Наложение цветов тушью с помощью цветных чернил. Создание интересных эффектов с помощью наложения. Наложение элементов HTML

Некоторые свойства объектов отражены на панели Attributes (атрибуты), нами она выведена на экран и сохранена в настройках рабочего стола (см. урок 1). В случае закрытия панели вызвать на экран ее можно перезагрузив рабочее пространство, а также через меню Window или сочетанием клавишCtrl+F11 (рис. 6.16).

Рис. 6.16 – Панель Attributes (атрибуты)

Overprint – это режим, при котором один элемент накладывается на другой без выворотки. В случае, если нужно наложить черный текст или другие элементы на цветную плашку, задается режим Overprint , иначе при печати при малейшем несовмещении красок будут заметны дефекты изображения на границе элементов (рис. 6.17).

Рис. 6.17 – Дефекты изображения при несовмещении красок (Overprint Fill отключен)

При активизации Overprint Fill цвет плашки при наложении букв не будет вычленяться и даже при несовмещении красок в печати краевых эффектов наблюдаться не будет (рис. 6.18).

Рис. 6.18 – Режим Overprint Fill

Аналогичным образом можно задать режим Overprint Stroke для изображений, имеющих контур.

!!! Чтобы видеть результат наложения цветов, необходимо постоянно работать в экранном режиме Overprint Preview , который задается в меню View или сочетанием клавиш Alt+Shift+Ctrl+Y.

!!! Следует помнить, что режим Overprint нельзя задавать для фигур или текста белого цвета на цветном фоне. При печати на бумаге в роли белой краски выступает белый цвет бумаги, поэтому такой режим приведет к тому, что в печати текст пропадет (цвет плашки не будет вычленяться из-под фигур). Убедитесь в этом, построив квадрат любого цвета (фон), фигуру поверх этого квадрата – заливка и контур белого цвета – и поставив галочки в окошках Overprint Fill и Overprint Stroke .

Наложение цветов в режиме Overprint происходит по схеме CMY (субтрактивное наложение – рис. 6.2, 6.19).

Рис. 6.19 – Наложение цветов в режиме Overprint

Очевидно, что при этом в режиме Overprint должна быть фигура, находящаяся сверху.

Постройте фигуры по схеме 6.19, задайте верхним режим Overprint и посмотрите результат наложения цветов.


Прозрачность ирежим наложения окраскиобъектов задается в панели Transparency (прозрачность)(рис. 6.20). Нами она выведена на экран и сохранена в настройках рабочего стола – в одном блоке с панелями Stroke и Gradient .

Рис. 6.20 – Панель Transparency

Режимы наложения задаются в окошке слева, по умолчанию стоит режим Normal (нормальный). Остальные режимы заимствованы из программы Adobe Photoshop , и изучаться нами будут при знакомстве с этой программой. Прозрачность задается в правом окошке – в процентах – от 0 до 100%. При нулевой прозрачности объект становится невидимым.

В расширенных настройках (открываются нажатием стрелки в правом верхнем углу) задаются настройки прозрачности для групп объектов.

Для вывода на печать все эффекты необходимо убрать, в частности, в случае прозрачности через меню Object - Flatten Transparency (объект – склеить прозрачность).

С темой цвета тесно связаны градиентные и текстурные заливки, о которых поговорим позже.

Упражнение 6. Работа с цветом

1. Откройте файл D:\Student\1 курс\Illustrator\Color.ai и сохраните его под своей фамилией: D:\Student\1 курс\Illustrator\Упражнения\Фамилия_6.ai .

2. Окрасьте три окружности в верхней части упражнения цветами, составляющими цветовую модель CMY . Включите режим просмотра Overprint Preview в меню View и задайте для всех фигур режим наложения Overprint Fill (панель Attributes ). Сделайте невидимыми линии контуров.

3. Окрасьте области на карте рядом цветами окружностей и их попарных пересечений любым способом, кроме использования пипетки, оставив неизменными цвет и толщину контуров. Перекрасьте заливку областей, ослабив окраску в два раза (задавая по цифрам цвет в CMYK , а не с помощью прозрачности!).

4. Разблокируйте слой с подписями («Текст») и задайте им режим наложения Overprint Fill , а пунсонам – Overprint Stroke . Заблокируйте слой.

5. В нижней части выполните окраску:

- первый ряд квадратов – характеристики цвета задать в цветовой модели HSB (цвет задаем кликом на квадратике «заливка» в нижней части панели инструментов): №1 – 360-88-81; №2 – 163-41-81; №3 – 50-100-100.

Для квадрата 2 откорректируйте цвет, чтобы он стал воспроизводиться без искажений в Web , для квадрата 3 – чтобы стал воспроизводиться в CMYK (рис. 6.8).

У первого квадрата отключите видимость контура. У второго квадрата контур окрасьте цветом 100-0-100-0 и поменяйте местами цвета заливки и контура. Окраску третьего квадрата сделайте прозрачной на 50%. Обратите внимание, что прозрачность меняется одновременно для заливки и контура. Если нужно получить разные значения, придется делать два объекта – один с заливкой без контура, второй – с контуром без заливки.

- второй и третий ряды квадратов : цвет перенесите на квадраты с помощью инструмента «пипетка» с карты в верхней части упражнения. Для этого сначала выберите квадрат с помощью черной стрелки, затем кликните на палитре инструментов на пиктограмму «пипетка» и далее – на контур на карте. Обратите внимание, что копируется не только цвет заливки, но и цвет и толщина контура.

Сохраните цвет обводки как глобальный цвет в палитре Swatches , назвав его «Границы», а один из цветов заливки в любом квадрате – там же как плашечный цвет (пантон):

Для сохранения цвета контура как глобального цвета выделите фигуру с нужным контуром, поместите квадратик с цветом контура на передний план в панели инструментов, кликнув на нем. Далее перейдите к панели Swatches , нажмите на стрелку в правом верхнем углу и в появившемся меню выберите первую строку – New Swatch . В появившемся диалоговом окне задайте название цвета – Границы – и поставьте галочку в окошке Global .

Для сохранения цвета как пантона проделайте действия, аналогичные сохранению глобального цвета (с разницей в том, что сохраняется цвет заливки, а не контура) и далее в диалоговом окне в окошке Color Type выберите «Spot Color ».

Проконтролируйте вид сохраненных цветов на панели Swatches . Квадратик с глобальным цветом справа внизу имеет белый уголок, с пантоном – такой же уголок с точкой внутри (рис. 6.9).

6. Подпишите работу, сохраните на диске и пошлите на свою почту.


Вывороткой называется прием, при котором элементы получаются путем запечатывания окружающего их пространства, например, белый текст на черном или цветном фоне.

С помощью наложение цветов или overprint можно создать интересные эффекты, уникальный принт или просто избавиться от артефактов.

По умолчанию программа редактирования изображений устанавливает режим игнорирования для нижних слоев, если этого не происходит, то при печати получится мешанина. Но иногда, режим наложения (overprint) может быть полезен.

Например, такой режим можно использовать для устранения ореолов вокруг текста, которые возникают когда один цветовой слой слегка смещен относительно другого. Если для текста включить режим наложения поверх других цветов, то этого не произойдет.

Overprint можно использовать для смешивания цветов, когда два разных цвета при наложении друг на друга дают третий цвет. В последнее время такие принты становятся популярны.

Наложение, затемнение или умножение

Наложение (overprint) — это набор инструкций в файле, которые указывают как смешивать чернила в принтере. В свою очередь затемнение (darken) и умножение (multiply) — это всего лишь настройки прозрачности в вашем редакторе, которые имитирую эффект наложения. Разница этих режимов состоит в том, что overprint не будет виден, пока вы не включите режим Overprint Preview (Предпросмотр печати) в вашем документе, потому что это не элемент дизайна, а настройка печати.

Если вы наложите пурпурный квадрат поверх голубого и установите режим наложения, умножения или затемнения, то вы получите одинаковые результаты. Illustrator и InDesign используют одинаковые правила для настроек наложения для экспорта этих эффектов в файл печати. Однако нужно помнить, что это разные эффекты и понимать, чем эти режими отличаются.

Замените пурпурный квадрат на голубой и уменьшите процент заполнения на 50%. Эффекты затемнения и наложения будут одинаковые, а эффект умножения будет отличаться. Уменьшите процент заполнения верхних квадратов до 25 процентов и вы увидите, что все три эффекта отличаются друг от друга.

Создание интересных эффектов с помощью наложения

Мы уже видели как наложение может быть использовано для смешивания двух цветов и получения третьего. Такая техника может быть использована для создания интересных эффектов, когда смешиваются две работы. Особенно это может быть полезно, если вы работаете в ограниченной палитре Pantone.

Чтобы присвоить объекту режим наложения, выберите его на панели Атрибутов. Не забудьте включить Overprint Preview в меню Вид чтобы эффект отобразился, иначе все будет выглядеть так, как будто ничего не изменилось.

Потенциальные проблемы могут возникнуть при экспорте картинки в печать. По умолчанию при печати в PDF или Postscript установлены опции сохранения настройки Overprint, но они не отображают этот эффект, когда вы просматриваете файл в PDF.

В расширенных настройках опциях в настройках печати измените Overprint и Transparency Flattener опции на “Simulate”, чтобы в файле PDF отображался эффект наложения.

Пример интересного принта с помощью режима наложения вы можете видеть ниже.

Если вы не сами будете печатать вашу работу, то не забывайте предупреждать о том, что вы используете эффект overprint, чтобы на выходе получить именно то, что вы хотите.

Наложение цветов - основа метода, утвердившегося в качестве классического английского стиля акварельной живописи, пользующегося и по сей день большой популярностью.

При работе этим методом немного пигмента смешивается с большим количеством воды, наносится на бумагу и оставляется до полного высыхания. Только после этого наносится следующий слой. Первыми идут самые светлые цвета и тона. Поскольку они подсвечиваются белизной бумаги, образуются изысканные и неожиданные тона, отличающиеся от наносимых одним слоем.

Упражнение дает представление о том, какие цвета и тона могут создаваться наложением серий однородных заливок и заливок с градацией оттенков. Примените этот метод для создания рисунка, например воображаемого ландшафта.

Если каждая ваша краска будет прозрачной и лишь чуть темнее по тону предыдущей, вы сможете на отдельных участках легко накладывать десять и более красок и получать в итоге не слишком темный и не слишком плотный красочный слой. Используйте свободное время, чтобы практиковаться в наложении прозрачных цветов, например, пока будет сохнуть натянутая бумага или краски, либо применять его в качестве раз-миночного упражнения перед каждым сеансом живописи.

Материалы:
  • Негорячепрессованный акварельный картон
  • Акварельные краски: синий кобальт, индиго, синий ультрамарин, синий фталоцианиновый пигмент, голубовато-зеленая, натуральная сиена, зеленый фталоцианиновый пигмент, желтый кадмий, оранжевый кадмий, гуммигут
  • Кисти: широкая акварельная, средняя круглая

1
С помощью широкой кисти наложите бледный слой синего кобальта с плавным переходом оттенков, разводя краску водой так, чтобы в нижней ее части она была практически прозрачной. Дайте высохнуть. Добавьте к синему кобальту немного бледного индиго и обозначьте контур воображаемой цепи холмов. Наклоните планшет, чтобы вода стекала вверх к вершинам холмов, придавая им более темный оттенок. Дайте краске высохнуть.


2
Смешайте синий ультрамарин с несколько меньшим количеством индиго и обозначьте другой контур чуть ниже первого, намекая на наличие более близких холмов и вновь наклонив планшет, чтобы краска стекла к вершинам. Накладывайте полученную смесь как заливку с плавным переходом оттенков, закончив внизу листа почти чистой водой. Пусть краска подсохнет.


3
Смешайте синий фталоцианиновый пигмент с небольшим количеством голубовато-зеленой и нанесите смесь, как на этапе 2, опустившись примерно до середины холмистого ландшафта. При необходимости снимите излишек краски бумажным полотенцем, чтобы зелень не стекла ниже и не создала четкой границы. Подождите немного. При наложении слои краски становятся темнее.

При работе рисующих и корректирующих инструментов важен выбранный из списка Mode (Режим) режим наложения цвета.

    Normal (Обычный). В этом режиме происходит полная замена исходного цвета на вносимый цвет с учетом прозрачности.

    Dissolve (Растворение). Происходит замена исходного цвета на вносимый цвет со случайным распределением и с учетом прозрачности.

    Behind (Подложка). Режим доступен только при работе со слоями, содержащими прозрачные участки. Для них прозрачные пикселы закрашиваются рабочим цветом, при этом должна быть разблокирована кнопкаLock Transparency в палитреLayers .

    Clear (Очистка). Режим аналогичен предыдущему в инверсном исполнении. Участки изображения, имеющие цвет одинаковый с рабочим цветом, становятся прозрачными.

    Darken (Замена темным). Если цвет изображения светлее цвета инструмента, он затемняется. Если изображение темнее, цвет не меняется.

    Multiply (Умножение). Результирующий цвет всегда темнее исходного. Если вносится черный цвет, то результирующий цвет также становится черным. Белый цвет на исходный цвет не влияет.

    Color Burn (Затемнение основы). Затемнение с частичной заменой цвета, проводимое, в основном, в темных оттенках изображения. Чем светлее цвета изображения и инструмента – тем эффект слабее, и наоборот, сильнее всего эффект проявляется в темных тонах.

    Linear Burn (Линейное затемнение). Понижение яркости пикселов изображения в соответствии с яркостью рабочего цвета.

    Lighten (Замена светлым) Противоположен по действию режимуDarken .

    Screen (Осветление). Режим является обратным режимуMultiply и применяется для создания эффекта свечения. Результирующий цвет всегда светлее исходного. Если вносится белый цвет, результирующий цвет становится белым. Черный цвет на исходный цвет не влияет.

    Color Dodge (Осветление основы). Это режимScreen с частичной заменой цвета изображения на цвет инструмента. Чем светлее цвет изображения, тем сильнее осветление. В том же направлении на силу эффекта влияет и цвет инструмента.

    Overlay (Перекрытие). Цвета, которые светлее цвета инструмента, преобразуются в режимеScreen , более темные цвета – в режимеMultiply . Яркость цветов и теней не меняется. Все тона, кроме светов и теней принимают оттенки цвета инструмента. Наложение черного и белого цвета не влияет на фон.

    Soft Light (Мягкий свет). Если вносимый цвет светлее 50% серого, исходный цвет осветляется, а если темнее – затемняется. В результате все цвета изображения получают небольшой цветовой сдвиг в сторону цвета инструмента.

    Hard Light (Жесткий свет). Такой же алгоритм, как у предыдущего режима, но генерируется более сильный цветовой сдвиг.

    Vivid Light (Живой свет). Увеличение или уменьшения контраста исходного изображения в зависимости от контраста цвета инструмента. Если вносимый цвет контрастнее 50% серого, пикселы изображения осветляются путем снижения контраста. В противном случае – затемняются за счет повышения их контраста.

    Pin Light (Рассеянный свет). Если вносимый цвет имеет яркость более чем 50% серого, то пикселы изображения, более темные по сравнению с вносимыми пикселами, ими и заменяются. Если рабочий цвет имеет более низкую яркость по сравнению с 50% серого, то заменяются вносимыми пикселы изображения, более светлые по сравнению с ними. В противном случае изменений исходного изображения не происходит.

    Hard Mix (Жесткое смешение). Действует аналогично режимуMultiply , но генерируется более сильный цветовой сдвиг. Изменения черных и белых цветов исходного изображения не происходит.

    Difference (Разность). Результирующий цвет определяется разностью числовых характеристик исходного и вносимого цветов.

    Exclusion (Исключение). Напоминает режимDifference , но действует только на светлые и темные тона и оставляет практически нетронутыми средние. При внесении белого цвета происходит инвертирование цвета. Черный цвет не оказывает влияния на исходный цвет.

    Hue (Цветовой тон). Результирующий цвет получает оттенок вносимого цвета, но сохраняет насыщенность и яркость.

    Saturation (Насыщенность). Результирующий цвет получает насыщенность вносимого цвета, сохраняя оттенок и яркость исходного.

    Color (Цвет). Результирующий цвет получается с яркостью исходного цвета, но с цветовым тоном и насыщенностью вносимого. Режим применяется для придания цветного тона монохромному изображению.

    Luminosity (Яркость). Результирующий цвет получается с цветом и насыщенностью исходного цвета, но с яркостью вносимого.

ИнструментEraser (Ластик) изменяет цвет всех пикселов на фоновый цвет, если работа идет с основным изображением или со слоем с фиксированной прозрачностью, либо делает все пикселы прозрачными. В спискеMode (Режим) на панели параметров представлены режимы работы ластика:Paintbrush (Кисть),Pencil (Карандаш) иBlock (Квадрат). При выборе одной из форм работа осуществляется фоновым цветом в полном соответствии с настройками инструмента (видимый размер инструментаBlock сохраняет размеры при любом масштабе изображения).

Инструмент Magic Eraser (Волшебный ластик) действует по принципу волшебной палочки, заменяя фоном фрагменты изображения, исходя из цветовой близости пикселов. Панель инструмента содержит параметрTolerance (Допуск), который определяет степень близости удаляемых цветов, параметр непрозрачности (Opacity ), а также поля флажков сглаживания (Anti - aliased ), смежности пикселов (Contiguous ) и удаления пикселов на всех видимых слоях (Use All Layers ).

Инструмент Background Eraser (Фоновый ластик) напоминает смесь инструментовEraser (Ластик) иMagic Eraser (Волшебный ластик). В панели параметров раскрывается список из трех режимов работы.

    Discontiguous (Несмежные) удаляет пикселы цвета, захваченного крестиком в момент нажатия кнопки мыши, где бы они не находились на изображении.

    Contiguous (Смежные) для удаления пикселов выбранного цвета (в пределах установленного допуска) только в областях, примыкающих к зоне действия инструмента.

    Find Edges Contiguous , но с лучшим сохранением резкости краев.

Флажок Protect Foreground Color (Сохранение основного цвета) сохраняет пикселы рисующего цвета. СписокSampling (Образец цвета) содержит следующие варианты:Contiguous – образец цвета выбирается в каждой точке, над которой проходит указатель инструмента и используется для удаления смежных областей с различными цветами;Once (Один раз) – образец цвета выбирается в точке первого щелчка мыши и удобен при удалении сплошных заливок;Background Swatch (Фоновый цвет) в качестве образца цвета выбирается фоновый цвет.

ИнструментPaint Bucket (Заливка) используется для заполнения основным цветом области с цветами, близкими (в пределах допуска) к цвету пиксела, по которому был выполнен щелчок. В спискеFill (Заливка) панели параметров можно выбрать заливку основным цветом (Foreground ) или по образцу (Pattern ). При выборе последнего варианта становится доступным список с образцами (Pattern ) декоративных заливок. Для создания образца декоративной заливки следует создатьпрямоугольное выделение фрагмента изображения (при нулевом значении растушевки (Feather )) и выполнить командуDefine Pattern (Определить образец) менюEdit .

ИнструментGradient (Градиент) используется для создания заливки с плавным переходом одного цвета в другой. Панель параметров предлагает варианты градиента – линейный (Linear ), радиальный (Radial ), конический (Angle ), отраженный (Reflected ), ромбовидный (Diamond ). В списке градиентов можно выбрать имеющийся образец, настроить параметры и протянуть курсором линию по выделению (если выделение отсутствует, растяжка будет отнесена ко всему изображению). Длина линии соответствует всему диапазону растяжки и, если линия короче выделенной области, края растяжки заполняются чистыми граничными цветами, а если длиннее, то в область попадет только часть растяжки. ФлажокInverse (Инверсия) используется для обращения порядка цветов в растяжке, флажокDither (Имитация) служит для имитации отсутствующего в данной палитре цвета с помощью сочетания более мелких точек из имеющихся цветов. Для использования маски прозрачности имеется флажокTransparency (Прозрачность). Для создания или редактирования градиента следует щелчком в окне образца растяжки вызвать окноGradient Editor (Редактор градиента). В спискеGradient Type (Тип градиента) следует выбрать вариантSolid (Сплошной). Маркеры под полосой просмотра определяют цвета в градиенте, щелчок на маркере делает доступными поляColor (Цвет) иLocation (Положение). Щелчком на полеColor или двойным щелчком на маркере открывается диалоговое окно цветовой палитры (Color Picker ), где выбирается цвет. Присвоить цвет можно и инструментомEyedropper (Пипетка), в который превращается курсор на полосе растяжки. Между цветами градиента расположены средние точки, отмеченные ромбиками, перемещением которых настраивается плавность перетекания. Новый маркер можно установить щелчком под полосой просмотра. Правее поляColor имеется кнопка с треугольником, щелчок по которой открывает меню из трех пунктов:Foreground /Background (Основной/фоновый цвет) присваивает маркеру текущий рисующий/фоновый цвет,User Color (Цвет пользователя) присваивает выбранный цвет.

Над полосой просмотра располагаются маркеры непрозрачности. После выделения маркера становятся доступными поля Opacity (Непрозрачность) иLocation (Положение). Редактирование непрозрачности аналогично редактированию цветов.

После настройки градиента щелчком по кнопке New (Новый) можно сохранить его в окне образцов.

В списке Gradient Type (Тип градиента) имеется еще один тип градиента –Noise (Случайный), цвета в котором выбираются программой случайно. Пользователь может определить цветовой диапазон в одной из моделей –RGB ,HSB ,Lab – спискаColor Model (Цветовая модель). Некоторое ограничение состава цветов вносит флажокRestrict Colors (Ограничение цветов), флажокAdd Transparency (Добавить прозрачность) случайным образом добавляет прозрачные области. Новый набор градиента создается кнопкойRandomize (Случайная выборка). В полеRoughness (Резкость) определяется плотность и резкость цветовых переходов (0-100%).

ИнструментClone Stamp (Штамп) используется для копирования произвольной области в интерактивном режиме. Для копирования изображения следует включить инструмент и при нажатой клавишещелкнуть в том месте, откуда будет взята копия, переместить курсор в положение копии, нажать кнопку мыши и начать копирование. Область, с которой снимается копия при нажатой клавише,указывается дополнительным курсором в виде знака «+». Для работы инструментаPattern Stamp (Узорный штамп) необходимо выбрать образец из раскрывающегося списка на панели параметров инструмента, либо создать образец изпрямоугольного выделения нужного фрагмента командойDefine Pattern (Определить образец) менюEdit , после чего включить инструмент и начать рисовать. При установленном флажкеAligned (Выравнивание) перерыв в копирования не влияет на целостность копируемой области. При снятом флажке каждое возобновление копирования начинает новую копию.

ИнструментHealing Brush (Корректирующая кисть) по принципу действия аналогичен инструментуClone Stamp , но в отличие от него в процессе переноса пикселов редактор адаптирует клонируемый фрагмент с учетом текстуры, освещения и затенения корректируемой области.

ИнструментPatch (Заплата), как иHealing Brush , учитывает освещение, цвет и текстуру области при клонировании, но использует вместо кисти выделенную область. Для работы необходимо выделить область, которая становится либо получателем, либо донором в зависимости от положения переключателяSource /Destination на панели инструментов. Поместив курсор во внутреннюю точку области, следует просто перетащить ее на новое место. При щелчке по кнопкеUse Pattern выделенная область заливается выбранным узором с учетом тех же характеристик.

ИнструментColor replacement (Замена цвета) представляет собой нечто среднее между инструментомBrush (в режимеColor ) и инструментомBackground Eraser . СписокSampling (Образец) содержит ряд вариантов. ЕслиContiguous , то цвет заменяется в каждой точке, над которой проходит указатель инструмента, приOnce (Один раз) – образец заменяемого цвета выбирается в точке первого щелчка мыши, приBackground Swatch (Фоновый цвет) в качестве заменяемого цвета выбирается фоновый цвет.

Параметр Tolerance (Допуск) определяет степень близости заменяемых цветов. СписокLimits , состоящий из трех режимов работы определяет, каким образом будет заменяться цвет в зоне действия инструмента.

    Discontiguous (Несмежные) заменяет пикселы цвета, в пределах действия диаметра кисти.

    Contiguous (Смежные) заменяет в пределах действия диаметра кисти пикселы цвета смежные по цвету с пикселами, расположенными под перекрестием кисти.

    Find Edges (Выделение краев) то же что иContiguous , но с лучшим сохранением резкости краев. ФлажокAnti - aliased задает сглаживание границ.

ИнструментSmudge (Палец) имитирует эффект размазывания влажной краски – цвет захватывается курсором в начале штриха и при движении смешивает с окружающими цветами. ФлажокFinger Painting (Рисование пальцем) позволяет добавить в растушевку основной цвет.

ИнструментBlur (Размытие) уменьшает, а инструментSharpen (Резкость) увеличивает цветовую контрастность соседних пикселов изображения.

Инструмент Dodge (Осветлитель) ослабляет уровень тона изображения. ИнструментBurn (Затемнитель) увеличивает тоновый уровень изображения.

ИнструментSponge (Губка) меняет насыщенность тона и цвета. Для инструментовDodge иBurn представлен список тоновых уровней (Range ) для избирательного влияния:Midtones (Средние тона),Shadows (Тени),Highlights (Светлые тона). Для инструмента в спискеMode имеется два режима:Desaturate (Обесцветить),Saturate (Насытить).

Назначение оттенка можно производить непосредственно в палитре цветов, выбирая значение оттенка данного цвета из раскрывающегося списка с шагом 5%, либо в диалоговом окне Fill and Stoke (Фон и линия). Оттенок можно определить и как отдельный элемент палитры, связанный с базовым цветом. О том, как это делается, написано в гл. 19 . Наконец, можно определить оттенок цвета как отдельный, не связанный ни с каким другим, цвет. Это приемлемо в случае, если вы часто редактируете палитру, убирая из нее лишние цвета. При удалении базового цвета все оттенки, с ним связанные, обращаются в черный цвет. В случае, если оттенок определен как отдельный цвет, его эти изменения не коснутся.

Списки Tint (Оттенок) в диалоговом окне Fill and Stroke (Фон и линия) и в палитре Colors (Цвета) независимы. Если вы назначаете для фона объекта цвет, являющийся 60%-ным оттенком какого-либо базового цвета, а затем с помощью команды Fill (Фон) или палитры цветов определяете локально оттенок 50%, то базовый цвет будет "разбавлен" дважды и окончательный оттенок составит всего 30%. В конце данной главы приводится несколько советов по дизайну, касающихся назначения оттенков цвета.

Условные "цвета"

Кроме определенных пользователем цветов публикации, в палитре обязательно присутствуют четыре основных цвета, которые нельзя удалять и редактировать. Это стандартные цвета ([Без цвета]), ([Бумага]), ([Черный]) и ([Совмещение]). Собственно говоря, из них только последние два действительно являются цветами, а первые - скорее, режимы работы программы с объектами.

  • ([Без цвета]). Отменяет любые выполненные программой PageMaker назначения цвета выделенному объекту. Если задать этот атрибут объекту PageMaker, он станет прозрачным. Для импортированных объектов атрибут отменяет присвоение объекту цветов средствами PageMaker и возвращает изображение в исходное состояние.

    Отсутствием заполнения можно пользоваться при ошибочном присвоении цвета импортированному объекту. Для этого необходимо лишь применить пункт палитры ([Без цвета]) к нужному объекту, и первоначальные цвета объекта будут восстановлены.

    Если при импорте EPS-файла был установлен режим замены именованных цветов изображения на таковые из палитры PageMaker, назначение отсутствия заполнения возвратит изображение к исходному виду, отменив при этом назначенные в процессе импорта цвета PageMaker.

    Кроме того, возвратить исходные цвета файлу EPS можно и установив флажок Preserve EPS Colors (Сохранить цвета EPS) во вложенном диалоговом окне Print Color (Печатать, Цвет).

  • ([Бумага]) - это тоже "ненастоящий" цвет. С его помощью устанавливается режим поведения объекта при его перекрытии с другими объектами. Любой объект, которому назначен цвет ([Бумага]), подавляет цвета всех лежащих ниже объектов. Область страницы, занятая объектом, которому назначен цвет бумаги, защищается от нанесения краски, даже в той части, где этот объект перекрывает объект другого цвета. Если публикацию предполагается печатать на цветной бумаге, целесообразно отредактировать определение цвета ([Бумага]) таким образом, чтобы изображение на мониторе больше соответствовало внешнему виду страницы после печати. Но не забывайте, что этот цвет означает просто отсутствие краски.
  • ([Совмещение]). Назначается объекту, после чего он печатается на всех деленных полосах и фотоформах. Для достижения такого эффекта цвет определяется как 100%-ное заполнение всеми типографскими красками. Можно редактировать данный цвет, изменяя его оттенок (и только). Применяется для форматирования маркеров обрезки, меток совмещения, маркировки фотоформ и т. д.
  • ([Черный]). Объект всегда печатается черной краской оттенком 100%. Этому цвету также можно придать оттенок.

Наложение цветов

Наложение цветов означает, что печатаются оба перекрывающихся объекта и соответствующие им краски могут смешиваться на листе бумаги. Такая возможность иногда очень удобна, но пользоваться ею следует с крайней осмотрительностью - при смешивании красок возможно возникновение третьего цвета и превышение нормы расхода краски на единицу площади листа бумаги (переувлажнение). Существует одно исключение - по умолчанию черный текст кеглем мельче 24 пунктов всегда печатается с наложением. Однако наиболее квалифицированную консультацию по конкретным вопросам вы сможете получить в типографии, в которой будет печататься тираж вашего издания. PageMaker предполагает два способа задания режима печати объектов с наложением, т. е. поверх других объектов. Если вы хотите задать режим наложения только для выбранных объектов, установите флажок Overprint (Наложение) в диалоговом окне Fill and Stroke (Фон и линия). Если же печататься с наложением должны все элементы данного цвета, флажок Overprint (Наложение) следует установить в диалоговом окне Color Options (Параметры цвета).

Примечание
Если необходимо, чтобы одни объекты данного цвета печатались с наложением, а другие - в режиме подавления, можно определить обе версии цвета на палитре цветов. При этом они должны печататься с помощью одной и той же печатной формы. Такого эффекта можно достигнуть, определив один из цветов как 100% другого и установив для них разные режимы наложения. Базовый цвет можно печатать с наложением, оттенок - без наложения, или же наоборот
.