Искусственная слоновая кость пока не в моде: что делать? Искусственная слоновая кость. Простые рецепты Искусственный материал заменяющие слоновую кость

1. Имитация слоновой кости по Гиатту. Сперва приготовляют раствор из 8 беленого чисто-белого шеллака и 32 аммиака (0,995 уд. веса), для чего обе составные части постоянно встряхивают в течение 5 час. во вращающемся цилиндре; температуру по возможности следует держать на 37,5°. По истечении этого времени происходит полное растворение, и раствор имеет консистенцию жидкого сиропа. В этот раствор прибавляют 40 окиси цинка хорошего качества, и промешивается рукой как можно лучше. Смесь помещают в краскотерку и промалывают. Аммиачную воду, которая уже выполнила свое назначение, лучше всего выпарить нагреванием. Смесь сушится на стеклянных досках на воздухе.

После улетучивания аммиака остаются только окись цинка и шеллака, из которых и приготовляются изделия. Они совершенно высушиваются, еще раз промалываются в совершенно сухой мельнице подходящей конструкции, и полученной мелкой мукой наполняются формы.

В формах давление может доходить до 160 кг на 1 см2, а температура до 125-137,5 °C. Если предмет хотят окрасить, то можно красящее вещество прибавить либо перед первым промалыванием к раствору, либо перед вторым промалыванием к сухой массе.

2. Имитация слоновой кости по Геферу. Связывающим веществом для этой массы служит аммиачный раствор казеина, который приготовляется из 20 казеина и 5 аммиака.

К раствору прибавляется: 42 едкой извести, 15 уксуснокислого глинозема, 5 квасцов, 120 гипса и 10 масла растительного.

Масло примешивается последним. Если из массы хотят изготовить темно окрашенные предметы, то вместо уксуснокислого глинозема берут 75-100 таннина. Когда смесь хорошо вымешена и образует однородное тесто, ее пропускают сквозь вальцы, чтобы образовать пластины любой величины и толщины. Пластины высушивают и втискивают в предварительно нагретые формы или их превращают в очень мелкий порошок, которым заполняют нагретые формы, и подвергают сильному давлению. Вынутые из форм предметы помещают в следующую ванну: 100 воды, 1 светлого столярного клея и 10 фосфорной кислоты.

Обработанные таким образом предметы высушивают, полируют и покрывают раствором белого шеллака.

3. Имитация слоновой кости по Гаррасу. Масса под слоновую кость состоит из столярного клея, целлюлозы и алебастра. При отливке лучше всего употреблять металлические формы, так как они дают более резкие оттиски, чем формы из клея или каучука. из этой массы изготовляются всякого рода украшения, инкрустации для мебели, крышки для альбомов и тому подобные мелкие предметы.

Клеевой раствор приготовляется из 100 г светлого клея в 1 кг воды и фильтруется через полотно. Целлюлозную жижу приготовляют, обливая 50 г хорошо выбеленной целлюлозы, 3,5 кг воды и хорошо растирая, пока не образуется равномерно густая жижа. Затем отдельно растворяют 50 г квасцов в 1 кг горячей воды и дают остыть до умеренной теплоты; если раствору дать сильно охладиться, то квасцы кристаллизируются.

Металлическая форма сперва тщательно смазывается хорошим светлым маслом или смесью из равных частей гусиного и свиного жира. Затем в большом глиняном сосуде смешивают 75 клеевого раствора и 200 целлюлозной жижи, прибавляют 200 воды и 250 редко толченого алебастра, предварительно просеянного через волосяное сито. Все это растирается до тех пор, пока алебастр Совершенно не растворится и не образуется однородная смесь. После этого приливают еще 200 квасцового раствора и хорошенько размешивают. Полученную массу вливают ложкой в металлические формы. Для того, чтобы жидкая масса не выливалась, формы снабжаются железными или деревянными рамами, заключающими рисунок или украшение. Когда масса влита, форму некоторое время потряхивают, чтобы масса равномерно распределилась и не было воздушных пузырьков; затем форму оставляют в покое до тех пор, пока масса не начнет сгущаться. В этот момент форму накладывают влажным куском полотна, кладут на него входящую в рамку деревянную или железную доску, которая должна быть вдвое выше, чем сама рамка, и ставят под пресс и очень осторожно прессуют, причем выделяющаяся под давлением вода выливается. Примешанные квасцы вызывают быстрое затвердевание массы и не дают выделиться клею, так что при медленном равномерном прессовании стекает только чистая вода. Когда масса достаточно спрессована, дают форме постоять еще с четверть часа, а потом выбивают отлитую вещь помощью деревянного молотка. Вынутую из формы вещь немедленно помещают в чистую горячую водяную ванну, чтобы очистить ее от всяких жировых частиц. Затем вещь сушится в сушильной печи, после чего ее кладут в кипящую ванну из равных частей воска и стеарина, чтобы она вся пропиталась. В этом состоянии вещи дают полностью остыть и протирают ее мягкой щетинной щеткой и посыпанным белым тальком, пока не появится блеск слоновой кости.

4. Масса для бильярдных шаров. Дают разбухнуть 90 столярного клея в 110 воды, нагревают в водяной бане и прибавляют 5 кг тяжелого шпата, 4 кг мела и 1 кг вареного льняного масла. В эту массу погружают маленькие, сделанные из той же массы палочки, дают прилипшей массе подсохнуть, снова погружают и так продолжают до тех пор, пока не образуется грубой формы шар. Когда шары через 3 - 4 месяца совершенно высохнут, их соответствующим образом обтачивают на токарном станке, погружают на 1 час в ванну из уксуснокислого глинозема, снова сушат и полируют.

5. Кровяно-костная масса по Пальмеру. Пальмер употребляет связывающим средством для своей массы не чистую бычью кровь, а ту ее составную часть, которая остается, когда крови дают отстояться несколько часов, а затем сливают оставшуюся жидкой часть. Кровяной сгусток, полученный таким образом, состоит из свернувшегося фибрина, который от присутствия кровяных шариков кажется окрашенным в темно-коричневый цвет.

Чтобы из этой субстанции изготовить поддающуюся формованию массу, нужно ее высушить при комнатной температуре до такой степени, что ее можно превратить в порошок. Порошок затем просеивается сквозь тонкое сито и сильно прессуется в нагретых формах. Изготовленные таким образом предметы получаются темно-коричневого цвета, их можно полировать, как каучук.

Давление, которому подвергают массу, зависит от назначения прессуемого предмета. В некоторых случаях, когда дело идет об изготовлении очень устойчивых и прочных предметов, как, например, ролики для мебели, рукоятки ножей, ручки для инструментов, во время прессования, имеющего место при температуре от 95 до 150°C, применяется давление в 40 тонн. Такое сильное давление может быть получено только путем применения гидравлического пресса.

Несмотря на применение сильного давления, состоящая только из одной крови масса очень ломка. Чтобы избежать этого недостатка, к крови примешивают костяную муку и клеевой раствор, служащий связывающим средством для крови. Отношение пропорции между кровяным порошком и костяной мукой приблизительно 5:1, а клея, который должен иметь консистенцию молока, берут десятую часть объема крови. Прибавлением различных красящих веществ можно массу окрасить различным образом. Кровяно-костяная масса очень пригодна для изготовления набалдашников для тростей, дверных ручек, рукояток ножей, а также для фабрикации маленьких предметов - зажигалок и т. д. Если изготовленному из такой массы предмету пришлось бы долго лежать в сырости, то он, возможно, начал бы плесневеть; но можно легко этого избегнуть, если к массе прибавить 0,005 ее веса жженных квасцов и только после этого прессовать ее в формах. Квасцы энергично противодействуют развитию микроорганизмов плесени и гниения.

Этой идеей я заразилась от МК Н.Родиной «Пробабушкино наследство» и «Имитация чеканки»

Итак, нам понадобится:

Заготовка может быть любая (как деревянная, так и из МДФ)

Бумага и карандаш, компьютер, paint.net, принтер)));

Декупажный клей;

Паста акриловая рельефная Таир «тонкая», иголки, шкурка;

Воск битумный и воск прозрачный

1. Выбираем в интернете вдохновлялку, на бумаге чертим схему той поверхности, где будем имитировать кость, в данном случае бочок шкатулочки: измеряем его длину и ширину. Чертим полоску, облегчаем себе работу, делим ее на несколько равных частей (но вы можете изрисовать ее всю без деления), на одну из частей наносим рисунок.

2. Далее сканируем рисунок весь с пустыми белыми частями(если Вы разрисовали всю полоску, то этот пункт пропускаете)). Далее работаем в Paint.NETе (Это тема для отдельного МК расскажу в двух словах, кто знаком с программой тот поймет, в ФШ принцип тотже).

Выделяете ту часть, где рисунок,

Копируете на НОВЫЙ слой, этот слой отображаете горизонтально и двигаете на место вплотную к первой части рисунка,

Объединяете слои, выделяете рисунок (уже из двух частей), копируете и смещаете.

Зная что печать на формате А4 всегда с полями, растягиваем наш рисунок на размер полей!

3. Приклеиваем наш бордюр на декупажный клей (я не истончала). Берем пасту, накладываем в пузырек с помощью мастихина, постукивая. Добавляем воды на кончике мастихина пару капель, мешаем шпажкой, паста должна оставаться густой, но выдавливаться из тюбика, если носик засыхает, протыкаем его тонкой иголкой. Начинаем заполнять наш рисунок пастой.

Очень важно! Сформировать пасту можно только пока она свежая. Поэтому работаем поэтапно: положили загогульку, сразу с помощью илогки придали форму, кладем следующую …

Если вам нужен больший объем - выдавливайте сильнее, можно зигзагом и сразу разравнивайте.


А вот если нужно нанести на пасту (например, прорисовать перья) подождите, когда она схватится, но не застынет окончательно. Даже если она застыла, а вы забыли прорисовать, вы можете это сделать острым кончиком иголки или скальпелем, только очень аккуратно не усердствуя, иначе может отвалиться какой-нибудь кусочек.

Когда все хорошо высохнет можно аккуратно пройтись шкуркой (если честно, в данной работе я забыла это сделать))))


4. Приступим к крышке. Когда я начинала заниматься декупажем и первый раз делала пенал с выдвижной крышкой, закончив работу, я поняла, что крышка не открывается. Тогда я сказала себе, если ты когда-нибудь решишься написать МК, то там жирными буквами будет написано: все места, где крышка входит в коробку, шкурим, так чтобы она туда влетала и вылетала.

Верхнюю лицевую часть крышки шкурим, грунтуем, полируем (шкурим очень мелкой шкуркой) наклеиваем выбранный мотив, несколько раз покрываем любым акриловым глянцевым лаком (чтобы картинка не мутнела) полируем, протираем влажной тряпочкой, чтобы убрать всю пыль от полировки.

Важно! После полировки мотив должен стать очень гладким и равномерно матовым!

И вот после этого берем (я буду называть его лаком), у него очень удобный носик, через который наливаем лак на крышечку, когда лужица занимает около 2/3 крышки, я помогаю кисточкой ему растечься до бортиков (до! а не через край). Накрываем какой-нибудь емкостью, чтобы не попадала пыль и шерсть любимого))), оставляем сохнуть часа на 3-4.

Издавна слоновая кость ценилась в качестве материала для изготовления всевозможных художественных изделий. Однако это материал дорогой и редкий, поэтому также издавна предпринимались попытки сделать искусственную слоновую кость. При этом получаемому материалу старались придать не только внешний вид слоновой кости, но и обеспечить ему соответствующие механические свойства. Для этого было нужно с известной долей приближения повторить его структуру. Здесь мы не будем касаться строения зубов (а бивни слона — это чрезмерно развитые зубы), скажем только, что зубы — своеобразный композиционный материал, одни компоненты которого придают ему твердость, а другие воспринимают растягивающие и сжимающие нагрузки. Такое же строение стремятся придать и самодельной слоновой кости.

Конечно там, где не требуется высоких механических качеств материала-заменителя, достаточно соблюсти его внешнее сходство с природным оригиналом, что позволяет упростить технологию его изготовления. Так что, выбирая тот или иной способ получения материала, имитирующего слоновую кость, обычно исходят из предполагаемых условий его эксплуатации. Отметим, что во всех рассматриваемых ниже случаях речь идет об имитации неокрашенной слоной кости — белой или слегка желтоватой. Если же возникает желание иметь окрашенную «кость», его нетрудно реализовать, добавив в еще жидкую поделочную массу краситель соответствующей природы (практически для всех указанных составов подойдут анилиновые красители).

А теперь перейдем к конкретным практическим рекомендациям, позволяющим изготовить «слоновую кость» в домашних условиях. Добавлю, что все предложенные ниже рецепты применялись для подделки слоной кости примерно век назад, когда производство пластмасс только начало развиваться.

Рецепт №1. Одну часть белого шеллака (природная смола животного происхождения, вырабатываемая насекомыми — паковыми червеца-ми) растворяют в четырех частях 14%-го водного раствора аммиака при непрерывном перемешивании в плотно закрытом сосуде (здесь понадобится механическая мешалка» однако можно обойтись и без нее, обеспечив перемешивание компонентов простым встряхиванием сосуда). Температуру внутри сосуда поддерживают в интервале 35...40°С. Процесс растворения занимает около 5 ч. К концу этого срока образуется сиропообразный раствор, к которому добавляют пять частей сухих цинковых белил. Смесь самым тщательным образом перемешивают и растирают до получения совершенно однородной массы. Последнюю несильно прогревают до полного исчезновения запаха аммиака, а затем подсушивают на воздухе, выпожив на стеклянную пластину. Подсушенную (но не сухую) массу формуют.

Можно поступить и иначе — тщательно высушить смесь, измельчить ее в порошок и из порошка прессовать изделия (при давлении 16 атм и температуре 125...130°С). Качество изделий в этом случае будет выше, но обеспечить нужный режим прессования в домашних условиях не так просто. Также отмечу, что состав компонентов здесь и ниже приводится в частях (по массе).

Рецепт №2. Приготовьте смесь из 20 частей буры, 10 частей поташа, 38 частей литопона (минеральная краска на основе сульфида цинка и сульфата бария) и 6 частей асбеста. Сплавьте все компоненты, добавьте в расплав 9 частей сухих цинковых белил и, сохраняя массу жидкой, перемешивайте до достижения однородности, после чего разлейте в формы, предварительно смазанные изнутри маслом.

Рецепт №3. Мелко нарезанную белую бумагу в течение нескольких часов разваривают в воде, растирают, отцеживают и, разложив тонким слоем, сушат на воздухе под натянутой марлей. Получается легкая пушистая бумажная масса. Замешивая ее на воде, готовят однородную не очень густую волокнистую кашу.

Одновременно приготавливают два раствора, причем для одного из них распускают в питре горячей воды 100 г столярного клея светлых сортов, после чего процеживают раствор через ткань, а для другого в литре воды растворяют 50 г алюмокалие-вых квасцов. Далее в большой посудине смешивают 8 частей бумажной каши, 3 части теплого клеевого раствора и 8 частей тоже теплой воды. Сюда же всыпают 10 частей чистого без комков алебастра и перемешивают смесь, пока она не станет совершенно однородной. После этого прибавляют 8 частей теплого раствора квасцов и вновь все перемешивают.

Смазав металлические формы маслом, выливают в них образовавшуюся массу и дают ей загустеть. Затем покрывают формы полотном и прессуют их содержимое. Отжимаемая вода свободно проходит через ткань, в то время как остальные компоненты прессуемого материала задерживаются в форме.

Спустя 20...25 минут по окончании прессования берут киянку, выбивают отливки из форм и быстро отмывают их в горячей воде от масла. Затем изделия высушивают и опускают в разогретую бесцветную мастику для натирки полов, чтобы поверхность материала хорошо пропиталась этим составом. После такой обработки следует сушка. Когда «кость» высохнет, берут мягкую щетку или шерстяную тряпочку и полируют поверхность материала с порошком гипса, пока она не приобретет характерный блеск.

Поделочная масса, получаемая по данному способу, по внешнему виду очень похожа на слойовую кость, но годится только для изготовления различного рода украшений и инкрустации.

Рецепт №4. Пожалуй, один из самых качественных материалов, имитирующих слоновую кость, — неолейкорит. Его легко обтачивать на токарном станке, фрезеровать, сверлить, пилить. Сочетание доступности сырья и большое внешнее сходство полученного материала со слоновой костью делает этот рецепт наиболее привлекательным из всех рецептов, которые приведены в этой статье.

Смешайте 100 частей фенола, 185 частей 40%-го формалина, 75 частей 40%-го раствора едкого натра и 38 частей 50%-й молочной кислоты. Поместите смесь в стеклянную колбу или в другой сосуд, устойчивый к воздействию кислот и щелочей, и поставьте смесь на водяную баню. Закройте сосуд пробкой с установленным в ней обратным холодильником (если нужно сконденсировать пары и вернуть их в зону реакции, применяют обратные холодильники — с восходящим потоком воды; когда же проводят отгонку или перегонку, используют прямые «нисходящие» холодильники). Схема установки приведена на рис. 1. Смесь нагревают в течение 3 ч при температуре 60...70°С.

Образовавшуюся в процесс варки массу обезвоживают под вакуумом, продолжая подогревать ее на водной бане. Вакуум получают с помощью водоструйного вакуум-насоса (рис. 2). Часа через полтора после начала обезвоживания в сосуд добавляют 38 частей 50%-й молочной кислоты, после чего вновь подключают к нему вакуум-насос.

Когда содержимое сосуда станет вязким и на его поверхности появятся большие пузыри, смесь, не охлаждая, переливают в формы, а те помещают в сосуд с чистым минеральным маслом. Этот сосуд ставят в песчаную баню с электрическим подогревом и нагревают смесь в течение трех суток, постепенно доводя температуру от 75°С до 100°С.

К концу указанного срока затвердевшая масса легко отделяется от стенок форм (полученное изделие можно подвергать механической обработке).

Рецепт №5. Растворите в 20 частях теплой воды 4 части желатина, внесите в раствор 4 части гашеной извести, 10 частей каолина и 2 части сухих свинцовых белил, тщательно все перемешайте. Полученную массу заливают в металлические формы и прессуют. Вынутые из форм отливки сушат и лакируют.

Рецепт №6. Измельченный сухой столярный клей светлых сортов всы-

пают в сосуд с раствором сульфата или ацетата алюминия (одна часть соли на четыре части воды) и оставляют набухать. Разбухший клей подсушивают и прессуют. Полученную массу режут и обтачивают, как кость.

Журнал "Сделай сам" №3-04г.

Приводим несколько способов имитации слоновой кости .

Одним из старых способов получения искусственной слоновой кости является следующий.

По этому способу 8 вес. ч. отбеленного белого шеллака растворяют в 32 вес. ч. нашатырного спирта (уд. в. 0,995, что соответствует 14% содержанию аммиачного газа). Растворение шеллака производят при температуре от 35 до 40° при постоянном взбалтывании в закрытом сосуде. По прошествии 5 часов раствор обычно готов и представляет собой жидкость консистенции сиропа. Когда наступит полное растворение шеллака, к раствору прибавляют, при тщательном помешивании, 40 вес. ч. окиси цинка (цинковых белил). Смесь нужно хорошо перемешать, чтобы получить вполне однородную массу. Перемешивание для более совершенного размягчения можно производить также в краскотерке.

Далее нужно удалить из смеси нашатырный спирт, который уже сослужил свою службу. Это производится посредством нагревания массы. Смесь сушат затем на воздухе на стеклянных листах. После просушки массу можно формовать. Чтобы получить продукт более высокого качества,- просушенную массу размалывают в порошок в совершенно сухой мельнице и измельченную массу прессуют. Давление в формах обыкновенно поддерживают приблизительно 160 кг на 1 см2, при температуре 125-128°. Если желают получить окрашенные в различные тона предметы, то красящие вещества прибавляют или к цинковым белилам, или при размалывании сухой массы.

При плавлении буры с прибавлением раствора поташа, анилиновой краски и литопона можно получить массу, которая с цинковыми белилами дает продукт, имитирующий слоновую кость. Состав смеси следующий:

  • Буры 40 вес. ч.;
  • Поташа 20 вес. ч.;
  • Литопона 75 вес. ч.;
  • Цинковых белил 18 вес. ч.;
  • Асбеста 12 вес. ч

Литопон - минеральная краска, по своему составу являющаяся смесью сернистого цинка с сернобариевой солью.

Смотря по желаемому оттенку, прибавляют соответствующее количество красящего вещества.

Сырьевыми материалами для получения этой массы по другому способу служат клей, алебастр и целлюлоза. Для отливки применяют преимущественно металлические формы, так как они подробнее передают детали, чем формы из других материалов. Из этой массы изготовляют различные украшения, инкрустации для мебели, крышки для альбомов к т. д. По внешнему виду масса совершенно подобна природной слоновой кости.

Способ получения следующий: готовят предварительно следующие растворы:

Клеевой раствор

Дают разбухнуть 100 г хорошего качества светлого клея в 1 л чистой колодезной воды, распускают при слабом нагревании и профильтровывают через полотно.

Целлюлозная смесь

50 г хорошо отбеленной целлюлозы (древесной массы - целлюлозного картона - бумажной массы) замешивают с 3,5 л воды, пока не получится однородная волокнистая каша.

Квасцовый раствор

Растворяют 50 г квасцов в 1 л горячей воды. Раствор должен быть тепловатым, так как если его сильно охладить, то могут выпасть кристаллы квасцов.

В большой глиняной посуде смешивают 75% клеевого раствора и 200 г целлюлозной смеси с прибавлением 200 г чистой колодезной воды. К полученной смеси прибавляют 250 г по возможности более чистого, предварительно просеянного через сито алебастрового гипса. Смесь тщательно перемешивают, пока гипс не будет совершенно погашен и не получится однородная смесь. Затем приливают 200 г квасцового раствора и опять все хорошо перемешивают.

Полученную таким образом массу наливают в открытые формы, предварительно слегка смазанные каким-либо маслом. Для того чтобы масса равномерно была распределена, и не было воздушных пузырьков, форму нужно потрясти, после чего ее оставляют в покое, пока масса не начнет густеть. В этот момент накладывают на форму кусок льняного полотна, а затем кладут на полотно соответствующих размеров деревянную или металлическую пластинку. Эта пластинка служит как бы крышкой для формы. Далее подвергают прессовке под прессом. Отделяющаяся посредством давления вода стекает довольно чистая. Прибавление квасцов придает массе способность быстро затвердевать и кроме того сдерживает в массе клей так, что при медленном своевременном прессовании стекает лишь чистая вода. После прессовки оставляют стоять форму, по меньшей мере минут 15, после чего выбивают отформованный предмет деревянным молотком.

Отформованные предметы помещают на короткое время в горячую воду, чтобы отмыть от жира, который пристал от обмасленных форм. Затем отформованные предметы сушат в сушильных печах и, наконец, помещает в горячий раствор, составленный из разных частей воска и стеарина. Пропитанные насквозь этим раствором предметы охлаждают и чистят мягкой щеткой с порошком гипса до тех пор, пока не получится достаточный блеск слоновой кости. Чтобы придать слоновой кости более желтый оттенок, берут клей, квасцы и целлюлозу в несколько других соотношениях.

Эта имитация имеет твердость и блеск целлулоида, выгодно отличаясь от последнего своей негорючестью. Приготовляется она следующим способом.

Растворяют 200 г казеина и 50 г нашатырного спирта в 400 г воды (применяют также раствор альбумина в 400 г воды). К раствору прибавляют смесь из:

Негашеной извести 240 г

Уксусноалюминиевой соли 150 г

Квасцов 50 г

Сернокальциевой соли 1200 г

Масла (высыхающего) 100 г (масло должно быть прибавлено в смесь последним)

Для темных предметов вместо уксусноалюминиевой соли берут таннина от 75 до 100 г. Указанные составы следует хорошо перемешать, чтобы образовалась однообразная паста, которую вальцуют и таким образом получают пластинки желаемой толщины. Эти пластинки либо сушатся и штампуются в металлических формах, которые предварительно нагреваются, либо их толкут в очень мелкий порошок, который затем всыпают в формы и подвергают сильному прессованию.

Когда предметы будут изготовлены, их погружают в ванну, состоящую из:

  • Воды 100 вес. ч.;
  • Белого клея 6 вес. ч.;
  • Фосфорной кислоты 10 вес. ч.

Затем их сушат, полируют и лакируют при помощи шеллака.

Имитация слоновой кости из клеевой массы

Биллиардные шары . Размачивают в течение суток 80 вес. ч. столярного (костяного) клея и 10 вес. ч. кельнского клея в 120 вес. ч. воды. Затем нагревают на водяной бане, пока клей не распустится и не исчезнут комки, после чего прибавляют смесь из 5 вес. ч. растертого в порошок тяжелого шпата и 4 вес. ч. мела. Тщательно перемешивают и прибавляют 1 вес. ч. вареного льняного масла.

Приготовление биллиардных шаров из этой массы ведется следующим образом. Деревянный шар соответствующих размеров погружают в массу на некоторое время, затем сушат прилипший к шару клеевой слой, затем снова погружают в массу, сушат и т. д., пока шар не будет на 1/5 больше, чем он должен быть в дальнейшем. Далее шар оставляется для просушки на время не менее 3 месяцев, затем его обтачивают и погружают на час в раствор уксусноалюминиевой соли. Раствор уксусноалюминиевой соли может быть получен при смешивании растворов уксусносвинцовой соли (свинцового сахара) и раствора серноалюминиевой соли (сернокислого алюминия). При этом выпадает осадок серносвинцовой соли. Отфильтрованный раствор и будет раствором уксусноалюминиевой соли. После погружения в раствор шар снова сушат. Далее снова отшлифовывают и оставляют на 1 час в растворе формальдегида, затем снова сушат и, наконец, подвергают полировке, как это практикуется с настоящей слоновой костью.

Поделиться с друзьями: Живут ли ныне слоны на воле? Увы, нет. Таков парадокс второй половины XX века. Эти гиганты обитают лишь в заповедниках. Практически, как индейцы в американских резервациях. Но и на милостиво отведенных для них перелесках и лужайках крупным животным покоя нет. Браконьеры со снайперскими винтовками убивают их разрывными пулями, чтобы добыть и продать на черном рынке бивни. Остальное все гниет под открытым небом. Слоновая кость среди ювелиров до сих пор ценится весьма высоко. И вот лишают жизни огромное существо ради мелких безделушек.
Убивают слонов и простые, так сказать, африканцы, как и тысячи лет назад. Неграм тоже кушать хочется. Но потери животных от честной охоты за мясом не идут ни в какое сравнение с убийствами их ради наживы. Ведь в мире сохраняется мода не только на поделки из бивней, но и... на такие экзотические «трофеи», как корзинки для бумаг из кожи высушенных ног гигантов африканской фауны.
Давно предпринимались благородные попытки заменить набалдашники тростей и бусы из слоновой кости на изделия из пластмасс. Увы, эти мероприятия не увенчались успехами. Например, англичане наотрез отказались от бильярдных шаров из синтетических смол. Американцы отвернулись от предложений замены на концертных роялях белых пластин для клавиш на модификацию фторопласта. Да и в самой Африке модницы быстро научились отличать истинную кость от дешевых полимерных сплавов.
Быть может, дерево бразильских джунглей, носящее название «макрокарния», спасет африканских слонов от полного избиения безжалостными браконьерами. Плоды этого тропического растения устроены весьма своеобразно. Семена под твердой кожурой спрятаны не в мякоти, а в густой беловатой жидкости. Под действием тепла и света этот латекс может твердеть, менять цвет на кремовый и становиться похожим на кусочек слоновой кости. После полировки можно достичь превосходной имитации. Бразильцы давно делают бусы из кусочков латекса. Правда, шарики тут легче, чем из слоновой кости, но добавки мела исправляют такой диссонанс.
Япония - одна из стран, потребляющих огромное количество слоновой кости: до 130 тонн в год. Из бивней делают украшения в восточном духе, шарики для четок и ожерелий, аксессуары для национальной церемонии чаепития. Но основная масса африканского продукта идет на фабрики роялей и других музыкальных инструментов.
Япония давно поддерживает многие из международных программ по спасению дикой фауны от полного уничтожения хозяйственной деятельностью человека. Не так давно она объявила, что резко сокращает официальный импорт бивней и начинает считать сделки на черном рынке преступлением против природы. Затем правительство намекнуло, что вскоре наложит полный запрет на это экзотическое сырье. Государственные чиновники серьезно заговорили о том, что планета не должна лишаться дикой фауны.
Конечно, это будет ударом по аппетитам браконьеров и их преступным доходам. Но одновременно забеспокоились и японские промышленники. Как уцелеть при таком натиске защитников природы?
Переход на пластмассу явно не устраивал. Она недолговечна, не отличается необходимой гигроскопичностью и не всегда прочна.
Японцы не были бы японцами, если бы сразу не обратились с заказом к своим химикам - мастакам на всякие хитроумные выдумки. Заменитель слоновой кости был необходим срочно. При этом только добротный. Оперативно откликнулся директор токийской химической лаборатории профессор Мицури Сакай, ученый с мировым именем. Он выразил готовность помочь как экологам, так и промышленникам, ибо понимал современные проблемы защиты природы. Более того, он выразил уверенность, что Страна Восходящего Солнца сумеет поставками заменителя на экспорт сузить границы черных рынков слоновой кости по всему миру. Именитый профессор заявил, что Африка без слонов не останется.
Министерство индустрии сразу выделило необходимые ассигнования. Этому специалисту можно было верить, ибо он слыл крупным докой по неожиданным химическим технологиям.
Сперва Мицури Сакай поискал новый полимерный заменитель, но отказался, не найдя перспективного по коэффициентам трения и диэлектрическим свойствам. Затем он попытался создать материал из синтетической смолы, наполненной мелким порошком из берцовых костей слона. Но и эта комбинация не подошла.
И вот получена искусственная слоновая кость, которую не каждый эксперт отличит от настоящей по цвету, удельному весу, механической прочности и другим параметрам бивней. Успех базировался на том, что почти все составные части были натуральными. И этот состав оказался действительно неожиданным. Например, главная часть - это яичная скорлупа и немного белка. Затем следует казеин, извлеченный из творога. К нему добавляются три фермента, чтобы разложить молочные жиры. Затем к такому «винегрету» прибавляют окись титана для регулирования цвета и удельного веса. Остается лишь подвергнуть смесь холодному спеканию и выдержке в термостате. Заменитель бивней готов!
За производство первой партии моментально взялась химическая фирма «Фукуви», заказав скорлупу сразу у нескольких ресторанов. Сделав примерно кубический метр заменителя, его незамедлительно проверили на джазовом рояле в качестве клавиш. Лихой музыкант отозвался сдержанно, ибо не заметил разницы. Что и требовалось доказать!
Почему так важно это обстоятельство? Да потому, что по полимерным клавишам пальцы виртуоза скользят, игра становится дискомфортной.
Фирма «Фукуви» считает, что новый материал годится и для украшений, и для коробочек под дорогую парфюмерию, и для мундштуков духовых инструментов. А вот профессор Нобиуки Иокояма доказал, что заменитель слоновой кости по своим химико-физическим свойствам пригоден для зубных протезов.