Что такое учебный план в вузе? Учебный план. Индивидуальный учебный план Для чего студентам нужен учебный план

Лекция Хабибуллиной Л. К. ТО и ПТ 2011г.

1. Учебный план средней общеобразовательной школы:

a) Учебный план;

b) Типовой (базисный) учебный план;

c) Региональный базисный учебный план;

d) Учебный план общеобразовательной средней школы;

2. Особенности структуры типового (базисного) учебного плана.

3. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий.

4. Учебники и учебные пособия.

Литература:

1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986. С. 96.

2. Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. – М., 1988.;

3. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983.

4. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей (под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Педагогическое общество России, 2008. С. 576).

5. Теоретические основы содержания общего среднего образования (под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.).

a) Учебные планы - нормативные документы, направляющие деятельность школы. Учебный план общеобразовательной школы - это доку­мент, утвержденный Министерством образования и науки РФ, содержащий перечень изучаемых в ней учебных предметов, их распределение по годам обучения и количество учебных часов на каждый предмет для его изучения на каждой сту­пени обучения.

Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным эта­пам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают при­оритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой - сами являют­ся предпосылкой для реализации.

В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов:

~ Типовой (базисный) учебный план РФ;

~ примерные типовые федеральные и региональные учебные планы;

~ учебный план конкретной школы.

Перечень учебных предметов в этих планах подразделя­ется на три группы:

~ обязательные (базовый компонент);

~ изучаемые по выбору учащихся (дифференцированный компонент);

~ предметы, которые вводятся советом школы (школьный или региональный компонент).

b) Типовой учебный план общеобразовательных учреждений - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утвер­ждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством образования и науки. Явля­ясь частью государственного стандарта, Типовой (базис­ный) учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которая устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню обра­зования учащихся. Базисный учебный план служит осно­вой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.



c) Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного Типового (базисного) учебного плана. Он носит рекомендательный характер и утверждается Министерством образования и науки.

d) Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе государственного Типового (базисного) и регионального учебных планов на дли­тельный период. Он отражает особеннос­ти конкретной школы. Рабочий план школы утверждается ежегодно педагогическим советом школы.

Разработка учебных планов общеобразовательной шко­лы и их совершенствование ведётся по двум направлениям:

1. Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в обще­ственной жизни.

2. Пересматривается удельный вес традиционных дисцип­лин. Ведутся поиски баланса между разными компонен­тами образования - обязательными и элективными, меж­ду циклами учебных предметов.

Закон РФ «Об образовании» дает школам право состав­лять индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам. Это означает наличие обязательных для всех школ учебных предметов и право на углубленное изучение ряда предме­тов, выражающее некоторую специализацию по направле­ниям: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Име­ется и набор предметов по выбору (факультативы). Диффе­ренцированное обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического и практического плана, посколь­ку напрямую влияют на развитие личности и полноту об­разования.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ - компетентности.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. ЧР считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ - компетентности в образовательные программы образовательных учреждений.

Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметным, включающим освоенный обучающими в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую степень образования.

Пример:
Выпускник научиться самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предлагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и предлагаются в цифровом виде.

Изучение искусства предлагает изучение современных видов искусств наравне с традиционными. В частности, цифровые фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», современное издание «Азбука» и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применимый при создании нового стандарта, предлагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами- описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п
Традиционные учебники или цифровые ресурсы?

Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и Интернете.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предлагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий экскурсий, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

1) базисный (это часть государственного образовательного стандарта)

2) типовой (создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.)

3) учебный план школы (составляется на основе базисного и типового планов)

Учебная программа – это нормативный документ определяющий:

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

15.Понятия: «содержание образования», «модель содержания образования»

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. содержание образования – это система получения знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем будут применяться в производственном труде и должны соответствовать поставленным целям развития человека.

Модель формирования содержания образования как единая конструкция,

объединяющая разные процессы разработки содержания и его оформления в единое

целое, была для развития дидактики существенным шагом вперѐд, т.к. выводила

теоретическое знание о содержании образования на качественно новый научный

уровень, характеризующий переход от частичного к целостному его осмыслению.

Модель давала целостное представление о процессе обучения и его составляющих,

поскольку все дидактические категории (большие и малые) стало возможным изучать

дидактического ориентира

пятиуровневая модель формирования содержания образования

Краевского – Лернера отразила педагогическую реальность своего времени и внесла

существенный вклад в теорию содержания образования и отечественную дидактику в

целом. В настоящее время педагогическая реальность стала более многогранной,

вариативной, требующей более гибкого подхода к формированию содержания

образования. Она изменила взгляд на деятельность учителя, существенно обогатила его

функциональную составляющую, в том числе в отношении к процессу формирования

формирования содержания и естественным образом «вырастает» из пятиуровневой

Учебный план - нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года. Учебный план - это сертификат учебного заведения. Он составляется в соответствии со следующими принципами: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиенических норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой образовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учебных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий.

Учебные планы массовых общеобразовательных школ базисные, разрабатываются централизованно но, как правило, в нескольких вариантах, один из которых выбирается школой. Инновационные учебные заведения обычно разрабатывают свои собственные документы, но опираясь на образовательные стандарты.

Федеральный Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его освоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации. Федеральный Базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.

В структуре Федерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде выделены:

  • инвариантная часть (обязательная), обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей;
  • вариативная часть, включая компонент внеурочной деятельности, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы и склонности; интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.

Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой, может быть использовано: на увеличение учебных часов, на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

Для развития потенциала одаренных и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Федеральный Базисный учебный план должен включать три части, ориентированные на ступени общего образования: начального, базового общего и среднего полного общего образования.

Разработка Базисного учебного плана опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования.

Учебные программы

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами). Примерные (базисные) учебные программы но предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования. Поскольку базисные учебные программы регулируют педагогический процесс, их положения по необходимости должны иметь ориентирующий и некатегоричный характер. Это означает, что при наличии надлежащих оснований (например при реализации экспериментальной или авторской образовательной программы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном исполнении требований стандарта, относящихся к результатам образования.

Базисные учебные программы дополняются программами развития универсальных учебных действий, которые призваны регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений. Разработка примерных учебных программ опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования.

Базисные учебные программы разрабатываются на основе Федерального образовательного стандарта но определенной дисциплине. Они имеют примерный, рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы создаются на основе базисных, утверждаются педагогическим советом школы (в вузе - решением ведущей кафедры). Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного образовательного учреждения.

Авторские учебные программы, учитывая требования госстандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы автора к рассмотрению теорий, явлений и процессов. Авторские программы проходят процедуру рецензирования и утверждаются на педагогическом совете школы.

Такие программы широко распространены в преподавании курсов по выбору.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы определенной образовательной ступени;
  • учебный план образовательного учреждения;
  • программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий па определенной образовательной ступени;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов также содержат:

  • варианты тематического планирования;
  • рекомендации но материально-техническому обеспечению учебного предмета.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, т.е. содержание образования (знания) передастся один раз в определенной логике. Повое излагается на основе уже изученного и в тесной связи с ним. Такое построение программ более экономично.

Концентрическая структура изложения предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз на постоянно расширяющемся углубленном уровне (например, изучение математики в начальных классах). В традиционной начальной школе программы в основном построены по концентрическому принципу. Концентризм необходим и педагогически оправдан в тех случаях, когда те или иные понятия, законы не могут быть сразу раскрыты с нужной для целей общего образования глубиной, например, законы механики, электрического тока, сложные вопросы физиологии живого организма, закономерности исторического процесса и т.д. Необходимость повторного возвращения к ранее изученному материалу диктуется природой и законами развивающегося мышления учащихся, научные понятия не усваиваются учащимися сразу в готовом, наиболее зрелом виде, а проходят длительный путь развития.

Характерной особенностью спиральной системы изложения материала является то, что учащиеся, изучая какую-либо проблему, постоянно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет перерывов, характерных для концентрической системы.

При смешанной системе происходит комбинация вышеуказанных подходов.

Программа школьного учебного предмета - результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний. В каждой программе отражен историко-педагогический опыт, достижения педагогической и психологической наук.

Функции учебных программ:

  • обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками;
  • содержательная и идейно-воспитательная, состоящая в том, что знания, включенные в программы, направлены па формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;
  • организационно-методическая. Они организуют деятельность учителя но подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, активных методов и динамичных форм обучения. Программы организуют учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.

Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике, но видам деятельности обусловливает вариативность программных структур.

Предметное построение учебного плана вызывает опасность изоляции в сознании ученика знаний одного предмета от знаний другого, навыков и умений, даваемых в одном учебном предмете, от специфических навыков и умений, формируемых при изучении другого. Поэтому учебный процесс предполагает преднамеренное руководство по усвоению межпредметных связей. Такое руководство осуществляется указаниями программы, содержанием учебников, введением обобщающих учебных предметов (обществознание) и деятельностью учителя.

Межпредметные связи могут быть подразделены на связи между знаниями и умениями, специфическими для каждого учебного предмета, и на связи между знаниями, навыками и умениями, общими для разных предметов. В первом случае необходимые связи раскрываются и устанавливаются каждым учебным предметом. Во втором случае возможно разделение между учебными предметами. Так, навыки и умения учебной работы (работы с книгой, конспектирование и т.д.), универсальные учебные действия формируются всеми учителями, но в различных учебных предметах им будет уделено больше или меньше времени. При этом содержание внутри смежных учебных предметов распределяют по годам обучения таким образом, чтобы сведения из данного предмета, необходимые для сознательного усвоения другого, давались, по преимуществу, заблаговременно.

Реализация межпредметных связей затрудняется тем, что различные разделы одного предмета, более всего связанные с соответствующими разделами другого предмета, могут изучаться в разное время. Поэтому различают реализацию предшествующих, или опережающих, и последующих межпредметных связей. Первые реализуются в том случае, когда тема одного предмета предшествует (с большим или меньшим временным промежутком) изучению соответствующей темы другого предмета. В этом случае подчас приходится привлекать материал из другой темы. Последующие связи реализуются при рассмотрении темы, изучаемой позже той, с которой она связана. В этом случае ранее изученный материал становится опорой для повой темы из другого предмета.

Все студенты учатся по плану, который позволяет поэтапно получать новые знания и равномерно распределяет их в голове.

Чтобы было понятней, объясню на простом примере: прежде чем решать сложные примеры, школьник обязательно должен выучить таблицу умножения; в противном случае более ёмкая информация будет просто недоступна его пониманию.

Именно поэтому в учебном плане первой на повестке дня является таблица умножения, а уж потом решение сложных примеров.

Аналогичная ситуация обстоит в средне-специальных и высших учебных заведениях, только студенты настолько заняты учебой, что просто не придают этому значения.

В целом, это правильно, поскольку учебный план – это, скорее, руководство к действию для преподавателей и учителей, а школьников и студентов оно не касается.

Однако это не означает, что можно игнорировать вопрос, что такое учебный план, ведь для общего развития и расширения собственного кругозора эта информация уж точно не будет лишней.

Что такое учебный план и его особенности

Учебным планом называется документально заверенный документ, который предусматривает план обучения студентов той или иной специальности.

Он не просто составляется на бумаге в строго оговоренной форме, но и содержит достаточное количество подписей и даже мокрую печать учебного заведения, реже – Министерства Образования.

Это лишний раз доказывает всю значимость этого документа, который в обязательном порядке согласовывается с высшим руководством вуза и деканатом конкретной специальности.

Учебный план – документ структурированный, а состоит из трех обязательных частей:

График обучения;

Список предметов;

Количество часов.

График обучения – это основная составляющая документа, поскольку предусматривает расписание зачетов, экзаменов, учебной и производственной практики, промежуточной аттестации. Соответственно, сюда же относятся курсовые и дипломные работы, курсовые проекты и лабораторный практикум.

Список предметов – также важная часть учебного плана, поскольку включает перечень всех дисциплин, которые будут изучены студентами в период определенной сессии. Кроме того, в обязательном порядке включены факультативные занятия и спортивно-культурные мероприятия. Также не стоит забывать об олимпиадах, которые обязательно проводятся каждым вузом.

Количество часов – это, скорее, условная составляющая учебного плана, которая предоставляет подробную информацию о количестве часов на ту или иную тему, предмет. Продолжительность каждого периода описывается суммарно и по отдельности, а также здесь предусмотрены положенные часы на домашние работы, теоретические лекции, самостоятельные и практические задания, лабораторные занятия.

Все эти составляющие учебного плана являются обязательными, а без их подробного описания подтверждающей подписи, и, тем более, мокрой печати однозначно не получить.

Мало того, для каждой специальности предусмотрен свой уникальный план, который будет отличаться для заочного, дневного и вечернего отделения студентов.

Если вы до сих пор не знали, что есть учебный план, то самое время раскрыть глаза.

Если же вам стало интересно, что это за документ такой, и соблюдает ли преподаватель его строго утвержденные рамки, то можно с характерной просьбой обратиться в деканат или на свою кафедру, где без проблем позволят внимательно ознакомиться с этим важным студенческим документом.

Возникающие вопросы можно смело адресовать преподавателю, но опять-таки не забывать, что вам еще идти на экзамен по этому предмету.

Для чего студентам нужен учебный план?

Многие студенты учатся, и их мало волнует, что такое учебный план. Однако бывают такие периоды, когда нагрузка повышается настолько, что учащийся уже не справляется со всеми заданиями, заметно «съезжая вниз» в успеваемости.
Вот тут и начинается паника, а желание лично ознакомиться с учебным планом становится все острее и острее.

Здесь важно отчетливо для себя понимать, что учебный план – это документ, равносильный Уставу вуза, поэтому в случае явных нарушений со стороны преподавателя могут последовать разбирательства свыше.

Не исключено, что они будут в вашу пользу, и тогда свою репутацию, как примерного ученика, можно будет сразу же восстановить.

Такое знание также необходимо, когда преподаватель поверхностно относится к лекционной и практической составляющей своих прямых обязательств, зато на экзамене потом требует по полной.

Как правило, ленивые педагоги любят фразу «самостоятельное обучение». Действительно такой термин предусмотрен учебным планом, однако рассчитан лишь на отдельные темы, а не на полный курс лекций.

За выяснение такого несоответствия преподавателя в ректорате не похвалят, кроме того, могут последовать штрафные санкции, например, в виде лишения премии.

Так что не стоит игнорировать такую важную информацию, как учебный план, поскольку данный документ, прежде всего, представляет интересы студента, чтобы он в скором времени заслужил гордое и почетное звание «молодой специалист».

Лично мой совет звучит примерно так: начался очередной семестр, не поленитесь, сходите в деканат и прочитайте учебный план хотя бы для общего развития, а там… мало ли, где пригодится эта полезная информация.

Образовательные реформы

Если еще десять лет назад учебные планы составляли ежегодно, причем в них присутствовало массу новаторских идей от преподавателей, но сегодня педагоги предпочитают идти по протоптанной дорожке.

Что это значит?

Раньше составление учебного плана – это был самый настоящий спор, в итоге которого рождалась истина. Преподаватели спорили, какой предмет и когда нужно ввести в учебный план, сколько часов в семестр ему уделить, как аттестовать студентов.

Основная цель была – предоставить учащимся вузов и средне-специальных учебных заведений максимум знаний, которые в дальнейшем обязательно пригодятся на производстве и практике.

Сегодня все изменилось, а педагоги предпочитают просто обновить старый учебный план, после чего принести его на подпись в ректорат.

Никаких свежих идей, никакого стремления, а современная система образования отчасти стала скучной и обыденной.

С одной стороны стабильность еще никому не повредила, но с другой – почему бы не поэкспериментировать, как это было раньше?

В защиту традиционных учебных планов стоит сказать, что, благодаря им, на производстве и в других сферах появился уже не один высококвалифицированный специалист.

Виды учебного плана

Что такое учебный план, мы уже разобрались; для чего он необходим во всех учебных заведениях – тоже. Теперь попробуем выяснить, какие бывают учебные планы, и чем они на практике отличаются.

Итак, имеется следующая классификация.

Типовой учебный план считается основным документом, который гарантирует государственную составляющую определенной образовательно-профессиональной программы. В нем на государственном уровне установлены минимальные объемы учебных часов и циклов (блоков), список обязательных предметов, квалификация выпускаемого специалиста, любые дополнения. Проще говоря, установлено Министерством Образования обучение в школе 10 лет, значит – никто этого уже не изменит на негосударственном уровне.

Рабочий учебный план — это типовой учебный план с корректировками определенного вуза. То есть высшее учебное заведение берет за основу главный документ, установленный и утвержденный Министерством Образования, а после вносит в него поправки, согласно действующей системе обучения в его стенах. Все изменения подтверждены документами, в частности, Уставом вуза.

Например, за год положено вычитать студентам определенный объем информации – это типовой план. В первом семестре сделать меньше пар по специальности, а во втором по решению деканата, наоборот, увеличить число часов – это уже рабочий план. В итоге план выполнен, а как – это уже вопрос университета.

Все существующие требования к уровню подготовки выпускников в большинстве своем определяет обязательный минимум содержания образовательно-профессиональных программ, и об этом важно не забывать при составлении ежегодного учебного плана.

Что должен помнить каждый студент?

Чтобы избежать стычек с преподавателями и не создавать конфликтные ситуации, важно знать следующую информацию, которая, по сути, является констатацией факта и не будет лишней для каждого студента:

1. Учебный план обязательно имеется в любом учебном заведении, будь то школа, колледж, училище или университет.

2. Учебный план утверждается руководством учебного заведения, при этом опирается на постановления и предписания Министерства Образования.

3. Учебный план для разных специальностей различный.

4. Учебный план для учащихся дневного, вечернего и заочного отделения также отличается по своей структуре.

5. Учебный план предоставляет максимум информации, которую должен постичь каждый студент.

6. Учебный план хранится в деканате факультета, и с его содержанием может лично ознакомиться каждый желающий студент.

7. Учебный план позволяет разрешить ряд конфликтных ситуаций.

8. Учебный план утверждается повторно каждый учебный год (в августе).

9. Учебный план нельзя оспорить, но в него можно внести коррективы.

10. Учебный план – это официальный документ.

Вывод : Так что теперь вы должны понимать всю серьезность и значимость этого документа, ну а все остальные вопросы в плане составления учебного плана лучше всего поручить компетентным преподавателям и деканату. Они плохого своим родным студентам уж точно никогда не пожелают.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебный план в вузе .