношение западных рейтинговых агентств в оценке уровня российского образования? В этом вопросе разбирались специалисты портала.

Зачем составляются?

Составители, заказчики рейтингов преследуют бизнес-цели. Им нужно продавать услуги высших учебных заведений, повысить посещаемость собственных веб-ресурсов. Кроме того, высокие позиции по публикуемым показателям – это престиж не только самих университетов, но и стран, в которых они находятся, позволяет привлекать и человеческий капитал, и инвестиции.

Вслед за этим в строке экспорта такой страны увеличивается доля образовательных услуг. Это важный фактор, чем лучше развит экспорт услуг в стране, тем сильнее экономика. Например, в США на долю услуг приходится 78% от ВВП, на промышленность – 21 %, и всего 1 % – на сельское хозяйство. То есть, из 18,5 трлн долларов ВВП, 14,5 трлн приходится на услуги. ВВП Великобритании – пятый по счету в мировом рейтинге. Страна захватила 10% мирового рынка услуг, что делает ее экономически сильной и устойчивой. Лидирующие позиции на мировом рынке услуг – залог мощного экономического роста.

Некоторые данные

Часть этого рынка – образование. Ежегодно свыше 4 млн студентов обучаются за рубежом.

Они выбирают университеты, исходя из рейтингов, первые места в которых занимают США и Европейские страны. Поэтому на США приходится около 20% всех иностранных студентов – это около 800 тыс. человек. На Великобританию – чуть больше 11% или около 450 тыс. человек.

Российским университетам удается привлечь 5% зарубежных студентов, уступая Австралии (7,5-8%), Франции (7,5-8%) и Германии (6-7%). Здесь отечественные ВУЗы опережают КНР (менее 2%), Южную Корею (около 1,5%), Малайзию и Сингапур (каждая привлекают по 1,2%).

Из общего количества студентов треть приходится на следующие страны:

  1. Китай – чуть более 15%;
  2. Индия – около 6%;
  3. Южная Корея – 3,5-3,7%;
  4. Германия – 2,6-2,8%.

Наибольшим спросом у студентов, исходя из распределения общего количества учащихся, пользуются направления:

  1. Бизнес – 22-23%;
  2. Инженерное дело – 14-15%;
  3. Гуманитарные науки – 14-15%;
  4. Право, социология – 12-13%.

Борьба университетов за первые места в мировых рейтингах – это метод повышения экономического роста страны.

Какие рейтинги?

Существует разные показатели, основанные на различных системах оценивания. Некоторые из них представлены в таблице ниже:

ТОП-5 по разным системам оценивания

ТОП-5

Место России

Уровень образования

Австралия, Дания, Новая Зеландия, Норвегия, Германия

Лучшие университеты мира по версии TIMES HIGHER EDUCATION

Оксфорд, Кембридж, Калифорнийский Технологический институт, Стэнфордский Университет, Массачусетский Технологический институт

194 (Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова)

Эффективность национальных систем образования

США, Швейцария, Дания, Великобритания, Швеция

Международное исследование качества чтения и понимания текста (по результатам учащихся 4-х классов)

Гонконг, Россия, Финляндия, Сингапур, Северная Ирландия

Международное исследование качества математического образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Россия (углубленное изучение), Ливан, США, Россия, Португалия,

Международное исследование качества естествонаучного образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Словения, Россия, Норвегия, Португалия, Швеция

Если российские школы достойно справляются с возложенными на них функциями, возникают вопросы к системе высшего образования. Почему, получая неплохо подготовленных студентов, отечественные ВУЗы не составляют конкуренции американским, английским, немецким университетам?

Проблема кроется в подходах оценивания и направлениях, которые берутся за основу, а именно:

  1. Образование;
  2. Наука;
  3. Интернационализация;
  4. Коммерциализация.

Отечественные специалисты объясняют неблагоприятные данные по России в зарубежных рейтинговых агентствах несовершенной системой оценивания. Объекты изучения – ВУЗы – для них представляются в качестве научно-исследовательских учреждений.

Простой пример. Один из параметров оценивания – соотношение количества обучающего персонала и студентов учреждения. На одного российского преподавателя приходится 8 учащихся. В зарубежных ВУЗах это соотношение в 2,5 раза выше – 1 к 17. Сказываются разные подходы, отечественный путь выдвигает на первое место работу в аудиториях, на Западе преимущество за самостоятельным обучением.

Кстати, за счет этого показателя России удалось подняться в рейтинге, но планируется изменение соотношения, после которого на одного отечественного преподавателя будет 12 студентов. Это понизит страну в списках, ухудшит привлекательность обучения в российских университетах для иностранцев.

Университеты вынуждены меняться под давлением требований, которые диктует новое время. Их деятельность необходимо учитывать с позиций внедренных инноваций, внесения новшеств в экономику, а также их роли в развитии регионов страны. Расширение направлений оценивания позволит избежать противоречий и составлять объективный рейтинг.