Многоликое средневековье (сборник) (К. А. Иванов). Константин иванов средневековые замок, город, деревня и их обитатели Средневековая деревня и средневековая замок

К. А. И в а н о в.

редневековый замок

его обитатели

Предисловие

1-му изданию. - Предисловие ко 2-му

изданию. -

замка. - Посвящение в рыцари.- Внутренность замка.-

Охота на кабана. - Рыцарское вооружение. - Турнир. -

Судебные поединки. - Среди семьи. - Именем

фазана. - Заключение.

Издание ТРЕТЬЕ, дополненное, с 37-ю рисунками.

Цена 75 коп.

С. - П Е Т Е Р Б У Р Г.

Склада издания в "Петербургск. Учебн. Магаз.": Петербург. стор., Больш. пр., 6.

Cпб. Типо-литография М. Фроловой. Галерная, 6,

Для этого необходимо, прежде всего, сосредоточить свое

отделы: средневековый замок. средневековый город, средневековый монастырь, средневековая деревня и др. Настоящая серия очерков, так сказать, построена из материала, входящего в первый из названных отделов. Но и такой группировкой дело облегчилось только от­ части. Действительно, и сам средневековый замок, и быт его обитателей неоднократно и значительно изменяли свои формы в продолжение средневекового периода, с другой стороны народы Западной Европы вносили в эти формы свои национальные особенности. Следить за всеми упомянутыми изменениями и особенностями значило бы уклониться от той цели, которая заставила нас взяться за настоящую работу. Естественно, таким образом, возникла необходимость ограничиться только известным кругозором известной страной и эпохой. Нигде рыцарство не выразилось в такой полной и яркой форме, как во Франции, отсюда же распространились в Западной

Европе многие рыцарские обычаи, одним словом - для ознакомления с средневековым рыцарством лучше всего сосредоточить внимание читателя на Франции, указывая только некоторые характерные уклонения и особенности, проявлявшиеся в других странах. Но, так как и Фран­ цузское рыцарство пережило ряд весьма существенных перемен, то пришлось ограничиться только известной эпохой. Следить за переменами, которых были пережиты им, значило бы писать его историю, а мы задались, как и сказано нами выше, совершенно иной целью. Наиболее характерной эпохой в истории рыцарства являются XII- ХIII вв., как период его процветания. Всем вышеизложенным объясняются содержание и характер на­ стоящей работы.

На сколько нам удалось достигнуть предположенной цели, судить не нам. При составлении очерков мы пользовались лучшими иностранными монографиями; от­ носящимся к данному вопросу, во главе которых мы должны поставить исследования. Gautier и Schultz"а. Из остальных назовем мемуары Sainte-Palaye, превосходное издание Lacroix, лекции Fauriel"я, монографии Kottenkamp"а и von der Hagen"а.

Баярд посвящает в рыцарское звание короля Франциска I.

Внешний вид

редневековый

одном упоминании о

образованного человека со­

здается в

воображении знакомая картина, и вся-

переносится

эпоху турниров и кресто-

свою собственную историю. За-

мок со своими известными принадлежностями - п о д ­ емными мостами, башнями и зубчатыми стенами со­ здался не сразу. Ученые исследователи, посвящавшие

первоначальные замки непохожи на замки последующего времени. Но, при всем несходстве, существующем между ними, нетрудно найти и черты сходные, нетрудно в первоначальном замке увидеть намеки на позднейшие сооружения. Возможность отыскать эти перво­ начальные формы и сообщает вопросу тот интерес,

о котором мы только что говорили. Опустошительные набеги неприятелей побуждали к

построению таких укреплений, которые могли бы слу­ жить надежными убежищами. Первые замки предста­ вляли собою земляные окопы, более или менее обширных размеров, окруженные рвом и увенчанные деревянным палисадом. В таком виде они походили

средневековый

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ

И ЕГО ОБИТАТЕЛИ.

на римские лагери, и это сходство,

случайностью;

несомненно,

укрепления устраивались по образцу римских

центре последнего возвышалась палатка пол­

преторий

посреди про­

странства, замыкавшегося

замковым

в а л о м, поднима­

естественное

большей части,

искусствен­

ное земляное

возвышение

конической формы

Обыкновенно

насыпи воздвигалось

деревянное

строение, входная дверь которого находилась на верху насыпи. Внутри самой насыпи устраивался ход в

подземелье

колодцем.

образом, попасть

деревянное

строение можно

только взо­

бравшись

насыпь. Для удобства обитателей

устраивалось что-то в

роде деревянного помоста, спуска

подпорках;

легко разби­

благодаря чему

неприятель,

желавший проник­

встречал

серьезное препят-

ствие. По миновании опасности, разобранные части так

ловека при одном упоминании о замке, - если мы эту

черты. Существенные части средневекового рыцарского

неприхотливом

жении: дом

на земляной

соответствует

замковой башне,

разборный

Подъемному

палисадом

Зубчатой

стене поздней-

течением

все новые и новые опасности

в р а г о в,

разорительные нор-

маннские набеги, а также новые условия жизни, вызван­

развитием

феодализма,

способствовали как

множению

замковых

сооружений, так

усложнению

ф о р м. Оставляя

стороне историю постепенного

видоизменения

замковых

сооружений,

не состав-

нашей задачи,

мы обратимся теперь к

непосред­

ственному знакомству

сооружений,

торый установился в

вдаваться

подробное рассмотрение

частей средневекового замка, перенесемся воображе-

х о л м, - говорит Грановский, бегло характеризуя средниe века - каждая крутая возвышенность увенчана крепким замком, при постройке которого, очевидно, не удобство жизни, не то, что мы называем теперь комфортом, а безопасность была главной целью. Воин­

составляли необходимое условие феодального существо­

вания"*). средневековый замок

производил

производит) внушительное впечатление. За ши-

только что

спустили на

Характерные

изображения

замков помещены

в настоящей

менная стена. На верху этой стены резко выделяются

на голубом

широкие зубцы

еле замет­

отверстиями

в н и х, а время от

правильный

прерывается

круглыми

каменными

башнями. На углах

стены выступают

тые каменные балконы.

По временам

промежутке

зубцами заблестит

на солнце шлем

ходящего

оруженосца. А над стеной, зуб­

стенными

поднимается главная

замковая

на вершине

трепещет

ф л а г, да

мелькает

человеческая

фигура недрем-

лющего сторожа,

обозревающего

окрестность.

в о т, оттуда, с

вершины башни понеслись звуки

возвещает

с т о р о ж? Из

замковых

на подъемный м о с т, а потом

на дорогу

выехала пестрая кавалькада: обитатели замка

внешний вид

поехали на прогулку по окрестностям; вот

далеко. Воспользуемся

о п у щ е н,

проникнем

за каменную

ограду замка. Прежде всего

внимание наше останавливается на устройстве

самих воротах.

помещаются

между двумя

башнями, неразрывно соединенными со стеной. Тут

brucke). Подъемные мосты опускались и поднимались при посредстве цепей или канатов. Делалось это следующим образом. Над воротами, в стене, соединяющей обе недавно названные башни, были проделаны продолго-

соединялись поперечной перекладиной, и здесь же от

спускалась

железная цепь.

К противоположным

б а л о к, выходившим

наружу, прикреплялись две цепи (по

балке), а нижние концы этих

соединялись с

моста. При

устройстве,

потянуть

спускающуюся там

наружные

и потянут

за собой м о с т, который,

после под-

превратится

перегородку,

заслоняю­

щую ворота (рис. на след. стр.).

единственною

в о р о т. Последние

запирались

весьма осно­

вательно. Если

бы мы подошли к ним

такое не­

удобное время,

пришлось

бы оповестить о своем

приходе привратника, помещающегося здесь же непо­

Константин Иванов

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЗАМОК, ГОРОД, ДЕРЕВНЯ И ИХ ОБИТАТЕЛИ

Средневековый замок и его обитатели

Предисловие

Очень нелегко изобразить в небольших и более или менее интересных очерках быт средневекового общества, даже при известном знакомстве с ним. Для этого необходимо прежде всего сосредоточить свое внимание только на одной стороне его. Так мы и поступили, сгруппировав весь обширный материал, необходимый для исполнения нашей задачи, в разделы: средневековый замок, средневековый город, средневековый монастырь, средневековая деревня и др. Настоящая серия очерков, так сказать, построена из материала, входящего в первый из названных отделов. Но и такой группировкой дело облегчилось только отчасти. И сам средневековый замок, и быт его обитателей неоднократно и значительно изменяли свои формы в продолжение средневекового периода; с другой стороны, народы Западной Европы вносили в эти формы свои национальные особенности. Следить за всеми упомянутыми изменениями и особенностями значило бы уклониться от той цели, которая заставила нас взяться за настоящую работу. Естественно, таким образом, возникла необходимость ограничиться только одной страной. Нигде рыцарство не выразилось в такой полной и яркой форме, как во Франции, отсюда же распространились в Западную Европу многие рыцарские обычаи, одним словом - для ознакомления со средневековым рыцарством лучше всего сосредоточить внимание читателя на Франции, указывая только некоторые характерные уклонения и особенности, проявлявшиеся в других странах. Но так как и французское рыцарство пережило ряд весьма существенных перемен, то пришлось ограничиться только одной эпохой. Следить за переменами, которые были пережиты им, значило бы писать его историю, а мы задались, как и сказано нами выше, совершенно иной целью. Наиболее характерная эпоха в истории рыцарства - XII–XIII века; это период его процветания. Всем вышеизложенным объясняются содержание и характер настоящей работы.

Насколько нам удалось достигнуть предположенной цели, судить не нам. При составлении очерков мы пользовались лучшими иностранными монографиями; относящимися к данному вопросу.


Внешний вид замка

Средневековый замок, при одном упоминании о котором создается в воображении знакомая картина и всякий переносится мыслью в эпоху турниров и Крестовых походов, имеет свою собственную историю. Замок со своими известными принадлежностями: подъемными мостами, башнями и зубчатыми стенами - появился не сразу. Ученые, изучавшие происхождение и развитие замковых сооружений, отметили несколько моментов в этой истории, из которых наибольший интерес представляет самый ранний: до такой степени первоначальные замки не похожи на замки последующего времени. Но при всем несходстве, существующем между ними, нетрудно найти и черты сходные, нетрудно в первоначальном замке увидеть намеки на позднейшие сооружения.

Замковое укрепление по образцу римского лагеря

Опустошительные набеги неприятелей побуждали к построению таких укреплений, которые могли бы служить надежными убежищами. Первые замки представляли собою земляные окопы, более или менее обширных размеров, окруженные рвом и увенчанные деревянным палисадом. В таком виде они походили на римские лагеря, и это сходство, конечно, не было простой случайностью; несомненно, что эти укрепления устраивались по образцу римских лагерей. Как в центре римского лагеря возвышался преторий (praetorium), так посреди пространства, замыкавшегося замковым валом, поднималось естественное или по большей части искусственное земляное возвышение конической формы. Обыкновенно на этой насыпи воздвигалось деревянное строение, входная дверь которого находилась на самом верху. Таким образом, попасть в это строение можно было, только взобравшись на самую насыпь. Внутри насыпи был ход в подземелье с колодцем.

Для удобства обитателей такого замка устраивалось что-то вроде деревянного помоста, спуска на подпорках; в случае нужды он легко разбирался, благодаря чему неприятель, желавший проникнуть в жилище, встречал серьезное препятствие. По миновании опасности разобранные части так же легко приводились в прежнее состояние. Если мы, не вдаваясь в подробности, представим себе только общую картину, которая, как мы выше говорили, возникает в воображении при одном упоминании о замке, если мы эту картину сопоставим с только что описанным первоначальным замком, то при всем несходстве того и другого мы отыщем и сходные черты. Существенные части средневекового рыцарского замка в этом неприхотливом сооружении налицо: дом на земляной насыпи соответствует главной замковой башне, разборный спуск - подъемному мосту, вал с палисадом - зубчатой стене.

С течением времени все новые и новые опасности со стороны внешних врагов, разорительные норманнские набеги, а также новые условия жизни, вызванные развитием феодализма, способствовали как размножению замковых сооружений, так и усложнению их форм. Оставляя в стороне историю постепенного видоизменения замковых сооружений, что не составляет нашей задачи, мы обратимся теперь к непосредственному знакомству с тем видом замков, который установился в XII веке.


Прежде чем вдаваться в подробное рассмотрение частей средневекового замка, посмотрим на тогдашний замок издали, с опушки близлежащего леса. «Почти каждый холм, - говорит Грановский, бегло характеризуя Средние века, - каждая крутая возвышенность увенчана крепким замком, при постройке которого, очевидно, не удобство жизни, не то, что мы называем теперь комфортом, а безопасность была главной целью. Воинственный характер общества резко отразился на этих зданиях, которые, вместе с железным доспехом, составляли необходимое условие феодального существования». Средневековый замок производил (и до сих пор производит) внушительное впечатление. За широким рвом, над которым только что спустили на цепях подъемный мост, поднимается массивная каменная стена. На верху этой стены резко выделяются на голубом фоне неба широкие зубцы с еле заметными отверстиями в них, а время от времени их правильный ряд прерывается круглыми каменными башнями. На углах стены выступают вперед крытые каменные балконы. По временам в промежутке между двумя зубцами блестит на солнце шлем проходящего по стенам оруженосца. А над стеной, зубцами, стенными башнями гордо поднимается главная замковая башня; на вершине ее трепещет флаг да мелькает порой человеческая фигура, фигура недремлющего сторожа, обозревающего окрестность.

Очень нелегко изобразить в небольших и более или менее интересных очерках быт средневекового общества, даже при известном знакомстве с ним. Для этого необходимо прежде всего сосредоточить свое внимание только на одной стороне его. Так мы и поступили, сгруппировав весь обширный материал, необходимый для исполнения нашей задачи, в разделы: средневековый замок, средневековый город, средневековый монастырь, средневековая деревня и др. Настоящая серия очерков, так сказать, построена из материала, входящего в первый из названных отделов. Но и такой группировкой дело облегчилось только отчасти. И сам средневековый замок, и быт его обитателей неоднократно и значительно изменяли свои формы в продолжение средневекового периода; с другой стороны, народы Западной Европы вносили в эти формы свои национальные особенности. Следить за всеми упомянутыми изменениями и особенностями значило бы уклониться от той цели, которая заставила нас взяться за настоящую работу. Естественно, таким образом, возникла необходимость ограничиться только одной страной. Нигде рыцарство не выразилось в такой полной и яркой форме, как во Франции, отсюда же распространились в Западную Европу многие рыцарские обычаи, одним словом - для ознакомления со средневековым рыцарством лучше всего сосредоточить внимание читателя на Франции, указывая только некоторые характерные уклонения и особенности, проявлявшиеся в других странах. Но так как и французское рыцарство пережило ряд весьма существенных перемен, то пришлось ограничиться только одной эпохой. Следить за переменами, которые были пережиты им, значило бы писать его историю, а мы задались, как и сказано нами выше, совершенно иной целью. Наиболее характерная эпоха в истории рыцарства - XII–XIII века; это период его процветания. Всем вышеизложенным объясняются содержание и характер настоящей работы. Насколько нам удалось достигнуть предположенной цели, судить не нам. При составлении очерков мы пользовались лучшими иностранными монографиями; относящимися к данному вопросу.

Внешний вид замка

Средневековый замок, при одном упоминании о котором создается в воображении знакомая картина и всякий переносится мыслью в эпоху турниров и Крестовых походов, имеет свою собственную историю. Замок со своими известными принадлежностями: подъемными мостами, башнями и зубчатыми стенами - появился не сразу. Ученые, изучавшие происхождение и развитие замковых сооружений, отметили несколько моментов в этой истории, из которых наибольший интерес представляет самый ранний: до такой степени первоначальные замки не похожи на замки последующего времени. Но при всем несходстве, существующем между ними, нетрудно найти и черты сходные, нетрудно в первоначальном замке увидеть намеки на позднейшие сооружения.
Замковое укрепление по образцу римского лагеря
Опустошительные набеги неприятелей побуждали к построению таких укреплений, которые могли бы служить надежными убежищами. Первые замки представляли собою земляные окопы, более или менее обширных размеров, окруженные рвом и увенчанные деревянным палисадом. В таком виде они походили на римские лагеря, и это сходство, конечно, не было простой случайностью; несомненно, что эти укрепления устраивались по образцу римских лагерей. Как в центре римского лагеря возвышался преторий (praetorium) , так посреди пространства, замыкавшегося замковым валом, поднималось естественное или по большей части искусственное земляное возвышение конической формы. Обыкновенно на этой насыпи воздвигалось деревянное строение, входная дверь которого находилась на самом верху. Таким образом, попасть в это строение можно было, только взобравшись на самую насыпь. Внутри насыпи был ход в подземелье с колодцем. Для удобства обитателей такого замка устраивалось что-то вроде деревянного помоста, спуска на подпорках; в случае нужды он легко разбирался, благодаря чему неприятель, желавший проникнуть в жилище, встречал серьезное препятствие. По миновании опасности разобранные части так же легко приводились в прежнее состояние. Если мы, не вдаваясь в подробности, представим себе только общую картину, которая, как мы выше говорили, возникает в воображении при одном упоминании о замке, если мы эту картину сопоставим с только что описанным первоначальным замком, то при всем несходстве того и другого мы отыщем и сходные черты. Существенные части средневекового рыцарского замка в этом неприхотливом сооружении налицо: дом на земляной насыпи соответствует главной замковой башне, разборный спуск - подъемному мосту, вал с палисадом - зубчатой стене. С течением времени все новые и новые опасности со стороны внешних врагов, разорительные норманнские набеги, а также новые условия жизни, вызванные развитием феодализма, способствовали как размножению замковых сооружений, так и усложнению их форм. Оставляя в стороне историю постепенного видоизменения замковых сооружений, что не составляет нашей задачи, мы обратимся теперь к непосредственному знакомству с тем видом замков, который установился в XII веке.
Прежде чем вдаваться в подробное рассмотрение частей средневекового замка, посмотрим на тогдашний замок издали, с опушки близлежащего леса. «Почти каждый холм, - говорит Грановский , бегло характеризуя Средние века, - каждая крутая возвышенность увенчана крепким замком, при постройке которого, очевидно, не удобство жизни, не то, что мы называем теперь комфортом, а безопасность была главной целью. Воинственный характер общества резко отразился на этих зданиях, которые, вместе с железным доспехом, составляли необходимое условие феодального существования». Средневековый замок производил (и до сих пор производит) внушительное впечатление. За широким рвом, над которым только что спустили на цепях подъемный мост, поднимается массивная каменная стена. На верху этой стены резко выделяются на голубом фоне неба широкие зубцы с еле заметными отверстиями в них, а время от времени их правильный ряд прерывается круглыми каменными башнями. На углах стены выступают вперед крытые каменные балконы. По временам в промежутке между двумя зубцами блестит на солнце шлем проходящего по стенам оруженосца. А над стеной, зубцами, стенными башнями гордо поднимается главная замковая башня; на вершине ее трепещет флаг да мелькает порой человеческая фигура, фигура недремлющего сторожа, обозревающего окрестность. Но вот с вершины башни понеслись звуки рога… О чем возвещает сторож? Из-под темного свода замковых ворот на подъемный мост, а потом на дорогу выехала пестрая кавалькада: обитатели замка поехали на прогулку по окрестностям; вот они уже далеко. Воспользуемся тем, что мост еще опущен, и проникнем за каменную ограду замка. Прежде всего внимание наше останавливается на устройстве моста и на самих воротах. Они помещаются между двумя башнями, неразрывно соединенными со стеной. Тут только мы замечаем, что рядом с большими воротами устроены маленькие, представляющие собой что-то вроде калитки; от них также переброшен через ров подъемный мост.
Подъемный мост
Подъемные мосты опускались и поднимались при посредстве цепей или канатов. Делалось это следующим образом. Над воротами, в стене, соединяющей обе недавно названные башни, были проделаны продолговатые отверстия; они направлялись сверху вниз. В каждое из них продевалось по одной балке. С внутренней стороны, то есть с замкового двора, эти балки соединялись поперечной перекладиной, и здесь же от конца одной из балок спускалась железная цепь. К противоположным концам балок, выходившим наружу, прикреплялись две цепи (по одной к каждой балке), а нижние концы этих цепей соединялись с углами моста. При таком устройстве стоит только, войдя в ворота, потянуть вниз спускающуюся там цепь, как наружные концы балок начнут подниматься и потянут за собой мост, который после поднятия превратится как бы в перегородку, заслоняющую ворота. Но конечно, мост не был единственною зашитой ворот. Последние запирались, и притом весьма основательно. Если бы мы подошли к ним в такое неудобное время, нам пришлось бы оповестить о своем приходе привратника, помещающегося здесь же неподалеку. Для этого пришлось бы или протрубить в рог, или ударить колотушкой в металлическую доску, или постучать особым кольцом, с этой целью приделанным к воротам. Но сейчас нам нет надобности оповещать о себе: проход свободен. Мы проходим под длинными сводами ворот. Если бы живущие в замке случайно заметили наше появление и почему-либо не пожелали пропустить нас во двор, в их распоряжении находилось еще одно средство. Взгляните вверх, на этот каменный свод. Не замечаете ли чего-нибудь, кроме длинных балок, составляющих одно целое с подъемными мостами? Видите это сравнительно неширокое отверстие, проходящее поперек свода? Из этого отверстия в один момент может опуститься железная решетка и преградить нам доступ во двор.
Ворота замка
Сколько предосторожностей на случай нападения врага! Иногда, если позволяло место, вблизи ворот, с внешней стороны, воздвигалось еще особое кругообразное укрепление, передовая крепостца, с отверстиями для пускания стрел. Но мы беспрепятственно проходим под сводами ворот и вступаем в передний двор. Да это - целое селение! Здесь - и капелла , и бассейн с водой, и жилища простого народа, обитающего в замке, и кузница, и даже мельница. Нас не заметили, и мы проходим вперед. Пред нами - новый ров, новая внутренняя стена, новые ворота с такими же приспособлениями, какие мы видели у первых, наружных ворот. Нам удалось пройти новые ворота, и мы - на другом дворе; тут - конюшни, погреба, кухня, вообще всякие службы, а также - жилище владельца и ядро всего сооружения - главная замковая башня. Остановим свое внимание на этой башне. Она - слишком важный предмет, чтобы можно было пройти мимо. Это - последний оплот для живущих в замке. Много преград предстояло одолеть неприятелю, прежде чем он мог бы добраться до этого пункта. В случае проникновения врага во внутренний двор население замка укрывалось в центральной башне и могло еще выдерживать продолжительную осаду в ожидании каких-либо благоприятных обстоятельств, которые могли бы выручить осажденных из беды. Большей частью главная башня воздвигалась совершенно в стороне от других построек. При этом старались выстроить ее на таком месте, где находился ключ: не имея воды, осажденные не могли бы, конечно, долго противостоять врагу. Если не было ключа, тогда устраивалась цистерна. Стена центральной башни отличалась толщиной. Формы башен бывали различные: четырехугольные, многоугольные, круглые; последние преобладали (с конца XII века), так как лучше могли сопротивляться разрушительной силе неприятельских стенобитных машин. Ход в центральную башню устраивался футов на 20–40 над ее основанием. В башню можно было проникнуть только посредством такой лестницы, которую легко было убрать в самый короткий срок или даже и совсем уничтожить. Иногда от соседних зданий перебрасывались к башне подъемные мосты. Подвальный этаж центральной башни, то есть все пространство от основания ее до входной двери наверху, был занят или темницей, или кладовой для хранения хозяйских сокровищ. И та, и другая были снабжены скудными отверстиями, которые служили для притока воздуха. В башне же помещались владельцы замка, устраивались комнаты для детей, гостей, больных. В более скромных замках, где не было особенного здания для жилья, в первом этаже башни помещалась главная зала, во втором - спальня хозяев, в третьем - горницы для детей и гостей. На самом верхнем этаже жил башенный сторож. Сторожить на башне - это была самая тяжелая из повинностей: сторожу приходилось испытывать холод, непогоду, необходимо было с постоянным вниманием следить со своего высокого поста за всем, происходившим как в замке, так и в окрестностях его. В обязанности сторожа входило трубить в рог при восходе и закате солнца, при отправлении хозяина замка на охоту и возвращении с нее, при приезде гостей, при появлении врага и т. п. В соседстве с каменной сторожкой на высоком древке развевается флаг замковладельца. На верхушке башни происходила временами ужасная сцена: здесь вешали преступников. Крепкий оплот представляла собою центральная башня, но представьте себе, что и она захватывалась неприятелем. Что тогда было делать? На этот случай глубоко под центральной башней устраивался подземный ход, которым можно было пробраться в безопасное место - например, в соседний лес. Но мы так увлеклись созерцанием центральной башни, что не обратили вовсе внимания на прелестный фруктовый садик и цветник, раскинувшиеся недалеко от нее. С особенным удовольствием отдыхает глаз, утомленный рассматриванием каменных укреплений, на розах и лилиях, на зелени лекарственных трав, на плодовых деревьях, на гибкой виноградной лозе. Такие садики были необходимы для обитателей замка, принужденных, как вы увидите ниже, жить в помещениях неуютных и сумрачных. Вот почему они и разводились везде. За недостатком места внутри замковых стен такие садики, особенно во Франции, разбивались за стенами. В нашем замке центральная башня - необитаема в мирное время: только опасность со стороны неприятеля заставит перекочевать туда барона и его семью. В мирное же время обладатели нашего замка живут в особом строении. Подойдем к нему. Это строение называется дворцом или палатой. Перед нами - каменный двухэтажный дом. В первый этаж, поднимающийся довольно высоко над двором, ведет вдоль стены широкая каменная лестница с каменными же перилами. Недалеко от нее на дворе установлен камень, чтобы всадникам легче было как сесть на коня, так и слезть с него. Лестница оканчивается у большой двери первого этажа обширной площадкой. Такие площадки были особенно любимы во Франции. Первый этаж занят огромной парадной залой, второй - жилыми помещениями. Чтобы закончить обзор вида средневекового замка, познакомимся еще с устройством внешней замковой стены. Оно сложнее, чем кажется со стороны. Вы, конечно, помните, что мы находимся внутри замка. Вернемся на передний двор и поднимемся по лестнице, которая ведет на стену. Взобравшись наверх, прежде всего проходим по коридору, расположенному над воротами. Вот мы вышли из него на свежий воздух и подвигаемся по замковой стене: это обычный путь караульного дозора. Справа от нас - передний двор замка, слева - поднимается укрепление, заимствованное у римлян: довольно высокая стена (несколько ниже человеческого роста), а на ней, как на фундаменте, - зубцы, отстоящие друг от друга на равные, ничем не занятые промежутки; зубцы прорезаны продолговатыми вертикальными отверстиями, предназначенными для пускания стрел.
Центральная башня замка

Стена замка. Вид изнутри
Мы уже имели случай заметить, что строители средневековых замков старались изобрести возможно больше препятствий на случай вражеского нападения. Пред нами - новый вид препятствия, внезапный обрыв стены. В этом месте она сразу и круто понижается, а далее так же круто поднимается до прежнего уровня. Это - существенная преграда для взобравшегося на стены врага, но не для нас. Бодро мы подвигаемся вперед по деревянному мосту, перекинутому через обрыв. В случае надобности такие деревянные мосты, неоднократно прерывающие каменную дорогу, могут быть разобраны в несколько минут. Но вот - новая преграда: на этот раз загородила дорогу стенная башня. Железная дверь, которая ведет во внутренность ее, заперта на замок. Теперь и мы не можем продолжать своей дороги. Но имейте в виду, что для замковых обитателей эта железная дверь всегда открыта. Там, с другой стороны, - другая железная дверь, а за ней - путь, ничем не отличающийся от пройденного нами. Прежде чем сойти вниз, взгляните хорошенько на башню, так неожиданно преградившую нам дорогу. Сторона ее, обращенная к замку, - плоска, а к полю - полукругла; на ее верхушке - зубцы.

Посвящение в рыцари

Когда кончался день и солнце скрывалось за горизонтом, с вершины центральной замковой башни неслись звуки рога: к покою призывали эти звуки, к прекращению трудов. Но в нашем замке сегодня большое движенье; на кухне, занимающей особенное строение, стряпня во всем разгаре. Вот поднялась решетка у входных ворот, спустился подъемный мост, гремя своими цепями, и из-под ворот замка показывается целое общество. Сопровождаемый отцом, братьями и родственниками, выезжает на дорогу старший сын владельца нашего замка. Незадолго до того он принял теплую ванну, облекся в чистые одежды и теперь едет в соседнюю церковь, где проведет всю ночь, чтобы утром принять посвящение в рыцари. Ему восемнадцать лет; он полон здоровья и силы; ему хочется подвигов, славы. Наконец-то наступает торжественный день, которого он так пламенно ожидал. Смеркается; повеяло прохладой; шумят листья придорожных деревьев; кое-где зажглись бледные звезды. Наши всадники оживленно беседуют. Старый рыцарь вспоминает свое посвящение. Совершалось оно совсем не так, как совершится завтра посвящение молодого человека. Он был далеко от семьи, не хлопотали вокруг него родные, не приготовляли ему заботливые руки матери чистых одежд накануне великого в его жизни дня - все, все иначе было. С семилетнего возраста он жил в чужой семье в качестве пажа, или валета. В этом звании он проходил в замке богатого землевладельца практическую школу так называемой куртуазии, то есть учился вежливости и вообще светскому обращению. Пятнадцати лет он получил из рук священника благословенный меч - его, согласно обычаю, подвели к престолу отец и мать с зажженными свечами в руках. Так он сделался оруженосцем и долго нес эту тяжелую службу. Вскоре его родители умерли, он остался круглым сиротой, и некому было помочь ему. Он стремился к свободе, к подвигам, но его жизнь протекала однообразно. Правда, он был не один; у его барона было несколько таких оруженосцев, как он, и это хоть отчасти скрашивало его жизнь. Спозаранку поднимался он с постели и тотчас принимался за работу. Его день начинался в конюшне, и раннее солнце заставало его за чисткой хозяйского коня и оружия. Поздней ночью обходил он с товарищами замковые стены. Весь день наполнялся хозяйственными заботами. Частые гости, необходимость служить им, ухаживать за их конями - все это, конечно, не давало времени скучать. Но и в час отдыха успокаивалось только тело, между тем как душа работала с большим напряжением. Грусть, думы, мечты не давали ей покоя. Наконец пробил желанный час. Однажды, ранней весной, в пору именно такого телесного покоя и умственной работы, стоя на замковой стене и рассеянно глядя оттуда на широко развернувшуюся окрестность, он услышал звук рога у подъемного моста. В ответ им понеслись такие же звуки с высокой замковой башни. Что такое? Гонец на взмыленной лошади. Скорей, скорей! Зазвенели цепи, спустился мост… Гонец - от сюзерена с письмом. Что это? Письмо на войну с неверными!.. Боже, сколько суматохи было! Пришлось поработать. Через неделю все было готово. Барон призвал капеллана для составления духовного завещания. Путь далекий: не известно, что может случиться; следует быть готовым ко всему. Кто не знает, что возвращаются назад немногие? Кому горе и слезы, а наш оруженосец, как молодой орел, рад, что может наконец свободно взмахнуть крыльями и улететь туда, в чужие страны, за синее море, в Святую землю. Пролились прощальные слезы - и отправились крестоносцы. Много нового, невиданного прежде пришлось повидать. На дороге вынесли страшную бурю, чуть не погибли в море. А после… голые скалы, раскаленный песок, невыносимый зной, мучительная жажда… Пути неведомы, враг словно из земли вырастает… В память рассказчика особенно врезался один день, день его славы, осуществления его мечты. Три дня перед ним рыцари и оруженосцы держали пост. Утро того дня было прохладное, солнце светило сквозь облака. Необозримыми рядами расположилось Христово воинство; каждый с верою ожидал общего причащения. Вот показались священники с епископом во главе. Они шли и причащали склонявшихся на колени воинов. Сколько обетов произносилось в эти минуты, сколько горячих молитв! После проповеди, произнесенной одним из священников, загремели трубы и рога, раздался призыв к битве. Все смешалось в хаотическую массу. Пыль поднялась столбом. Крики, стоны, ругательства, звон оружия, ржание коней наполнили воздух. Оруженосцам приходилось всюду следовать за своими рыцарями, подавать им оружие, уводить и уносить тяжело раненных и в то же время отбиваться от врага. На долю рассказчика выпало редкое счастье отбить из рук неприятеля захваченное им христианское знамя. Редкое счастье, редкий подвиг! С закатом солнца битва прекратилась; христиане одержали решительную победу, враги бежали. Тут же, на самом поле битвы, среди груды убитых и тяжко раненых, сам король посвятил отличившегося оруженосца в рыцари - вручил ему меч и, согласно обычаю, слегка прикоснулся своей рукой к его щеке и своим мечом к его плечу… Во время рассказа старого рыцаря из-за леса поднялась полная луна; тени всадников и их коней, перерезав дорогу, пали на траву. До церкви оставалось еще полпути, и дядя готовящегося к посвящению молодого человека успел рассказать интересный случай, свидетелем которого ему довелось быть много лет тому назад. Он видел, как рыцаря, уличенного в обмане, торжественно лишили рыцарского звания. Преступный рыцарь был разоружен и в длинной рубахе возведен на подмостки, вокруг которых собралась необозримая толпа зрителей. Сначала сломали его оружие и обломки бросили к его ногам. Рыцарские шпоры сорвали с его ног, герб, изображенный на его щите, стерли, а сам щит привязали к хвосту рабочей лошади и протащили по грязи. Три раза громко спрашивал герольд, указывая на виновного: «Кто это такой?» Три раза ему отвечали, что это - рыцарь, и три раза герольд возражал: «Нет, это не рыцарь, это - негодяй, изменивший своему слову, клятве верности». Священник громко прочитал 108-й псалом, в котором особенно страшно звучали для окружающих проклятия, направленные против нечестивца: «Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Да будут его дети сиротами, и жена его вдовою… Да не будет сострадающего ему; да не будет милующего сирот его… Да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренности его и, как елей, в кости его». Затем разжалованного рыцаря положили на носилки и, как мертвеца, как умершего для рыцарства, понесли в церковь. Толпа повалила вслед за ним. В церкви он должен был выслушать заупокойные молитвы. Слушая рассказ, наши всадники невольно ужаснулись. Картина позора ярко предстала пред ними. И не в первый раз отец указал юноше на необходимость строго подчиняться всем законам рыцарства: веровать всему, чему учит Святая Церковь, соблюдать ее повеления; защищать ее; защищать всякого слабого, не бежать от врага, но смерть предпочитать бегству; быть верным своему сеньору; гнушаться лжи; быть щедрым; повсюду и всегда бороться за правду и добро против неправды и зла. И в это самое время из-за деревьев взглянул на них храм Божий, ярко освещенный луной.
Застучал засов у церковных дверей, послышался топот отъезжающих домой провожатых, и наконец все смолкло. Таинственна внутренность храма, мрак наполняет ее. Только через одно из окон проникнул в темноту серебряный луч месяца. Да на одном из алтарей зажжены свечи перед изображением св. Георгия Победоносца. Здесь, перед этим алтарем, проведет всю ночь сын нашего барона в молитве, в размышлении о том высоком сане, который ожидает его, о тех обязанностях, которые наложит на него этот высокий сан. Кругом царит тишина. Гулко отдаются в пустом храме шаги молодого человека; он слышит биение своего сердца, свое дыхание; он чувствует, как приливает кровь к его вискам. То он шепчет молитвы, и собственный шепот сначала смущает его; то он представляет себе свой замок, свою семью. Как ярко восстают образы пред ним! Он видит лица родных, слышит их речи… О чем они? Об обязанностях, которые ожидают его. Церковь, говорили ему, - то же, что голова в человеческом теле, горожане и крестьяне - желудок и ноги, а рыцарство уподобляется рукам. Руки расположены как раз посреди человеческого тела, между головой и низшими членами, чтобы защищать и то, и другое. Значит, веруй всему, чему учит Св. Церковь, исполняй ее повеления: защищай ее, но вместе с тем уважай все слабое, будь защитником его, защитником вдов, сирот, всякого немощного. Защищай женщину - она часто притесняется беззаконным, грубым соседом; часто на ее счет пускаются гнусными людьми самые низкие клеветы. Крепко держись данного тобою слова, не лги. Что бы ты ни потерпел, отлучившись в дальние страны, а вернувшись домой, расскажи обо всем чистосердечно, ничего не утаивай. О славном подвиге поведай: он воодушевит других; послужит добрым примером; о неудаче не умалчивай: рассказ о ней может послужить хорошим уроком для других, а вместе с тем утешит того, кто и сам потерпел когда-либо неудачу. Будь щедр, будь благороден в обхождении: щедрость и благородство - два крыла, поддерживающие рыцарскую удаль… Но вот снова приходит на память молитва, образы родных бледнеют и расплываются в сумраке храма, речи их удаляются и наконец замолкают; юноша простирает руки к святому изображению, озаренному свечами, и весь отдается горячей молитве. Его рыцарский меч, которым завтра торжественно опояшут его, лежит на алтаре. Этот благочестивый и поэтический обычай проводить целую ночь, предшествовавшую посвящению в рыцарство, под сводами храма развился и господствовал во Франции. Сначала ему в обязательном порядке следовали накануне судебных поединков. В одной латинской хронике, оканчивающейся на 1029 годе, сообщается, что одержавший победу в подобном поединке немедленно отправился пешком благодарить Бога именно в тот самый храм, где он провел перед этим всю ночь. Несколько позже обычай этот приурочился к обряду посвящения в рыцари. С течением времени обряд посвящения в рыцари проник и в другие страны, но за пределами Франции он отличался большей простотой. В Германии главным моментом этого обряда было опоясывание нового рыцаря мечом, который торжественно благословлялся священником. Опоясывал рыцаря или местный сеньор, или даже вновь посвящаемый опоясывался собственноручно. Тот же сеньор подавал ему щит и копье, и все это несложное торжество заканчивалось турниром. В Англии была та же простота: Готфрид Плантагенет , возведенный в рыцарский сан Генрихом I , принял ванну, надел великолепную одежду, принял в подарок рыцарское вооружение и сейчас же пошел показывать свою силу, уже в качестве нового рыцаря… Но обратимся к нашему юноше. Он бодро вынес испытание. Сон ни разу не смежил его глаз. Он устоял против соблазна присесть на ступенях алтаря и всю ночь простоял перед алтарем в своем длинном белоснежном одеянии. В глубоких оконных амбразурах забрезжил дневной свет; засветились разноцветные стекла оконных рам. Все больше и больше света вторгается в храм, мрак уступает место свету, тени убегают в углы… Загремел дверной засов. В церковь вошли люди. Церковь наполнилась родными и знакомыми посвящаемого. Приехал сам епископ - особенная честь для нашего барона. Как богаты, как пестры наряды собравшихся! Каким весельем озарены их лица! Вот понеслись звуки органа; началась месса. Благоговейно выслушал ее посвящаемый, благоговейно приобщился… Наконец наступают торжественные минуты благословения меча. Юноша приближается к епископу; перевязь с мечом надета у него на шее. Епископ снимает меч и громко читает молитву: «Пресвятый Господи, Отец всемогущий, Боже вечный, Единый, всем повелевающий и всем располагающий! Чтобы подавлять злобу нечестивых и защищать справедливость, спасительным благоволением Своим Ты дозволил людям пользоваться мечом на земле. Устами Святого Иоанна Ты сказал воинам, приходившим искать его в пустыне, чтобы они никого не обижали, не клеветали ни на кого, но довольствовались жалованием своим. Господи! Мы смиренно прибегаем с молитвой к милосердию Твоему. Ты дал рабу Своему Давиду силу победить Голиафа, Иуде Маккавею - восторжествовать над народами, не признававшими Тебя; так же и рабу Своему, сегодня преклоняющему главу свою под ярмо военной службы, сообщи силу и отвагу на защиту веры и справедливости, приумножь в нем веру, надежду и любовь. Дай ему все вкупе - и страх Твой, и любовь Твою, смирение и твердость, послушание и терпение. Устрой все так, дабы ни сим мечом, ни иным он не ранил никого несправедливо, но употреблял его на защиту всего истинного и правого». После этого епископ снова надевает на шею юноши уже освященный меч со словами: «Приими меч сей во имя Отца и Сына и Святого Духа, употребляй его на свою защиту и на защиту святой Церкви Божией, на поражение врагов Креста Господня и веры христианской и, насколько возможно то для немощности человеческой, не поражай им несправедливо». Молодой рыцарь, слушавший епископа на коленях, поднимается на ноги, берет меч, широко размахивается им, как бы поражая невидимых врагов Христовой веры, затем отирает его о левую руку и снова вкладывает в ножны. Епископ целует юношу со словами: «Мир тебе», и тот направляется к сеньору своего отца, чтобы принести ему клятву в верности как своему сюзерену. Выслушав клятву, сеньор приказывает облачить юношу в рыцарские доспехи. Это дело присутствующих рыцарей, им помогают дамы и молодые девушки. Сперва прикрепляют ему левую шпору, затем правую, надевают кольчугу, опоясывают мечом. Юноша, уже в рыцарских доспехах, опускается на колени перед сеньором. Тот поднимается с места и своим обнаженным мечом плашмя три раза касается его плеча, произнося при этом: «Во имя Божие, во имя святого Михаила и святого Георгия, я делаю тебя рыцарем, будь храбр и честен». После этого молодому рыцарю подносят шлем, щит и копье. Сопровождаемый всеми присутствующими в храме, он выходит на воздух. Собравшийся перед церковью народ приветствует его громкими восклицаниями. Теперь настало время показать свою ловкость и силу. С этой целью невдалеке от церкви заранее установлен на вращающемся столбе манекен, покрытый доспехами. Наш рыцарь при всеобщем одобрении, не коснувшись ногою стремени, вскакивает на коня и, погарцевав на площади, мчится в сторону манекена. Метким и сильным ударом он сбивает его наземь. Гром рукоплесканий заглушает грохот разлетевшихся в стороны доспехов и оружия, которое было прикреплено к манекену… После этого все присутствующие направляются в замок отца свежеиспеченного рыцаря, где их ждет пир.

Внутренность замка

Предупредим молодого рыцаря, его семью и гостей и проникнем раньше их в главнейшие части замка. С его планом и внешним видом мы уже ознакомились, теперь поднимемся по каменной лестнице палаты и постараемся, пока не набралось в ней народа, хорошенько рассмотреть главную, большую залу. Против ожидания вы не сразу проникаете в нее с верхней площадки каменной лестницы. Пройдя главные двери, вы входите в галерею, которая протянулась вдоль всего главного фасада здания; свет обильно проникает сюда через большие окна. В стене, противоположной окнам, находятся двери: одна из них ведет в главную залу. Войдем в нее. Как здесь мрачно! Но как же зале не быть мрачной? При обширных размерах, при толщине стен в два с половиной - три метра, при небольшом количестве узких окон, представляющих собой глубокие ниши, при цветных стеклах, задерживающих дневной свет, совершенно понятна эта мрачность. Главная цель обитателей замка - устроиться возможно безопаснее: вот почему его внутренние помещения выглядят столь неудобными. Однако нельзя сказать, чтобы и в те времена, по преимуществу военные, люди совершенно не заботились о красоте и комфорте. Рассматривая внутренность замка, мы увидим следы этих забот. Только эти заботы стояли, так сказать, на последнем плане. Пол нашей залы каменный, но не одноцветный: он составлен из разноцветных плит, правильно чередующихся между собою и несколько ослабляющих то гнетущее впечатление, которое мы испытали при входе в залу. Сегодня сверх того по полу, ввиду предстоящего пира, разбросаны ветви и цветы - розы и лилии. Но не будем забегать вперед. Вся зала разделена на три отделения колоннами с причудливыми капителями. Потолок плоский; поперек его идут ряды балок, частью расписанных красками. Каменные стены залы выбелены и местами расписаны водяными красками, они увешаны рогами, щитами, копьями. Фрески грубы, перспективы нет и следа. Сегодня по причине торжества по стенам развешаны ковры, на которых изображены рощи с животными, герои древней истории, персонажи рыцарской поэзии. Посредине комнаты - громадный дубовый стол, покрытый скатертью. На нем - ложки, ножи и сосуды из золота и серебра. Вокруг него, как и вообще по стенам залы, - скамьи с подушками. На одном конце его - большое кресло с ручками, под шелковым балдахином. Обыкновенно здесь сидит владелец замка, но сегодня оно предназначается для сеньора нашего владельца. Особенного нашего внимания заслуживает камин. Это - целое сооружение. Помещается он между двумя окнами. Основанием его внешней части служат прямые колонны почти в человеческий рост; над ними выдается довольно далеко вперед каменный колпак, постепенно суживающийся по мере приближения к потолку. Колпак расписан изображениями на сюжеты из рыцарской поэзии. О размерах каминов в средневековых замках можно составить себе некоторое представление из следующего рассказа, который мы находим у французского хрониста Фруассара . Из всех дворов богатых владетелей в XIV веке особенно славился двор графа Фуа. Его обширные замковые помещения были всегда переполнены рыцарями. Дело происходило во время Святок. День был холодный; рыцари грелись, сидя перед камином. В залу вошел сам граф. «Как холодно, - сказал он - а в камине так мало огня!» Один из рыцарей, Эрнотон, в это время стоял у окна залы, смотрел во двор и как раз увидел входящих во двор замка ослов, нагруженных дровами. Недолго думая, отличавшийся необыкновенной силой рыцарь спустился во двор, схватил самого большого осла вместе с дровами, взвалил себе на плечи, поднялся в залу и, растолкав рыцарей у камина, бросил в огонь. Мы еще посидим с семьей нашего барона у пылающего камина в суровый осенний вечер, когда буря будет завывать и носиться вокруг замка, а теперь воспользуемся временем и заглянем в другие комнаты, благо нам никто не мешает: все в кладовых, на кухне, на дворе, за воротами - в ожидании блестящей кавалькады. По сторонам главной залы находятся другие залы подобные ей, но гораздо меньших размеров. Там нечего смотреть. Но мы поднимемся по каменной лестнице на верхний этаж, где расположены жилые помещения. Из них наибольшего внимания заслуживает спальня. Она освещается дневным светом очень скудно; он проникает с трудом сквозь цветное стекло. Здесь два таких окна, а между ними - камин, такой же формы, как в большой зале, но меньших размеров. Стены здесь также раскрашены, покрыты картинами, а сегодня, как и внизу, коврами. При входе в спальню бросается в глаза низкая, но широкая постель. Она поставлена изголовьем к стене. Высоко поднимаются шитые шелками подушки. Занавеси, передвигающиеся на железных прутьях, отдернуты. Резко выделяется богатое горностаевое одеяло. С обеих сторон постели брошены на каменном узорчатом полу звериные шкуры. Тут же - большой канделябр с толстой восковой свечой и горизонтальный стержень, укрепленный на двух других, вертикальных, предназначенный для того, чтобы вешать снимаемую на ночь одежду. Вблизи постели на подставке, прикрепленной к стене, стоит довольно грубо сделанное изображение святого, патрона замковладельца. Вдоль стен расставлены скамьи с подушками, кресла, кое-где прямо на полу разбросаны подушки, предназначенные для сидения. На полу у стены стоят несколько запертых ящиков, в которых хранятся белье и одежда. Некоторые из них богато разукрашены. На столе, недалеко от камина, стоят два интересных предмета; это - небольшие ящички, один круглый - из бронзы, другой четырехугольный - из слоновой кости. Круглый открыт, и в нем помещается зеркало в резной деревянной раме. Но особенно интересен второй, закрытый ящичек. Его резьба изображает лес, на деревьях поют птицы, а поддеревьями конные охотники преследуют какого-то зверя. Там, вероятно, хранятся драгоценные украшения: серьги, перстни с драгоценными каменьями, браслеты и колье. После того как вы ознакомились с главной залой и со спальней, другие комнаты - в Германии они назывались «кеменаты» (по-латыни Kaminatae, то есть отапливаемые печами, каминами) - не могут представить вашему вниманию ничего нового. В заключение нашего обзора посетим замковую капеллу и проникнем тайком в замковую темницу. Капелле, как вы, вероятно, помните, отведено в замке нашего барона особое здание на первом дворе. В других замках она помещается в жилом здании, рядом с главной залой. Но где бы она ни помещалась, без нее обитателям замка обойтись невозможно. При своем посвящении в рыцарское звание каждый посвящаемый давал обет ежедневно присутствовать на божественной службе. Вот и первая необходимость иметь капеллу подле себя. Но капелла немыслима без священника, без капеллана, вот почему последний - лицо необходимое в среде обитателей средневекового замка. Ведь не ехать же всякий раз за священником в ближайшую церковь, тем более что и ближайшая церковь отстоит от замка довольно далеко. С другой стороны, представьте осаду замка неприятелем - явление самое обыкновенное в те суровые времена, ведь тогда без капеллы хозяева замка и все его многолюдное население были бы совершенно отрезаны от церкви, лишены утешения, доставляемого молитвой, словом Божиим, лишены возможности приобщиться Святых Тайн. Кроме того, капеллан нередко играл роль домашнего секретаря: он читал и писал по поручению хозяев письма. Наконец, он наставлял в правилах веры молодое поколение. Вот почему без капеллы и капеллана немыслим был ни один порядочный замок. Наша капелла очень незатейлива. Прямоугольная комната, освещаемая несколькими полукруглыми окнами с цветными стеклами, с изображениями святых, заканчивается полукруглой нишей; в нише - алтарь с самыми необходимыми предметами: распятием, Евангелием, дарохранительницей, свечами… От этого места, где ежедневно произносятся возвышенные слова любви и мира, перенесемся воображением в другое место, где раздаются иногда проклятия и страшные стоны. Мы - в темнице, под главной замковой башней. Темный, круглый подвал со сводом. На верху свода - отверстие, через которое спускают сюда преступника. Через редкие отдушины скудно входит в это ужасное место свежий воздух. Удушливый воздух, грязь, всякие гады, а иногда и подпочвенная вода, внезапно прорвавшая себе дорогу, грозят здоровью и жизни несчастного узника, которому суждено спуститься под этот мрачный свод. Прочь, прочь отсюда, на свежий, вольный воздух, где солнце светит, где плывут облака, где птицы поют свои беззаботные песни! С вершины башни понеслись звуки рога, послышались откуда-то музыка, пение, приветственные крики. Молодой рыцарь подъезжает к своему дому, с ним - родные и гости. ...

План – конспект

Урок - викторина по истории для 6 класса

Тема урока: «Средневековый замок и его обитатели»

Учитель: Ерохина Наталья Петровна

Москва, 2016

Тема урока: « Средневековый замок и его обитатели »

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

Цель: углубить понимание эпохи Средневековья, культуры и традиций средневекового общества; обобщить и расширить ранее изученный материал по истории и культуре Средневековья
Задачи:
· формирование коммуникативных компетенций (навыки работы в группе)
· формирование учебно-познавательных компетенций (навыки самостоятельной работы с историческими, литературоведческими источниками и документами)
· формирование информационно-коммуникативных компетенций (навыки презентации полученных результатов).
Пояснительная записка.
Работая в 6 Г классе второй год, я убедились, что в целом дети обладают прекрасным учебным потенциалом, хорошей памятью, живым восприятием, креативным мышлением. Многие дети чрезвычайно подвижны, эмоциональны. Работа педагога с такими учениками требует и творческого подхода, и прекрасного владения теоретическими и практическими аспектами предмета, и немалой профессиональной изобретательности. Урок обязательно должен быть динамичен, предельно насыщен информационно. Исходя из этого, было решено разработать бинарный урок, в ходе которого ученики могут не только получить и закрепить знания по истории и культуре, но и сделать ещё один, пусть и небольшой, шаг к формированию собственной личности, ориентированной на достижения успеха.
Приёмы, подходы, реализуемые на уроке:
- работа с наглядными пособиями и презентациями
- «каждый учит каждого»
- работа в малых группах
- элемент ролевой игры

Опережающие задания

Виды ключевых компетенций:
- информационно-коммуникативная
- учебно-познавательная
- общекультурная
- ценностно-смысловая

Оборудование:

Мультимедиа проектор; диск с презентацией; компьютер; экран; карточки с заданиями;

конверт с набором карточек со словами к разделу № 6, «рыцарские костюмы и доспехи» для инсценировки, - учебник: Е.В. Агибалова, Г. М. Донской «История средних веков».

М: Просвещение, 2012.

Ход урока:

Учитель:

Полны чудес сказания давно минувших дней:

Про громкие деяния былых богатырей,

Про их пиры, забавы, несчастия и горе

И распри их кровавые услышите вы вскоре...

Это фрагмент из средневековой «Песни о Нибелунгах». Уже понятно, что наша игра будет посвящена рыцарям: их традициям, жилищу и вооружению.

1-й этап игры: «Домашнее задание»

    Командам предстоит раскрыть понятие «рыцарь» и проследить, как оно менялось со временем.

Примерное содержание ответов: Слово «рыцарь» буквально означает « всадник ». Первоначально так называли небогатых конных воинов.

Со временем рыцарями стали называть всех сеньоров, поскольку их главной обязанностью было несение конной военной службы.

Постепенно слово «рыцарь» начало символизировать почетное название сеньора.

2-й этап игры: «Мой дом - моя крепость»

(На экран проецируются изображения сохранившихся в ряде европейских стран средневековых замков.)

Учитель:

Домом феодала и одновременно его крепостью являлся замок. Воздвигнутые на холме или на скале, выполненные из камня, замки казались неприступными. Как жилище замок не был ни приветливым, ни уютным - от мощных каменных стен тянуло холодом и сыростью. Не отличались комфортом и удобством и внутренние помещения, которые освещались лишь бликами комнатного огня.

Второй этап игры посвящен изучению устройства и назначения замков.

    Задача игроков - назвать составные части замка, показать их на представленных изображениях и указать на назначение каждой части.

В ответе должны быть названы и кратко охарактеризованы следующие части замка:

    стена,

    донжон

    подъёмный мост

    хозяйственные постройки

    дом феодала

    въездные ворота

    дворик замка

Учитель:

(ставит дополнительные вопросы):

1. Как можно было попасть в главную башню - донжон?

2. Что располагалось в подземелье замка? .....

(Ответы: Главная башня - донжон - достигала очень большой высоты. Попасть в нее можно было лишь через перекидной мост из соседней башенки; чтобы подышать свежим воздухом, обитатели замка шли подземным ходом за крепостную стену, где был разбит сад. В

Учитель:

В рыцарском замке происходили Разные события. Сейчас мы продемонстрируем одно из них - посвящение в рыцари. Ваша задача - восполнить пробелы в этой инсценировке.

Сцена 1

Владелец замка и его сын

Отец . Сын мой, ты стал совсем уже взрослым. Сегодня - лучший день в твоей жизни. А ведь еще недавно я учил тебя фехтованию на мечах. Брал на охоту...

Сын. Да, отец. Ты приучил меня не страшиться поединков и драться до первой крови, гонять по лесу оленей и стремглав мчаться за ними на резвом коне, а если придется - драться с раненым кабаном или медведем. Но ни разу ты не брал меня на войну. При этом говорил, что жизнь без войны для рыцарей скучна.

Отец. Ты не был тогда настоящим рыцарем. В поход я мог взять тебя лишь оруженосцем. И если посчастливилось бы, и ты проявил себя в битве, то там же, на поле боя, ты получил бы звание рыцаря.

Сын. Я жаждал этого и надеялся убежать вслед за тобой на войну ……

Отец . Не торопи время. Сегодня сбудутся твои мечты. Поспешим же поучаствовать в самом важном для тебя событии.

Сцена 2

Знатный рыцарь и сын владельца замка.

Знатный рыцарь. Сегодня, юноша, ты посвящаешься в рыцари. Стать им - непростое дело. Вспомни и расскажи всем, как ты готовился к этому.

Ю н о ш а . С детства меня готовили к военной службе. Отец мне рассказывал о рыцарских подвигах и достоинствах, учил быть ловким и смелым. В семилетнем возрасте я покинул отцовский замок и служил пажом при дворе знатного сеньора.

    Мой вопрос к участникам игры: в чём упражнялись пажи, какими умениями овладевали?

(Ответ: фехтование, борьба, верховая езда, метание копья, пение и танцы.)

    Мой второй вопрос к участникам игры: чему почти не учили пажей?

(Ответ : письму и чтению.)

Ю н о ш а. Итак, я упражнялся в фехтовании, борьбе, верховой езде, метании копья, пении и танцах. Но читать и писать меня почти не учили. Когда мне исполнилось 15 лет, я стал оруженосцем.

    Мой вопрос: назовите обязанности оруженосца?

(Ответ : оруженосец ухаживал за лошадьми и собаками. Встречал гостей, а в походе вез доспехи рыцаря. На поле боя он был близ рыцаря, готовый в любой момент подать ему запасное оружие.)

Ю н о ш а. Эту ночь я провел в церкви, где неустанно молился. И вот сейчас, облаченный в парадные одежды, я готов к обряду.

Знатный рыцарь. Встань на колени. (Трижды наносит удар клинком меча плашмя по плечу юноши.) Я наношу тебе удар - единственный в твоей жизни, который ты можешь получить, не возвращая. Теперь тебе предстоит получить и надеть знаки рыцарского достоинства. А затем продемонстрировать свою ловкость.

Учитель:

    Какие знаки рыцарского достоинства одевал посвященный в рыцари и как должен был продемонстрировать свою ловкость?

(Ответ: посвящаемый в рыцари опоясывался мечом и надевал шпоры, а затем должен был вскочить на коня и пронзить копьём мишень.)

3-й этап игры: «Рыцарские турниры»

Учитель:

Два славных рыцаря стремглав

Несутся, тот и этот щит

Смят; под ударами трещит

Нагрудник конский и подпруга.

Сбить наземь силятся друг друга,

И каждый не жалеет шпор,

Жесток удар. Могуч напор.

Сбив седла, копья изломав,

Дерутся с помощью булав

И жезлов; шлем, стремясь рассечь,

Лишь гнут его, зазубрив меч.

Не видел свет подобной рубки. Никто не делает уступки,

Показывая, как он смел.

Тема следующего - 3-го этапа нашей игры - рыцарские турниры.

На экран проецируется фрагмент из к/ф «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» или иллюстрация «Рыцарский турнир». Каждая команда получает карточку с вопросами.

Карточка № 1

1. Что такое турнир?

2. Кто участвовал в нем? Кто наблюдал за ним в качестве зрителей?

3. По каким отличительным знакам рыцарей узнавали на турнирах и в бою?

Карточка № 2

1. Какое значение в жизни рыцаря имели турниры?

2. Кого из рыцарей на них не допускали?

3. Почему церковь осуждала турниры и требовала их запрещения?

(Ответы: № 1 - Турнир - рыцарский праздник, военное состязание рыцарей в силе и ловкости. - На него съезжались рыцари всей округи.

- Рыцари выставляли свои щиты с гербами, герольды трубили, вызывая на бой. Дамы в роскошных нарядах наблюдали за ходом турнира.

- Гербы, изображенные на щитах, рассказывали о рыцаре и его предках.

2 - На турнир не допускались рыцари, запятнавшие себя предательством, оскорбившие даму, нарушившие данное слово.

- Турнир был опасным состязанием, следствием которого могли быть увечья и даже смерть. Поэтому христианская церковь осуждала турниры.)

4-й этап игры: "Вооружение рыцарей»

Учитель:

Сейчас на четвертом этапе игры мы будем говорить о рыцарском вооружении.

Без промедленья каждый снарядился:

В броню облекся, шлем на лоб надвинул,

Меч прицепил, в седло проворно прыгнул,

На шею щит четырехпольный вскинул,

Копье рукою правой крепко стиснул...

Командам раздаются иллюстрации с изображениями рыцарей XI, XIII, XIV, XV веков. Аналогичное изображение проецируется на экран.

Первый ведущий. Командам предстоит назвать фрагменты вооружения рыцарей XI-XV веков и по иллюстрациям определить, к какому веку какой изображенный рыцарь относиться.

(Ответ: Доспехи: шлем, кожаные куртки с нашитыми на них пластинами, кольчуга с длинными рукавами и капюшоном, на ногах - кольчужные чулки. Это - в XI веке.

В XIII веке изменилась форма шлема: он стал похож на перевернутое ведро с прорезями, под ним - войлочная шапка. Наряду с кольчугой стали использовать панцирь. Появились более длинные мечи.

В XIV-XV веках появился доспех, состоящий из подвижных частей. Он накрывал всё тело рыцаря, был прочный, но тяжелый.)

Учитель:

Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрека не зная за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедрым, что все могли дивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Что мстил врагам, а близких отстаивал права,

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

О нем слагали сказки, и песни на родине пели.

5-й этап игры: «Рыцарская мораль»

Учитель:

Следующий - пятый этап игры Посвящен рыцарской морали

Для знатных и богатых скупость - Наипозорнейшая глупость;

И до скончанья наших дней

Царица Щедрость нам нужней,

Чем знатней род и воспитанье. :

Царица Щедрость вознесет

Питомца выше раз в пятьсот,

Чем добродетели другие

И начинания благие.

Вопросы к командам:

    Вопрос № 1. «Он настоящий рыцарь...» Какими качествами должен обладать современный юноша, чтобы о нем так говорили окружающие?

    Вопрос № 2. А теперь перенесемся в глубь веков и посмотрим, совпадают ли средневековые представления о рыцарских достоинствах с современными?

Задание командам: Перечислите правила рыцарской чести. : (Ответ: верность, честность, милосердие, смелость, щедрость, почитание дамы.)

6-й этап игры: «Пир в рыцарском замке»

Учитель:

Две полные недели тянулся пир честной.

Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,

И развлекались гости, как было им угодно.

Не пожалел казны для них хозяин благородный.

Одеждой, и конями, и всяческим добром.

И золотом червонным, и звонким серебром

Он одарить приезжих велел своей родне,

Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.

Последний этап нашей игры будет посвящен средневековому застолью.

Командам раздаются карточки с наклеенными на них рисунками или надписями названий блюд и предметов сервировки стола.

В общем виде перечень выглядит следующим образом: скатерть, салфетки, вилки, тарелки фарфоровые, тарелки оловянные, тарелки деревянные, фрукты, кофе, пи-Бо, картофель, помидоры, хлеб пшеничный, хлеб ячменный, хлеб ржаной, мясо, рыба, сушеные фрукты, орехи, торты, репа, редька, пироги, майонез, кетчуп, оливковое масло, шоколад, какао, перец черный, корица, гвоздика, сливочное масло.

    Задача команд. «Накрыть стол» в рыцарском замке - точнее, предположить, что могло быть на пиршественном столе в XI веке, а что - нет.

Команды готовят письменные ответы, затем зачитывают их. Ведущие, заслушав ответы, могут восполнить пробелы.

(Ответы: В наиболее полном виде ответы выглядят следующим образом:

«На столе» применительно к XI веку могут оказаться:

скатерть, металлические кубки, столовые ножи (кинжалы), Салфетки как предмет столового белья появились позже. До этого гости вытирали рот руками или концами скатерти. Тарелки - из олова и дерева - появились в XIV-XV веках. В VIII-IX веках роль тарелок играли специальные выемки в дубовом столе. Еду брали с середины стола пальцами и клали на кусок хлеба. Не могли быть положены на стол и вилки - они появились впервые в начале XVI века при итальянском дворе и имели первоначально два зубца. Привычный изгиб вилка приобрела лишь в XVI веке. Еда: Фрукты и сушеные фрукты, пиво, хлеб, мясо, рыба, орехи, репа и редька, оливковое масло, перец черный. Хлеб употребляли трех видов, отдавая предпочтение ячменному и ржаному. Из перечисленных напитков на рыцарском столе могло оказаться лишь ячменное пиво. Картофель, помидоры, шоколад, какао стали распространяться после открытия Америки; корица и гвоздика - с XIV века. С этого времени началась выпечка пирогов с начинкой и тортов. Оливковое масло было распространено на юге Европы, где преобладало земледелие и садоводство. Там же употребляли в качестве напитков вино, в то время как на севере Европы больше было распространено пиво).

Подведение итогов, подсчёт баллов.

Итак, ребята, мы с вами сегодня узнали какая трудная, интересная и во многом не похожая на нашу современную была жизнь средневекового человека. Особенно это касается сословия рыцарей. Это понятие сохранилось и сейчас но приобрело новый более гуманный и романтический смысл.

Д/з: п. 11, нарисовать герб знатного рыцаря и подписать его составные части

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (1907)
Первая часть сборника, посвящённого описанию быта людей Средневековья. Рассматривается типичный замок на примере Франции XII-XIII веков.

Константин Иванов выбирает тип повествования от первого лица во всех частях. Он буквально берёт читателя за руку и ведёт, в данном случае, прямо от подъёмного моста крепостной стены и далее по внутренней территории и комнатам. Побродив по замку, мы попадём на посвящение в рыцари, знатно попируем, поохотимся на кабана. Затем познакомимся с вооружением рыцаря, посетим турнир. Ближе к концу работы увидим, что такое судебный поединок, а напоследок проведём день в кулуарах феодала, познакомимся с его семьёй. Заключительные страницы представляют собой историю рыцаря, собирающего знать на очередной крестовый поход. Это вымышленный рассказ основывается на средневековых мифах и легендах.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (1900)
Серия очерков на примере на примере среднего германского города XIV-XV веков. Вначале идёт описание обычного дня средневековой городской суеты. Потом мы перемещаемся в здание местной администрации (как правило, ратуша), где наблюдаем за работой бургомистров и других членов городского управления. Далее гостим у бюргера, на следующий день - городская свадьба. Потом в фокусе внимания оказываются гильдии ремесленников. Напоследок посетим городские праздники и неплохо развлечёмся. Нашлось место описанию самобичеванию, преследованию ведьм и алхимии.

Вторая часть сборника поинтереснее, не такая радужная, да и сам материал пошире.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ И ЕЁ ОБИТАТЕЛИ (1915)
Заключительная часть сборника. Вначале кратко описывается процесс развития французской и германской деревни после падения Рима, а далее следуют очерки, как и в части, посвящённой городу: рабочий и выходной день в деревне, крестьянская свадьба, праздники. Также текст дополнен двумя легендами и историческим экскурсом на тему Жакерии.

Когда я брал книгу в библиотеке, то не посмотрел, какого года рождения опубликованные статьи. Придя домой, узнал, что автор работал в начале двадцатого века, поэтому был немного разочарован, но сам виноват - на четвёртой стороне обложки всё чётко указано.

Тот формат, которого придерживается автор, как я понимаю, предназначался для учеников гимназий. Мы не имеем дело с исторической работой в классическом понимании. Фактически повествование напоминает занимательные уроки истории. Поэтому читается текст легко, занимательно, но создаётся слишком глянцевая картинка, слишком романтическая. На каких-либо отрицательных моментах, свойственных той эпохе, автор мало останавливается, не заостряя особо внимания. Это ни в коем случае не говорит о некомпетентности К. Иванова, который был глубоким знатоком Средневековья. Просто не стоит воспринимать книгу как серьёзное исследование, у неё другая цель - дать начальное представление об эпохе или напомнить о некоторых узловых моментах, которые были забыты после обучения в школе, как в моём случае. Да и объём книги невелик, но позволяет дать старт, которому я обязательно дам продолжение.