Утепляем металлический гараж. Инструкция по утеплению металлического гаража своими руками

Каждый автолюбитель мечтает о гараже, который станет не только надежным «жилищем» для любимого автомобиля, но и теплой обустроенной мастерской для работы в любое время года. Отделка гаража внутри – один из остро стоящих вопросов, так как она не только должна придавать аккуратный и уютный вид этому помещению, но и соответствовать особенностям строения, с учетом его эксплуатационной направленности.

Сегодня на строительном рынке нет дефицита в отделочных материалах – представлен очень широкий ассортимент с разными характеристиками и уровнями стоимости. Поэтому из этого многообразия вполне можно подобрать вариант, подходящий по всем параметрам для отделки гаражного помещения. Чтобы определиться с тем, какая из отделок подходит в максимальной степени, необходимо рассмотреть основные требования, предъявляемые к облицовочным материалам для подобных технических строений. Немаловажным критерием выбора будет являться и то, какой облик гаража хотелось бы получить в результате.

Для каждой из поверхностей внутри гаража следует выбирать облицовку, которая будет способна стойко выдержать определенную нагрузку, воздействие окружающей среды, агрессивность технических, обычно используемых в этом помещении.

Требования к отделке поверхностей гаража можно охарактеризовать следующим образом:

  • Полы гаража должны быть способны выдержать высокие весовые нагрузки.
  • Материал отделки стен – обладать высокой стойкостью к механическим воздействиям, в том числе ударам различной силы.
  • Для облицовки потолка необходим материал, имеющий определенную прочность и стойкость к различным испарениям.

Общие требования к отделочным материалам гаража состоят из таких пунктов:

  • Огнестойкость облицовки, так как в гаражном помещении обычно хранятся различные легковоспламеняющиеся вещества.
  • Стойкость поверхностей к химическим воздействиям.
  • Устойчивость к любому, пониженному или критически повышенному уровню влажности.
  • Стойкость к перепадам температур – особенно это необходимо, если помещение гаража не будет иметь отопления.
  • Немаловажным критерием является простота в очистке облицовки, стойкость к абразивному воздействию, так как достаточно сильные загрязнения в гараже не являются редкостью.
  • Длительный срок эксплуатации материала.

Кроме упомянутых эксплуатационных качеств, отделка должна иметь хотя бы минимально эстетичный вид, так как всегда приятнее работать не только в безопасном, но и аккуратно оформленном помещении.

Материалы для отделки гаража

Опираясь на названные выше характеристики, можно проанализировать различные варианты облицовки и учесть их достоинства и недостатки.

Бетонная отделка

Оштукатуривание стен и заливка бетонной стяжки пола являются традиционной отделкой для гаражного помещения Такой подход вполне соответствует большинству рассмотренных выше критериев, а сам материал отлично держится на стенах из кирпича, бетона или газобетонных блоков.

К положительным качествам подобной простейшей отделки можно отнести огнестойкость, прочность, долговечность, стойкость к механическим воздействиям, простоту проведения ремонта при возникновении такой необходимости, возможность приведения к задуманному виду с помощью окрашивания.

Есть конечно, у такого метода и свои недостатки:

  • К ним относят, в первую очередь, трудоемкость замешивания раствора и выравнивания его на поверхностях стен.
  • Чтобы произвести отделку стен и пола цементно-песчаной штукатуркой, необходимо обладать некоторыми навыками отделочника, так как небольшие недочеты подобных работ могут проявиться уже через несколько месяцев, при первых перепадах температур – это обычно проявляется появлением трещин, вздутий, отслаиванием или крошением материала.
  • Кроме трудоемкости нанесения и выравнивания раствора и обустройства стяжки, необходимо учитывать и то, что это – достаточно «грязный» процесс, требующий по его завершении масштабной уборки.
  • Решив выбрать этот вид облицовки, следует сразу учесть и то, что затрат потребует и декоративная отделка оштукатуренных поверхностей, которая продлит срок их эксплуатации и придаст им эстетичный внешний вид.

Самостоятельное оштукатуривание стен – задача не из легких

Оштукатуривание стен требует хороших навыков работы и определенной сноровки. Поэтому, если решено попробовать свои силы в проведении подобной отделки стен гаража, то рекомендуется для начала ознакомиться с «азами» технологии, перейдя по ссылке к статье посвященной .

Бетонный пол гаража – надежная основа

Бетонная стяжка на полу в гараже может играть роль окончательного покрытия, либо выступать надежной основой для укладки другого материала. Как лучше обустроить , в том числе и с качественной вентилируемой смотровой ямой – читайте в отдельной публикации нашего портала.

Выровнять пол стяжкой придется и в том случае, если в качестве напольного покрытия будет выбрана керамическая или модульная плитка, для монтажа которой необходима ровная прочная поверхность. Впрочем, и для деревянного настила гаражного пола бетонная основа тоже не станет лишней.

Использование гипсокартона

Вместо «мокрого» способа оштукатуривания, для выравнивания стен можно использовать так называемую «сухую штукатурку», более известную всем под названием гипсокартона. Листы ГВЛ могут быть закреплены непосредственно к стене на специальный клей или же на металлический каркас. Последний вариант используется в тех случаях, когда поверхность имеет большие перекосы или же если ее планируется утеплить. Правда, это будет в ущерб свободному пространству в гараже.

Для отделки стен гаража обычно используется влагостойкий и огнестойкий гипсокартон, имеющий обозначение ГКЛВО – его относят к самой низкой группе горючести Г1. Листы этого материала окрашены в серо-зеленый цвет, и на них нанесена красная маркировка.

Гипсокартон так же, как и все материалы обладает своими плюсами и минусами.

К первым можно отнести:

— относительно небольшой вес листов;

— простоту монтажа;

— по сравнению с «мокрым» способом нанесения штукатурки, процесс закрепления листов на стене и потолке проходит без лишнего строительного мусора;

— доступная цена на сам материал и на монтажные работы;

— гипсокартон при определенной подготовке может стать гибким, и им можно обшивать не только ровные поверхности, но и арочные конструкции, а также двухъярусные потолки сложных конфигураций;

— гипс, находящийся в конструкции листа, имеет свойство впитывать излишек влаги при повышенной влажности воздуха, а при его сухости отдавать ее в окружающую среду;

— из листов гипсокартона можно создавать перегородки, закрепляя его на каркас — это важно, когда в гараже планируется отделить небольшое помещение для переодевания или для мини-склада или мастерской;

— на стены, выровненные этим материалом, можно закрепить любую декоративную отделку, начиная от рельефной штукатурки и заканчивая керамической плиткой.

Единственным минусом отделки стен гипсокартоном, устанавливаемым на каркас, является низкая ударостойкость листов. Если же листы будут облицовываться прочным материалом, таким, как керамическая плитка, этот недостаток будет малосущественным.

В том случае, когда гараж не планируется утеплять, или же термоизоляция будет монтироваться по внешней поверхности стен, а отделка изнутри производится гипсокартоном, то лучше использовать технологию бескаркасного его монтажа.

Сложно ли крепить гипсокартон к стенам без каркаса?

В некотором роде, это даже проще, чем устанавливать каркасную обрешетку. – читайте в специальной публикации портала, в которой рассказано и о самой технологии, и о необходимых материалах.

Кроме выравнивания и отделки стен, гипсокартон отлично подойдет для обшивки потолка. С помощью его достаточно просто сделать потолочную плоскость идеально ровной и гладкой. Для создания подвесной конструкции, на которую и будет закреплена облицовка, используется специальный металлический профиль.

Ровный потолок за кратчайший срок!

В этой статье находится не только инструкция по монтажу элементов каркаса к капитальной поверхности потолка, но и по проведению электропроводки, а также установке осветительных приборов, встраиваемых в гипсокартонную конструкцию.

Отделка гаража керамической плиткой

Керамическая плитка практически идеально соответствует требованиям, которые необходимо соблюсти, выбирая отделку для гаражного помещения.

Плитка придает поверхностям аккуратность, она водостойка и огнеупорна, а также легко поддается как сухой очистке, так и с помощью моющих средств, причем ей не повредят и мелкие абразивные частицы, входящие в состав чистящих составов. Правильно уложенная плитка станет надежным покрытием для поверхностей, которое выдержит высокие нагрузки.

Для облицовки такого помещения, как гараж, рекомендовано использовать клинкерный или керамогранитный варианты отделочного материала, которые имеют высокую прочность и матовую нескользкую поверхность. Конечно, при желании сэкономить, для стен можно использовать и обычную керамическую плитку, подобрав ее по цвету к напольному клинкерному покрытию. Кроме этого, можно отделать высококачественной плиткой только нижнюю часть стен, которая больше подвержена загрязнениям и повреждениям, а верх оставить оштукатуренным и окрашенным, подобрав краску в тон плитке.

Недостатком керамической отделки для стен можно назвать ее достаточно большой вес и относительно высокую цену как на сам материал, так и на его монтаж. Поэтому прежде чем планировать покупку, стоит получить информацию о стоимости плитки в регионе месторасположения гаража и просчитать ее необходимое количество.

Отделочный материал монтируется на хорошо оштукатуренные поверхности и идеально обустроенную стяжку, поэтому в целом такая облицовка и подготовительные мероприятия к ней обойдутся недешево.

Хотите взяться за укладку керамической плитки самостоятельно?

Постараемся помочь нашему читателю в вопросах выбора оптимальной плитки и расчета ее требуемого количества, с подбором клея и с подробным описанием монтажных работ. Все эти вопросы – в публикации портала .

Отделка стен гаража вагонкой

Еще один достаточно популярная группа материалов для отделки стен и потолка помещения гаража – это вагонка – из натуральной древесины либо из пластика (ПВХ).

Этот отделочный материал (по своим конструктивным данным) обладает рядом положительных качеств, к которым относятся:

— простота его монтажа на стену или на обрешетку, закрепленную на капитальной поверхности;

— возможность установки панелей как вертикально, так и горизонтально, по желанию владельца;

— конструкция обрешетки под вагонку позволяет создать просвет, в который, при желании, может быть установлен утеплитель – пенополистирол или минеральная вата..

Физико-технические характеристики вагонки, изготовленной из разных материалов, значительно различаются между собой. Поэтому прежде чем оставить свой выбор на одной из них, необходимо определиться, какая больше подойдет для отделки гаража.

Деревянная вагонка

Панели, производимые из натуральной древесины, при применении их в качестве облицовки гаражного помещения, имеют свои достоинства и недостатки.

К достоинствам деревянных панелей можно отнести их следующие характеристики (при условии, если древесина прошла качественную обработку защитными составами — антисептиком и антипиренами):

— морозоустойчивость;

— антипирены значительно снижают горючесть до категории Г2;

— стойкость к механическим воздействиям;

— долговечность;

— экологическая чистота;

— широкий выбор естественных спокойных цветовых оттенков и фактурных рисунков.

Явными недостатками деревянной необработанной вагонки можно назвать:

— высокую гигроскопичность, а как следствие – вероятность появления колоний плесени и дальнейшее разрушение древесных волокон;

— подверженность повреждению насекомыми-вредителями;

— сложность в очистке поверхности от масляных и бензиновых пятен;

— высокую горючесть материала, определяемая группой Г4;

— не слишком большой срок эксплуатации.

Так как древесина – это натуральный материал, она имеет более высокую стоимость, в отличие от ПВХ-панелей, вне зависимости от того, прошла ли она защитную обработку или нет.

Следует отметить, что если имеется возможность приобрести необработанную деревянную вагонку высокого качества, то можно хорошо сэкономить, «доведя ее до ума» самостоятельно. Для этого приобретается специальный пропитывающий состав, включающий в себя антипирены и антисептические компоненты. Это средство значительно снизит горючесть материала, сохранит его от вредителей, а также придаст ему приятный теплый оттенок. Если защитное средство наносится в два - три слоя, то оно способно заменить даже лаковое покрытие. Хотя, для условий использования деревянной обшивки в гараже, слой лака тоже никогда не будет лишним, так как он защитит облицовку от впитывания масляных пятен и позволит осуществлять влажную очистку стен.

Как монтируется деревянная вагонка?

С такой задачей должен справиться даже начинающий мастер, ранее не выполнявший подобных операций. Со всеми подробностями описана в специальной публикации нашего портала.

Можно сразу же отметить, что вагонка ПВХ, также используемая для облицовки стен или потолков, монтируется по тому же принципу.

На пол гаража также может быть настелено дощатое покрытие. Шпунтованные доски также соединяются между собой по принципу «шип-паз», но, естественно, имеют большую толщину, которая может варьироваться от 35 до 50 мм, так как на полы выпадает максимальное давление, учитывая массу автомобиля и динамические нагрузки. Доски так же, как и деревянные панели для стен, должны пройти цикл предварительной подготовки. Однако, нужно справедливо заметить, что деревянный пол для гаража никак нельзя считать лучшим вариантом покрытия.

Пластиковые панели

ПВХ-панели, как и любой строительный материал, имеют свои недостатки и преимущества, которые также необходимо знать, выбирая облицовку для гаражных стен.

В первую очередь необходимо отметить, что для рассматриваемых условий рекомендовано приобретать материал, предназначенный для облицовки фасадов или же специально для гаража, так как он имеет более подходящие характеристики, особенно учитывая то обстоятельство, что чаще всего это помещение является неотапливаемым.

Итак, достоинствами ПВХ-облицовки можно назвать следующие ее качества:

— пластиковая вагонка легко очищается от различных загрязнений;

— легкий вес панелей упрощает их монтаж, который может быть произведен на каркасную обрешетку или же непосредственно на стену;

— низкая гигроскопичность, то есть отделка практически не впитывает воду;

фасадные панели хорошо переносят перепады температур, кроме экстремально низких;

— разнообразие расцветок и рисунков, в том числе и имитация деревянной фактуры;

— эстетичность материала;

— не требует дополнительной обработки и окраски;

— достаточно высокая прочность;

— легко заменить единичные, случайно поврежденные ламели, не разбирая всей обшивки;

— низкая стоимость отделки;

— возможность самостоятельно осуществить монтаж.

Недостатками пластиковой вагонки считается:

— при очень низких температурах материал становится хрупким, и при механическом воздействии может сломаться.

Если планируется произвести монтаж вагонки на обрешетку, нужно учитывать, что площадь гаража уменьшится, примерно, на 60÷70 мм с каждой из сторон.

Монтаж пластиковой вагонки – доступен каждому

Самая ответственная операция – правильно установить каркасную обрешетку, а дальнейшие действия уже напоминают игру в детский конструктор. Как проводятся монтажные работы по – читайте в отдельной публикации нашего портала.

Обшивка стен и потолков листами ОСП

Утепляемые изнутри стены гаража могут быть также обшиты фанерой, а еще лучше — листами ОСП (ориентированно-стружечная плита), состоящими из нескольких слоев тонкой деревянной стружки, имеющей относительно крупный размер.

В качестве связующих для измельченной древесины производители используют разные материалы – это могут быть смолы хвойных деревьев и парафины или же формальдегидные смолы. В любом случае, полимеризация этих веществ завершается через 2÷3 месяца после изготовления листов, поэтому и испарение вредных веществ прекращается примерно через такое же время, и значимой опасности с точки зрения эмиссии формальдегида они уже представлять не будут.

Таблица допустимых характеристик панелей (листов) ОСП:

Показатели Единица измерения Толщина листов в мм.
6÷10 10÷18 18÷25 25÷30
Допуски номинальных размеров по длине и ширине. мм ±3 ±3 ±3 ±3
Допуски по толщине. мм ±0,8 ±0,8 ±0,8 ±0,8
Прямоугольность, максимальные отклонения мм/м 2 2 2 2
Влажность % 2÷12 2÷12 2÷12 2÷12
Разброс плотности в пределах одного листа % ±15 ±15 ±15 ±15
Содержание формальдегида по EN-13986 Класс E1 максимально 8 мг/100 г.;
Класс E2 максимально 8÷30 мг/100 г.
Плотность кг/м³ 620÷635 595÷615 570÷590 550±10%

ОСП (в зарубежной аббревиатуре OSB) подразделяется на несколько типов и имеют цифровое обозначение от 1 до 4. Для обшивки стен и потолка гаража следует выбирать листы ОСП-3 или ОСП-4, так как их характеристики в максимальной степени соответствуют условиям этого помещения.

ОСП-3 – это самый используемый тип материала. Он имеет достаточно высокую прочность и среднюю влагостойкость, но если листы будут применены в неотапливаемых помещениях, то их необходимо предварительно обработать влагоотталкивающими составами.

ОСП-4 является самым прочным типом, который может быть использован как для внутренней, так и для внешней отделки. Материал отлично противостоит внешним воздействиям и хорошо переносит перепады температур. Правда, и цена на этот тип ОСП существенно превышает стоимость на всех других разновидностей.

К положительным качествам ОСП-4 также можно отнести следующие его достоинства:

— Низкий уровень влагопоглощения, поэтому листы не деформируются, не разбухают и не покрываются плесенью под влиянием повышенной влажности воздуха.

— Длительный срок эксплуатации.

— Небольшой вес и. в связи с этим – простота монтажа.

— Неплохие показатели тепло- и звукоизоляции.

— Антисептические добавки, входящие в состав ОСП, исключают биологическое разложение, появление и развитие микрофлоры и гнезд насекомых.

— Ценовая доступность, по сравнению со многими другими типами облицовки.

К недостаткам ОСП относят максимальную категорию горючести панелей – Г4, а также уже упомянутую выше эмиссию входящего в состав связующих формальдегида. Впрочем, для гаражных условий даже класс Е2 будет вполне приемлемым.

ОСП хорошо поддается окрашиванию, но предварительно панели следует загрунтовать. Кроме этого, стены, обшитые таким материалом, могут быть облицованы керамической плиткой или «гибким камнем», монтируемым на плиточный клей. Такая финишная отделка станет для стен дополнительной защитой от загрязнений и увеличит общую пожаробезопасность.

Видео: Еще один вариант облицовки стен гаража – профнастил

Напольное модульное покрытие

Модульные покрытия для пола гаража – одна из относительно новых разновидностей отделочных материалов, которые производятся на различной основе - это могут быть плиты из поливинилхлорида (ПВХ) и из резины.

Модули для пола из ПВХ

Практичность такого покрытия неоспорима, и особенно это касается панелей ПВХ, так как они рассчитаны на большую нагрузку и любые механические воздействия. Причем модули могут быть уложены не только в самом гараже, но и на площадке перед ним, конечно же, если строение расположено на закрытой территории, или же покрытие придется закреплять на поверхности с помощью специального клея.

Модульные плиты ПВХ характеризуются следующим положительными качествами:

  • Материал стоек к высоким и низким температурам от -30 до +50 градусов.
  • Большим достоинством является полная инертность к нефтепродуктам и традиционно используемым в гараже техническим жидкостям.
  • Простота монтажа и демонтажа плит – технология укладки не требует особых навыков.
  • Гараж может использоваться сразу же после укладки покрытия, так как ему не нужен какой-либо срок просыхания и набора прочности (за исключением случаем монтажа плит на клеевой раствор).
  • Высокая прочность покрытия – и к статическим, и к динамическим, и к ударным нагрузкам.
  • Такое покрытие не требует специальной подготовки основания, главное – чтобы оно было ровным, стабильным и прочным.

  • Монтаж плит производится на бетонное или деревянное основание, причем модули могут приклеиваться на специальный клей или даже настилаться же без жесткой фиксации.
  • Модульное покрытие ПВХ – это экологически чистый материал, поэтому его достаточно часто используют даже в детских учреждениях для оформления полов залов или покрытий уличных детских площадок.

Модули ПВХ могут иметь ярко выраженный рельеф или просто шероховатую поверхность. В любом случае – она не скользит, что очень важно для пола неотапливаемых помещений при отрицательных температурах. Хотя на многих плитах предусмотрена рельефная поверхность, за ними легко ухаживать, используя сухой или влажный метод уборки.

Разнообразие расцветок модульных плит позволяет делать покрытие разноцветным, что дает возможность эксклюзивного оформления гаража. Яркие цвета, хорошо подобранные друг к другу, будут в определенной мере поднимать и поддерживать рабочее настроение. К тому же покрытие пола, выполненное таким образом, добавит в помещение гаража аккуратности и декоративности.

Резиновые модули

Резиновые модули имеют характеристики не хуже, чем плиты ПВХ. Их также используют для настила на полы гаражей, а также на спортивных площадках и даже для оформления садовых дорожек. Модули могут иметь разные соединения или же укладываться по типу пазлов, как некоторые модели тротуарной плитки. Материал производится разной толщины, но любой из них хорошо укладывается даже на не совсем ровную поверхность, принимая форму небольших плавных углублений.

Резиновую плитку, в зависимости от ее конфигурации, можно наклеить на поверхность или же просто настелить, сцепив модули между собой на специальные замковые соединения.

Резиновое напольное покрытие обладает положительными качествами, которые также соответствуют ранее рассмотренным требованиям к гаражной отделке:

  • Высокая износостойкость.
  • Экологическая безопасность.
  • Инертность к различным химическим составам.
  • Простота ухода и ремонта.
  • Безопасность покрытия, так как оно не скользит при любых температурах.
  • Принципы монтажа модульных покрытий пола

    Если для облицовки гаражного пола решено применить ПВХ или резиновые модули, то необходимо подготовить надежное прочное основание, и чаще всего эта роль отводится бетонной стяжке.

    С новой стяжкой – все достаточно понятно, но в том случае, когда планируется облицевать полы гаража, эксплуатируемого уже длительное время, то придется для начала хорошо укрепить и очистить поверхность.

    • Если старая стяжка окрашена, или на ней имеются масляные или бензиновые пятна, то их удалять необязательно – они не станут помехой для монтажа модулей «сухим» способом, то есть без применения клея.
    • Чтобы модули улеглись ровно, с поверхности необходимо удалить различные выступы, а также проверить на наличие торчащих из пола металлических элементов - гвоздей, костылей, шпилек, штырей и т.п. Их потребуется обязательно срезать до общего уровня.
    • Если после проведения ревизии стяжки обнаружатся существенные углубления, выемки или трещины, то их рекомендовано тщательно заделать.
    • Следующим шагом поверхность пола нужно обязательно очистить от строительного мусора и пыли, и лучше всего это сделать с помощью мощного строительного пылесоса.
    • Так как в гараже всегда остается вероятность попадания на поверхность стяжки воды, даже при наличии напольного покрытия, то бетонную поверхность следует обработать водоотталкивающим проникающим грунтом.

    Монтаж модульных покрытий, как резиновых, так и ПВХ, осуществляется примерно одинаково. Для выполнения этой работы потребуется только деревянный или резиновый молоток. Если же модули будут монтироваться на клей, то нужно подготовить и зубчатый шпатель.

    Укладка модульных плит начинается от угла гаража, причем между стенами и плитами необходимо оставить зазор в 5÷12 мм – он необходим для компенсации линейного расширении материала при перепадах температуры.

    Этот зазор по завершении укладки плит нужно обязательно закрыть плинтусом, иначе в этом углублении будет собираться пыль и грязь. Можно для обрамления покрытия вдоль стен и на въезде в гараж приобрести специальные доборные элементы, на которых тоже предусмотрены соединительные замки.

    Если решено обойтись обычным плинтусом, то с плит, укладываемых первым рядом вдоль стен, необходимо срезать край, на котором находятся выступы соединительных замков. Такие срезы легко производятся электрическим лобзиком.

    Форма соединительных замков может быть разной, но всегда выступающие части одного модуля устанавливаются точно, без перекосов в пазы другого, уложенного рядом, а затем пристукиваются сверху резиновым молотком.

    Таким же образом монтируется все покрытие пола, если же последние плиты не будут входить по размеру, их также можно подкорректировать, подрезав лобзиком.

    Модули могут быть уложены разными способами:

    • Без смещения, то есть край одного из них прикрепляется к другому по всей его длине. Если в этом варианте используются плиты двух расцветок, то получается подобие шахматной доски.

    • Со смещением на половину модуля, когда соединения двух плит предыдущего ряда располагается в середине края плиты следующего. То есть в этом случае используется принцип кирпичной кладки – в перевязку.
    • По диагонали помещения. Этот метод укладки - более сложный, и при таком монтаже остается слишком много отходов, так как крайние модули придется обязательно подрезать.

    Уход за подобным напольным покрытием – достаточно прост. Регулярное приведение пола в порядок моде проводиться с помощью пылесоса, веника, а также с применением обычной влажной уборки.

    Следует напоследок отметить, что в наше время существует достаточно много интересных материалов, и с каждым годом появляются новые, которые также могут быть использованы для отделки стен и пола гаража. Выбирая материал, необходимо учитывать упомянутые выше критерии, целесообразность его использования в условиях конкретного региона и с учетом специфики самого гаража. Следует оценить доступность проведения монтажных работ собственными силами, ну и, конечно же, свои финансовые возможности.

    В завершение статьи – еще один видеосюжет, в котором хозяин гаража делится собственным опытом отделки:

    Видео: Опыт собственноручного обустройства гаража

    23315 1 3

    Самостоятельная отделка гаража – все самые популярные варианты

    У каждого хозяина есть свое представление о том, как должен выглядеть его гараж. Одному достаточно простой металлической коробки, а второй стремится создать для своего автомобиля благоустроенный и теплый дом, в котором можно и машину поставить, и полочку если нужно сбить, и с друзьями встретиться, такой себе мини-клуб по интересам. Соответственно отделка гаража внутри и снаружи будет разной. В этой статье я постараюсь осветить наиболее популярные на сегодняшний день варианты отделки гаражей, причем упор будет сделан на самостоятельное обустройство.

    Что включают в себя отделочные работы в гаражах

    Все сооружения подобного плана делятся на капитальные блочные и легкие металлические конструкции. Естественно, как материалы, так и технология отделки в каждом случае будут разными.

    Но какой бы дом для своего автомобиля вы не выбрали, общая технология включает в себя четыре основных направления:

    1. Первое и, пожалуй, наиболее важное, это обустройство стен изнутри и, естественно снаружи ;
    2. Наболевшим и не менее проблемным всегда считался вопрос, чем отделать ворота ;
    3. Как ни крути, а автомобиль все же имеет приличный вес и прочный пол в гараже играет не последнюю роль . Причем проблема удваивается, если хозяин желает обустроить себе еще и погреб или смотровую яму;
    4. Отделку потолка можно назвать скорее желательной, нежели обязательной , но этого вопроса мы также коснемся.

    Так как отделка пола, потолка и ворот во всех гаражах, в общем и целом похожи, я об этих направлениях расскажу ниже в отдельных главах. А начнем мы наш разговор с вариантов стеновой отделки в блочных и металлических гаражах.

    Чем и как отделать стены в блочных сооружениях

    В данном случае под блочными сооружениями подразумеваются строения из кирпича, шлакоблока, пенно или газобетона, а также цельнолитые или сборные железобетонные конструкции.

    Из всех выше перечисленных материалов используемых для строительства гаражей, пенно и газобетон требуют особого подхода. Оставлять эти материалы без отделки категорически запрещено, так как они гигроскопичны, то есть способны довольно сильно напитываться влагой.

    Старая добрая штукатурка

    Сколько существует капитальное строительство, столько люди штукатурят здания. Поэтому список того, чем отделать стены блочного гаража традиционно возглавляет именно штукатурка.

    Данный способ по праву считается универсальным, ведь с его помощью может выполняться как наружная отделка, так и обустройство гаража внутри своими руками.

    Из более-менее серьезных минусов здесь можно указать на относительно долгий и прямо скажем не совсем чистый процесс. Зато никакой пожарный инспектор уже к вашей облицовке не придерется. Плюс, если соблюдена инструкция, штукатурка простоит не один десяток лет. И что немаловажно себестоимость у нее одна из самых низких.

    Многие домашние мастера отказываются от оштукатуривания исключительно из-за отсутствия профессиональных навыков. Но подумайте, где же еще учиться, как ни на стенах гаража. Конечно, поначалу будет немного кривовато, зато такой навык может еще не раз в жизни пригодиться.

    По нормам СНиП температура в подобных помещениях не должна опускаться ниже +5ºС. И раз уж мы взялись за облицовку, не лишним будет сразу сделать и утепление, тем более что для нашей великой державы это достаточно важно.

    Мне не раз приходилось монтировать своими руками или анализировать разные виды отделочных материалов в комплексе с утеплением. И по моему глубокому убеждению самым доступным по стоимости и простым в реализации является утепление стен пенопластом под штукатурку.

    Утепление с оштукатуриванием или каким-либо другим видом отделки лучше монтировать снаружи. Таким образом, точка росы у вас будет находиться в утеплителе, а не в стене. Соответственно, стена не будет промерзать.

    Как правило, для подобных целей используется пенопластовая плита ПСБ-С-25 толщиной от 50 мм, в нашей стране тоньше брать нежелательно. Для севера максимум составляет порядка 150 мм.

    Я рекомендую брать пенопласт ПСБ-С-25 потому как это самый приемлемый по затратам вариант. Экструдированный пенополистирол обладает более высокими характеристиками и если есть возможность лучше использовать его. Но учтите, он стоит минимум в 2 – 3 раза дороже.

    Помимо пенопласта из материалов вам понадобится строительный клей «Ceresit CT83», финишная штукатурка, грунт глубокого проникновения, к примеру «Бетонконтакт» и армирующая сетка-серпянка с плотностью порядка 140 – 160 грамм на 1м².

    Для фиксации пенопласта еще нужны пластиковые дюбеля-зонтики и металлический Г-образный профиль. Весь процесс выглядит примерно так:

    • Как внутренняя, так и наружная отделка капитальных стен всегда начинается с покрытия их грунтом. В нашем случае двух раз будет достаточно;
    • Пока грунт сохнет, внизу, начиная от линии фундамента, по горизонту крепится стартовый Г-образный профиль. На него мы будем устанавливать первый ряд пенопластовых плит;
    • Дальше на сухие стены начинаем приклеивать плиты. Конечно, в идеале строительный клей на пенопласт лучше намазывать сплошным слоем при помощи гребенчатого шпателя с глубиной расчески 10 – 12 мм. Но если такого шпателя под рукой не оказалось, то можно обойтись простой кельмой.
      В этом случае клей наносится в нескольких точках по периметру и по центру. Сами плиты монтируются аналогично кирпичной кладке с перехлестом;
    • Теперь можно переходить к оштукатуриванию. Первым слоем толщиной в 2 – 3 мм наносится тот же клей, который мы использовали для монтажа пенопласта. Кстати большая часть всего процесса оштукатуривания будет выполняться при помощи широкого 35 см металлического шпателя;

    • Пока наш клей еще не высох, в него шпателем утапливается серпянка. Сетка режется примерно по 1м² и аккуратно вдавливается в мокрый раствор. Все «лоскуты» должны клеиться с перехлестом порядка 30 мм;
    • Работать лучше по секторам. Так как сразу за серпянкой по мокрой поверхности пенопласт вместе с сеткой нужно закрепить на стенах дюбелями-зонтиками. В данном случае, просто сверлите перфоратором через пенопласт несколько отверстий в стене, загоняете в них зонтики и расклиниваете их. Шляпки дюбелей должны погрузиться в сырой ;

    • Когда армирующий слой высохнет, можно приступать к нанесению финишной штукатурки. Профессионалы обычно используют старт и финиш от одного производителя. Состав наносится поэтапно широким шпателем. Конечная толщина финишного слоя колеблется в районе 5 мм;
    • Через пару дней, когда стена подсохнет, ее нужно будет затереть специальной штукатурной сеткой до идеального состояния. Как раз на этом этапе вы сможете убрать все небольшие дефекты поверхности;
    • После затирки нужно будет смахнуть со стены пыль и еще раз ее прогрунтовать. Дальше на ваш выбор. Можно оставить как есть. Если же вас это не устраивает, то покрасьте свой гараж, или покройте стены еще одним слоем декоративной штукатурки.

    Выше описанная инструкция подходит не только для утепления гаража при помощи пенопласта. Вместо него, в качестве утеплителя может применяться плотная базальтовая вата. Но, во-первых, она дороже, чем пенопласт, а во-вторых, этот материал больше рассчитан на отапливаемые жилые помещения, ведь любая вата гигроскопична.

    Процесс оштукатуривания по блочным стенам без утепления немного отличается. Чаще всего этот способ используется для внутренней отделки. Хотя если вы по каким-либо причинам не желаете утеплять свой гараж, то эта технология прекрасно подойдет и для наружных стен. Тем более что стоить это будет более чем вполовину дешевле.

    Гараж не квартира и в качестве основного штукатурного состава здесь вполне подойдет обычный цементно-песчаный раствор. Армирующая сетка в этом случае зачастую не используется, вместо нее устанавливаются маяки.

    Но главное предназначение маяков это не усиление штукатурного слоя, с их помощью гораздо легче вывести поверхность идеально под «ноль». Более того, по маякам сможет работать даже изначально далекий от этого процесса человек.

    Инструкция здесь будет попроще:

    • Как и в любой подобной технологии, прежде чем отделать внутренние стены, их нужно прогрунтовать;
    • Когда грунт подсохнет, на стену крепятся маяки. Лично я для стеновой отделки стараюсь использовать маяки из стеклопластика, они в отличие от металла не ржавеют и для гаража подходят как нельзя лучше. Для тех, кто не в курсе, маяками называют направляющие планки, по которым и выравнивается раствор на стене;
    • Установка маяков дело не хитрое. На стены они обычно крепятся при помощи лепешек из гипса. Профессионалы же иногда выставляют маяки на саморезы, но это возможно не на каждой стене. Выставляются планки строго вертикально, на одном уровне, с использованием отвеса и лазерного или длинного строительного уровня;

    • Дальше все предельно просто. Замешанный заранее раствор кельмой накидывается на стену, немного выше маяков. И длинным металлическим правилом, с плотной опорой на маяки состав выравнивается по плоскости;
    • Что же касается самого раствора, то в случае с отделкой гаражей я рекомендую брать не обычный цементно-песчаный раствор с пропорцией 1:3, а добавлять в него еще и гашеную известь. Пропорция здесь будет 1:1:3 (цемент/известь/песок), такой состав намного пластичней, плюс известь это природный антисептик;
    • Финишный слой штукатурки наносится так же, как и в случае с использованием армирующей сетки. Только если вы обустраиваете наружную облицовку, то финиш берется исключительно на цементной основе. Для внутренней отделки подойдет как цементная, так и гипсовая финишная штукатурка;
    • Завершающим аккордом станет стандартная затирка и грунтовка поверхности.

    Как и в выше описанном варианте с утеплением, отделывать штукатурку внутри помещения можно по-разному. Дешевле всего обойдется покраска. Декоративная штукатурка стоит дороже, но выглядит лучше. Если же у вас возникнем мысль поклеить в гараже обои, гоните ее, по собственному опыту знаю, обои в периодически отапливаемом помещении на штукатурке простоят максимум год.

    Отделка кафелем

    Сейчас уже никто не станет спорить с тем, что кафельная плитка, безусловно, красивая, надежная и если не бить по ней молотком, долговечная облицовка. Этот вариант предназначен исключительно для внутренней отделки.

    Раньше кафель клали на цементно-песчаный раствор, сейчас этот способ уже нигде не используется. Для этой цели выпускается множество специальных строительных клеев. Конечно, теоретически, вам никто не мешает попробовать дедовский метод, но можете мне поверить, экономия будет несравнима с той головной болью, которая вас ждет при укладке на цементный раствор.

    • Технология монтажа несложная. Плитка кладется на предварительно прогрунтованную, слегка влажную стену. Сам кафель перед укладкой нужно будет погрузить в воду на 10 – 15 минут;
    • Дальше разводите по инструкции клей и наносите его гребенчатым шпателем на плитку и желательно на стену;
    • Плитка аккуратно прижимается к стене и легким постукиванием выравнивается по плоскости;

    • Дабы зазоры везде были одинаковыми, с каждой стороны плитки вставляется по паре пластиковых крестиков;
    • Через пару дней, когда клей окончательно схватится, пластиковые крестики вытаскиваются, а зазоры между плиткой заполняются затиркой (специальный цветной состав для заполнения швов). Удобнее всего это делать резиновым шпателем.

    Гаражи можно облицовывать кафелем, но встречается такая отделка редко. Во-первых, такое количество плитки, вместе с клеем и грунтом, влетит в копеечку. А во-вторых, этот процесс длится еще дольше, чем выше описанное оштукатуривание.

    Вагонка в отделке блочных гаражей

    На данный момент популярны 2 вида вагонки: деревянная и пластиковая. Отделка гаража деревянной вагонкой по праву считается классикой. Конечно, вы можете возразить, что сухая древесина на стенах гаража увеличивает риск возникновения пожара в разы. И будете полностью правы.

    Но скажу вам честно, как минимум треть всех гаражей, которые мне приходилось видеть были облицованы именно деревянной вагонкой. Природная красота и теплый вид натурального дерева отодвигают на второй план повышенную пожараопасность.

    Извечная надежда нашего человека на Русский «авось» и уверенность в том, что пожар может возникнуть где угодно, только не в его гараже, часто перевешивают потенциальную опасность.

    Справедливости ради следует отметить, что сейчас выпускается множество довольно качественных пропиток, снижающих риск возгорания древесины, так называемых антипиренов.

    Действительно пропитки вещь хорошая, они значительно снижают риск возникновения пожара и вероятность возгорания от случайной искры. Но не следует забывать, что сами производители таких пропиток признают, что при воздействии сильным, открытым пламенем, древесина все же будет гореть.

    С другой стороны, если взять все существующие варианты отделки внутри гаража, то, безусловно, деревянная вагонка будет одним из самых красивых видов декора. Кроме того, на деревянную облицовку можно легко повесить любую полочку, прикрутить крючочек или как минимум, забить в нее гвоздь. Что согласитесь, в условиях гаража важно.

    Пластиковая вагонка сейчас даже более популярна, чем деревянная, особенно если учесть разнообразие вариантов декора. Свое название эти планки получили за одинаковую с деревянным собратом технологию монтажа.

    По сравнению с деревом современный пластик, конечно, не так активно горит, плюс его довольно тяжело зажечь. Если верить рекламе, то материал относится к самозатухающим. Но у этой облицовки есть другая головная боль, причем довольно серьезная.

    Сам по себе пластик штука хрупкая. Такую облицовку можно легко проломить или как минимум поцарапать. Максимум, что вы сможете повесить на такую вагонку, это небольшую картинку. Поэтому в таком гараже придется рассчитывать только на напольные стеллажи.

    Если вы все же решите облицовывать свой гараж вагонкой, то сама технология у вас не должна вызвать особых затруднений.

    • Изначально под вагонку грунт глубокого проникновения конечно не нужен. Но стену придется пару раз покрыть антисептиком. В противном случае дерево начнет гнить, а под пластиком поселятся колонии грибка и плесени. В бюджетном варианте стену можно обработать пятипроцентным раствором медного купороса или гашеной известью. Но мой вам совет, лучше купите хороший специализированный состав;
    • Как пластиковая, так и деревянная вагонка монтируются на обрешетку. Если вы сталкивались с монтажом оцинкованных UD и CD профилей, то лучше конечно использовать их. А начинающим мастерам я всегда советую делать обрешетку из деревянных брусков.
      Бруски берутся квадратные или прямоугольные. Но запомните, любая из сторон бруска не должна быть тоньше 25 мм, иначе планка может треснуть при креплении на стену или монтаже на нее вагонки;
    • Планки обрешетки устанавливаются перпендикулярно направлению монтажа вагонки с шагом около полуметра. Проще всего их фиксировать на дюбеля «Быстрый монтаж», анкера обойдутся дороже;

    Саму вагонку можно монтировать вертикально, горизонтально и по диагонали. За диагональный монтаж я рекомендую сразу забыть, он сложнее и материала понадобится на 30% больше. По опыту, в гараже лучше всего крепить вагонку вертикально, потому как на пазах и прочих декоративных изысках меньше оседает пыль.

    • Дальше приступаем к самому монтажу. Любая вагонка соединяется по технологии шип-паз. Облицовка идет от ближнего левого угла, по часовой стрелке. Первая деревянная планка ставится шипом в угол и ближе к углу прибивается гвоздями к направляющим. Позже эти гвозди закроются угловым плинтусом;
    • Со стороны паза планка фиксируется кляймером. Кляймер это небольшая металлическая пластинка с «язычком». Так вот, язычок зацепляется за нижнюю кромку паза, после чего сам кляймер прибивается к направляющим. Следующая планка крепится аналогично;
    • Технология крепления пластиковой вагонки примерно такая же. Разница в том, что в углу и по периметру стены, сразу устанавливается стартовый профиль и уже в него вставляются планки;
    • Как правило, пластиковая вагонка на обрешетке фиксируется не кляймерами, а мелкими саморезами или строительным стиплером.

    Зачастую облицовка вагонкой делается внутри гаража. Но при большом желании, точно также можно облицевать строение и снаружи. Так поступают в частном секторе, когда во дворе все помещения декорируются под единый стиль, к примеру, обшиваются блок-хаусом.

    Отделка альтернативными материалами

    Сейчас, если задуматься чем отделать гараж внутри или снаружи, то кроме штукатурки, кафеля и вагонки можно найти еще ряд довольно приличных вариантов. Из полюбившихся нашему народу материалов я бы выделил еще два. Это сайдинг и профлист.

    Сайдинг, так же как и вагонка монтируется исключительно на обрешетку. Только в этом случае материал крепится горизонтально, естественно обрешетку нужно устанавливать вертикально.

    Сайдинг бывает пластиковый, металлический и асбоцементный. Для внутренней облицовки зачастую используется пластик или металл. Для наружной лучше всего подходит асбоцементный сайдинг.

    О тонкостях монтажа писать особенно нечего. Технология похожа на установку горизонтально ориентированной пластиковой вагонки. То есть внизу монтируется стартовый профиль, в него вставляются пластины сайдинга, а сверху эти пластины прикручиваются к обрешетке саморезами. Дальше, технология повторяется, в паз нижней пластины вставляется край верхней и так до самого верха.

    Любой навесной облицовочный материал, который монтируется на обрешетку, за исключением металла, нельзя крепить жестко. По периметру стены обязательно оставляется небольшой демпферный зазор, дабы от сезонных температурных деформаций облицовку не покоробило.

    Профлист, по моему мнению, для гаража подходит просто отлично. Толщина металла здесь колеблется от 0,4 мм до 1,2 мм. Зачастую этот материал имеет как минимум цинковое напыление. Хотя для гаража чаще всего покупают листы с порошковым окрашиванием, они красивее, а главное надежнее и срок службы у них больше.

    При наружной эксплуатации гарантия стартует от 10 лет. Соответственно внутри гаража такая облицовка будет стоять сколь угодно долго.

    Вообще существует профлист и профнастил. В нашем случае лучше брать профлист. Между собой эти материалы отличаются только конфигурацией.

    Так профнастил имеет высоту стенки гофра не ниже 20 мм, сам гофр делается в виде трапеции и размер верхней ее части не должен более чем в полтора раза превышать высоту.

    Технические условия на изготовление профлиста не имеют такой жесткой регламентации, поэтому данный материал может быть какой угодно формы. Толщина металла и способ окрашивания у них абсолютно одинаковые.

    Хотя профлист теоретически и можно крепить непосредственно на стену, чаще всего его монтируют на обрешетку. Фиксируется металлический лист при помощи саморезов с прессшайбой. Использование резиновой или полимерной прессшайбы, в данном случае принципиально важно, так как кромка металла не защищена и может ржаветь.

    Отделка металлических гаражей

    В отличие от блочных сооружений металлические гаражи не имеют такого широкого ассортимента предложений по отделке. Если не считать стандартное окрашивание металла, которое в любом случае обязательно, то по большому счету остается только установка каркаса и облицовка по нему разными материалами.

    Сколько я видел, наружная облицовка в металлических гаражах не используется, они просто красятся и все. Даже утепление зачастую монтируется изнутри.

    Все конструкции подобного плана имеют одинаковую структуру. Вначале сваривается или собирается на болтах каркас из профилированной трубы или уголка. А после этого каркас обшивается листами железа.

    Так вот обрешетка обычно фиксируется на металлическом каркасе при помощи болтов. И уже на нее крепится облицовка. Кстати утеплитель, как правило, это листы пенопласта, закладывается между самим гаражом и материалом финишной облицовки. В данном случае пенопласт либо плотно вставляется между направляющими, либо клеится на монтажную пену к наружной стенке.

    Среди вариантов финишной облицовки выбор не большой:

    • Первое и самое распространенное это деревянная, либо пластиковая вагонка;
    • Гораздо реже встречается гипсокартон. Дело в том, что для гаража он не удобен. Гипсокартон нуждается в последующей шпаклевке, полочки на него повесить нельзя, а главное цена на водостойкие модели, которые и положено сюда монтировать, слишком высока;
    • Относительно не дорогим и вполне приличным вариантом является облицовка железного гаража внутри листами толстой фанеры или OSB. Причем OSB встречается чаще. Кроме того, что такие листы сами по себе выглядят вполне приемлемо, OSB еще можно прогрунтовать, закрепить на нем степлером серпянку и оштукатурить.

    Не вздумайте обшивать свой гараж изнутри листами ДСП. Древесностружечная плита не предназначена для подобных помещений. Такая облицовка довольно быстро расслоится и ее придется менять. Первой обычно сыплется кромка листов, контактирующая с полом.

    Чем можно отделать потолок

    Теперь пару слов о том, чем отделать потолок. Он обычно обшивается либо таким же материалом, как и стены, либо чем-то гармонирующим со стеновой отделкой:

    • Соответственно, если на стенах у вас вагонка, то и на потолок также идет вагонка. Причем, если в качестве потолка лежит бетонная плита перекрытия, то на нее пластиковую вагонку можно просто клеить, то есть без монтажа каркаса;
    • Потолочный монтаж облицовки на каркас, ничем не отличается от стенового;

    • Для гаража есть еще один довольно приличный вариант, но подходит он только для прямых и ровных потолков. Сейчас в изобилии продаются потолочные пенопластовые панели, стоят они не дорого и клеятся на потолок быстро. А если они слегка запачкаются, что в гараже иногда случается, эти панели можно водоэмульсионкой перекрасить в другой цвет.

    Обустройство ворот

    Вопрос чем отделать ворота, в среде самоделкиных решается двумя путями. Первый вариант простой, эффективный и не дорогой. Второй обойдется дороже, но и выглядит солидней.

    Я не буду рассказывать о высокотехнологичных воротах, их своими руками не сделаешь, а остановлюсь на общеизвестных распашных гаражных воротах.

    1. Каркас обычных гаражных ворот делается из профилированной трубы, либо металлического уголка. Так вот если вам нужен быстрый результат, а со средствами проблема, то покупаете листы пенопласта толщиной от 30 мм (зависит от региона) и оклеиваете свои ворота этим пенопластом.
      Клеить можно на «Жидкие гвозди» или монтажную пену. Зазоры также заполняются пеной. Дабы изнутри все смотрелось более-менее цивильно, поверх пенопласта наклеивается фольгированный пенофол, который сам по себе является утеплителем, плюс отражает тепло вовнутрь;
    2. Второй вариант, по сути, является интерпретацией каркасной облицовки. Иными словами к уголку или профилированной трубе крепится деревянный каркас и на него уже можно нашивать любой подходящий для вас облицовочный материал. Как вы видимо уже поняли, утеплитель закладывается вовнутрь.

    Заливка пола

    Хороший пол в гараже это не прихоть, а насущная необходимость. Если отнестись к его обустройству без должного внимания, то от грунта будет постоянно тянуть сырость и кузов вашего автомобиля рано или поздно начнет попросту гнить.

    По сути, вариант здесь только один — это обустройство железобетонного настила в том или ином его виде. Я, конечно, встречал рассказы о том, что в гараже можно сделать и деревянный пол, но вам я этого не советую: мороки много, а эффект, мягко говоря, далек от идеала.

    Обустройство железобетонного настила своими руками задача не столько сложная, сколько тяжелая. Засыпать, трамбовать и заливать раствор занятие не из легких:

    • Изначально вам нужно будет снять грунт на глубину минимум 25 см. Можно конечно и меньше, но тонкая плита от нагрузки может лопнуть;
    • После этого дно нужно выровнять и утрамбовать. Делать идеально ровную поверхность не стоит, это не принципиально;
    • Дальше грунт с нахлестом на стены застилается геотекстилем, рубероидом или техническим полиэтиленом. Это блокирует поступление влаги и защитит от поросли;

    • Следующим шаром засыпается и хорошо трамбуется песчано-гравийная подушка, она делается не менее 100 мм. Вот ее следует выровнять как можно лучше;
    • Большим плюсом для вашего гаража станет утепление пола. Не пугайтесь, никаких нагревателей не понадобится. Просто поверх песчано-гравийной подушки настилаются листы экструдированного пенополистирола, желательно в 2 слоя. Этим материалом утепляют взлетные полосы на аэродромах, так что гараж он точно выдержит;
    • Дальше обустраивается железобетонная плита. То есть, вначале вяжете каркас из арматуры толщиной от 8 мм, а потом заливаете его бетоном. Бетон лучше заказывать и заливать за один заход. Считается, что минимальная толщина у такой плиты должна быть 100 мм;
    • Верхним слоем пирога идет цементно-песчаная стяжка, ее толщина берется от 50 мм. Стяжка выравнивается по маякам. Технология обустройства такой стяжки аналогична оштукатуриванию, только работаем по горизонтали.

    Часто в гаражах делают погреб. Чисто технологически эта задача не сложная. Вначале выкапывается котлован и внизу, по выше описанной технологии, обустраивается железобетонная плита.

    Стены погреба обычно выкладываются из монолитного кирпича. Можно залить из железобетона, но с опалубкой много мороки и времени уйдет в два раза больше.

    Конечно, в идеале в качестве перекрытия лучше использовать готовую железобетонную плиту, но за неимением таковой можно залить ее своими руками. Делается такое перекрытие на основе двутавровых балок. Если используете уголок, то с крылом не менее 100 мм.

    Когда балки уложены, между ними вставляются асбоцементные плиты толщиной 20 мм. На эти плиты настилается экструдированный пенополистирол. Дальше все идет по выше описанной технологии, т.е. арматурный каркас, бетон и цементно-песчаная стяжка.

    Когда цементно-песчаная стяжка только начнет застывать, стяжку следует зажелезнить. Для этого она посыпается тонким слоем сухого цемента и этот цемент, слегка втирается в поверхность.

    Вывод

    Как видите, наружная и внутренняя отделка гаража задача неоднозначная, универсального рецепта здесь нет. Надеюсь, ряд приведенных выше примеров вам поможет. На фото и видео в этой статье даны некоторые варианты отделки гаражей. Если возникнут вопросы, пишите их в комментарии, побеседуем.

    4 октября 2016г.

    Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

    Как утеплить железный гараж изнутри – этот вопрос волнует владельцев самоделок и моделей промышленного производства. Сооружения, по цене предпочтительней, чем капитальные боксы, но каждую зиму требуется постоянно протапливать ракушки. В противном случае завести автомобиль будет проблематично. Исправить ситуацию поможет выполнение простой работы – нанесение на все стальные поверхности слоя теплоизоляции.

    Разберем основные варианты самостоятельного теплоизоляции стального бокса.

    Материалы и способы для утепления гаража

    Как утеплить металлический гараж своими руками и какие материалы лучше использовать – приведем несколько способов решения проблемы:

    1. Если позволяет промежуток между боксами и средства, лучший вариант – это утепление с наружной стороны с обкладкой стен блоками пенобетона или простым кирпичом. Это более затратный вариант, придется приобрести дорогостоящие блоки, залить дополнительный фундамент, затратить время на кладку и сделать новую конструкцию крыши. Но достоинства такого решения полностью покрывают затраты, если конечно бокс узаконен. В помещении будет комфортно летом и зимой, особенно если выполнить между стенами слой теплоизоляции. Получается эффект термоса. Это будет уже не облезлый гараж из металла, а капитальное строение.
    2. Утеплить металлический гараж изнутри рекомендуют при помощи недорогих плит минеральной ваты. Базальтовое волокно не горит, обладает высокими показателями по уровню теплоизоляции. Но понадобится сделать на всех деталях помещения частую решетку из деревянных брусков для фиксации плит между нею, затем придется затратиться на покупку плит ДСП или другого прочного материала для обшивки поверхностей. По показателям сбережения тепла, этот материал уступает аналогам. Главный недостаток мин. ваты – сыпучесть материала и неблагоприятное воздействие на человека. Поэтому если планируется использовать бокс для работы, применения данного утеплителя категорически запрещено.
    3. Современный материал пенополистирол позволит быстро и без проблем выполнить на стенах и потолке слой быстро застывающей пены, которая не уступает по уровню теплоизоляции любому материалу. Можно не использовать облицовку, пена застывает, и ровный слой легко покрасить. Но для работы понадобится приобрести или взять в аренду дорогостоящий инструмент, оборудование. Цена пены тоже потребует определенных затрат. Поэтому использование такого материала в гараже не рентабельно. Пенополистирол применяется в основном для утепления частных домовладений или садовых домиков. В этих местах слой пены наносят с наружной стороны и затем закрывают его отделочными плитами или материалами.
    4. Наверное, самый демократичный и востребованный метод обшивки стенок и потолка с помощью пенопластового листа. Для крепления не требуется создавать ряды обрешетки, утеплитель легко клеится на металл с помощью простой монтажной пены или строительного клея. По характеристикам материал предпочтительней минваты, а по цене предпочтительнее всех остальных вариантов отделки.

    Разберем подробно, как выполнить утепление металлического гаражи изнутри своими руками с помощью демократичного варианта.

    Пошаговая инструкция теплоизоляции стального гаража пенопластом

    Процесс разбит на несколько этапов.

    Подготовка к работе

    Перед началом основных работ выполняют несколько подготовительных операций:

    • все поверхности очищаем металлической щеткой или проволочным диском, закрепленным на болгарке или в патроне дрели. В любом случае, рекомендуем убрать машину из бокса, вынести или завесить плотным материалом стеллажи или полки и использовать индивидуальные средства защиты. Обязательно надеваем защитные очки и респиратор, а одежда должна быть застегнута на все пуговицы;
    • прогнивший металл закрываем латками и обвариваем. Если такой возможности нет, можно наложить на эти места бандажи из нескольких слоев ткани и герметика;
    • чтобы стенки утепленного бокса не подвергались воздействию коррозии, обезжириваем обработанные стены, потолок, створки ворот растворителем и закрашиваем наружные и внутренние поверхности грунтовкой;
    • подготавливаем листы пенопласта к работе. Если стены и крыша сделаны «картами» (отдельными деталями с загнутыми вовнутрь краями) грани листа потребуется сделать овальными в местах стыка с краем «карты». Толщина плит не менее 40-50 мм, можно установить и 25 мм листы, но уровень потерь тепла значительно увеличивается.

    Важно! Перед тем как утеплить металлический гараж, подумайте о способах экономии. Поможет значительно сэкономить на покупке расходных материалов приобретение их в большом строительном гипермаркете или по акции. Такое приобретение позволит сэкономить до 25% средств.

    Переходим к выполнению основного этапа работ и ответим на главный вопрос статьи — как утеплить металлический гараж своими руками?

    Утепление поверхностей плитами пенопласта

    Утепление железного гаража проводим по схеме:

    1. Чем утеплить мы разобрались, начинаем обшивать стены листами материала. Строительный клей разных названий успешно приклеит и закрепит панели, не рекомендуем покупать дорогостоящие составы, не всегда реклама позволяет выбрать надежный состав, а оплачивать бренд не имеет смысла.
    2. Если планируется обшивание плит пенопласта отделочными материалами, для их крепления делаем обрешетку из деревянных реек, размер которых зависит от толщины утеплителя. Бруски закрепляем или в полки карт или саморезами через стены бокса. Часто крепить их нет смысла, пенопласт достаточно плотный материал. Обрешетку устанавливаем по краям листов отделки и 1,2 перемычки посередине – так получится недорого и практично.
    3. Закрываем поверхность металла слоем гидроизоляции, можно использовать простую полиэтиленовую пленку, она убережет слой пенопласта от конденсата.
    4. Переворачиваем лист внутренней стороной вверх и по краям наносим слой жидких гвоздей или монтажной пены. Клеить панели начинаем снизу. Приклеиваем плиту, в зависимости от состава может, придется немного подержать лист, чтобы пена зафиксировала его.
    5. Аналогичным способом закрепляем весь нижний ряд и переходим ко 2 рядку. Доводим панели до крыши.
    6. Клеить пенопласт на поверхность крыши немного затруднительно, но пена быстро закрепит его, хотя немного придется побыть атлантом.
    7. Листы пенопласта подрезаются простым ножом или пилкой по металлу, их требуется подгонять плотно друг к другу, чтобы не оставалось больших зазоров;
    8. Закончив с крышей, аналогичным способом утепляем створки ворот и калитку.
    9. Все швы заполняем монтажной пеной так, чтобы исключить возникновение «мостиков холода» и образования слоя конденсата. Можно использовать различные строительные герметики – главное полностью заполнить трещины и швы. Если пена выступает за слой теплоизоляции, ее после застывания, легко можно срезать ножом.
    10. В качестве декоративной отделки используют листы ДВП, МДФ, фанеру, но эти материалы необходимо перед монтажом обработать специальной пропиткой. Если планируется установка на стены гаража стеллажей или навесных полок, об их креплении заботятся заранее. В местах монтажа устанавливаем и привариваем стальные пластины или уголок вровень с деревянным бруском.

    Утепление металлического гаража изнутри своими руками окончено. Много время выполнение полного цикла работ не потребует, благодаря большому размеру плит и простоте крепления к стене. Больше времени понадобится на подготовительный этап. От качества и надежности подготовки металлических поверхностей, покраски, крепления обрешетки зависит не только долговечность слоя теплоизоляции, но всей конструкции в целом.

    Если вы планируете использовать в качестве утеплителя рулоны минеральной ваты, заготовьте большое количество брусков. Обрешетка устанавливается с частотой, зависящей от ширины плит утеплителя. Все остальные подготовительные работы выполняют по аналогичной схеме. Для облицовки не рекомендуем использовать листы ДВП. На самый крайний случай можно установить панели из МДФ, но лучше использовать плиты ЦСП, ДСП или толстой фанеры.

    В заключение отметим.

    Утеплить металлический гараж сможет любой мужчина. Работа не требует опыта выполнения сложных сварочных или строительных работ. Главное обладать знанием пошаговой инструкции проведения подготовительных и основных работ, ответственно относится к труду и своему здоровью. В этом случае при минимальных затратах в вашем стальном боксе всегда будет комфортная температура и зимой, и летом.

    О том, как утеплить железный гараж изнутри и снаружи, и спасти свой автомобиль от преждевременного «угасания» знают немногие. И совершенно напрасно думают, что сам гараж – это вполне нормальный дом для автомобиля.

    Но в большинстве случаев условия, которые существуют в этих «домах», нельзя назвать подходящими для хранения авто. К примеру, температура в помещении должна быть не ниже -7 градусов, в противном случае, железо и пластик начнут портиться и гнить уже через несколько лет.

    Всевозможные варианты

    Прежде чем утеплить железный гараж, следует определиться с тем, каким материалом и кто будет этим заниматься.

    • Во-первых, данный процесс можно осуществить с помощью кирпича или пеноблока. Однако помните, что названные материалы можно использовать только по наружной стене.

    Примечание! Утепление гаража снаружи необходимо для удержания «точки росы» на месте, а также чтобы избежать появления конденсата.

    • Во-вторых, деревянной вагонкой, ветрозащитной пленкой и минеральной ватой – все эти материалы подходят для отделки изнутри. Стоит отметить, что у каждого материала есть свои плюсы и минусы, проще всего приобрести пенопласт. У него и цена приемлемая, да и в монтаже он прост.

    • В-третьих, можно доверить обустройство гаража специализированным бригадам , но стоимость такой услуги вас неприятно удивит. Поэтому проще всего сделать все своими руками.

    Металлический гараж сильно промерзает зимой. В результате автомобиль трудно завести, а ремонтные работы из-за низкой температуры в помещении и вовсе невозможны. Существуют разные способы утепления металлического гаража, но далеко не все известные материалы подходят для этого. При выборе утеплителя важно учитывать, какую нагрузку монтаж даст на конструкцию гаража, а также на сколько сантиметров уменьшится внутренняя площадь.


    Виды утеплителя

    Процесс утепления гаража зависит от выбранного теплоизоляционного материала. Где-то монтаж предполагает дополнительные расходы на обрешетку и отделку, в некоторых случаях утеплитель просто наносится на стены. Поскольку гараж железный, он нагревается на солнце и хорошо собирает конденсат. Поэтому материалы следует выбирать наиболее влагостойкие.

    Например, минеральная вата в этом случае не подходит. Она начнет гнить, а менять утеплитель придется довольно скоро.



    Для железного гаража отлично подойдут в качестве утеплителя следующие материалы:

    • экструдированные пенополистироловые плиты, пенопласт или пеноизол;
    • пенополиуретан;
    • теплоизоляционная краска (например, «Астратек»).




    Пенопласт долговечен, устойчив к влаге, утеплять им дешево, но имеет высокую горючесть. Пеноплекс является его разновидностью. Он в два раза дороже, но плиты тоньше, если важна толщина стен, а также не требует дополнительной гидроизоляции. Плитами пеноплекса можно даже утеплять пол, делая бетонную стяжку прямо на нем.

    Пеноизол по сути тот же пеноплекс, только в баллоне. Он в два раза дороже и требует специального оборудования. Наносится на стены в виде пены, как и ППУ. Пенополиуретан (ППУ) является дороже, зато нет швов. Экологически безопасен, не горюч.

    К недостаткам можно отнести необходимость в оборудовании для распыления пены и уязвимостью к солнечным лучам.



    Теплоизоляционные краски не требуют дополнительной отделки стены, поскольку являются одновременно и финишным покрытием. Они морозостойкие, не боятся влаги, быстро наносятся. Слой краски в 1 мм может заменить 5 см минеральной ваты. Для создания необходимой теплоизоляции достаточно нанести два слоя. Такой материал очень дорогой, зато не забирает внутреннее полезное пространство.

    Утеплять следует не только стены и потолок, но и пол. Именно через него уходит 20% тепла.

    Само утепление железных гаражей производится исключительно изнутри.



    Пеноплекс и пенопласт

    Перед утеплением поверхность необходимо подготовить. Удалить облупившуюся краску, зачистить ржавчину. Стены и потолок рекомендуется покрасить, чтобы защитить от коррозии. Цвет и выбор краски не важен, ее все равно не будет видно под обшивкой. Поэтому можно сэкономить и купить что-то недорогое. Если гараж из оцинкованного профиля, то делать ничего не нужно.

    Если в регионе морозные зимы, то толщина пенопласта должна быть не менее 10 см, пеноплекса – 6–7 см. Более тонкий слой не обеспечит требуемую теплоизоляцию. Материал приклеивается на стены и потолок строительным клеем, например, жидкими гвоздями. Можно клеить и на монтажную пену. В течение часа она будет расширяться, поэтому плиты следует периодически прижимать к стенам. Все щели заделываются монтажной пеной. Для увеличения теплоизоляционных свойств на плиты можно приклеить фольгу.

    Если пенопласта получается два слоя, то один из них можно заменить двусторонним фольгинированным изолоном.



    Далее необходимо сделать обрешетку. В качестве каркаса можно использовать уже имеющийся металлический каркас гаража. Обрешетка выполняется из дерева шагом 25–30 см. Можно использовать оцинкованный профиль, но тогда выйдет дороже. Утеплитель ни в коем случае не должен выпирать за обрешетку. В качестве отделки можно использовать вагонку, фанеру, влагостойкий гипсокартон, OSB-панели или пластиковый сайдинг. Ворота и дверь утепляются так же, как и стены.



    Пенополиуретан

    Поверхность стен гаража также должна быть подготовленной, особое внимание к масляным пятнам – их быть не должно. Температура воздуха в гараже должна быть не ниже 10 градусов тепла. Утепляются как стены, так и потолок. ППУ распыляется с помощью специального оборудования под давлением, чем-то напоминает процесс окрашивания. Компоненты смешиваются и на выходе дают ту самую реакцию, благодаря которой образуется пена. Материал затвердевает очень быстро. Отличие ППУ от пеноплекса в том, что он придает дополнительную жесткость конструкции, не требуется клей. Толщина образованной пены должна составлять 3–4 см. Для сравнения это заменяет 5 см минваты.



    Еще одно достоинство пенополиуретана заключается в том, что он не требует обрешетку. Покрыть сверху можно краской или штукатуркой. Высокая стоимость ППУ компенсируется экономией на клее, обрешетке и облицовочном материале, не говоря о толщине стен и нагрузке конструкции.

    Оставлять ППУ без облицовки нельзя, поскольку солнечные лучи воздействуют на него разрушающе.


    Краски «Астратек»

    Краска «Астарек» представляет собой мастику, которую можно наносить кистью или при помощи распыления. После высыхания образуется эластичное покрытие. Краска одновременно выступает в роли утеплителя, используется для гидроизоляции, обладает антикоррозийными свойствами.

    Отличный вариант для гаражей из ракушек. Например, утеплить гофрированный материал плитами довольно сложно, требуется возведение дополнительного каркаса. Все это еще больше заберет полезной площади постройки. Процесс нанесения теплоизоляционной краски такой же, как и обычной. Поверхность требуется подготовить. Наносить слоем в 1 мм, второй слой только после полного высыхания предыдущего. Двух слоев для утепления вполне достаточно. Краску можно наносить на стены, потолок и ворота. Она не оказывает никакой дополнительной нагрузки на конструкцию постройки.



    Расход материала на 1 кв. м составляет 0,5 л краски. Из-за ее стоимости суммарный расход на утепление гаража выйдет существенный. Зато можно утеплить изнутри своими руками, не прибегая к посторонней помощи. Все работы проводятся быстро, не уменьшается общий объем пространства. Экономия других строительных материалах, например, отсутствие клея, обрешетки и облицовки. Сама краска является финишным покрытием.

    Она не боится влаги, стены можно мыть, и приделывать полки. Краской «Астратек» можно утеплить гараж не только изнутри, но и снаружи, чем не могут похвастаться иные виды утеплителя.


    Утепление подвала

    В некоторых гаражах имеет подвал, погреб или смотровая яма. Будет правильно утеплить и их. Из-за ограниченной площади использовать минеральную вату или пенопласт неудобно. Поэтому стоит обратить снимание на такие материалы, которые требуют возведение дополнительных конструкций. Например, стены можно утеплить ППУ и краской «Астратек». Эти материалы не требуют дополнительной гидроизоляции, что в таких помещениях очень важно. Но ППУ нужно будет покрасить.

    Еще один вариант – это теплая штукатурка. Это вспученный вермикулит либо гранулы пенополистерола. Данный утеплитель одновременно является финишный покрытием, но стены должны быть предварительно оштукатурены. На пол можно насыпать керамзит фракцией от 5 до 20 мм. Более крупный вариант даст усадку. Толщина покрытия должна составлять около 10 см.



    Ещё можно засыпать пол щебнем (10 см), сверху песком (мягкая прослойка) и залить сверху битумом.

    Утепление пола

    Если пол земляной, то его тоже можно утеплить. Для этого необходимо снять верхний слой грунта на 15 см. Далее насыпать слой песка или керамзита. Это необходимо для дренажа, чтобы влага не скапливалась под утеплителем, одновременно позволит выровнять поверхность.

    Далее укладываются плиты из пеноплекса. Достаточная толщина составляет 5 см. Для данного материала не требуется дополнительная гидроизоляция. Следом на утеплитель насыпается песок толщиной 3–4 см. Поверх конструкции необходимо смонтировать каркас из арматуры в два слоя по 1 см. Он необходим для стяжки. Залить цементным раствором и дать высохнуть.



    Вместо стяжки можно положить шпунтованную доску. Для этого на дренаж укладывают деревянные лаги с шагом 30–40 см, между ними располагается пенополистирол или пенопласт. Все щели нужно заделать пеной. Сверху к лагам прикрепить доски. В качестве финишного покрытия можно положить линолеум. Любое утепление гаража лучше начинать именно с пола.

    Иначе проделать все работы без повреждения отделки стен будет проблематично и неудобно.