Профессия — Капитан каботажного и дальнего плавания главный навигатор судна. Сколько зарабатывают моряки и как устроиться работать на судно Где учатся на капитана дальнего плавания

Дек 4, 2017

Обучение яхтингу – первый шаг в захватывающий и динамичный мир водного спорта. Вы получите права на самостоятельное управление судном, и перед вами откроется морская Вселенная. Поговорим о некоторых особенностях обучения.

Выберите инструктора.

Прежде чем обучаться яхтингу, важно выбрать хороших инструкторов. От их профессионализма зависят ваши навыки, уверенность в себе, способность принимать верные решения в процессе управления судном. Вы будете учиться не тому, что они говорят, а тому, как они выполняют необходимые действия. Только пошаговая стратегия, поддержка инструктора на каждом этапе обучения – вне зависимости от того, планируете вы получать права Всероссийской Федерации парусного спорта или международный диплом IYT, – сделают из вас настоящего капитана. Вам предстоит получить большой объем информации, и инструктор должен давать упражнения и проверять усвоение материала буквально на каждом шагу. Тогда вы довольно быстро сможете пройти все этапы обучения.

Работа в команде.

Компании, обучающие яхтингу, часто предлагают новичкам поучаствовать в гонках. Зрелище увлекательное: огромное число яхт собираются вместе, и каждый экипаж стремится обогнать соперника и выйти в лидеры. Командная работа позволяет почувствовать себя частью единого коллектива. Однако новичку важно понять, кто именно будет с ним рядом, совпадают ли его интересы с другими участниками команды. Не сможете наладить контакт – вряд ли ваш экипаж займет даже последнее место. Любая регата – это в первую очередь слаженная работа всего экипажа, где нужно думать не о себе, а о своих товарищах по команде.

Перед выходом в море обязательно попросите у компании-организатора список необходимой яхтенной одежды. Для ее правильного выбора уточните, в каких условиях будет проходить гонка: в закрытой акватории, где нет волны, или в открытой, где возможно заливание яхты водой. Стоит также уточнить предполагаемую температуру воздуха и уже в зависимости от этого подбирать яхтенную экипировку.

Наперегонки со страхом.

Яхтенные регаты в открытой акватории морей или прибрежных зонах океана – одно из направлений, где проверяется ваша выносливость, и вы боретесь со своими скрытыми страхами, со стихией. Иногда достаточно пройти одну такую гонку – и вы раз и навсегда поменяете взгляд на привычные вещи и станете совершенно другим человеком. В оффшорных гонках, в отличие от прибрежных, все работает на пределе: команда, яхта, капитан. Только совместная работа команды, уверенность капитана и взаимная поддержка друг друга в любой, даже самой незначительной работе способны повлиять на результат. Победа в таких регатах дает невероятное чувство уверенности в себе, которое помогает в обычной жизни.

В качестве испытания вам могут предложить гонки на швертботах. По сравнению с крейсерскими яхтами швертботы не имеют стационарного киля, а вся работа здесь происходит за счет веса спортсмена. Захватывающие скорости, драйв, способность мгновенно решать задачи – качества, которые вырабатываются у спортсмена. Скорости здесь вполне сравнимы со скоростями автомобиля, и победа, бывает, зависит от доли секунды. Опрокидывание яхты на таких гонках – обычное дело. Поэтому гидрокостюм, спасательный жилет, неопреновая обувь, перчатки и очки являются обязательными атрибутами снаряжения.

В крейсерский поход.

Выносливость, умение хорошо разбираться в картах и портах захода вырабатывают длительные переходы на яхтах. Крейсерские походы – это новые места, интересные люди, новые впечатления. В походе проверяется человеческий характер, и если вы с кем-то пройдете хотя бы один длительный поход, то научитесь отлично разбираться в людях. Совместное длительное проживание на ограниченном пространстве требует выработки таких качеств, как умение любить людей, делить с ними трудности. Зато наградой станут абсолютная уверенность в себе и совершенно новое ощущение жизни. За время крейсерского похода вы получите серьезные практические навыки и, что немаловажно, тут же закрепите их на практике. Именно в походах способные ученики становятся настоящими капитанами, способными справиться с любой яхтой.

Морское дело — одно из древнейших человеческих увлечений. Во все времена людей очаровывали морские глубины, а горизонт манил своей бесконечностью. Воины, путешественники, торговцы — все они не представляли своей жизни без странствий по морским просторам. В XXI веке тяга человека к морю ничуть не охладела, только теперь профессия моряка, помимо увлекательных странствий, может принести еще и солидные финансовые дивиденды. О том, как сейчас попасть на судно и стать профессиональным морским волком, «ПОнедельнику» расскажет Павел Барсуков — дипломированный судоводитель, третий помощник капитана.
Текст: Ольга Малышева
Редактор: Родион Чепалов

— Как приходят в эту профессию?

— По первому образованию я экономист, поэтому профессия моряка была для меня вновь приобретенной. В эту сферу люди попадают несколькими путями.
Первый и самый распространенный — преемственность поколений. В «моряцких» семьях дети с детства знают, куда они пойдут учиться и кем будут.
Но есть и те, кто по каким-то своим причинам не представляют себя без моря и в сознательном возрасте решают сменить профессию. Именно к этой категории я отношу себя, так как море всегда представлялось мне чем-то манящим и загадочным, поэтому выбор второй профессии для меня был скорее закономерным, нежели спонтанным.

— Где можно научиться морскому делу?

— В Петербурге существуют высшие учебные заведения, дающие соответствующее образование, например Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова или Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Есть заведения, готовящие специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, такие как Санкт-Петербургский морской технический колледж или Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж. Имеется огромное количество курсов по подготовке матросов, мотористов и прочих специалистов отрасли.

— Что делать после получения диплома?

— В случае с высшим профессиональным образованием диплом не дает автоматически права выходить в море в качестве специалиста (нужен еще отдельный «рабочий диплом»), и даже отучившись шесть лет в «Макаровке», вы не сможете сразу стать помощником капитана или механиком. Для получения «рабочего диплома» нужно 12 месяцев пробыть в море в роли матроса, набрать опыт, подтвержденный справками с судна, получить все необходимые сертификаты и сдать экзамен в Морской квалификационной комиссии. Только после этого вы сможете получить «рабочий диплом», с которым потом будете устраиваться на работу.

— Каков алгоритм действий при окончании курсов?

— Я как раз окончил двухмесячные курсы матросов в «Макаровке», получил минимальный пакет сертификатов: первый — «Плоты и шлюпки», второй — «Безопасность жизнедеятельности на судне». Здесь началось самое интересное. Без «рабочего диплома» никто не берет, а диплом без практики вы не получите. Приходится быть терпеливым и настойчивым, искать практику самостоятельно. Подходят любые способы — можно искать в интернете, спрашивать знакомых. Я нашел местечко в гидрографическом флоте, пришел на должность матроса второго класса, проработал там два месяца, получил диплом матроса первого класса. Затем сдал экзамены в порту, в уже упомянутой выше Морской квалификационной комиссии, и получил «рабочий диплом», с которым можно плавать.

— Какими качествами, помимо профессиональных, должен обладать будущий моряк?

— Работа напряженная и ответственная, поэтому рассеянному и невнимательному человеку на судне делать нечего. Если вы хотите работать в иностранной компании и получать хорошие деньги, то пригодится знание английского языка, желательно на высоком уровне. Существуют даже специальные языковые курсы для работников судоходной сферы. Знание любых других языков, кроме английского, тоже может очень пригодиться. Ну и, конечно же, моряк должен уметь хорошо плавать.

— Как устроиться на работу на судно?

— Для моряков существуют крюинговые компании — специальные кадровые агентства. Там вы оставляете свою анкету, где подробно описываете свои навыки, имеющиеся на руках сертификаты и дипломы, опыт своих прошлых контрактов, а также прилагаете свидетельство о прохождении медицинской комиссии. И ждете звонка...

— Есть ли разница между речными и морскими контрактами?

— Мои первые два контракта были на речных судах. Зарплаты у речников на порядок ниже морских, хотя работа не легче, а подчас даже сложнее. Я встречал настоящих профессионалов и искренне недоумевал, почему они держатся за место именно в речном флоте за такие деньги. Например, зарплата капитана речного судна сравнима с зарплатой третьего помощника в море, а доход старшего помощника капитана и вовсе соизмерим с окладом морского матроса. Правда, там же мне приходилось встречать и безответственных алкоголиков, которые выходили на вахту «подшофе».

— Где приходится плавать?

— Я работал на линии Карелия — Финляндия. Три раза в месяц бывал в Хельсинки и Турку, а раз в пять дней у меня был выходной — один день я проводил в родном Петербурге. Четвертый контракт отправил меня уже в Европу — во Францию, Германию, Данию и Швецию. Один из контрактов я провел на сухогрузе, который ходил в Африку: работали в основном в Сенегале, Либерии, Нигерии и Гане.

— Сколько моряк получает?

— Младший состав зарабатывает от $1-2 тысячи в месяц, командный состав — до $10-12 тысяч. Лакомый кусочек для любого моряка — это работа на офшорном судне. Эти суда занимаются бурением скважин, прокладкой кабелей, буксировкой и прочими полезными вещами. Привлекательны они тем, что зарплаты здесь больше, контракты короче, карьерный рост быстрее. Вот только попасть на такое судно не так просто. Главным условием в этой отрасли является ваш опыт. И чем он богаче, тем больше шансов, что вас примут на работу. Без большого трудового стажа обращаться туда просто не имеет смысла.

— Бывают ли на борту какие-нибудь курьезные случаи?

— Конечно. Однажды мы застряли во льдах Финского залива в нечеловеческий мороз, старое судно трещало по швам и начинало протекать. Через три дня нас спас ледокол, проходивший мимо. В Швеции, той же зимой, мы швартовались в канале, периодически застревая во льдах вместе с буксиром. Все это длилось семь часов, и все семь часов я провел на полубаке (носовая надстройка на баке корабля) и в результате отморозил ноги.
В Африке, пока мы стояли на рейде, одной из обязанностей матроса было в свою ночную вахту совершать обход судна.

Проходила эта процедура следующим образом: моряк оставался на палубе один с фонарем и рацией. Все двери и люки задраивались изнутри, на мостике оставался вахтенный офицер. Обладатель фонарика и рации должен был каждые 15 минут совершать обход судна и докладывать об обстановке за бортом. А за бортом в это время творился настоящий «карнавал» — местное население с криками и со специальным освещением ловило рыбу. Дикость этой ситуации довольно трудно представить, пока вы сами в ней не окажетесь. Но обходы были необходимы, так как те края славились обилием пиратов.

— Как привыкнуть к длительным рейдам и жизни вне дома?

— Несомненно, если вы выбираете профессию моряка, то нужно быть готовым к длительному отсутствию не только дома, но и на твердой суше. Легче тем, у кого нет семьи, но не могу сказать, что команда судна — сплошь холостяки. Ко всему можно привыкнуть. Работа довольно тяжелая, но она приносит очень хороший доход, массу впечатлений и дает возможность повидать мир. Это стоит того, чтобы проводить месяцы вдали от дома.

Ресурс — информационно-поисковая система в сфере судоходства, судостроения и судоремонта;
— каталог морских учебных заведений России и Украины;

— все о нужных для трудоустройства документах;

Наверное, многие задумывались о том, как найти хорошую, денежную и стабильную при этом работу. В совеременном мире таких островком стабильности осталось мало, поэтому к выбору профессии надо подходить очень тщательно. Одной из немногих отраслей, где хорошо платят и есть гарантированный спрос на кадры является работа на море.

В этом материале журнала Reconomica наш приглашенный эксперт-моряк расскажет, куда пойти учиться морскому делу, сколько получают специалисты различных профессий на море, каким качествами нужно обладать для этой работы, и где искать работу на судне.

Какие учебные заведения в России готовят моряков

Здравствуйте, меня зовут Владлен. Сказать, что у меня была какая-то одна определенная проблема - это ничего не сказать. Началось все с того момента, как я поступил в Санкт-Петербургский морской технический колледж, с целью сэкономить год времени для будущей работы в морском деле.

При поступлении в высшее учебное заведение, вам необходимо отучиться 11 классов в школе, а если поступать в колледж, тогда вы на год раньше получаете документ, с которым можете работать в море. Конечно, Питер можно назвать столицей морского дела, так как все самые крупные компании и лучшие морские учебные заведения находятся именно здесь. Таковыми я считаю: Санкт-Петербургский морской технический колледж, ГМА им. адм . С.О. Макарова , Санкт-Петербургский Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова . В заведениях я уверен, там хорошие преподаватели, которые знают толк в морском деле.

Что нужно знать новичку о работе в море

Все мы знаем, что . Если говорить про сегодняшний день, то зарабатывают в основном люди, у которых свой бизнес, политики и моряки. Сама по себе данная профессия всегда была выгодной, это стабильная работа, на которой ты получаешь стабильный высокий оклад. Да, конечно же, это опасно, в основном за это и платят хорошую зарплату.

Морские профессии

Итак, перейдем к делу, вы хотите работать в море и зарабатывать реальные деньги за реальный труд. Как раз здесь начинается миллион вопросов, но я вам все объясню. Изначально вы должны определится, что вам больше по душе – разбирать и чинить двигателя, или же работать с документацией и картами.

Есть три вида рабочих на судне: это механики, судоводители и электромеханики (про поваров умолчу, так как работы для них сейчас почти нет). Также параллельно есть еще разрез ветки – это быть рядовым составом, из которого потом трудно выбраться, или быть в командном составе.

Как стать матросом на судне

Самый большой контейнеровоз в мире

Рядовой состав подразумевает собой матросов и мотористов , как говорят в народе “Принеси, подай, почухай”. Если вы где-то слышали, что матросы много зарабатывают, и вам стало интересно, как устроиться матросом на судно, то это просто, но зарплата матроса не так уж высока. Обучение и получение необходимых сертификатов происходит в любом морском тренинг-центре, который есть почти в каждом городе, после чего вы должны будете пройти экзамен в местной морской инспекции. Разница между категориями в том, что матрос – палубный рабочий, а моторист – машинный.

Выучиться на рядовой состав обойдется вам в районе 1100-1500$, а по времени это займет 3 – 5 месяцев. Что в плане окупаемости, затраты составят немного больше вашего месячного оклада, в среднем на различных фирмах он составляет от 800$ до 1200$.

После того как вы отработаете пару контрактов на судне в должности матроса или моториста, вы сможете повысить квалификацию в том же тренинг-центре, где и проходили обучение, и снова отправиться в инспекцию для сдачи экзамена.

Карьерный рост матроса

При повышении вы повышаетесь в должности и ваш оклад также становится выше прежнего, плюс проценты от фирмы, которые вам накидывают, если вы работаете на них не первый контракт. Но нюанс в том, что таким образом вы сможете подняться максимум до боцмана с окладом не более 2200$ . Как вы видите, карьерный рост здесь невелик, зато простота и скорость начала работы максимальны.

Комнадный состав судна и его зарплаты

А вот в командный состав входят помощники капитана, помощники старшего механика, капитан и сам старший механик . Здесь на карьерном росте можно разгуляться, но вся проблематичность состоит в стоимости и времени обучения, что составляет примерно по 700$ – 800$ в год, а учиться придётся, если поступать в колледж, минимум 4 года и, если поступать в высшее морское заведение, максимум 6 лет, для того чтобы получить документы должности Junior (4-го помощника капитана или старшего механика). И это не все расходы, не забывайте про документы и сертификаты, на которые уйдет еще в районе 1000$.

Конечно же, всем интересно, сколько получает капитан корабля и сколько стоит выучиться на эту специальность. Давайте считать.

Итого, что у нас есть, нужно потратить 4 – 6 лет, 4000$ – 6000$, но, что мы имеем взамен - это оклады в пределах начиная от 2500$ и до 14000$ – 16000$ в должностях капитана и старшего механика. Вполне заманчиво, я считаю.

Как искать свой первый контракт без опыта работы

Работа на судне

Мой путь, как я и говорил, лёг через колледж. Я обучался на должность Junior 4 года. Проблем с получением документов не было, так как весь пакет предоставляла сама мореходка, кроме, конечно, сертификатов, их пришлось делать самому.

В процессе обучения я решил перестраховаться и, обучаясь по своей должности, параллельно получил документы матроса второго класса.

Связано это было с тем, что спрос на рынке командного состава на порядок меньше , но это было лишь мнение моих сокурсников, как говорится “сарафанное радио”, и я понимал только то, что слышал от них, так как никто больше ничего, даже в самой мореходке, толком сказать не мог.

Также параллельно я искал себе практику во время летних каникул, но так и не нашел, так как нигде без опыта брать не хотели матросом, а для Junior не было диплома, и делал сертификаты. По окончанию своего обучения в колледже я уже стал дипломированным специалистом, и меня, после пары десятков собеседований в компаниях и рассылки моего резюме, взяли в должности Junior на оклад 2600$.

Условия работы в рейсе

Сейчас только пришел с рейса, и не капли не жалею, что выбрал именно этот длинный путь с долгими ожиданиями, а не пошел матросом на третьем или четвертом курсе обучения. Да, конечно, у каждого свои жизненные ситуации, и многим нужно срочно найти работу здесь и сейчас, но мой вам совет таков, морское дело – не для тех, кто хочет сразу море денег, это работа, тяжелая как физически, так и психологически.

Только подумайте, контракты начинаются от четырех месяцев, и то, это только у командирского состава, а у рядовых от шести. Полгода в железной коробке с одними и теми же лицами работать, питаться, жить.

Далеко не все такое выдерживают, а кому-то наоборот такое по душе, тебя кормят, дают спецодежду, жилье, работу, и ты получаешь чистую прибыль без расходов на проживание. Многие умудряются на время рейса еще и квартиры свои сдавать. В общем, тут нужно сперва думать о себе, а не о деньгах и прибыли.

У меня случай был, знакомого списали с судна по его же просьбе, он отработал 2 месяца в ноль, так как при списании по собственному желанию оплата перелета, и вообще все расходы, чтоб добраться до родной страны, ложатся не на компанию, а на работника, плюс к этому всему, после этого они вряд ли возьмут вас на работу.

Есть также минусы для семьянинов , они прозрачны: допустим, у вас беременная жена, нужны деньги, решили идти в рейс, и тут должен быть такой СТОП, а сможете ли вы жить так, что не увидите рождение ребенка, его первые шаги, первые слова?

Это все очень и очень сложно в таком варианте, но если вы молодой парень без обязательств, который хочет зарабатывать хорошие деньги и повидать мир, то эта работа определенно для вас.

По-другому никак, в этой сфере ты либо полностью отдаешься работе, либо проще вообще не работать. Иди в юристы или доктора, или в программисты, что сейчас очень востребовано, насколько я знаю, будешь с семьей, конечно таких студентов очень много, и работу найти почти нереально, но увы, такова жизнь, и в ней приходится делать выбор.

Секрет успеха для желающих работать на море

Самое главное, в чем я могу подсказать по данной теме - это выбор высшего учебного заведения. Не выбирайте то, в котором дороже, толку от этого ноль, так как старые преподаватели учат намного лучше новых “хапуг”.

Не “покупайте” себе документы, так как это вам может аукнуться на судне в виде проверки ваших знаний и списания вас с судна в ближайшем порту.

И да, что самое главное, это истории про уход в рейс, но не стоит доверять свои деньги людям, которые называют себя “агентами” и берут деньги с вас, чтоб предоставить вакансию. Это будет напрасная трата ваших средств, так как, либо компания будет с очень плохим рейтингом, либо вы в ней не задержитесь. Лучше приходить с реальными знаниями в крупные крюинг-фирмы, проходить их тесты, собеседование и ждать от них вакансию.

Кстати: Собираешся в дальнее плавание? Лайфхак: можно взять ипотеку и сдавать квартиру. Жизнь - в море, пенсия - в своей квартире. . Банки любят моряков!

Правильнее посидеть пару месяцев, подождать вакансию от хорошей крупной компании-морского перевозчика, чем потом не получить зарплату от той, которая отправит вас через день, после того как получит свою “благодарность”. Так называемую “благодарность” конечно получают большинство крюингов и иногда, даже при желании уйти от хорошей крупной фирмы, людям приходится уходить через то, что есть.

Состояние рынка труда для моряков на сегодняшний день

Спрос на рынке труда по морякам не растет и не падает, он держится на золотой середуине . Но как же так, столько людей учатся и спрос не падает? Ответ прост: по моей статистике процентов 70 моряков, окончивших высшие учебные заведения или колледжи, не работают по специальности.

На вопрос “Почему так?” ответить однозначно нельзя. У каждого свои мысли, кто-то учился, и в конце понял, что это не его, а кто-то сходил в первый рейс и сказал, что больше работать в море не будет, а еще есть такие, которые учатся, а потом уходят в семейный бизнес. Все это происходит у меня на глазах, буквально половина моих одногруппников работают в абсолютно иных сферах, они теперь маркетологи, уборщики, политики даже (это отдельный случай с одним парнем), но уж никак не моряки.

В какие крюинги стоит устраиваться работать, чтобы не кинули с зарплатой

На таких кораблях предстоит работать после обучения

Если вас интересуют отзывы о компаниях-работодателях, отдельно хотел бы подчеркнуть компании Columbia Shipmanagement , MSC, Marlow Navigation, Bernard Shultz – это именно те крюинги , в которых вас не кинут и предоставят хорошую работу как для рядового, так и для командного составов.

В Санкт-Петербурге есть все данные филиалы. А также в этих фирмах еще осталась кадетская программа, которой так не хватает для свежеиспечённых моряков. Но хочу вас предупредить, что знания проверяются не только прохождением теста на компьютере, но и двумя устными собеседованиями с высококлассными специалистами, так что надеяться на удачу не стоит, лучше тщательно подготовьтесь и повторите все команды, инструменты и прочий материал, который вы изучали на курсах или в учебном заведении.

Каждый человек, который заинтересовался яхтингом, решает для себя вопрос, как и где ему научиться управлять яхтой. Вопрос весьма серьезный, потому как и море - серьезная стихия, и отправляться в плавание плохо подготовленным, мягко говоря, неразумно.

Путь тут для всех один - необходимо пройти обучение в яхтенной школе и получить права (лицензию) на управление яхтой.

Не многим более века назад в английском морском праве было написано: каждый имеет неотъемлемое право выйти в море. Но времена меняются.

С развитием системы береговой охраны и служб спасения, которые находятся на государственном бюджете, и, с другой стороны, под давлением страховых компаний, почти все государства, имеющие выход к морю, законодательно закрепили необходимость наличия лицензии у человека, который управляет яхтой.

Береговым службам надоело спасать "чайников", которые выходили в море, беря на себя ответственность за яхту и жизнь экипажа, не вполне понимая серьезности предмета и не обладая необходимыми навыками и знаниями. Страховые компании, для которых было слишком разорительно покрывать ущербы от неумелых действий владельцев яхт, также усиленно лоббировали законы о лицензировании управления яхтами. На сегодняшний день можно сказать с уверенностью: без прав яхтой управлять нельзя.

Где и как обычно получают права на управление парусной или моторной яхтой? Сейчас в мире существуют три наиболее авторитетных системы яхтенных школ: британская - Royal Yachting Ass (RYA), американская - American Sailing Ass (ASA) и недавно созданная в США система - International Yacht Master Training (IYT).

Так как британской RYA уже больше века, ее авторитет безоговорочно признается во всем мире и она имеет самое большое число партнерских яхтенных школ, в которых обучают по самым высоким стандартам. ASA ведет свою родословную с послевоенных лет и, пожалуй, слишком замкнута в пределах своего континента, хотя и признается практически везде.

Система IYT появилась в Америке несколько лет назад и сейчас занята тем, чтобы открыть свои школы в как можно большем количестве стран.

Также стоит упомянуть очень сильную французскую национальную яхтенную школу, которая, строго говоря, не является международной, но по качеству обучения и традициям очень близка к RYA.

Все вышеперечисленные школы, конечно, имеют свои особенности преподавания, но в целом учат одному и тому же, поскольку море и яхты от страны к стране не очень сильно меняются. Будучи знакомым не понаслышке с тремя основными системами яхтенного образования - RYA, ASA и IYT, пожалуй, я могу сказать, что самые высокие стандарты обучения и самые давние морские традиции - прерогатива RYA.

Поэтому путь человека, который захотел научиться управлять яхтой и получить международные права, мы рассмотрим на примере RYA.

Первое требование - вы должны владеть английским языком как минимум на среднем уровне. Потому что вы собираетесь ходить в международных водах и вам необходимо будет общаться с портовыми властями, с береговыми службами, с другими яхтами и судами. Международный язык радиообмена - английский.

Первая ступень , которую необходимо пройти, если у вас совсем нет яхтенного опыта - это Competent crew ("полезный член команды").

Изначально какой-либо опыт абсолютно необязателен. Главное - желание и базовое знание английского языка.
Этот курс - полупрактический-полутеоретический - проходят в виде пятидневного яхтенного плавания. Количество учащихся на яхте - не более пяти человек плюс инструктор. Ограничений по возрасту нет.

За эти пять дней на яхте вас научат основным навыкам работы с веревками и парусами, основным приемам управления яхтой, правильной морской терминологии и основам безопасности плавания. По окончании этого вводного курса вы будете иметь 100 морских миль за спиной и сможете быть вполне компетентным членом команды (матросом) на парусной или моторной яхте.
Но пока вы еще не шкипер и яхтой управлять не можете.

Следует заметить, что если у вас есть некоторый опыт хождения на яхте по морю (примерно 100 морских миль) и вы знаете основы яхтенного дела, то ступень Competent crew вы можете пропустить и начать обучение сразу с курса Day Skipper. Курс этот более серьезный и состоит из двух частей - теоретической и практической.

Теоретический курс Day Skipper включает в себя основы навигации, метеорологии, "правила дорожного движения" в море, радиообмен, безопасность плавания.

Курс читается 42 часа. Можно пройти этот курс очно и заочно (в режиме on-line). Необходимо отметить, что все теоретические курсы абсолютно идентичны для парусных и моторных яхт. Разница только в том, что на какой тип яхты, парусный или моторный, вы хотите иметь права (они разные), на такой яхте вы и будете проходить практические занятия и сдавать экзамен. Перед прохождением практического курса и сдачей экзамена необходимо завершить теоретический курс.

Добавлю, что международная система обучения яхтингу основана на преподавании самых необходимых знаний и навыков. Никто не собирается делать из вас на первом этапе капитана дальнего плавания.

Все обучение на этой ступени направлено на то, чтобы качественно дать вам необходимые знания и выработать уверенное умение управлять яхтой в различных ситуациях и правильно оценивать свои возможности и возможности вашей команды в соответствии с имеющейся обстановкой, то есть погодой, состоянием моря, продолжительностью и сложностью перехода и т. д. Вам как бы дают "входной билет" в мир яхтинга и принимают в цех шкиперов.

Практический курс Day Skipper представляет собой поход на яхте. По стандартам RYA, на яхте не может быть более пяти учеников - чтобы обеспечить достаточное внимание каждому со стороны инструктора.

Вообще-то говоря, обучение выглядит не так, как мы привыкли. Это полноценный (около 200 морских миль - 360 км) недельный поход на комфортабельной яхте 40-футового (12--15 метров) класса (для моторных может быть и большего). Инструктор показывает, что и как нужно делать, после чего каждый обучающийся повторяет эти действия до тех пор, пока у него не получится. Каждый прокладывает курс, стоит за штурвалом, командует процедурой швартовки и отхода. Если курсы парусные - работает с парусами.

В последние два дня инструктор назначает по очереди каждого шкипером на отдельный переход, и ученик должен сделать все сам, от составления плана перехода до швартовки в точке назначения, как настоящий шкипер.

Инструктор просто наблюдает, как команда и шкипер справляются с поставленной задачей, и в конце курса присваивает (или нет) обучающимся квалификацию шкипера.

Вот вы и капитан яхты. С этими правами вы свободно можете ходить на яхте длиной до 24 метров по всем международным водам. Вас как шкипера признают портовые власти, береговая охрана, пограничники и, что совсем немаловажно, страховые компании. Вы можете фрахтовать яхту и отправляться в плавание с друзьями или семьей или участвовать в регатах - мир яхтинга теперь для вас открыт.

Позднее, прожив на борту яхты в общей сложности около месяца, пройдя примерно 800 морских миль (требования более чем скромные) и закончив однодневные курсы по использованию бортовой УКВ-радиостанции, вы можете продолжить свое обучение по программе RYA до квалификации Coastal Skipper.

Выглядит обучение Coastal Skipper точно также: 50 часов - теоретический курс, направленный на более глубокое изучение навигации и метеорологии и практический недельный курс с экзаменом, в процессе которого инструктор стремится дать вам более глубокие знания и навыки по управлению яхтой в сложных условиях: штормовых, ночных, ограниченной видимости и т. д.

Третья ступень - Yacht Master. Капитан.

Требуется 2,5 тысячи морских миль (с учетом ранее набранных), 50 дней на борту яхты, 5 переходов более 60 морских миль, включая 2 ночных, и однодневные курсы медицинской помощи.

Наконец, самая высокая квалификация любительского яхтинга - Yacht Master Ocean - конвертируется из Yacht Master при наличии одного океанского перехода и экзамена по астронавигации.

Учиться яхтингу не просто можно, но и нужно: в первую очередь, это вопрос безопасности - вас лично, вашей яхты и тех людей, за жизнь и здоровье которых вы отвечаете во время плавания.

Но процесс этот сам по себе очень интересный, и обучение построено так, чтобы люди, желающие заниматься этим прекрасным видом спорта (или образом жизни?), с первых шагов ощутили его красоту и радость.

Специальности: навигационное дело и судовождение, морское судовождение, речное судовождение

Специализация в зависимости от типа, назначения и водоизмещения судна (пассажирское каботажное, пассажирское скоростное, грузо-пассажирское типа «река-море», грузо-пассажирское типа «ледокол», круизный лайнер большого среднего и большого возоизмещения и т.п.)

Примечание. В учебных заведениях этой отрасли обычно готовят специалистов широкого профиля, специализацию студенты и выпускники выбирают сами, исходя из собственных интересов и обстоятельств трудоустройства.

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Среднее специальное (навигатор, вахтенный помощник капитана грузового судна малого и среднего водоизмещения, старший техник-судоводитель) – речные и мореходные училища или колледжи, речные командные училища, ПУ и ПТУ речного флота РФ.

Высшее (навигатор-инженер, вахтенный помощник капитана) – высшие мореходные училища и академии

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

При поступлении проходится специальная медкомиссия: будущий навигатор должен иметь крепкое здоровье, включая хорошее зрения и отсутствие склонности к морской болезни. Необходимо также иметь выраженный интерес к путешествию по водным просторам, уметь быстро принимать жизненно важные решения и не бояться взвалить на себя ответственность за жизнь и здоровье людей. Желательно обладать врождёнными способностями к пониманию географических карт и запоминанию географически важной

информации, а также к быстрому обучению пользоваться контрольно-измерительной и навигационной аппаратурой и другой техникой.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

География, математика, физика, физкультура, ОБЖ, плавание, другие спортивные секции, занятия в студии судовождения*, история мореплавания, литература и русский язык, иностранные языки.

Характер и содержание работы:

Организационно-навигационный, административно-командный. Работа в различных судоходных компаниях – осуществление общего руководство вверенным судном, несение вахты на капитанском мостике, расчёт курса следования, периодически выполнение роли рулевого, ведение финансовых операций, связанных с коммерческой деятельностью, которую осуществляет судно.

Очевидные плюсы

Возможность работать на природе и постоянно путешествовать, для капитана дальнего плавания – возможность увидеть разные страны и стать участником интересной научной экспедиции, высокие доходы, в которые входит не только зарплата, но и премия по финансовым итогам работы судовой команды.

«Подводные камни», очевидные минусы

Длительная оторванность как от твёрдой поверхности под ногами, так и от семьи, поскольку не все жёны и дети моряков имеют возможность и желают плавать по морю большую часть года. Работа связана с риском для здоровья и жизни (возможны пиратские нападения и попадание в сильный шторм и даже торнадо). Необходимо постоянно проявлять суровость характера капитана и нести ответственность за поведение каждого члена экипажа и пассажира. Несение материальной ответственности за перевозимые грузы.

Возможные профессиональные заболевания: морская болезнь, вегетососудистая дистония – риск умеренный.

Вилка зарплат (в среднем в рублях в месяц)*

В Москве и Московской области: 40 000 – 70 000 (в основном каботажные прогулочные и зафрактованные для корпоративных прогулок малотоннажные суда)

На международных линиях, включая трансокеанские: 120 000 – 400 000

В крупных областных центрах, включая речные круизные суда: 50 000 – 80 000

В глубинке России: 25 000 – 40 000 (в основном грузовые суда малого и среднего водоизмещения)

По большому счёту, профессия моряка-навигатора, то есть специалиста по вождению водного транспорта, очевидна для всех, кто иногда смотрит фильмы про капитанов и морские походы, даже если действия в этих фильмах происходят во времена парусных фрегатов. Что же касается капитана, то это скорее руководящая должность на судне и звание в табеле о рангах служащих морского или речного судоходства. Этот табель был заведён в России ещё при Петре I и вначале полностью соотносился с табелем о рангах государевых служащих и людей военного звания. Но так повелось с глубокой древности, практически с начальной эпохи мореплавания, открытой, по-видимому, бесстрашными финикийцами. Любое судно, даже торговое, обязательно «по совместительству» было военным, а матросы во главе с капитаном – боевыми стражниками этого корабля.

Сегодня торговый, грузовой и пассажирский флот никак не связаны с военным предназначением, однако капитан на любой судне – по прежнему командир, имеющий право арестовать и заключить под стражу любого нарушителя общественного порядка. То есть капитан – это главное лицо на корабле, полностью отвечающее за безопасность находящихся на нём людей. И просто быть квалифицированным навигатором, то есть уметь прокладывать курс, пользоваться сложными навигационными приборами и отдавать рулевому верные команды, как и самому вести судно на месте рулевого, для капитана недостаточно.

Именно поэтому звание и должность капитана каботажного (приемущественно речного и плавающего на сравнительно небольшие расстояния от порта приписки) или тем более капитана дальнего плавания можно смело выделить в профессию. Путь к которой лежит не только через окончание соответствующего учебного заведения по соответствующей специальности, но и через достаточно длительную практику на борту судна в качестве штурмана или помощника капитана.

Надо сказать, что все капитанам гражданских судов, утверждённым на эту должность, присваивается офицерское звание. И от своих подчинённых на борту судна капитан обязан требовать беспрекословного подчинения подобно на военном флоте. В такой традиции, имеющей древние корни, заложен глубокий смысл создания на корабле условий, максимально способствующих безопасному хождению судна по заведомо небезопасной среде. Даже обычная и не широкая река таит в себе массу опасностей для, казалось бы, непотопляемого малым штормом металлического судна. А если кто-то из пассажиров (особенно это касается круизных лайнеров, где люди отдыхают и нередко позволяют себе вести намного более раскованно, чем на берегу) начинает создавать на судне нервозное настроение или, того хуже, затевает с кем-нибудь из других пассажиров или членов команды драку, то капитан обязан немедленно пресечь его действия.

Вызвать водную полицию (милицию) нередко бывает невозможно из-за удлённости судна от ближайшего населённого пункта, а специально полицейских держать на судах обычно не принято: считается, что в услових водной стихии на корабле не должно постоянно находится никаких параллельных вооружённых и наделённых властью структур, чтобы в случае критической ситуации своими действиями не навредить безопасности судна. То есть командир и администратор, принимающий решения, на корабле должен быть один, и это человек – капитан.

Надо сказать прямо: не каждый дипломированный навигатор может стать капитаном. Но это же можно сказать про любого специалиста. То есть не каждый квалифицированный специалист способен работать руководителем фирмы по полученному в учебном заведении профилю.

Тем не менее к отбору курсантов мореходные вузы подходят с таким «прицелом», что каждый выпускник в итоге должен стать капитаном современного судна. Вот, к примеру, что опубликовано на сайте Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова (факультет судовождения):

«Желающие учиться на судоводительском факультете должны быть готовы к тому, что к ним будут предъявляться, как минимум, следующие требования (т.е. чем должен обладать претендент на учёбу на этом факультете. Прим. автора):

развитое чувство ответственности, обязательность, добросовестность, дисциплинированность, упорство, желание и умение жить и работать «по правилам»;

спокойствие, уравновешенность, мужественность;

желание и способность руководить коллективом;

готовность к постоянному, на протяжении всей профессиональной жизни, обу­чению и самообучению, повышению профессионального мастерства;

желание и способность к овладению иностранными языками, в первую очередь английским языком, - являющимся профессиональным для судоводителей.

За период обучения на факультете курсанты во время учебных и плавательных практик не меньше 12-ти месяцев проведут в морских и океанских плаваниях на судах ведущих российских и зарубежных судоходных компаний с заходами в порты многих государств.

Уже после первой плавательной практики на всемирно известном учебном паруснике «Мир», принадлежащем академии, курсанты получают первую морскую специальность «Вахтенный матрос», дающую в соответствии с международными требованиями право участвовать в несении навигационной вахты на морских судах.

По окончании обучения все выпускники, успешно освоившие программу обучения и программы практик, получают общероссийский диплом инженера и морской диплом вахтенного помощника капитана, имеющий международный статус и дающий право работать как на судах под российским флагом, так и на иностранных судах. Выпускники факультета востребованы и конкурентоспособны и по окончании факультета все получают направления для работы по специальности в российские и зарубежные судоходные компании.

После окончания факультета по мере приобретения опыта работы положительно зарекомендовавшие себя выпускники регулярно получают повышения в должности, становясь, как правило, через 7-10 лет капитанами современных морских судов».

А как быть мальчикам (женщин-капитанов история ещё не знала), которым очень хочется вырасти в капитана на водном транспорте, но я английским языком они не в ладах. Прежде всего, не стоит раньше времени ставить крест на изучении английского языка. Однако поскольку в мореходные училища обычно высокие конкурсы, а российские судоходные реки в большинстве своём ничем не хуже морей и озёр, почему бы не поступить в какое-либо из училищ водного речного транспорта? Например, в Омске есть прекрасное речное командное училище (среднее специальное образование) с давними традициями, из которого выходят хорошо подготовленные к работе на речных судах разного водоизмещения и назначения будущие капитаны и не только.

Но, выбирая профессию моряка или речника, независимо от специальности, необходимо давать себе отчёт в том, что для личной жизни эта профессия далеко не всем и не всегда удобна. Наиболее лучший вариант, если муж и жена (а потом и дети) с одинаковым интересом воспринимают длительные путешествия по воде, а самое оптимальное, когда оба работают на одном и том же судне. Но это уже как судьба сложится. Большинству же работников водного транспорта приходится расставаться с семьями на всю навигацию. Которая, на морях (кроме Чёрного) продолжается, по сути, круглогодично, и капитаны и их подчинённые не видят своих жён и детей по полгода и дольше подряд. А перерывы между уходами в море составляют чаще всего не дольше трёх месяцев.

_________________________________________________

Капитан – главный специалист на судне, однако без команды подчиняющихся ему вахтенных матросов и других специалистов не обходится ни одно судно. В одиночку можно управлять сравнительно небольшими парусниками или одномоторными баркасами и катерами. Поэтому на подавляющем большинстве грузовых и грузо-пассажирских кораблей, не говоря уж о круизных лайнерах, под началом капитана обычно служат не менее двух штурманов (первый и второй штурманы), один-два боцмана один из них старший), главный судовой механик и подчиняющиеся ему мотористы-механики, а также вахтенные матросы, в задачи которых входит не только пресловутая влажная уборка палубы. Вот, к примеру, по каким специальностям проходит обучение в одном из авторитетных учебных заведений мореходства Санкт-Петербургском Морском техническом колледже: «Организация перевозок и управление на морском транспорте» (техник), «Менеджмент на водном транспорте» (менеджер), «Судоводитель-помощник механика судов речного флота», «Боцман», «Моторист (машинист) рефрижераторных установок», «Повар» (кок) – профессиональное начальное образование.

На базе профильного начального профессионального образования (НПО) по ускоренной программе ведётся обучение по специальностям: «Морское судовождение», старший техник-судоводитель; «Морское судовождение», специализация «Морское судовождение в смешанном (река-море) плавании», техник-судоводитель; «Эксплуатация транспортных энергетических установок (на водном транспорте)», старший техник-судомеханик; «Технология продукции общественного питания», технолог (судовой кухни и кулинарии).

…Все поступающие для обучения профессиям и специальностям плавсостава проходят медицинскую комиссию, определяющую пригодность для работы на морском и речном транспорте. Для курсантов обязательно ношение морской форменной одежды…»

Кроме того, в речных и морских училищах можно получить квалификацию вахтенного матроса и отдельно – официанта для работы на круизных лайнерах.

Надо сказать, что во времена СССР к претендентам на работу официантом и бортпроводником на международных линиях предъявлялись достаточно высокие требования. Получить право трудоустройства официантом или коком на такой круизный лайнер хотели многие юноши и девушки, поэтому в училища образовался конкурс и предпочтения отдавали тем, кто мог неплохо общаться на английском языке. Сегодня ситуация не так остра, поскольку чисто познавательные и потребительские мотивы (иметь доступ к зарубежным товарам в судовых буфетах и припортовых магазинах) у молодёжи сошли на нет: не обязательно быть сотрудником круизного флота, чтобы попасть за границу или покупать импортные товары. Тем не менее официанту и другому члену судовой команды круизного лайнера весьма желательно сносно общаться по-английски и быть в достаточной мере коммуникабельным и доброжелательным.

Но если вы любите технику и воду одновременно, то почему бы вам не стать специалистом машинного отделениями (мотористом, механиком)? Судовые механики и мотористы большую часть рабочей вахты проводят в машинном отделении корабля и водных просторов не видят. Зато они ощущают себя своего рода хозяевами двигателей судна, и на своей территории у мотористов создаётся что-то типа машинной епархии. Никто больше, кроме них и старших командиров (капитана, его помощников и штурманов) не имеет права появляться в машинном отделении. Зато машинисты всегда могут выйти на палубу подышать свежим воздухом.

Определённую популярность получила среди будущих моряков и речников такая специальность, как боцман, по сути своего рода зам. руководителя судна по всем хозяйственным вопросам и работе с персоналом. Все вахтенные матросы напрямую подчиняются ему, но он и несёт ответственность за каждого из своих подчинённых и проводит их обучение работе на водном транспорте.

«Подводные камни» этой работы, независимо от специальности и уровня образования, все лежат на поверхности, но некоторые действительно по водой – это рифы, на которое морское судно всегда рискует наскочить. Но аварии на грузовых и пассажирских судах, заканчивающиеся трагически для корабля и многих пассажиров с членами команды, – явление не настолько частое и закономерное, чтобы кто-то мечтающий о работе на водной глади отказался от осуществления своей мечты. Соответствовало бы здоровье требованиям морского или речного устава, а уж матросом устроиться реально и парню, в школе не отличавшемуся особым рвением по всем дисциплинам, кроме физкультуры. Всё остальное – преодолимо и не так страшно, если человек заражен водой.

А другие на водный транспорт и не идут. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты. Надо сказать, что зарплата для этих людей не является фактором, определяющим их отношение к профессии.

Речники получают примерно вдвое меньше, чем моряки, зато намного чаще видятся со своими родными и близкими и практически не испытывают «прелестей» качки, когда от голода буквально сводит желудок, а есть невозможно. В среднем же рядовые работники водного транспорта получают примерно вдове меньше своих капитанов и не ниже, чем во многих других отраслях экономики. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты.