Влияние цветов на психику человека. Воздействие цвета на психологическое состояние человека. Влияние цвета

Если знать все минусы и плюсы влияния цвета на состояние человека, можно создать интерьер, в котором каждому члену семьи будет комфортно.
6 простых правил при оформлении Интерьера.
1. При покраске стен в светлые тона помещение кажется более просторным.
2. Если светлую окраску довести до потолка, то комната будет казаться выше.
3. Узкие коридоры и комнаты не окрашивайте в темные цвета, визуально они становятся уже.
4. Мало освещенные помещения лучше отделывать светлыми красками теплых тонов -золотистого, светло-желтого, бежевого.
5. При темной покраске стен надо учитывать и цвет мебели: комнату с темной мебелью надо покрывать светлыми красками, а со светлой мебелью можно использовать более темные тона.
6. На фоне цветных стен белые двери, выглядят слишком резко, поэтому лучше, чтобы они были светло-кремовых оттенков.

Влияние некоторых цветов в помещении на человека.
Красный цвет.


Вызывает ощущение тепла. Красный цвет имеет мощное стимулирующее действие. Это цвет движения, страсти, победы. Он действует на человека возбуждающе, добавляет активности, склонности к импульсивным поступкам.


Красный цвет в интерьере воодушевляет, заставляет добиваться результата, олицетворяет победу. Психологи советуют использовать этот цвет в интерьере, где необходима активность и движение, например, лестничное пространство, кухня или прихожая.
В большом количестве он оказывает раздражающее действие.
Оранжевый цвет.


Создает чувство веселья и благополучия. Считают, что он способствует пищеварению. Оранжевый - оптимистичный, тёплый, яркий цвет. Он находится посередине между красным и жёлтым, и поэтому сочетает в себе характеристики обоих цветов.


Но он светлее красного, поэтому больше способствует улучшению настроения, чем активизации деятельности. Оранжевый цвет в интерьере способствует улучшению настроения, чувству единения, общительности, уравновешенности.


Это цвет открытости, доверия, энтузиазма. Оранжевый цвет будет хорошо смотреться в интерьере комнаты, где проходят различные встречи, вечеринки, собрания, он будет способствовать коммуникации.


Но в комнате такого цвета, вы не будете чувствовать себя умиротворённо и спокойно, у вас будет возникать желание что-то делать, вы будете излишне суетливы. Если оранжевый цвет кажется вам слишком экспрессивным, то можно использовать его оттенки: амбру, персиковый или цвет ржавчины.
Жёлтый цвет.


Хорошее настроение, самый весёлый и лёгкий цвет. Желтый цвет издавна символизировал Солнце, тепло, свет. Он активизирует умственную деятельность, сообразительность и интуицию.


Желтые оттенки в окружающей обстановке способствуют концентрации внимания, сосредоточенности. Неяркий жёлтый цвет в кабинете, поможет сосредоточиться и настроиться на работу, перестанете отвлекаться по мелочам.
Но в то же время ему присущи свойства излишней стимуляции нервной системы. Поэтому он может утомлять.


Лучше всего сочетать жёлтый с цветом спокойствия и умиротворения - синим или голубым.
Чтобы не устать от желтого цвета, можно сочетать его с цветом графит, который в отличие от черного не вызывает тревоги (чёрно-жёлтый знак радиации).


Серый цвет хорошо использовать в графических работах на фоне жёлтого цвета стены.
Зелёный цвет.


Наиболее благоприятный для человека, освежает, успокаивает, полезен при бессоннице и переутомлении. Зелёный - это частичка природы у Вас дома.


Зеленый цвет - олицетворение жизни, весны, молодости. Этот цвет универсален, подходит для любых комнат. Он оказывает благоприятное влияние на здоровье человека, потому что воспринимается глазом по-особенному. Он избавляет от напряжения, способствует отдыху, вызывает приятные эмоции.


Это самый неконфликтный цвет, он за небольшим исключением гармоничен со всеми оттенками. Зеленые стены в гостиной в сочетании с красивыми предметами настенного интерьера создадут гармоничное сочетание. Зелёный цвет в интерьере успокаивает и освежает, особенно светлые холодные оттенки зеленого (аквамарин и мятный).


Насыщенные оттенки (салатовый, лайм) не всегда оказывают умиротворяющее действие, они «будоражат ум» и подойдут для творческих личностей.
Голубой цвет.


Холодный цвет. Ещё более спокойный чем зелёный, вызывает ощущение прохлады. Голубой цвет ассоциируется с беззаботным счастьем. Он по сути является разбавленным синим, поэтому сочетает в себе покой и глубину синего цвета и чистоту белого. Это цвет ясного неба.


Голубой цвет в интерьере создает ощущение беззаботности, благополучия и верности. Он выражает чистоту и свежесть, создает простор в комнате. В низких комнатах он расширяет пространство. В гостиной он придает ощущение прохлады и всегда очень элегантен. Добавить нотку экстравагантности помогут фотографии или картины в абстрактной манере. Но наиболее удачное место для голубого цвета - спальня. Там он смотрится ненавязчиво, располагает к отдыху и, в отличие от зеленого, весьма аристократичен.


Голубой цвет -сам по себе холодный, но использование некоторых оттенков голубого, наоборот, создает теплую атмосферу. Например, фотографии в строгом оформлении в сочетании с нежно-васильковым цветом гостиной делают интерьер уютным.

Бирюзовый цвет, наоборот, подчеркивает чистоту и прохладу. Спальня с таким интерьером и фотографиями в черно-белом варианте будет очень стильной.
Синий цвет.


Все оттенки синего универсальны. Его влияние на человека такого, что он даёт чувство уверенности, стабильности, при этом даже немного успокаивает.


В то же время исторически это самый классический цвет для интерьера гостиной. Его нежелательно использовать в северных комнатах, где мало света.


Синий цвет снижает аппетит, поэтому практически не используется в кухнях. Но в кабинете или в зоне камина он будет очень хорош, особенно темно-синий цвет, так как он располагает к глубоким размышлениям. Чтобы синяя комната не казалась угрюмой, необходимо сочетать синий цвет с белым, желтым или другими светлыми оттенками, которые могут присутствовать в фотографиях или других предметах интерьера.
Фиолетовый цвет.


Это мощный цвет, являющийся спутником лидеров. Обостряет зрение и чувства. Помогает сбалансировать физическую и духовную энергию.


Фиолетовый цвет отражает креативное настроение хозяев. Художники, люди искусства, часто выбирают фиолетовый цвет для своих интерьеров. Это цвет творчества, индивидуальности. Он обозначает чувственность.


Сиреневые оттенки, в отличие от фиолетового, очень нежные, романтичные. Они подходят для оформления интерьеров в романтическом стиле.
Лиловый цвет.


Лиловый цвет сейчас в моде, но обилие лилового цвета вызывает неприятные ощущения. А если при этом добавить ещё и асимметрию, человек начинает чувствовать себя не в своей тарелке и захочет поскорее покинуть комнату.
Тёплые тона.


Если вы часто болеете, у вас ослаблен иммунитет, чтобы воздействовать на здоровье и самочувствие, используйте тёплые оттенки, отлично, если в спальне будут теплые тона, тогда ваш иммунитет постепенно будет подниматься.
Белый цвет.


Универсален и вполне пригоден к употреблению практически для всех людей, так как не вызывает реакции отторжения. Цвет является символом добра, справедливости, непорочности, совершенства и мира.


Это самый простой и в то же время самый сложный цвет. До сих пор художники не могут решить, это отсутствие цвета или всё-таки цвет? Физика дает нам ответ: белый цвет возникает при совмещении всех цветов спектра.

Во всех религиях он символизирует «сияние» и ассоциируется с совершенством, чистотой и невинностью. Белые интерьеры сейчас очень популярны. Белый цвет зрительно увеличивает размер помещения и создает впечатление легкости.


Но использовать только бескомпромиссный белый цвет трудно, да и не стоит добиваться «белоснежности», интереснее использовать различные оттенки белого: ванильный, кремовый, жемчужный, цвет шампанского, экрю.


Белый цвет любит соседство с другими цветами. Он сочетается со всеми оттенками. Но если Вы хотите оставить белый цвет доминирующим, то лучше сочетать его с песочным, серым, палевым.
Чёрный цвет.


В заключении несколько слов об интерьерах с использованием чёрного цвета. Как правило, он присутствует в оформлении как дополнительный цвет или же им декорируют одну стену. Фотографии в чёрно-белой гамме будут уместны в таком строгом интерьере. источник

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Ц ветовой дизайн дома оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность, может украсить наш дом, изменить восприятие его внешнего и объемного вида.

З рительное изменение объема предмета или помещения тоже зависит от цвета. Цвета холодной гаммы называются отступающими, так как помещение становится более просторным и холодным на вид. Если комната небольшая, то ее рекомендуется окрашивать в зеленый, голубой, синий, фиолетовый и другие холодные тона. Цвета теплой гаммы называются выступающими. Если в убранстве комнаты преобладают теплые цвета, то помещение кажется меньше. Эту способность цвета можно использовать при дизайне непропорционально больших комнат, высоких потолков и т. д.

В ыступающие и отступающие цвета можно использовать так, чтобы за их счет помещения зрительно увеличивались или уменьшались. Например, небольшая комната, стены которой оклеены светло-голубыми обоями, производит впечатление более просторной. Если же стены этой комнаты окрасить в красный или интенсивный оранжевый цвет, она оптически станет меньше.

Красный цвет

К расный цвет - наиболее активный, с его помощью создают ощущение тепла и эффектного интерьера. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже. Этот цвет подходит для гостиной, кабинета, холла, кухни, а в спальне его лучше не применять. Красный цвет очень активен, при долгом воздействии вызывает возбуждение, переходящее в агрессивность, но в небольшом количестве придает энергию.

О ттенки красного цвета добавляют настроение любому цветовому решению. Это могут быть подушки, вазы или коврики. Красные абажуры будут смягчать свет и делать комнату теплой, отбрасывающей уютный блеск. Если вы настороженно относитесь к использованию ярких оттенков красного, используйте теплые тона терракоты и дерева, они создадут изысканные нежные сочетания этой группы цветов без всякого риска.

Желтый цвет

Ж елтый цвет дает человеку ощущение радости, он благотворно влияет на умственную деятельность, способствует повышению работоспособности. Желтый цвет является очень насыщенным и интенсивным, поэтому в чистом виде практически не применяется — чистый желтый цвет лучше применять для акцентов. Еще с эпохи Средневековья каждому цвету приписывалось символическое значение. Так, желтый - цвет ржи и золота - считался цветом изобилия и богатства.

В еселые оттенки ярко-желтого — отличный выбор для кухни. Бледно-желтый — это успокаивающий, расслабляющий цвет — это оттенок для спокойной спальни. Бледно-желтый цвет может создать яркую и свежую атмосферу простора даже в маленькой комнате. Цвет яичного желтка — чрезвычайно живой цвет, который является идеальным выбором, когда вы хотите сделать такую комнату как прихожая или гостиная максимально гостеприимной и радушной.

Оранжевый цвет

О ранжевый цвет вызывает радость, возбуждение, страстность. В сочетании с белым оранжевый дает ощущение солнечного света. Этот цвет усиливает и очищает воздействие холодных цветов. Его используют в цвете абажура, диванных подушек, штор.

К ак теплый оттенок оранжевый усиливает аппетит, повышает тонус, и поэтому можно использовать его в оформлении кухни, столовой. Яркие детали оранжевого цвета очень стильно смотрятся в гостиной в сочетании с более светлой гаммой цветов.

С очетание благородного оттенка — терракот — с оливково-зелеными и бордовыми тонами создает стиль антикварного кабинета. А сочетание оранжевого с синим и голубым — это напоминание о доме на берегу моря.

Синий цвет

С иний - цвет спокойствия. Оттенки синего особенно хороши для небольших помещений. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство. Это так называемый строгий цвет, который наряду с другими холодными цветами и оттенками создает деловую, рабочую обстановку. Поэтому чаще всего его применяют для дизайна рабочего помещения, например кабинета.

С иние комнаты не обязательно выглядят холодными. Цвет электрик в духе Матисса создаст уютную атмосферу семейной кухни. Синий и белый составляют классическое сочетание, которое всегда кажется свежим. Сочетайте аксессуары и цвета с тканями, например, с клетчатыми или полосатыми, чтобы создать непреходящее ощущение стиля. Создайте привлекательный облик комнаты, используя синий с оранжевым, его дополнительным цветом.

Голубой цвет

Г олубой цвет вызывает у человека чувство чистоты, свободы, спокойствия и умиротворения. Однако вы должны помнить, что переизбыток голубого цвета может вызывать у человека ощущение апатии и безразличия. Кроме того, он способствует зрительному «охлаждению» помещения, поэтому голубой цвет рекомендуется использовать в солнечных комнатах, выходящих окнами на южную сторону и сочетать с теплыми цветами.

П рименение светло-голубого цвета на потолках визуально сделает помещение выше и просторнее, поэтому подходит для кухни и ванной. Сочетание голубого и коричневых оттенков придают интерьеру респектабельность. Смешение с песочными и золотыми тонами — романтизм и винтажность.

Зеленый цвет

З еленый цвет - это цвет жизни, единения с природой. Он хорошо действует на нервную систему, успокаивает глаза. Цвет прекрасно сочетается со многими другими цветами (желтый, черный, красный, коричневый, белый, сиреневый и некоторые другие) и может присутствовать в интерьере любой комнаты.

О билие зеленого цвета уравновешивает и успокаивает, его пастельные оттенки уменьшают у человека чувство голода, поэтому его целесообразно использовать при оформлении кухни. Способность снимать стресс и приводить в эмоциональное равновесие делает зеленый цвет отличным выбором для спальни.

В зависимости от оттенка зеленый цвет может помочь вам чувствовать себя расслабленным (мята или цвет морской волны), активным (яблоко или лайм), или спрятавшимся далеко в лесу (бутылочный или оливковый).

Бирюзовый цвет

Б ирюзовый цвет — своего рода «хамелеон». Он воспринимается как синий рядом с синим и и как зеленый рядом с зеленым. Использование бирюзового цвета в качестве основного фона в гостиной и его сочетание с разнообразием акцентных тонов синего и зеленого, создает визуально сложную схему, которая вызывает множество иллюзий в нашем восприятии.

Б одрящий оттенок цвета морской волны является освежающим выбором для ванной комнаты. Он выступает в качестве удачной альтернативы традиционному голубому цвету. Этот оттенок смотрится особенно прохладным и чистым, когда сочетается с классическим белым.

В цветотерапии бирюзовый характеризуется как успокаивающий. Он не может надоесть. Поэтому бирюзовые тона будут особенно уместны в спальне, детской и любых зонах отдыха, где необходима спокойная, расслабляющая и умиротворяющая атмосфера.

Розовый цвет

Р озовый цвет расслабляет, создает легкомысленное настроение. В дизайне интерьера розовый цвет вызывает чувство комфорта, избавляет от навязчивых мыслей, создает ощущение защищенности.

Р озовый цвет имеет разные оттенки, и их эффект конечно отличается. Персиковый, кораллово-розовый, лососево-розовый, карминно-розовый и телесно-розовый прекрасно подойдут для спальни и помещений для отдыха. Более активные оттенки, такие как неоново-розовый, цвет фуксии и темно-розовый хороши для ванной, кухни, гостиной, прихожей.

О сновное правило применения розового цвета в интерьере - разбавляйте его другими цветами, тогда цвет не будет таким приторным. Если вы добавляете отдельные элементы декора розового, то их цвет может быть самый яркий и насыщенный. Даже один элемент такого цвета способен привлечь на себя все внимание и быть главным акцентом в помещении.

Фиолетовый цвет

Ф иолетовый цвет настраивает человека на торжественный лад, но обилие цвета может вызывать дискомфорт. Поэтому фиолетовый надо разбавлять — использование большого количества белого рядом с оттенками фиолетового сохраняет их яркость и свежесть, особенно когда комната наполнена солнцем. Светлые тона этого цвета могут визуально увеличить комнату.

В ы можете добавить комнате оттенки фиолетового с помощью аксессуаров, таких как покрывала, ковры, подушки, кисти штор. Чем более интересная у них текстура, тем более содержательным будет эффект в целом.

И спользование ярких оттенков фиолетового уместно на кухне, в ванной. Винные оттенки можно использовать в гостиной, столовой и кабинете. Спальню лучше оформлять в лавандовых и синих оттенка фиолетового цвета.

Бежевый цвет

Б ежевый цвет обладает внутренней теплотой, заряжает положительной энергией и способствует формированию душевной гармонии. Он способен расширить пространство небольшой комнаты и сделать помещение светлее в несколько раз. Он подходит для любых помещений: не бросается в глаза, сочетается с любыми цветами, может приглушить яркие оттенки и служит отличным фоном для мебели и ярких аксессуаров.

Б еж дружит с зеленым и коричневым. Для любителей теплых тонов подойдут сочетания бежевого с персиковым цветом или розовым, а для тех, кому по душе яркие краски, бежевый цвет в интерьере будет хорошим партнером для малинового или лилового.

О собенно популярен нежный беж в спальне: такой фон позволит полноценно отдохнуть и расслабиться после рабочего дня. Только не заглушайте бежевый яркими тонами – лучше подчеркните спокойными теплыми элементами декора.

Белый цвет

Б елый цвет - это цвет чистоты, мудрости и здоровья. У него множество оттенков: цвет слоновой кости, топленого молока, натурального хлопка и льна, цвет перламутра. Игра с различными оттенками поможет создать изысканную цветовую гамму в интерьере, которая не будет однообразной.

Ц ветовая гамма сочетаний может быть любой. В ансамбле с бежевыми, коричневыми, терракотовыми белый интерьер станет уютным и умиротворяющим. При добавлении ярких синих, зеленых, красных деталей – будет ярким, запоминающимся. Очень выразительно черно-белое сочетание – более стильный вариант отыскать сложно.

Б ольшое значение в белых интерьерах уделяется использованию различных материалов и фактур. Комбинации глянцевых и матовых, шершавых и гладких поверхностей, контрасты теплых и холодных материалов в интерьере приобретают особую прелесть.

Серый цвет

С ерый цвет в интерьере стал своеобразным интерьерным «мерилом люкса», успешности, стабильного достатка. Серый – прекрасный фоновый цвет, он может быть не только ахроматическим, но иметь оттенок — краски могут носить поэтические названия: белый свинец, льняной, белая жесть, известковый, пепельный, белый кремень.

К аково бы ни было сочетание цветов в интерьере, серый всегда будет уместен. Особенно выигрышно он смотрится в совокупности с теплыми тонами. Черно-белые фото или картины в стальных рамах на стенах, серебристо-серые подушки или покрывала, торшеры или бра, современные вазы либо слегка разбавят излишнюю пестроту вашего интерьера, либо добавят в него немного прохлады.

Б огатство оттенков позволяет использовать серый цвет в интерьере любого помещения: от детской до рабочего кабинета и спальни.

 

При создании оригинального, гармоничного оформления интерьера очень важно безошибочно подобрать цвет. комнаты играет важную роль, поскольку он способен создавать разнообразные оптические иллюзии, создавать то или иное настроение, атмосферу в помещении. Цвет оказывает то или иное воздействие на человеческое подсознание, его восприятие происходит мгновенно и не по нашей воле. Влияние цвета в интерьере на человека ощущаем мы практически ежечасно на себе. Психологи считают, что цвет может не просто изменять состояние нашей души, но и оказывать воздействие на мысли.
Приглашаю Вас в группу на Subscribe.ru: РЕМОНТ КВАРТИРЫ, ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ, ДОМ И СЕМЬЯ

Цвета в интерьере квартиры

Роль цвета в интерьере комнаты

С тем или иным цветом у нас всегда связаны какие-либо ассоциации. Цвет способен заставить человека испытывать те или иные чувства и эмоции – тоску или радость, печаль или счастье, спокойствие или агрессивность.

Цветовое оформление способно спровоцировать ощущение тепла, или, наоборот, холода, тесноты или свободы. К примеру, голубой или синий цвет у человека ассоциируется с небесами, с теплом, а оттенки жёлтого и красного ассоциируются с жаром, огнём, солнцем.

Используя в оформлении интерьера холодные оттенки, можно создать иллюзию просторного, большого помещения. Если Вы хотите добиться зрительного уменьшения комнаты и добавить ей тепла, гостеприимства и уюта, следует использовать тёплые оттенки.

Какой цвет и как влияет на человека

Ниже приводятся некоторые полезные примеры того, как цвет помогает в создании той или иной атмосферы:

красный цвет в интерьере

Страстный красный цвет излучает массу энергии, он словно побуждает к каким-либо действиям. Этот цвет подойдёт для спальни молодой супружеской пары или для коридора. Но этот цвет довольно опасный, нужно быть осторожным и не переборщить с ним. Его не следует применять людям, склонным к агрессии, нервным срывам и раздражительности, поскольку он может поспособствовать только учащению вышеперечисленных явлений.

Мажорный оранжевый цвет является цветом праздника и отличного настроения, он способен побудить к творчеству. Оранжевый цвет всегда будет к месту в детской комнате. Выполненная в таком цвете гостиная создаст у человека ощущение уюта и комфорта. Оттенки оранжевого способствуют улучшению пищеварения и повышению работоспособности.

Яркий жёлтый цвет поможет зрительно увеличить пространство, поможет расслабиться и снять напряжение. Спальня, выполненная в жёлтых тонах, будет смотреться замечательно. Жёлтый цвет в сочетании с зелёным – прекрасное решение для оформления кухни.

зеленый цвет в интерьере

Свежий зелёный цвет поможет снять нервное напряжение и создать атмосферу единства с миром природы. Он подойдёт для людей, часто страдающих от бессонницы или переутомляющихся. Этот освежающий цвет даже понижает кровеносное давление. С ним Вы почувствуете обновление и свежесть.

Голубой цвет создаст ощущение приятной прохлады, успокоит нервы и снимет напряжение с мышц. Так же, как и зелёный цвет, он способен привести в норму кровяное давление.

Синий цвет с холодным отливом является очень опасным цветом, поэтому с ним нужно быть аккуратным. Злоупотребление им может привести к тому, что человек, находясь в помещении, будет чувствовать себя удручённым и испытывать чувство дискомфорта. Лучше использовать не тёмно-синие, а светлые голубые оттенки.

желтый цвет в интерьере

Влияние цвета на визуальное восприятие

Цвет способен не только создать определённую атмосферу и настроение в помещении, но и вызывать разнообразные оптические иллюзии. При помощи цвета можно сделать помещение маленьким или большим, широким или узким, поднять или опустить потолок.

Если комната маленькая, в ней должны быть преимущественно светлые оттенки, поскольку это поспособствует её увеличению и добавит ей света. Прихожая и гардеробная являются небольшими и тёмными помещениями, и их можно интересно оформить, использовав яркие и блестящие цвета и оттенки. Не следует их использовать в оформлении комнат, в которых Вы проводите большую часть своего времени, потому что броские цвета утомляют взор.

Про сочетания и применение черного и желтого цвета в интерьере читайте .

Выкрашенный в тёмно-голубые тона длинный коридор, который ведёт в просторную и светлую гостиную, будет смотреться очень оригинально, как свет в конце тоннеля. Чтобы удлинить короткий коридор, нужно выкрасить стены в тёмный цвет, а потолок вместе с полом в светлый. Можно разместить на стенах в коридоре всевозможные картины и рамы, которые хорошо сочетались бы с полом и потолком.

Если пространство слишком замкнутое, и требуется его раскрыть, к примеру, отодвинуть стены, нужно оформление коротких стен выполнить в светлых тонах, а две оставшиеся выкрасить в тёмные. Так короткие стены удлинятся, и комната станет визуально шире. Геометрию слишком квадратной комнаты можно изменить, оформив одну стену в более светлых оттенках, чем другие три. Нужно знать, что использование в интерьере тёмных и тёплых цветов приводит к тому, что пространство становится замкнутым, а светлые и холодные способствуют его раскрытию.

Цвет – это сильное средство для преображения интерьера помещения, его зрительного изменения и создания определённой атмосферы в нём. Прежде чем приступить к ремонтным или отделочным работам, следует грамотно подобрать цветовую палитру для оформления помещения. Халатное отношение к этому важному этапу недопустимо. Правильно подобранная цветовая гамма оформления интерьера будет радовать Вас в течение долгих лет.

Ну а что еще благоприятно действует на человека в интерьере? Конечно же .

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Вы можете получать новые статьи на эл. почту!

Сайт некоммерческий, развивается на личные средства автора и ваши пожертвования. Вы можете оказать помощь!

(Даже небольшой суммой, можно ввести любую)
(картой, с сотового тел, яндекс деньгами - выберите нужное)

Наиболее чувствительной силой восприятия информации органами чувств является зрение. В каждом глазу содержится около 37 миллионов чувствительных к цвету рецепторов. Свет, который мы видим, состоит из волн различной длинны, которые воспринимаются и распознаются разными частями головного мозга. Разные отрезки и представляют собой цвет. Наш мозг разделяет видимый цветной спектр лишь на 3 основных: красный, зелёный и синий (pgb модель). Другие образуются путём перемешивания в нашем сознании этих же трех.

Из научных тезисов хочу добавить: все, что не сфокусировано нашим взглядом -бесцветное, как не печально. Что бы родился цвет, необходимы 3 составляющие: свет, предмет и человек! Без нас, наших глаз его просто не существует! Цвет безвариантно влияет на всех, а вот отношение формируется у каждого своё в зависимости от ассоциаций.

Интересно, что во многих странах раньше практиковалось лечение цветом, так называемая цветотерапия .

Античные жители в кубки наливали соки, воду и опускали в них драгоценные камни определённого цвета. Выдержав некоторое время, после насыщения жидкости запланированной энергией, давали выпить ее больному.

В Аюрведе и сегодня осуществляется лечение цветом. Первостепенно врач Аюрвведы выявляет, какой телесный тип у пациента. Они бывают трёх видов: Вата, Питта, Капха. Вата представляет Воздух и Эфир; Питта - Огонь и Воду; Капха - Воду и Землю. Вы поняли, что немного эзотерическое видение с поместью астрологии и немного западного деления на интервентов и экстравертов. Если какая-то энергия находится в нехватке, лекарь назначает ему недостающий “цвет”.

Конечно же, цветотерапия – это псевдонаука и каждый вправе распоряжаться сам – верить ей или нет. Но действие красок на психологию человека научно доказано не единожды.

Так в середине 20-го века учёным Люшером в Швейцарии был проведён тест, в ходе которого наблюдалось влияние 4 тысяч оттенков на психологию человека. Исследования показали, что независимо от национальности и вероисповедания, он изменяет функциональность некоторой деятельности организма. Например, оказавшись в сочно-красной комнате длительное количество времени, у людей учащалось сердцебиение, повышался пульс, давление крови, в целом наблюдалась возбудимость организма. И напротив, побыв в темно-синем пространстве, у испытуемых опускалась температура тела на 2 градуса, общее состояние говорило об успокоении.

Цвет влияет на формирование определённой окружающей среды, что является одним из составляющих компонентов хорошего .


Издавна “первыми” цветами были белый , чёрный и красный . Это обуславливалось применением естественных природных компонентов для получения краски.

В каждом территориальном регионе формулировалась своя основная палитра со своим числом красок. На древнем востоке – пять, в Европе – три. Ито, один сменялся другим периодически. Со времён Ньютона принято считать – семь основных, которые опишу в этой статье.

7 ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ

Красный – теплый, повышает настроение, аппетит, стимулирует работу мозга. В тоже время, при длительном пребывание рядом с ним раздражает, происходит перевозбуждение нервной системы и отторжение.

Очень противоречивый цвет, используйте его осторожно. Подойдёт для нежилых комнат – прихожая, холл, кухня. Из жилых – только гостиная и кабинет. Ито, советую использовать в акцентирующем виде: подушки, кусок стены, аксессуары, коврик в помещениях, в которых вы находитесь длительное время. Если в семье имеются гиперактивные детки, то стоит отказаться от использования красного, чтобы не усугубить состояние ребенка. Для кухни очень хорош, так как стимулирует работу пищеварительной системы. Можете использовать его в виде частей фасадов, фартука, холодильника. Но учтите, что зрительному сужению пространства не миновать, поэтому подходит лишь для крупных площадей комнат.

Также красный характеризуется с роскошью. Прекрасен для оформления шикарных апартаментов в , изыск добавляет сочетание с золотом.

За счет своей способности к повышению работоспособности на какое-то время и улучшению апатита подходит для нежилой недвижимости: супермаркетов, фитнес-центров, спортзалов, кафе быстрого питания (что бы люди быстренько насытили желудки и не захотели засиживаться на длительное время – удалились).
Оранжевый – жизнерадостной, бодрящий и тёплый. Помогает людям, которые впадают в депрессивное состояние, не видя выхода в сложившейся ситуации. В целом, действует также как и красный только слабее. Возбуждение организма менее слабое, пульс не учащается и давление артериальное не поднимается, поэтому краски оранжевого переносятся приятнее.

В любом случае пусть он и не столь активен, но все равно действует сильно на психику, поэтому перебарщивать не стоит. Прекрасно выглядит в разбавлении белым, в виде акцентов. Богат по тональности. Его можно сравнить с фруктом. По мере зрелости он меняется от светлой алычи до спелой хурмы. Из самых красивых оттенки я выделяют: лососевый, янтарный, коралловый, тыквенный, медный, морковный и абрикосовый.

Такие как , Индийский, Африканский, современные – , и богемный любят его за сочность и тепло (у него не бывает холодного оттенка, так как получен разбавлением двух тёплых – красного и жёлтого). Дизайнеры нередко применяют его в пространствах, расположенных на север, где ощущается нехватка тепла.

Так как схож по психологическому воздействию с красным, то советую применять его в нежилых помещениях, за исключение игровых детских комнат, гостиной.
Жёлтый – энергетический, яркий, возбуждающий веселый, энергичный и тёплый как само солнце. Получился благодаря слиянию красного и зеленого, поэтому и вобрал в себя свойства обоих в равных количествах пополам. Проникает в любую лазейку, легко и надолго уживаясь в ней.

Оттенков у него не столь много как у предшественника оранжевого. Самые распространенные это – лимонный, бежевый, кремовый, песочный. Лимонный будет холодить пространство, остальные – теплить.
Зелёный
– самый спокойный цвет. Никуда не движется и не спешит, полное отсутствие импульсов, которое и передаётся созерцающему. Цвет, созданный самой природой, наблюдаем с самого рождения, такой приятный глазу и родной. С медицинской стороны – ослабляет слуховые рецепторы, снижает кровяное давление, отлично помогает при мигренях. В светлом исполнение радует, в тёмном – умиротворяет. Природных органичных оттенков имеет множество на любой вкус: высохшая зелень, лесная трава, мята, изумруд, авокадо, фисташка и т.д. С сочетаниями с другими цветами проблемы не возникают. Главное – выдержка в холодных и теплых тонах.

Зелень, как говорилось раньше, хорошо успокаивает, поэтому она подойдет для любых нежилых помещений, и для жилой спальни соответственно. В ней она будет действовать как снотворное. Но остановиться стоит на светлых, полупрозрачных тонах: зелёный чай, лёгкая фисташка или оливка. Поверхность, быть то покраска или мебель, только матовая. Никакого холода в зеленом проявлении.

Для людей соблюдающих правильное питание, зелёная кухня беззвучно поспособствует режиму ограничений. Т.к. в отличие от красного он приглушает аппетит.
Голубой
– цвет прохлады и свежести. Вызывает приятные ассоциации, связанные с морским воздухом, безграничным океаном, безмятежным небом. Отчасти из-за этого считается одним из любимых цветов у человечества. Голубой даёт возможность насладиться воспоминаниями или выстроить новые мечты.

Достигается путем разбавления синего белым. От первого берет спокойствие и умиротворение, от второго – чистоту и радостные помыслы. В интерьере прекрасно ощущаются эти качества. Но также не стоит забывать о холодности цвета, соответственно его необходимо сочетать с теплыми тонами, чтобы не сформулировалась депрессивная атмосфера.

Что касается выбора помещения, в котором может жить голубой, так здесь нет запретов. Подходит абсолютно для любого пространства, любого назначения и площади. В гостиной благосклонно повлияет на живое общение, в спальне – на расслабление, заберет усталость и создаст ауру идеальную для отдыха, в ванной комнате – увеличит замкнутое пространство визуально, а также релаксирующее настроение будет обеспечено.

Легко уживается во многих стилях, особенно во французских , в современном .
Синий
– цвет благородства, степенности, спокойствия. С медицинской точки зрения обладает способностью снимать боли при неврологии и воспалениях. Под воздействием синего у человека уменьшается чувство тревоги и немного нарушается контроль времени, что приводит к расслаблению. И при всей глубине этого изысканного цвета все же нужно знать меру. Спокойные черты при длительном воздействии приобретают угнетающий характер.

Интересно, что в зависимости от тона меняется излучающей настроение. Чем глубже оттенок, тем сильнее он проникает в нас. Темно-синий будит в нас голод к чистоте, к бесконечному. Синий на грани с чёрным может даже кричать о печали. По мере осветления уменьшаются эмоции. Перерождаясь в голубой, синий становится безразличным и далёким как небо. А при ещё более интенсивном выбеливании становится беззвучным, пока и вовсе не станет нейтральным белым.

Синий хорошо подходит для помещений с любым назначением эксплуатации. В стилях тоже нет ограничений. Оттенок кобальта и ультрамарина – варианты технологичные, поэтому хороши в , сапфировый и темно-синий идеальны в .
Фиолетовый
– охлажденный красный синей краской. Звучит немного печально, так как присутствует погашение. И вправду этот цвет весьма загадочный. В Китае – цвет траура, в Индии – печали. Он действует угнетающе на нервную систему и в тоже время оказывает колоссальное влияние на духовную часть человека. Благодаря сильному воздействию происходит освобождение сознания от внутренних страхов, что ведёт к возможности черпать созидательную силу изнутри себя. Вероятно, самый запутанный цвет. В йоге самая верхняя 7-ая чакра Сахасрара, расположенная на макушке черепа, именно фиолетового цвета. Она соединяет тонкими нитями человека с вселенной. Интуиция, прозрение, осознание сути происходящего – всему этому помогает фиолетовый.

В жилых пространствах его просто необходимо разбавлять теплыми красками, иначе замерзните или вовсе апатичное состояние будет преследовать вас регулярно. Разбавлять с красным не советую. Бордовый приторно развратный и нечего доброго в жилье не приносит. А вот в дуэте с желтым, фиолетовый прекрасен. Появляется недостающая красота. В качестве фона стоит отдать предпочтение выбеленному фиолетовому либо светло-лиловому. В данном тоне он подойдёт как для жилого пространства, так и для нежилого. В общественных заведения излюблен медитативными центрами.