Гуманитарно социальные аспекты развития технологий информационного общества. Колин - Социальная информатика. Программа культура россии. Теоретические аспекты информационного общества

ВВЕДЕНИЕ

Понятие “информационное общество” сегодня уже перестало быть метафорой или обозначением мегатенденций развития современного мира. Происшедшие в последней трети ХХ века в ряде развитых стран глубокие структурные преобразования экономического механизма, выдвинувшие на первые позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, сопровождались бурным развитием “индустрии знаний” и связанных с ней технологий передачи и обработки информации, глобальной компьютеризацией и появлением разветвленных информационных систем. С созданием всемирной компьютерной сети Интернет человечество практически вступило в фазу формирования и поддержания в актуальном состоянии единой общемировой информационно-коммуникационной среды, и киберпространство, еще совсем недавно доступное лишь высококвалифицированным программистам, на наших глазах трансформируется в информационное поле социально-экономического, политического и культурного развития всего сообщества, позволяющее обеспечить необходимыми сведениями отдельных граждан, их различные объединения, предприятия, органы власти и управления. Нас постоянно окружают компьютеры, интернет, телевидение, сотовые телефоны, пейджеры - всё это стало неотъемлемой частью современного человека и формируют информационное общество.

Все выше сказанное определяет актуальность исследования данной темы. В свою очередь актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы обусловили цель работы: на основании литературных источников изучить особенности, проблемы и перспективы информационного общества и его влияние на мировую экономику.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

Рассмотреть понятие и сущность информационного общества, а также его основные этапы возникновения и развития;

Проанализировать процесс информатизации в настоящее время;

Исследовать практику становления и влияние информационных технологий на мировую экономику;

Определить перспективы, проблемы и тенденции информационного общества.

Предметом исследования являются информационное общество и его основные характеристики

Объектом исследования в курсовой работе является мировая экономика.

Методологическую базу работы составляет диалектический метод познания, общенаучные приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), системный анализ.

Структура работы состоит из трёх глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Понятие и сущность информационного общества

Начиная с конца 60-х годов XX века в развитых капиталистических странах (прежде всего, в Японии и США) становится очевидным, что информация и информационные ресурсы начинают играть особую самостоятельную роль, не привязанную более к материальному производству. При этом информационные ресурсы приобретают статус определяющего фактора развития материального производства, а не наоборот, как это было ранее. Все это вызвало появление нового подхода к оценке влияния информации и информационных процессов на общество - концепции информационного общества, в котором информация занимает главенствующее положение. Изобретение термина приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций, в частности Агентством экономического планирования и Советом по структуре промышленности. Показательны названия отчетов: «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969 г.), «План информационного общества» (1971 г.). В этих отчетах информационное общество представлялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство - продукт его станет более «информационноёмким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Именно тогда впервые была сформулирована ныне общепризнанная идея о том, что «производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества».[ 1, с. 20]

Позже термин «информационное общество» получил широкое распространение, и настоящее время используется в различных контекстах. Часто также употребляются близкие понятия «общество знания» и «постиндустриальное общество».

Можно выделить пять определений информационного общества, каждое из которых представляет критерий для понимания того, что в этом обществе является новым. Это технологическое, экономическое, культурное определения и определения, базирующиеся на структуре занятости и пространственного распределения информационных технологий.

Наиболее распространенное определение информационного общества обращает внимание на технологические инновации. Ключевая идея этого определения заключается в том, что прорывы в обработке, накоплении и передаче информации привели к тому, что информационные технологии применяются во всех аспектах общественной жизни.

Экономическое определение связано с подразделом экономики, называемым экономика информатизации. Основатель этого направления Фриц Махлап посвятил большую часть своей профессиональной карьеры оценке размера и роста информационной индустрии. Его работа «Производство и распределение знаний в Соединенных Штатах» заложила основы измерению информационного общества в экономических величинах.

Культурное определение информационного общества обращает особое внимание на рост информации в общественном обращении.

Другой популярный признак информационного общества -- изменение в структуре занятости. Согласно этому определению, информационное общество возникает тогда, когда большая часть населения занята в работе, связанной с обработкой информации.

Определение, основанное на пространственном распределении информационных технологий, особое внимание обращает на информационные сети, связывающие различные географические пункты и имеющие последствия для организации времени и пространства. Для этого необходимо наличие четырех элементов. Информация должна занимать центральное место как стратегический ресурс, от которого зависит организация мировой экономики. Компьютерные и коммуникационные технологии предоставляют инфраструктуру, которая позволяет обрабатывать и распространять информацию. Имеется стремительный рост информационного сектора экономики. Растущая информатизация экономики способствует интеграции национальных и региональных экономик. .

Несмотря на многообразие взглядов различных исследователей, все же можно выделить некоторые общие фундаментальные черты информационного общества:

· изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития;

· превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства;

· возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг;

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

· глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.

Таким образом, несмотря на то, что термин «информационное общество» и имеет некоторую эвристическую ценность для исследования черт современного мира, пока еще он слишком неточен и неопределенен. Пока еще отсутствует общепринятый критерий, выделяющий принципиальную новизну этого общества и его отличие от предыдущих. Большинство этих определений оперирует с количественными характеристиками («больше информации»), а не качественными показателями.

Учебные пособия" href="/text/category/uchebnie_posobiya/" rel="bookmark">учебного пособия для студентов СГА

КУРС: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Для студентов Современной Гуманитарной Академии

1487.003.00.05.01;1/

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2005

ТЕМЫ

Концепция постиндустриального общества глазами американских футурологов. Основные черты технотронного общества. Бжезинского. Маршалл Маклюэн о перспективах развития коммуникационных технологий. Волны цивилизаций О. Тоффлера: куда идет человечество. Общество как самодостаточная система. Лумана. Новейший этап человеческой цивилизации в концепции Э. Гидденса. У. Бек об особенностях современной цивилизации. У. Бек: создание теории общества риска. Риски модерна: методологические и социокультурные подходы. Глобальное общество: основные черты и тенденции развития. Постмодерн и потребности нового социологического знания. Гиперреальность в произведениях Ж. Бодрийяра. Глобализация: социальные и политические последствия. Противоречия процесса глобализации . От глобализации до глокализации: основные тенденции развития. Сущность и основные черты информационного общества. Информация в современном обществе. Информационные ресурсы и их роль в развитии общества. Сущность процессов компьютеризации. Роль знания в современных обществах. Развитие процессов виртуализации в современном обществе. Виртуальные миры как попытка моделирования реальных процессов и явлений. Сущность и социальные последствия информатизационной революции. Сущность и социальные последствия компьютерной революции. Информационный комфорт как ценность в современном обществе. Информационные технологии: сущность и тенденции развития. История развития новых информационных технологий . Государственная политика в сфере информации в Европе. Развитие информационных технологий в США. Государственная политика в сфере информации в Японии. Информатизация российского общества: проблемы и перспективы. Основные теоретико-методологические подходы к анализу процесса информатизации. Новые социальные слои в информационном обществе. Новые тенденции в социальной стратификации российского общества. Информатизация: новые возможности и новые риски. Развитие новых информатизационных технологий в России. Национальные информационные ресурсы. Виртуализация общества: формы проявления, социальные последствия. Интернетзависимость как новое социально-психологическое явление. Россия: движение к инновационному обществу. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. Использование информационных технологий в политике: российские реалии. Социокультурная трансформация российского общества под влиянием информационных технологий. Понятие и сущность информационной безопасности . Проблема «утечки мозгов» из России. Формирование информационной среды. Проблема информатизации государственного управления . Социально-психологические проблемы информатизации. Проблема информационной безопасности личности. Информационные войны и их социальные последствия. Проблемы информационного неравенства: социальные последствия. Преодоление информационного неравенства в России: условия, тенденции, перспективы. Использование информационных технологий в образовании. Использование информационных технологий в дистанционном обучении. Изменения в структуре труда под воздействием внедрения новых информационных технологий. Развитие рынка труда в сфере информационных технологий. Основные характеристики рынка информационных услуг. Роль новых информационных технологий в современной политике. Проблемное поле исследований в социологии информатизации. ИТ как фактор формирования новых социальных общностей.

ЛИТЕРАТУРА


1. , Жодзишский преступность и компьютерная безопасность. - М.: Юрид. лит., 1991.

2. Общество риска: На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

3. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Academia, 1999.

4. В тени молчаливого большинства. – Екатеринбург: Ad Marginem, 2000.

5. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995.

6. Вершинин коммуникация в информационном обществе. – СПб.: Эксмо-пресс, 2001.

7. Воронина общество: сущность, черты, проблемы. - М.: ЦАГИ, 1995.

8. национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. - М.: Наука, 1991.

9. Друкер реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. - М.: Бук Чембер Интернэшнл, 1994.

10. Государственная информационная политика: концепции и перспективы. Сб. ст. отв. ред. - М.: РАГНС, 2001.

11. Землянова Коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Можайск-Терра, 1999.

12. Землянова американская Коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Издательство Московского университета, 1995.

13. Иванов общества. – СПб.: Экопсицентр РОСС, 2000.

14. Иванов виртуализации: Современные теории общественных изменений. – СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т, 2002.

15. Информационное общество / Под ред. , - СПб.: СПб ГУ, 1999.

16. Информационная технология, экономика, культура. - М.: Кастельс, 1995.

17. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура. - М.: ГУ ВЭШ, 2000.

18. Колин цивилизация. - М.: ИПИ РАН, 2002.

19. Николаева экономика: тенденции развития за рубежом и в России. – СПб: НИИ химии СПбГУ, 1999.

20. Нисневич и власть. - М.: Мысль, 2000.

21. От книги до Интернета: Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

22. Овчинников надежды: состояние и перспективы политического

Рунета.// Политические исследования, №1, Полис, 2002.

23. Песков в российской политике: утопия и реальность. // Политические исследования, №1, Полис, 2002.

24. Скворцов культура и цельное знание. - М.: ИНИОН РАН, 2001.

25. Соколова информатика (социологические аспекты) - М.: Союз, 1999.

26. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. - М.: АСТ, 2001.

27. Электронный бизнес: эволюция и/или революция: Жизнь и бизнес в эпоху Интернет. - М.: Вильямс, 2001.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ответственный за выпуск

Корректор

Оператор компьютерной верстки

_____________________________________________________________________________

НОУ “Современная Гуманитарная Академия”

Бурное развитие средств массовой коммуникации, в особенности телевидения, создание и широкое распространение персональных компьютеров, построение глобальных информационных сетей, разработка технологий виртуальной реальности и других технологических инноваций, коренным образом изменили жизнь общества, не только выдвинув на передний план информационную деятельность, т.е. деятельность, связанную с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации, но и усложнив и трансформировав реальную действительность. Быстротекучие социальные изменения, вызванные указанными изменениями вызвали к жизни множество футурологических проектов, таких как «постиндустриальное общество», «общество потребления», «информационная магистраль», «общество риска» и др., связанных в той или иной мере со становлением и динамичным развитием «информационного общества».

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ

В современном научном знании отсутствует единая позиция относительно понимания информационного общества. Имеется большое количество подходов, которые в той или иной форме пытаются описать основные черты такого рода этапа развития социума. Для определения информационного общества следует рассмотреть основные характеристики общества как целостной изменчивой системы , компоненты которой находятся в многообразных связях и взаимодействиях.

Системность является основной характеристикой общества как материального образования, в котором функционирует также индивидуальное и общественное сознание. В ходе своей жизни люди формируют самые разнообразные общественные отношения, среди которых наиболее фундаментальными выступают экономические, политикоправовые, социальные и духовные. Общество как система представляет собой также единство различных социальных общностей: этнических или региональных объединений, классов и слоев, социальных групп. Общество - это системная деятельность людей, стремящихся удовлетворить разнообразные потребности и интересы: экономические, политические, правовые, социальные, нравственные, религиозные, эстетические, семейно-бытовые и т.п.

Любая социальная система характеризуется:

  • - наличием цели (существуют цели внешние и внутренние, реалистические и утопические, стратегические и оперативные и др.);
  • - наличием границ , которые могут различаться по протяженности и по степени «прозрачности» или закрытости;
  • - определенной адаптацией к внутренней и внешней среде, что позволяет системе быть более или менее устойчивой и динамичной;
  • - функционированием на основе экономических, политических, социальных и культурных отношений и коммуникативных связей;
  • - управлением и самоуправлением на основе определенного соотношения единоначалия и участия других людей в руководстве;
  • - обязательным присутствием личности, реализующей цели системы, формирующей в ней отношения и коммуникативные связи.

Классическое определение общества гласит о том, что это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как между большими, так и малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая традиции, закона, социальных институтов и т.д. и основывающаяся на определенном способе производства, обмена и потребления материальных и духовных благ .

Понятие «информационное общество» стало частью научного лексикона, прежде всего, благодаря экономическим теориям, в начале 60-х годов в США, в целях объяснения новой роли информации в прогрессивном развитии человечества. Американский экономист Ф. Махлуп в качестве самостоятельной области, наряду с экономической, политической, социальной и духовной сферами, выделил относительно независимую информационную сферу, развитие которой определяется ростом числа информационных взаимодействий и общим потоком информации . Она начинает рассматриваться как доминирующая и определяющая все аспекты жизни прежде всего западного общества.

Несколько иной смысл придавали информационному обществу японские исследователи Ю. Хаяши, и Т. Умесао, полагая в основе информационного общества теорию «информационного взрыва» (экономический сектор Японии в то время действительно развивался имплозивным образом), согласно которой гигантское увеличение информации за короткий срок приводит к качественным изменениям в социуме и прежде всего в его экономической сфере .

Другая позиция в рассмотрении информационного общества была заложена в исследованиях французского ученого С. Нора в котором утверждалось, что кардинальные изменения общества связаны с возникновением и быстрым распространением информационно-коммуникативных технологий, кардинально преобразующих жизнь людей .

Еще одна точка зрения представлена Ф. Уэбстером, который попытался систематизировать все проблемное поле теорий, описывающих информационное общество. Уэбстер связал между собой понятия «общество потребления» и «информационное общество». В современном социуме, который во многом носит черты общества потребления, информация не может не играть значительной роли, поскольку, во- первых, потребители должны знать, что и где они могут потреблять, а во-вторых, в наше индивидуализированное время они заявляют о себе посредством потребления. Оба фактора способствуют распространению информации, первый - поскольку он связан с рекламой и продвижением товаров (информация достигает потребителя), второй - потому что тут работает символическое измерение потребления: люди, пользуясь теми или иными вещами и отношениями, заявляют о самих себе, снова производя информацию .

Важным вопросом является выявление критериев информационного общества, однако, из представленных точек зрения не совсем ясно, что именно понимается под данным термином: если использовать критерий становления информации в качестве отдельной сферы общества , то тогда непонятно как быть с самим явлением информации, которая пронизывает все сферы социальной жизни с момента самого ее возникновения. Не случайно в Евангелии от Иоанна сказано о том, что: «В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было

Бог» (Иоанн 1:1). Таким образом, Логос существовал по словам христианского отца церкви Иоанна Златоуста «прежде всего мыслимого и прежде веков».

Если за основу взять такой критерий как увеличение количества информации, то тогда с таким же успехом, например, китайское или японское общества из-за большого объема потребляемого риса можно назвать рисовыми.

Если применить технологический критерий, то следует утверждать, что ранее жизнь общества основывалась на трудоемких и капиталоемких технологиях: в прединдустриальной эпохе главным производственным ресурсом считалось сырье, а в индустриальной эпохе - энергия, в информационной эпохе хозяйственная деятельность человека в основном связана с разработкой информации, а ее технологическую базу составляют наукоемкие технологии. Данная позиция также не безупречна: ведь каждая новая технология не отменяет предыдущую энергетическая база не уничтожает сырьевую, а информационные технологии не могут реализовываться без энергии.

Если выделить потребительский критерий, то неясно как быть с обществами, где информационный потенциал достаточно высок, но они по той или иной причине (например, духовные стремления, исключающие консюмеристское отношение к жизни) не стали частью всеобщего мира потребления.

Так или иначе проанализированные походы, не являются полностью обоснованными и не лишены серьезных противоречий.

Возникает важный вопрос, почему собственно возникло информационное общество? Идейными источниками появления информационного общества следует считать теоретические взгляды таких мыслителей как Ф. Бэкон, Д. Дидро, Д. Белл, М. Маклюэн.

Английский философ Ф. Бэкон в Новое Время призывал к необходимости создания единой науки о человеке, которая призвана помочь усилить его практическую деятельность по изменению мира на основе опыта. Именно знание побуждает человека к действию: «Знание-сила!» (лат. «Scientia potentia est!»), возможен и другой смысл этого утверждения, в переводе с английского «Knowledge is power!», что может означать и «Знание-власть!». «Тот, кто поймет до конца природу человека, тот почти наверняка может стать кузнецом своего счастья, тот рожден для власти...» - утверждал Бэкон .

В своем утопическом произведении «Новая Атлантида», Бэкон повествует о возможных итогах реализации своего проекта познания. Речь идет о несуществующем тихоокеанском острове Бенсалем, на котором господствует высшая технократическая власть ученых - «Дома Соломона», целью которого «является познание причин и тайных пружин всех вещей и расширение пределов человеческой власти до тех пор, пока все не станет для него возможным» . В делах ученых «Новой Атлантиды» воплотились все мечты гуманистов Нового Времени. На основе технологических достижений (сходных с современными звукозаписью, радио и телевидением) и открытий в физике, химии, механике, медицине, экономике и сельском хозяйстве, они создали социальный мир безоблачного счастья, в котором не только климатические условия и урожай, но и продолжительность и высокое качество жизни зависят от рациональных усилий всех членов общества, владеющих соответствующей информацией.

В условиях становления современного этапа развития информационного общества - общества знания, особенно актуально звучат и слова- предостережения Бэкона, который полагал, что безграничное накопление информации может нести не только благо, но и страшную опасность для человечества: «Знание в руках невежественного и неумелого человека, без преувеличения, становится чудовищем. Знание многогранно и может быть применено по-разному. У него лицо и голос женщины - олицетворение его красоты. У знания есть крылья, потому что научные открытия распространяются очень быстро, невзирая на границы. Острые и цепкие когти нужны ему для того, чтобы аксиомы и аргументы проникли в человеческое сознание и накрепко удерживались в нем так, чтобы от них нельзя было избавиться. И если они неправильно поняты или использованы, они приносят беспокойство и мучения тем или иным путем и в конце концов просто разрывают сознание на куски» .

Французские мыслители Д. Дидро и Ж. Д’Аламбер издавали с 1751 по 1772 гг. «Энциклопедию», реализуя свой грандиозный проект Просвещения. Просветители стремились изменить способы формирования и передачи знания, воспользовавшись изложением информации самыми важными представителями научного сообщества тех времен: философов, физиков, математиков, они создали систематизированный свод знаний в самых разных отраслях человеческой жизнедеятельности и сделали возможным доступ любому человеку к этой информации, минуя все сословные и цеховые барьеры.

Во второй половине XX в. стали происходить кардинальные изменения в сфере научно-технического прогресса, информации и накопления знаний, что было осмыслено в ряде научных концепций.

В своей постиндустриальной концепции Д. Белл полагал, что ранее жизнь общества основывалась на трудоемкой и капиталоемкой деятельности по добыванию и обработке ресурсов: в прединдустриальной эпохе главным производственным ресурсом считалось сырье, а в индустриальной эпохе - энергия. В информационной эпохе хозяйственная деятельность человека в основном связана с разработкой информации, а ее технологическую базу составляют наукоемкие технологии.

Д. Белл разделил историю общества на три стадии: доиндустри- альную, индустриальную и постиндустриальную, главным фактором такого разделения выступает развитие системы управления обществом, прежде всего в сфере экономике.

В доиндустриальной стадии основой общества является сельское хозяйство, церковь и армия выступают его главными институтами.

В индустриальной стадии - промышленность с корпорацией и фирмой во главе. Главными фигурами выступали предприниматель, бизнесмен, руководитель промышленного предприятия.

В постиндустриальной стадии - базисом общественных отношений выступает теоретическое знание, а местом его воспроизводства является - университет. Ведущая роль принадлежит «новым людям» ученым, представителям интеллектуальных технологий и творческой элите, средний класс состоит из инженеров, научных сотрудников и, наконец, «пролетариат умственного труда» - это техники и ассистенты .

Технологической базой информационного общества стало создание персональных компьютеров, а также соответствующих операционных систем интуитивно-графического характера, кардинально упрощающих для пользователя взаимодействие с электронной машиной.

В клипе по мотивам книги-антиутопии Дж. Оруэлла «1984» показана «двухминутка ненависти», в которой диктатор «Большой брат» внушает с огромного экрана собравшимся в зале людям, одетым в одинаковую серую робу, с почтением внимающих своему кумиру: «Сегодня мы празднуем первую годовщину великого дня. День очищения сознания от враждебной информации. Впервые в истории, мы создали Сад Совершенной Идеологии. Место где каждый работник может цвести в безопасности от чужеродных мыслей. Объединение наших мыслей и есть наше оружие, сильнее чем любой флот или армия на этой земле. Мы единый народ, с одной волей, одной целью, одним мотивом. Наши враги должны говорить сами себе, что погибнут и мы будем хоронить их вместе с их никчемным мышлением. Вместе Мы победим!» (рис. 2.1). Внезапно вбегает девушка, одетая в отличие от других в яркую спортивную форму с наушниками плеера в ушах и с огромным молотом в руках, которая бросает его в экран, раздается взрыв и на месте Большого Брата возникает надпись: «24 января Apple Computer представит Macintosh. И вы убедитесь, почему 1984 не станет как «1984» .

Рис. 2.1.

Другими словами новая технология изменит мир таким образом, сделав его более открытым для общения, что в нем отныне будет невозможна тоталитарная власть, унифицирующая и подавляющая людей.

В волновой концепции Э. Тоффлера информационное общество также является итогом развития экономики. Акцент делается на развитии технологии и на культурных изменениях, вызванных этим развитием. Мир формируется своеобразными волнами социально-экономического развития, техника обусловливает тип общества и тип культуры. Прослеживается логика трех «волн».

Сначала была первая волна - «сельскохозяйственная цивилизация» (Китай, Индия, Бенин, Мексика, Греция и Рим), которая пришла на смену «доволновой» культуре охотников и собирателей и в рамках которой складывается система традиционных патриархальных отношений.

Триста лет назад произошел взрыв, разрушивший древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию второй волны (промышленной революции). На Земле воцарилась «индустриальная цивилизация» с характерными отношениями эксплуатации, конвейерной системой образования и корпоративизмом.

Третья волна («информационный взрыв»), несет с собой новые институты, отношения, ценности, огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации .

Э. Тоффлер утверждал, что зарождение постиндустриального общества, является революционным изменением, которое кардинально изменит отношения между людьми и трансформирует их сознание и саму социальную ткань бытия, став для них «шоком будущего» .

Коммуникативная концепция канадского ученого М. Маклюэна базируется на идее, согласно которой двигателем истории является смена технологий, вызванная изменением способа коммуникации. Человеческое восприятие определяется скоростью передачи информации, а сам тип общественного устройства - господствующим типом коммуникации.

Подобно тому как иероглифы были необходимы для древних цивилизаций и, соответственно, преодоления племенной организации общества, алфавит «передал» власть от жрецов военной аристократии, и его воздействие привело к формированию античного мира с его «греческим чудом». Книгопечатание «породило» Реформацию (индивидуализм, национальные языки и национальные государства) и стало прототипом индустриальной революции. Современные средства коммуникации выступают внешними «продолжениями» человека: телевидение расширяет границы зрения, радио - слуха, что ведет к созданию «глобальной деревни» .

По Маклюэну, в середине XX в. осуществился переход общества от книжной «галактики Гутенберга» (по имени изобретателя книгопечатания И. Гутенберга) к электрической галактике Г Апофеозом новой Электрической галактики стало распространение визуальных технологий (кино, телевидение, видео), которые не только трансформировали систему массовых коммуникаций социума, но и изменили идеалы, привычки и поведение человечества, которое оказывается на пороге демократического, «раскрепощенного и беззаботного мира», объединив людей разных национальностей, конфессий и убеждений.

Если культурным символом традиционного общества выступало книгопечатание и печатное слово, то сегодня по мнению испано-американского коммуникатолога М. Касельса, мы являемся свидетелями становления и развития новой галактики - «галактики Интернет» .

Вхождение в обиход электронных средств массовой коммуникации, привело к принципиально новой форме организации текстового пространства в виртуальной среде глобальной сети, где на смену одномерному тексту приходит многомерный электронный гипертекст. Последний основывается на возможности мгновенного перехода от одного объема информации к другому во всех снабженных ссылками точках, причем, наделены подобными ссылками могут быть любые произвольно выбранные места текстов.

Таким образом, следуя мысли Маклюэна, можно утверждать, что развитие общества связано с новыми информационными технологиями, позволяющими экспоненциально расширять чувства человека во вне, прогресс в этом отношении следует от аудиалъного восприятия (устные нарративы), через линейно-письменное (рукопись, печать), к визуальному (кино, видео- и телевидение) и далее к тактильному (виртуальная реальность) и нелинейно-текстовому (структура гиперссылок и письменного контента интернета).

Информационно-коммуникативные предпосылки. Немецкий философ Ю. Хабермас считал, что ведущую роль в развитии общества играют средства массовой информации. СМИ могут быть окном в мир, расширяющим наше видение и позволяющим нам лицезреть происходящее собственными глазами, без постороннего вмешательства или предвзятости.

Но все чаще их называют интерпретатором реальности, с различной степенью объективности объясняющим и растолковывающим разрозненные и непонятные события, происходящие в современном мире, а также ширмой, барьером, скрывающим правду в целях пропаганды или увода от этой самой реальности.

Информация представляет собой один из наиболее значимых и в то же время загадочных феноменов окружающего нас мира. Первоначально термин «информация» использовался для обозначения сведений о чем-либо, которые получали или передавали люди. Информация была по своему значению равна сообщению и в этой связи по-сути отождествлялась с коммуникацией.

Попытки осмыслить сущность этого явления предпринимались многими учеными на протяжении нескольких десятилетий, начиная с середины 20-го века. Однако общепризнанных представлений о концептуальной природе информации в научной среде до сих пор не еще выработано.

В ранних философских определениях информации, как категории, понятия, свойства материального мира господствовал субъективизм, согласно которому информация является проекцией самого человека на окружающий его мир (Дж. Беркли, Д. Юм).

В настоящее время среди множества подходов к выявлению сути информации ведущие позиции занимают три из них, которые могут быть обозначены как онтологический (материалистический), функционалистский (идеалистический) и деятельностный.

Онтологический подход видит в информации физический феномен и подчеркивает взаимосвязь между информацией и свойством материи - отражением. Так, по словам В.И. Ленина: «вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением - свойством отражения» . Информация нематериальна, как и все свойства материи и представляет собой формализованное отражение объективной реальности в ее распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности. Информация - свойство материи и отражает ее свойства (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путем взаимодействия. Отсюда информация принадлежит объективной действительности в качестве естественного явления материального мира или неотъемлемой функции всех высокоорганизованных материальных систем, включая общество и отдельного человека. Информация существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия. Множество состояний материальной системы и всех ее подсистем представляет информацию о системе.

В.Г. Афанасьев считает, что информация «представляет собой сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех ее других формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлечены в орбиту общественной жизни» . Другими словами под информацией следует понимать весь комплекс знаний, весь контент имеющихся сведений которые могут быть переданы или получены в результате общения-коммуникации.

Другой подход - функционалистский, указывает на нематериальный характер информации. Так, «отец кибернетики», математик Н. Винер утверждал, что информация есть информация, а не материя и не энергия. Из этого определения вытекает, что информация - не существующий реально объект, а умственная абстракция, то есть созданная человеческим разумом фикция. «Информация - это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств» . Таким образом, информация, есть искусственно создаваемая конструкция, которая может быть использована для достижения сугубо утилитарных практических целей.

Третий подход - деятельностный, рассматривает информацию как обмен сведениями между людьми . Информация - объективное свойство материальных объектов и явлений порождать многообразие состояний, которые посредством фундаментальных взаимодействий материи передаются от одного объекта (процесса) другому и запечатлеваются в его структуре. Информация - это совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему, с целью ее изменения и оптимизации.

Большинство философов сегодня придерживаются онтологической позиции, согласно которой информация существует независимо от нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула. Различие между указанными подходами, одинаково имеющими право на существование, позволяет понять характер, возможности, способы бытия информации и ее значение в современном мире.

Рассмотрим некоторые признаки информационного общества, среди которых могут быть обозначены как позитивные, так и негативные характеристики:

  • - увеличение роли информации и знания в жизни общества и появление фрагментарного мышления и клипового сознания;
  • - доминирование доли информационных коммуникаций, товаров и обслуживания и появление виртуальной экономики;
  • - доступ к необходимой информации для каждого члена общества и в то же время отчуждение от наиболее необходимой (информационный шум) части общества;
  • - способность общества производить и СМИ распространять жизненно необходимую для него информацию и манипуляция общественным сознанием с помощью массмедиа;
  • - развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных, хозяйствующих сетей и виртуального насилия;
  • - создание глобального информационного пространства, в котором будет обеспечена эффективная информационная взаимосвязь и утеряна ценностная идентичность.

В настоящее время имеется несколько парадигмальных подходов к информационному обществу: постиндустриальный, неомарксистский, синергетический, постмодернистский, тектурный, сетевой, пространственный, когнитивный (рис. 2.2).

Постиндустриальная парадигма разрабатывалась американскими социологами и футурологами Д. Беллом и Э. Тоффлером.

Основными идеями являются убеждения в том, что:

  • - технология - главный двигатель социальной динамики;
  • - новые информационные технологии - признак рождения информационного общества;
  • - объем технологических новаций должен привести к социальному переустройству, значительно улучшающему жизнь людей;
  • - компьютерные технологии стали для информационного века тем же, чем была механизация для промышленной революции;
  • - появление символических аналитиков (или символических манипуляторов) - политиков, интеллектуалов, медиаактивистов, готовых вести за собой в то будущее, где адаптивность и постоянное переобучение являются нормой, обладающие информационными возможностями, которые позволяют им достичь власти.

В неомарксистской парадигме Г. Шиллером утверждается, что информация и коммуникация - лишь основные составляющие нового этапа развития капиталистической формации - технокапитализма.

Нужно только спросить, кому эти технологии выгодны и в чьих руках сохраняется контроль над их применением (информация превращается в товар, и ее получение все чаще будет возможно только на коммерческих основаниях; распространение информации, доступ к ней и право ее создавать осуществляется на основе классового неравенства ; характер современного капитализма определяют корпорации, которые развивают информационные технологии в интересах частного бизнеса, а не в интересах общества в целом).


Рис. 2.2.

В информационном обществе более интенсивно, чем в индустриальном обществе, происходит распадение социума на два класса. Это по Шиллеру класс интеллектуалов (информационных богачей), носителей знаний и класс тех, кто не входит в новую информационную экономику (информационных бедняков) . Данная ситуация характеризуется как «цифровое неравенство» {англ, digital divide ).

В синергетической парадигме Г. Хакена и И.Р. Пригожина информация связана с функционированием самоорганизующихся (синергетических) систем. На основе принципов самоорганизации объясняется возникновение порядка из хаоса, а также переход от одного уровня организации сложной системы к другому.

В синергетике мерой неорганизованности выступает понятие «энтропия» (от греч. еШгорга - превращение), а мера организованности - понятия «негэнтропия» или «информация». Именно информация упорядочивает систему и противостоит ее саморазрушению.

Процессы возникновения и развития упорядоченных пространственно-временных структур могут происходить спонтанно вблизи особых точек бифуркации, в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым.

Сложная система под воздействием самых незначительных воздействий (флуктуаций) в точке бифуркации может резко изменить свое состояние (эффект бабочки). Потмнению представителей синергетической парадигмы дальнейшее развитие общества, коллективной памяти и знаний, рост сложности социальных связей и взаимодействий должен привести к состоянию бифуркации, следствием которой будет возникновение нового качества - информационного общества с присущим ему Коллективным Разумом .

Постмодернистская парадигма (Ж. Бодрийяр, Д. Джеймисон) определяет информационное общество как реконструкцию структур традиционного общества, которая приводит к децентрализованное™ социальных структур, разрушению иерархической системы ценностей, разрушению социальных связей. Информация, по превращается в экс- формацию т.е. разрушительную эксплозивную субстанцию взрывающую социум. Формой хранения информации является «симулякр» как модель (копия копии) реального объекта или события. Современный человек теряет связь с реальным миром, живя среди моделей-симуля- кров. В результате противоположность настоящего и искусственного исчезает .

В информационную эпоху технологическое развитие привело к тому, что внимание ученых переключилось с целей на средства. Не поиск истины, а решение статусных проблем, борьба за финансирование определяют развитие науки. Выбор ценностей зависит от воли случая («шведский стол»), что стирает все критерии в различии прекрасного и безобразного, истинного и ложного, доброго и злого.

В своей тектурной парадигме В.А. Кутырев заявляет, что информационное общество поглощает естественное искусственным, превращаясь в текту (от лат. tegere - покрывать). Идет процесс усиления отчуждения человека, дегуманизации общественных отношений, культивируется засилье постмодернистских ценностей. «Не Бог и не человек»... - это и есть искомый обитатель мира, возникающий после смерти Homo sapiens как исторического природно-социального существа. Вполне законно в таком случае считать его постчеловеком. Постчеловеческий мир теряет естественное измерение, исчезает даже искусственная, но предметная среда, вытесняемая экранами, бесплотными знаками и информацией - искусственным, виртуальной субстанцией.

Для выживания человечества необходимо бороться с машинной экспансией, отстаивать нишу для человека и понимающего сознания. Сопротивляться! А что мы видим: жертвы прогресса за доблесть считают, что бегут впереди его паровоза, радостно крича сначала о «расчеловечивании», а потом «усовершенствовании», другими словами, киборгизации человека. Как будто за чем-то тут можно угнаться. Клялись гуманизмом, без сомнений и печали отказались от него и стали транс- гуманистами .

Сетевая парадигма (М. Кастельс) указывает на то, что общественные отношения сегодня оказываются организованными по принципу сетей, где каждый субъект находится во взаимосвязи с другими. Прежде основу сообщества составляла привязанность человека к месту жительства и работы, сегодня - ослабление этой привязанности и переход к более слабым экстерриториальным социальным связям. Люди утрачивают связи с локальными сообществами в силу того, что они реализуют личные потребности, опираясь на эти новые возможности - сетевой индивидуализм (персонализируемое сообщество).

Кастельс разработал принцип сетей, согласно которому каждый индивид объединен с другими системой, включающей огромное количество связей «миллион незримых нитей», люди стремительно утрачивают традиционную привязку к месту жительства, работе, переходя к «сетевому индивидуализму» и становясь частью глобальных сетевых структур .

Кастельс предостерегал, что становление сетевого общества может привести и к расколу коммуникаций, который может характеризоваться каммерциализацией информации, фрагментированностыо и разобщением между людьми и навязыванием им ложных образов. Кастельс связывает сетевое общество с процессами глобализации и предлагает новые термины, связанные с воплощением этого явления: «пространство потоков» (англ, space of flows) означает освобождение от физических координат предметов и зависимость элементов конструкции социального мира от потока электронных сигналов. Нод «бесконечным временем » (англ, timeless time ) понимается как отказ от линейной фиксации последовательности событий и может быть представлено через совокупность информации и мгновенное переформатирование коммуникаций в зависимости от возникающих вызовов .

Технологией, которой сетевое общество обязано своим существованием является информационная супермагистраль (англ. Information Highway ) - представляющая собой целостную структуру развернутых сетей передачи данных, позволяющих практически любому пользователю почти мгновенно связаться с любым другим вне зависимости от их местоположения .

Сетевое общество, формирует в глобальном масштабе социальную структуру, которая характеризуется не информацией или знаниями, а изменением направления их использования, в результате чего главную роль в жизни людей обретают глобальные, сетевые структуры, вытесняющие прежние формы личной и вещной зависимости.

Пространственная парадигма. П. Бурдье понимал общество как социальное пространство, которое «представляет собой совокупность агентов, наделенных различными и систематически взаимосвязанными свойствами...». Вместе с тем социальное пространство - это связи и взаимодействия, которые устанавливаются между людьми (агентами) и социальными группами.

Социальное пространство конституируется ансамблем подпространств (полей) как систем объективных связей между различными позициями. Имеются различные поля: экономическое, политическое, религиозное и др.

Структура социального пространства и подпространств (полей) включает в себя три группы капитала: экономический, культурный и социальный. Экономический капитал - это ресурсы экономической природы (товары и деньги). Культурный капитал - это ресурсы культурной природы (образование и культурный уровень). Социальный капитал - это ресурсы, принадлежности к социальной общности (связи, которыми можно воспользоваться индивиду через ее членов). Отсюда у Бурдье следует постановка проблемы власти над капиталом, что означает то же самое, что и власть над социальным пространством.

Символический (интеллектуальный капитал) описывает уникальную ситуацию, при которой бедный, но образованный, может повлиять на богатого, но некомпетентного то ли в качестве его советника, то ли в ранге государственного чиновника, то ли в одежде священника или судьи. Власть денег и власть знаний эквивалентны по своим возможностям, а кто из них кого победит, зависит от конкретного общества и стадии исторического развития. Обладание властью, капиталом, образованием создают для людей неравные возможности добиться успеха .

Особое место в современном обществе занимают «поля журналистики» и «поля СМИ», подчеркивая возможность возникновения на этой основе феномена «медиатизации реальности».

Социальное пространство, становящееся все более интегрированным на основе носителей сообщений, обретает свойства коммуници- руемости, это и проницаемость пространства социума для носителей коммуникации, социальных технологий, и в то же время это обретение каждой социальной единицей (вплоть до конкретного человека) способности «вещать» о себе, заявлять о своем существовании. В способности коммуницировать носитель информации все более проявляет себя как ее мультипликатор, бесконечно увеличивающий мощь воздействия посредством дискурсивных практик, идеологий, символических форм, гипертекстов и непосредственной коммуникации на другие объекты и на себя самого.

Когнитивная парадигма (П. Друкер). В «пост-капиталистическом обществе», знания становятся производительным ресурсом личности, общества, государства, человечества в целом. Они начинают превышать по масштабам многие другие традиционные ресурсы: людские, природные, материальные и даже капитал.

Общество знания стремится к преодолению сложившихся противоречий информационного общества: опасностям «цифрового разрыва», и усугубляющегося дисбаланса информации и знаний, защите свободы выражения мнений, опасности тотального наблюдения и контроля, угрозе манипулирования информацией с политическими целями и т.д.

На основе когнитивной парадигмы выстраивается очередной этап развития информационного общества - общества знаний.

Основные черты общества знаний

  • - преобладающая роль нематериального труда;
  • - пересмотр категории времени как критерия измерения и стоимости труда;
  • - труд выходит за отведенные ему пределы «рабочего времени», он теперь завязан на все время жизни;
  • - живой труд становится языковым и коммуникационным в значительной, если не в преобладающей степени;
  • - стремление интеллектуальной и нематериальной рабочей силы к автономии от капиталистического контроля (создание автономных зон).

ООН в начале 2000-х годов в деятельности своего подразделения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) предприняла серьезные усилия по продвижению общества знаний в качестве модели развития человечества. В этих целях ЮНЕСКО привлекла целый ряд известных интеллектуалов со всего мира, которые создали Всемирный доклад «К обществам знаний» в 2005 г.

Агеева, Аль-Халил, Юсипов фжб-11

В настоящий период любые рассуждения о построении информационного общества в стране необходимо начинать с анализа кризисной ситуации в отечественной информационной сфере, неразрывно связанной с общим спадом деловой активности.

В аудиовизуальном, наиболее развитом и важном, с политической точки зрения, секторе происходит снижение доходов от размещения рекламы, соответственно программы развития коммерческих каналов замораживаются. Перспективы развития платного телевидения и сопутствующая специализация каналов вещания отдаляются на неопределенный срок. Замена спутников связи космической группировки и соответствующее развитие спутникового вещания, в том числе и его современных видов, требует долгосрочных вложений. У государства средств нет, инвестиции частного сектора и иностранных инвесторов на этот рынок в ближайшее время не пойдут.

Телекоммуникационная инфраструктура, существенно развившаяся за последние несколько лет, видимо, и дальше будет прогрессировать, но менее быстрыми темпами.

С другой стороны, происходит заметная унификация массового сознания поскольку люди "потребляют" практически одновременно одни и те же новости, идет массированная пропаганда образа жизни, присущего западной, техногенной цивилизации, в различных странах рекламируются одни и те же группы товаров. Особенно сильно этот механизм “глобализации массового сознания” воздействует на молодежь. Соответственно через пару десятилетий вырастет поколение людей, разделяющих гораздо больше стереотипов сознания, чем их предшественники.

Технологический детерминизм как концептуальная основа для информационного общества привлекателен простотой и понятностью объяснения исторического процесса. Однако он опасен тем, что им порождаются утопии и иллюзии по поводу осуществимости технологических проектов. Законы экономики, политики, социальной психологии вносят свои существенные коррективы в первоначальное видение информационного общества как “технотронного” общества. То, что технически реализуемо, далеко не всегда экономически выполнимо, социально приемлемо и политически оправдано. Эту особенность необходимо иметь в виду при разработке концепции построения информационного общества в стране. Для того чтобы идея информационного общества оказалась востребованной в социальном плане, она должна быть включена в сферу политики. Привлекательность концепции информационного общества для политиков состоит в том, что она рисует перспективу развития человечества под новым углом зрения.

Технологическая “интервенция” позволила странам Юго-Восточной Азии в кратчайшие сроки создать у себя современную высокотехнологичную промышленность, войти в число мировых индустриальных лидеров. Внедрение новейших технологий - наиболее короткий путь в клуб развитых стран.

ИТТ (информационные технологии и телекоммуникации), с одной стороны, увеличивают возможности человека получать престижную и высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный досуг и мир развлечений, быть в курсе основных мировых и локальных событий. Однако эти возможности открыты сегодня далеко не для всех. Уже сложившаяся имущественная, культурная, социальная поляризация общества может “обогатиться” еще одним разделением людей на имеющих и не имеющих информацию, доступ к ней, умение работать с новыми технологиями. Чтобы не допустить опасного разрыва, необходимы скоординированные усилия на государственном и международном уровнях в направлении ликвидации компьютерной неграмотности. Дистанционное образование с помощью ИТТ для многих стран единственный шанс подготовить кадры для информационной экономики следующего столетия.

Рассматривая социальный аспект информатизации общества, мы сталкиваемся с рядом проблем, не имеющих на сегодня однозначного решения. По нашему мнению можно выделить три таких основных проблемы.

Первой их них является проблема занятости населения в связи с информатизацией общества. На сегодня наблюдается явный дисбаланс: скорость сокращения традиционных видов деятельности больше скорости создания рабочих мест, создаваемых под воздействием информационной технологии.

Второй является проблема взаимодействия процесса демократизации общества и защиты тайны жизни личности. Не приведет ли информационная прозрачность общества к тотальному информационному контролю над личностью? К этому приплюсовываются угрозы манипуляции сознанием граждан при помощи информационных средств

Наконец, третья проблема также не имеющего на сегодня однозначного решения - это определение путей преодоления противоречий между национальными интересами и интересами конгломератов сетевого общества, имеющим наднациональный характер. Это противоречие глобального порядка – оно пронизывает не только сферу экономики и политики, но и область культуры, о чем речь впереди и связано с процессами глобализации и, в частности, с формированием сетевых структур.

Само название “информационное общество” впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Более формализованное определение информационному обществу дает социология. В истории своего развития человеческая цивилизация прошла через несколько социально-экономических стадий:

Аграрное общество;

Индустриальное общество;

Постиндустриальное общество.

Следующая стадия развития должна называться “информационное общество”.

Социально-экономическим критерием, определяющим стадию общественного развития, является распределение трудовой занятости населения. На этапе аграрного общества более половины населения занято в сельском хозяйстве; в индустриальном обществе большая часть населения работает в промышленности; если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития. По такому критерию стадия информационного общества наступает при условии, что более половины населения занято в сфере информационно-интеллектуального производства и услуг.

Социально-экономический критерий не является единственным. Интересный критерий предложил академик А.П. Ершов: о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи . За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза ѕ при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу “каждый с каждым”. На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.

Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы ѕ к 2030–2040 годам.

Вхождение России в информационное общество имеет свои особенности, связанные с современным этапом ее развития. В России имеется ряд объективных предпосылок к переходу в состояние информационного общества. Среди них: быстрое развитие материальной базы информационной сферы, информатизация многих отраслей производства и управления, активное вхождение в мировое сообщество, подготовленность общественного сознания и др. Важно, что движение России к информационному обществу реализуется государством как стратегическая, приоритетная цель, достижению которой способствует достаточно высокий кадровый и научно-технический потенциал России.

Тенденции в развитии информационного общества

Изменение структуры экономики и структуры труда

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.

Вторая половина ХХ века благодаря информатизации сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют “белые воротнички” ѕ люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности - 20%, в сфере обслуживания - 30%, и 48% населения было занято в информационной сфере.

Информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления. В станкостроительной отрасли в США в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г. осталось 14 тыс. человек. Это произошло за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

Еще одна характерная черта в этой сфере - появление развитого рынка информационных продуктов и услуг.

Развитие и масовое использование информационных и коммуникационных технологий

В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий . В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.

Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины ХХ века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшими этапами на пути в информационное общество стали:

· создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;

· появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

· выработка единых правил поведения в сетях и поиска в них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание Интернета . Сегодня Интернет представляет собой колоссальную и быстро растущую систему, число пользователей которой к началу 2007 г. превысило 1 миллиард человек. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся.

Скорость роста числа пользователей сети достаточно устойчиво составляет около 20% в год. Первое место по количеству пользователей Интернета занимают США - примерно 200 миллионов американцев подключены к глобальной Сети (все данные на начало 2007 г.). На втором и третьем местах - Китай и Япония с 111 и 87 миллионами пользователей соответственно. В России количество подключенных к Интернету составляет 21,8 миллиона человек, что на 17,5 процента больше, чем в предшествующем году. Этот показатель позволил России занять 11-е место в рейтинге самых интернетизированных стран. Следует, однако, учитывать, что “подключенный” не означает “регулярно пользующийся”; в статистике такого рода во всем мире есть трудности интерпретации данных.

По некоторым показателям, связанным с Интернетом, наша страна находится в лидерах. Так, по числу пользователей оптоволоконными сетями Россия стоит на первом месте в Европе. Это объясняется тем, что при относительно позднем начале массовой интернетизации российским провайдерам было проще развивать новые и технологически более совершенные каналы доступа к Сети, чем модернизировать существующие.

Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий , т.е. вместо того, чтобы для решения каждой задачи создавать собственную технологию, разрабатывают мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Пример тому ѕ офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий ѕ от простейшего набора текста до создания достаточно специализированных программ (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способствует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, мультипроектора, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

Совершенствование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони, устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации которого сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и оперативные данные ѕ например, о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т.д.

Преодоление информационного кризиса

Информационный кризис ѕ явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке за приемлемое время. Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале ХХ века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к концу XX века - уже каждые 5 лет, и это, судя по всему, не предел.

Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается, что проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис , проявляющийся в следующем:

· информационный поток превосходит возможности человека по восприятию и переработке информации;

· возникает большое количество избыточной информации (так называемый “информационный шум”), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

· укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная, так что должна решаться усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Свобода доступа к информации и свобода ее распростронения

Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор для информационных обменов. Без свободы доступа к информации информационное общество невозможно. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения ѕ обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.

Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.

Вместе с тем проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая информация государственной, корпоративной или личной значимости должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация имеют секреты, жизненно важные для их существования. Не должно быть свободы для распространения информации, пропагандирующей насилие и иные, неприемлемые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежных ограничений является непростой задачей.

Рост информационной культуры

Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.

Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу. Одной из важных задач курса информатики является выработка элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания.

Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т.д.

Существенный элемент информационной культуры ѕ владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак члена информационного общества.

Изменения в сфере образования

Большие изменения происходят по мере продвижения к информационному обществу в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием, ѕ сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты.

Однако проблемы выстраивания системы образования в информационном обществе не сводятся к технологиям. В силу своего динамизма это общество потребует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. В связи с этим даже возникло новое понятие: “принцип пожизненного повышения квалификации”. Экономически развитые страны уже сегодня встали на путь создания системы непрерывного образования, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнительного образования (иногда и неформального) и т.д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу.

Изменение уклада жизни людей

Формирование информационного общества существенно отражается на повседневной жизни людей. По уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими. Так, массовое внедрение телевидения в 60–70-х годах ХХ века существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, появилось больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.

Рассмотрим отдельные составляющие уклада жизни, анализируя то, что уже состоялось, и то, что нарождается в наше время.

Работа. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас до 10% работающих могут выполнять свою работу, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости, не связанной с регулярным приходом в офис.

Учеба. В ряде стран увеличивается число детей, не посещающих школу, а обучающихся на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций. Если эта тенденция будет развиваться, то школе грозит самая серьезная опасность со времен ее становления в виде массового общественного института. Если же учесть, что школа не только обучает, но и прививает детям навыки социализации, общественного поведения, то подобное развитие вызывает определенное беспокойство.

Досуговая деятельность меняется на наших глазах. Компьютерные игры, уже занимающие у части людей заметное время, трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров. Растет время, затрачиваемое на “хождение” по Интернету без определенной цели, а также на так называемый “чат”, с не слишком осмысленным обменом сообщениями. Вместе с тем реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным музеям и т.д. Как уже говорилось выше, информационная культура ѕ лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется в первую очередь общей культурой конкретного человека.

Недавнее достижение интернет-технологий - поход за покупками реальных товаров в виртуальный интернет-магазин - уже начинает заметно сказываться на системе торговли.

Жилище человекаимеет тенденцию к все большей “информатизации”. Уже сдаются в эксплуатацию дома, в которые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, телевидение, охранная и пожарная сигнализации и т.д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, включая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т.д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, включая бытовую технику и системы жизнеобеспечения, помогать обитателю квартиры жить максимально комфортно. Такой дом называется “умным”.

Поскольку для многих людей автомобиль стал продолжением среды обитания, появление “умных автомобилей” также важно. Такой автомобиль, кроме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоянно связан с городскими информационными службами, подсказывающими наиболее оптимальный на настоящий момент маршрут (с учетом занятости трасс). Кроме того, “умный” автомобиль связан с “умным домом” своего хозяина и из него можно этим домом управлять.

Опасности информационного общества

Восхищаясь возможностями, которые несет информационное общество, не следует забывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит и которые уже проявляются.

Следует понимать, что понятие “информационное общество” не лежит в том же круге понятий, которые связаны с понятиями “капитализм”, “социализм” и пр., т.е. не указывает напрямую на характер отношений собственности и экономический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.

Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:

· реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

· опасность все возрастающего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

· проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;

· проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

· столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудноразличимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные психологические проблемы;

· переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и тем самым усилить социальную напряженность;

· сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному социальному недугу - массовой безработице.

Крайним проявлением негативных последствий перехода к информационному обществу являются так называемые “информационные войны ”. Этот термин трактуется как открытое или скрытое информационное воздействие государственных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения в таких войнах будут информационные инфраструктуры и психология противника.

Под информационной войной понимается комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство. В принципе это воздействие должно еще в мирное время приводить к принятию благоприятных (для стороны - инициатора информационного давления) решений, а в ходе конфликта полностью парализовать функционирование инфраструктуры управления противника. Информационное противоборство, предшествующее информационной войне, реализуется путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры. На определенном этапе информационная война может перейти в обычную, с применением традиционных видов оружия для подавления ослабленного противника. К сожалению, примеры состоявшихся информационных войн уже есть.