Морской бой линкор миссури. Почему линкор «Миссури» называют самым известным кораблем. Posts from This Journal by “морская душа” Tag

Линейный корабль «Миссури»

В 1938 г. в США началось проектирование линейных кораблей, призванных сочетать в себе огромную огневую мощь, высокую скорость хода и надежную защиту. Надо отдать должное конструкторам: им действительно удалось создать очень удачно сбалансированный проект. Первый корабль серии, «Айову», заложили в июне 1940 г., а третий, получивший название «Миссури» (BB-63 «Missouri»), 6 января 1941 г. на верфи в Нью-Йорке. На воду его спустили 29 января 1944 г., а в июне того же года передали флоту.

Корабль имел следующие характеристики: стандартное водоизмещение – 48 425 т, полное – 57 540 т, наибольшая длина – 270,43 м, ширина – 32,97 м, осадка – 11,03 м. Четыре турбозубчатых агрегата фирмы «Вестингауз» общей мощностью 212 000 л.с. позволяли развить скорость 33 узла, а запас топлива обеспечивал дальность плавания экономическим ходом 15 000 миль. Максимальная толщина бортовой брони достигала 330 мм, главная палуба имела толщину 152 мм, верхняя – 37 мм, противоосколочная – 16 мм, башни главного калибра защищала 496 мм броня. Вооружение состояло из девяти 406 мм орудий в трех трехорудийных башнях, 20 127 мм пушек в 10 двухорудийных установках, 20 ? 4 40 мм и 49 ? 1 20 мм зенитных автоматов. Также имелись две катапульты и три гидросамолета. Экипаж насчитывал почти 2000 человек.

После вступления в строй на линкоре начался цикл боевой подготовки, продолжавшийся до осени. В ноябре «Миссури» перешел на Тихий океан, но до середины декабря оставался в Сан-Франциско. Лишь 14 го числа, после выполнения ряда работ и дооборудования, он взял курс на запад и в середине январе 1945 г. прибыл на атолл Улити, ставший к тому времени важнейшей американской базой. Почти сразу же линкор стал флагманом вице-адмирала М. Митшера, командовавшего одним из оперативных соединений.

«Миссури»

В феврале «Миссури» вместе с другими линейными кораблями участвовал в прикрытии авианосного соединения, отправленного к берегам Японии. Американские летчики нанесли противнику большой урон, а силам прикрытия в бой вступать не пришлось. 406 мм орудия «Миссури» впервые отрыли огонь по противнику 19 февраля, когда соединение подошло к острову Иводзима. Их целями стали японские позиции на острове. В эти же сутки зенитчики «Миссури» сбили первый японский самолет. Затем авианосное соединение вновь отправилось к берегам Японии, а после налетов на Токио его самолеты атаковали объекты на Окинаве. В начале марта корабли вернулись на Улити.

Новый рейд к берегам Японии и Окинавы начался в середине месяца. На сей раз японская авиация нанесла ответный удар, массово применяя самолеты, пилотируемые смертниками. Четыре авианосца получили серьезные повреждения 18 и 19 марта, а зенитчики «Миссури» за эти дни сбили четыре самолета. 24 го числа американские линкоры обстреляли из орудий главного калибра позиции врага на Окинаве, при этом «Миссури» выпустил несколько сотен 406 мм снарядов.

Высадка американцев на Окинаву началась 1 апреля 1945 г. На острове находился сильный гарнизон, а с воздуха японцев поддерживала авиация, основную силу которой составляли смертники-камикадзе. 11 апреля один из них атаковал «Миссури»: истребитель «Зеро» на небольшой высоте преодолел противовоздушную оборону и, невзирая на огонь зенитных орудий, ударил линкор в борт ниже главной палубы. При этом горящее топливо попало на верхнюю палубу «Миссури». Американцы потерь не понесли, начавшийся пожар быстро потушили, а слегка поврежденную установку 127 мм орудий быстро ввели в строй; на память от этого удара остался след на борту. Командир корабля кэптен У.М. Каллахан приказал похоронить останки японского летчика в море с воинскими почестями.

Спустя пять дней корабль вновь был атакован камикадзе, и вновь отделался легко: самолет упал непосредственно за кормой, лишь его крыло вывело из строя кран на палубе. Вечером 17 апреля радиолокатор линкора засек неизвестную цель, к которой немедленно направились самолеты и эсминцы. Им удалось потопить пытавшуюся выйти в атаку японскую субмарину I-56. У берегов Окинавы «Миссури» действовал до 5 мая, неоднократно обстреливая позиции противника на острове, а также отражая воздушные атаки – зенитчики сбили не менее пяти самолетов, а еще несколько удалось уничтожить совместно с другими кораблями.

В мае на линкоре поднял свой флаг адмирал У.Ф. Хэлси. В конце мая – начале июня «Миссури» вновь участвовал в прикрытии авианосцев во время рейда к берегам Японии, а в июле успешно использовал артиллерию при обстреле различных объектов (заводов и т. д.) на японском побережье. Можно еще отметить, что в начале лета корабль попал в сильный тайфун, но отделался незначительными повреждениями.

29 августа «Миссури» вошел в Токийскую бухту, а через три дня настал «звездный час» линейного корабля. Именно на его борту утром 2 сентября 1945 г. состоялось подписание Акта о капитуляции Японии. Американцы обставили мероприятие очень торжественно: на корабле даже подняли флаг, развевавшийся над Белым домом 7 декабря 1941 г. – в день японского нападения на Пирл-Харбор. От имени Советского Союза свою подпись поставил генерал-лейтенант К.Н. Деревянко.

После войны «Миссури» участвовал в операции по отправке американских войск на родину, а затем неоднократно демонстрировал флаг в портах разных стран. В 1947 г. корабль доставил президента США Г. Трумэна из Бразилии в Норфолк. В начале 1950 г. линкор основательно сел на мель, но продолжил службу, и в сентябре того же года отправился к берегам Кореи. 15 сентября его 406 мм орудия впервые за время Корейской войны открыли огонь по берегу, в дальнейшем линкор еще не раз обстреливал различные наземные цели. В марте 1951 г. первая «командировка» завершилась, но она не стала последней. Всего за время боевых действий «Миссури» выпустил 3801 406 мм и 4379 127 мм снарядов. Корабль потерь и повреждений не имел, хотя весной 1953 г. его командир кэптен У. Эдсолл умер на мостике от инфаркта. Заслуги прославленного линкора особо отметил президент Южной Кореи Ли Сын Ман.

В феврале 1955 г. корабль вывели в резерв в Бремертоне, при этом он фактически стал музеем – за год его посещали десятки тысяч человек. Для участия во Вьетнамской войне «Миссури» в строй не вводили, однако в середине 1980 х гг. американцы решили существенно увеличить мощь своего флота. По решению президента Р. Рейгана, которого поддержал Конгресс, корабли типа «Айова» вывели из резерва и модернизировали. В частности, на них установили ракетное вооружение («Томахоки» и «Гарпуны») и автоматизированные зенитные комплексы «Вулкан-Фаланкс», предусмотрели специальные позиции для переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер». Появилось и самое современное радиоэлектронное оборудование, а часть 127 мм орудий и старые зенитки сняли. За счет этого численность экипажа на «Миссури» сократилась до 1515 человек. Корабль вернулся в строй 10 мая 1986 г.

Последней войной линкора стала кампания по освобождению Кувейта от иракских войск. Уже в первые дни операции «Дезерт Сторм», начавшейся 15 января 1991 г., с него было выпущено 28 крылатых ракет «Томахок». Затем настал черед 406 мм орудий, которые многократно обстреливали различные военные объекты на берегу, всего до прекращения огня в марте «Миссури» израсходовал более 750 снарядов, поразив немало целей. Ответить иракцы попытались лишь однажды, выпустив по линкору две противокорабельные ракеты, но неудачно. А единственные повреждения «ветерану» нанесли два случайно выпущенных 20 мм снаряда с одного из кораблей охранения.

В декабре того же года «Миссури» принял участие в памятных торжествах, посвященных 50 летию событий в Пирл-Харборе, корабль посетил президент США Дж. Буш-старший. В марте 1992 г. корабль вывели в резерв, спустя три года официально исключили из состава флота, а в мае 1998 г. он отправился в Пирл-Харбор, где был поставлен на вечную стоянку. После завершения ряда работ, в 1999 г. корабль-музей был открыт для посетителей.

Из книги Наваринское морское сражение автора Гусев И. Е.

Линейный корабль «Азов» Флагманский корабль русской эскадры в Наваринском сражении «Азов» был заложен 20 октября 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Тогда же началась постройка и однотипного с ним линейного корабля «Иезекииль». Каждый из этих кораблей имел

Из книги Британские парусные линейные корабли автора Иванов С. В.

Линейный корабль в бою В описываемый период все корабельные пушки классифицировались по размеру ядра, которыми велся огонь. Самыми большими пушками были 42-фунтовые пушки Армстронга, которые стояли только на нижней орудийной палубе старых линейных кораблей. Позднее

Из книги Боевые корабли древнего Китая, 200 г. до н.э. - 1413 г. н.э. автора Иванов С. В.

Лоу чуань: средневековый китайский линейный корабль Сохранилось множество свидетельств о ведущей роли башенных кораблей - лоу чуань - в составе китайского флота, начиная с династии Хань и до династии Мин. Поэтому мы хорошо представляем себе то, как выглядели эти

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Линейный корабль „Октябрьская революция" История создания линейных кораблей этого типа восходит к 1906 году, когда Ученый отдел Главного морскрго штаба произвел опрос участников русско-японской войны. В опросных листах содержались ценные материалы и соображения о том,

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Линейный корабль «Ингерманланд» Линейный корабль «Ингерманланд» считается образцом судостроения Петровской эпохи. Создавая регулярный военный флот, Петр I первоначально делал упор на постройку фрегатов как основного ядра корабельного состава флота. Следующим этапом

Из книги Линейные корабли типа “Кинг Джордж V”. 1937-1958 гг. автора Михайлов Андрей Александрович

Линейный корабль «Виктори» «Виктори» («Victory», в переводе – «Победа»), флагман лорда Нельсона во время Трафальгарского сражения, стал пятым кораблем английского флота, носившим это наименование. Его предшественник, 100 пушечный линкор, потерпел крушение и погиб со всем

Из книги автора

Четырехдечный линейный корабль «Сантиссима Тринидад» Вступив в начале 1762 г. в Семилетнюю войну в качестве союзника Франции и, соответственно, противника Британии, Испания вскоре оказалась в тяжелом положении. Никаких военных успехов испанцам добиться не удалось,

Из книги автора

Линейный корабль «Ростислав» Начиная с 1730 х гг. верфи Санкт-Петербурга и Архангельска построили большое количество 66 пушечных кораблей. Один из них, заложенный на Соломбальской верфи в Архангельске 28 августа 1768 г., спущенный на воду 13 мая 1769 г. и в том же году зачисленный в

Из книги автора

Линейный корабль «Азов» 74 пушечный парусный линейный корабль «Азов» был заложен в октябре 1825 г. на Соломбальской верфи в Архангельске. Его создателем стал известный российский корабел А.М. Курочкин, за несколько десятилетий своей деятельности построивший на

Из книги автора

Линейный корабль «Императрица Мария» К середине XIX в. парусные линейные корабли достигли совершенства. Уже появились в составе флотов многочисленные пароходы, успешно доказывал свои многочисленные достоинства винтовой движитель. Но верфи многих стран продолжали

Из книги автора

Линейный корабль «Дредноут» В начале ХХ в. начались качественные изменения в развитии морской артиллерии. Совершенствовались сами орудия, снаряды вместо пороха повсеместно начинялись сильными бризантными взрывчатыми веществами, появились первые системы управления

Из книги автора

Линейный корабль «Эджинкорт» Появление в 1906 г. «Дредноута» привело к тому, что прежние броненосцы в значительной мере утратили свое значение. Начался новый этап гонки морских вооружений. Бразилия первой из южноамериканских государств начала усиливать свой флот

Из книги автора

Линейный корабль «Куин Элизабет» После вступления в строй знаменитого «Дредноута» все прежние броненосцы морально устарели. Но уже через несколько лет были спроектированы новые линкоры, получившие название супердредноутов, а вскоре за ними последовали сверхдредноуты.

Из книги автора

Линейный корабль «Бисмарк» Линейный корабль «Бисмарк» («Bismarck») был заложен 1 июля 1936 г. на верфи «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, спущен на воду 14 февраля 1939 г., а 24 августа 1940 г. на линкоре был поднят флаг и корабль вошел в строй военно-морского флота Германии (кригсмарине). Он

Из книги автора

Линейный корабль «Ямато» В начале 1930 х гг. в Японии начали готовиться к замене тех своих кораблей, у которых истекал определенный Вашингтонским договором 20 летний срок службы. А после того, как в 1933 г. страна вышла из Лиги Наций, было решено отказаться от всех договорных

Из книги автора

Почему не появился линейный корабль "Дюк оф Нью-Йорк"? В феврале 1941 г. премьер-министр Великобритании сделал запрос Первому лорду Адмиралтейства: "Не согласиться ли он обменять линкор "Дюк оф Йорк" на 8 крейсеров США с орудиями главного калибра 203 мм?" На следующий день

Мировая история знает немало случаев, когда тот или иной корабль становился легендарным, приобретал ореол славы. В течение тысячелетий человечество успело построить миллионы судов, многие из которых смогли повлиять на саму историю.

Некоторые из кораблей прославились своими достижениями, другие же стали своеобразным символом, объединяющим народы. Среди них - знаменитая каракка “Санта-Мария”, на которой Христофор Колумб добрался до Нового Света, линейный корабль первого ранга “Виктория”, ставший местом смертельного ранения английского адмирала Горацио Нельсона, армада которого разбила флот Наполеона в ходе Трафальгарской морской битвы, печально известный британский пассажирский лайнер “Титаник”, крейсер “Аврора”, выстрелом которого была начата революция 1917 г. в Санкт-Петербурге, и немало других судов.

В одном ряду с этими знаменитыми кораблями свое достойное место занимает американский линкор "Миссури" времен Второй мировой войны. Созданный в 1944 году, этот корабль находился на вооружении флота США около полувека и участвовал едва ли не во всех военных конфликтах страны за этот период, начиная с заключительных боёв на Тихом океане против Японии в 1944-1945 гг. и заканчивая операцией “Буря в пустыне” в 1991 г.

Линкор “Миссури” (USS Missouri, BB-63) за время своей боевой службы получил некоторые прозвища, в частности - “Mighty Mo”, ”Big Mo”, то есть “Могучий Мо”, “Большой Мо” .

В строительстве мощного корабля, которое началось 6 января 1941 г., приняли участие около 10 000 человек . Линкор был введен в строй 29 января 1944 г. . Он стал одним из четырёх линкоров класса “Айова”, которые появились в конце войны и были в то время одними из самых современных и мощных боевых судов мира.

406-мм пушки кораблей этого класса оставались высокоэффективным средством дальнего огня морской артиллерии по береговым целям. Имея дальность стрельбы более 30 километров, эти линкоры могли вести загоризонтный огонь, оказывая поддержку сухопутным войскам, действовавшим на берегу .

На момент введения в строй стандартное водоизмещение “Миссури” составила 48 425 т, полная - 57540 т. Длина - 270,4 м, ширина - 33 м, осадка - 10,7 м.

Энергетическая установка состояла из 4-х турбозубчатых агрегатов “Gеnеrаl Electric”, 8-ми паровых котлов “Babcock & Wilcox” суммарной мощностью 212 000 л.с. Для обеспечения работы энергетической установки нужно было 7621 т нефти!

1 Каракка - большое торговое или военное парусное трехмачтовое судно XVI-XVII веков.

2 Осадка - глубина, на которую судно или плавучая буровая платформа погружаются в воду.

3 Турбозубчатый агерегат - паровая турбина, соединенная с зубчатым редуктором. Используется на судах как основной двигатель и как привод насосов и других механизмов большой мощности.

4 Узел - единица измерения скорости движения судов, равная одной морской миле в час.

5 Траверс - легкое (в основном противоосколочное) броневое прикрытие важных элементов корабля, выступающих за броневую палубу, но расположеных внутри корпуса корабля.

6 Барбет - неподвижная открытая платформа для размещения пушечной установки кругового вращения, как правило, с броневым прикрытием.

7 HY-2 ("Hai Ying-2" или "Морской орел-2", по классификации НАТО - "Silkworm", то есть "Шелкопряд") - китайская противокорабельная ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения.

8 Скринсейвер - компьютерная программа, представляющая собой экранную заставку, которая через некоторое время простоя компьютера меняет текущее изображение на мониторе другим (обычно - динамическим). Для мониторов, оснащенных электронно-лучевой трубкой, скринсейверы необходимы, так как помогают бороться с выжиганием люминофора или выгоранием пикселей от статического изображения. Для жидкокристаллических мониторов это не так важно и используется прежде всего с эстетической целью.

З.Г. Златанов , Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне

Подробности

Линкор «Миссури» - его имя выделяется из перечня боевых кораблей. Пятьдесят лет этот корабль был символом военно-морской мощи США. «Миссури» напоминает громадную крепость с огромными орудиями. Казалось, что такой корабль невозможно уничтожить или потопить. Его орудия могли уничтожить любого противника.

Последний раз главный калибр линкор «Миссури» сказал свое слово в Персидском заливе в 1991 году, когда дополнил боевой арсенал коалиции во время Кувейтской операции «Буря в пустыне». Тогда два американских линкора ВМС США класса «Айова» присоединились к оперативным силам.

17 января 1991 года в 01:40 с борта линкора «Миссури» были произведены пуски двух ракет «Томагавк», которые еще никогда не запускались с боевого корабля такого класса по целям, находящиеся на расстоянии 1400 км в Ираке и Кувейте. Изначально пятидесятилетние шестнадцатидюймовые орудия произвели яростный огонь. Целью был порт Ханжи в Саудовской Аравии. Когда мощные орудия начали свою стрельбу каждые 15 секунд по иракским укреплениям, то армия США облегченно вздохнула - это было грозное оружие. За два часа линкор «Миссури» произвел 135 серий выстрелов. Ни чей вражеский огонь не мог настигнуть линкор. Точность управления огнем достигалась с применением беспилотных летательных аппаратов, которые запускались с кораблей при помощи катапульты. Они производили корректировку огня крупных калибров, затем возвращались, попадая в сети. Их заново снаряжали и запускали вновь.

Их компьютерной системой управлял пилот с пункта управления. Полученное изображение с видеокамеры самолета отображалось на внутреннюю телевизионную систему, где были показаны координаты объектов. Благодаря новой системе наведения немного устаревшие орудия при попадании в цель оказались беспощадными. Сочетание новых технологий доказали свою эффективность. Его залпы в Персидском заливе стали прощальным салютом тем временам, когда линейные корабли безраздельно господствовали на морях и океанах. Но родился линкор «USS Missouri» в другое время.

Линкор «Миссури» был построен на верфи «New York Naval Shipyard» 29 января 1944 года. Его киль был заложен 6 января 1941 года. В строительстве мощного корабля приняли участие около 10000 человек. Учитывая угрозу вражеской авиации "Миссури" был сконструирован с особым акцентом для защиты его башенных орудий, складов боеприпасов и авиабомб. Самая толстая броня имела толщину 15 см, а два огромных пояса вдоль сторон линкора располагались под углом внутрь корабля, что обеспечивало защиту равную 34 см стали. Листы обшивки, которые смыкались вместе, составляли вес до 50 тонн каждый. Так как все линкоры класса «Айова» были повторно введены в строй в конце войны после нахождения в резерве, каждый из них был снабжен самой новейшей техникой, включая наземные и воздушные поисковые радары, которые могли определить вражескую авиацию на расстоянии 160 км.

Каждая орудийная башня линкора «Миссури» имела три шестнадцатидюймовых орудия, что являлось самым мощным орудием, когда-либо установленное на военных кораблях ВМС США. Бронепробивающие снаряды с улучшенными возможностями имел способность пробить десятиметровые бетонные укрепления. «Миссури» имел самую мощную противовоздушную оборону из всех кораблей, участвовавших во второй мировой войне. Его вспомогательная артиллерия включала 25 мм пушки, составляющие 10 пар и 100 единиц 20 мм зенитных орудий. Также линкор «Миссури» можно отнести к одним из самых быстрых военных кораблей в мире, так как его максимальная скорость хода достигала 35 узлов.

Спустя четыре месяца после битвы в проливе Ulithi в последние месяцы второй мировой войны знаменитому линкору «Миссури» ВМС США еще раз было предоставлено слово. На этот раз было заданием оказать артиллерийскую подготовку своим силам при штурме японского острова Iwo Jima. Его мощные удары по укреплениям японцев создавали поддержку морской пехоте. От одновременных выстрелов из шести шестнадцатидюймовых орудий корабль раскачивало, а из легких экипажа высасывало воздух, так как при залпе реактивного снаряда создавался вакуум в замкнутом пространстве помещений.

Еще одним неприступным островом был Okinawa. Линкоры ВМС США класса «Айова» должны были подготовить путь к наступлению. Высадка десанта сопровождалась массированной атакой мощных орудий боевых кораблей, среди которых был линкор «Миссури».

Линкоры . За последние 300 лет линкоры не раз сходились в бою, обрушивая друг на друга шквал огня. К началу второй мировой войны эти мощные корабли уже безраздельно господствовали на море.

Их гигантские орудия могли посылать смертоносные снаряды весом с автомобиль, поражая цели на расстоянии до 30 км. Спустя век были среди самых быстрых и мощных военных кораблей совершавших плавания в мировом океане. Грозное сочетание огневой мощи, брони и скорости, стало основой развития линкоров.

Линкор «Миссури » - его имя выделяется из перечня боевых кораблей. Пятьдесят лет этот корабль был символом военно-морской мощи США. «Миссури » напоминает громадную крепость с огромными орудиями. Казалось, что такой корабль невозможно уничтожить или потопить. Его орудия могли уничтожить любого противника.

Последний раз главный калибр «Миссури » сказал свое слово в Персидском заливе в 1991 году, когда дополнил боевой арсенал коалиции во время Кувейтской операции «Буря в пустыне». Тогда два американских ВМС США класса «Айова» присоединились к оперативным силам.

17 января 1991 года в 01:40 с борта «Миссури » были произведены пуски двух ракет «Томагавк », которые еще никогда не запускались с боевого корабля такого класса по целям, находящиеся на расстоянии 1400 км в Ираке и Кувейте. Изначально пятидесятилетние шестнадцатидюймовые орудия произвели яростный огонь. Целью был порт Ханжи в Саудовской Аравии. Когда мощные орудия начали свою стрельбу каждые 15 секунд по иракским укреплениям, то армия США облегченно вздохнула - это было грозное оружие. За два часа «Миссури » произвел 135 серий выстрелов. Ни чей вражеский огонь не мог настигнуть . Точность управления огнем достигалась с применением беспилотных летательных аппаратов, которые запускались с кораблей при помощи катапульты. Они производили корректировку огня крупных калибров, затем возвращались, попадая в сети. Их заново снаряжали и запускали вновь.

Их компьютерной системой управлял пилот с пункта управления. Полученное изображение с видеокамеры самолета отображалось на внутреннюю телевизионную систему, где были показаны координаты объектов. Благодаря новой системе наведения немного устаревшие орудия при попадании в цель оказались беспощадными. Сочетание новых технологий доказали свою эффективность. Его залпы в Персидском заливе стали прощальным салютом тем временам, когда линейные корабли безраздельно господствовали на морях и океанах. Но родился линкор «USS Missouri» в другое время.

Линкор «Миссури » был построен на верфи «New York Naval Shipyard » 29 января 1944 года. Его киль был заложен 6 января 1941 года. В строительстве мощного корабля приняли участие около 10000 человек. Учитывая угрозу вражеской авиации "Миссури" был сконструирован с особым акцентом для защиты его башенных орудий, складов боеприпасов и авиабомб. Самая толстая броня имела толщину 15 см, а два огромных пояса вдоль сторон линкора располагались под углом внутрь корабля, что обеспечивало защиту равную 34 см стали. Листы обшивки, которые смыкались вместе, составляли вес до 50 тонн каждый. Так как все линкоры класса «Айова » были повторно введены в строй в конце войны после нахождения в резерве, каждый из них был снабжен самой новейшей техникой, включая наземные и воздушные поисковые радары, которые могли определить вражескую авиацию на расстоянии 160 км.

Каждая орудийная башня «Миссури » имела три шестнадцатидюймовых орудия, что являлось самым мощным орудием, когда-либо установленное на военных кораблях ВМС США. Бронепробивающие снаряды с улучшенными возможностями имел способность пробить десятиметровые бетонные укрепления. «Миссури » имел самую мощную противовоздушную оборону из всех кораблей, участвовавших во второй мировой войне. Его вспомогательная артиллерия включала 25 мм пушки, составляющие 10 пар и 100 единиц 20 мм зенитных орудий. Также «Миссури » можно отнести к одним из самых быстрых военных кораблей в мире, так как его максимальная скорость хода достигала 35 узлов.

на видео хорошо видно как линкор Миссури произвел первые залпы из своих мощных орудий перед первой операцией "Буря в пустыне". Видео сделано с борта корабля USS Princeton

Спустя четыре месяца после битвы в проливе Ulithi в последние месяцы второй мировой войны знаменитому «Миссури » ВМС США еще раз было предоставлено слово. На этот раз было заданием оказать артиллерийскую подготовку своим силам при штурме японского острова Iwo Jima. Его мощные удары по укреплениям японцев создавали поддержку морской пехоте. От одновременных выстрелов из шести шестнадцатидюймовых орудий корабль раскачивало, а из легких экипажа высасывало воздух, так как при залпе реактивного снаряда создавался вакуум в замкнутом пространстве помещений.

Еще одним неприступным островом был Okinawa. Линкоры ВМС США класса «Айова» должны были подготовить путь к наступлению. Высадка десанта сопровождалась массированной атакой мощных орудий боевых кораблей, среди которых был «Миссури ».

Линкоры были абсолютным мировым оружием, национальная политика выражалась угрозой их мощных орудий.

линкор «Миссури» фото

закладка киля

спуск на воду на верфи «New York Naval Shipyard»

боевая служба линкора

атака камикадзе на линкор « Миссури » под Okinawa

шквал огня из орудий

в доке на модернизации

«Миссури» после модерни зации


После окончания второй мировой войны 2 сентября 1945 года в 09:04 генерал Дуглас Маккарту главнокомандующий сил союзников в Тихом океане признал безоговорочную капитуляцию Японии. Официальная церемония проходила в Токийском заливе на борту линкора «USS Missouri » бортовой номер BB-63. Так на борту корабля несущего смерть закончилась великая война мировой истории.

Линкор «Миссури » - корабль с сердцем и душой. В войну и мир жизнь на его борту была полна традиций и наполнена различными соревнованиями. К матросам линкоров класса «Айова » относились как к особой касте. Возможно из-за тяжелой работы, которая требовала высокую слаженность подразделений необходимая для управления орудиями в удушающей жаре Тихого океана или из-за символической природы . Корабль был им домом, а их дом был предметом гордости. На линкорах класса «Айова » был даже собственный почтовый индекс.

Последней из легендарных линкоров ВМС США начал выполнять свои мирные символические миссии. В 1947 году к родным берегам в Южную Америку на борту корабля был доставлен президента США Гарри Трумэн с международной конференцией в Рио-де-Жанейро. Ему и его семье понравилась жизнь на борту исторического «Миссури ». Глава государства даже принял участие в церемонии посвящения при пересечении экватора. Затем еще были проведены «дипломатические круизы», учебно-тренировочные задания и морские маневры НАТО в ожидании дня ухода в резерв.

21 марта 1992 года «Миссури » направился в родной порт. Вскоре дни корабля были сочтены, но он совершил еще один символический церемониальный вояж. Линкор вернулся в Pearl Harbour, чтобы побывать на месте, где Япония втянула США во вторую мировую войну. Для мощного боевого корабля «USS Missouri » символа всех линкоров второй мировой войны это было путешествие назад во времени.

В развитии американского морского флота важная роль отводится такому классу кораблей, как линкоры. Именно они вынесли на себе всю тяжесть морских сражений Второй мировой. Об одном из известнейших американских линкоров, а именно - линкоре "Миссури", сегодня пойдет речь.

Концепция линкора

Линкор изначально задумывался как основной корабль для несения морской службы и проведения боевых операций. Это были большие корабли, оснащенные самым большим на тот момент калибром, имели высокие боевые характеристики, усиленное бронирование и мощные двигатели. Самым совершенным типом кораблей этого класса считаются американские линкоры семейства "Айова".

Именно эти корабли сумели достичь максимальной гармонии между такими показателями, как скорость, бронирование и вооружение. Они являлись точкой в развитии класса и были последними его представителями. Было запланировано 6 кораблей, однако построили лишь 4 - "Миссури", "Нью-Джерси", "Висконсин", "Айова". Еще 2 корабля - "Иллинойс" и "Кентукки" - так и не достроили. Такая инициатива руководства ВМФ США поясняется тем, что Япония запустила в производство семейство тяжелых линкоров "Ямато". Корабли класса "Айова" и должны были противостоять им.

Боевой корабль ВМФ США Missouri (BB 63) - нелегкий путь, история, судьба

Когда вспоминаешь класс линкоров, приходит на ум несколько кораблей этого класса, которые имели историческое значение. В их числе точно будет и американский линкор "Миссури". Чертежи корабля дают возможность увидеть, что это был гладкопалубный линкор с тремя орудийными башнями и сильно развитой центральной надстройкой. Но не только боевые подвиги делают этот корабль таким важным, ведь он оказал влияние не только на ход мировой истории, но и на развитие кораблестроения. Знаменитое судно строили 4 года - с 1940 по 1944. На его постройке работали примерно 10 000 человек. При спуске на воду кораблю присвоили имя "Миссури"и номер BB 63. Сама команда впоследствии дала ему прозвище "Большой Мо". На тот момент он являлся самым большим судном, состоящим на вооружении флота США. Кроме того, он является крупнейшим боевым кораблем ВМФ США и по сей день, его рекорд так и не побит.

Линкор "Миссури" - характеристики

  • Водоизмещение (фактически - вес корабля) - 48 300 тонн.
  • Длина корпуса - 270,5 метров.
  • Ширина - 33 метра.
  • Осадка в воде - 11 метров.
  • Максимальная скорость корабля - 33 узла (61 км/ч).
  • Силовая установка - Т3А (4 штуки) мощностью 200 000 л. с..
  • Экипаж - 1851 матрос и офицер (в зависимости от задач, возложенных на корабль, это число могло меняться).

Вооружение линкора

  • Пушки калибра 406 мм - 9.
  • Пушки калибра 127 мм - 18.
  • Зенитные установки калибра 20-25 мм - более 100.
  • Противокорабельные комплексы типа "Гарпун" - 16.
  • Ракеты класса "Томагавк" - 32.
  • Зенитные установки "Фаланкс" калибра 20 мм - 4.
  • Зенитно-ракетные комплексы "Стингер" - 5.

Вооружение корабля вполне соответствовало таким впечатляющим размерам: главный калибр линкора "Миссури" - мощные 406-мм пушки, которых было по три в каждой орудийной башне. Всего таких башен было тоже три. Помимо этих орудий, корабль обладал также 127-мм пушками для поддержания постоянного огня, всего их было 18.

Еще одна особенность конструкции "Миссури" - почти абсолютная защита от всевозможных авианалетов. Более сотни 20 и 25-мм автоматических зениток превосходно отражали атаки японских камикадзе. Да и все жизненно важные отсеки - орудийные погреба, машинное отделение, борта - были надежно защищены броней, максимальная толщина которой составляла 15 см. К примеру, во время боев за остров Иводзима смертники несколько раз атаковали корабль. Линкор "Миссури" вследствие этих атак никаких серьезных повреждений не получил.

Участие во Второй мировой войне

Корабль успел принять участие в завершающем этапе Второй мировой войны. При его поддержке проводились многие десантные операции или битвы - пролив Улити, Окинава, Иводзима. Его мощные пушки эффективно подавляли японские укрепленые пункты, тем самым прикрывая наступающую пехоту. При залпах корабль сильно раскачивался, а реактивные снаряды высасывали весь воздух из орудийных башен при выстреле. Звуки от выстрела были такими, что многих моряков (несмотря на то, что они прошли специальную подготовку) пришлось госпитализировать, так как им было очень плохо.

Также корабль вошел в историю благодаря тому, что на его борту была подписана безоговорочная капитуляция Японии, и так завершилсь Вторая мировая война. Это случилось 2 сентября 1945 года.

Послевоенная жизнь линкора

После окончания боев с Японией "Миссури" еще некоторое время находился на службе. Так, в 1947 году президент Трумэн совершил на нем дипломатическое плавание, во время которого линкор пересек экватор и в конце концов причалил к берегам США. Впоследствии президент очень тепло отзывался о времени, проведенном с командой. Следует выделить и тот момент, что к матросам, которые служили на кораблях класса "Айова", всегда относились с большим уважением. Возможно, причина в том, что тяжелая работа в условиях тропической жары требовала от каждого максимума усилий.

После этого славный корабль перевели в резерв. Здесь его постигла первая неудача - в январе 1950 года проводились учения в Чесапикском заливе. Здесь "Миссури", производя маневры, сел на мель. Повреждения были серьезными - три топливные цистерны оказались пробиты камнями. Поскольку корабль был набит всевозможными боеприпасами и прочим грузом (примерно 11,7 тысяч тонн), были проведены срочные работы по его разгрузке. Первые попытки сняться с мели не увенчались успехом, но уже в феврале корабль пришвартовался в доке Норфолка, где его ремонтировали целых 5 дней.

Участие в вооруженных конфликтах конца 20 века

С началом Корейской войны "Миссури" отправился на боевой патруль в южнокорейские воды. Это единственный корабль, который прошел все три года боевых действий (1950 - 1953), не покидая пост. За это его отметил корейский президент. В 1955 году корабль снова вывели в резерв.

После этого линкор, согласно программе Министерства обороны, был законсервирован и примерно 40 лет простоял в доках. Однако к 1980 году у правительства возникла нужда в мощных и быстроходных кораблях (тогда Холодная война достигла своего апогея). В связи с этим линкоры класса "Айова", в том числе и "Миссури", были расконсервированы и капитальным образом переоснащены и модернизированы. Основной калибр, конечно же, не трогали, а добавили только актуальное стратегическое вооружение - крылатые ракеты "Томагавк", специальные противокорабельные ракеты, автоматизированные зенитные установки. Стоит отметить то, что все линкоры прекрасно сохранились, несмотря на 40 лет простоя. Впоследствии боевая группа, и линкор "Миссури" в частности, несла службу во многих конфликтах - поддерживала пехоту и наносила удары по войскам Вьетконга во время Вьетнамской войны, локализировала боевые действия во время Фолклендского конфликта.

Конец боевой службы - последняя операция

Именно с "Миссури" связан последний боевой выход в море корабля-линкора. Это случилось в 1991 году во время боевых действий в районе Персидского залива. Его пушки заговорили в последний раз, когда он оказывал помощь войскам коалиции при операции "Буря в пустыне".

Итак, 17 января 1991 года. В 1:40 с "Миссури" запускают две ракеты "Томагавк". Что примечательно, это первый опыт стрельбы ракетами с корабля подобных размеров, при этом на большую дальность - цели находились на территории Ирака и Кувейта на удалении примерно в 1400 км. Вместе с тем старые, но все еще эффективные главные орудия открыли яростный огонь по порту Ханжи на территории Саудовской Аравии. Залпы производились каждые 15 секунд. Поскольку все действия линкора - перемещение и стрельба, координировались БПЛА с воздуха, то "Миссури" не получил ни единого повреждения. Вражеские позиции накрыло море огня, ведь мощность 406-мм орудий в сочетании с современными системами наведения была поистине разрушительной. Эти залпы стали прощальным салютом и закатом века линкоров, которые вынесли на себе тяжесть многих сражений и боевых дежурств, доказав, что линкор - это эффективное и грозное оружие.

Но приближался век авианосцев, так что линкор "Миссури" завершал свою службу. В 1992 году его вывели из состава действующего флота. Перед своим "уходом в отставку" линкор совершил памятное путешествие к берегам Японии, к тому месту, где закончилась Вторая мировая. После этого он направился к родным берегам. В порту Лонг-Бич с него сняли все вооружение и важное оборудование. Сейчас он находится на пожизненной стоянке в порту Перл-Харбор на Гавайских островах и является кораблем-музеем. Он интересен не только в силу своей известности, но также и потому, что является единственным оставшимся в рабочем состоянии кораблем класса линкоров. Также он интересен и для моделистов, которые, благодаря современным технологиям, могут собрать модель линкора "Миссури" у себя дома и добавить ее в свою коллекцию боевых кораблей.

Итоги

Как мы видим, линкоры, в числе которых был и "Миссури", являлись грозным и эффективным оружием, которое не раз спасало солдат во время различных конфликтов середины и конца 20 века. Однако после Второй мировой они устарели и являлись, скорее, красивой игрушкой в руках правительства США, чем выполняли свою основную функцию.