Фнс решения о приостановлении операций по счетам. Приостановление операций по расчетному счету. Ограничения и возможности ФНС

Александр Зрелов , член экспертного совета при Торгово-промышленной палате РФ
по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, к. ю. н.

Рассмотрим особенности процедуры приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств, учитывая сложившуюся правоприменительную практику.

Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет статья 76 Налогового кодекса. Однако, пользуясь исключительно текстом указанной статьи, весьма сложно дать ответ на целый ряд вопросов, связанных с процедурой «блокировки счета» и ее отменой. Поэтому многие из них уже стали причиной судебных разбирательств. Мы обратим внимание на некоторые из принятых в результате таких разбирательств решений.

Основания для приостановления операций по счетам

Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:

Не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);

Не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ);

Обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Использование вышеназванного ограничения прав организации на распоряжение денежными средствами в каждой из перечисленных здесь ситуаций рассматривается в качестве обеспечительной меры.

Таким образом, в настоящее время приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1-3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения. Оно может быть принято не ранее истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога и вынесения решения о взыскании налога. Если такое решение вынесено без направления в адрес организации требований об уплате налога и решения о его взыскании, то это расценивается как нарушение действующего налогового законодательства. Незаконность вынесенного решения о взыскании влечет незаконность обеспечительных мер в виде приостановления операций и соответствующих решений налогового органа.

В том случае, когда принимает решение о приостановлении операций по счетам организации в банке для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Здесь имеется в виду стоимость имущества, определенная решением о принятии обеспечительных мер в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса (т. е. до истечения срока на добровольную уплату налога). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

Приостановление операций может применяться в том числе в случаях, когда:

По правилам действующего законодательства, не исполнил в срок обязанность по сдаче «нулевой» декларации;

В текущем налоговом периоде выявлен факт непредставления налоговых деклараций по тем налогам, которые организация была обязана уплачивать в предыдущих налоговых периодах.

Отметим, что с 1 января 2015 года возможность вынесения решения о приостановлении по данной причине будет ограничена трехлетним сроком, который исчисляется со дня истечения 10 рабочих дней, следующих за датой окончания установленного для представления декларации срока (подп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее - Закон № 134-ФЗ)). В настоящее время каких-либо ограничений срока, в течение которого представители налоговых органов вправе принять соответствующее решение, Налоговым кодексом не предусмотрено.

В то же время приостановление недопустимо в связи с выявлением факта:

Заполнения представленной декларации с нарушением требований законодательства;

Неполноты сведений, отраженных в представленных декларациях;

Непредставления иных сведений, налоговой отчетности (например, сведений о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год, налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, представляемых в налоговую инспекцию по итогам отчетных периодов).

Приостановление не может применяться и к счетам налогового агента в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных частью второй Налогового кодекса (пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Приостановление операций и переводов в связи с неподачей налоговой декларации лицом, не являющимся плательщиком налога, в настоящее время также признается неправомерным. Однако с 1 января 2015 года приостановление операций по этой причине будет применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ). Например, это могут быть организации, применяющие УСН, которые выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Отметим, что начиная с января 2014 года такие организации, наряду с плательщиками НДС (в т. ч. являющимися налоговыми агентами), должны будут представлять в инспекцию декларации по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).

Новое основание для приостановления операций по счетам

Для организаций и ИП, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, с 1 января 2015 года вводится новая обязанность. Они должны обеспечить получение по телекоммуникационным каналам связи документов от налоговиков (речь идет, в частности, о требовании об уплате налога и (или) уведомлении о вызове в налоговые органы), а также сообщить в инспекцию о приеме этих документов опять же через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ). По новым правилам налогоплательщики будут обязаны отправить в инспекцию квитанцию (в электронном виде) о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки инспекцией.

В качестве обеспечительной меры этой новой обязанности предусмотрено приостановление операций по счетам организации в банке. Таким образом, с 1 января 2015 года налоговики получат еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда не будет исполнена обязанность по передаче в инспекцию квитанции о приеме:

Требования о представлении документов (п. 1 ст. 93, пп. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);

Требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);

Уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Мотивированного обоснования необходимости «блокировки счета», а также обязательного предварительного наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика не требуется.

Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.

Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.

Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.

Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:

Государственной пошлины;

Налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента с ее работников;

Налогов в бюджетную систему РФ по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей;

Страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;

Страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Осуществление расходных операций по платежам, не предшествующим налоговым, в период исполнения банком решения о приостановлении всех расходных операций по счетам организации до полного погашения суммы задолженности по налогам является основанием для привлечения к ответственности (ст. 134 НК РФ). Форма осуществления расчетов (на основании платежного поручения или платежного требования) не влияет на принятие решения о допустимости исполнения платежей в условиях действия данной обеспечительной меры (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:

Для оплаты банковской комиссии;

По платежам, совершенным с использованием платежных карт до момента приостановления операций по счету;

По исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований другой организации;

По оплате таможенных пошлин и сборов, исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебными приставами.

Допускается приостановление операций и переводов:

По счетам ликвидируемой организации;

По счетам, открытым банком в нарушение установленного запрета на открытие новых счетов налогоплательщику;

По банковским счетам, открытым в небанковской кредитной организации, по которым расчеты осуществляются в безналичном порядке.

При этом в случае ликвидации организации приостановление операций по ее счетам в банках не распространяется на расчеты по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.

Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.

Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:

Ограничивающее право должника с даты введения конкурсного производства (признания должника банкротом) распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами при наличии текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве;

Ограничивающее право должника с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами;

О приостановлении в отношении любых средств (включая текущие платежи) на этапе введения в организации внешнего управления.

В случае приостановления расходных операций по счетам в банке допускается производить с этого счета платежи в целях погашения текущих требований (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11), относящихся к первой - третьей очередям и поименованных в абзацах втором - четвертом пункта 2 статьи 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.

Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком. Если налоговым органом нарушен установленный срок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, проценты начисляются на сумму непосредственно заблокированных денежных средств за каждый календарный день нарушения срока (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Стоит отметить, что данные проценты подлежат обложению налогом на прибыль (письмо Минфина России от 14.02.2011 № 03-03-06/1/101).

В настоящее время достаточно часто имеет место приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке. Такая мера воздействия используется контролирующими органами. Следует сказать, что это создает существенные препятствия для предпринимательской деятельности юрлиц и ИП. Кроме того, далеко не всегда использование этого инструмента правомерно. Рассмотрим далее, когда допускается приостановление операций по счетам в банке в отношении налогоплательщика.

Общие сведения

Приостановление операций по счетам в банке означает фактическую заморозку средств. То есть владелец не может их никуда переместить. Исключением являются только те операции, осуществление которых, в соответствии с ГК, предшествует обязательству отчислять сборы и налоги. При этом зачисления осуществляются без каких-либо ограничений. Основания, по которым производится приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, могут быть различными.

Неисполнение обязательств

Это одно из наиболее популярных оснований, по которым производится приостановление операций по счетам в банке. Статья закона предусматривает заморозку средств с целью обеспечения исполнения взыскания непогашенных отчислений в бюджет, включая штрафы и пени. Решение о блокировании не может выноситься раньше, чем принят акт о наложении взыскания. Замораживание средств осуществляется и для погашения процентов. Это обуславливается тем, что % взыскиваются по аналогичным правилам, что и обязательные отчисления. Приостановление операций по счетам в банке осуществляется на ту сумму, которая указана в соответствующем решении. Остаток средств не блокируется и может использоваться.

Непредоставление декларации

Приостановление операций по счетам в банке применяется в случаях, когда субъект в десятидневный срок по истечении установленного времени не сдал отчетную документацию в контролирующий орган. Это позволяет надзорной инстанции вынести соответствующее решение о блокировке средств. В этой ситуации будет предпринято полное приостановление операций по счетам в банке. Это ставит предпринимателя в крайне затруднительное положение. В таких ситуациях не будет иметь значения размер остатка, величина поступлений.

Срок давности

Максимальный период, по истечении которого не может производиться приостановление операций по счетам в банке, НК РФ изначально установлен не был. Об этом давалось разъяснение в письме ФНС от 9 февраля 2011 г. Но с первого января 2015-го этот период ограничивается 3 годами. Исчисление начинается со дня окончания десятидневного срока.

Дополнительно

С 1 января 2015-го приостановление операций по счетам в банке допускается, если субъект в десятидневный срок после истечения установленного времени не предоставил квитанцию о приеме требований о предъявлении им надлежащих документов, уведомлений о вызове в инспекцию, пояснений, направленных ему в электронном виде. Это установлено в ст. 10 ФЗ № 134. Таким образом, приостановление операций по счетам в банке применяется в случаях уклонения от погашения обязательств перед бюджетом и непредоставлении декларации в установленные сроки. Блокировка средств по иным основаниям не допускается.

Важный момент

Предоставление декларации в бумажном виде не предусматривается с 1 января 2014-го г. Столичная инспекция разъяснила, что при несоблюдении правил о предоставлении отчетных документов в электронной форме, субъекту грозит ответственность по ст. 119.1. При этом за ненаправление декларации по телекоммуникационным каналам не предусмотрено приостановление операций по счетам в банке. Статья 76 Кодекса будет действовать, если субъект вообще не сдал отчетность. Вместе с этим контрольный орган может принять при необходимости обеспечительные меры. В числе которых, в частности, приостановление операций по счетам в банке.

Решение о блокировании

Существует определенный порядок приостановления операций по счетам в банке. Соответствующее распоряжение утверждается руководителем ФНС или его заместителем. Информирование банков о приостановлении операций по счетам осуществляется в электронном виде. Решение должно быть направлено в обслуживающую субъекта организацию. Копия распоряжение должна быть также передана предприятию-должнику. При этом обязательно должно быть документальное подтверждение того, что субъект получил решение. Это может быть расписка или иная бумага. Предприятие должно получить уведомление не позднее следующего дня после принятия решения. Уполномоченные органы обязаны соблюсти порядок приостановления операций по счетам в банке. В противном случае их действия могут быть оспорены.

Что попадает под блокировку?

Текущий (расчетный) или иной другой счет открывается в банке на имя субъекта при заключении соответствующего договора с финансовой организацией. Последняя по условиям подписанного соглашения принимает на себя ряд обязательств. В частности, банковская структура принимает и зачисляет денежные средства на счет, открытый на клиента, выполняет его распоряжения о выдаче и перечислениях, совершении иных операций. При блокировке, соответственно, финансовая структура не исполняет принятых на себя обязательств. Данная мера касается любых счетов, на которые могут поступать средства и с которых они могут расходоваться. Это в равной мере касается и валютных, и рублевых р/с. Первые блокируются, как правило, при недостаточном количестве средств на счетах в нацвалюте или при полном приостановлении операций по всем имеющимся счетам. Заморожены могут быть не только р/с. Блокировка может касаться и корпоративных счетов, предназначенных для осуществления работниками расчетов с использованием корпоративных банковских карт и учета операций по ним. Пояснение по этому поводу в 2010 году дал Президиум ВАС.

Исключения

Приостановление операций по счетам в банке не применяется относительно:

  • Транзитных движений средств. Это обусловлено несоответствием счетов, по которым совершаются такие операции, признакам, приведенным в ст. 11, п. 2. Они открываются для совершения перемещений валюты одновременно с р/с в зарубежных деньгах вне зависимости от волеизъявления предприятия.
  • Ссудных счетов. Они предназначены для возврата заемных средств должником. По своей сути они не выступают как банковские счета. Это разъяснение дано в Письме Минфина от 21 ноября 2007 г.
  • Расчетных счетов, которые открыты для ведения совместной деятельности товарищества. Деньги на них находятся в общей собственности всех участников, а не одного субъекта. Взыскание с них может производиться только в сумме, которая закреплена за должником на праве собственности.

Депозиты

Они открываются в соответствии с договором на вклад. Предприятие не может перечислять с таких счетов средства. Данное разъяснение дано в Письме Минфина № 03 02 07/1-497. Вместе с этим следует учесть, что по ст. 46, п. 5 НК взыскание налогов не производится с депозита при условии, что его срок еще не вышел. Если договор на депозит действующий, контрольная инстанция может дать финансовой организации поручение. В соответствии с ним, банк должен будет перечислить средства с депозита по истечении его действия на р/с, если к тому времени должник не исполнит своих обязательств. Таким образом, фактически происходит глобальное приостановление банками операций по расчетным счетам. Финансовым организациям предписано сообщать ФНС о наличии депозитов и остатках средств на них.

Ограничения и возможности ФНС

Приостановление операций по счетам в банке, как выше было сказано, предполагает отсутствие возможности осуществлять расходные действия со средствами. То есть, владелец не может перевести их контрагенту, снять по чековой книжке. Однако далеко не всегда и не все операции могут быть прекращены. К примеру, если наложено взыскание недоимки, то перемещение средств допускается сверх взимаемой суммы. Кроме этого, установлена очередность обязательств, которые должны быть исполнены до того, как будет взыскана установленная ФНС сумма. Последовательность устанавливается при вероятности того, что имеющихся у должника средств может не хватить для осуществления всех платежей. Первыми удовлетворяются требования по исполнительным документам, в которых предусмотрены перечисления или выдача средств на возмещение ущерба жизни либо здоровья, а также взыскание алиментов.

Приостановление операций по счетам в банке: выплата зарплаты

Погашение задолженности перед работниками может осуществляться по исполнительным или платежным документам. Сначала удовлетворяются требования по ИЛ. В исполнительных документах может быть предусмотрено перечисление либо выдача средств на выплату выходных пособий, зарплат работникам (как бывшим, так и настоящим) по трудовому договору, вознаграждений авторам продуктов интеллектуальной деятельности. Следующими по очереди будут расчеты по платежным бумагам. В них, кроме оплаты труда работникам, может предусматриваться поручение ФНС на списание и перечисление задолженностей по бюджетным отчислениям, ФСС и ПФР – на отчисление страховых взносов.

Другие требования

В четвертую очередь будут погашаться обязательства по прочим исполнительным листам, предусматривающим денежные взыскания. Оставшиеся задолженности по платежным документам будут исполняться в календарной очередности. Таким образом, списание сумм в счет бюджетных отчислений будет производиться в третью очередь. При недостаточном количестве средств для удовлетворения требований ФНС, финансовая организация, обслуживающая должника, перечисляет сначала средства по документам 1 и 2 очереди.

Особенности списания

Платежи, находящиеся в одной очередности, производятся в порядке календарной очереди. К примеру, платежный документ на погашение задолженности по зарплате поступил раньше, чем инкассовое поручение от ФНС. Обслуживающая организация обязана сначала удовлетворить первое поступившее требование. Если средства останутся на счете, то погашается задолженность перед бюджетом. При блокировании по причине непредоставления декларации и при отсутствии поручения от ФНС на списание бюджетных отчислений, обслуживающая организация может удовлетворить требования платежных документов по з/п лиц, работающих по трудовому контракту.

Запреты

Необходимо отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ № 248 в ст. 76, п. 12, при наличии распоряжения о приостановлении расчетных операций налогоплательщика на р/с, финансовая организация не может открывать новые счета или предоставлять должнику возможность использовать электронные платежные инструменты. Для обеспечения реализации этого предписания был введен специальный интернет-сервис. Он позволяет банковским структурам оперативно получать информацию о наличии решений о приостановлении расчетных операций на счетах клиентов и переводов электронных средств.

Этот интернет-ресурс является доступным и открытым для использования финансовыми организациями. До внесения указанных изменений в Налоговый кодекс предприниматели не могли открывать счета только в тех банках, в которые были направлены соответствующие решения о замораживании. Кроме того, должнику не удастся закрыть заблокированный счет, если на нем остались деньги. Это связано с тем, что при совершении этой процедуры средства должны быть израсходованы. А по решению уполномоченного органа, расходные операции приостановлены. Даже если на р/с нет остатка, и его закрывают, распоряжение все равно будет продолжать действовать. Это значит, что новый счет открыть не представляется возможным.

Разблокировка

Разумеется, предприятие заинтересовано в том, чтобы как можно скорее разморозить свои активы. Отмена приостановления операций по счетам в банке производится при наличии следующих оснований:

  1. Погашение задолженности перед бюджетом или взыскание сумм ФНС. При получении налоговой инспекцией документов, подтверждающих уплату недоимки (штрафов, пеней), приостановление операций снимается. Для ускорения разблокировки необходимые бумаги в уполномоченный орган может предоставить руководитель или представитель организации-должника либо сам предприниматель вместе с заявлением о размораживании р/с. ФНС должна принять решение о снятии приостановления операций не позднее следующего дня после получения документов.
  2. Предоставление декларации. После получения отчетной документации ФНС обязана на следующий день принять решение об отмене вынесенного ранее распоряжения о приостановлении операций по счетам. Если предприятием была направлена декларация, но блокировка все равно произошла, в инспекцию необходимо подать заявление на размораживание р/с. К нему прилагаются документы, подтверждающие, что отчет был отправлен своевременно.

Заявление

Право на отмену решения о приостановлении расчетных операций возникает тогда, когда на счете образуется сумма, превышающая ту, что указана в распоряжении. Заявление составляется в произвольной форме. В тексте указывается счет, на котором присутствует достаточно средств для погашения задолженности. К заявлению прикладывается подтверждающий документ. Им является банковская выписка. Кроме этого, указываются р/с, которые необходимо разморозить. ФНС в двухдневный срок должна вынести решение об удовлетворении заявления и отмене вынесенного ранее распоряжения в части превышения суммы задолженности.

Ответственность ФНС

В случае если инспекция нарушила сроки принятия решений или заблокировала счета, не имея на то оснований, она обязана выплатить проценты. Правила их начисления установлены в ст. 76, п. 9.2 Кодекса. Выплата процентов осуществляется за календарные дни незаконного приостановления операций или просрочки при вынесении решения о его снятии. Если распоряжение было изначально неправомерным, начисление осуществляется с даты его получения финансовой организацией.

Расчет процентов производится по той сумме, которая была заморожена, то есть, на те средства, которыми предприятие не могло никак распоряжаться, а не на ту, которая указана в решении. К примеру, по распоряжению блокировке подлежит 100 тыс. руб., а на р/с было всего 30. Проценты будут начисляться именно на 30 тыс. руб. При неправомерной блокировке счетов в связи с неполучением декларации, расчет осуществляется относительно на все средства, находившиеся на тот момент на счетах. За ставку процента принимается ставка рефинансирования Центробанка. Берется показатель, который действовал в дни неправомерной блокировки, нарушения ФНС сроков вынесения решения или направления в финансовую организацию распоряжения об отмене приостановления операций.

Когда инспекция не может заморозить р/с?

Блокировку операций по счетам можно признать незаконной, если решение вынесено в связи с:

  1. Не предоставлением в установленный срок бухгалтерской отчетности.
  2. Непредставлением агентом расчетов, которые предусмотрены в части 2 НК.
  3. Наличием в предъявленной декларации ошибки, если она не выступает как основание для отказа в принятии (к примеру, неверно указан КПП).
  4. Непредставлением в установленные сроки информации о среднесписочной численности.
  5. Неполучением ФНС декларации в установленные сроки по вине оператора телекоммуникационных сетей или почты.
  6. Подписанием отчетной документации неуполномоченным лицом.

Во всех этих случаях вынесение решения о приостановлении расчетных операций будет незаконным. Соответственно, его можно оспорить.

Выводы

Основания, по которым налоговая инспекция может приостановить расчетные операции по счетам должника, перечислены в ст. 76 НК. Этот список считается исчерпывающим. Никакие иные причины не могут послужить основанием для блокирования счета. Это необходимо знать не только самому предпринимателю/организации, но и финансовой структуре, которая его обслуживает. Кроме этого, следует учитывать, что блокировка может касаться только тех р/с, которые открыты на основании соответствующего договора.

Приостановление операций по иным счетам (транзитным, депозитным, ссудным и пр.) является поводом для оспаривания действий ФНС. Возможности должника при блокировке будут зависеть от количества средств, которые находятся на его р/с. Если денег больше, чем сумма задолженности, то операции можно будет осуществлять. Заморожены будут средства в размере непогашенных обязательств, а все остальные будут находиться в свободном распоряжении субъекта. При этом такой счет нельзя будет закрыть. При погашении обязательств должна соблюдаться очередность, установленная в Кодексе. Блокировка не может распространяться на платежи, которые по закону должны быть выплачены до задолженности перед бюджетом.

Заключение

Несомненно, приостановление операция по расчетным счетам крайне негативно отражается на деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей. Во избежание такого рода проблем специалисты рекомендуют со всем вниманием отнестись к своевременному исполнению своих обязательств. Это касается не только отчислений в бюджет, но и предоставления отчетности в установленные сроки и в надлежащем виде. Если же блокирование расчетных операций произошло, не следует затягивать с решением проблемы.

Если средств на р/с недостаточно, нужно в максимально короткие сроки это исправить. Рассчитавшись со всеми долгами, следует незамедлительно уведомить об этом контрольный орган и подать соответствующее заявление на снятие блокировки. Чем быстрее это будет сделано, тем быстрее, соответственно, средства будут разморожены. В законодательстве установлены достаточно короткие сроки, в которые ФНС должна принять решение об отмене приостановления расчетных операций. Поэтому проблема может быть решена уже в ближайшее время после погашения задолженностей. Если же уполномоченный орган затянул принятие решения, он будет обязан компенсировать свое бездействие выплатой процентов.

Модуль 3 из книги "Как спасти свой бизнес? Руководство к действию для мелких и средних предпринимателей" * .

Итак, давайте сначала разберемся в сути проблемы. Операции по расчетному счету организации или индивидуального предпринимателя могут быть приостановлены, в случае если, например вы на десять дней задержали сдачу налоговой декларации или не заплатили своевременно какой-либо налог, сбор, штраф или пени. Это право дает налоговой инспекции ст. 76 «Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей» Налогового Кодекса РФ.

Однако операции по счету блокируются не полностью денежные средства на него можно зачислять, но расходовать их организация или индивидуальны предприниматель уже не может. Исключение, согласно статьи 855 «Очередность списания денежных средств со счета» Гражданского Кодекса РФ, составляют лишь те случаи, когда организация перечисляет денежные средства:

На возмещение вреда жизни и здоровья;

На алименты;

На выплату заработной платы сотрудникам, работающим по трудовому договору;

На отчисления во внебюджетные фонды и др.

Операции могут быть приостановлены по текущим рублевым и валютным счетам. Ссудные и депозитные счета не могут быть арестованы налоговой инспекцией.

Кроме налоговой инспекции операции по счету могут приостановить согласно статьи 46 «Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках» Налогового Кодекса РФ таможенные инспекторы. Однако они могут это сделать лишь, если у организации есть недоимка по уплате таможенной пошлины.

Сама процедура приостановки операции по расчетному счету отличается в зависимости от того, на каком основании она проводится. Как уже говорилось тут возможно два варианта:

1. У организации или индивидуального предпринимателя есть недоимка по налогам. В этом случае сотрудники налоговой инспекции сначала должны направить организации (индивидуальному предпринимателю) требование об уплате налога и пеней. В данном требовании дожжен быть указан срок в течении которого необходимо погасить задолженность.

В случае если организация (индивидуальный предприниматель) этого не сделает, сможет принудительно взыскать деньги с расчетного счета. Для этого налоговая инспекция в течение не более 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога вынесет решение о взыскании недоимки. Одновременно с этим решением выносится и решение о приостановлении операций по расчетному счету. Это делается, для того чтобы вы не успели перевести деньги со своего счета, до того как банк спишет с него причитающуюся бюджет сумму.

В этом случае налоговая инспекция отменит свое решение только после того как вы полностью погасите задолженность и предоставите подтверждающий документ: инкассовое или с отметкой банка об исполнении.

2. Организация или индивидуальный предприниматель более чем на 10 дней опоздал со сдачей налоговой декларации. В этом случае никаких требований организации (индивидуальному предпринимателю) налоговая инспекция не направляет. Инспекция выносит решение о приостановлении операции по вашему расчетному счету, направляет его в банк и одновременно передает вам под расписку или по почте с уведомлением.

Если вы столкнулись со второй ситуацией, то ее исправить не сложно. Достаточно лишь предоставить в налоговый орган декларацию и на следующий день операции по вашему счету будут разблокированы. При этом также будет необходимо заплатить штраф за просрочку предусмотренный ст. 119 «Непредставление налоговой декларации» Налогового Кодекса РФ.

После того как вы получили решение о приостановление операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на два исключительно важных момента:

Решение должно быть подписано руководителем или его заместителем той налоговой инспекции, которая направляла требование об уплате налога;

Решение должно быть вынесено одновременно с инкассовым поручением банку перечислить в бюджет налог из средств находящихся на расчетном счете организации (индивидуального предпринимателя).

В случае если одно из этих правил не соблюдено, то операции по счету приостановлены незаконно, однако доказывать это придется в суде.

В числе наиболее распространенных оснований для обжалования решения налоговой инспекции о приостановлении операций по расчетному счету следует выделить:

Организация (индивидуальный предприниматель) не получила требования об уплате налога;

Решение о приостановлении операции по расчетному счету вынесено позже решения о взыскании налога;

Решение о приостановлении операций по расчетному счету вынес сотрудник налоговой инспекции, который не обладает правами на это;

Организации (индивидуальному предпринимателю) заблокировали счет до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;

У организации (индивидуального предпринимателя) нет задолженности по налогам;

Решение о взыскании недоимки вынесено позже 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

Отсутствие важных реквизитов в частности суммы недоимки и пеней, название налога, по которому есть задолженность, период за который необходимо сдать налоговую декларацию в решении о взыскании налога и о приостановлении операций по расчетному счету.

В этих случаях вы вправе обратиться в арбитражный суд и, как правило, решение налоговой инспекции признается недействительным.

Также бывают случаи, когда организация (индивидуальный предприниматель) имеет лишь незначительную задолженность по налогам и при этом налоговая инспекция уже уведомляет о приостановке операций по расчетному счету. В таком случае арбитражный суд также может поддержать организацию и вынести решение в ее пользу с формулировкой «вина организации несоразмерна мере ответственности».

Поэтому не бойтесь обращаться в судебные инстанции, особенно тогда когда уверены в своей правоте. Проблема заключается лишь в том, что судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц и организация не может остаться без расчетного счета на столь длительное время.

Если вы попали в такую непростую ситуацию, то можно рекомендовать предпринять следующие действия:

1. Открыть новый счет в новом банке. Это не запрещено законодательством, и банк не потребует от организации каких-либо справок из налоговой инспекции. Дальнейшие действия будут следующими банк в течение 5 дней уведомит налоговую инспекцию, в которой организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете, а та в свою очередь вынесет решение о приостановлении операций уже по новому расчетному счету. Однако у вас будет достаточно времени для проведения всех нужных операций. Правда стоит отметить и существеннейший недостаток такой схемы: дело в том, что такие действия налоговая инспекция, как правило, расценивает как уклонения от уплаты налогов, что в свою очередь грозит возбуждением уголовного дела по статье 199 Уголовного кодекса РФ. Этого не произойдет в случае если вы сможете доказать, что погашение задолженности перед бюджетом приведет к банкротству организации.

И еще если вы не уведомите налоговый орган об открытии нового расчетного счета в течение 7 дней, то вас ожидает штраф в размере 5 тысяч рублей, согласно 118 НК РФ.

2. В продолжение первого пункта отметим, что в нашем налоговом законодательстве есть так называемые «пробелы». Так банку в случае приостановления операций по расчетному счету запрещается перечислять средства со счета налогоплательщика на счет другого налогоплательщика. При этом нет запрета на перечисление средств на другой счет того же налогоплательщика. Следовательно, если организация, предприниматель откроет другой , то сможет на него перевести денежные средства с арестованного счета. А дальше пока новый счет не заблокирован осуществить, необходимы операции. О дальнейших вплоть до уголовных последствиях мы уже говорили.

3. Есть еще один способ вывода средств с заблокированного расчетного счета – это выдача денежных средств клиенту по чеку. Эта операция признается исполнением банком иного платежного поручения, которое имеет в соответствии с законодательством преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет.

3. Производить расчеты наличными средствами. Налоговое законодательство это не запрещает, однако указание Центрального банка от 14 ноября 2001 года №1050-У ограничивает сумму расчетов наличными средства по одной сделке в 60000 руб. Если ваши расходы не превышают этого предела, то это, пожалуй, оптимальный выход из ситуации. Также это ограничение можно обойти, разбив сделку на несколько договоров, использовать в расчетах векселя, бартер.

4. Получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов. Они могут быть предоставлены на срок от одного до двенадцати месяцев. Отсрочка подразумевает полное погашение суммы в конце периода, рассрочка поэтапное погашение в течение этого периода.

Однако налоговая инспекция очень неохотно предоставляет такие разрешения и лишь в строго определенных законодательством случаях (ст. 64 Налогового Кодекса РФ):

Угроза банкротства;

Ущерб, причиненный организации (индивидуальному предпринимателю) стихийным бедствием;

Сезонный характер производства и реализации товаров (работ, услуг);

Прекращение и задержка финансирования из бюджета или оплаты госзаказа и другие случаи.

Практика показывает, что перенести срок уплаты налогов, как правило, получается в основном крупным предприятиям и то по местным налогам.

Вот пожалуй и все, что тут можно Вам посоветовать!

* Мансуров Р.Е. «Как спасти свой бизнес? Руководство к действию для мелких и средних предпринимателей » / Изд-во Салон-Пресс, М., 2012 г. –

На сегодняшний день законодательство о налогах и сборах в своих изменениях и поправках ориентировано на налогоплательщиков, защиту их прав, облегчение процедур исполнения требований, помощь и поддержку в применении норм Налогового кодекса РФ.

Однако законодатели вносят и дополнения, ужесточающие меры воздействия. Такая практика обусловлена необходимостью эффективного налогового администрирования, контроля, защиты фискальных и иных нужд государства.

Одной из значимых мер влияния на поведение налогоплательщика с точки зрения исполнения обязательств по налогам и сборам является приостановление операций по счетам.

Что это такое?

Приостановление операций на счетах — это прекращение обслуживающим налогоплательщика банком расходных мероприятий по его счету полностью или в рамках ограниченной суммы, определенной решением налогового органа о приостановлении для юридического лица. Блокирование происходит только в отношении расходов . Поступление средств на счет продолжается.

Налоговый орган также блокирует операции по электронным деньгам.

Такие меры значительно усложняют деятельность организации и считаются эффективным инструментом мотивации налогоплательщика к исполнению обязанностей.

Права налоговых органов

Процедура приостановления

Налоговая инспекция не может приступить к приостановлению расчетных операций, пока не пройдет определенный очередной алгоритм действий:

В случае удержания инспекция обязана передать в банк налогоплательщика поручение на взыскание сумм задолженностей. В случае приостановления такой обязанности не возникает. Однако оба эти действия, как правило, осуществляются синхронно .

Решение

Инспектор ИФНС составляет решение по установленной форме. Текст приказа и бланки требований и решений можно посмотреть на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» по ссылке .

Решение подписывает руководитель налогового органа - начальник или заместитель начальника инспекции.

Налоговый орган обязан вручить копию решения налогоплательщику или агенту под расписку либо другим образом, подтверждающим получение лицом документа в конкретную дату. Предельный срок вручения решения - следующий день после его принятия.

Невручение документа в установленное время может стать основанием для оспаривания действий инспекции. Однако арбитражная практика в этом вопросе принимает аргументы как налогоплательщиков, так и налоговых органов, единого мнения в судах нет.

Копию решения инспекция также направляет в банк по электронным каналам. Как правило, это происходит в тот же день, хотя закрепленные законом временные рамки отсутствуют.

Функции банка

После того как кредитная организация получает решение, действия следующие:

  1. Уведомляет о денежных суммах на счетах субъекта, т. е. их непосредственном количестве.
  2. Блокирует расходы по указанным в решении счетам и лимитам на период со дня получения решения и до его упразднения.
  3. Не открывает налогоплательщику новые счета, вклады и депозиты.
  4. Не закрывает счета, пока на них числятся средства. Только в случае нулевых сумм на счете на протяжении двух лет банк может закрыть счет.

Если банк получит поручения от налогоплательщика до прихода решения налогового органа, но не успел их до этого выполнить, операции исполняются только по тем расходам, которые стоят в очередности выше задолженностей по налогам.

Просрочка декларации

Когда блокирование происходит из-за несвоевременной подачи или непредставления декларации в срок 10 дней, ФНС вправе приостановить работу счетов в пределах трех лет.

Например, организация обязана подать декларацию по УСН 31 марта 2017 года. Проходит 10 рабочих дней, т. е. 2 недели. С 17 марта принимается решение о блокировке на максимальный период до 17 марта 2020 года.

В решении даются сведения о форме декларации, о налоге, сроке представления.

Особенностью замораживания счетов по «декларационной причине» является включение всех счетов лица, а не какой-либо конкретной их части. Однако очередность платежей сохраняется и по данному основанию. Также расходы по решению суда исполняются даже по блокированному счету.

Не входит в данное основание непредставление:

  • расчета по авансовому платежу, даже если он называется декларацией (иногда в отношении авансовых расчетов используется терминология «промежуточная декларация»);
  • информации о числе работников;
  • налоговым агентом расчетов;
  • бухгалтерских отчетов;
  • документов, требуемым для налогового контроля;
  • справок по форме 2-НДФЛ.

Ошибки в подаваемой декларации, не влекущие отказ в ее принятии, тоже не считаются основанием для замораживания счетов.

Отмена приостановления

Поскольку блокирование счетов — это мера воздействия для добросовестного отношения к налоговым обязательствам, ФНС упраздняет эту форму «наказания» при выполнении необходимых действий.

Разблокирование производится:

Заявление подается в свободной форме с указанием счетов, денежных сумм, остатков по ним, приложением подтверждающих документов.

Нюансы

Кроме «налоговых» причин отмены решения, существуют и гражданские.

Счета разблокируют, если:

  • юридическое лицо осуществляет ликвидацию (пункт не распространяется на ИП, решившее прекратить предпринимательскую деятельность);
  • юридическое лицо признано банкротом, ведется конкурсное производство по нему.

Реорганизация не входит в перечисленные процессы.

Претензии к ИФНС

Если налоговая инспекция нарушает сроки отмены приостановления, лицо вправе требовать взыскание с нее процентов за причиняемый ущерб.

Проценты начисляются каждый день нарушения сроков по ставке рефинансирования Банка России.

Такие же меры принимаются при неправомерном приостановлении операций - несоблюдении положений статьи 76 НК РФ, разъяснений Минфина и ФНС.

Взыскать проценты невозможно только в том случае, если на заблокированном счете отсутствовали денежные средства, так как просрочка не влияет на расходную деятельность субъекта хозяйствования.

Приостановление операций по счету представляет собой прекращение банком всех расходных операций по данному счету в пределах суммы, указанной в постановлении налогового органа о приостановлении операций по счету (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Приостановление операций по счету как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора) возможно только в строго определенных случаях и при соблюдении строго определенных условий, установленных в ст. 76 НК РФ.

Приостановление операций по счетам в банке применяется только в двух случаях:

в целях обеспечения решения о взыскании налога (сбора), а также пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке, вынесенного в порядке ст. 46 НК РФ; в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации. Приостановление операций по счетам в банке может быть применено только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сбора), а также в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков или налоговых агентов.

По своей правовой природе приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по этому счету. Однако, если данный способ применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании недоимки и пеней, вынесенного в соответствии со ст. 46 НК РФ, приостановление операций по счету означает прекращение банком расходных операций по этому счету только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ). Иными словами, если сумма на счете превышает сумму задолженности, то этот "остаток" налогоплательщик может использовать свободно, по своему усмотрению. Также без ограничений могут осуществляться и любые операции налогоплательщика по зачислению денежных средств на соответствующий счет.

Напротив, согласно абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ банк не вправе выполнять какие бы то ни было распоряжения клиента-налогоплательщика о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других расходных операций по счету, за исключением:

платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (сборов);

операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Налоговые органы вправе приостанавливать операции по нескольким счетам налогоплательщика. Однако, если налоговый орган принимает решение о приостановлении одновременно по нескольким счетам, сумма денежных средств на которых (на всех вместе или на каждом в отдельности) превышает сумму обеспечиваемого требования об уплате налога (сбора) и пеней, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления по своим счетам (п. 9 ст. 76 НК РФ). В течение двух дней со дня получения этого заявления налоговый орган обязан принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете, в форме, утвержденной в приложении 4 к Приказу ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3- 19/825@.

При этом решение о приостановлении операций по счету не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банке (абз. 1, 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). А в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации решение о приостановлении операций по счету в банке может быть вынесено только в течение десяти дней по истечении установленного срока представления декларации (абз. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций по счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Форма и порядок направления в банк указанных решений на бумажном носителе устанавливаются ФНС России.

Копия указанного решения передается налогоплательщику-организации под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении.

Решение о приостановлении операций по счету в банке действует с момента получения банком указанного решения и до его отмены. Моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, направленного в банк на бумажном носителе, являются:

для решения, направленного в банк заказным письмом, - дата и время, указанные в уведомлении о вручении;

для решения, врученного под расписку представителю банка, - дата и время, указанные в отметке о принятии решения.

Дата и время получения банком решения о приостановлении операций по счетам при отправлении этого решения в электронном виде определяются в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с ФНС России.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ). Безусловность исполнения в данном случае означает обязанность банка воздерживаться от исполнения любых платежных документов, на основании которых могут быть осуществлены расходные операции по соответствующему счету, в пределах суммы задолженности, указанной в решении налогового органа. Банк не может выдвигать какие бы то ни было возражения против исполнения указанного решения, основанные на его отношениях с владельцем счета (налогоплательщиком) , а также не обязан проверять на соответствие законодательству РФ основания вынесения такого решения и не имеет законных оснований для его оспаривания в суде.

Постановления ФАС Уральского округа от 12 мая 2003 г. по делу N Ф09-1312/03-АК; ФАС Западно-Сибирского округа от 31 октября 2006 г. N Ф04-7271/2006(27959-А27-19) по делу N А27- 8465/06-2.

В соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ банк гарантирует право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, внесенными по договору банковского счета. В случае же нарушения нормы п. 2 ст. 845 ГК РФ в отношении банка наступают последствия, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ, согласно которому за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. В то же время Налоговым кодексом РФ, в частности ст. 76, предусмотрен ряд ограничений принципа свободы договора банковского счета в публично-правовых целях. Банк при получении в соответствии со ст. 76 НК РФ решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика обязан отступить от гарантий, предоставленных им клиенту в соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ. В связи с этим в п. 10 ст. 76 НК РФ законодатель нашел целесообразным указать, что банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций по счету в банке по решению налогового органа.

Также п. 12 ст. 76 НК РФ вводит дополнительный элемент правового содержания решения о приостановлении операций по счету, действие которого существенно ограничивает гражданские права банков и их клиентов, а именно банк не вправе, получив такое решение, открывать соответствующему клиенту другой счет. Мораторий на открытие счета действует с момента получения банком указанного решения и до отмены его налоговым органом, то есть в период действия режима приостановления операций по счету. При этом даже в период действия моратория на открытие счетов налогоплательщику банк тем не менее может совершать все действия, которые в соответствии с гражданским и банковским законодательством РФ не подпадают под понятие "открытие счета" (например, заключать договоры банковского счета и совершать другие действия, не влекущие вынесение руководством банка решения об открытии счета).

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ под "счетами" в целях налогообложения понимаются только расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Напротив, депозитные и ссудные счета не отвечают понятию "счет" в смысле ст. 11 НК РФ. Поэтому решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не может являться основанием для отказа банка открыть этому налогоплательщику депозитный и (или) ссудный счет.

Постановления ФАС Московского округа от 14 мая 2005 г., 16 мая 2005 г. N КА-А41/3746- 05, от 15 августа 2005 г., 18 августа 2005 г. N КА-А41/7704-05.

С другой стороны, возникает вопрос о праве банка на закрытие счета клиента. В соответствии с п. 1 ст. 859 ГК РФ договор банковского счета должен быть расторгнут по заявлению клиента в любое время. Расторжение договора банковского счета служит основанием закрытия банковского счета клиента, при этом остаток денежных средств на этом счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет. Иными словами, расторжение договора банковского счета при наличии остатка денежных средств на счете сопряжено с проведением расходных операций по указанному счету - выдачей клиенту или перечислением на другой счет остатка денежных средств. Учитывая это и исходя из положений ст. 76 НК РФ, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счету налогоплательщика при наличии остатка денежных средств на указанном счете банк не вправе выдавать клиенту- налогоплательщику либо перечислять по его указанию на другой счет остаток денежных средств на счете и соответственно не вправе закрыть указанный счет клиента. При отсутствии же денежных средств на счете банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету.

За нарушение режима приостановления операций по счету банк несет ответственность в соответствии со ст. 134 НК РФ. Параллельно с этим налоговый орган вправе предъявлять в суд иск о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций по этому счету, если в результате таких действий стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов (подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Приостановление операций по счету налогоплательщика отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога (сбора), пеней и штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).

В случае приостановления операций по счетам налогоплательщика в связи с непредставлением им налоговой декларации данная мера отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации (абз. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).