Конспект урока по обучению грамоте "необычные азбуки". Как научить ребенка алфавиту: интересные методики и советы Обучение детей буквам в игровой форме

Мы хотим дать вам несколько дельных советов, которые помогут вашему ребенку выучить алфавит.

Алфавит в дошкольном возрасте нужно учить только через игру.

2.Не надейтесь, что ребенок 3-х лет сможет долго удерживать внимание на изучении алфавита. 5-10 мин. для начала достаточно. Потом занимайтесь по 15 мин. С 5 лет можно пробовать заниматься по 20-30 мин., но с маленькими перерывами.

Главное вызвать интерес ребенка к буквам. Постарайтесь чтобы у ребенка постоянно были на виду кубики с буквам, буквы на магнитах, предлагайте тематические раскраски с большими буквами, книжки-азбуки, конструкторы с буквами с яркими цветами. Рисовать букву с ребенком можно вместе с предметом который, название которого начинается на эту букву. Буквы можно складывать из камешков или листочков на прогулке, из ракушек у моря, из пуговиц и бусин, из спичек, сушки, изюма, мармелада и т.п.

Также не стоит забывать про стихи, песенки об алфавите.

Гуляя по улице, обращайте внимание ребенка на вывески с буквами. Проговаривайте их, просите повторить ребенка.

Подключайте не только визуальное восприятие, но и тактильные ощущения ребенка. Сделайте буквы из материала разной текстуры. Просите ребенка проводить по ним ручкой. Рисуйте буквы на песке, лепите из теста и пластилина, делайте аппликации с крупными буквами из круп и макарон.

Алфавит начинайте учить с гласных букв. Называйте звук буквы и показывайте ребенку на большую картонную букву, а потом – на окружающие предметы с названием на эту букву (А - аквариум).

После изученных гласных переходить к согласным. Обратите внимание: мы знакомим ребенка сначала со звуком, а не с названием буквы. То есть мы используем для буквы М звук М, а не название буквы «ЭМ».

Возьмите две согласные (М, Н). Выучите их, а потом попробуйте составить слоги с гласными. С М может уже получится и первое слово. Составляйте его из кубиков, магнитиков. Ребенок должен понять, что буквы формируют слоги и слова. После продолжайте изучение остальных согласных. Отдельно учим Ь и Ъ.

Легко выучить алфавит удастся только при регулярных занятиях и при систематических повторениях. Повторение тоже важно проводить в форме игры. Не сразу у ребенка получится всё вспомнить – стимулируйте воспроизведение уже полученной информации.

Помните что от Ваших занятий зависит в дальнейшем грамотность ребенка, интерес к чтению, развитие речи и словарного запаса. Главное проявлять терпение.

Русская азбука значение букв

В моей семье все читали лет с 4..Своего брата я научила..А потом и своих детей. У нас как то легко получилось играючи. Мы все гуманитарии. Я по газетам училась(;40 лет назад))сама. А детей -кубики с буквами.в форме игры. А это вот буква А. Какие слова ты знаешь? По улице идёте, между делом, ненавязчиво, дома когда играете.. В общем в 2 года буквы знали. А к 4 читали все. Только никогда не заставляла. И конечно много читала им вслух! Я своим детям с такой радостью книги покупала, и себе. Потому, что у меня детство было нерадостным..

Однозначно скачайте Букварь Жуковой. Но я для своих делала пособие сама (я воспитатель). Слоги, где каждая согласная с каждой гласной в слогах столбиками. Вначале читали эти слоги, часто и долго, практически до автоматизма доводили. А потом уже и в книжечках, где есть деление на слоги и в Азбуках всяких слова. Слоги знакомые они узнавали и они их не пугали.

Если есть средства, лучше начать с Кубиков Зайцева, мой старший начал заниматься с 1,6, в 2 года знал все буквы, в 4 уже сносно читал. Моему мелкому 3,5. Кубики ему не понравились, стали читать Букварь Жуковой в июле. Позавчера прочитал САМ "Масло". Но он сам захотел читать, проситься стал, чтобы его научили.

Купите кубики с буквами или есть такие пластмассовые буковки с магнитиками и металлической пластинкой....Я с дочерью так играла, сначала буковки запоминали, потом простые слова стали составлять. В 4 года она свободно читала...

День, выделенный для занятий, мы все тратим по-разному. Кто-то и правда играет восемь часов подряд и потом валится с ног от переутомления. Правда, такой вид занятий часто приносит вред: притупляется свежесть восприятия и сознание «замыливается», игра становится механической, и в конечном счете даже технические приемы могут на время перестать получаться - из-за усталости. (То есть, перезанимавшись, можно, наоборот, завалить ответственное выступление).

Занимательная азбука для малышей

В 5 лет уже надо не учить азбук Е, а надо учить читать. Хороший способ выучить буквы -кубики с алфавитом, но это интересно ребенку 2-3 лет, а в 5- это уже довольно взрослый человечек и заинтересовать его кубиками сложно. Ничего нового тут не изобретешь, надо брать красочную азбуку и просто учить. Можно "ходить в гости к буквам", можно принимать"гостей". Это как фантазии хватит.

В моей семье все читали лет с 4..Своего брата я научила..А потом и своих детей. У нас как то легко получилось играючи. Мы все гуманитарии. Я по газетам училась(;40 лет назад))сама. А детей -кубики с буквами, в форме игры. А это вот буква А. Какие слова ты знаешь? По улице идёте, между делом, ненавязчиво дома когда играете.. В общем в 2 года буквы знали. А к 4 читали все. Только никогда не заставляла. И конечно много читала им вслух! Я своим детям с такой радостью книги покупала, и себе. Потому,что у меня детство было нерадостным..

Лучше выбрать какую либо методику, чтобы происходило в игровом режиме. И если рассеяно внимание у ребёнка, то не нужно заставлять, отложите на время более благоприятное. Моей малышке 4 года, уже в академию детского творчества ходит, бегло читает.

Чем раньше начнете в игровой форме заниматься с ней, тем легче будет ей учиться в школе, у нас есть знакомые дети, хорошо читающие с 4 лет...

Купите кубики с буквами или есть такие пластмассовые буковки с магнитиками и металлической пластинкой....Я с дочерью так играла, сначала буковки запоминали, потом простые слова стали составлять...В 4 года она свободно читала...

Буквы

Дом звуков Эта игра поможет выделять все звуки в словах из трех-пяти звуков. Вы рисуете дом с тремя окошками и объясняете малышу, что в доме живут имена. В каждой квартирке - по жильцу-звуку. Пошел в свой дом КОТ. У него три комнатки. Каждый звук спит отдельно. Надо уложить кота спать. Кто спит в первой спаленке? Вы даете ребенку в руки фишку размером с окошко домика: "Это звук. Позови его спать". Малыш зовет: "К-К-К" - и кладет фишку в первую комнатку и т.д. Если ребенок "теряет" второй звук и второй фишкой "ловит" звук Т, вы удивляетесь: "Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь живет кОООт!"

Игра в доктора Звукова - Я доктор Звуков, - объявляете вы ребенку, надев белую шапочку или что-нибудь подобное, - если твои куклы не научились выговаривать какие-нибудь звуки, я их вылечу. Таня, - обращаетесь вы к кукле, - скажи: "На горрре Арррарррат рррастет крррупный виногрррад". И картавите за Таню: "На голлле Алллалллат ллластет клллупный виноглллад". Ваша дочка не выговаривает Р. Я назначаю ей лекарство: назвать десять слов, на Р начинающихся, и пять слов, на Р заканчивающихся. Вы сможете подсказывать слова сами или прислать "медсестру". Ребенок (в роли медсестры) отвечает за Таню, и она постепенно выздоравливает. Играть следует в том случае, если ваш малыш сам не картавит.

Как жужжит пчела? Вы спрашиваете ребенка: Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также - ЖЖЖ. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: "Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивешь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя мороЖЖЖеным". Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин: Я ВВВожу оВВВощи, а ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачивать налеВВВо? А напраВВВо? ДаВВВай устроим сореВВВнование - кто лучше заВВВодится. ВВВ... Играя в "разговор двух пароходов", ребенок научится протягивать звук У. Акцентируя в словах звуки Ш и С, предложите малышу поговорить, как змеи. Когда ребенок научится протягивать, усиливать, пропевать отдельные звуки в словах, усложните перед ним задачу: С какого звука начинается слово "муха"? Протяни этот звук. А есть М в слове "дом"? В слове "стена"? Какие ты еще можешь назвать слова на звук М?

МБОУ «Называевская СОШ №1»

Урок обучения грамоте в 1 классе

Подготовила:

учитель начальных классов Ощепкова С.В.

Урок №1. Подготовительный период.

Тема : Знакомство с учебником. Первичное представление о тексте.

Цели : настроить учащихся на эмоциональную работу, познакомить с первым учебником, дать первично представление о тексте.
Оборудование: компьютер, мультимедиа экран, проектор, учебники «Азбука», дидактический материал.

Ход урока :

1. Орг.момент.

Урок начинается с приветствия учителя, что создаёт эмоциональный настрой, способствует вхождению в урок.
(На экране 1 слайд «Здравствуй, школа!», звучит музыка
«Школьная полька»)
Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Сегодня мы рады всех вас приветствовать в нашем уютном доме! Какие вы все красивые, нарядные!
Сегодня у вас очень торжественный день: вы все простились с детским садом, но это не значит, что вы простились с детством.
Праздник мы сейчас продолжим,
Чудо–игры здесь устроим.

2. Рефлексия
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Игры начинать пора!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте:
«Только ДА, и только НЕТ!»-
Дружно дайте мне ответ.
Если НЕТ вы говорите,
То ногами постучите,
Если говорите ДА,
В ладоши хлопайте тогда.
Для начала мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который пригодится в школе.
(дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать))
На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
Цветов корзину для друзей? (ДА)
А разноцветных кренделей? (ДА)
Салат положим в сумку? (НЕТ)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Задорный детский звонкий смех? (ДА)
- Игра активизирует работу класса. Учащиеся учатся работать в коллективе. Учатся слушать учителя, выполнять определённые действия и дружно отвечать, слушая друг друга.

3. Игровой момент
А знаете, кто к нам в гости спешит?
Сейчас я вам покажу их на волшебном экране. (На экране 2 слайд: телеграмма.)
Но что такое? Здесь телеграмма: их заколдовала Баба Яга. А снимет она волшебные чары только в том случае, если ученики 1 «Б» класса выполнят её задания.
Ну, что поможем героям? (ДА!)
- Дети с удовольствием отправляются на помощь. Учащиеся учатся преодолевать трудности, выполняя задания. Воспитывается чувство ответственности, взаимопомощи.

1 задание.
Что это за сказки?

Надоело ему лежать – он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку – и покатился по дорожке. (Колобок) (3 слайд)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Малыш и Карлсон) (4 слайд)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя) (5 слайд)

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем … (Незнайка) (6 слайд)

Молодцы! Чары разрушены. Встречайте гостей!

4. Сообщение темы

Незнайка просит отгадать загадку:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга) (7 слайд)

Сегодня мы познакомимся с первой учебной книгой - «Азбукой» (8 слайд)
5. Знакомство с первой учебной книгой .

1) Беседа по иллюстрации обложки «Азбуки».

Давайте рассмотрим обложку нашего учебника.
Какое время года нарисовал художник? (Лето. Начало осени.) По-

чему вы так думаете? (Трава и кусты зеленые, цветут цветы, на небе

Да, это конец лета. Скоро наступит осень. Какие признаки

осени вы заметили? (Журавли улетают. Девочка с книгой. Она хочет

учиться в первом классе.)

Что делает мальчик? Опишите его щенка. (Шерсть у Дружка гладкая, белая с черными пятнами. Ушки черненькие, а хвостик у него загнут колечком. Дружок веселый. Он любит

бегать и играть.)

Что же означает слово «азбука»? В старые времена первая буква алфавита называлась не «а», а «аз», вторая - не «бэ», а «буки». соединим названия первых букв (аз + бук) - получится слово «азбука».

В «Азбуке» вы познакомитесь со всеми звуками русского языка, научитесь выделять их из слов и правильно произносить, обозначать звуки буквами и читать слоги, слова, предложения и целые тексты.

2) Беседа по иллюстрации титульного листа.

Посмотрите, кто нарисован. Дайте имена детям и клички животным. Составьте о них рассказ. Озаглавьте эту иллюстрацию.

3) Знакомство с моделями единиц русского языка и их условными обозначениями.

Вот полоска . Мы будем обозначать ею любую вашу мысль о ком-то

или о чем-то, произнесенную вами вслух (устное высказывание). Возьмите в правую руку полоску и покажите мне.

Домик , в котором «живут» наши мысли-высказывания (предложение)

Вот «крыша», слева - «стена» как начало дома, внизу

«пол», а справа - конец дома, где расположен «замочек» (точка).

Выскажем свою мысль о нашей книге. («Азбука» - наша первая книга.)

Возьмем полоску и поселим ее в дом. Это предложение.

В доме «живут и дружат» предложения. Все предложения в тексте выражают какую-то одну общую для них мысль, которая «живет» в самом верхнем предложении «под крышей». Около этого предложения точка не стоит. Это заголовок всего текста. Покажите его.

Прямоугольники - это значимые слова, они что-то обозначают, например предметы (дерево, стол, парта), признаки предметов (высокое дерево, деревянный стол) или действия (идет, бежит, плывет).

Треугольниками обозначены слова-помощники, которые служат для связи слов в предложении.

Вот модель предложения. Подумайте, подходит ли к этой модели предложение: «Дети играют в парке».

Проверьте. Теперь скажите, подходит ли к этой модели предложение: «В парке играют дети»? Почему? Выложите на парте с помощью шаблонов это предложение.

Учащиеся учатся слушать и слышать учителя, думать, поднимать руку, давать ответ полным предложением, составлять модель предложения с помощью дидактического материала.
6. Физминутка «Путешествие по волшебному лесу»
(На 9 слайде появляется Сказочный лес)
Гости приглашают нас в путешествие по сказочному лесу.
- Налево посмотрим – увидим красавиц лесных!
- Направо посмотрим – берёзы стоят!
- Вперёд повернём голову – пред нами кустарник растёт!
- Голову поднимем вверх – солнце светит, птицы летают!
- А теперь опустимся вниз (Дети садятся за парты)
- И посмотрим: «Сколько вокруг цветов!»
Физминутка позволяет сменить деятельность, отдохнуть, расслабиться и учит ориентироваться в окружающем мире.

7. Пальчиковая гимнастика
Руки поднимаем вверх.
Хлопнули в ладоши!
(сжали кулачки)
Набухай скорей, бутон!
Распускайся наш цветок!
Мы живём в родном краю
Всех я вас приветствую!
- Ведётся работа над координацией движений, работаем над развитием мелкой моторики.

8. Речевая разминка
(На 10 слайде изображены грибы)
Порадуйте гостей - продолжите предложение:
- Грибы растут в… (в лесу). Составьте модель предложения.
- Грибы бываю съедобные и… (несъедобные)
- Белый гриб какой? А мухомор?
Ведётся работа над развитием коммуникативных навыков, умением работать по определённой теме.
(На 11 слайде изображены апельсины)
Объясните Незнайке, апельсины – это овощи, фрукты или ягоды. Почему?
- Выявляются знания учащихся, умения дать обоснованный ответ.

9.Итог урока

С какой первой учебной книгой вы сегодня познакомились?

Вы должны одеть в обложку все свои учебники, положить закладки и бережно к ним относиться.

Что мы составляли с помощью моделей?
Я надеюсь, что в нашей школе, начиная с сегодняшнего дня, начнут зажигаться новые звёздочки, а если звёзды зажигаются, значит, это кому-то нужно! (На 12 слайде зажигаются звёзды.)

Несмотря на развитие новых технологий, видео и онлайн обучения, без умения хорошо читать современному человеку невозможно достичь успеха ни в одном деле. Поэтому заботливые родители так стремятся научить своих малышей читать и писать, а начинать это надо с изучения русского алфавита. Но что если ребенок не хочет учить буквы? Тогда учим буквы для детей 5-6 лет, играя с азбукой.

По поводу того, с какого возраста нужно начинать с детьми учить алфавит, существуют совершенно разные мнения, каждое из которых сопровождается убедительной аргументацией. Сторонники раннего развития призывают начинать как можно раньше – как минимум с года. Другие специалисты убедительно доказывают, что столь раннее знакомство с азбукой бессмысленно: мозг крохи ещё не созрел и читать в 2, 3 года он вряд ли будет.

Даже зная буквы, соотнося их со звуками, складывать их в слоги в 2-3 года дети ещё не готовы. Поэтому, не впадая в крайности, педагоги советуют начинать знакомить детей с алфавитом в 3 года. Делать это вначале просто обращая на них внимание и называя звуки, которые им соответствуют. Обучать, играя, не требуя от ребенка заучивания.

Начинать учить алфавит и цифры можно с 4 лет, чтобы не спеша, спокойно освоить его и к школе научиться немного читать и писать.

Как легко и быстро выучить с ребенком буквы?

С какого бы возраста с дошкольником вы не решили учить азбуку, главное при этом не только научить, но и не внушить ему отвращения к самому процессу учения. Поэтому занятия должны быть короткими и проходить в форме игры. Сегодня в помощь родителям, обучающих детей 3-5 лет русскому алфавиту, существуют песни, развивающие игры, мультфильмы, видео, которые можно смотреть онлайн. Всё это помогает весело и легко научить ребенка азбуке и цифрам. Делать это нужно правильно.

  • Не стремитесь выучить с ребенком сразу весь русский алфавит. Начинать советуют с гласных и учить две буквы на протяжении недели. Когда дети их выучили, переходите к следующим.
  • Знакомя детей с согласными, нужно говорить звуки правильно, не так, как называются буквы, а так, как мы их произносим: Б, а не БЭ, В, а не ВЭ. Иначе малышу 4-5 лет очень трудно будет потом складывать их в слоги.
  • Уча с детьми 4-5 лет азбуку, обязательно связывайте буквы со словами, чтобы малыш услышал их в слове, понял, что они значат. Например, знакомим с У и четко говорим «У-литка», «У-хо» и т.п.
  • Лучше всего обучение и запоминание происходит через собственные действия ребенка, поэтому пусть он лепит, раскрашивает, вырезает алфавит и цифры.
  • При обучении используйте метод ассоциации, когда каждая буква связывается с каким-то образом – звуковым или картинкой.
  • Когда ребенок выучит даже несколько букв, из которых можно сложить слово, начинайте это делать.
  • Не забывайте хвалить малыша.

Развивающие мультфильмы для детей. Учим буквы Азбука в стихах Алфавит от А до я

Раскраски

Один из самых простых способов связать в памяти букву с личным действием малыша, это распечатать раскраски с азбукой и дать их ему. Можно сделать это бесплатно, найдя раскраски на соответствующих сайтах и скачав их.

Художники подбирают картинки, которые закрепят ассоциацию с этой буквой и помогут тем самым лучше её визуально запомнить. Когда ребенок будет обводить и закрашивать букву, он одновременно готовиться писать её. Такие обучающие раскраски можно распечатать, а можно найти раскраски онлайн.

Флеш игры

Обучение лучше проводить в реальной жизни, но сегодня много развивающих игр, мультфильмов, видео можно найти и использовать онлайн. Это не стоит делать основным способом обучения, хотя развивающие мультфильмы и видео, флеш-игры очень нравятся малышам. Они могут быть хорошим дополнением к вашим обычным обучающим занятиям – лепке, играм с кубиками, раскраскам, чтению стихов и разучиванию песен.

Флеш-игры, обучающие детей алфавиту, есть нескольких типов.

  1. Поиск предметов на нужную букву.
  2. Поместить её на нужное место.
  3. Найти букву.
  4. Найти пару букве и др.

Когда дошкольник играет онлайн, родители должны быть рядом и помогать ему. А также следить, чтобы малыш не играл слишком долго.

Очень вкусные буквы

Хорошо, если азбука будут связываться с чем-то приятным и веселым, а не скучным и трудным. Один из способов добиться этого – сделать буквы съедобными. Способов для этого множество:

  • Испечь «алфавитное» печенье;
  • Вырезать из яблок, бананов детальки (палочки, кружочки, половинки круга) и складывать из них алфавит вместе с ребенком;
  • Вареньем, сгущёнкой рисовать азбуку на блинах или оладушках.

Настольные игры с буквами

Сегодня можно приобрести разные настольные игры с азбукой, начиная с кубиков и заканчивая лото, пазлами или домино. Приобретая такие игры, выбирайте с простыми ясными картинками и четким написанием букв. Чем проще, тем легче ребенку их запомнить.