Астрономические открытия в произведении коперника "о вращениях небесных сфер". Книга «о вращениях небесных сфер О вращении небесных тел

Обоснование гелиоцентрической системы мира польским ученым Николаем Коперником является одним из переломных моментов в истории науки и соответственно - в истории развития человечества в целом.

Коперник родился в 1473 г. в городе Торунь в семье купца. Некоторое время он учился в Краковском университете, затем десять лет постигал науки в Италии. Формально его задачей было изучение права и медицины, но более всего Николай увлекался математикой и астрономией. Этот интерес укрепили астрономические события, которыми были богаты годы его учебы, - три солнечных затмения, комета, соединение (видимое сближение) Юпитера и Сатурна. Тогда же Европу всколыхнула весть об открытии Христофором Колумбом заокеанских земель.

В 1503 г. Коперник вернулся в Польшу, где стал секретарем и врачом у своего дяди - епископа Ваченроде. Он часто помогал больным и беднякам. Известно, что Коперник был одним из видных финансистов своего времени. После смерти Ваченроде Николай Коперник поселился во Фромборке. Некоторое время он управлял оставшейся без хозяина епархией. Есть неподтвержденные данные о том, что он принял в свое время и священнический сан.

Но главным призванием польского гения была астрономия. На верхнем этаже собора Успения Богородицы во Фромборке, в котором служил Николай, он устроил кабинет, регулярно поднимался на вершину башен, чтобы наблюдать звездное небо. Коперник собственноручно изготовил из дерева угломерные астрономические инструменты. Ему удалось совершить настоящую революцию в астрономии, которую сейчас принято называть коперниканской. В то время в астрономии господствовала теория, основанная на принципах, изложенных еще Птолемеем и Аристотелем. Причем, если геостатическая теория Аристотеля принималась как физическая теория, то теория Птолемея, в которой Земля также была неподвижна, а вокруг Земли и одновременно по своим отдельным орбитам вращались планеты, Солнце и Луна (теория сфер), считалась теорией чисто математической. С ее помощью было легче объяснить конкретные наблюдаемые явления. Такое разделение науки было принято в Средние века. Ученым же отводилась роль подсобных рабочих, которые давали возможность подсчитать что‑то конкретное, но общее представление о картине мира оставалось в руках религиозных философов.

Следование Птолемею постепенно заводило астрономию в тупик. Основанный на его теории юлианский календарь давал ошибку уже в 10 дней. Так, весеннее равноденствие Коперник наблюдал 11 марта. Он считал, что реформа календаря невозможна без «достаточно хороших определений продолжительности года, месяца и движения Солнца и Луны». Были и другие явления, которые не могли объяснить сторонники Птолемея.

Николай Коперник обратил внимание на похожесть главных эпициклов планет (т. е. на главную составляющую траектории их движения) и попытался найти этому объяснение. В результате он отказался от постулата неподвижности Земли. Это позволило ему создать гармоническую картину мира, в которой все или почти все наблюдаемые явления получали свое объяснение. Среди них - годовое движение Солнца по эклиптике, прецессия земной оси, «привязанность» Меркурия и Венеры к Солнцу, необычайная яркость Марса во время его противостояний и, наконец, петлеобразное движение планет.

Что у математика и астронома получилось, всем хорошо известно. Планеты, в том числе и Земля, крутятся вокруг Солнца по своим орбитам, вращаясь также вокруг собственной оси. Коперник определил, какие планеты ближе к светилу, какие дальше, он довольно точно вычислил и расстояния от них до Солнца. В будущем законы Кеплера, механика Галилея, формулы гравитации, выведенные Ньютоном, подтвердили правильность гелиоцентрической системы.

Очень важным был тот факт, что Коперник совершенно недвусмысленно высказался против деления астрономии на физическую и математическую части. Он писал, что науке не нужны поводыри, что научное знание должно быть единым. Это создавало непосредственную опасность для церкви как властительницы умов и полностью соответствовало духу Возрождения.

В Европе о воззрениях Коперника узнали еще до опубликования его главного труда. Впервые же свои мысли он изложил в 1516 г. в небольшой брошюре «Малый комментарий». Долгое время он не решался посвятить публику во все тонкости своих расчетов. Коперник хорошо понимал революционность идеи и боялся осуждения со стороны общественности и церкви. Однако друзья смогли его уговорить. В 1543 г. вышел в свет его знаменитый труд: «О вращениях небесных сфер». Коперник увидел первый экземпляр книги за день до своей смерти. Хитроумный поляк посвятил книгу папе Павлу III, для которого написал специальное предисловие. «Я не хочу скрывать от Твоего Святейшества, - писал ученый, - что к размышлениям о другом способе расчета мировых сфер меня побудило именно то, что сами математики не имеют у себя ничего вполне установленного относительно исследования этих [небесных] движений… И самое главное, так они и не смогли определить форму мира и точную соразмерность его частей».

Главный труд жизни Николая Коперника состоял из шести книг. Надо сказать, что большая заслуга в дальнейшей популяризации его теории принадлежит Ретику - единственному ученику Коперника.

Поначалу церковь отнеслась к гелиоцентрической системе спокойно - как к очередной гипотетической схеме, которая лишь позволяет более точно просчитывать движение небесных тел. Но в 1616 г. книга польского астронома была включена инквизицией в индекс запрещенных книг и оставалась под запретом до 1833 г. На коперниканство ополчились и протестанты. Сторонники Лютера, да и сам великий реформатор, доказывали, что Коперник - «выскочка, который хочет быть умнее всех». Они ссылались на Священное Писание, сетовали на то, что новая система не оставляет места для рая и ада. Но даже им пришлось постепенно пересмотреть свое мнение. Сейчас в верности теории Коперника не сомневается большинство людей на планете. На памятнике великому ученому в Торуни написано: «Он остановил Солнце и сдвинул Землю».

100 Великих Книг Демин Валерий Никитич

20. КОПЕРНИК «О ВРАЩЕНИЯХ НЕБЕСНЫХ СФЕР»

20. КОПЕРНИК

«О ВРАЩЕНИЯХ НЕБЕСНЫХ СФЕР»

Историю человеческой цивилизации можно разделить на две неравные части - до этой книги и после. Поставив в центр планетной системы Солнце, земной разум совершил самый большой переворот в понимании Вселенной и места человека в ней. Это место оказалось намного скромнее в пространственном смысле - не в центре мира, но оказалось намного величественнее в мыслительном плане Человек - единственное во Вселенной существо, осознающее самого себя и весь бесконечный мир.

Изданную книгу принесли к постели умирающего Коперника за день до его смерти 24 мая 1543 года. С этого дня началась коперниканская эра в истории науки, в истории астрономии, в истории философии.

Гордая Польша может по праву гордиться тремя умами супермирового класса - Коперник, Шопен, Складовская-Кюри. Правда, на Николая Коперника время от времени претендуют немцы, но это - зря. Зря по двум причинам. Во-первых, у Германии и без Коперника море великих имен, а во-вторых, - Николай Коперник - поляк.

Он родился 19 февраля 1473 года в Торуни на Висле; сын купца из Кракова после смерти отца (1483) был взят на попечение дяди - Луки Вацельроде. Некоторое время учился в Краковском университете, но затем на десять лет уехал постигать науки в Италию. Формально целью его было изучение права и медицины (богословие он изучал еще в школе), но Николай увлекся математикой и астрономией.

В 1493 году вернулся обогащенный огромными знаниями в разных науках - от латыни до финансов, вел аскетический образ жизни, лечил бедных, утешал людей в несчастьях и изучал астрономию. В городе уже было известно, что Коперник излагает новую доктрину о движении Земли вокруг Солнца, о неподвижности Солнца и звезд.

Это полностью противоречило господствующей тогда Птолемеевской системе мира, согласно которой в центре Вселенной находится Земля, а вокруг нее вращаются Луна, планеты, Солнце и так называемые неподвижные звезды.

Николай Коперник убедительно показал: все видимые движения небесных светил объясняются проще, если предположить, что центральным светилом является неподвижное Солнце, вокруг которого вращаются все планеты, в том числе и Земля со спутником-Луной, и что, таким образом, Земля есть не что иное, как планета. Мартин Лютер назвал Коперника за высказанные им идеи глупцом, а Меланхтон прямо указал, что такое учение не может быть терпимо, так как подрывает авторитет Библии.

Многие из друзей предлагали Копернику напечатать его сочинение. Но наибольшее влияние на него оказал восторженный его поклонник Ретик, прибывший к Копернику во Фромборке, чтобы подробно ознакомиться с сочинением Коперника. Было решено, что Ретик будет руководить процессом печатанья великого астрономического труда. К несчастью, Ретик вручил рукопись для печатанья К. Осиландеру, лютеранскому проповеднику, который добавил свое не совсем удачное предисловие. В нем говорилось, что все основные идеи коперниканского сочинения «О вращениях небесных сфер» суть только гипотезы и способы, удобные для производства вычислений. Ученый же нашел иной выход - послал в Нюрнберг посвящение книги - главе Католической Церкви папе Павлу III.

Святейшему повелителю Великому Понтифику Павлу III. Предисловие Николая Коперника к книгам «О вращениях».

Я достаточно хорошо понимаю, Святейший Отец, что, как только некоторые узнают, что в этих книгах, написанных о вращении мировых сфер, я придал земному шару некоторые движения, они тотчас же с криком будут поносить меня и также мнения. Не до такой уж степени мне нравятся мои произведения, чтобы не обращать внимания на суждения о них других людей. Но я знаю, что размышления человека-философа далеки от рассуждений толпы, так как он занимается изысканием истины во всех делах в той мере, как это позволено Богом человеческому разуму.

Я полагаю также, что надо избегать мнений, чуждых правде. Наедине сам с собой я долго размышлял, до какой степени нелепой моя гипотеза покажется тем, которые на основании суждения многих веков считают твердо установленным, что Земля неподвижно расположена в середине неба, являясь как бы его центром. Поэтому я долго в душе колебался, следует ли выпускать в свет мои сочинения, написанные для доказательства движения Земли, и не будет ли лучше последовать примеру пифагорейцев и некоторых других, передававших тайны философии не письменно, а из рук в руки, и только родным и друзьям.

Мне кажется, что они, конечно, делали это не из какой-то ревности к сообщаемым учениям, как полагают некоторые, а для того, чтобы прекраснейшие исследования, полученные большим трудом великих людей, не подверглись презрению тех, кому лень хорошо заняться какими-нибудь науками, если они не принесут им прибыли. Когда я все это взвешивал в своем уме, то боязнь презрения за новизну и бессмысленность моих мнений чуть было не побудила меня от продолжения задуманного произведения. Но меня, долго медлившего и даже проявлявшего нежелание, увлекли мои друзья. Они говорили, что чем бессмысленнее в настоящее время покажется многим мое учение о движении Земли, тем больше оно покажется удивительным и заслужит благодарности после издания моих сочинений, когда мрак будет рассеян яснейшими доказательствами. Побужденный этими советчиками и упомянутой надеждой, я позволил, наконец, моим друзьям издать труд, о котором они долго меня просили…

Труд был посвящен папе Павлу III и состоял из шести книг. Первая дает понятие о трех движениях Земли и новом порядке распределения планет в солнечной системе. Во второй книге изложена так называемая «сферическая астрономия» и помещен каталог неподвижных звезд, отличающийся от каталога Птолемея вековыми изменениями небесных долгот. В третьей книге объяснена прецессия и дана новая теория годичного движения. Четвертая книга излагает теорию движения Луны. В двух последних книгах помещена теория движения планет, основанная на центральности Солнца в солнечной системе, а также показано, как можно определить относительные расстояния планет от Земли и от Солнца.

Судьба отнеслась к Н. Копернику благосклонно: ему лично не пришлось страдать за высказанные им убеждения; при его жизни еще не проявилось то враждебное отношение церкви к гелиоцентрической системе мира, которое обнаружилось уже вскоре после 1543 года.

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Коперник Коперник (Nicolaus Copernicus, 1473 – 1543) – знаменитый астроном, преобразователь этой науки и положивший начало современному представлению о системе мира. Много спорили о том, был ли К. поляком или немцем; ныне национальность его не подлежит сомнению, так как отыскан список

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Николай Коперник (1473-1543 гг.) великий астроном, мыслитель и общественный деятель Если уж издавать трактат – надо в предисловии сказать все, что я думаю о праве ученого искать истину! И о праве невежд судить ученого!……И был Аристарх судим за то, что сдвинул с места святой

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

В чем Платон усматривал причину кругового движения небесных тел? В своих «Законах» Платон утверждал, что все небесные тела – звезды и планеты, в том числе Земля, – живые существа, огромные шароподобные животные. А круговое движение небесных тел совершается по их же

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей Драматическая поэма (1720)В «селеньях любви», этом рае любви для простаков, моря страсти не вычерпать до дна. В веселом квартале Сонэдзаки всегда полно развеселых гостей, они горланят песни, кривляются, подражая любимым

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Кто такой Коперник? Иногда, очень редко, словно ниоткуда, появляется человек, меняющий наши взгляды на всю жизнь и мироздание в целом. Таким человеком был Николай Коперник, польский астроном, родившийся в 1473 году иумерший в 1543. В то время астрономы полагали, что Земля

Из книги Астрономия автора Брейтот Джим

КОПЕРНИК Коперник восстановил гелиоцентрическую модель Вселенной, которая впервые была предложена Аристархом Самосским почти за 2000 лет до Коперника, но спустя 100 лет отвергнута в пользу геоцентрической модели Птолемея. Птолемей изобрел свою модель для объяснения

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ГАРМОНИЯ СФЕР (музыка сфер) - представления древнегреческих мыслителей о музыкальном звучании планет, солнца, луны и их сфер, о музыкально-математической архитектонике космоса. (Поскольку гипотеза о космических "сферах" была разработана позднее, Платон рассуждал о

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Кто такой Коперник? Иногда, очень редко, словно ниоткуда, появляется человек, меняющий наши взгляды на жизнь и мироздание в целом. Таким человеком был Николай Коперник, польский астроном, родившийся в 1473 году и умерший в 1543.В то время астрономы полагали, что Земля является

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

КОПЕРНИК, Николай (нем. Nikolas Koppernigk, польск. Miko?aj Kopernik, лат. Nicolaus Copernicus; 1473–1543), астроном, каноник 714 Солнце будем считать занимающим центр мира. «Об обращениях (О вращениях) небесных сфер» (1543), кн. I, гл. 9; пер. И. Н. Веселовского? Коперник Н. О вращениях небесных сфер… - М., 1964, с.

О вращении небесных сфер

1543, Нюрнберг
(нажми на картинку чтобы прочитать)

Жанр :
Язык оригинала:
Оригинал издан:
Издательство:
Страниц:

О вращениях небесных сфер (De revolutionibus orbium coelestium ) - существенный труд астронома эпохи Ренессанса Николая Коперника (1473-1543). Посвящен описанию гелиоцентрической модели . Книга была впервые напечатана в 1543 году в Нюрнберге . В книге была предложена альтернативная модель вселенной, отличной от геоцентрической модели Птолемея , утвердившейся в науке с древних времен.

История

Коперник первоначально изложил свою систему анонимно и без названия в короткой рукописи, которую он раздал нескольким друзьям, что и дало название Малых комментариев (Commentariolus) . Библиотечный список физиков, датированный 1514 г., включает рукопись с описанием схожим с Малыми комментариями (Commentariolus) ,что позволяет предположить, что Коперник начал работу над своей новой системой в это время. Большинство историков полагают, что Малые комментарии (Commentariolus) были написаны по врзвращении из Италии, возможно только после 1510. Коперник предвидел, что он может согласовать движение Земли с движением планет, с меньшим движением, чем требовалось в Альфонсовых таблицах , доминировавшей версии системы Птолемея на то время.

Издания

  • 1543, Нюрнберг , Johannes Petreius
  • 1566, Базель , Henricus Petrus
  • 1617, Амстердам , Nicolaus Mulerius
  • 1854, Варшава , с польским переводом аутентичным предисловием Коперника.
  • 1873, Торунь , Немецкий перевод, выполненный на дотации фонда «Коперникус» со всеми корректировками Коперника в сносках.

Переводы

Английский перевод О вращении небесных сфер включал:

  • , перевод, вступительное слово, заметки A.M. Duncan, Newton Abbot, David & Charles, ISBN 0-7153-6927-X ; New York, Barnes and Noble, 1976, ISBN 0-06-491279-5 .
  • On the Revolutions ; перевод и комментарииEdward Rosen, Baltimore, Johns Hopkins University Press, 1992, ISBN 0-8018-4515-7 . (Foundations of Natural History. Originally published in Warsaw , Poland, 1978.)
  • On the Revolutions of the Heavenly Spheres , перевод C.G. Wallis, Annapolis, St John’s College Bookstore, 1939. Republished in volume 16 of the Great Books of the Western World , Chicago, Encyclopædia Britannica, 1952; in the series of the same name, published by the Franklin Library, Franklin Center, Philadelphia, 1985; in volume 15 of the second edition of the Great Books , Encyclopædia Britannica, 1990; and Amherst, N.Y., Prometheus Books, 1995, Great Minds Series-Science, ISBN 1-57392-035-5 .
  • О вращениях небесных сфер перевод И. Н. Веселовского. Коперник Н. О вращениях небесных сфер. М.: Наука, 1964. - Классики науки

Заметки

Примечания

  • Gassendi, Pierre: The Life of Copernicus , biography (1654), with notes by Olivier Thill (2002), ISBN 1-59160-193-2
  • Gingerich, Owen: An annotated census of Copernicus" De revolutionibus (Nuremberg, 1543 and Basel, 1566) . Leiden: Brill, 2002

Из слов Коперника можно заключить, что уже в 1506-1508 годах у него сложилась та стройная система взглядов на движение в Солнечной системе, которая и составляет, как принято сейчас говорить, гелиоцентрическую систему мира.

Но как истинный ученый, Николай Коперник не мог ограничиться высказыванием гипотез, а посвятил много лет своей жизни получению наиболее ясных и наиболее убедительных доказательств своих утверждений. Используя достижения математики и астрономии своего времени, он придал своим революционным взглядам на кинематику Солнечной системы характер строго обоснованной, убедительной теории. Следует заметить, что во времена Коперника астрономия еще не владела методами, позволяющими непосредственно доказать вращение Земли вокруг Солнца (такой метод появился почти двести лет спустя).

Размышляя о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался её сложности и искусственности, и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной.

Исходя из этого положения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями, он был ещё вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений.

Главное и почти единственное сочинение Коперника, плод более чем 40-летней его работы, - De revolutionibus orbium coelestium ("Об обращении небесных сфер"). Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году; оно разделено на 6 частей (книг) и печаталось под наблюдением лучшего ученика Коперника, Ретика.

В предисловии к книге Коперник пишет: "Принимая в соображение, какой нелепостью должно показаться это учение, я долго не решался напечатать мою книгу и думал, не лучше ли будет последовать примеру пифагорейцев и других, передававших своё учение лишь друзьям, распространяя его только путём предания".

По структуре главный труд Коперника почти повторяет "Альмагест" в несколько сокращённом виде (6 книг вместо 13).

В первой части говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома - Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а "мнение древних" убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.

Во второй части даются сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звезд, планет и Солнца на небесном своде.

В третьей говорится о годовом движении Земли и прецессии (предварении равноденствий), причём Коперник правильно объясняет её смещением земной оси, из-за чего перемещается линии пересечения экватора с эклиптикой.

В четвёртой - о Луне.

В пятой о планетах вообще.

В шестой - о причинах изменения широт планет.

В книге также содержится звёздный каталог, оценка размеров Солнца и Луны, расстояния до них и до планет (близкие к истинным), теория затмений.

Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:

  • · Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра.
  • · Центр Земли - не центр вселенной, но только центр масс и орбиты Луны.
  • · Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира.
  • · Расстояние между Землей и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами.
  • · Суточное движение Солнца - воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе.
  • · Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) - не более чем эффект движения Земли.
  • · Это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.

Эти утверждения полностью противоречили господствовавшей на тот момент геоцентрической системе. Хотя, с современной точки зрения, модель Коперника недостаточно радикальна. Все орбиты в ней круговые, движение по ним равномерное, так что эпициклы пришлось сохранить - правда, их стало меньше, чем у Птолемея. Механизм вращения планет также оставлен прежним - вращение сфер, к которым прикреплены планеты. Но тогда ось Земли в ходе годичного вращения должна поворачиваться, описывая конус; чтобы объяснить смену времён года, Копернику пришлось ввести третье (обратное) вращение Земли вокруг оси, перпендикулярной эклиптике, которое использовал также для объяснения причины предварения равноденствий.

На границу мира Коперник поместил сферу неподвижных звёзд. Строго говоря, модель Коперника даже не была гелиоцентрической, так как Солнце он расположил не в центре планетных сфер.

Реальное движение планет, особенно Марса, не круговое и не равномерное, и надуманные эпициклы неспособны надолго согласовать модель с наблюдениями. Из-за этого таблицы Коперника, первоначально более точные, чем птолемеевы, вскоре существенно разошлись с наблюдениями, что немало озадачило и охладило восторженных сторонников новой системы. Точные гелиоцентрические (Рудольфовы ) таблицы издал позже Иоганн Кеплер, который открыл истинную форму орбит планет (эллипс), а также признал и математически выразил неравномерность их движения.

И всё же модель мира Коперника была колоссальным шагом вперёд и сокрушительным ударом по архаичным авторитетам. Низведение Земли до уровня рядовой планеты определённо подготавливало (вопреки Аристотелю) ньютоновское совмещение земных и небесных природных законов.

В его книге содержатся теоремы из планиметрии и тригонометрии (в том числе и сферической), необходимые автору для построения теории движения планет на основе гелиоцентрической системы.

Николай Коперник очень красиво и убедительно доказывает, что Земля имеет шарообразную форму, приводя как доводы древних ученых, так и свои собственные. Только в случае выпуклой земли при движении вдоль любого меридиана с севера на юг звезды, находящиеся в южной части неба, поднимаются над горизонтом, а звезды, находящиеся в северной части неба, опускаются к горизонту или совсем исчезают под горизонтом. Но, как совершенно правильно замечает Коперник, только в случае шарообразной Земли, движениям на одном и том же расстоянии вдоль разных меридианов соответствуют одинаковые изменения высот небесных светил над горизонтом.

Все произведения Николая Коперника базируются на едином принципе, свободном от предрассудков геоцентризма и поразившем ученых того времени. Это принцип относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно. Понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается.

Интересны и оригинальные соображения Коперника касающиеся размеров видимой части вселенной:". Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к нему как точка к телу, а по величине как конечное к бесконечному". Из этого видно, что Коперник придерживался правильных взглядов на размеры Вселенной, хотя происхождение мира и его развитие он объяснял деятельностью божественных сил.

Теория Коперника открывает, что только гелиоцентрическая система мира дает простое объяснение тому факту, почему величина прямого и попятного движения у Сатурна относительно звезд меньше, чем у Юпитера, а у Юпитера меньше, чем у Марса, но зато на один оборот число смен прямых движений на попятные у Сатурна больше, чем у Юпитера, а у Юпитера больше, чем у Марса. Если Солнце и Луна всегда движутся в одном направлении среди звезд с запада на восток, то планеты иногда движутся и в обратном направлении.

Коперник дал абсолютно правильное объяснение этому интересному и загадочному явлению. Все объясняется тем, что Земля в своем движении вокруг Солнца догоняет и обгоняет внешние планеты Марс, Юпитер, Сатурн (и открытые позже Уран, Нептун и Плутон), а сама в свою очередь также становится обгоняемой внутренними планетами, Венерой и Меркурием, по той причине, что все они имеют различные угловые скорости относительно Солнца.

Завершая характеристику труда Коперника, хочется подчеркнуть еще раз основное естественнонаучное значение великого произведения Коперника "О вращениях небесных сфер", которое состоит в том, что его автор, отказавшись от геоцентрического принципа и приняв гелиоцентрический взгляд на строение Солнечной системы, открыл и познал истину действительного мира,

Из слов Коперника можно заключить, что уже в 1506-1508 годах (возможно, даже в 1504 году) у него сложилась та стройная система взглядов на движение в Солнечной системе, которая и составляет, как принято сейчас говорить, гелиоцентрическую систему мира.

Но как истинный ученый, Николай Коперник не мог ограничиться высказыванием гипотез, а посвятил много лет своей жизни получению наиболее ясных и наиболее убедительных доказательств своих утверждений. Используя достижения математики и астрономии своего времени, он придал своим революционным взглядам на кинематику Солнечной системы характер строго обоснованной, убедительной теории. Следует заметить, что во времена Коперника астрономия еще не владела методами, позволяющими непосредственно доказать вращение Земли вокруг Солнца (такой метод появился почти двести лет спустя).

Первое издание книги "О вращении небесных сфер" появилось в мае 1543 года в Нюрнберге, благодаря усилиям Тидемана Гизе, Иоахима Ретика и нюрнбергского профессора математики Шонера, взявшего на себя просмотр корректур. По приданию, сам Коперник получил экземпляр своего гениального творения в день своей смерти, незадолго до того момента, когда он навсегда закрыл глаза. Таким образом, ему не довелось столкнуться с равнодушием, с которым вначале отнеслись к его учению даже многие образованные люди, не испытать гонений, которые церковь впоследствии обрушила на его учение.

В учении вся гелиоцентрическая система мира преподносится лишь как некий способ расчета видимых небесных светил, имеющий такое же право на существование, как и геоцентрическая система мироздания Клавдия Птоломея. Точка зрения Коперника в отношении предложенной им новой системы мира была совершенно иной. Католическая церковь не сразу оценила мощь того удара, который нанесло учение Коперника по вековым, казалось, незыблемым, религиозным догмам. Только в 1616 году собрание богословов - "подготовителей судебных дел святой инквизиции" приняло решение об осуждении нового учения и о запрещении творения Коперника, мотивируя это тем, что оно противоречит "священному писанию". В этом постановлении говорилось: "Учение, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, ложно и нелепо, еретично и противно священному писанию. Учение же, будто Земля не находится в центре мира и движется, обладая к тому же суточным вращением, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской же по меньшей мере ошибочно".

В его книге содержатся теоремы из планиметрии и тригонометрии (в том числе и сферической), необходимые автору для построения теории движения планет на основе гелиоцентрической системы.

Николай Коперник очень красиво и убедительно доказывает, что Земля имеет шарообразную форму, приводя как доводы древних ученых, так и свои собственные. Только в случае выпуклой земли при движении вдоль любого мередиана с севера на юг звезды, находящиеся в южной части неба, поднимаются над горизонтом, а звезды, находящиеся в северной части неба, опускаются к горизонту или совсем исчезают под горизонтом. Но, как совершенно правильно замечает Коперник, только в случае шарообразной Земли, движениям на одном и том же расстоянии вдоль разных мередианов соответствуют одинаковые изменения высот небесных светил над горизонтом.

Все произведения Николая Коперника базируются на едином принципе, свободном от предрассудков геоцентризма и поразившем ученых того времени. Это - принцип относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно. Понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается.

Интересны и оригинальные соображения Коперника касающиеся размеров видимой части вселенной: "...Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к нему как точка к телу, а по величине как конечное к бесконечному". Из этого видно, что Коперник придерживался правильных взглядов на размеры Вселенной, хотя происхождение мира и его развитие он объяснял деятельностью божественных сил.

Теория Коперника открывает, что только гелиоцентрическая система мира дает простое объяснение тому факту, почему величина прямого и попятного движения у Сатурна относительно звезд меньше, чем у Юпитера, а у Юпитера меньше, чем у Марса, но зато на один оборот число смен прямых движений на попятные у Сатурна больше, чем у Юпитера, а у Юпитера больше, чем у Марса. Если Солнце и Луна всегда движутся в одном направлении среди звезд с запада на восток, то планеты иногда движутся и в обратном направлении. Коперник дал абсолютно правильное объяснение этому интересному и загадочному явлению. Все объясняется тем, что Земля в своем движении вокруг Солнца догоняет и обгоняет внешние планеты Марс, Юпитер, Сатурн (и открытые позже Уран, Нептун и Плутон), а сама в свою очередь также становится обгоняемой внутренними планетами, Венерой и Меркурием, по той причине, что все они имеют различные угловые скорости относительно Солнца.

Завершая характеристику труда Коперника, хочется подчеркнуть еще раз основное естественнонаучное значение великого произведения Коперника "О вращениях небесных сфер", которое состоит в том, что его автор, отказавшись от геоцентрического принципа и приняв гелиоцентрический взгляд на строение Солнечной системы, открыл и познал истину действительного мира.