Архимандрит Алексий (Мандзирис). О монашеской жизни и распорядке дня. Утешение монаха. Интервью с наместником Валаамского монастыря Распорядок дня в монастыре мужском

"Очень интересно, а как принимают в монастырскую семью, есть ли препятствия, например, возраст, здоровье, нужно ведь быть полезным, а не обузой, как послушания назначаются? Если можно, поделитесь, как будущие монахи оказываются в том или ином монастыре, сами выбирают или их распределяют кого куда"?

Кого и как принимают в монастырь.
В каждом монастыре свои правила, но, разумеется, есть и общие требования.
Первое – кандидатка в насельницы монастыря должна быть православноверующей, воцерковленной, имеющей довольно серьезный приходской «стаж».
Второе – психически здоровой, телесное здоровье приветствуется (трудов в монастыре много), но где сейчас найдешь совершенно здорового человека? Посему, этот вопрос остается на усмотрении руководства монастыря. Что касается возраста, и тут все решается индивидуально. Бывает, и юной девушке откажут, а в возрасте возьмут. И с совсем юными сложно, и с престарелыми: первые ничего не умеют, последних надо переучивать. Но если человек искренний, глубоко верующий и старается, такого обязательно возьмут.

Третье - кандидатка не должна иметь никаких долгов в миру. Речь не только о деньгах (впрочем, эти задолжности тоже следует погасить), а об отсутствии каких-либо обязательств семейных, юридических и др. Если есть маленькие дети, придется подождать, вырастить, а уж потом устраивать свою жизнь в монастыре. Если есть супруг, оставить его можно только с его согласия. Если есть больные лежачие родители, нужно их досмотреть или устроить так, чтобы за ними был надлежащий уход.
Четвертое – благословение духовника, священника – желательно. А сам прием в число «приживающихся» (есть такая ступень: уже не трудница, еще не послушница, будешь ли жить в монастыре – неизвестно, потому пока присматриваешься, приживаешься) только с разрешения Правящего Архиепископа (по ходатайству Игумении).

Как выбирают монастырь
История знает разные подходы к выбору монастыря. Кто-то идет в известный монастырь с традициями. Кто-то, наоборот, хочет все начать с нуля, поучаствовать в строительстве нового. Кто-то идет туда, где есть святыня, другой туда, где серьезное духовное руководство. Кто-то выбирает монастырь по климату (у старца Паисия об этом написано). Кого-то в конкретный монастырь направляет духовник, советует подруга, знакомые. Вариантов много, но… Есть главное и основное – в монастырь направляет Господь. Если вести внимательную духовную жизнь и всерьез желать спасения, Господь определит именно туда, где будет полезно. Не значит «просто», а спасительно.

Как распределяются послушания
Послушание – работа в монастыре (сегодня мы не будем говорить о послушании как о монашеской добродетели, только как о работе). Какие послушания в монастыре? Храм, клирос (церковное пение), устав, просфорня, кухня, хлебопекарня, ризничная, пошивочная, иконописная, коровник, огороды, различные мастерские, социальное служение, канцелярия, бухгалтерия, гостиница и др. Все послушания связаны с организацией богослужений, внутренней жизни монастыря, помощью прихожанам, ближним. Оказывается, в монастыре может пригодиться практически любая специальность. Одна сестра, например, пришла в монастырь после театрального института, критик. Она рассказывает: «Ну что такому человеку делать в монастыре? Где применить свои знания? Спросили бы меня об этом перед монастырем, ответила бы: «Не знаю». Не знала, шла не на конкретное послушание, а в монастырь. Первое послушание, которое мне дали, чистка лука. Огромные тазы с луком. У меня аллергия на лук, вся обрыдалась, опухла, но было радостно. А когда дали постоянное послушание – убирать в храме, поняла, что такое счастье. Странное дело: моешь полы, а ощущение, что делаешь что-то очень серьезное. Потому что в храме. Кто в храме трудился, меня поймет. А потом Господь так устроил, появилась необходимость и возможность вести передачи на радио, делать газету, редактировать книги. Все пригодилось. Со временем».
В некоторых монастырях игумении (или благочинная) каждое утро сестру посылает на новое послушание. У нас не так. У сестер, в основном, постоянные послушания, правда, не по одному, а несколько. Например, наши иконописцы реставрируют и пишут иконы, в их ведении все монастырские клумбы и газоны, монастырские животные, да еще клирос. Есть и общие послушания, когда все сестры что-то делают сообща, например, едут собирать картошку, разгружать кирпичи, убирать к празднику храм. Есть послушания, где все работают по графику, например, в трапезной, на раздатке.
В монастыре стремятся использовать профессиональные навыки сестер. Если у тебя консерваторское образование, ты, скорее всего, будешь заниматься клиросом. Но… Нельзя забывать о духовной и дисциплинарной стороне. И игумения, и духовник могут сменить послушание, по разным причинам: здоровье, не справляешься, не полезно и др.

Молитвенное правило и распорядок

«Интересно узнать, какое у вас молитвенное правило, сколько раз в день и в какое время трапеза, сколько человек в келиях, можно ли жить одной, можно ли иметь у себя плеер с наушниками (слушать духовные беседы, песнопения), есть ли свободное время?
Как вообще день проходит, по какому распорядку?»

Наверное, кого-то сразу разочаруем: режим у нас в монастыре щадящий, встаем поздно, в 6 утра (есть монастыри, где подъем в 4, 5), когда монастырь на природе, ранний подъем дается легче, чем в городе, где загазованность, нехватка кислорода, да и сам город со своими требованиями и нуждами.
Итак, нас будят колокольчиком – ночная дежурная (монахиня, послушница) ходит по территории, по корпусам, по этажам и звонит, звонит. В 6.30 – Утренние молитвы, полунощница, каноны, акафисты. В 8.00 – литургия. В 11.00 – обед. Завтрака у нас нет, да он и не нужен, все равно до окончания литургии есть не положено. За трапезой, как и во всех монастырях, чтение (чтение меняется: или поучения святых отцов, или о святом (празднике) дня, иногда духовная беседа духовника, игумении, рассказ сестер о паломничестве, но это уже после трапезы).
С 11.30 все на послушаниях, кто где, если это летнее время и сестры на огородах, то у них с собой может быть и плеер с наушниками – слушают святых отцов, толкование на Священное писание, поучения святых отцов для монашествующих.
В 16.00 – ужин. Ужин ранний, сестры сами попросили перенести ужин с 20.30 на 16.00 (вечером у нас мало кто ест, уж если невмоготу, можно придти после вечерней службы на паломническую трапезу). Не запрещается чай в келии (хотя, духовник сестрам нередко говорит: «Вам разрешили чай, а смотришь, там уже и булочки».
В 17.00 – Вечерня. Утреня. Если Всенощное бдение – приходят все сестры, если простая служба – только свободные в этот день от послушания. В 23.00 отход ко сну (это по уставу, но часто не успеваем что-то сделать, тогда отход переносится на более позднее время).
Живут сестры, в основном, по одному-два человека в келии. Сейчас, слава Богу, есть такая возможность, а первые годы жили и по 5, и более, спали на полу на матрасах, рядком. Келии небольшие, по хорошему, они рассчитаны на одного человека, в каких-то и живут по одному, но мест опять не хватает. Вот подворьях свободнее – на Покровском и Преображенском построены большие корпуса, там сестры живут по одной.
Свободное время есть: каждая сестра может и книгу почитать, и рукоделием заняться, и к экзаменам подготовиться (некоторые сестры получают высшее образование – светское или духовное). Не запрещается общение между сестрами, к любой сестре можно зайти в келию (но по делу, разговоры не приветствуются), доступны и игумения, и духовник.
Молитвенное правило, в основном, все совершается в храме, дополнительно в кельях сестры читают Евангелие, Псалтырь, Иисусову молитву, кладут поклоны, кроме общего правила, у монахини может быть и свое особое правило (по согласованию с духовником).

"Очень интересно, а как принимают в монастырскую семью, есть ли препятствия, например, возраст, здоровье, нужно ведь быть полезным, а не обузой, как послушания назначаются? Если можно, поделитесь, как будущие монахи оказываются в том или ином монастыре, сами выбирают или их распределяют кого куда"?

Кого и как принимают в монастырь.
В каждом монастыре свои правила, но, разумеется, есть и общие требования.
Первое – кандидатка в насельницы монастыря должна быть православноверующей, воцерковленной, имеющей довольно серьезный приходской «стаж».
Второе – психически здоровой, телесное здоровье приветствуется (трудов в монастыре много), но где сейчас найдешь совершенно здорового человека? Посему, этот вопрос остается на усмотрении руководства монастыря. Что касается возраста, и тут все решается индивидуально. Бывает, и юной девушке откажут, а в возрасте возьмут. И с совсем юными сложно, и с престарелыми: первые ничего не умеют, последних надо переучивать. Но если человек искренний, глубоко верующий и старается, такого обязательно возьмут.

Третье - кандидатка не должна иметь никаких долгов в миру. Речь не только о деньгах (впрочем, эти задолжности тоже следует погасить), а об отсутствии каких-либо обязательств семейных, юридических и др. Если есть маленькие дети, придется подождать, вырастить, а уж потом устраивать свою жизнь в монастыре. Если есть супруг, оставить его можно только с его согласия. Если есть больные лежачие родители, нужно их досмотреть или устроить так, чтобы за ними был надлежащий уход.
Четвертое – благословение духовника, священника – желательно. А сам прием в число «приживающихся» (есть такая ступень: уже не трудница, еще не послушница, будешь ли жить в монастыре – неизвестно, потому пока присматриваешься, приживаешься) только с разрешения Правящего Архиепископа (по ходатайству Игумении).

Как выбирают монастырь
История знает разные подходы к выбору монастыря. Кто-то идет в известный монастырь с традициями. Кто-то, наоборот, хочет все начать с нуля, поучаствовать в строительстве нового. Кто-то идет туда, где есть святыня, другой туда, где серьезное духовное руководство. Кто-то выбирает монастырь по климату (у старца Паисия об этом написано). Кого-то в конкретный монастырь направляет духовник, советует подруга, знакомые. Вариантов много, но… Есть главное и основное – в монастырь направляет Господь. Если вести внимательную духовную жизнь и всерьез желать спасения, Господь определит именно туда, где будет полезно. Не значит «просто», а спасительно.

Как распределяются послушания
Послушание – работа в монастыре (сегодня мы не будем говорить о послушании как о монашеской добродетели, только как о работе). Какие послушания в монастыре? Храм, клирос (церковное пение), устав, просфорня, кухня, хлебопекарня, ризничная, пошивочная, иконописная, коровник, огороды, различные мастерские, социальное служение, канцелярия, бухгалтерия, гостиница и др. Все послушания связаны с организацией богослужений, внутренней жизни монастыря, помощью прихожанам, ближним. Оказывается, в монастыре может пригодиться практически любая специальность. Одна сестра, например, пришла в монастырь после театрального института, критик. Она рассказывает: «Ну что такому человеку делать в монастыре? Где применить свои знания? Спросили бы меня об этом перед монастырем, ответила бы: «Не знаю». Не знала, шла не на конкретное послушание, а в монастырь. Первое послушание, которое мне дали, чистка лука. Огромные тазы с луком. У меня аллергия на лук, вся обрыдалась, опухла, но было радостно. А когда дали постоянное послушание – убирать в храме, поняла, что такое счастье. Странное дело: моешь полы, а ощущение, что делаешь что-то очень серьезное. Потому что в храме. Кто в храме трудился, меня поймет. А потом Господь так устроил, появилась необходимость и возможность вести передачи на радио, делать газету, редактировать книги. Все пригодилось. Со временем».
В некоторых монастырях игумении (или благочинная) каждое утро сестру посылает на новое послушание. У нас не так. У сестер, в основном, постоянные послушания, правда, не по одному, а несколько. Например, наши иконописцы реставрируют и пишут иконы, в их ведении все монастырские клумбы и газоны, монастырские животные, да еще клирос. Есть и общие послушания, когда все сестры что-то делают сообща, например, едут собирать картошку, разгружать кирпичи, убирать к празднику храм. Есть послушания, где все работают по графику, например, в трапезной, на раздатке.
В монастыре стремятся использовать профессиональные навыки сестер. Если у тебя консерваторское образование, ты, скорее всего, будешь заниматься клиросом. Но… Нельзя забывать о духовной и дисциплинарной стороне. И игумения, и духовник могут сменить послушание, по разным причинам: здоровье, не справляешься, не полезно и др.

Молитвенное правило и распорядок

«Интересно узнать, какое у вас молитвенное правило, сколько раз в день и в какое время трапеза, сколько человек в келиях, можно ли жить одной, можно ли иметь у себя плеер с наушниками (слушать духовные беседы, песнопения), есть ли свободное время?
Как вообще день проходит, по какому распорядку?»

Наверное, кого-то сразу разочаруем: режим у нас в монастыре щадящий, встаем поздно, в 6 утра (есть монастыри, где подъем в 4, 5), когда монастырь на природе, ранний подъем дается легче, чем в городе, где загазованность, нехватка кислорода, да и сам город со своими требованиями и нуждами.
Итак, нас будят колокольчиком – ночная дежурная (монахиня, послушница) ходит по территории, по корпусам, по этажам и звонит, звонит. В 6.30 – Утренние молитвы, полунощница, каноны, акафисты. В 8.00 – литургия. В 11.00 – обед. Завтрака у нас нет, да он и не нужен, все равно до окончания литургии есть не положено. За трапезой, как и во всех монастырях, чтение (чтение меняется: или поучения святых отцов, или о святом (празднике) дня, иногда духовная беседа духовника, игумении, рассказ сестер о паломничестве, но это уже после трапезы).
С 11.30 все на послушаниях, кто где, если это летнее время и сестры на огородах, то у них с собой может быть и плеер с наушниками – слушают святых отцов, толкование на Священное писание, поучения святых отцов для монашествующих.
В 16.00 – ужин. Ужин ранний, сестры сами попросили перенести ужин с 20.30 на 16.00 (вечером у нас мало кто ест, уж если невмоготу, можно придти после вечерней службы на паломническую трапезу). Не запрещается чай в келии (хотя, духовник сестрам нередко говорит: «Вам разрешили чай, а смотришь, там уже и булочки».
В 17.00 – Вечерня. Утреня. Если Всенощное бдение – приходят все сестры, если простая служба – только свободные в этот день от послушания. В 23.00 отход ко сну (это по уставу, но часто не успеваем что-то сделать, тогда отход переносится на более позднее время).
Живут сестры, в основном, по одному-два человека в келии. Сейчас, слава Богу, есть такая возможность, а первые годы жили и по 5, и более, спали на полу на матрасах, рядком. Келии небольшие, по хорошему, они рассчитаны на одного человека, в каких-то и живут по одному, но мест опять не хватает. Вот подворьях свободнее – на Покровском и Преображенском построены большие корпуса, там сестры живут по одной.
Свободное время есть: каждая сестра может и книгу почитать, и рукоделием заняться, и к экзаменам подготовиться (некоторые сестры получают высшее образование – светское или духовное). Не запрещается общение между сестрами, к любой сестре можно зайти в келию (но по делу, разговоры не приветствуются), доступны и игумения, и духовник.
Молитвенное правило, в основном, все совершается в храме, дополнительно в кельях сестры читают Евангелие, Псалтырь, Иисусову молитву, кладут поклоны, кроме общего правила, у монахини может быть и свое особое правило (по согласованию с духовником).

В то время как весь цивилизованный мир изменяется быстрее и быстрее, приближаясь к собственному идеалу эффективности, достатка и комфорта, есть места, где жизнь отстает от нашей лет примерно на пятьсот. В монастырях братия живет по древним законам.

Святая Гора Афон

Согласно законам Святого Афона более молодой монах обязан ухаживать за более пожилым. У монахов много и других обязанностей. Их день проходит в трудах и молитвах. Подъем - в пять утра. Затем служится литургия, после которой монахи идут в трапезную, где пьют чай или кофе. Потом они заняты работой. В 13:00 - обед. Летом есть часовой послеобеденной сон. Зимой этого нет. Ввиду короткого светового дня монахи встают в четыре утра. После обеденного сна - работа. Монахи не ужинают. Вечером они идут в церковь, где приносят благодарения Богу за прожитый день. Последняя молитва приносится Ангелу Хранителю на предстоящую ночь.

В праздники жизнь монахов отличается от будней. Они целый день проводят в церкви, ходят с визитами в другие монастыри и келлии. Вечером для всех накрываются столы для трапезы. Готовится рыба.

На вопрос о том, как жить сегодня людям в таком не простом современном мире, где много жестокости и злости, архимандрид Феонас - настоятель келлии святого Никодима - ответил просто: «Просыпаясь каждое утро, помните, что самый большой подарок, который сделал для нас Господь, это его жизнь. Умываясь, всегда думайте о том, что этот ваш день может быть последним в вашей жизни и поэтому, надо делать только хорошее, любить ближнего. Ведь смысл учения Христа - в любви. И люди должны, не просто говорить о ней, а иметь любовь внутри себя».

Распорядок дня корейских буддийских монахов и монахинь

В корейском буддийском монастыре день начинается в 3 часа утра. Один из монахов встаёт раньше других и облачается в церемониальную одежду. Затем он тихо начинает бить в «моктхак», деревянный колокообразный ударный инструмент, и петь буддийские сутры. Продолжая песнопение он проходит по всей территории монастыря.

Эта церемония пробуждения выполняется ежедневно, независимо от погоды. Монахи, услышав звуки «моктхак», встают и готовятся к утренней церемонии. Через некоторое время раздаются удары в большой монастырский колокол, барабан, гонг и деревянную рыбу, и все монахи идут к Главному залу для песнопения.

Перед утренней церемонией монахи бьют в четыре предмета: большой колокол, барабан, гонг и деревянную рыбу. Каждый из этих предметов представляет группу существ, живущих в мире. Большой колокол звонит для предков, барабан из кожи животного - для животных, гонг в форме облака - для существ, живущих на воздухе, а рыба, вырезанная из бревна - для существ, живущих в воде. Считается, что услышав удары и песнопение, каждое существо освобождается мудростью Будды.

После утренней церемонии, каждый из монахов продолжает своё занятие: студенты идут в ученический зал, старшие монахи идут в зал размышления, а рабочие монахи готовят завтрак.

Завтрак начинается в 6:00 часов. Он состоит из овсяной каши и квашенных овощей, которые подаются в четырёх индивидуальных посудах. Наиболее важная часть дня - время после завтрака, в которое можно спокойно заняться своим учением. В это время большинство монахов продолжают заниматься или медитируют.

В 10:30, помня традицию Будды есть один раз в день, монахи собираются в Главном зале, поют и предлагают рис. После этой церемонии наступает время обеда. Монахи поют до и во время еды, что делается для того, чтобы напомнить себе, что еда употребляется не для наслаждения, а для питания организма.

После короткого периода свободного времени после обеда, монахи вновь занимаются учёбой до 17:00. Затем время для ужина, которое зависит от сезона. Зимой в монастыре ужинают на один час раньше, чем летом. Приблизительно через час после ужина большой колокол храма объявляет время для песнопения:

Услышав звук колокола, монахи идут к Главному залу и занимаются там песнопением и медитацией. Затем около 21:00 монахи могут ложатся спать, и все огни в храме выключаются.

Валаамский монастырь -- ставропигиальный, то есть находится под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Указом Патриарха Алексия II в Валаамской обители восстановлено игуменство, которое предусмотрено старинным Уставом Валаамского монастыря, утверждённым к применению также указом Патриарха. Устав Святого Валаама составлен по типу и строгости Афонских монастырей; повелевает «ничего не предпринимать настоятелю без совета братии». Поэтому регулярно собирается Духовный Собор старшей братии, в который входят игумены, духовник, благочинный, гостинник, ризничий, помощник игумена по приёму паломников, скитоначальники, казначей, эконом.

Распорядок дня

Одно из Валаамских чудес -- лик старца Назария, проявившийся в 1997 году после удара грозовой молнии на сломе ветви дуба возле развалин его пустыни. Игуменское кладбище, 2012

О распорядке дня в Валаамском монастыре и особенностях богослужений подробно рассказал в православной печати настоятель - епископ Панкратий.

Богослужебный суточный круг в Валаамском монастыре начинается в 17:00 вечерней с малым повечерием. Затем читается валаамское монашеское правило, три канона с акафистом Божией Матери, и чин прощения.

После правила братия направляется в трапезную на ужин. В 21:00 удар колокола возвещает время безмолвия, во время которого монахи читают келейное правило, состоящее из Иисусовой молитвы и поклонов.

Утреня, предваряемая полунощницей, в монастыре совершается в 5:00. После этого братия переходит в храм Валаамской иконы Божией Матери, где служится ранняя Божественная литургия. Служба заканчивается в начале девятого. После утреннего чая (келейно) и краткого отдыха монашествующие, послушники и трудники отправляются на послушания, распределённые благочинным. В 13:00 -- обед в братской трапезной. За трапезой очередной монах читает святоотеческие творения. Присутствие всей братии обязательно. После чтения настоятель в знак благословения передаёт чтецу часть своей трапезы, которую тот принимает с благодарностью и умилением. После трапезы в 13:30 каждый день у раки основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, служится молебен, а в среду -- молебен у чтимого списка иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица». В воскресенье после вечерни соборно служится молебен с акафистом преподобным Сергию и Герману. В 21:00 -- расход из храма.

Каждый монах вместе со своим духовником или с настоятелем индивидуально решает, когда лучше молиться, читать келейное правило. Для новоначальных насельников келейное правило длится обычно полчаса, затем, по мере приобретения навыка и духовного опыта, продолжительность чтения правила постепенно возрастает.

В 22:00 отход ко сну. Сон у братии длится обычно 4--5 часов ночью и пару часов днём, после обеда. Всего на сон в сутки выделяется 6-7 часов, как об этом предписывается в святоотеческих книгах. В «Добротолюбии» указано, что новоначальный монах должен спать 6 часов. «Меньше не надо, потому что нервная система может не выдержать. Но и досыта высыпаться тоже не рекомендуется», -- уточнил в интервью для печати епископ Панкратий.