Информационно- образовательная среда как средство и условие достижения новых образовательных результатов (из опыта работы) Марина Леонидовна Тарасова, - презентация. Новая образовательная среда Новая образовательная среда границы школы

Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.

Все сходятся на трёх важных постулатах:

– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. (Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).

Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.

Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).

По определению, среда – это сложная система компонентов, которая включает в себя ряд подсистем:

  1. Материально
- техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
  • Организационную
  • подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
  • Социально-психологическую подсистему
  • . В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
  • Технологическую подсистему
  • , состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
  • Управленческую подсистему
  • . В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
  • Эстетическую подсистему
  • . Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

    Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.

    Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.

    Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.

    Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.

    Образовательная среда в целом и отдельные ее компоненты стали объектом диагностики с привлечением такого достаточно традиционного для школы метода как анкетный опрос. Его использование позволяет обратиться к главному субъекту школьной жизни – нашему ученику, оттолкнуться при принятии управленческих решений от искреннего (залогом этому является методика опроса), непредвзятого мнения об окружающей его школьной среде. Опрос дает возможность собрать большое количество информации (принимают участие все присутствующие ученики), обработать ее и сравнить результаты, полученные в разных классах и в разное время. Анкетный опрос позволяет дифференцировать ответы учащихся и выяснить их отношение к компонентам образовательной среды. Для проведения опроса в Гимназии была создана Анкета подростка “Я, мои друзья и школа” (

    V – XI класс) (Рис. 2, Приложение 1 ). Данные мониторинга заносятся в Паспорт класса и позволяют классному руководителю использовать этот показатель для анализа. Ограничением для использования анкеты является только возраст. Младшие школьники, ученики пятого класса сталкиваются с трудностями в процессе дифференциации своего отношения. Поэтому в начальных классах применяют другие методики: Анкета школьника (I – IV класс) (Рис. 3, Приложение 2 ). Паспорт класса, разработанный аналитико – диагностическим центром нашей Гимназии – важная составная часть технологии по изучению образовательной среды.

    Рисунок 2

    Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.

    Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).

    Список использованной литературы

    Законы и иные нормативные акты.

    1. Конституция РФ
    2. Закон об образовании РФ. М.: Инфра-М, 2000.
    3. Конвенция о правах ребенка. М.: Ось-89, 1999.
    4. Семейный кодекс. М.: Текст, 2001.
    5. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года.
    6. Национальная доктрина образования.

    Справочные материалы.

    1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Слово, 1998.
    2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.
    3. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
    4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000-1999.
    5. Словарь по этике./Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983.
    6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984.
    7. Виноградова М.В. Управление социализацией подростков в средней школе. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2003.

    Педагогические науки/4.Стратегические направления
    реформирова­ния системы образования

    Канд. пед. наук Панкратова О.П.

    Ставропольский государственный университет, Россия

    НАПРАВЛЕНИЕ НА НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ

    Основной задачей современного образования является развитие и саморазвитие человека как личности. Цель образования в современном обществе – дать человеку знания и умения, которые позволят ему пользоваться материальными и духовными продуктами общества, средствами информации, массовой коммуникации, грамотно ориентироваться в окружающем мире, стать конкурентоспособной личностью, востребованной на рынке труда, т.е. профессионалом в выбранной сфере деятельности. Другими словами, в процессе обучения каждый человек должен достичь определенного результата.

    Результат образования в его в традиционном понимании подразумевает наличие у обучаемого определенного уровняв сфере академических достижений и предполагает наличие некоторого багажа знаний. Эти достижения могут быть выявлены по средствам экзаменационных проверок и тестирования. Однако только при таком подходе сложно достигнуть нового качества образования, так как традиционные цели образования и традиционное понимание сущности образовательных результатов стали все в меньшей степени соответствовать новым социальным требованиям, ключевыми из которых являются:

    • обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменение потребностей экономики и нового общественного устройства;
    • необходимость подготовки российских школьников и студентов к вступлению в глобальную динамичную конкурентную экономику, основанную на информационных технологиях и знаниях;
    • усиление внимания к формированию прикладных умений у обучающихся, что требует существенного изменения учебных материалов, методик преподавания и методов оценки качества образования.

    Названные процессы (новые ценности, иные формы организации общества, необходимость удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения и др.) требуют модернизации системы образования, необходимость которой диктуется изменениями социальной и экономической стратегии России, динамикой рынка труда и образовательными запросами молодежи. Для осуществления модернизации в высшем образовании несколько лет реализуется закон РФ о переходе на многоуровневое профессиональное образование , а с 2011 года осуществлен переход к стандартам третьего поколения, которые ориентированы на компетентностный подход в подготовке специалистов. Изменение качества обучения является одним из центральных направлений комплексной программы модернизации и общего образования . В соответствии с этой программой образование необходимо ориентировать на достижение новых результатов . Таким образом, главной особенностью современного образования, как высшего, так и общего, условием достижения нового его качества являются новые образовательные результаты , в контексте которых происходит смещение парадигмы образования с обучения индивида на развитие и становление личности.

    Обучение– это процесс передачи объекту системы знаний и усвоение этих знаний, умений, навыков деятельности в какой-либо области. Но этого для современного общества недостаточно. Образованный человек должен развиваться в течение всей жизни, переходить из одного состояния в другое, более совершенное, приобретать новые компетенции, изменяться, выступать как мыслитель, создатель, конструктор. А это значит, что развитие является более сложным процессом и в обязательной степени предполагает внутреннюю мотивацию человека к изменению, что связано со сложной системой переформатирования взаимосвязей, и требует больше времени.

    Таким образом, в качестве главного направления определим ориентацию всего процесса обучения на результат (новый образовательный результат ), а среди характерных черт новой парадигмы образования назовем:

    · системный подход , как к содержанию, так и к применяемым технологиям и методам обучения, что позволит учесть не только текущие планы по формированию профессиональных качеств личности обучаемых, но и выстроить стратегию на их дальнейшее обучение и развитие, а так же прогнозировать перспективы развития их профессионального роста и, тем самым, формировать кадровые резервы государства;

    · технологичность обучения : основой и неотъемлемым компонентом современной системы обучения является информационная образовательная среда, предоставляющая в качестве средств обучения информационные и коммуникационные технологии;

    · конструктивизм обучения : это означает, что участник не просто получает в процессе обучения определенный объем знаний и навыков, но и активно конструирует новые знания на основе собственного опыта, встраивает эти знания и навыки в свою модель мира, и создает свое собственное его понимание.

    В стандартах высшего профессионального образования образовательные результаты определяются, как демонстрируемые студентом (выпускником) по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций. Компетенция выражена, как динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы .

    Для того чтобы достичь поставленной цели образования- нового образовательного результата - необходимо разработать технологию проектирования этого результата, которая предполагает наличие новых видов деятельности, как со стороны обучаемых, так и со стороны обучающих. В свою очередь это инициирует необходимость разработки новой системы методов, форм, средств, технологий обучения, для реализации которых необходима некая среда. Ряд научных исследований (С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов, Е.С. Полат, В.В. Рубцов и др.) свидетельствует о том, что современные образовательные результаты могут быть полноценно сформированы только в информационной образовательной среде , так как она обладает необходимым дидактическим потенциалом, является технологической основой и неотъемлемым компонентом современной системы обучения, инициирует изменение всей педагогической системы вуза и выступает как основное условие достижения нового образовательного результата.

    Итак, анализируя выше сказанное, делаем вывод: современные результаты образования должны трактоваться на уровнях бакалавра/специалиста/магистра, с точки зрения компетентностного подхода и их достижение возможно в условиях информационной образовательной среды (рис. 1), качественными характеристиками которой являются: целостность, универсальность, открытость, гибкость, демократичность, доступность деятельностная и социокультурная основа, ориентация средына самообразование, профессиональная направленность среды и др.

    Перечисленные характеристики информационной образовательной среды отражают взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование человека, играют ведущую роль в модернизации качества профессиональной подготовки студентов, становлении и развитии у них новых современных базовых знаний, умений навыков и компетенций, т.е. нового образовательного результата.


    Рис. 1. Схема достижения новых образовательных результатов в информационной образовательной среде

    Литература:

    1.Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.

    Новая образовательная среда, ориентированная на востребованные современным обществом образовательные результаты.

    Такой популярных специалистов в области педагогики термин, как «образовательная среда» совсем молод. Большую популярность он начал приобретать в нашей стране в начале 2000-х гг. Однако среди тех, кто склоняется к дальнейшей модернизации и развитию этой среды, есть те, кто постоянно указывает на промахи педагогических кадров и на отсутствие у учащихся современной школы востребованных, реальных знаний.

    В духе данного положения процесс модернизации образовательной среды достиг огромных масштабов. Вот только со всеми инновациями зачастую не видно самого простого «а что из себя должна представлять новая образовательная среда? На что учителя должны ориентировать современных школьников?

    Многие родители придерживаются принципа, что школа должна давать образование и воспитывать. Но вот только как можно заставить ребенка учиться если он сам этого не хочет. Если обратиться к мнению большинства современных школьников, то они ответят, что во многим их все устраивает, вот только надо добавить… И далее следует целый список того чего они хотят.

    Но все-таки, в условиях современной образовательной среды учиться становиться интереснее, открываются все новые и новые возможности для получения тех знаний, которые востребованы в современном обществе. Вопрос только в том, что современные учащиеся не хотят сами воспринимать, искать собственные пути решения, предлагать свои точки зрения. Им наиболее удобен вариант получения готовой информации, которую большинство из них не хотят применять на практике. А большинство родителей встают слепо на защиту своего чада, что нагрузку надо сделать меньше, раньше учили лучше. При этом совершенно забывая о том, что возможности были другие. Сейчас основная проблема современных учащихся – это легкость получения интересующей их информации, что мешает развитию навыков поиска информации, ее анализа и систематизации. В таких условиях все вспоминают советскую школу. Да, действительно, образование, полученное в Советском Союзе, оценивалось очень высоко. Но не стоит забывать, что ряд методов были взяты у наших западных соседей и адаптированы под нашу модель образовательной среды.

    Во многом вопросам изменения образовательной среды положили начало и социально-экономические преобразования. Перед Россией, как и рядом других стран в начале XXI века жестко встал вопрос о модернизации образовательного пространства (переход российского образования на Болонские рельсы).

    В новых условиях продолжается модернизация образования , которая находит свое воплощение в новой образовательной среде, направляется на востребованность и стремления к получению личностью необходимых для нее знаний. Исходя их этого следует изменения целей обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, формы и методы, в том числе изменяется и роль самого педагога. В современной образовательной среде знания представляют собой капитал учащегося – будущего специалиста. При обучении большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, самоорганизация их учебной деятельности. Задача педагога – направлять подопечного в его самостоятельном движении от незнания к знаниям.

    В условиях модернизационного процесса в сфере образования и формирование новой образовательной среды, где будет обеспечено получения тех знаний, которые требует современное общество образовательные учреждения должны быть оснащены высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. Однако, многие учебные заведения не обладают высокой материально-технической базой современного образования. Несмотря на подобные условия педагоги стараются дать учащимся те знания, которые будут для них полезны вне зависимости от выбранной ими профессии. Также не стоит забывать, что ответственность за получение необходимых знаний детьми лежит не только на учителях, но и на родителях.
    Новая образовательная среда должна быть гармонична, обеспечена взаимопониманием со стороны всех ее участников: дети хотят и стремятся учиться, родители являются их сподвижниками и помощниками, а учителя теми «маяками», которые направляют и обеспечивают получение востребованных со стороны общества в условиях стремительно изменяющейся технологической и информационной среды. От того как будет устроена новая образовательная среда, система взаимоотношений школы и общества, знания будут востребованы и отвечать современным условиям их применения – зависит благосостояние будущего поколения и всего общества в целом.

    Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении

    В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.

    В системе «Школа 2100» под образовательной средой понимается целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется конкретными задачами; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она должна достичь.

    В самом широком контексте образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

    Образовательная среда имеет свою структуру, однако нет единого подхода к выделению компонентов образовательной среды. Рассмотрим подходы отдельных авторов.

    Г.А. Ковалев в качестве единиц образовательной среды выделяет физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. К физическому окружению им отнесены: архитектура школьного здания, размер и пространственная структура школьных интерьеров; легкость трансформирования внутришкольного дизайна в пространстве школы; возможность и диапазон перемещений учащихся в интерьерах школы и т.д. к человеческим факторам им отнесены: личностные особенности и успеваемость учащихся; степень их скученности и ее влияние на социальное поведение, распределение статусов и ролей; половозрастные и национальные особенности учащихся и их родителей. К программе обучения отнесены: структура деятельности учащихся, содержание программ обучения (их консерватизм или гибкость), стиль преподавания и характер контроля и т.д.



    Е.А. Климов в «среде существования и развития человека» предлагает выделить следующие части среды: социально – контактную, информационную, соматическую и предметную. К социально-контактной части среды автор относит опыт, образ жизни, личный пример, деятельность, поведение, взаимоотношение окружающих; учреждения и их представителей, с которыми человек взаимодействует; реальное место человека в структуре своей группы, устройство этой группы и т.д.

    Изучая среду, Н.Е. Щуркова выделяет такие компоненты, как предметно – пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное пространство.

    Е.А. Климова, Г.А. Ковалева и другие исследователи опираются на эколого – психологический подход, который согласуется с теорией «экологического комплекса» О. Дункна и Л. Шноре – одной из фундаментальных теорий функционального единства человеческого сообщества и среды. В «экологическом комплексе» авторами выделяется 4 компонента: население, или популяция, окружающая среда, технология и социальная организация. Вслед за данными авторами В.А. Ясвин строит четырехкомпонентную модель, в которой выделяет пространственно-предметный, социальный, психодидактический компоненты и субъектов образовательного процесса.

    1. Пространственно-предметный компонент – это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки.

    2. Социальный компонент – определяется присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. Здесь важно соблюдать несколько условий: педагог и студент – единый полисубъект развития; наличие между педагогами и студентами отношений сотрудничества; наличие коллективно распределенной учебной деятельности; коммуникативное насыщение жизни студентов и педагогов в стенах вуза.

    3. Психодидактический компонент – содержание образовательного процесса, осваиваемые студентом способы деятельности, организация обучения. Внутри данного компонента даются ответы на вопросы чему и как учить.

    Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

    Как подчеркивает В.И. Слободчиков, образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности.

    Е.В. Коротаева подчеркивала, что любой компонент среды должен быть эмоционально развивающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить эмоционально–развивающий характер компонентов образовательной среды:

    * отношении между участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально – поддерживающий компонент среды;

    * режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в ДОУ или школе, то есть эмоционально – развивающий компонент;

    * внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т.д.) – эмоционально – настраивающий компонент;

    * организация занятости детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально – активизирующий компонент;

    * включение в занятия эвристических упражнении с детьми – эмоционально – тренирующий компонент.

    Чаще всего образовательная среда характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации). Образовательная среда только в том случае будет способствовать личностному и культурному росту обучающихся, когда "наличное социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду" (по В. Слободчикову).

    Итак, мы кратко рассмотрели вопрос выделения компонентов образовательной среды. Для современного педагога важно уметь моделировать разные компоненты образовательной среды, создавать условия для полноценного воспитания и развития учеников.