Как правильно расставить логические ударения и паузы. Логическая пауза и логическое ударение. А) формы эмоционально-речевого общения

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами . Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания - грамматическими паузами , но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ". Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.

Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой - |, более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами - ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами - |||.

Вот как можно расставить в тексте логические паузы:

«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77-78.).

Логическое (или смысловое) ударение - это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, - это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.

Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона - тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова.

Изменение высоты тона дает возможность наиболее полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же пользуются только силой голоса, даже в комбинации с замедлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих.

I. ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА

И ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ.

Мастера театра всегда очень заботились не только о дикции, но и о четком донесении смысла фразы и всего текста роли. В.Г. Сахновский, вспоминая занятия К.С. Станиславского со студийцами, писал: «Иногда - и это бывало особенно «опасно» для хода репетиции - Константин Сергеевич накло­нялся вперед, прикладывал руку к уху и довольно любезно произносил:

Как? Не понимаю.

Исполнитель повторял.

Как? - снова спрашивал Константин Сергеевич. - Ничего не понимаю...

После этого он обычно приступал к скелетированию фразы, добиваясь правильного ударения и донесения мысли, или же начинал работать над дикцией актера» 17 .

Н.В. Гоголь в письме к М.С. Щепкину, говоря о чтении актерам «Ревизора», заботился прежде всего о том, чтобы они запомнили «смысл всякой фразы, который... вдруг может из­мениться от одного ударения, перемещенного на другое место или на другое слово... Нужно не представлять, а передавать - передавать прежде мысли... Краски положить не трудно; дать цвет роли можно и потом.. .» 18

Законы, которые помогают актёру понять мысль автора и верно передать её в звучащей речи, называются законами ло­гики речи. Они основаны на законах грамматики: слова, составляющие предложение, связаны по смыслу друг с другом. Благодаря смысловым связям слова объединяются в группы или словостишия. Разберем предложение: «Скоро луна и звёзды потонут в густом тумане».

Смысловые связи слов этого предложения (фразы) будут следующие:

1. Луна и звезды потонут - это связь двух подлежащих со сказуемым.

Все остальные слова группируются по смыслу вокруг ска­зуемого «потонут».

2. Скоро потонут.

3. Потонут в тумане.

4. Потонут в густом тумане.

Чтобы верно донести смысл этой фразы, мы не можем объ­единить стоящие рядом, но не связанные по смыслу слова «скоро» и «луна». «Скоро» связано со словом «потонут», сле­довательно, чтобы соединить их, мы должны разъединить не связанные по смыслу слова - «скоро» от слова «луна» и «по­тонут» от слова «звезды». Слова, не связанные по смыслу друг с другом, отделяются паузами, которые называются логиче­скими, так как они способствуют верной передаче мысли фразы. Заключенные между логическими паузами отдельные слова или словосочетания принято называть речевыми тактами. Графически логические паузы условимся обозначать наклон­ной чертой /.

В нашем предложении логические паузы распределяются следующим образом:

Скоро / луна и звезды / потонут в густом тумане.
1-й такт 2-й такт 3-й такт

В данном предложении три речевых такта. Как видим, ко­личество слов в каждом такте может быть разным в зависи­мости от того, как распределяются логические паузы.

Чтобы точнее определить место логических пауз, нужно помнить, что в русском языке слова одного словосочетания в предложении не всегда стоят рядом. Так, в нашем примере словосочетание «скоро потонут» разделено подлежащим «луна и звезды». Смысл предложения становится понятен, когда в нашем сознании ясно определятся как целые словосочетания, так и их части.

Когда актер или чтец недостаточно вдумчиво работают над текстом и разъединяют тесно связанные по смыслу слова или объединяют слова, относящиеся к разным речевым тактам, в речи возникает бессмыслица. Например, подчиняясь ритму стихотворной строки и не вдумываясь в смысл фразы, учащиеся часто допускают такую ошибку во фразе из «Евге­ния Онегина»:

Как истинный француз, в кармане

Трике привез куплет Татьяне.

Игнорируя паузу, подсказываемую запятой, они объединяют слово «в кармане» со словосочетанием «истинный француз», разрушая тем самым связь слов «привез в кармане»; а не де­лая паузу после слова «куплет», произносят непонятное «куплеттатьяне». Вся фраза звучит нелепо.

Точное деление на речевые такты, объединяющие одни слова и разъединяющие другие, проясняют точность видения и смысл:

Как истинный француз / в кармане

Трике привез куплет / Татьяне.

Теперь слушателю становится понятен не только именинный сюрприз, но и характер того, кто его дарит.

Еще более серьезной аналитической работы требуют слож­ные предложения, особенно когда смысловая связь слов разры­вается длинным придаточным предложением. Например:

С т о р о ж е в ы е м о г и л ь н ы е к у р г а н ы, которые там и сям высились над горизонтом и безграничной степью, г л я д е л и с у р о в о и м е р т в о.

Основной смысл заключен в выделенных частях главного предложения, поэтому очень важно суметь выделить логические отношения между отдельными элементами фразы.

Актер, как и каждый художник, мыслит образами. Поэтому если на экране его внутреннего зрения благодаря аналитико-синтетической работе возникнут прежде всего суровые сторожа-кур­ганы, он не сможет не увидеть их в определенном пространстве - безграничной степи, замкнутой линией горизонта,--именно это рисует придаточное предложение, от которого в процессе ана­лиза он отвлекся, соединяя части главного предложения.

Однако в предложении могут быть слова, которые по смыслу легко соединяются как с одним, так и с другим словосочетанием данного предложения. Тогда одно и то же предложение с одними и теми же словами, но с иначе образованными словосочетани­ями и, следовательно, с другими логическими паузами может прозвучать в нескольких смысловых вариантах. Например: «Отец укрыл его плащом своего брата».

В этом предложении местоимение «его» в равной мере может и дополнять сказуемое - укрыл (кого?) его, и быть определе­нием к слову «плащом» - (чьим?) его.

Логические паузы, определяющие смысл этих вариантов, мо­гут располагаться и после слова «его» (1-й вариант) и после слова «плащом» (2-й вариант).

Разные паузы рождают и разные варианты ви дений. В пер­вом случае плащ, принадлежащий брату, используется отцом для того, чтобы укрыть кого-то. Во втором случае плащом, принадлежащим кому-то, отец укрывает своего брата. Тот или другой выбирается в зависимости от главной мысли отрывка и цели высказывания.

Отец укрыл его /плащом своего брата.

Отец укрыл его плащом /своего брата.

Таким образом, логическая пауза, объединяя слова в речевые такты и отделяя последние друг от друга, организует понимание произносимой мысли. Вот почему К.С. Станиславский писал: «Работу по речи надо начинать всегда с деления на рече­вые такты или, иначе говоря, с расстановки логических пауз» 19 .

Знаки препинания помогают определить логические паузы в анализируемом тексте. В предложении без знаков препинания сделать это труднее, особенно если оно очень распространенно. Поэтому, анализируя предложение, следует прежде всего опре­делить группу подлежащего и группу сказуемого, тогда легче расставить логические паузы в пределах этих групп. Следует запомнить, что в распространенном предложении, если подлежа­щее выражено не местоимением, группа слов, относящихся к под­лежащему, всегда будет отделена паузой от группы слов, пояс­няющих сказуемое.

Сравните:

Они шли рядом /по кромке Марсового поля/ утонувшего в сугробах.

Любимый /город /проступил сквозь метель/ темными линиями своих крыш/ и вихрящимися пятнами фонарей.

В первом предложении подлежащее не отделяется паузой, так как вся смысловая нагрузка заключена в группе сказуемого. Во втором предложении группа подлежащего - целый образ, детализация которого дается всей группой сказуемого.

Особенно важно уметь отделять группу подлежащего и ска­зуемого в предложениях с необычным порядком слов, чаще всего встречающимся в стихотворной речи. Русскому языку свойствен свободный порядок слов. Одно и то же предложение можно сказать, по-разному располагая слова, например:

Студент сдает экзамен.

Экзамен сдает студент.

Студент экзамен сдает.

Во всех примерах не нарушаются главные синтаксические взаимоотношения между словами: студент - подлежащее, сдает - сказуемое, экзамен - дополнение. Но первый пример яв­ляется предложением с наиболее принятым, обычным порядком слов, а два других организованы необычно, в них порядок слов иной, он носит название инверсии, что в точном переводе означает - «переворачивание», перестановка. Чтобы разобраться в логических паузах инверсированного текста, следует восстано­вить обычный порядок слов, это облегчит выявление смысловых связей между словами. При прямом порядке слов в предложе­нии подлежащее стоит перед сказуемым, определение - перед определяемым словом, дополнение - после того слова, которое оно дополняет, обстоятельства располагаются свободно. Рассмотрим пример инверсионного предложения:

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря.

Восстановим обычный порядок слов:

Прекрасная заря просвещенной свободы взойдет ли, нако­нец, над отечеством.

Теперь ясно видно, что слово «над отечеством» не может быть соединено со словами «свободы просвещенной», так как оно от­носится к группе сказуемого и входит в сочетание: «взойдет ли над отечеством». Это слово должно быть отделено логической паузой от слов «свободы просвещенной».

И над отечеством /свободы просвещенной/

Взойдет ли, наконец, /прекрасная заря.

Следует внимательно относиться к знакам препинания. Они являются ориентирами для деления текста на речевые такты; знак препинания означает за некоторым исключением обяза­тельную логическую паузу.

Невнимательное отношение к знакам препинания часто при­водит к искажению смысла текста. Возьмем пример:

Полно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький. Волосом рус,

Видишь, стоит изможден лихорадкою,

Высокорослый больной белорус.

Часто читают этот текст, не делая логической паузы на точ­ке во второй строке, после слова «не маленький», и, таким обра­зом, слова «волосом рус» становятся вторым определением в первом предложении и звучат как нелепое доказательство до­статочной зрелости Вани в оценке жизненных явлений. Сохра­нение же точки относит это определение к портрету белоруса.

Второй пример:

Выпряг народ лошадей - и купчину

С криком ура! по дороге помчал…

Невнимание к знаку тире после слова «лошадей» делает слово «купчину» вторым дополнением к глаголу «выпряг», отчего вся фраза превращается в нелепость: «Выпряг народ лоша­дей и купчину».

Вместе с тем, как мы уже отметили выше, знаки препинания не всегда являются логическими остановками. Запомним эти исключения:

1. Запятая не является остановкой остановкой, если она отделяет вводное слово. Пример:

И. Тургенев

В двух предложениях этого текста запятые, выделяющие водные слова «казалось» и «признаюсь», не будут отмечены паузами, потому что эти паузы очень отяжелили бы произнесе­ние фразы и, следовательно, затруднили бы передачу смысла.

2. Не отмечаются паузами запятые, отделяющие обращение в середине и в конце фразы.

Спасибо,_Родина,_за счастье

С тобою быть в пути твоем.

Слушай,_мир! Радирует «Восток-2».

Перенос этих обращений в начало фраз потребует паузы после знаков:

Родина, /спасибо за счастье/ с тобою быть в пути твоем. Мир! /слушай/: радирует «Восток-2».

3. Не отмечается паузой запятая, стоящая между союзом и деепричастным оборотом.

Вдали /мельница/ стучит, /полузакрытая вербами,/ и, пестрея в чистом воздухе, /голуби/ быстро кружатся над ней.

И. Тургенев

4. Не отмечается паузой запятая в сложноподчиненных пред­ложениях, когда связь главного с придаточным осуществляется сложными союзами: с тем, чтобы; для того, чтобы; потому, что или соотношениями: то - что; всё - что.

Я пригласил вас, господа, /с тем, ч тобы сообщить вам/ пре­неприятное известие.

Разве то, ч то принадлежит мне, /не принадлежит столько же и тебе?

А утес-великан /все, ч то думал Степан,/ все тому смельчаку перескажет.

Итак, правильно логически разобранный текст - это начало работы. Логический разбор требует определенных знаний в об­ласти синтаксиса русского языка, специального навыка, а сле­довательно, и подготовительной тренировки. Большой трени­ровки требует и передача смысла разобранного текста в звуча­щей речи.

Логическая интонация зависит от характера логических пауз. Последние могут быть соединительными и разъединительными. Соединительная пауза в передаче смысла возникает, когда мысль продолжается в своем развитии, голос при произ­несении фразы в этих паузах остается на известной высоте, как бы предупреждая о незаконченности высказывания. Разъеди­нительные паузы служат передаче законченности мысли, голос на этих паузах опускается вниз и дает понять, что мысль за­кончена. Не случайно К.С. Станиславский в обучении актера искусству речи очень настаивал на тренировке логических инто­наций.

Мелодике русской речи свойственна льющаяся плавность, и логическая пауза не всегда характеризуется перерывом в речи, осуществляется она не только остановками большей или меньшей длительности, но очень часто только сменой вы­соты голоса. Частые остановки в речи утяжеляют ее, вызывают подчеркнутую акцентировку слов, а это лишает речь вырази­тельности и красоты.

Таким образом, паузы предложения, которое мы разбирали в начале этой главы (скоро луна и звезды потонут в густом ту­мане), могут быть осуществлены изменением голосовой мелодии.

В логической интонации голос на слове «скоро» (первый такт) пойдет вверх, на первом слове второго такта - «луна» будет снижение голосового тона, и, только сливаясь со вторым словом такта - «звезды», голос снова несколько поднимется, а затем понизится на слове «потонут», начинающем третий такт, чтобы закончить мысль фразы падением вниз; как говорил К.С. Станиславский, «голос упадет на дно». Мелодия развиваю­щейся мысли требует навыка не снижать голосового тона, дер­жать голос на определенной высоте до завершения мысли, кото­рое всегда отмечается понижением голосового тона. Поэтому в звучании развивающейся мысли начало каждого последую­щего такта будет выше начала, но ниже конца предыдущего такта. Последний речевой такт произносится все с большим по­нижением к последнему слову.

В предложениях со знаками препинания интонационные ходы направляются этими знаками. К.С. Станиславский настойчиво напоминал об этом актерам, требуя от них точного воспроизве­дения голосом интонации, соответствующей природе того или иного знака: точки, запятой, двоеточия и т. д. «Без этих интона­ций,- говорил Станиславский,- они не выполнят своего назна­чения... Отнимите от точки ее финальное, завершающее голосо­вое понижение, и слушающий не поймет, что фраза окончена и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака ха­рактерное для него звуковое «кваканье», и слушающий не пой­мет, что ему задают вопрос, на который ждут ответа... В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязыва­ющее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура - к от­вету; восклицательная - к сочувствию и одобрению или к про­тесту, две точки - к внимательному восприятию дальнейшей речи и т. д.» 20 . Рассматривая природу запятой, Станиславский отмечал её «чудодейственное свойство»: на последнем слоге слова, стоящего перед запятой, загибать звук кверху. «Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушате­лей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы» 21 . Для точки с запятой в звучащей речи характерна интонация некоторого понижения, меньшего, чем при точке, но значительно большего, чем при запятой, так как точка с запятой обычно разграничивают части предложения, уже имеющие запятые. Например:

Он не влюблялся, о женитьбе не думал и любил только мать, сестру, садовника Васильича; любил хорошо поесть, поспать после обеда, поговорить о политике, о возвышенных материях.

Поначалу с озера, что тускло мерцало у подножья пламенею­щих сосен, раздались могучие трубные клики лебедей; они ве­личаво и зыбко проплыли над степью, точно первые аккорды торжественной симфонии, и медленно, медленно замерли вдали.

М. Бубеннов

Екатерина Дмитриевна рассказывала дачные новости: из Тушина прибежала бешеная собака и покусала у Кишкиных двух цыплят; сегодня переехали на Симовскую дачу Жилкины, и сейчас же у них украли самовар; Матрена, кухарка, опять вы­порола сына.

А. Толстой

Интонация знака тире характеризуется не только повыше­нием, но и непременно паузой значительно большей, чем пауза при запятой. Так как этот знак особенно распространен в экс­прессивной речи, функции его могут быть выяснены всякий раз только в контексте.

Неумение владеть искусством голосоведения логической мелодии затрудняет понимание произносимой мысли, и, наобо­рот, искусство выразительно, ярко передавать голосом смысло­вое развитие фразы освобождает говорящего и слушающего от напряжения, которое заставляет первого торопиться, а второму мешает воспринимать речь во всей ее не только смысловой, но и эмоционально-экспрессивной наполненности.

Необходимым условием для осуществления правильного, яркого донесения мысли до слушателя является также умение произносить слитно слова, входящие в речевой такт, произно­сить их как одно большое слово. И так же как в слове один из слогов является более выделяемым, так и в такте всегда есть слово, которое должно выделяться ярче других, а в каком-то из тактов будет слово, наиболее важное для всей мысли фразы. Оно будет называться главным логическим ударе­нием фразы . Все другие выделяемые в тактах слова будут носить название второстепенных логических уда­рений.

Когда мы говорим о фразе, взятой вне связи с другими, вне контекста, то логическое ударение при чтении определяется рит­мической организацией этой фразы: обычно ритмика русской повествовательной фразы требует ударения на последнем значи­мом слове каждого речевого такта, если предложение состоит из нескольких речевых тактов, или же просто на последнем сло­ве предложения, если оно состоит из одного речевого такта.

Условимся обозначать логическое ударение горизонтальной чертой под ударным словом.

Дон, /взлохмаченный ветром, / кидал на берега /гребнистые частые волны.

Собиралась гроза.

Определить главное ударное слово в первой фразе можно только исходя из цели, задачи высказывания. Если главное состоит в том, чтобы обратить внимание на причину возникно­вения волн на Дону, то главным ударным словом будет слово «ветром», если же иметь в виду картину бури, то главным сло­вом будет слово «волны».

Если же включить эту фразу в законченный в смысловом отношении отрезок речи, то есть взять ее в контексте, то ударе­ние (главное) в этой фразе будет определяться общей задачей всего текста. Эта фраза взята из «Тихого Дона» Шолохова. Она является одной из фраз текста, в котором дается описание грозы.

Над хутором /стала бурая туча. /Дон,/ взлохмаченный вет­ром, /кидал на берега/ гребнистые частые волны. /За лавадами/ палила небо/ сухая молния, /давил землю/ редкими раскатами /гром. / Под тучей, /распластавшись,/ колесил кор­шун, /е го с криком преследовали вороны./ Туча,/ дыша холодком , /шла вдоль по Дону, /с запада. /За займищем /грозно чернело ,/ степь/ выжидающе молчала. /В хуторе/ хлопали / закрываемые ставни; от вечерни, /крестясь,/ спешили старухи ; /на плацу/ колыхался/ серый столбище пыли, и отягощенную вешней зарей землю /уже засевали/ первые зерна дождя.

Каждая фраза этого отрывка является частью описания грозы, а слова: туча, волны, молния, гром, носящиеся в воздухе птицы - коршун и вороны; грозное небо и молчанье степи, хлопающие ставни, спешащие старухи, столбище пыли, дождь - являются как бы основными признаками грозы. Эти слова и бу­дут главными ударениями в отрывке. Все другие ударения в так­тах фраз являются красками деталей. Акцентировка их осуществляется логическими паузами.

Следовательно, разобраться в градации ударений (главном и второстепенных) можно только исходя из главной мысли про­изведения или смыслового значения отрывка.

Путь логического анализа - это всегда путь от целого к ча­сти и от части опять к целому. Только так можно установить ударные слова, главные слова по мысли и определить относи­тельную весомость других в общем ходе развития главной мысли произведения или его части (отрывка).

Таким образом, определяя главное ударение, мы должны помнить, что оно выделяет слово, которое оценивается как на­иболее важное для донесения мысли и воссоздания картины повествования.

Во фразе, взятой вне контекста, мы вольны передать любые варианты мысли в зависимости от нашего желания утвердить то, а не иное. Например: «Я учусь в театральном вузе». В этой фразе главным ударным словом может быть любое: и слово «я», и слово «учусь», и слово «в театральном», и слово «в вузе». Если утверждать, что именно я, а не кто другой учится в теат­ральном вузе, то главным ударным словом будет «я»; если же нужно подчеркнуть, что я учусь, а не только числюсь студентом, то преимущественное ударение будет на слове «учусь»; желая отметить, что именно в театральном, а не в каком другом вузе, мы непременно выделим слово «в театральном»; если же возни­кает по смыслу необходимость подчеркнуть, что это не кружок, не студия, а вуз, то выделится последнее слово «в вузе». Но этой же фразой, взятой вне контекста, можно передать утверждение самого факта: «Я студент театрального вуза», без противопоста­вления одного другому, как это было в разобранных случаях. Тогда фраза прозвучит в свойственном русской речи повествова­тельном ритме, с несколько большей смысловой отягощенностью последнего слова, без особой преимущественности ударения по отношению к другим словам, так как всякая резкая преимущественность ударения одного слова в сравнении с другими неиз­бежно вызывает в восприятии слушателя п р о т и в о п о с т а в ­ л е н и е.

Я учусь в театральном вузе.

Наблюдения за живой звучащей речью и практика работы над ее выразительностью мастеров театра позволяют говорить о целом ряде законов, предостерегающих от неверных логичес­ких ударений.

Рассмотрим эти законы.

    Выделение логическим ударением

Цели:

  • Совершенствовать все навыки чтения: сознательность, беглость, правильность, выразительность.
  • Совершенствовать навыки в определении темы, идеи. Умение соотносить смысл и заглавие произведения.
  • Учить выражать свое отношение к прочитанному.
  • Учить детей учиться.

Оборудование: карточки с отрывками из произведений А.С. Пушкина, книги с произведениями А.С. Пушкина, портрет А.С. Пушкина, картины с изображениями луны, полян, зимней дороги, словари С.Ожегова, карточки с опорными словами (зимняя дорога, луна, печальные поляны и т.д.); вспомогательные карточки; колокольчики, магнитофон, запись романса А.А.Алябьева; карточки красного, желтого и зеленого цвета у каждого ученика.

Ход урока

  1. Организация урока. 1мин.
  2. Жужжащее чтение.

а) 3 мин.

  1. Раз царевна молодая, милых братьев поджидая,
    Пряла, сидя под окном, друг сердито под крыльцом
    Пес залаял, и девица видит: нищая черница
    Ходит по двору, клюкой отклоняя пса.
  2. Живет Балда в поповом доме, спит себе на соломе,
    Ест за четверых, работает за семерых;
    До светла все у него пляшет,
    Лошадь запряжет, полосу вспашет,
    Печь затопит, все заготовит, закутит,
    Яичко испечет и сам и обслужит.
  3. Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.
    Верный сторож как со сна шевельнется, встрепенется,
    К той сторожке обернется и кричит: “Кири- ку- ку,
    Царствуй, лежа на боку”.
  4. Удивился старик, испугался;
    Он рыбачил тридцать лет и три года
    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
  5. В сени вышел царь-отец.
    Все пустились во дворец.
    Царь недолго собирался:
    В тот же вечер обвенчался.
    Царь Салтан за пир честной
    Сел с царицей молодой.
  6. Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит.
  7. Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.

8. Повесть “Капитанская дочка”. Отрывок.

Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая в сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это было похоже на плавание судна по бурному морю. Я закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды.

Вид карточки №1.

Три ученика работают со словарем Ожегова. Ищут значение слов “борзый”, “верста”, “ямщик”. Два ученика работают с карточками № 2, № 3.(см. конспект далее.)

Проверка.

Из каких произведений отрывки вы прочитали?

Выставка книг А.С. Пушкина. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о попе и работнике его Балде. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Зимний вечер. Зимнее утро. Капитанская дочка.

б) 2мин.

Ребята, а почему мы начали урок с такой работы? Как вы думаете?
-Действительно мы будем работать над произведением А.С. Пушкина.
- Рассмотрите портрет художника О.А. Кипренского. Он находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
- Послушайте, какой рассказ о Пушкине составил ……………. Карточка № 2.

Продолжит рассказ ………… Карточка № 3.

А.С. Пушкин был еще и драматургом и критиком, но узнаете вы об этом подробнее, когда будете изучать его творчество в старших классах.

(Слова “поэт”, “сказочник”, “прозаик”, “драматург”, “критик” прикрепляются на доску рядом с портретом.)

  1. Работа по теме. 6 мин.
  1. А сегодня мы будем анализировать и учиться читать выразительно стихотворение А.С. Пушкина “Зимняя дорога”.
  • Какую картину вы представляете, когда звучит словосочетание “ Зимняя дорога”?
  • Запах зимы. Какой он? Вдохните глубоко. Почувствуйте, как зимний воздух заполняет легкие.
  • Давайте прочитаем стихотворение вполголоса и представим картину зимней дороги.
  • Жужжащее чтение.
  • Понравилось стихотворение? Чем?
  • Какие строки особенно запомнились? Прочитайте.
  • Какой отрывок захотелось перечитать? Почему?
  • Можно ли было только по заголовку определить настроение стихотворения?
  • Перечитайте про себя. Попробуйте определить с каким настроением вы читаете?
  • Пользуясь словарем настроений объясните, докажите свое настроение.
  • Какие слова и предложения в стихотворении помогают определить грусть, печаль?
  • Прочитайте стихотворение вслух, стараясь передать именно такое настроение.
  • А каким цветом раскрашено это произведение?
  • Давайте перечитаем стихотворение и поищем есть ли это слово в этом произведении.
  • Перечитывание.
  • Как же вы догадались, что стихотворение раскрашено белым цветом, (серым цветом, темными тонами?)
  • Прочитаем еще раз и подумаем, какой образ создал Александр Сергеевич в стихотворении?
зимняя дорога

(на доске выставляется карточка с опорными словами)

  • Чем поэт создает образы?
  • А кто еще может создавать образы?
  • Что помогает художнику создавать образы?
  • А музыканту?
  1. Работа над образами. 6 мин.

Сейчас мы с вами вслушиваясь в музыку пушкинских строк постараемся стать художниками, перенести образ зимней дороги на бумагу.

а) –Прочитайте вслух первые две строчки стихотворения. Какую картинку вы видите, читая эти строки. Расскажите.

(Слово “луна” появляется в специальном наборном полотне, далее в этом же полотне появятся по мере надобности слова “волнистые туманы”, “печальные поляны”, “зимняя дорога”, “тройка борзая”, “колокольчик”, “ямщик”, “разгулье удалое”, “сердечная тоска”, “глушь и снег”, “версты”).

Вы послушали своих товарищей, какая интонация вам ближе?
- Прочитайте следующие 2 строки. Что интересного заметили?
- Почему автор употребил дважды это слово?

А могут ли быть поляны печальными?
- Пушкин переносит свою печаль на те картины природы, которые он видит.
- Знаете ли вы, как называется такой прием, когда образ живого человека, его качества переносят на неживой предмет? Олицетворение).
- Перечитайте эти строки еще раз и найдите еще одно олицетворение?
- А как вы думаете, подходят ли поляны, изображенные на этих картинах, к этим строчкам?

Как удачнее? Почему?

Анализ чтения.

б) 8 мин. Прочитай следующие две строки вслух.

Как вы себе представляете “тройка борзая”?
- Значение слова “борзая” прочитает...
- Поставьте рисунок тройки на картину.

Читаем следующие 2 строки.

О чем они?

Физминутка. 2 мин .

Возьмите с подноса любой колокольчик и позвоните.
- Пробегите с колокольчиком по классу. Послушайте, как он звенит.
- Зачем он нужен лошади?

  • Колокольчик – металлическое (из меди) изделие в форме полого усеченного конуса с подвешенным внутри стержнем (языком) для звона. Одевали на дугу.
  • Бубенцы – полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании. Одевали под шею лошади.

Какое у вас сейчас настроение?
- А у Пушкина?
- Какие строки говорят об этом? Прочитайте.
- Что значит “утомительно” гремит?
- Замените словом близким по значению.
- Попробуйте постучать однозвучно.
- Приготовьтесь читать эти 4 строчки в нужном темпе, тоне, выделяя слова на которые падает логическое ударение.

Чтение 2-3.

в) 5 мин.

– Перечитайте все третье четверостишье вслух.
- Какие слова непонятны?

(Ямщик)

Кто такой ямщик прочитает по словарю Ожегова ………(Ямщик – возница на лошадях)

Прочитайте до конца.
- Как понимаете “вёрсты полосаты”?
- Что такое “верста”?

верста

Прочитаем в словаре Ожегова значение этого слова. (В конце 17 века: Верста- полосатые столбики, которые устанавливались через определенное расстояние. Верста – старинная единица измерения длины. Межевая верста – 2,16 км. Путевая верста – 1,06 км. Верста – древнее название поприще.)

Расставьте версты на картине.
- Перечитаем четверостишье, обращая внимание на паузы.

(Чтение 2 чел. Анализ чтения).

Давайте вспомним, какой образ нарисовал Пушкин в этом стихотворении? (Образ зимней дороги)
- Перечитаем слова, которые помогли нам раскрыть образ зимней дороги.

(Луна, ……………………………………………верста)

  1. Работа над выразительностью в парах . 3 мин.

а) (2 человека выходят к доске)

Карточка:

  • Во всем ли вы согласны с художником?
  • Что бы ты нарисовал по-другому?
  • Что добавил бы?

Учащимся даются модели – рисунки различных деревьев.

б) - Прочитайте задание на карточке № 3.

1 вариант. Прочитай стихотворение своему товарищу, соблюдая паузы, тон, темп, настроение.

2 вариант. Послушай, как читает твой товарищ и скажи, удалось ли ему прочитать стихотворение, соблюдая паузы, тон, темп и настроение.

Поменяйтесь карточкой.
- Кому из ваших товарищей удалось прочитать стихотворение выразительно?
- Что значит читать выразительно?

Чтение 2 человек. Анализ чтения.

Рисунок 8

Что изменилось на картине?
- Понравилось ли Вам?
- Откройте учебник и рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Какая картина Вам понравилась больше, созданная нами или в книге? Почему?

  1. Работа над идеей стихотворения. 3 мин .

(Читает учитель)

Что Вы узнали после того, как я вам прочитала его? (Пушкин хотел как можно быстрее оказаться дома.)

  1. Вывод. Итог урока . 2 мин.

Что помогает поэту передавать его чувства? (Слова)
- А художнику? (Краски)
- А музыканту? (Музыка)

На это произведение были написаны разные мелодии. Послушайте романс А.А.Алябьева.
- Понравилось?
- Что хотел передать композитор?

  1. Домашнее задание. 1 мин .

Кто запомнил это стихотворение наизусть. (Если есть такие ученики, дать им возможность прочитать)
- А что Вы хотели бы сделать дома? (выучить наизусть)

  1. Итог урока. 1 мин.

Оценивание учащихся.

Тема : А. С. Пушкин. "Зимняя дорога"

Цели :

Продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина;

Формировать навыки анализа лирического текста;

Развивать творческие способности учащихся;

Расширить лексический запас;

Развивать умение работать в группе, индивидуально;

Воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи :

Уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

Уметь определять тематику, описывать лирического героя;

Развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование : портрет А. Пушкина, кроссворд, музыкальная запись П. Чайковского "Времена года. Зима", колокольчики, наборные рисунки, запись романса А. Алябьева "Зимняя дорога", картина Саврасова "Зимняя дорога", лексический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Решение кроссворда:


1. Кто был хозяином умелого работника Балды?

2. Где бродил кот ученый?

3. Кто кричал Додону: "Царствуй, лежа на боку"?

4. Где родился поэт Пушкин?

5. Как звали няню поэта?

6. Кто сказал о Пушкине: "Ему лиру передаю"?

Чье имя было загадано в кроссворде?

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. А что еще вы помните о нем?

Ответы учащихся

3. Объявление темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А. Пушкина "Зимняя дорога". Но мы знаем, что выразительно прочитать стихотворение очень трудно. Для начала его нужно выучить наизусть. А что еще нужно сделать?

Вот и мы попробуем заглянуть в мастерскую поэта, узнаем, как удается Пушкину передать настроение зимы.

4. Подготовка к восприятию темы

А) Составление кластера

Что вы знаете о зиме? Какие явления природы сопутствуют этому времени года?

Б) Восприятие музыкальной темы

Прежде, чем перейти к чтению, я хочу, чтобы вы прослушали один музыкальный отрывок.

Звучит музыкальная композиция: П. И. Чайковский "Времена года. Зима"

Что вы слышите? Какое время года рисует ваше воображение?

(Зима. Скрип полозьев, свист вьюги, треск льдинок под ногами)

Во времена Пушкина уже существовали автомобили? (Нет)

На чем передвигались люди по зимней дороге? (На санях, запряженных лошадьми)

5. Первичное знакомство с текстом

Закройте глаза и попробуйте мысленно нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Что вам представляется? (картина зимней дроги, бесконечной, длинной)

Какое настроение передают лирические строки? (печальное, грустное, одинокое)

(Картина Саврасова "Зимняя дорога" )

6. Анализ текста

А) Самостоятельное чтение стихотворения

Жужжащее чтение

Б) Лексическая работа

Перечислите слова, которые кажутся вам непонятными.

Разъяснение слов с помощью словаря и иллюстраций:

Тройка борзая - тройка лошадей, запряженная в сани. Тройка бежит быстро, легко, поэтому автор говорит о борзой тройке.

Колокольчик однозвучный - к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.

На столе учителя несколько колокольчиков.

Возьмите один из колокольчиков, позвоните. Какие звуки вы слышите? Как бы звучал этот колокольчик на зимней пустынной дороге?

Ямщик - тот, кто управляет лошадьми.

Разгулье - веселое гуляние.

Версты - старая русская единица измерения расстояния. В одной версте 1066 метров. А "полосаты версты" - потому что каждая верста отмечалась столбиком, раскрашенным в полосы черного и белого цвета.

Прочитайте стихотворение еще раз, обращая внимание на эти слова.

В) Анализ выразительных средств лирического произведения

Перечислите все глаголы, которые встретились вам в тексте. Учитель записывает слова на доске. (пробирается, льет, бежит, гремит, слышится). Обратите внимание, что большинство глаголов "звуковые". Произнесите про себя эти слова. Что вы слышите? (звуки зимы, шорох, шум, гром) Для чего автор использует их? (Чтобы передать звучание зимней дороги)

Найдите в первой строфе прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.

Волнистые туманы - туман, похож на волны, который окутывает землю и небо.

Печальные поляны - поляны тихо светятся в лунном свете. Но стоит ночь, солнышка не видно, а потому природа печалится.

Какое настроение охватывает вас при прочтении этих строк? Зачем Пушкин дважды использует слово "Печальный, печально"?

Вспомните, как называется этот троп? (олицетворение)

Найдите эпитеты во второй строфе. (Скучная дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный.)

Нарисуйте словесно картину, которая вам представляется. Почему дорога скучная?

Как вы понимаете слово "утомительно"? Подберите к нему синонимы (устало, напряженно).

Найдите эпитеты в третьей строфе. (разгулье удалое, сердечная тоска)

Подберите синонимы к слову "удалое". (веселое, шумное, разухабистое, задорное)

Меняется ли общее печальное настроение от употребления слова "удалое"? Почему?

Прочитайте последнюю строфу. Объясните, почему здесь практически нет глаголов? (Автор стремится передать одиночество и тишину, которая охватывает путника)

Для чего Пушкин в последней строфе дважды использует многоточие? (Чтобы передать бесконечность зимней дороги).

Г) Работа над интонационным строем произведения

Задание двум ученикам. Один читает стихотворение медленно, второй - быстро.

Какой темп выбран правильно? Объясните свой ответ.

Послушайте романс А. Алябьева на стихи Пушкина "Зимняя дорога". Обратите внимание на темп музыки, логические ударения.

7. Работа с образами

Учитель использует наборные рисунки и составляет картину по ответам учащихся.

Сейчас мы вслушаемся в музыку стихотворения и попробуем себя в роли художников. Обратите внимание на то, что Пушкин описывает ночь. Какие цвета нам понадобятся?

Учащиеся читают стихотворение, на полотне появляются образы луны, полян, тройки, верстовых столбов, ямщика, колокольчик.

8. Практическая работа в группах

Учащиеся на больших листах создают коллаж на тему стихотворения.

9. Подведение итогов и выставление оценок

10. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение наизусть.

2) Нарисовать пейзаж по мотивам стихотворения.

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами . Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания - грамматическими паузами , но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ". Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.

Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой - |, более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами - ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами - |||.

Вот как можно расставить в тексте логические паузы:

«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77-78.).

Логическое (или смысловое) ударение - это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, - это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.

Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона - тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова.

Изменение высоты тона дает возможность наиболее полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же пользуются только силой голоса, даже в комбинации с замедлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих.