Когда будет колонизация марса. Перспективы освоения Марса, — нужны ли человечеству колонии на Красной планете. Предпосылки для колонизации Марса

Как бы парадоксально не звучало, наша Солнечная система для человека малоинтересна. Внутренние планеты представляют собой сочетание неудобных условий и отсутствие каких-либо интересных человечеству ресурсов, внешние же (от Юпитера и далее) не пригодны для колонизации вовсе, поскольку являются газовыми гигантами. Отдельный интерес могли бы представлять их спутники, но увы, их большая удалённость делает их также малопривлекательными.

Однако, человечеству всё же придётся расселяться по просторам нашей системы, чтобы элементарно выжить, поскольку ресурсы Земли не бесконечны. Для этого придётся все пригодные космические объекты в конце концов терраформировать, то есть создавать на них условия подобные земным в глобальном масштабе. Это необходимо, поскольку использование небольших баз для переселения туда жителей Земли нецелесообразно.

Возможно, через несколько тысяч лет, человечество сможет освоить «разборку на атомы» газовых гигантов, типа Юпитера и Сатурна, чтобы потом из их вещества делать огромные орбитальные станции или даже целые планеты. Однако, в ближайшее время, мы вынуждены будем ограничиться более простыми методами инженерии, аналогичными тем, которые применяем в повседневной жизни на Земле.

Если рассматривать внутренние планеты спутники: Меркурий, Вернеру, Марс и Луну то, первым, скорее всего, будет колонизирован Марс. Это имеет очень простое объяснение. Луна, несмотря на свою близость является объектом безжизненным и бедным, то есть не будет представлять для землян никакого интереса. Меркурий и Венера из-за условий на их поверхности, заключающихся в огромной температуре (а на Венере ещё и в давлении), возможно, даже в ближайшие тысячелетия колонизированы не будут. А вот Марс… Марс удивительно идеально подходит не просто для колонизации землянами, он подходит для полного преобразование его в некое подобие Земли. Что же делает его таким особенным?

Во-первых, он может иметь густую атмосферу наподобие земной. Первая космическая скорость на Марсе составляет 3.6 км/с; это означает, что гравитация Марса способна удержать возле себя атмосферу, не дав ей улететь в космос (у газов земной атмосферы скорость движения составляет около 2.5 км/с). Во-вторых, на Марсе обнаружена вода; огромное количеств водяного льда найдено не только в полярных ледниках Марса, но и под его песчаной поверхностью. Вода – основа нашей жизни, поэтому если она есть в больших количествах на Марсе, шансы его колонизации значительно возрастают. В-третьих, структура почвы Марса похожа на земные вулканические пески, то есть, как минимум, она нейтральна к флоре нашей планеты; следовательно, если в эту почву внести питательные вещества, то можно будет на Марсе и картофель выращивать. Ну, и небольшая изюминка на торте: сутки на Марсе, называемые «сол», имеют длительность всего лишь на двадцать минут меньше, чем на Земле, что будет представлять определенное удобство людям, живущим там.

Однако, всё это, возможно, будет когда-нибудь. В настоящее же время Марс являет собой весьма непривлекательное зрелище. Средняя температура на планете достигает -60°С, давление атмосферы в 100-200 раз меньше земного, а самым распространённым газом является углекислый. И, тем не менее, это лучшие условия для колонизации, которые есть у человечества. Отдельную проблему составляет отсутствие у Марса магнитного поля, что является причиной высокого уровня радиации на поверхности планеты; оптимальным решением этой проблемы является укрытие блоков модулей, в которых будут жить колонисты, слоем марсианского грунта.

Как будет происходить это процесс? Скорее всего, колонизация начнётся с постройки полностью автономной базы для живущих там людей. Даже с учётом всех благоприятных факторов, полёт на Марс с Земли нынешними средствами занимает от 2 до 4 месяцев при благоприятном расположении планет, случающимся раз в 2 года. Таким образом, необходимо изначально рассчитывать на то, что помощь с Земли в случае нештатной ситуации может прийти с серьёзным опозданием и надо быть, как минимум, готовым переждать достаточное длительное время в автономном режиме.

Основной задачей колонии на Марсе будет постоянный её рост, причём необходимо будет максимально локализовать добычу природных ресурсов и производство модулей станции из них, чтобы быть независимым от поставок сырья с Земли.

Отдельную проблему будет составлять выращивание пищи для всё разрастающегося населения колонии. Поскольку организовать цикл непрерывного круговорота питательных веществ (наподобие тех, которые существуют в экосистемах Земли) на первых этапах будет невозможно, не исключены некоторые неудобства в питании колонистов. Поэтому, вполне возможны варианты питания сублимированной пищей; не исключено использование в качестве еды «аминокислотного коктейля» или даже пищи промышленного производства. Последнему сейчас уделяют много внимание в Китае и Японии, поэтому анекдотическая «пластиковая каша» может стать вполне реальной вещью для космонавтов будущего. Если удастся реализовать в колонии полностью автономную систему питания, можно будет считать этот этап колонизации завершенным.

Когда население Марса превысит число, необходимое для организации крупного промышленного производства, начинается второй этап: постройка комплексов по обогащению атмосферы Марса кислородом и азотом. Таким образом, будут достигнуты условия, необходимые для существования человечества безо всяких защитных средств; с учётом удаленности Марса от Солнца, одного лишь слоя атмосферы будет достаточно для защиты поверхности от радиации.

Футурологи отводят на первый этап колонизации Марса около сотни лет, на второй – около тысячи. В исторических рамках это, конечно, пустяк, однако, хватит ли нам времени? Дело в том, что если человечество продолжит расти и развиваться подобными темпами, лет через 200 нас ожидает немилосердный конец в виде смерти от голода. И, можно сказать, что в настоящее время человечество ожидает серьёзный экзамен на выживание: сможет ли оно грамотно распорядится остатком ресурсов, чтобы выйти, наконец, из своей колыбели-Земли?

Глава компании SpaceX, американский бизнесмен Илон Маск, выступая в мексиканском городе Гвадалахара на 67-м конгрессе Международной федерации астронавтики, представил проект межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System), предназначенной для колонизации Марса. Предполагается, что на Красной планете будет построено полностью автономное поселение. Благодаря ITS в колонию на Марсе через полвека переберется миллион человек.

По мнению Илона Маска, человечеству, чтобы выжить, необходимо колонизировать другие миры. Марс для этого подходит лучше всего, поскольку условия на планете хоть и отдаленно, но все же похожи на земные. На соседней Венере слишком жарко, а спутники Юпитера и Сатурна, где также можно было бы создать колонию, расположены слишком далеко. Освоение этих лун, в частности, Энцелада, - уже следующий этап колонизации Солнечной системы.

Илон Маск является основателем компаний SpaceX (производит ракеты и космические корабли) и Tesla Motors (создает электромобили), а также инициировал проект Hyperloop (гибридной транспортной системы из вакуумного поезда и маглева). Он также принял участие в создании компаний PayPal (занимается электронными платежами) и SolarCity (солнечная энергетика).

Терраформирование Марса, то есть создание там максимально похожего на земной климата, по Маску, может занять несколько сотен лет. Это дело далекого будущего. Бизнесмен полагает, что в прошлом на Красной планете была более плотная атмосфера и текли водяные реки. Маск согласен с теми учеными, которые считают возможным вернуть Марс в его прежнее состояние. Тогда планета станет пригодной для земледелия без парников и жизни хотя бы примитивных микроорганизмов.

Сегодня, по оценкам, стоимость отправки человека на Марс - 10 миллиардов долларов. Маск считает, что и 10 миллионов - это слишком дорого. И предлагает программу удешевления полетов на Красную планету. Деньги на нее он намерен найти у частных партнеров и энтузиастов. Государство, судя по всему, в этом SpaceX не помогает. НАСА также, несмотря на сотрудничество со SpaceX по программе Международной космической станции, к проекту с осторожностью.

Маск предлагает создать пилотируемый корабль вместимостью 200 человек. На околомарсианской орбите должна накопиться тысяча таких аппаратов. Всего от Земли до Марса планируется около десяти тысяч перелетов. Путешествие займет не более 150 суток, а стоимость доставки полезного груза составит 140 тысяч долларов за одну тонну.

Концепция ITS основывается на нескольких ключевых технологиях - многоразовости, дозаправке кораблей на орбите и использовании марсианского топлива. В качестве топлива предлагается метан, который можно получать на Марсе из воды и углекислого газа. Все двигатели на ракетах останутся химическими - ионные или ядерные варианты не рассматриваются. На ракету ITS планируется поставить двигатель Raptor, у которого самое большое отношение тяги к массе. Этот агрегат недавно прошел испытания, в перспективном носителе предусмотрено 42 двигателя. Топливные баки для Raptor предполагается изготавливать из углеволокна.

Ракета для колонизации Марса будет самой крупной из когда-либо созданных человеком: диаметр - 12 метров, высота - 122 метра (вместе с головной частью). Первая ступень носителя ITS - это увеличенная первая ступень средней ракеты Falcon 9. Для ее возвращения на Землю после отправки корабля на околоземную орбиту потребуется около семи процентов всего топлива первой ступени.

С ракетой ITS, как отметил Маск, можно доставить груз в любую точку Земли максимум за 45 минут. Диаметр пилотируемого корабля, размещаемого в головной части, составит 17 метров, высота - 50 метров. Грузоподъемность - 450 тонн (вместе с топливом). Шесть двигателей работают в космосе, три - в атмосфере. После презентации ITS бизнесмен ответил на вопросы присутствующих в зале.

Из его ответов стало известно, что денег на самостоятельное финансирование проекта ITS у SpaceX нет - компания зарабатывает исключительно на заказах НАСА и коммерческих спутниках. Однако ситуация может поменяться. Если в настоящее время из пяти тысяч сотрудников SpaceX над ITS работают около 50 человек, то с течением времени, когда инвестиции в проект вырастут до 300 миллионов долларов в год, бизнесмен надеется резко увеличить их количество.

На вопрос россиянки Анастасии о привлечении иностранных граждан к проекту Маск ответил так: в программе ITS может участвовать любой желающий. Но для этого, помимо таланта, нужна еще и грин-карта. Для сравнения, в компании Tesla ситуация проще - там четверть сотрудников - иностранцы.

Маск подтвердил свое намерение отправить в 2018 году к Марсу при помощи тяжелой ракеты Falcon Heavy, испытания которой намечены на осень 2016 года, беспилотную миссию на корабле Dragon V2 (расчетной вместимостью до семи человек). После этого он планирует отправлять на Красную планету аппараты каждые 26 месяцев: две миссии в 2020 году, как минимум одну в 2022-м и, вероятно, пилотируемую миссию через два года с высадкой на планету в 2025 году. Пуски планируется осуществлять на разрабатываемой ракете-носителе Falcon Heavy, а старт 2020 или 2022 годов - уже на ракете ITS.

Первый марсианский корабль в SpaceX собираются назвать Heart of Gold. Маск признал: к сожалению, нет никаких гарантий того, что первые колонизаторы смогут вернуться на Землю. Путешествие на Марс он традиционно сравнил с открытием и заселением Америки. От себя добавим, что в Европе такие переселения, как и предшествующее им открытие Америки, многими считались безумием. Станет ли Илон Маск новым Христофором Колумбом или окажется расчетливым бизнесменом с богатой фантазией - покажет время и его дела.

Идея жизни на Марсе впервые появилась в научной фантастике в начале 19 века, когда американский астроном Персиваль Лоуэлл (Percival Lowell) предположил, что каналы на Красной планете были построены разумными инопланетянами. Однако если научно-фантастические идеи колонизации Марса когда-нибудь станут реальностью, то как это будет выглядеть?

Летом 1965 года космический корабль НАСА “Маринер-4” впервые совершил облёт вокруг Марса, а шесть лет спустя, спускаемый аппарат космической станции “Марс-3” принадлежащий Советскому Союзу стал первым космическим аппаратом, которому удалось совершить мягкую посадку на поверхность Красной планеты. С тех пор, имели место многочисленные успешные миссии к нашему соседу, в том числе четыре марсохода: ныне прекратившие свою работу Sojourner и Spirit, и все ещё активные Opportunity и Curiosity, а также орбитальный аппарат НАСА Mars Odyssey, которому удалось составить карту Марса.

В настоящее время NASA готовится к пилотируемому полёту на Марс, который намечен на 2030 год.

“Ещё не определено в каком именно районе Марса высадятся астронавты, однако базу для будущей марсианской колонии, вероятнее всего необходимо строить где-то в северных широтах”, отметил Ашвин Васавада (Ashwin Vasavada), заместитель руководителя проекта Mars Science Laboratory.

Как и Земля, Марс имеет несколько сезонов, что обусловлено наклоном планеты относительно её оси. Южное полушарие отвернуто от Солнца, когда планета находится в дальней точке своей орбиты, в результате чего там наблюдаются значительно более холодные зимы, чем в северном полушарии. В северном же полушарии будет около семи месяцев весны, затем шесть месяцев лета, после чуть более пяти месяцев осени, и всего лишь около четырёх месяцев зимы. Год на Марсе равен примерно 1,88 земного года, а день длится чуть более 24 часов.

Средняя температура на Марсе составляет минус 60 градусов по Цельсию, но она может варьироваться от минус 126 С, зимой вблизи полюсов, до 20 C летом близ экватора. Температура также может резко изменяться в течение всего одной недели. Такие колебания температуры на Марсе, часто приводят к мощным пыльным бурям, которые порой могут окутать всю планету всего за несколько дней. Несмотря на то, что эти бури скорее всего не смогут физически навредить колонистам, они могут стать причиной выхода из строя электроники или солнечных батарей.

Хотя плотность атмосферы Марса составляет всего около одного процента от земной, этого будет достаточно для того, чтобы сжечь большую часть метеоров. Однако такая атмосфера и отсутствие мощного магнитного поля заставит колонистов решить проблему радиационного космического излучения.

“Что касается вулканической и тектонической активности, то об этом можно не беспокоиться”, – подчеркнул Васавада.

Что касается погоды, то колонисты смогут наблюдать лишь небольшие тонкие облака и слабый туман по утрам. Из-за низкого содержания влаги в атмосфере, тут никогда не бывает грозовых туч и полноценного дождя.


Долина Маринера с расстояния в 2 500 километров. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech.

С такими ясными небесами, марсианская ночь полна звёзд. Астрономы-любители смогли бы, наблюдать за лунами Марса – Деймосом и Фобосом, которые, к слову, могут взойти в одно и то же время. Оба этих спутника значительно меньше, чем наша Луна, но они также могут, хоть и частично, заслонять Солнце. Днём небо обычно имеет оранжевый оттенок, поскольку в атмосфере присутствует большое количество пыли. Восход и закат похожи на земные, однако область вокруг Солнца имеет синий оттенок.

На Марсе также имеются довольно интересные места для будущих туров. Это, например, гора Олимп, которая является самым высоким вулканом в Солнечной системе, и возвышается на 25 километров над окружающими его равнинами, или долины Маринера протяженностью более четырёх тысяч километров, кроме того не стоит забывать об огромных полярных ледяных шапках планеты.

Человек полетит на Марс уже в 2022 году, это будет началом колонизации, уверено прояснил проект освоения марсианской пустыни глава SpaceX Илон Маск на минувшем конгрессе в Австралии. В 2022 году мы рассчитываем отправить два корабля на Марс, а через два года будут совершены четыре рейса с космонавтами.

Илон Маск, Если вы готовы умереть, вы — идеальный кандидат для путешествия на Марс

Представляя свой проект по колонизации Марса глава SpaceX Илон Маск значительно опережает НАСА, которое не планирует отправлять человека на Марс до 2034 году. Презентуя ужасно огромную ракету «Big Fucking Rocket» (снимок ниже) предприниматель добавил, что строительство ракеты BFR начнется через 6-9 месяцев.

«Мы твердо убеждены, что через пять лет мы сможем построить запланированную систему перелета», — уверен Маск. Первым шагом мы планируем поиск воды на колонизируемой планете для производства топлива и создания инфраструктуры последующих этапов .

В рамках реализации проекта планируется построить космический корабль гигант. Ранее подобный корабль представлялся исключительно на страницах фантастики как экспедиционное судно колонизатор.

небольшая точка в нижней правой части рядом с кораблем — человек

Компания SpaceX планирует построить сверхтяжелую ракету BFR, длиной до 100 метров и диаметром 9 метров. Расчетная грузоподъемность составит 150 тонн.

Ракета запустит межпланетный корабль с хорошей комфортабельностью из 40 кают. В каждой каюте можно будет разместить два или три космонавта, составляя экспедиционную команду около 100 человек.

Илон Маск, миллиардер-магнат, президент SpaceX, наконец более подробно поведал о своих конкретных планах по привлечению человечества к Марсу.

Кстати, в отличие от полета на Марс с возвращением на Землю, как планируется в миссии НАСА, Илон Маск говорит: «Если вы готовы умереть, вы — идеальный кандидат для путешествия». К слову напомнить, Марс оказывается настолько увлекательное место, что

МИССИЯ НА МАРС ОТ ИЛОНА МАСКА:

→ Маск убежден, что у нас есть два пути: либо мы умираем на этой планете, либо становимся межпланетной расой.

→ Маск в настоящее время интересуется только возможность зарабатывать больше денег, чтобы финансировать .

→ Ракета, предназначенная для задания, кодовое название «BFR», что означает Big Fucking Rocket, дает ссылку на видеоигру DOOM и ее Big Fucking Gun.

→ Корабли будут заполнены 100 тоннами пассажиров и грузов, двигательные установки которых способны выработать чудовищное количество энергии, чтобы все вывезти к Марсу. Говорят, их можно повторно использовать хоть тысячу раз.

→ На самом деле, миссия больше не выглядит поездкой в один конец. Просто чтобы вернуться домой, наряду с хорошей дозой топлива в запасе (согласно планам), космонавтам желательно подсобрать топливо на Марсе.

ЗАСЕЛЕНИЕ МАРСА.

Идея быстрой колонизации Марса заключается в возможности отправлять до 100 человек на корабле за одну «поездку», которая займет от 80 до 150 дней в зависимости от времени года (из-за местоположения планет).

Цель, на которую держат ориентир и вовсе звучит невероятной для современных технологий ракетостроения: принимать до 200 человек на борт корабля, для снижения транспортных расходов, а также … проводить в полете только 30 дней! Ну, за месяц до Марса, пожалуй, при таких возможностях можно , чтобы поменять уставший за 40 лет реактор.

Говоря о стоимости, Маск хочет видеть путешествие на Марс не дороже покупки дома. Затраты должны снизиться в будущем, учитывая, что Марс предложит большое количество новых рабочих мест. Кстати, относительно финансирования Маск считает, что наилучшим подходом является государственно-частный.

Согласно планам, разработанным в недрах SpaceX для создания цивилизации, которая может поддерживать самостоятельность на Марсе потребуется от 40 до 100 лет. Учитывая возможность создания кораблей, перевозящих тысячи людей, уже через 100 лет на Марсе должно поселиться 1 миллион человек.

Илон Маск признает и не скрывает: первая «поездка» на Марс будет чрезвычайно опасной и нет возможности снизить высокие показатели рисков, которыми наверняка обладает миссия. «Если вы готовы умереть, вы — идеальный кандидат для путешествия на Марс … в конце концов это большое приключение, дающее восторг от будущего, будьте вдохновлены и живете».

В главной задаче Илон Маск ставит первую миссию на Марс запущенную SpaceX в 2022 году, если это возможно; самое позднее, в 2024 году. Следующее десятилетие откроет исследование космоса и, если все будет хорошо, уже есть планы пойти и исследовать другие части нашей вселенной.

Когда людей на Земле станет слишком много – очевидно начнется активная колонизация соседних планет. На сегодня, в основном из-за дороговизны процедуры освоения Космоса, вопрос переселения людей в иные атмосферы практически никак не решается. Но как вы понимаете это лишь вопрос времени, денег и постепенного истощения природных ресурсов нашей планеты.

Впервые задуматься о том, отправилась бы лично я в марсианскую экспедицию с невозможностью возвращения на Землю, пришлось примерно год назад. Тогда во всех СМИ пестрила новость о том, что международный проект Mars One набирает группу добровольцев из 4-х человек для основания колонии на поверхности Марса и трансляции происходящего с новой планеты по нашему ТВ. Помню, что даже видела на эту тему сюжет с девушкой из России, которая подала заявку на участие в колонизации Марса и весьма убедительно говорила в интервью какому-то каналу о том, почему готова отважиться на данное мероприятие.

Если честно, на тот момент меня повергло в шок такое положение дел – вам предлагают улететь на неведомый Марс для того, чтобы построить там цивилизацию, испытать все тонкости и тяжбы создателей на своей шкуре и больше никогда ни одним глазком не увидеть планету, на которой родился , никогда не вернуться на Землю. Возможно, я слишком люблю синее небо и воздух, возможно, я чрезвычайно скептически отношусь к самопожертвованию людей, возможно, я не настолько отчетливо понимаю и вижу миссию человека во Вселенной, чтобы положительно отозваться о безвозвратном переселении человека на Марс.

Однако, безусловно, в нашем современном мире и жизни есть веские основания на то, чтобы осваивать, так или иначе, другие планеты. В том числе и Марс – наиболее оптимально расположенное от Земли планетарное пространство, с найденными толщами воды и более-менее ощутимыми признаками или возможностями для создания и поддержания жизни.

В данном материале я хочу рассмотреть все за и против относительно колонизации Космоса, на примере не первый год рассматриваемой как учеными, так и фантастами самой красной планеты в известной нам Галактике.

В результате долгих и скрупулезных исследований вопроса выяснилось, что обустроить жизнь на Марсе это вам не шоколадку скушать . Хотя с одной стороны он и находится относительно недалеко от Земли, а также обладает наиболее подходящими природными характеристиками для освоения поверхности человеком, говорить о том, что поработить Марс будет легко и просто не приходится.

А дело вот в чем. Наряду со всеми имеющимися различиями Марса и Земли, куда входит и разность силы тяжести, и температура поверхности неосвоенной планеты, и низкое атмосферное давление с маленьким магнитным полем, красная планета таит еще и на пути в своем направлении целый букет опасностей . Здесь следует отметить высокий уровень космической радиации , опять-таки сезонные колебания температуры, а также её ощутимую разность за одни сутки. При полете и нахождении на Марсе никак не разрешенным останется вопрос метеоритных дождей , и соответствующих последствий. Также человека подстерегает на пути к красной обители перхлоративная и гипсовая пыль в буквальном смысле уничтожающая и заражающая всё живое.

И если завести ракету на Земле и отправить её в Космос в направлении Марса сегодняшняя наука и инженерия практически способны, то приземлить летательный объект на планете с низким атмосферным давлением будет чрезвычайно сложно . Для этого потребуется соблюсти такие тонкие и подчас непредсказуемые пункты как — остановка двигателей до того как летательный объект войдёт в атмосферу Марса, воспроизвести торможение об атмосферу, а также начать его с помощью двигателей находясь непосредственно в атмосфере, и в довершение ко всему осуществить приземление на определенного типа подушки.

Но как вы понимаете, технические сложности это лишь одна сторона медали. Полететь и приземлиться на Марсе хоть и трудно, и дорого, но уже сегодня выглядит достижимой для человечества задачей. Однако выжить на планете без кислорода и растений типичному индивиду с Земли будет крайне проблематично .

И вот почему – во-первых, до сих пор неизвестно как будет происходить адаптация человеческого организма к особенностям марсианской гравитации.

Во-вторых, из-за невозможности выйти наружу человеку придется всё время проводить в запертом помещении, в ограниченном кругу людей – а это, по мнению врачей, может привести к глубокому стрессу, депрессии и прочим психологическим расстройствам.

Кроме этого, земляне столкнутся с нарушениями сна, работоспособности и корректировкой процесса метаболизма. Исследователи отмечают, что помимо всего прочего люди испытают на себе ортостатическую неустойчивость после приземления на Марс, негативные последствия ждут человека и в связи с воздействием космической радиации.

И, тем не менее, если рассматривать колонизацию Космоса как неизбежную необходимость для человечества, то, пожалуй, лучше Марса нам ничего не найти . Полет до красной планеты по расчетам ученых должен занять не более девяти месяцев, а жизнь на Марсе потребует небольших энергетических расходов, если сравнивать освоение планеты с другими допустимо возможными.

Среди плюсов Марса относительно освоения его человеком выступают и его некоторые сходства с нашей планетой. Например, то, что у Марса также как у Земли есть атмосфера , правда весьма разряженная, за счет чего человек сможет без специального костюма прожить в ней не больше одной минуты, однако она всё-таки защищает кое-как от радиации, и может быть использована для торможения летательных аппаратов. Из обнаруженных достоинств Марса явным плюсом стало подтверждение наличия воды на планете . Правда, в замороженном виде, но сама по себе вода – это уже возможность поддержания жизни, а не этого ли мы хотим?

Более того, пока что теоретически говорится о том, что на красной планете, прямо в грунте возможно выращивание растений . Исследования показали, что марсианский грунт по химическому составу и соотношению ряда иных характеристик довольно-таки близок к земному. Плюсов Марсу добавляет и в целом химический состав его поверхности – обилие минералов, полезных ископаемых, которые позволят еще долго и счастливо существовать землянам , если только мы научимся их добывать на Марсе и доставлять на свою планету.

А сейчас давайте вернемся к тому, с чего начали – почему вообще возникли такие мысли у человечества как колонизация Марса? Неужели люди являются такими ярыми эксплуататорами, что сумели засорить Землю, истощить её и перенаселить, что теперь им придется искать прибежище на холодном и непонятном красном шаре, вдалеке от синего неба, обилия кислорода и привычной силы притяжения?

Вообщем-то, всё так и есть. Ключевыми целями колонизации Марса являются:

  • промышленная добыча полезных ископаемых,
  • решение демографических проблем Земли,
  • создание запасного «убежища» в случае серьезного катаклизма на нашей планете,
  • а также основание научной базы непосредственно на Марсе для изучения планеты, её спутников и дальнейшего освоения космического пространства.

Несмотря на то, что первый полет в космос, а также посещение человеком Луны состоялись уже несколько десятилетий назад, покорение землянами иных планет тормозится до сих пор. И связанно это не только с высокой вероятностью гибели первооткрывателей Марса и исходя из этого очевидным риском человеческих потерь, но и, конечно же, с финансовой картиной.

Так, например, для создания ядерной электродвигательной установки, которую готовит Росатом, только в 2010 году было выделено 430 миллионов рублей . В свою очередь на разработку двигателей, генераторов и турбокомпрессоров, порученную Роскосмосу тогда же было выделено 70 миллионов рублей. Все это спонсирование направлено на создание ядерной электродвигательной установки будущего поколения ракетной техники, для предстоящего в первой половине 21-го века пилотируемого полета на Марс с российской стороны.

А вот в США расчеты 1992 года на предстоящий пилотируемые полет к Марсу требовали не менее 400 миллиардов долларов , что предопределило отказ правительства от подобной авантюры и на несколько лет закрыло «глаза» на освоение красной планеты. Однако уже в 2011 году, действующий президент США Барак Обама высказался о том, что американские астронавты таки планируют лететь на Марс. И в 2013 году миру стало известно о проекте организации Inspiration Mars Foundation , целью которой является пилотируемая экспедиция к Марсу, стартующая в 2018 году.

Что касается финансирования кампании, то его первые два года будет осуществлять известный всему миру бывалый в космосе Деннис Тито. В целом, цена вопроса полета на Марс в рамках Inspiration Mars Foundation варьируется в промежутке от одного до двух миллиардов долларов , что вызывает некое подозрение своей дешевизной. Для сравнения, НАСА тратят на программу Mars Science в два с половиной миллиарда долларов больше.

Как видите, стоимость всего лишь полета на Марс нескольких человек обойдется космическим державам довольно дорого. Но если взять во внимание то, сколько правительство США и других развитых стран тратит из своих бюджетов на создание оружия и грамотно расставить приоритеты, то освоение Космоса окажется не таким уж затратным . Тут лишь важно отчетливое знание – возможно ли устроить жизнь людей на Марсе, и так ли он богат ископаемыми, как нам это кажется с Земли.

Загвоздка тем временем кроется еще и в том, что если отправить на Марс экспедицию, скорее всего, землянам удастся, то вернуть оттуда людей обратно вряд ли получится . Именно поэтому предстоящая колонизация космоса и требует от желающих полететь понимания и осознания о том, что дороги назад не будет .

Сторонники заселения Марса людьми на этот счет настроены весьма позитивно, и подкрепляют это тем, что при всех необходимых первоначальных затратах на транспортировку человека и обеспечение его жизнедеятельности на Марсе, в случае удачной автономии и успешной организации производства на новой планете при условии невозвращения — человечество экономически выиграет . Ведь даже если у колонизаторов уйдет уйма времени на пути поиска добычи полезных ископаемых, Марс можно будет использовать как полигон для реализации научных и технических исследований и экспериментов , которые на Земле в виду опасности загрязнения и без того не чистой биосферы — невозможны.

Возвращаясь к целям колонизации Марса, хочется отметить, что и для добычи полезных ископаемых, коих может оказаться великое множество в залежах красной планеты, и на массовое переселение землян как способа решить вопрос с перенаселением, в рамках сегодняшних возможностей космической техники потребуется не только уйма времени, но и опять-таки невообразимое количество финансовых средств. А это, сами понимаете, способно отвернуть человечество от освоения Марса или иных планет на неопределенное количество лет.

Дело в том, что с одной стороны первые экспедиции на Марс должны продемонстрировать нам, что жить на другой планете без привычной атмосферы и силы притяжения можно . Однако во сколько Земле встанет воссоздание на Марсе пригодной для дыхания атмосферы, гидросферы, биосферы и универсальных костюмов, защищающих человека от мощного излучения? Как дорого обойдется нашей планете транспортировка тех же добытых полезных ископаемых с Марса на Землю?

Выгодно ли всё это будет человечеству? Или может быть, разумнее будет заняться сохранением природы и атмосферы на родной планете? Сегодня ответить на данные вопросы не представляется возможным. Должно быть, более точно мы сможем узнать об этом после первого полета человека на Марс — экспедицией Mars One или Inspiration Mars Foundation или какой-нибудь еще.

Кстати об экспедициях. Что касается Inspiration Mars Foundation , то ими не планируется непосредственное приземление на Марс, но рассматривается пилотируемый облет планеты . Для этого будет выбрано два человека, а именно женатая пара , которая и полетит в космическое путешествие на 501 день . Стоит отметить, что такой короткий по времени путь к Марсу выпадает крайне редко, и именно в 2018 году планеты встанут таким образом, что полёт в пусковое окошко пройдет сравнительно быстрее, чем занял бы при обычной ситуации . Главной целью организации Денниса Тито выступает оживление интереса к науке и изучению космического пространства в обществе.

Конкурентный международный проект Mars One предполагает не просто облет планеты, но основание на ней настоящей колонии. В результате многолетней подготовки, тщательного отбора участников проекта и организации «почвы» для появления первых людей на Марсе, высадка экипажа планируется на 2024 год. Трансляция жизни на Марсе будет осуществляться на Землю круглосуточно благодаря специальным спутникам. Цель проекта – создание колонии на Марсе.

Еще одним глобальным проектом на сегодня является «Столетний космический корабль», в планы которого входит подготовка экспедиции в соседнюю звездную систему, а также отправка людей на Марс с тем, чтобы его колонизировать. Разрабатывает его одна из лабораторий НАСА. Последний проект изначально не предполагает возвращения людей на Землю . То есть, оно станет возможным лишь в том случае, если люди сумеют самостоятельно организовать полет с Марса обратно.

Наряду с тем, что энтузиасты, ученые, правительства и бизнесмены готовы инвестировать свое время и средства в разработку проектов покорения Марса, существует масса оппонентов, утверждающих, что колонизировать неизвестную нам планету совершенно бесполезно и более того – опасно.

Так, противники марсианских походов говорят о том, что:

  • Марс никак не способен решить тех проблем, что стоят перед человечеством,
  • на Марсе нет такого количества и типа ископаемых, которые бы оправдали те вложения, что сегодня делаются в космические разработки,
  • человеческие жертвы, которые ждут нас в случае колонизации, также явно неоправданны,
  • исследовать четвертую планету проще и экономичнее с помощью роботов,
  • непредсказуемость влияния марсианской силы тяжести на человека оставляет огромный зазор для опасений.

Здесь же приводится в качестве аргумента против колонизации психологический фактор – долгий перелет, постоянная жизнь в замкнутом пространстве и так далее. И напоследок остается подвешенным вопрос существования жизни на Марсе . Он до сих пор не выяснен.

В виду всех вышеуказанных противоречий хочется добавить, что противники колонизации также намекают на то, что даже если людям удастся обосноваться на Марсе, тем самым повысится вероятность межпланетных войн , а это уже сами понимаете, чем грозит. Именно поэтому рассматривать Марс как «запасную колыбель» сегодня становится еще более сомнительным мероприятием.

Тем не менее, авантюристов, готовых навсегда распрощаться с Землей в нашем мире находится достаточное количество. И это доказывает, что человек сам по себе является существом, нацеленным на эволюционное развитие, на нескончаемый прогресс.

Задаваясь вопросом – смогла бы я полететь на Марс с вариантом невозвращения, рассмотрев все за и против, я так и осталась при своем первоначальном мнении – нет, не смогла бы. Но если добавить в это предложение вместо невозможности вновь увидеть родную планету – максимально вероятный шанс вернуться, то я бы согласилась. Посмотреть своими глазами, какова жизнь на Марсе я бы хотела, но только с тем, чтобы после космического путешествия вновь увидеть Землю, пройтись по ней ногами и подышать всеохватывающим воздухом. В противном случае подобная авантюра не для меня.

А вы готовы были бы улететь на Марс и больше никогда не вернуться обратно? Нужно ли нам колонизировать Марс?