Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe - форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Учение о значимых частях слова (морфемах) называется морфемикой .
По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).
Окончание - изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий - рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени - лица и числа, в прошедшем времени - рода и числа.
Нулевое окончание - окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил - на ед. ч. м. р.
Чтобы выделить окончание , следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.
Основа
Основа - часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а .
Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).
Корень - главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег - бережок - береговой - прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.
Приставка , или префикс (от лат. praefixus - прикреплённый спереди) - служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый .
Суффикс (от лат. suffixus - прикрепленный, приколоченный) - служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать - привыкнуть, читатель.
Основа, равная корню, называется не производной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).
Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими .
Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро - утренний, знают - знающий, правда - неправда ).
Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать - форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший - форма превосходной степени прилагательного чистый, писал - форма прошедшего времени глагола писать ).
В русском языке одни и те же приставки служат для образования слов разных частей речи (собеседник, состояться; признать, признак ), а большинство суффиксов служат для образования какой-либо одной части речи (-чик-, -ость и др. - имён существительных, -ск-, -н- и др. - имён прилагательных, -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- и др. - глаголов, -о-, -е-, -ому-, -ему-, -и- и др. - наречий).
Морфемика - это раздел русского языка, который изучает строение слова.
Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.
Среди морфем выделяются словообразовательные (приставка, суффикс), служащие для образования новых слов, и словоизменительные (окончание, суффикс прошедшего времени глаголов -JI9 суффиксы -ЕЕ, ЕЙ, -ШЕУ при помощи которых образуется простая превосходная степень прилагательных и наречий), служащие для образования форм слова.
Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Чтобы выделить окончание, надо изменить слово: доска - доски, красивый - красивого, лечу - летит.
Окончание выражает разные грамматические значения:
Рода, числа и падежа - у существительных и цри- лагательных;
Лица и числа - у глагола в настоящем и будущем времени;
Рода и числа - у глаголов в прошедшем времени.
При помощи окончания новые слова не образуются,
образуются формы слова.
Окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.
Не имеют окончаний неизменяемые слова:
Наречия (быстроу,
Деепричастия (разговаривая);
Прилагательные в сравнительной степени (красивее);
Несклоняемые существительные (депо).
Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).
Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова. Она выражает лексическое значение слова.
Виды основ:
Непроизводная (нет приставки, суффикса: дом);
Производная (образована от других слов: домик);
Производящая (от нее образуется другая основа: дом - домик).
Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
В слове может быть один корень (цветной) и несколько (цветово^)9 такие слова называются сложными.
Слова, имеющие одинаковый корень, называются од-
покоренными (водный, подводный, "вода, заводь, водянистый, по&водник).
Существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (ёора, Горный,
угореть, загореть, перегореть), они не являются одно- коренными.
Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
(вода, подводный).
Приставки вносят дополнительное значение в слова.
Кроме исконно русских приставок (о-, от-, под-, над-, пере-) существуют и иноязычные (контр-, суб-, ад-, ин-, кон-, об-).
В слове может быть несколько приставок: "безвыходный.
Среди приставок есть синонимичные (выгнать - изгнать) и антонимичные (влететь - вылететь).
Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова не выделяются: восторгаться.
Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новщх слов (тон-
кбстЬ, тонкбвапЬый; гонимый, гон^пЦий; водякой, во-
дякиспЬый).
В слове может быть один суффикс (водякой) или несколько (водянистый).
Многие суффиксы свойственны определенным частям речи:
Ость, -онк9 -телъу -щик - существительным; -ущ, -ющу -ащ, -ящ, им, -ом, -ем - причастиям; -ыва, -ивау -овау -ева - глаголам. Постфикс - это часть слова, которая стоит после окончания: -сь и -ся.
1. Укажите, в каком ряду все слова имеют окончание.
а) заяц, солнцем, верхом (скакать)
б) белым, касается, подошли
в) увидел, справа, второй
г) заточил, (о) переезде, дважды
2. Укажите, в каком ряду все слова имеют нулевое окончание.
а) овощ, плащ, речь
б) Ростов, вперед, настежь
в) рассказ, полночь, вишь
г) плеть, (с) плеч, вскачь
3. Укажите, в каком ряду все слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания.
а) поражение, забияка, заведенный
б) загашенный, инициатива, кавалерия
в) застелил, остановка, разгрузка
г) осязание, племенной, заговорщик
4. Укажите, в каком ряду все слова имеют несколько суффиксов.
а) попадание, заболевание, породниться
б) бахрома, встрепенуться, изыскание
в) капитуляция, лотерея, официальный
г) поведение, рассредоточенный, скомканный
5. Укажите, в каком ряду все слова имеют 2 приставки.
а) поодаль, безудержный, неодаренный
б) понаслышке, бесчувственный, неразговорчивый
в) понемногу, несдержанный, нездешний
г) вдвойне, нераспечатанный, небезынтересный
6. Укажите, какое из данных слов не является одно- коренным.
а) пригорелый в) горный
б) гореть г) угарный (газ)
7. Укажите слова, которые состоят из 5 морфем.
а) напоминать в) судоходство
б) напряженность г) пробрался
8. Укажите ошибки, допущенные при морфемном разборе слов.
а) план-ир-ов-а-ть в) магнет-изм
б) кастрюл-я г) от-тир-а-ть
9. Укажите, в каких случаях морфемный разбор слов выполнен верно.
а) аук-ци-он в) де-кабрь
б) вел-ич-ин-а г) кремн-ий
10. Укажите слова, морфемный состав которых соответствует схеме
«корень 4- окончание».
а) порода
б) жуткий
в) забота
г) касторка
11. Укажите слова, в которых основа равна корню.
а) помидор
б) архаизм
Слово состоит из частей: приставки, корня, суффикса, окончания. Их также называют морфемами. Приставка, корень и суффикс составляют основу слова, они являются значимыми частями слова. Говоря иначе: слово состоит из основы и окончания. Раздел науки, который изучает строение слов и способы их образования, называет словообразованием . Следует разделять понятия морфемного и словообразовательного разбора.
Названия и обозначения
Каждая часть слова имеет название и визуальное обозначение (начертание). Обозначения - как бы «маркеры», которые пририсовывают к соответствующей части слова сверху, снизу или обводкой.
— приставка (или префикс)
— корень
— суффикс и постфикс
— окончание
— основа и соединительная гласная (или интерфикс)
Покажем обозначение морфем на примерах: аван гард н ый , абзац , без вы ход н ый
В тетрадных листах обычно слова пишут шариковой ручкой, а части слов выделяют карандашом или шариковой ручкой другого цвета. На школьных досках части слов выделяют мелком или маркером цветом, отличающимся от цвета слова. Наш сайт содержит краткий словарь морфемных разборов с наглядным обозначением морфем.
Группы морфем
Морфемы разделяются на три группы:
- корневая морфема - корень;
- словообразующие морфемы - приставка, словообразующий суффикс;
- формообразующие морфемы - окончание, формообразующий суффикс.
В основу слова входят корень и словообразующие морфемы.
Рис 1. Схематическое представление частей слова
Вне рамок школьной программы используется иная терминология для некорневых морфем - аффиксы. Существуют и другие морфемы и их комбинации, но они не входят в школьную программу, поэтому мы их подробно не рассматриваем.
Любая из морфем может отсутствовать в слове, в том числе корень. Однако некоторые учёные считают, что отсутствие корня в действительности является наличием нулевого корня.
Видоизменение морфем
Части слова могут подвергаться выпадению звука либо замене одного звука другим. Такие видоизменения могут возникнуть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова:
. в приставках: от
резать - ото
рвать, раз
делить - рас
писать;
. в корнях: орос
ить - орош
ение, прос
ит - упраш
ивает, береч
ь - берег
у - береж
ный;
. в суффиксах: сучок
- сучк
а - сучочек
;
. в окончаниях: водой
- водою
, в лесу
- о лесе
.
Морфемика - это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.
Морфема - это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.
Значимые части слова
Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой - :
Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах
корнем является -сол -, который содержит общий смысл родственных слов.
Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются :
Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются :
Окончание слова
Окончание - это изменяемая часть слова , окончание служит для связи слов в предложении и указывает на форму слова . Окончание обозначается .
слон, слоны , о слонах
Обратите внимание, что окончание может быть нулевым, в этом случае ставится просто пустая клетка.
Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:
горячо, тепло, стыдно
метро, пальто, кофе
Основа
Основа - это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается :
Основы бывают производные и непроизводные. Непроизводная основа - это основа, состоящая только из корня, например.
Урок русского языка
Тема: «Состав слова. Значимые части слова»
Тип урока: обобщение знаний, повторение.
Планируемые результаты:
Личностные - устойчивый познавательный интерес к русскому языку
Коммуникативные - слышать и слушать других учащихся, приходить к общему решению в совместной деятельности
Познавательные - проводить наблюдения над языковыми единицами
Предметные - распознавать морфемы, членить слово на морфемы, выполнять морфемный разбор
Метапредметные - владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста.
Задачи:
1. Закрепление понятия морфемы как значимой части слова.
2. Обучение правилам и навыку морфемного разбора слова.
3. Развитие орфографической зоркости
Ход урока:
Организационный момент. Запись числа в тетради.
2. Постановка темы, цели урока.
Посмотрите на доску, что за значки вы видите?
Расшифруйте значки: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.
Назовем эти понятия одним словом - морфемы
- Что такое морфема? (морфема - это наименьшая значимая часть слова)
Как вы думаете, какой может быть тема нашего урока? (состав слова, значимые части слова)
3.Для работы предлагаю вам КАРТУ, в которой прописаны упражнения для работы. В ходе нашего урока вы так же сможете оценить свою деятельность и получить заслуженную отметку.
Отгадаем загадку:
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.
МОРФЕМИКА - особый раздел науки о языке
Разберем слово по составу.
1 шаг.
Окончание (сообщение ученика) значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в словосочетании, предложении. Окончание может указать на часть речи.
Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.
Задание: выделить окончания в словах.
Зима, зимний, снежинка, заморозит. (макс. 4 балла)
Вопрос повышенной сложности : в каких частях речи можно обозначить окончание?
2 шаг
Основа (сообщение) - это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова. В основе слова может быть одна морфема(корень), но может быть и больше.
Задание: выделить основы слов.
Перемена, пришкольный, звонок, учительница. (макс. 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие морфемы входят в состав основы?
3 шаг
Корень (сообщение) - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Для того чтобы выделить корень надо подобрать однокоренное слово.
Задание: Найти однокоренными слова, выделить корень.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
А.С. Пушкин.
Однокоренные слова: старик- старуха- старухой (стар-); пряла- пряжу (прял-/пряж-); тридцать- три (три-). (макс 3 бала)
Вопрос повышенной сложности:
4 шаг
Суффикс (сообщение) - суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.
Задание: в словах выделить суффиксы.
Гармонист, летчик, ежик, домишко. (макс 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие значения слова может указывать суффикс?
березонька - уменьшительно- ласкательное
тараканище - значение преувеличения
футболист - значение лица
5 шаг
Приставка (сообщение) - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы выделить приставку, нужно подобрать ряд однокоренных слов и с помощью сравнения выделить данную часть слова.
Задание: выделить приставки в словах
убежал, записать, распрекрасный, подберезовик. (макс 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие значения может иметь приставка?
Особенно это заметно у глаголов. Давайте устно выполним упражнение и подумаем, какую именно информацию может иметь приставка.
Я буду называть вам слова, вы - выделять у них приставки и определять их значение:
Выходить (вы-; движение из чего-либо).
Объезжать (об-; движение вокруг чего-либо).
Перебегать (пере-; движение через что-либо)
Влетать (в-; движение внутрь чего-либо).
Отпрыгнуть (от-; движение на отдаление от чего-либо).
6 шаг
Выполните морфемный разбор слов
Придорожный, нарисует, книжка, пенал. (макс 4 балла)
Подведение промежуточных итогов
подсчитаем максимальную сумму баллов
23 баллов - «5»
20-22 балла - «4»
17-19 баллов - «3»
ФИЗМИНУТКА
Работа с текстом:
Прочитайте текст и выполните к нему задания.
_____________________________
Наступила настоящая зима. Белым ковром покрыл снег всю землю. Дети радуются зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Сережа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Весело скользят коньки по гладкому льду.
Определите тему текста и озаглавьте его.
Найдите в тексте глаголы с приставками, выделите их.
Назовите однокоренные слова. Выделите корень.
Найдите имена существительные, состоящие из корня и окончания
Из последнего предложения выпишите слова с суффиксом - к-
Творческое задание
А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.
А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».
Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».
Суффикс возьмите из слова «обращение».
Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа (склонение)
Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)
В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)
Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)
Итог урока:
Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников. Предлагаю вам выразить свое восприятие урока при помощи изобразительных знаков (смайликов)
Сообщение и объяснение домашнего задания.