Михаил Тверской - великий князь Владимирский: биография, годы правления. Князь михаил ярославич тверской Михаил ярославич тверской итоги правления

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича (+ 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. "Отче, - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи".

В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: "Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет". По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие. По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (+ 1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: "Князь Михаил - святой, невинно убитый". Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.

Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник - святой Михаил.

Ж. тверского князя Михаила Ярославича (1271-1318), убитого в Орде по приказу хана Узбека, было создано, как полагает В. А. Кучкин, его духовником Александром, игуменом Тверского Отроча монастыря, вскоре после гибели князя. Александр сопровождал князя в Орду и был очевидцем произошедших там событии. Ж. написано в традиционном агиографическом каноне: оно открывается риторическим рассуждением о “венце многоцветном”, которым украшаются мученики; этот фрагмент оказывается заимствованным из переводного жития Коинта. Далее следует изложение истории христианства и его распространения на Руси; этот мотив, как полагают, возник под влиянием Чтения о Борисе и Глебе Нестора (см. Жития Бориса и Глеба). Излагая сами события, агиограф обнаруживает свою отличную информированность о них (что подтверждает мысль об авторстве Александра, находившегося с Михаилом в Орде), но дает всему происходящему типично житийную оценку. Михаил предстает в Ж. обладающим всеми христианскими добродетелями: мать воспитала его “в страхе господни и научи святым книгам и всякой премудрости”, действиями врагов Михаила руководит дьявол, а сам тверской князь постоянно руководствуется в своих поступках высоконравственными христианскими побуждениями. Так, решая ехать в Орду, где уже находится один из его сыновей, “крепкий... умом” Михаил, “исполнися смирения”, говорит: “Если я где уклонюсь, то (народ) отчизны моей весь будет пленен и истреблен, а после того и я смерть приму, так лучше мне сейчас положить душу свою за многие души”, и вспоминает при этом подвиг святого Дмитрия Солунского. В Орде, будучи на положении почетного пленника, над которым постоянно нависала угроза расправы, Михаил, “как привык смолоду, никогда не изменял правилу своему, по ночам пел псалмы Давыдовы”, и с тех пор, как покинул Владимир, постился и не спал по ночам, а беспрестанно молился и т. д. В Ж. приводятся сами молитвы святого, сочинивший их агиограф демонстрирует свое мастерство церковного ритора. Перед смертью Михаил, как подобает святому, причащается, кается и исповедуется своему духовному отцу и поет псалмы все то время, когда у хана решается его судьба. Он отвергает предложения своих спутников о побеге, с покорностью и достоинством встречает смерть. “И принял венец неувядаемый от руки Господа, которого и желал”. Над телом святого происходят чудеса: “два облака светлых всю ночь осеняли тело блаженного, расступаясь и снова соединяясь вместе, и сияя как солнце”. Видевшие знамение поняли, что князь был святым и что был убит без вины, а облака знаменуют сошествие к нему ангелов. Ж. является одним из лучших образцов жизнеописаний святых князей-мучеников. Изд.: ОхотниковаВ И. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома//Сб. науч. трудов - Л., 1985-С. 16.- 27. Лит.: Серебрянский. Княжеские жития,-С. 250-257; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском.-М., 1974; Конявская Е. Л. Житие Михаила Ярославича Тверского // Словарь книжников - Вып. 1 - С. 166-168 О. В. Творогов

В историческом мартирологе великим князьям русским даны разные эпитеты: Мудрый, Окаянный, Великий, Храбрый… Рядом с именем Михаила Ярославича Тверского стоит эпитет «Святой».

Правление Михаила Ярославича – это особая страница в тверской истории. При нем Тверское княжество стало, пожалуй, самым могущественным на Руси.

Михаил Ярославич Тверской родился уже после смерти своего отца (1271 г.). Он был третьим сыном Ярослава Ярославича.

С юных лет Михаил вступил в управление княжением Тверским, и, понятно, за его малолетством управляли княжеством мать его – княгиня Ксения и бояре.

Михаил был истинным сыном православной церкви, строгим хранителем ее уставов.

Княжение Михаила Ярославича никак нельзя назвать спокойным. В 1285 г. литовцы напали на области Тверскую и Новгородскую и завоевали область, принадлежавшую Тверскому владыке Симеону. Отразить нападение литовцев юному князю помогли и москвичи, и зубчане, и новоторы, и дмитровцы, ибо литовское войско могло запросто вторгнуться и в соседние земли.

А в 1288 г. Михаилу Тверскому пришлось столкнуться с великим князем Дмитрием Московским. Молодой тверской правитель не захотел подчиниться сидевшему на великокняжеском престоле князю. Дмитрий пошел войной на непокорного. В итоге Михаил сумел договориться с Дмитрием и все же признал его старшинство.

1293 годом датируется первая поездка Михаила Ярославича в Орду к князю Тохте – очевидно, за ярлыком на княжение Владимирское.

Тем временем Михаил Ярославич стремился к союзу с Новгородом. Видимо, стремление было обоюдным. В 1295 г. стороны заключили договор, при этом тверской князь объявил, что он обязывается помогать Новгороду в случае обиды от кого-либо, а новгородцы обещали Михаилу поддержку, если ему «будет тягота» от татарина или кого-нибудь еще.

Михаил Тверской старался выполнить свои обещания. Известно, что он хотел помочь Новгороду в борьбе со шведами. Однако шведы были биты при Ландскроне и без участия тверского князя.

Затем у Михаила возникли разногласия с Иваном Переяславским, которые не удалось уладить на общекняжеском съезде в Дмитрове (1301 г.). А вскоре начинается долгая и упорная борьба Твери с Москвой.

В 1304 г. умирает великий князь Андрей Александрович и Михаилу следовало по старшинству сделаться великим князем Владимирским, но поехал в Орду добиваться великого княжения и московский князь Юрий, несмотря на запрещение митрополита Максима. Так как Михаил дал татарам большой выкуп, то и получил ярлык на великое княжение. Вернувшись на Русь, желая ослабить Москву, он пошел на нее, но не смог ее взять и помирился с Юрием.

Не менее напряженно складывались у Михаила и отношения с Новгородом, где он княжил около 14 лет. Новгородцы давно не сталкивались с таким сильным князем, постоянно их притеснявшим. Но и сами уступать не собирались.

Не сумев овладеть Москвой, Михаил Ярославич замыслил поход на Нижний Новгород. В 1311 г. Михаил послал в Нижний Новгород мощное войско под начальством своего сына Дмитрия, но митрополит Петр «не благословил его столом» и Дмитрий, распустив войско, вернулся домой без всякого успеха. Этот факт имел едва ли не решительное значение на всю последующую историю Твери. Завладей Михаил Ярославич Нижним Новгородом, и через устье Оки он всегда мог бы иметь влияние на Москву, но и этому помешал митрополит Петр, после перенесший свою кафедру в Москву.

В 1315 г. Михаил вместе с татарами разгромил Новгородскую область, поразил новгородцев в битве под Торжком, взял с них выкуп и заставил заключить тяжкий для новгородцев договор. После этого новгородцы вступили в союз с Москвой, вместе с московским князем Юрием ездили в Орду, снабжали его деньгами и всячески помогали московскому князю. После того, как Михаил Ярославич был признан великим князем Владимирским татарами, московский князь Юрий сумел приобрести расположение тогдашнего хана Узбека. Юрий женился на сестре хана Узбека Кончаке и прибыл в Кострому с женой и ханским послом Кавгадыем. Посол имел ханское повеление объявить великому князю Тверскому, что ярлык на великое княжение у него отбирается и передается князю Юрию. Кроме того, хан дал Юрию пятидесятитысячный отряд татарского войска для утверждения его на престоле.

Желая оградить свой удел от татарского разгрома, Михаил вышел навстречу с войском и послал сказать Юрию: «Брат, что дал тебе царь великое княжение, господствуй над ним, но в мою область не вступай, довольствуйся своим». В ответ на это Юрий начал жечь города и села Тверской области.

Тогда князь Михаил выступил против них и встретился с Юрием у Бортенева (это было 22 декабря 1317 г.). Тверское войско обратило неприятеля в бегство. Кавгадый вместе с женой Юрия Кончакой были взяты в плен.

Позже Юрий вместе с Кавгадыем были отпущены из плена. Юрий поехал в Орду и стал жаловаться на Михаила Тверского, обвиняя его даже в отравлении своей жены, которая умерла в Твери, находясь в плену.

Михаила Ярославича потребовали в Орду. Ехать при таких обвинениях – значило ехать на верную смерть. Но Михаил вполне сознательно решился положить душу свою за родину.

Михаил Ярославич был казнен за то, что после длительного периода политики умиротворения Орды решился на открытое вооруженное сопротивление и заставил бежать с поля боя ордынскую конницу, развеяв миф о ее непобедимости.

Нужно отдать должное его мужеству и склонить голову перед его страданиями. Целых 25 дней происходило истязание Михаила в Орде не только физическое, но и нравственное.

Орде было важно публично, перед всем миром, унизить «Великого князя всея Руси», растоптать его достоинство, дабы устрашить и предотвратить дальнейшее сопротивление.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Житие святого благоверного Михаила Тверского, первого Великого князя всея Руси.

    В первой половине ХIII века Русскую землю постигло великое бедствие. По Божиему попущению на нее напали татары, пожгли много городов и сел, беспощадно избили тысячи людей. Многих увели в плен в горькое рабство, обложили народ тяжелой данью. К великим внешним бедствиям присоединились не меньшие внутренние нестроения. Князья оспаривали друг у друга право на великокняжеский престол; отправляясь в Орду на поклон ханам, они часто клеветали один на другого и строили козни друг другу.

    В это безотрадно тяжелое время богоугодно жил святой князь Михаил Ярославич Тверской. Родители его вели жизнь благочестивую и ходили по заповедям Божиим. Отец его, князь Ярослав Ярославич, после кончины брата своего, великого князя Александра Невского , занимал семь лет великокняжеский престол.

    Святой князь Михаил Ярославич родился уже после смерти своего отца. Мать его, благочестивая княгиня Ксения, воспитала сына в духе святой веры и заботливо научила грамоте. Молодой княжич был благочестиво настроен: он любил читать Божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм Божий. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу . Не любил он роскошных яств, вел жизнь воздержную и благочестивую, украшая душу свою цветами добродетелей. Так святой Михаил стяжал страх Божий - начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и одобрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его за благочестие и участие к людям.

    Тяжелое время переживала тогда Русь: князья часто поднимались один на другого и нередко правому приходилось оружием отстаивать права свои.

    Прежде чем вступить на престол, святой Михаил, по обычаю того времени, отправился в Орду на поклон хану. Великокняжеский престол занимали тогда сыновья Александра Невского Андрей и Димитрий. Между братьями часто происходили усобицы. Князь Андрей привел татар, которые взяли 14 городов, в том числе Владимир и Москву , сильно опустошили страну и собирались идти к Твери.

    Сильно опечалились тверичи тем, что князя с ними не было. Но они целовали крест, что станут биться с неприятелем из-за стен города до последней крайности и ни за что не сдадутся. Из других княжеств в Тверь сбежалось много людей, которые также готовы были сразиться с недругом. И в это самое время святой Михаил возвращался из Орды. С величайшей радостью услышали тверичи весть о возвращении своего князя; они вышли навстречу ему с крестным ходом. Но та­тары, узнав о приходе святого Михаила, не пошли на Тверь.

    Летописец повествует, что святой князь Михаил был высок ростом, силен и отважен. Бояре и народ его любили. Усердно читал Божественные книги, усердно жертвовал на храмы, почитал иноческий и священнический чин. Пьянства не терпел и всегда отличался воздержностью. Он желал иноческого или мученического подвига, и Господь судил ему скончаться мучеником.

    Когда умер великий князь Андрей Александрович. Старшим в роде стал теперь князь тверской Михаил Ярославич; к нему на службу перешли и бояре умершего великого князя. Но права старейшинства начал оспаривать у него двоюродный племянник, московский князь Георгий Даниилович, хотя он и не был старшим в княжеском роде. По обычаю того времени, новый великий князь Михаил должен был отправиться в Орду, чтобы там получить ярлык на великокняжеский Владимирский престол. Туда же отправился и князь московский. Когда он проезжал через Владимир, святой митрополит Максим, предвидя начинающуюся усобицу, с мольбою возбранял московскому князю идти в Орду и добиваться великокняжеской власти. «Я ручаюсь тебе, - говорил святой Максим, - княгиней Ксенией, матерью князя Михаила, что ты получишь от великого князя Михаила любой город, какой ты пожелаешь». Георгий отвечал святителю: «Хотя я и еду в Орду, но не стану добиваться великокняжеского стола: еду я туда по своим делам».

    Он отправился в Орду и встретился там с тверским князем. Татарские мурзы были очень корыстолюбивы. Желая получить больше даров, они говорили князю Георгию: «Если ты дашь больше даров чем князь Михаил Тверской, мы дадим тебе великое княжение».

    Такие речи сильно смутили московского князя, и он стал добиваться велико­княжеской власти. Великий раздор начался между князьями. Георгий, как только мог, старался склонить хана на свою сторону; он давал в Орде большие дары. Святой Михаил принужден был также много тратить денег, которые собирались с бедного народа, и была великая тягота в Русской земле. Распря между князьями усилилась. Однако велико­княжеская власть осталась за Михаилом Тверским. С московским князем святой Михаил заключил мир, но согласия между ними все-таки не было: борьба Москвы с Тверью продолжалась. Тем временем в Орде занял престол молодой хан Узбек.

    Святой Михаил должен был отправиться на поклон к новому хану, чтобы получить от него новый ярлык (ханская грамота) на великое княжение. И на этот раз великокняжеский престол остался за ним. После того благоверный князь возвратился на Русь. Князь московский, на обиды которого жаловался хану святой Михаил, был вызван в Орду и пробыл там около трех лет. Георгий через ханских вельмож употребил все средства, чтобы склонить хана на свою сторону, он успел сблизиться с ханским семейством, даже породнился с ханом, вступив в брак с сестрой его Кончакой (во святой крещении Агафией). Ярлык на великокняжеский престол хан Узбек дал теперь своему зятю, князю Георгию. Вместе с ним хан отпустил на Русь послов своих, а во главе их - Кавгадыя, одного из своих приближенных вельмож своих. Святой Михаил с кротостью отказался от великокняжеского достоинства; он послал сказать Георгию: «Брат, если хан дал тебе великое княжение, то я уступаю тебе. Княжи, только будь доволен своим и не вступайся в мой удел».

    Но великий князь Георгий не хотел примириться со святым князем Михаилом. Собрав большое войско, вместе с кровожадным Кавгадыем он напал на Тверскую область, жег города и села. Враги забирали мужей и жен и предавали их различным мучениям, поруганиям и смерти. Опустошив Тверское княжество по одну сторону Волги, они готовились напасть и на другую его часть, заволжскую. Скорбя о бедствиях Русской земли, благочестивый князь Михаил призвал Тверского епископа и бояр и сказал им: «Разве не уступил я своему сроднику? Я претерпел все, думая, что беда эта скоро кончится. Ныне же вижу, что князь Георгий ищет моей головы. Ни в чем не виновен я перед ним; если же виновен, скажите, в чем?»

    Епископ и бояре, проливая слезы, в один голос отвечали князю: «Ты прав, князь наш, во всем. Перед племянником твоим ты обнаружил такое смирение, а они за это хотят опустошить все княжество. Иди же против них, государь, а мы готовы за тебя сложить свои головы».

    Святый Михаил ответил: «Братия! Вам известно, что сказано во святом Евангелии : Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Ныне нам предстоит отдать свою жизнь за множество народа, плененного и избитого врагами.

    Святой князь Михаил собрал полки свои и мужественно вышел навстречу неприятелю. Враги встретились в сорока верстах от Твери (22 декабря 1317 года, при селе Бортеневе). Произошла великая битва. Войско московского князя не выдержало и поспешно побежало. Князь Михаил преследовал врагов, и бесчисленное множество воинов, побитых и смятых конями, усеяли ратное поле; они лежали, как снопы на поле во время жатвы. Великий князь Георгий с остатком войска бежал (в Торжок, а оттуда - в Великий Новгород). Его жена Кончака-Агафия, много князей, татар, взято было победителями в плен. Доспехи самого святого Михаила были все иссечены, но на теле не оказалось ни одной раны. С великой радостью возвратился святой Михаил в Тверь и горячо благодарил за дарованную победу Господа, Пречистую Его Матерь и святого Архистратига Михаила .

    Видя поражение Георгия, Кавгадый на другой день после битвы явился в Тверь и просил мира. Святой Михаил принял его с честью, поверив их льстивым речам, щедро одарил Кавгадыя и его свиту и отпустил с честью.

    Между тем великий князь Георгий собрал новое войско и с ним снова двинулся к Твери. Святой Михаил не хотел еще раз напрасно проливать христианскую кровь; князья заключили мир.

    В это время в Твери скончалась супруга великого князя, сестра хана. Пронесся слух, что великую княгиню в Твери отравили. Московский князь и Кавгадый сговорились действовать заодно. Они поспешили в Орду. Они написали на святого Михаила многие лжесвидетельства, будто, собрав много дани по городам, князь хотел бежать к немцам, а к хану идти не хотел, что вообще он не повинуется ханской власти. Тогда святой князь отправил в Орду своего 12-летнего сына Константина, вероятно, в качестве заложника. Разгневанный Узбек велел посадить князя Константина Михайловича под стражу и уморить его голодом, но хану советники его сказали, что если он уморит так сына, то отец его никогда не приедет в Орду. Константина отпустили.

    Кавгадыю не хотелось, чтобы тверской князь приехал в Орду и смог оправдаться. Поэтому он стал уговаривать хана, что надо скорее посылать на князя Михаила войско. Но в августе 1318 года благоверный князь Михаил отправился к хану, взяв благословение у своего духовного отца (игумена Иоанна). «Отче, - говорил святой князь, - много заботился я о том, чтобы помочь христианам, но за грехи мои им приходится терпеть много тягостей из-за наших раздоров. Теперь благослови меня, отче: может, мне придется пролить кровь мою за народ православный».

    Простился святой князь со своими близкими на берегу реки Нерли. Святого Михаила провожали супруга княгиня Анна и сын его князь Василий. Здесь святой князь навеки простился с ними. Неутешно плакала княгиня, предчувствуя беду и прощаясь со своим супругом. А святой Михаил взял с собою двух других сыновей - Димитрия и Александра. Во Владимире их встретил ханский посол Ахмыл. «Спеши в Орду, - сказал он святому Михаилу, - хан ждет тебя; если через месяц ты не явишься, царь решил идти войной на твою область. Кавгадый оговорил тебя перед ханом, что ты не придешь к нему».

    Тогда бояре стали отговаривать князя от поездки к хану: «Вот сын твой в Орде, пошли еще другого». Также и сыновья говорили ему: «Возлюбленный родитель, не езди сам в Орду, лучше пошли кого-либо из нас; ведь на тебя воз­вели клевету перед ханом. Пережди до тех пор, пока пройдет его гнев».

    Но святой Михаил с твердостью отвечал: «Знайте, мои дорогие дети, не вас требует хан, но меня; моей головы он хочет. Если я уклонюсь от поездки к хану, то отчина моя будет опустошена и множество христиан избито, да и сам я не избегну тогда смерти; не лучше ли же ныне положить мне свою душу за многих».

    Готовясь к смерти, князь написал завещание, распределил между сыновьями города своего княжества и простился с ними. Плакали дети, отпуская отца в Орду на верную смерть, и едва могли расстаться с ним. Святой Михаил отпустил детей своих в Тверь и поехал к хану с боярами. По обычаю, князь щедро одарил хана, его жен и приближенных. Хан сначала довольно милостиво обходился с Михаилом. Он даже дал князю пристава, чтобы тот защищал его от оскорблений. Полтора месяца пробыл святой Михаил в Орде. Но злобный Кавгадый не переставал клеветать на него. Наконец Узбек сказал своим вельможам: «Что вы говорили мне на князя Михаила? Беспристрастно рассудите его с князем Геор­гием и скажите, кто из них виноват; правого я награжу, а виноватого предам казни».

    Неправеден был суд над святым Михаилом. Судьи выставили против князя обвинения: «Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним; побил многих татар и не давал хану дани; собирался с казною бежать к немцам; посылал казну папе; уморил жену князя Георгия».

    Злобный Кавгадый не только был судьей, но и обвинителем и лживым свидетелем против святого: он отвергал все оправдания святого Михаила и возводил ложные обвинения на доблестного князя и оправдал своих сторонников. После разбирательства пристрастные судьи донесли хану, что святой Михаил виновен и заслуживает смерти. После приговора к осужденному семь сторожей, связали князя, разграбили его одежду; прогнали от него всех его бояр и слуг.

    Так святой остался один в руках безбожных. Одно лишь утешение оставалось ему - молитва, и блаженный страстотерпец, не питая злобы на врагов своих, стал воспевать богодухновенные псалмы. На другое день татары возложили на выю святого тяжелую колоду, чтобы увеличить мучения блаженного.

    В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлеки также и святого Михаила. Тягостно было это передвижение для святого страдальца. На вые его лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки святого. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, священники и сын его Константин. Все время путешествия своего святой Михаил проводил в посте, каждую неделю он исповедовался и приобщался святых Христовых Таин.

    Злобный Кавгадый и теперь не оставлял узника, но старался увеличивать его страдания. С целью надругаться над святым Михаилом, он велел вывести его на торг, где было много народа. Здесь он приказал поставить святого князя на колени перед собой и насмехался над ним.

    Сбежалась разноплеменная толпа праздных зрителей и с любопытством смотрели на того, кто сидел прежде на велико­княжеском престоле в чести и славе, а ныне в оковах переносит поругание.

    С того времени на очах Христова страдальца всегда были слезы, ибо он провидел свою скорую кончину.

    Уже двадцать шесть дней томился святой страдалец. Не раз слуги предлагали ему: «Господин наш, великий князь, уже готовы у нас для тебя проводники и кони. Беги в горы, спаси себе жизнь». Но святой князь твердо отвечал им: «Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю этого и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за это? Не могу сделать этого. Да будет Господня воля!»

    В день своего отшествия ко Господу (22 ноября) рано утром святой Михаил велел совершить заутреню и Божественную литургию . С сердечным вниманием, обливаясь слезами, слушал святой князь Божественную службу.

    Благоверный князь исповедался и приобщился святых Христовых Таин. Он готовился к смерти, потому что той ночью видел сон, извещавший его о кончине. После литургии князь простился с духовенством, которое было с ним. Потом он позвал к себе сына, князя Константина. Святой Михаил дал ему последнее наставление о том, как надо держать ему православ­ную веру, почитать храмы Божии, благотворить странным и нищим.

    Вдруг в шатер вбегает княжеский отрок; он был бледен и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Георгий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда блаженный страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, - убить меня». Затем он отослал сына своего Константина под покровительство жены хана.

    Кавгадый и Георгий остановились на торгу, недалеко от шатра святого Михаила, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к святому князю. Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер, разогнали всех княжеских слуг. Святой в то время стоял на молитве. Схватив святого за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, Романцев, выхватив нож, поразил им святого князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов.

    Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее. Святое и честное тело мученика было брошено и лежало без всякого покрова, ибо убийцы сорвали со святого князя одеяние.

    Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал Георгию: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби его, по вашему обычаю».

    Князь Георгий велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.

    Святое тело князя Михаила, по приказанию Георгия, повезли в реку Адежь (что значит - горесть). Ночью два сторожа были приставлены охранять его. Но сильный страх напал на них и они убежали от повозки, где лежало тело святого мученика. Рано утром они возвратились на свое место, и видят дивное чудо: тело же лежало особо, раной к земле. Правая рука святого была подложена под лице его, а левая находилась у раны. Удивительно то, что в степи рыскало много хищных зверей, и ни один из них не посмел прикоснуться к святым останкам мученика.

    В ту же ночь многие из христиан и иноверных видели, как два облака осеняли то место, где находилось честное тело убиенного князя. Они то сходились, то расходились, и сияли, точно солнце.

    Купцы, знавшие святого Михаила, хотели покрыть тело его дорогими тканями и поставить в святом храме. Однако бояре князя Георгия не позволяли им сделать этого; они поместили его в хлеве и приставили стражу. Но Бог прославил дивным образом мощи Своего угодника: многие из жителей по ночам видали, что над тем местом поднимался огненный столб от земли до небес. Другие же видели радугу, которая склонялась над хлевом и светлых всадников, которые носились в воздухе над колесницей.

    Тело князя-мученика привезли в Москву и погребли в кремлевском Спасском монастыре . Благоверная княгиня Анна не знала о мученической кончине своего супруга. Через год возвратился от хана князь Георгий с великокняжеским ярлыком. Он привез с собою из Орды тверских бояр и князя Константина Михайловича. Тогда в Твери узнали о смерти святого Михаила и о погребении его в Москве. Княгиня Анна и дети святого князя просили князя московского перевезти святые мощи мученика в Тверь. Георгий едва дал свое согласие.

    Святые мощи благоверного князя Михаила были перенесены в Тверь и погребены в построенном им соборном храме Преображения Господа нашего Иисуса Христа .

    Молитвами благоверного князя Михала Тверского, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.


    Источник материала: http://www.sobor-udomlya.ru

    Князь Михаил Тверской был окружен легендами еще до своего рождения. И жизнь, и смерть этого человека упоминаются и в исторических хрониках, и в жизнеописании святых. 5 декабря празднуется день памяти этого великомученика. А в святцах есть отдельная страница, озаглавленная «Князь Михаил Ярославич Тверской».

    Краткая биография

    Рождению князя предшествовала красивая легенда о встрече его отца, князя Ярослава Ярославича, с его матерью Ксенией. Согласно преданию, однажды князь охотился неподалеку от Твери, возле с. Едимоново. Он зашел в церковь на берегу реки и увидел, как его дружинник Григорий венчается с красавицей Ксенией. Князь настолько пленился красотой Ксении, что решил сам на ней жениться. Опечаленный Григорий стал монахом и основал монастырь на берегу р. Тверцы.

    Недолго молодожены жили счастливо. По традициям того времени, Ярослав Ярославич отправился в Золотую Орду за ярлыком на княжение, а на обратном пути заболел и умер. Он так и не увидел своего сына, который родился в конце 1271 года.

    Первые годы жизни

    Вдовствующая княгиня назвала своего сына Михаилом. После смерти двух старших сыновей Ярослава Ярославича именно он становится наследным правителем Тверского княжества. Подтверждение права на княжение он получил в 11 лет, после смерти своего дяди Святослава. Но фактически власть была сосредоточена в руках княгини Ксении и бояр. Когда Михаилу было 15 лет, на Тверь участились набеги литовцев. Благодаря дружной политике соседних княжеств удалось консолидировать усилия и отбросить захватчиков далеко на запад. После этого были выделены значительные средства на укрепление Зубцова - крайнего форпоста Тверского княжества.

    Не забывал Михаил Тверской и об укреплении православия на родных землях. По совету вдовствующей княжны Ксении был выстроен храм Преображения на месте древней церкви Косьмы и Дамиана.

    Богатое убранство храма целиком было оплачено из княжеской казны. Много позже за свою святость и трепетное отношение к православным ценностям князь был занесен в святцы и там назывался «святой благоверный князь Михаил Тверской».

    Первые испытания

    Тверское княжество в те времена формально считалось независимым от Москвы, но, благодаря тесным родственным связям, Михаил Ярославич Тверской мог претендовать на великокняжеский престол. Это обстоятельство было весьма невыгодно сыновьям Александра Невского - Дмитрию и Андрею, которые в течение длительного времени оспаривали московский престол. После кратковременной победы Дмитрия Андрей собрал войско, склонил на свою сторону татар и в 1293 году вторгся в русские земли. Восставший князь взял и ограбил 14 городов, не пощадив при этом ни Владимир, ни Москву, после чего собрался идти в тверские земли.

    В это время Михаил Тверской находился в Орде, где был весьма милостиво принят ханом. В отсутствие князя тверичи поклялись держать оборону до последнего воина. Большое подкрепление в Тверь пришло и из других княжеств, пострадавших в результате набега Андрея. Узнав о предстоящей опасности, Михаил Ярославич Тверской засобирался домой. На его пути враги подстроили засаду, в которую князь, благодаря счастливой случайности, не попал. узнав о возвращении Михаила, вышли его встречать крестным ходом. Но татары, увидев, что в Тверь вернулся Михаил, отказались штурмовать ее. Город уцелел.

    Брак Михаила Тверского

    По рассказам летописцев, Михаил Тверской бы высок ростом, отличался воздержанностью и не терпел пьянства. И бояре, и простые люди его любили. С владыкой всей Тверской земли стремились породниться многие соседские князья, сватая за князя своих дочерей и сестер. В те времена женились рано, и князь Михаил Тверской в возрасте двадцати двух лет обвенчался с княжной Анной. Девушка приходилась родной дочерью Ростовскому князю Димитрию. Брак изначально обещал быть счастливым, но злой рок постоянно испытывал счастье молодоженов. Глубокой ночью 1298 года в палатах князя начался сильный пожар. Чудом спаслись юная супруга и сам Михаил Тверской. Биография князя утверждает, что после этого случая он сильно заболел, а все его имущество было уничтожено.

    Междоусобицы

    1304 год стал датой смерти Андрея Александровича. Главным претендентом на престол стал Михаил Тверской как старший в роду. Но его наследственные права стал оспаривать внучатый племянник, Григорий Данилович. Согласно обычаям того времени князья должны были отправляться в Орду, чтобы получить там ярлык на княжение. Анна молила своего мужа отказаться от великокняжеского ярлыка, но тот поступил по-своему.

    Одновременно с Михаилом туда же отправился и Григорий. Когда князья проезжали через Владимир, их встречал святой митрополит Максим. Он умолял Григория не оспаривать права Михаила. Максим поручился, что Григорий получит от Михаила любой город, если смирится с его старшинством, но Московский князь утверждал, что едет в Орду по собственным делам и претендовать на княжение не намерен.

    Встреча в Орде

    Два претендента встретились в ставке татарского хана, и их соперничество вспыхнуло с новой силой. Турецкие мурзы воспользовались междоусобицей и пообещали ярлык тому, кто принесет больше даров. И Георгий, и Михаил были вынуждены тратить все больше и больше, добиваясь благосклонности ханских представителей и вербуя сторонников среди приближенных хану лиц. Такая политика опустошила казну Михаила, легла тяжким бременем на подневольный люд. В конце концов он обошел Григория и получил заветный ярлык.

    Великое противостояние

    В 1305 году Михаил вернулся на русские земли и торжественно занял московский престол. Но согласие с Григорием так и не было достигнуто: родственники не раз воевали друг с другом, и противостояние продолжалось.

    В начале 1313 года власть в Орде поменялась, и ханом стал молодой татарин по имени Узбек. По своим религиозным убеждениям Узбек был мусульманином и активно насаждал новую веру на русских землях.

    В это же время князь Григорий не забыл своей отставки. Постоянно находясь возле молодого хана, он постепенно добился полного его доверия. Григорий даже взял в жены сестру хана Кончаку, которой после крещения было дано имя Агафья. Породнившись с Узбеком, московский князь склонил его на свою сторону и добился того, чтобы великокняжеский ярлык был переписан на него. И теперь именно Григорий должен был сидеть на московском престоле.

    Вторжение

    Вместе с Григорием идти на Русь должны были послы хана во главе с Кавгадыем, который входил в узкий круг самых доверенных лиц повелителя Орды. Узнав про это, Михаил Тверской с кротостью отказался от московского княжения и вернулся в родное Тверское княжество.

    Но Григорий не забыл обиды и не захотел решить вопрос миром. Собрав большое войско, он двинулся на Тверь. На своем пути он испепелял города и села, сжигал поля, убивал и порабощал мужчин, а женщин и девушек отдавал на поругание. Полностью опустошив тверские земли по одну сторону Волги, он копил силы для вторжения на заволжскую территорию. Масштабы бедствия были настолько велики, что Михаил Тверской собрал бояр и епископа и обратился к ним за советом. Епископ и бояре единогласно встали на защиту родной земли и посоветовали князю сразиться с вероломным племянником.

    Битва при с. Бортеневе

    Противники столкнулись в конце декабря 1317 года неподалеку от Твери, в небольшом селе Бортеневе. В результате кровопролитного сражения войска Московского князя претерпели поражение и обратились в бегство. Георгий отступил в Торжок, а оттуда сбежал в Великий Новгород. Его жена Агафья-Кончака, его брат Борис и множество других соплеменников были взяты в плен. С победой и великой радостью возвратился Михаил в родную Тверь. Его доспехи были иссечены, но сам он не был ранен. Михаил отслужил молебен в честь своей победы и принес щедрые дары церкви. После поражения Григорий собрал новое войско из псковичей и новгородцев, но кровопролития удалось избежать. Князья заключили мир.

    Недолог был новый мир. Жена московского князя Агафья, которая была на положении знатной пленницы в Твери, неожиданно скончалась. Поползли слухи о том, что ее отравили. Георгий отправился в Орду, и ему удалось убедить хана в насильственной смерти его сестры. В качестве гаранта своей невиновности Михаил отдал в заложники своего сына Константина, но это не помогло. Разгневанный Узбек приказал Михаилу срочно явиться в Орду.

    Смерть князя

    С нелегким сердцем отправился Михаил Тверской к хану Узбеку. Он понимал, что, скорее всего, назад он уже не вернется. Прибыв в Орду, князь, представ перед ханом, отверг все обвинения и запросил суда. Узбек не решился самолично умертвить князя и отдал его своему подручному Кавгадыю. 22 ноября 1318 года, после неправедного суда, Михаил Тверской погиб в собственном шатре, растерзанный толпой недоброжелателей под предводительством Кавгадыя.

    Жена Михаила, Анна, умолила Георгия отдать тело мужа для погребения. Тверичи встретили гроб с телом Михаила на берегу Волги. Тело Тверского князя погребли при большом скоплении народа в Преображенском монастыре.

    Приняв мученическую смерть, князь защитил свои земли от гнева татар и Георгия. За благочестие и защиту православия он был причислен к лику святых. Согласно православному канону Тверской стал покровителем Тверской земли. Его иконы имеются в храмах русских городов и сел, а сам он считается защитником земли русской и покровителем православных. Памятники Михаилу Тверскому находятся на его родной земле.

    В настоящее время наиболее значительный из них стоит на Советской площади города Твери.