Н. П. ЛокаловаШкольная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика С л рубинштейна школьная неуспеваемость

Учебное пособие СПб.: Питер, 2009. - 368 с.В пособии рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов. Описываются особенности развития познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной сфер у учащихся, имеющих когнитивные трудности в обучении. Приводятся причины трудностей младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике. Значительное внимание в книге уделено вопросу психопрофилактики школьной неуспеваемости.
Особенностью данного учебного пособия является включение в него после каждой темы фрагментов из психологических и педагогических произведений разных авторов с целью более глубокого и детального освещения соответствующей проблемы.
Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических факультетов, школьных психологов, учителей начальной и средней школы.Содержание
Предисловие
Введение
Основные понятия для усвоения
Подходы к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии
Контрольные вопросы и заданияОсновные факторы, влияющие на успешность школьного обучения
Нейропсихологический и психолого-педагогический факторы и их влияние на школьную успеваемость
Основные понятия для усвоения
Тексты для самостоятельного изучения
Ушинский К. Д. Время начала систематического обучения
Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное
Чуприкова Н. И. Соотношение внешних условий
и внутренних факторов развития
Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте
Контрольные вопросы и задания

Умственное развитие как фактор успешности учебной деятельности
Основные понятия для усвоения
Тексты для самостоятельного изучения
Чуприкова Н. И. Понятие о когнитивных репрезентативных структурах как системной основе усвоения знаний и умственного развития
Калмыкова З. И. Умственное развитие школьников,
отстающих в учении
Контрольные вопросы и задания
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Основные понятия для усвоения
Тексты для самостоятельного изучения
Нечаев А. П. Когда следует начинать учить ребенка чтению?
Коменский Я. А. В каких занятиях постепенно должны упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения
Контрольные вопросы и задания
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость.
Индивидуально-психологические особенности темперамента и их влияние на успешность учебной деятельности.
Основные понятия для усвоения
Особенности темперамента и умственные способности
Тексты для самостоятельного изучения
Гуревич К. М. Психологические проявления свойств
нервной системы
Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся в процессе обучения
Контрольные вопросы и заданияПсихологическая характеристика слабоуспевающих школьников
Характеристика развития когнитивной сферы отстающих в учении детей
Основные понятия для усвоения
Характеристика познавательной деятельности
слабоуспевающих школьников
Психологические особенности «средних» по успеваемости школьников
Особенности когнитивного развития учащихся VII-X классов
Интеллектуальная пассивность
Содержание

  • Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.
  • С условиями приобретения этих материалов можно ознакомиться

Данное учебное пособие написано на основе материалов курса лекций, включенного в систему подготовки практических психологов образования. Центральная его проблема – различные причины школьной неуспеваемости. Их анализ, планомерное и всестороннее рассмотрение факторов развития детей и условий организации школьного процесса обучения, приводящих к возникновению отставания в учении, составляют основное содержание пособия.

Главная задача пособия состоит в систематизации знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся в низких результатах успеваемости школьников, о способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях психопрофилактики школьной неуспеваемости.

Материал в пособии представлен на основе генетического подхода к рассмотрению школьных трудностей и нацелен на раскрытие причинно–следственных отношений между внутренними, психологическими факторами, приводящими к разного рода трудностям в обучении, и внешними проявлениями этих трудностей. В книге обосновывается необходимость целенаправленных когнитивных коррекционно–формирую–щих воздействий в устранении психологических причин, вызывающих школьную неуспеваемость.

Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многоаспектна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из различных областей психологической науки – общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики.

В пособии рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с причинами школьной неуспеваемости на различных этапах школьного онтогенеза – от причин, порождающих неуспешность учебной деятельности в начальных классах в связи с недостатками воспитания и развития детей в дошкольном периоде, до факторов, влияющих на неуспеваемость в подростковом и старшем школьном возрастах. Особое внимание в пособии уделено психодиагностике причин неуспеваемости, а также путям и способам ее психопрофилактики.

Материал пособия представлен во введении и четырех разделах, разделенных на 15 тем, каждая из которых изложена хотя и сжато, но в достаточном объеме для общей ориентировки по данному вопросу. В начале каждой темы сообщается ее содержание и приводится список понятий и их определений, которые необходимы для усвоения материала данной темы. В конце некоторых тем, там, где это возможно и необходимо, приводится перечень экспериментальных методик, которыми следует владеть для психодиагностики наличного уровня развития рассматриваемых в данной теме психических явлений.

В структуре учебного пособия реализован принцип системной дифференциации: от общей характеристики проблемы неуспеваемости и тех факторов и условий, которые ее вызывают, к детальному рассмотрению возможных причин конкретных трудностей при обучении основным учебным предметам – русскому языку, чтению и математике.

Специфическая особенность данного учебного пособия состоит в том, что это пособие–хрестоматия, так как в него включены достаточно большие фрагменты оригинальных работ известных психологов и педагогов, так или иначе освещающих рассматриваемые вопросы школьной неуспеваемости.

Чтение этих работ в контексте изучаемых проблем позволит прояснить некоторые детали или более частные вопросы, подробно рассмотреть которые в курсе лекций не всегда представляется возможным.

По нашему глубокому убеждению, сформированному в результате многолетнего анализа и осмысления проблемы психологических факторов школьной неуспеваемости, главной причиной почти всех школьных трудностей детей, к которой при последовательном и детальном рассмотрении практически без исключения может быть сведено все многообразие их внешних проявлений, выступает недостаточный уровень развития познавательной сферы учащихся, и в первую очередь – низкий уровень развития их аналитико–синтетической деятельности в целом. Именно поэтому, рассматривая вопросы, связанные с психопрофилактикой школьной неуспеваемости, мы особый акцент делаем на когнитивном развитии учащихся всех школьных возрастов.

Введение

Слабые дети – это не уродливые, а самые хрупкие, самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветнике человечества.

В. А. Сухомлинский


Предмет и задачи курса.

Специфика психодиагностики в школьной психологической службе.

Многозначность соотношений внешних проявлений трудностей в обучении и причин, их вызывающих.

Подходы к диагностике и коррекции школьных трудностей.

Основные понятия для усвоения

Долговременная психодиагностика – выявление недостатков в учебной деятельности и поведении на протяжении достаточно длительного периода времени.

Неуспевающие школьники – школьники, результаты учебной деятельности которых много ниже требований учебного процесса.

Образование – система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду.

Обучение – процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности; совместная деятельность ученика и учителя, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.

Оперативная психодиагностика – выявление причин недостатков и затруднений в учебной деятельности и поведении на основании анализа устных и письменных ответов, поступков ученика.

Педагогическая диагностика и коррекция – выявление причин неусвоения знаний и затруднений в учебной деятельности на основании данных наблюдения и анализа продуктов деятельности школьников и устранение их путем воздействия на внешне наблюдаемые недостатки.

Поликаузальная обусловленность школьной неуспеваемости – множественность различных внешних и внутренних факторов, отрицательно сказывающихся на качестве процесса усвоения знаний.

Психологическая диагностика – вид познавательной деятельности психолога, направленной на выяснение сущности индивидуально–психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния и разработки рекомендаций.

Психологическая коррекция – направленность психологических воздействий на конкретные психологические структуры с целью изменения определенных психологических показателей для полноценного развития и функционирования индивида.

Трудности в обучении – субъективное переживание несоответствия между требованиями учебной деятельности и интеллектуальными возможностями учащегося.

Учебная деятельность – специфическая деятельность человека, направленная на усвоение определенных знаний, навыков, форм поведения и видов деятельности.

Школьная неуспеваемость – несоответствие учебных успехов учащегося требованиям школьной программы.

Данный учебный курс посвящен школьным проблемам детей, различным причинам (психологическим, педагогическим, психофизиологическим) тех трудностей, которые многие школьники испытывают при обучении в школе. Предметом курса являются психологические причины школьной неуспеваемости и способы их устранения. Задачей курса выступает изучение внутренних и внешних факторов, обусловливающих возникновение разного рода трудностей в обучении и формирование «сплава» психологических знаний и умения их практического использования.

Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека. Многие проблемы взрослого человека могут быть лучше поняты, если обратиться к его годам обучения в школе. Дело даже не в том, успешно или неуспешно учился человек, а в том, насколько комфортно он себя чувствовал в школе, с желанием ли каждый день ходил в школу, как складывались его отношения с учителями и одноклассниками. Именно под влиянием этих обстоятельств формируются те или иные личностные качества. Во многом это зависит не столько от самого ученика, а от того, каков сам школьный процесс, как он организован, как видит общество цели и задачи школьного обучения.

Каковы же задачи образования в целом и школьного обучения в частности?

В современных условиях меняются задачи образования: они уже сводятся не к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни, а к формированию способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах. Сегодня современным является человек, способный перестраиваться в соответствии с условиями окружающей жизни. На приобретение именно этого умения и должно быть направлено образование в целом.

Овладение знаниями в процессе школьного обучения со всей ясностью и отчетливостью должно выступать не как цель, а как средство развития личности школьников. Главная же задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность школьников не угасла раз и навсегда еще во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого. «Ученик, – писал К. Д. Ушинский, – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

Однако в начальной школе навыки обучения гораздо важнее знаний как таковых. Безусловно, умение хорошо читать влечет за собой знания, но в первую очередь важны все–таки сами навыки – чтение, письмо, устная речь, счет. Основная цель начальной школы состоит в развитии именно этих учебных навыков. Дети, у которых последние сформировались на низком уровне, терпят неудачи в школе и теряют шанс преуспеть в жизни.

Все мы разные по своим способностям, характеру, мировоззрению, по физиологическим и психическим свойствам. Одни умны, другие – не очень, одни трудолюбивы, другие – ленивы, одни талантливы, другие – бездарны, одни целеустремленны, другие – разбросаны, несобранны. Равенства в природе нет. Раньше индивидуальность считалась большим грехом, потому что личность была ничто перед коллективом. Теперь–то мы поняли, что без ярких, талантливых, мыслящих личностей не может быть и высокоразвитого общества. В формировании таких личностей школа играет весьма существенную роль, и ее значение трудно переоценить. Конечно, для формирования человека в целом важно, насколько успешен он был в учении. Но еще важнее, как он себя чувствовал в школе, насколько ему было комфортно в отношениях с учителями и одноклассниками.

Общепринято, что внешним показателем школьного благополучия ребенка является его успеваемость, но учиться на «хорошо» и «отлично» все дети не могут. Однако все должны чувствовать себя комфортно в школе и не комплексовать из–за неудач в учении. Поэтому задача школьного психолога состоит в том, чтобы создавать в школе атмосферу, способствующую развитию личности каждого школьника, формированию чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости, неповторимости своей личности. Этому во многом препятствует неуспех школьников в учении, который, если вовремя не прийти на помощь, отражается на качестве усвоения знаний и на формировании негативных личностных качеств – конформизма, лживости, приспособленчества, отрицательного отношения к труду, неуверенности в своих силах, заниженной самооценки.

Известно, что от 15 до 40 % учащихся начальных классов испытывают различные трудности в процессе школьного обучения. Но именно требование учиться хорошо, даже когда ребенок по своим способностям не может соответствовать этому требованию взрослых, приводит к возникновению у него проблем. Главным показателем успешности учения в школе являются отметки, получаемые школьником на уроках. Именно на получение хорошей отметки (любой ценой) ориентируют ребенка учителя и родители. Потому не удивительно, что школьники в ней видят смысл своего учения. Появляется погоня за отметками, деформирующая, в конечном счете, личность ребенка.

«Я всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными отметками, – этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае, мирятся с четверками, и несчастный школьник, получая тройки, чувствует себя чуть ли не преступником». (Сухомлинский В. А., 1969б. – С. 103.)

Все большим числом учителей осознается, что ученики – это не однородная масса, а что каждый школьник – это личность, своеобразная, уникальная и неповторимая, характеризующаяся своими индивидуально–психологическими особенностями, способностями, потребностями. Приходит понимание того, что не могут все ученики одинаково усваивать материал в силу указанных особенностей и не надо предъявлять ко всем одинаковые требования: что плохо для одного – хорошо для другого. Такое положение дел привело, в конечном счете, к возникновению специального направления в деятельности психолога – школьной психодиагностики, направленной на познание индивидуально–психологических особенностей школьников с целью выявления причин разного рода трудностей в учебной деятельности учащихся разного возраста, преодоления и профилактики отклонений в интеллектуальном и личностном развитии школьников.

Специфика психодиагностики в школьной психологической службе заключается в том, что ее главная задача состоит в выявлении уровня развития у учащихся тех или иных подструктур личности (когнитивной, мотивационной, эмоциональной, волевой), чтобы не только предвидеть возникновение у них тех или иных учебных трудностей, но и осуществить психологическую коррекцию недостатков развития.

Школьная психодиагностика играет важную роль в профилактике и преодолении школьной неуспеваемости учащихся. Задача учебно–воспитательного процесса – это не только усвоение системы знаний, но и обеспечение высокого уровня умственного развития школьников и их психического развития в целом. Поэтому здесь важен контроль за тем, как это умственное развитие осуществляется, какие трудности появляются у учащихся в процессе усвоения знаний, своевременное устранение тех факторов, которые приводят к трудностям обучения и, следовательно, к снижению школьной успеваемости. По существу, это и есть контроль за качеством учебного процесса.

Однако традиционно эффективность учебно–воспитательного процесса определяется тем, что знают и умеют школьники. Это важно, но недостаточно, так как остается невыясненным, в какой мере выученный материал становится достоянием личности ученика, что дало усвоение того или иного учебного материала для дальнейшего развития мышления, способностей, убеждений ученика. Иными словами, остается неясным, насколько эффективен сам учебно–воспитательный процесс.

Учитель не всегда имеет возможность своевременно выявить причины разного рода трудностей в учебной работе с учащимися разного возраста, преодолеть отклонения в интеллектуальном и личностном развитии школьников, оказать психологическую помощь в решении конфликтных ситуаций. В то же время проведение учителем оперативной и долговременной психодиагностики является одной из важных сторон его профессиональной деятельности. Наиболее часто в своей психодиагностической деятельности учитель пользуется интуитивно–эмпирическим подходом, состоящим в том, что учитель, полагаясь лишь на свой опыт и интуицию, часто оценивает проблемы ученика, его учебные трудности без достаточного количества информации об учащемся, без понимания истинных мотивов его поступков и действий, используя в основном свои впечатления о ребенке. Согласно полученным нами данным, ненадежность этого подхода проявляется в том, что примерно 60 % учителей, основываясь только на своем опыте и знании ученика, указывали на причины трудностей учащихся неправильно, около 30 % учителей называли их не полностью или частично неверно и лишь 10 % опрошенных учителей правильно понимали причины возникновения тех или иных трудностей учащихся. Это подтверждает мысль о том, что «на глазок», без использования приемов и методов психодиагностики, практически невозможно разобраться в психологических причинах тех или иных трудностей в учебной деятельности школьников, а следовательно, и осуществить эффективную коррекционную работу.

Однако здесь появляется существенная трудность. Дело в том, что нет прямого и однозначного соответствия между видимыми проявлениями трудностей и их психологическими причинами. Вполне вероятно, что одно и то же внешнее проявление трудностей имеет у разных учеников разные психологические причины, и возможно также, что разные по внешним проявлениям трудности в учении у разных учащихся имеют в своей основе одну и ту же причину.

В связи с этим следует сказать о самом главном, что предопределяет успех в работе по выявлению причин разного рода трудностей школьников в обучении. Оно состоит в умении понять природу тех причин, которые обусловливают появление тех или иных трудностей школьника. Дело в том, что, имея дело с наблюдаемыми симптомами, внешними поведенческими показателями, нужно на основании их изучения, сопоставления, толкования вынести суждение о некотором психологическом явлении, его причинах, не поддающихся непосредственному восприятию. Еще Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн отмечали следующее:

Отсутствие прямого, зеркального совпадения сущности вещей с ее проявлением и существование, в то же время, единства между внутренним и внешним;

Невозможность автоматического установления реальной причины того или иного явления только лишь на основе изучения внешне наблюдаемых проявлений. Для проникновения во внутреннюю сущность психических процессов необходима мыслительная обработка внешних, поведенческих данных с учетом их системной связи с психологическими процессами, протекающими на скрытом от непосредственного наблюдения уровне.

Руководствуясь этими положениями и используя результаты анализа видимых проявлений, нужно построить ментальный гипотетический двухуровневый конструкт, включающий множественные теоретически возможные причинно–следственные связи между конкретными внешними проявлениями и их психологическими причинами, воссоздавая, таким образом, несколько возможных (и на первом этапе психодиагностического процесса пока равновероятных) вариантов сложившейся внутренней психологической картины. Если бы соотношения между внешними показателями любого психического акта и его внутренней психологической природой были бы зеркальны, тогда, как отмечал

С. Л. Рубинштейн, психологическое познание было бы излишне. В реальности же существует многозначность такого соотношения. Поэтому, учитывая вероятностный характер причинных связей между внешними проявлениями и сложившимися внутренними условиями, возможных, теоретически обоснованных вариантов внутренней картины действительно должно быть несколько. Чем их больше, тем больше вероятность того, что в число гипотетических причин данного конкретного психологического явления попадет и реально вызвавшая его причина.

Выявление же объективно сложившейся внутренней психологической картины изучаемого явления, определение одного–единственного соотношения, реально имеющего место в данном конкретном случае между наблюдаемыми внешними проявлениями и их внутренними причинами, возможно не иначе как через практику использования психодиагностических средств, с помощью которых последовательно изучаются гипотетические вертикали от внешне наблюдаемых поведенческих показателей к их предполагаемым причинам. В ходе этого процесса отбрасываются гипотетически возможные, но в данном конкретном случае не имеющие место соотношения, и в результате остается объективно сложившаяся связь между данными внешними поведенческими проявлениями и внутренней структурной организацией обеспечивающих их психических процессов.

Важно ясно понимать, что многочисленные наблюдаемые показатели поведения и деятельности могут быть разными, внешне не связанными проявлениями одних и тех же особенностей психологических процессов и качеств. Как правило, случайность и эпизодичность этих проявлений только кажущаяся. На самом деле это звенья одной цепи, между ними существует внутренняя связь, которую нельзя понять, рассматривая эти проявления в отдельности, сами по себе, что приводит к различным их истолкованиям (С. Л. Рубинштейн). Лишь объединив эти проявления в определенную систему причинно–следственных отношений, в которую данное явление включено и в рамках которой оно реализуется, можно путем теоретических размышлений установить внутренние психологические особенности, являющиеся непосредственной причиной этих разнообразных внешних проявлений.


120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. Часть 1. Книга для учителя.

Это книга для учителя, в которой на основе основного закона психического развития - закона системной дифференциации - подобраны, расположены и поурочно описаны более 350 психологических заданий, направленных на развитие познавательных процессов, пространственных представлений, психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, психологических новообразований младшего школьного возраста.

Внутреннее содержание данной программы направлено на всестороннее развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся. Во второй части программы содержатся иллюстрации и раздаточные материалы, требующиеся к значительному числу заданий, описания по использованию которых содержатся в ее первой части.

Как помочь слабоуспевающему школьнику

Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике.

В книге рассматриваются основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике и их психологические причины, представлены психодиагностические таблицы как средство выявления психологических причин данных трудностей, приведены задания для их психологической диагностики и коррекции

Книга адресована учителям начальных классов, школьным психологам, а также родителям, желающим помочь своим детям в учении.

Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы

Представлена поурочная система заданий для психологического развития учащихся 5-6 классов общеобразовательной средней школы.

Необходимость разработки психологической развивающей программы для учащихся средней школы, ее востребованность в средних классах стала особенно ясной после того, как в начальных классах начала широко использоваться разработанная нами развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития» (Н.П. Локалова, 1995, 1998-2000, 2000).

Отвечая на практический запрос учителей, мы разработали психологическую развивающую программу, адресованную учащимся Ѵ-ѴІ классов. Главную цель психологического развития школьников этого возраста мы видим в том, чтобы сформировать у них вербально-логические когнитивные структуры, осуществляющие сложные формы интеллектуальной деятельности и, прежде всего, отвлеченного, абстрактного мышления.

Школьная неуспеваемость

Школьная неуспеваемость. Причины, психокоррекция, психопрофилактика.

В пособии рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов.

Описываются особенности развития познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной сфер у учащихся, имеющих когнитивные трудности в обучении.

Приводятся причины трудностей младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике. Значительное внимание в книге уделено вопросу психопрофилактики школьной неуспеваемости.

Cодержание

Предисловие.............................................................................................................................

Введение..................................................................................................................................

Подходы к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости..

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии...................................

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ

НА УСПЕШНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Нейропсихологический и психолого-педагогический факторы

и их влияние на школьную успеваемость................................................

Ушинский К. Д. Время начала систематического обучения..........

Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание,

бессознательное..............................................................................................

Чуприкова Н. И. Соотношение внешних условий

и внутренних факторов развития............................................................

Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем

школьном возрасте........................................................................................

Тема 2. Психологические факторы и их влияние на школьную

успеваемость. Умственное развитие как фактор успешности

учебной деятельности.....................................................................................

Основные понятия для усвоения................................................................

Тексты для самостоятельного изучения..................................................

Чуприкова Н. И. Понятие о когнитивных репрезентативных

структурах как системной основе усвоения знаний

и умственного развития..............................................................................

Калмыкова З. И. Умственное развитие школьников,

отстающих в учении.....................................................................................

Контрольные вопросы и задания................................................................

Тема 3. Психологические факторы и их влияние на школьную

успеваемость. Психологическая готовность ребенка

к школьному обучению..................................................................................

Основные понятия для усвоения................................................................

Тексты для самостоятельного изучения..................................................

Нечаев А. П. Когда следует начинать учить ребенка чтению? ......

Коменский Я. А. В каких занятиях постепенно должны

упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году

своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения.............

Контрольные вопросы и задания................................................................

Тема 4. Психологические факторы и их влияние на школьную

успеваемость. Индивидуально-психологические особенности

темперамента и их влияние на успешность учебной деятельности

Основные понятия для усвоения................................................................

Особенности темперамента и умственные способности.................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Гуревич К. М. Психологические проявления свойств

нервной системы.........................................................................................

Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет индивидуально-

типологических особенностей учащихся в процессе обучения.....

Контрольные вопросы и задания.............................................................

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тема 5. Характеристика развития когнитивной сферы отстающих

в учении детей................................................................................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Характеристика познавательной деятельности

слабоуспевающих школьников................................................................

Психологические особенности «средних» по успеваемости

Особенности когнитивного развития учащихся VII–X классов

Интеллектуальная пассивность...............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Психолого-педагогические предпосылки повышения

эффективности обучения........................................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 6. Типы неуспевающих школьников и пути индивидуального

подхода к ним.................................................................................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Славина Л. С. Изучение неуспевающих школьников

и индивидуальный подход в работе с ними......................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Раздел III

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ,

СПОСОБЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ

Тема 7. Психологические причины общего отставания в учении.

Недостатки в развитии познавательной сферы..................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Сухомлинский В. А. Рождение гражданина.....................................

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома..............................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 8. Психологические причины общего отставания в учении.

Особенности мотивационной сферы у отстающих в учении

школьников.....................................................................................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование

мотивации учения......................................................................................

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы........................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 9. Психологические причины общего отставания в учении.

Характеристика эмоциональной сферы слабоуспевающих

школьников.....................................................................................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Славина Л. С. Об учебных и познавательных интересах.............

Сухомлинский В. А. Как формировать у воспитанника

радость познания........................................................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 10. Психологические причины общего отставания в учении.

Недостатки в развитии произвольно-регуляторной сферы...........

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника

и формирование активной личности...................................................

Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок,

или Все о гиперактивных детях.............................................................

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома...............................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 11. Психологические причины общего отставания в учении.

Особенности развития аффективно-потребностной сферы

учащихся с низкой школьной успеваемостью....................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Славина Л. С. Дети с аффективным поведением............................

Славина Л. С. Способы преодоления «смыслового барьера».....

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 12. Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости...

Основные понятия для усвоения.............................................................

Преодоление недисциплинированности...............................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Коменский Я. А. Каким образом нужно упражнять детей

в нравственности и добродетелях.........................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 13. Психологические причины трудностей школьников

при обучении письму, чтению и счету...................................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

I группа - недостатки в развитии познавательных процессов.....

II группа - недостаточность звукобуквенного анализа

и фонематического восприятия...............................................................

III группа - несформированность пространственных

представлений................................................................................................

IV группа - недоразвитие психомоторной сферы............................

V группа - недостатки процессов саморегуляции

и самоконтроля..............................................................................................

VI группа - индивидуально-типологические особенности...........

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся....

Чуприкова Н. И. В. А. Крутецкий и его книга

о математических способностях школьников..................................

Крутецкий В. А. Психология математических способностей

школьников..................................................................................................

Нечаев А. П. Психология и школа........................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Тема 14. Способы выявления и психологической коррекции трудностей

в обучении........................................................................................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

по предупреждению трудностей в обучении.......................................

Основные понятия для усвоения.............................................................

Тексты для самостоятельного изучения...............................................

Сухомлинский В. А. Как развивать мышление и умственные

силы детей.....................................................................................................

Локалова Н. П. Когнитивное развитие как содержание

предшкольной подготовки......................................................................

Локалова Н. П. О развивающей программе «120 уроков

психологического развития младших школьников» .....................

Локалова Н. П. Уроки психологического развития в средней

школе. V–VI классы. Развивающая программа для младших

подростков....................................................................................................

Контрольные вопросы и задания.............................................................

Использованная литература..........................................................................................

Предисловие

Данное учебное пособие написано на основе материалов курса лекций, включенного в систему подготовки практических психологов образования. Центральная его проблема - различные причины школьной неуспеваемости. Их анализ, планомерное и всестороннее рассмотрение факторов развития детей и условий организации школьного процесса обучения, приводящих к возникновению отставания в учении, составляют основное содержание пособия.

Главная задача пособия состоит в систематизации знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся в низких результатах успеваемости школьников, о способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях психопрофилактики школьной неуспеваемости.

Материал в пособии представлен на основе генетического подхода к рассмотрению школьных трудностей и нацелен на раскрытие причин- но-следственных отношений между внутренними, психологическими факторами, приводящими к разного рода трудностям в обучении, и внешними проявлениями этих трудностей. В книге обосновывается необходимость целенаправленных когнитивных коррекционно-формирую- щих воздействий в устранении психологических причин, вызывающих школьную неуспеваемость.

Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многоаспектна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из различных областей психологической науки - общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики.

В пособии рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с причинами школьной неуспеваемости на различных этапах школьного онтогенеза - от причин, порождающих неуспешность учебной деятельности

в начальных классах в связи с недостатками воспитания и развития детей в дошкольном периоде, до факторов, влияющих на неуспеваемость

в подростковом и старшем школьном возрастах. Особое внимание в пособии уделено психодиагностике причин неуспеваемости, а также путям и способам ее психопрофилактики.

Материал пособия представлен во введении и четырех разделах, разделенных на 15 тем, каждая из которых изложена хотя и сжато, но в достаточном объеме для общей ориентировки по данному вопросу. В начале каждой темы сообщается ее содержание и приводится список понятий и их определений, которые необходимы для усвоения материала данной темы. В конце некоторых тем, там, где это возможно и необходимо, приводится перечень экспериментальных методик, которыми следует владеть для психодиагностики наличного уровня развития рассматриваемых в данной теме психических явлений.

В структуре учебного пособия реализован принцип системной дифференциации: от общей характеристики проблемы неуспеваемости и тех факторов и условий, которые ее вызывают, к детальному рассмотрению возможных причин конкретных трудностей при обучении основным учебным предметам - русскому языку, чтению и математике.

Специфическая особенность данного учебного пособия состоит в том, что это пособие-хрестоматия, так как в него включены достаточно большие фрагменты оригинальных работ известных психологов и педагогов, так или иначе освещающих рассматриваемые вопросы школьной неуспеваемости. Чтение этих работ в контексте изучаемых проблем позволит прояснить некоторые детали или более частные вопросы, подробно рассмотреть которые в курсе лекций не всегда представляется возможным.

По нашему глубокому убеждению, сформированному в результате многолетнего анализа и осмысления проблемы психологических факторов школьной неуспеваемости, главной причиной почти всех школьных трудностей детей, к которой при последовательном и детальном рассмотрении практически без исключения может быть сведено все многообразие их внешних проявлений, выступает недостаточный уровень развития познавательной сферы учащихся, и в первую очередь - низкий уровень развития их аналитико-синтетической деятельности в целом. Именно поэтому, рассматривая вопросы, связанные с психопрофилактикой школьной неуспеваемости, мы особый акцент делаем на когнитивном развитии учащихся всех школьных возрастов.

Введение

Слабые дети - это не уродливые, а самые хрупкие, самые нежные цветы

в безгранично разнообразном цветнике человечества.

В. А. Сухомлинский

Предмет и задачи курса.

Специфика психодиагностики в школьной психологической службе.

Многозначность соотношений внешних проявлений трудностей в обучении и причин, их вызывающих.

Подходы к диагностике и коррекции школьных трудностей.

Основные понятия для усвоения

Долговременная психодиагностика - выявление недостатков в учебной деятельности и поведении на протяжении достаточно длительного периода времени.

Неуспевающие школьники - школьники, результаты учебной деятельности которых много ниже требований учебного процесса.

Образование - система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду.

Обучение - процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности; совместная деятельность ученика и учителя, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.

Оперативная психодиагностика - выявление причин недостатков и затруднений в учебной деятельности и поведении на основании анализа устных и письменных ответов, поступков ученика.

Педагогическая диагностика и коррекция - выявление причин неусвоения знаний и затруднений в учебной деятельности на основании данных наблюдения и анализа продуктов деятельности школьников и устранение их путем воздействия на внешне наблюдаемые недостатки.