Для чего в сказке нужны помощники. Волшебные помощники в сказках пушкина. Заморские волшебные гаджеты

I. Волшебный помощник

1. Помощники

Давая в руки героя волшебное средство, сказка достигает вершины. С этого момента конец уже предвидится. Между героем, вышедшим из дома и бредущим "куда глаза глядят", и героем, выходящим от яги, - огромная разница. Герой теперь твердо идет к своей цели и знает, что он ее достигнет. Он даже склонен слегка прихвастнуть. Для его помощника его желания - "лишь службишка, не служба". В дальнейшем герой играет чисто пассивную роль. Все делает за него его помощник или он действует при помощи волшебного средства. Помощник доставляет его в дальние края, похищает царевну, решает ее задачи, побивает змея или вражеское воинство, спасает его от погони. Тем не менее он все же герой. Помощник есть выражение его силы и способности.

Список помощников, имеющихся в репертуаре русской сказки, довольно велик. Здесь могут быть рассмотрены только самые типичные. Рассмотрение помощника неотделимо от рассмотрения волшебных предметов. Они действуют совершенно одинаково. Так, и ковер-самолет, и орел, и конь, и волк доставляют героя в иное царство. Поэтому волшебные помощники и волшебные предметы объединены в одну главу. Все помощники представляют собой одну группу персонажей. Мы рассмотрим сперва отдельных помощников такими, какими их дает сказка. Попутно могут быть привлечены некоторые материалы, объясняющие данного помощника. Каждый помощник в отдельности, однако, не объясняет всей категории помощников. После рассмотрения каждого помощника в отдельности мы рассмотрим всю категорию и только тогда получим общее суждение о помощниках. Но и это суждение еще не может быть окончательным. Мы должны изучить все функции помощника, и только тогда картина будет исчерпана. Эти функции выделены нами в отдельные главы. Так, доставка героя в иное царство, разрешение задач царевны, борьба со змеем изучаются отдельно. Вопрос сложен и широк и не может быть решен сразу. Разрешение его откроется постепенно.

Из книги Исторические корни Волшебной сказки автора Пропп Владимир

24. Волшебный дар Мы уже видели, что сказка дает в руки героя какой-нибудь волшебный дар и что при помощи этого дара он достигает своей цели. Этот дар - или какой-нибудь предмет (кольцо, ширинка, шарик и многое другое) или животное, главным образом - конь. Мы видим также, как

Из книги Владимир Набоков: pro et contra T1 автора Долинин Александр Александрович

II. Волшебный предмет 15. Предмет и помощник Рассмотрение волшебного помощника облегчает и подготовляет рассмотрение волшебного предмета. Между ними существует теснейшее родство.Легко заметить, что эти предметы представляют собой лишь частный случай помощника.

Из книги Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова автора Букс Нора

15. Предмет и помощник Рассмотрение волшебного помощника облегчает и подготовляет рассмотрение волшебного предмета. Между ними существует теснейшее родство.Легко заметить, что эти предметы представляют собой лишь частный случай помощника. Помощники, живые существа и

Из книги Рассказы о литературе автора Сарнов Бенедикт Михайлович

<Рец. на:> Волшебный соловей. Сказка Рихарда Деммеля{1} Перевел Саша Черный. Иллюстрации И. Глейтсмана. Книгоиздательство «Волга» Молодые народы не имеют хорошей детской литературы, точно так же, как юноша редко умеет занимать ребенка. Еще недавно детские книги в России

Из книги Каменный пояс, 1976 автора Гагарин Станислав Семенович

Глава IV. Волшебный фонарь, или «Камера обскура» 1«Камера обскура» - литературное воплощение пословицы: «Любовь слепа», - писал о романе В. Ходасевич. Формулировка критика по краткости опережает авторское определение романного сюжета. В английском тексте «Laughter in the

Из книги Русский театр в Петербурге. Ифигения в Авлиде… Школа женщин… Волшебный нос… Мать-испанка… автора Белинский Виссарион Григорьевич

Из книги Рыцари Круглого стола. Мифы и легенды народов Европы автора Эпосы, мифы, легенды и сказания Автор неизвестен --

Иван Булатов ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ Очерк - Слыхал, книга такая есть - «Синегорье»? - Славно сказано: «Синегорье»! Про нас, чай? - Отчего же это именно про нас? - Да ведь как же. Синий камень-то магнезит, в Сатке. Глянь-ка в рудничный карьер… Небо всею синью опрокинутое, да и

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

Волшебный нос, или Талисман и финики. Волшебная опера-водевиль в пяти действиях, переделанная с французского А. И. Писаревым Покойный Писарев принадлежал к числу тех дарований, которые очень сильны в мелочах, – обстоятельство, которое, вероятно, и причиною того, что он

Из книги автора

Волшебный ясень Иггдрасиль Главное святилище богов скандинавских было под сенью вечнозеленого ясеня Иггдрасиль. Был тот ясень больше и прекраснее всех деревьев на свете и стоял на том месте, где прежде была Мировая Бездна. Крона его поднималась выше неба, а ветви

Из книги автора

Волшебный круг Жила однажды бедная вдова. И был у нее сын. Как-то пас он овец в лощине под горой. Уже к ночи собрался мальчик гнать отару домой, как вдруг перед ним на камне появился невообразимо маленький человечек со скрипкой в руках. Штаны на нем были из лишайника,

Из книги автора

Волшебный меч Эскалибур Было это в те давние времена, когда кельтские племена – бритты – защищали свою землю Британию от нашествия саксов. Знатный и непобедимый вождь предводительствовал бриттами. Имя ему было Артур. А произошло оно от кельтского слова Artos, что значило

Из книги автора

«Созрело чудо, как плод волшебный…» Созрело чудо, как плод волшебный, Как ярый оклик, как взор враждебный. Торопит гневно, лучи роняет И в темный омут к душе взывает. Не зови - не свети! Мне даров не снести! Я душа - я темна. Среди мрака жива. Не

Сюжеты русских народных сказок можно разделить на две большие группы. В одних главный герой прилагает усилия к тому, чтобы раздобыть волшебный предмет, обладающий чудодейственной силой. В других историях персонаж сказки получает в свое распоряжение магическое средство, чтобы осуществить достойную цель, например спасти похищенную колдуном возлюбленную, а затем с триумфом возвратиться домой.

Волшебные вещи, встречающиеся в сказках, отразили чаяния русского народа о лучшей жизни.

Скатерть-самобранка

Чудесная скатерть, способная накормить множество людей, фигурирует в самых разных сказочных сюжетах. Чтобы плотно подкрепиться, достаточно взмахнуть скатертью и развернуть ее на столе или на земле. После такого простого приготовления хлебосольная скатерть немедленно будет уставлена самыми разнообразными яствами. После трапезы героям нет нужды заботиться о грязной посуде – достаточно свернуть скатерть вместе с объедками, чтобы они без следа исчезли.

Исследователи фольклора связывают образ скатерти-самобранки с вековой мечтой народа о постоянном изобилии и избавлении от тяжелого труда.

Ковер-самолет

Встречается в русских сказках и чудесное средство передвижения в виде ковра, способного летать. Сама идея ковра-самолета, очевидно, заимствована в литературе восточных народов, но прочно вошла в сюжетную ткань русского сказочного творчества. На сказочном ковре герои произведений отправляются в далекие страны, чтобы сразиться с Кощеем, или возвращаются из странствий домой после утомительных приключений.

Образ летающего ковра был использован советским писателем Л. Лагиным в сказочной повести о старике Хоттабыче.

Шапка-невидимка

Немало добрых дел героям сказок удается совершить, используя чудесный головной убор – шапку-невидимку. Этот волшебный предмет встречается еще в старославянских сказочных повествованиях. Чтобы стать невидимым, герою не всегда достаточно надеть на себя волшебную шапку. Иногда ему приходится особым образом повернуть головной убор, чтобы скрыться от посторонних глаз.

Сапоги-скороходы

Обладая «семимильными» сапогами, сказочные персонажи получали способность в мгновение ока преодолевать огромные расстояния. Подобная обувь встречается и в сюжетах, возникших в странах Востока и Западной Европы. Сапоги-скороходы, как правило, хранились в запертом ларце и до поры вели себя спокойно. Но стоило герою надеть волшебную обувь, как он устремлялся к цели с неимоверной скоростью, которой вполне могли бы позавидовать некоторые современные технические средства передвижения.

Во всех сказках Александра Сергеевича Пушкина волшебство стоит на стороне добра или играет нейтральную роль.

1. Золотая рыбка

С благодарностью исполняла все желания старика, а точнее его жены.

2. Золотой петушок

Предупреждал государя о приближении врагов, чем помогал охранять государство от набегов. В конце отомстил за гибель своего хозяина звездочета, клюнув царя Дадона в темя.

3. Волшебное зеркальце

Говорящее зеркальце, которое предоставляет нужную информацию играет в сказке нейтральную роль. Однако оно всегда было честным со своей хозяйкой, и не пыталось льстить ей.

4. Пёс Соколко

Пёс чувствовал исходящее от старухи зло и всеми возможными способами предупреждал молодую царевну об опасности.

5. Солнце, месяц и ветер

Ко всем этим природным явлениям обратился королевич Елисей. Они помогли ему найти царевну.

6. Волна

В «Сказке о царе Салтане» морские волны вынесли на берег бочку с царицей и ее сыном.

7. Царевна-лебедь

Прекрасная волшебница подарила князю Гвидону город в благодарность за спасение от коршуна.

И потом она дарила ему чудеса (белочку, охрану от морских витязей), превращала князя в насекомое, чтобы он смог встретить отца. А в конце обернулась красавицей и стала женой князя.

8. Белочка

Волшебная белочка, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрышками сделала князя Гвидона и всех жителей богатыми.

9. Дядька Черномор и 33 богатыря

Морские витязи стали надежной охраной для княжества Гвидона.

Такие волшебные помощники присутствуют в сказках Александра Сергеевича Пушкина.

Ткачев Егор

Объектом исследования данной работы являются русские народные сказки и волшебные предметы, встречающиеся в них.

Цель работы – исследовать назначение волшебных предметов в русских народных сказках.

1. Выделить предметы в волшебных сказках и классифицировать их.

2. Описать функции данных предметов в волшебных сказках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 г. о. Сызрань

Выполнил: Ткачев Егор,

обучающийся 3 А класса

ГБОУ СОШ № 12

Руководитель работы:

Егорова Светлана Павловна,

учитель начальных классов.

г. Сызрань

2015

Роль волшебных предметов в русских народных сказках

1. Введение

Русские народные сказки – одно из главных сокровищ нашей культуры. Они переведены на многие языки и пользуются мировой известностью. Сказка входит в жизнь каждого человека с раннего детства. Самый распространённый вид сказок – сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих. Идёт петух в сапогах, несёт на плече косу; волк ловит рыбу и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» Лиса извещает тетерева о новом «указе». Детям постарше нравятся волшебные сказки. Они привлекают развитием действия, борьбой светлых и тёмных сил, чудесными превращениями.

Самые простые и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – даёт нам сказка.

Объектом исследования данной работы являются русские народные сказки и волшебные предметы, встречающиеся в них.

Цель работы – исследовать назначение волшебных предметов в русских народных сказках.

Задачи:

1. Выделить предметы в волшебных сказках и классифицировать их.

2. Описать функции данных предметов в волшебных сказках.

2. Роль волшебных предметов в русских народных сказках

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Такое определение сказки даётся в толковом словаре С. И. Ожегова. Подобные толкования предлагаются в словарях Д. Н. Ушакова («Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества») и В. И. Даля («Сказка – вымышленный рассказ»).

Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка – рассказывать – сказывать. По сути, сказка – это то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел, будь то нравоучительные рассказы о животных, волшебные сказки, авантюрные повести, сатирические анекдоты. Незнание сказок, как один из существенных недостатков воспитания, расценивал А.С. Пушкин: «Слушаю сказки – и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно!

Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем – и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве-тридесятом государстве.

Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.

Сказка даёт в руки героя какой-нибудь волшебный дар и при помощи этого дара он достигает своей цели.

Число волшебных предметов необычайно велико. Это – одежды (шапка, рубашка, сапоги, пояс); орудия и оружие (меч, дубина, кнут, палка, клюка); всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды; музыкальные инструменты (свистки, рожки, гусли); бытовые предметы (огниво, полотенца, ковры, скатерти, клубочки, зеркала, карты), плоды, ягоды. Главное во всех этих предметах – волшебная сила, которой они обладают, помогая герою достичь цели.

Предметы-орудия

В сказке топор сам вырубает корабль или рубит дрова, ведра сами приносят воду. Интересно, что древняя связь с животными здесь еще не утеряна. Это делается по щучьему веленью. Но эта связь в сказке не обязательна. Дубинка сама бьет врагов и забирает их в плен, при помощи помела и клюки «хоть какую угодно силу победить можно».

Предметы, вызывающие духов

Такие предметы могут быть как животного состава (волоски коня), так и орудия (дубинка) и целый ряд других предметов (кольцо). В них живет сила. Сила присуща всему животному и всем частям его. В волосках есть та же сила, что и во всем животном, т. е. в волосе есть конь, так же как он есть в уздечке, так же как в кости.

Палочка

К совершенно иным представлениям восходит палочка, прутик или тросточка. Предметы, о которых шла речь до сих пор, идут или от животных, или от орудий. Палочка создалась в результате общения человека с землей и растениями. Сказка не сохранила только одного обстоятельства: прутик срезается с живого дерева, и тогда он может оказаться волшебным, перенося чудесное свойство плодородия, обилия и жизни на того, с кем он соприкасается. Таких случаев приводится очень много, и они ясно показывают, что здесь на ударяемого переносится жизненная сила растения. То же самое приписывается корням и травам. В сказке "Притворная болезнь" убитый царевич оживляется корешком, подарком старика. «Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его, тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал». Сила корешка переходит на человека.

Предметы, дающие вечное изобилие

Сюда относится вода, возвращающая жизнь или зрение, яблоки, дающие молодость, скатерти, дающие вечное питание и изобилие.

Живая и мертвая, слабая и сильная вода

Живая и мертвая вода не противоположны друг другу. Они друг друга дополняют. «Спрыснул Ивана-царевича мертвою водою – его тело срослося, спрыснул живою водою – Иван-царевич встал».

Волшебные предметы и их назначение

Волшебные предметы

Назначение предметов

Стрела, клубочек, перышко.

Показывают направление движения.

Зеркало, волшебная книга, золотое блюдечко и наливное яблочко.

Говорят правду и показывают, что делается на белом свете.

Палочка, волосок.

Исполняют желания.

Гребешок, полотенце, платок.

Преграждают путь преследователю.

Ковер-самолет, сапоги-скороходы.

Быстро переносят героя на большое расстояние.

Кольцо, огниво, волоски.

Вызывают помощников.

Свисток, гусли, рожок.

Заставляют все вокруг плясать.

Яйцо, сундук.

Хранят тайны.

Молодильные яблочки. Живая и мертвая вода.

Возвращают здоровье, молодость, оживляют мертвых.

Шапка-невидимка.

Делает героя невидимым.

Меч-саморуб, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина.

Выполняют работу за героя.

Рубашка.

Защищает, оберегает,

Куколка

Даёт совет, оберегает, помогает.

3. Заключение

Волшебные предметы в сказках являются либо неким порталом, проводником в другой мир, либо выполняют роль помощников, талисманов, оберегов и защиты. Причем ни в одной сказке нет описания этих предметов. Просто упоминаются их волшебные свойства и функции, любой предмет в волшебных сказках может служить помощником. Главное – магическая сила, заключенная в нем.

Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня – не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.

Русская народная сказка часто является основой авторских литературно-художественных произведений. Среди них: В. А. Жуковский, П. П. Ершов, А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский, С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, М. Горький, Ю. К. Олеша, А.Н. Толстой, М. М. Пришвин, В. В. Бианки, К. Г. Паустовский.

Народная сказка оказала заметное воздействие на живопись, мультипликацию и кинематограф, а также музыкальное творчество и театр.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результаты могут использовать на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества, при проведении литературных конкурсов, викторин, а также в собственном литературном опыте, например, при написании сказки.

Список использованной литературы

Художественные тексты

  1. Афанасьев А. Н. Русские народные сказки. Издательство «Самарский дом печати», 1993.

Энциклопедические и справочные издания

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1981.
  2. Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.
  3. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

Научно-критическая литература

  1. Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1984.
  2. Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., 1963.
  3. Пропп В. Я. Исторические корни русской народной сказки. Л., 1986.
  4. Пропп В. Я. Русская народная сказка. Л., 1984.

Муниципальное образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №78»

Работа на тему:

«Волшебные помощники в русских народных сказках »

Выполнила:

Дрянина Настя

Ученица МОУ «НОШ №78» 2 класса

Руководитель:

учитель начальных классов

Панфилова Мария Васильевна

г. Саратов, 2016 год

1. Что такое русские народные сказки.

2. Кто их сочинял.

3. Как создавались русские народные сказки

4.Виды русских народных сказок

5. Герои волшебных сказок

6. Волшебные предметы в сказках.

6.Почему мне нравятся волшебные сказки

Сказка – это один из основных видов устного народного творчества. В них собраны настоящие сокровища народной мудрости, которые накапливались веками от поколения к поколению.

Сказки появились очень давно. Люди рассказывали друг другу реальные истории. Передавая их из уст в уста, рассказы приукрашивались, слегка изменялись. Поэтому они запоминали и рассказывали сказки своим детям и внукам. Вырастали дети и внуки и пересказывали эти сказки так, как запомнили.

Народные сказки прошли долгий путь своего создания. Именно такими народные сказки дошли к нам. Они являются не произведением отдельного писателя-сказочника. Народная сказка - это уникальное творение многих поколений нашего народа.И сегодня они нашли свой конец в книгах.

Народные сказки бывают разными: волшебными, бытовыми, о животных.

Волшебные сказки – это сказки, в которых мы можем увидеть удивительный мир. В них присутствуют необычные герои, как - будто взятые из реальной жизни, но обладающиеособой фантазией. Эти сказки можно назвать народным кодексом нравственности, т.к. они о нравственности, о справедливости. Они учат любить и жалеть.

Герои этих сказок:

Необычные герои (такие как Змей Горыныч, баба Яга).

Герои (люди, животные).

Волшебные предметы (шапка-невидимка, ковер-самолет).

Бытовые сказки. В этих сказках нет волшебства, в них рассматриваются отношения (бытовые и социальные между людьми). Так же в этих сказках действия развиваются быстро. В основному этих сказок неожиданный конец.

Герои: барин, купец, поп, глупец, мужик, 2 солдата.

Сказки о животных. Самый древний вид сказок, животные действуют, как люди. В этих сказках нет волшебства, сюжет очень простой, часто встречаются повторения.

Герои: лиса, медведь, волк, петух, заяц, лягушка, собака.

Особенно мне нравятся волшебные сказки, онипомогают взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, учат сопереживанию, сочувствию. Герои волшебной сказки – мужественные, бесстрашные. Они преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции. Положительный герой притягивает на свою сторону - сторону добра.

В волшебных сказках герои пользуются волшебными предметами. Меня заинтересовали волшебные предметыгероев. Мне кажется, что всем быхотелось иметь шапку-невидимку, сапоги скороходы, ковёр самолёт.

Я решила более подробно изучить волшебные предметы, какие они и для чего они предназначены.

На мой взгляд, самая интересная вещь – это скатерть-самобранка. Представьте, заходите в школьную столовую и заказываете себе все, что хотите, от супа до мороженого, и через мгновение все это у вас появляется на столе.

А еще хорошо иметь волшебное зеркало. Сидишь на уроке, а оно помогает тебе выполнить любое задание.

Во многих сказках встречаются предметы, которые указывают направлениедвижения.Они укажут любое направление, куда ты захочешь отправиться. Для этого используетсяклубочек (« Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)или перышко (« Пёрышко Финиста сокола»).

А если ты хочешь перенестись в пространстве на большое расстояние, то твоими помощниками будут ковер-самолет или сапоги-скороходы («Вещий сон»).

В волшебных сказках мы можем встретить предметы, которые возвращают здоровье, молодость, оживляют мертвых. Это живая и мертвая вода («Жар-птица и Иван царевич »), молодильные яблочки(« Сказка о молодильных яблоках и живой воде »)

Интересны в сказках предметы, выполняющие работу за героя: меч - саморуб (« Царевна-змея »), топор-самосек («Каша из топора»), ведра и печь (« По щучьему веленью »), чудесные пяльцы, игла (« Кощей Бессмертный »), дубина («Морозко»).

В сказках встречаются еще и волшебные музыкальные инструменты. Это гусли («Царица – гусляр»), дудочка (« Волшебная дудочка») .

Рассмотрев волшебные предметы, я увидела, что ни одна волшебная сказка не обходится без них.

Таким образом,исследование показало, что волшебные предметы помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.

Я поняла, что волшебными свойствами наделяются, чаще всего самые обычные предметы быта, которыми герои пользуются каждый день: вёдра, печь, зеркало, клубок ниток.

А самое главное, что волшебные сказки всегда заканчиваются победой «добра» над «злом» и в конце сказки главного героя ждёт награда.

Список литературы:

  1. Аникин В.П «Русская народная сказка: пособие для учителей» Москва 1977г.
  2. «Русские народные сказки» под редакцией Аникина В.П. Москва 1985г
  3. Аникин В.П. «К мудрости ступенька» Детская литература 1982г
  4. В.С. Бахтин «От былины до считалки» Детская литература 1982г
  5. «Детская литература» под редакцией Е.Е. Зубаревой Москва 1989г
  6. А.А. Горелов «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева» Лениздат 1983г

Интернет - источники:

  1. Волшебная сказка как жанр. http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm
  2. История и культура. http://rusprogram.ru/
  3. http://readr.ru/

Царица - гусляр.

В некоем царстве, в некоем государстве жил-был царь с царицею; пожил он с нею немалое время и задумал ехать в чужедальнюю землю. Отдал приказы министрам, попрощался с женою и отправился в дорогу.

Долго ли, коротко ли - приехал в чужедальнюю землю, а в той земле правил проклятый король. Увидал этот король царя, велел схватить его и посадить в темницу.

Много у него в темнице всяких невольников; по ночам в цепях сидят, а по утрам надевает на них проклятый король хомуты и пашет пашню до вечера. Вот в такой-то муке прожил царь целые три года и не знает, как ему оттудова вырваться, как дать о себе царице весточку? И выискал-таки случай, написал к ней письмецо.

Продавай, - пишет, - все наше имение да приезжай выкупать меня из неволи.

Получила царица письмо, прочитала и восплакала:

Как мне выкупить царя? Если сама поеду - увидит меня проклятый король и возьмет к себе заместо жены; если министров пошлю - на них надежи нет!

И что ж она вздумала? Остригла свои косы русые, нарядилась музыкантом, взяла гусли и, никому не сказавшись, отправилась в путь-дорогу дальнюю.

Приходит к проклятому королю на двор и заиграла в гусли, да так хорошо, что век бы слушал - не наслушался. Король как услыхал такую славную музыку, тотчас велел позвать гусляра во дворец.

Здравствуй, гусляр! Из которой земли ты, из которого царства? - спрашивает король.

Отвечает ему гусляр:

Сызмала хожу, ваше величество, по белому свету, людей веселю да тем свою голову кормлю.

Оставайся-ка у меня, поживи день, другой, третий; я тебя щедро награжу.

Гусляр остался; день-деньской перед королем играет, а тот все досыта не наслушается. Экая славная музыка! Всякую скуку, всякую тоску как рукой снимает.

Прожил гусляр у короля три дня и приходит прощаться.

Что ж тебе за труды пожаловать? - спрашивает король.

А пожалуй, государь, мне единого невольника, у тебя много в темнице насажено; а мне нужен товарищ в дороге. Хожу я по чужедальным государствам; иной раз не с кем слова вымолвить.

Изволь, выбирай себе любого! - сказал король и повел гусляра в темницу.

Гусляр оглянул заключенных, выбрал себе царя-невольника, и пошли они вместе странствовать.

Подходят к своему государству, царь и говорит:

Отпусти меня, добрый человек! Я ведь - не простой невольник, я сам царь; сколько хочешь бери выкупу: ни денег, ни крестьян не пожалею.

Ступай с богом, - говорит гусляр, - мне твоего ничего не надо.

Ну, хоть в гости ко мне зайди.

Будет время - побываю.

Тут они распрощались и пошли каждый своею дорогою.

Царица побежала окольною дорогою, прежде мужа домой поспела, сняла с себя гуслярское платье и нарядилась, как быть следует.

Через час времени закричали, забегали по дворцу придворные: царь пришел!

Царица к нему навстречу бросилась, а он со всеми здоровается, а на нее и смотреть не хочет. Поздоровался с министрами и говорит:

Вот, господа, какова жена у меня! Теперь на шею бросается, а как сидел я в неволе да писал к ней, чтоб все добро продавала да меня выкупала - небось ничего не сделала. О чем же она думала, коли мужа позабыла?

Министры доложили царю:

Ваше величество! Как только царица получила ваше письмо, в тот же самый день неизвестно куда скрылася и все это время пропадала; во дворец только сегодня явилась.

Царь сильно разгневался и приказывает:

Господа министры! Судите мою неверную жену по правде по истинной. Зачем не хотела меня выкупить? Не видать бы вам своего царя веки вечные, если б не молодой гусляр; за него стану бога молить, ему половину царства не пожалею отдать.

Тем временем царица успела нарядиться гусляром, вышла на двор и заиграла в гусли. Царь услыхал, побежал навстречу, схватил музыканта за руку, приводит во дворец и говорит своим придворным:

Вот этот гусляр, что меня из неволи выручил!

Гусляр сбросил с себя верхнюю одежду - и все тотчас узнали царицу.

Тут царь возрадовался: начал на радостях пир пировать, да так целую неделю и прохлаждался.

Волшебная дудочка

Как слышал сказку, так и рассказываю. В стародавние годы жили да были муж с женой. И росла у них дочка пригожая. Всем девица взяла: и ростом, и дородством, и угожеством.

Глядя на нее, люди радовались: со всеми де­вушка приветливая, ласковая, обходительная. Всем торопилась помочь чем могла.

Но вот пристигло несчастье, пришла беда. Умерла у девушки мать.

Много ли, мало времени прошло - женился отец на вдовице. А вдовица свою дочь в дом привела. И стало в семье четверо.

Сиротой жить нерадостно, а при мачехе стало и того хуже. Родную дочь она нежила, тешила, а падчерицу невзлюбила с первого дня.

С петухами сирота вставала, слезами умыва­лась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила.

А злая баба только покрикивала:

Неумелица ты, негодница! Хлебоежа на мою голову досталась!

Вот открыл как-то раз отец сундук, что от первой жены остался. А в сундуке и душегрея, мехом отороченная, и кокошник, жемчугами уни­занный, и полсапожки сафьяновые, и перстенек золотой с камушком дорогим, и одежа разная.

Поделим поровну, и будет у наших дочерей приданое, - сказал отец.

А завистливые мачеха со своей дочерью затаили черную думу.

Экое богатство делить на две доли, - мачеха шептала дочери. - Да с таким-то приданым мы и купеческого сына найдем. Не за мужика вый­дешь, за лапотника. Только не оплошай!

Прошло сколько-то времени после того раз­говора, собрались девушки по ягоды идти. А отец шутейно им и говорит:

Ну вот, кто из вас больше ягод принесет, той при дележе приданого чуть побольше достанется.

Ходят девушки по лесу, аукаются, берут ягоды. А как завечерело, сошлись они на полянке. Глянула мачехина дочь - батюшки-светы, у стариковой до­чери корзинка полным-полна, а у нее всего ничего, лишь на донышке! Тут и припомнились материны речи: не делить приданого на две доли…

И как проходили через болото, выхватила ма­чехина дочь у сводной сестры корзину с ягодами и столкнула ее с перекладин-жердочек в бездонную топь.

Тону я, погибаю, сестрица милая, - взмоли­лась девица, - помоги мне!

Стану я тебе помогать! Тони, из этой топи не выкарабкаешься. А все приданое мне одной достанется! - крикнула мачехина дочь.

Перебралась через болото и бегом побежала домой. Дорогой пересыпала в свой кузов ягоды - чистые, крупные, одна к одной, а корзинку сводной сестры закопала в мох.

Умница, моя разумница! - встретила ее мать. - Посмотри, старик, сколько ягод моя дочка набрала!

А чего не вместе пришли? - спросил отец.

Разошлись мы с ней, - ответила мачехина дочь, - аукалась я, аукалась, да никто мне не откликнулся; думаю, раньше меня набрала корзинку и ушла домой.

Ну где ей, доченька, раньше тебя управить­ся. Уснула где-нибудь, вот и не услышала тебя! - засмеялась баба.

Вечер прошел и ночь прошла. Поутру старик рано встал.

Надо идти искать, - говорит, - видно, беда стряслась.

Собрал соседей. Пошли они в лес. И бабина дочь с ними.

Вот здесь, - рассказывает, - мы разошлись и больше не виделись.

Ходили-ходили день с утра до вечера, да так ни с чем и воротились.

Лето уже на исходе. Идет-бредет по тем тропам старичок странник. Ступил на жердочки-перекла­дины, а на топлом месте растет травяная дудка. Срезал ту дудку старик, приложил к губам и только подул в нее, как слышит: заиграла, запела дудка, жалобно запричитала:

- Поиграй, поиграй, дедушка,
Поиграй, поиграй, родимый.

И вот меня загубили,
За красные ягодки
Да за матушкино приданое
В гнилом болоте утопили!

И вот пришел старик странник поздно вечером в ту деревню, попросился в крайнюю избу ночевать, как раз в тот дом, где сирота-девица потерялась.

После ужина заговорил старик странник:

Неподалеку от вашей деревни срезал я ду­дочку. Такая забавная: сама поет-выговаривает. Возьми-ка, хозяин, подуй в эту дудочку!

Чуть только подул хозяин в дудочку, как за­говорила, запела она:

- Поиграй, поиграй, мой батюшка,
Поиграй, поиграй, родимый.
Нас было две сводные сестрицы,
И вот меня загубили,
За красные ягодки
Да за матушкино приданое
В гнилом болоте утопили!

С лица старик сменился. Протянул дудочку пад­черице:

Ну-ка, ты поиграй!

Только поднесла она дудочку к губам, как за­играла, запела дудочка:

- Поиграй, поиграй, сестрица сводная,
Поиграй, поиграй, лиходейка,
Поиграй, поиграй, душегубка!
Ты меня убила,
В гнилом болоте утопила,
За красные ягодки
Да за матушкино приданое
Жизни лишила!

Кинулся отец за понятыми. Девку-лиходейку, а заодно и мать, злую бабу, связали, приставили караул.

А отец с понятыми да со стариком странником на болото побежали. Поискали, поискали и в ско­ром времени вытащили девушку. Обмыли ее, об­рядили. Тут она открыла глаза, промолвила:

Ой, как долго мне спалось да много во сне виделось! Не держи, родимый батюшка, ни бабы-лиходейки, ни дочери-злодейки. Не будет от них житья ни тебе, ни мне.

Простил отец на радости злую бабу и падче­рицу-злодейку, прогнал их со двора: - Ступайте, откуда пришли!