Символы согласных звуков. Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи Работа с символами звуков фомичевой

Дефектология №6 за 1985 г. стр. 68 - 70

Как известно, при обучении детей с общим недоразвитием речи важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, что положительно сказывается на становлении всех компонентов языковой системы.

В своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Можно полагать, что эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в той или иной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи.

Указанные особенности приводят к тому, что дети с данной речевой патологией с трудом овладевают следующими навыками:

  1. Анализом и синтезом сочетаний из трёх гласных звуков.
  2. Выделением гласного из начала слова (особенно в безударной позиции).
  3. Выделением гласного звука в середине односложных слов типа сок, мак
  4. Выделением в слове одновременно двух гласных звуков.
  5. Определением последнего гласного звука в словах типа сижу, окно, сова.

Причем, последние три навыка, если упражнения проходят с опорой только на слуховое восприятие, вообще не усваиваются детьми данного возраста.

В связи с отмеченными трудностями, я искала пути, позволяющие максимально облегчить детям, страдающим ОНР, понимание и усвоение учебного материала по формированию навыков звукового анализа.

Наш обучающий эксперимент проходил на базе детского сада №1853 для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 1977 года по настоящее время и состоял в следующем: мы предлагали детям 5-ти летнего возраста дополнительную к слуховой зрительную опору при восприятии изучаемых звуков.

Подобной опорой являются зрительные символы – геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Например, звук «у» - обозначается маленьким кружочком, звук «а» - большим кругом, «о» - овалом, вытянутым по вертикали, звук «и» - прямоугольником, расположенным горизонтально, звук «ы» - нижней половинкой круга. Звук «э» не включён в программу первого года обучения, так как слов с этим звуком в русском языке не более 10-ти, а это недостаточно для формирования звукового обобщения.

Все зрительные символы делаются из плотного картона одного цвета, чтобы внимание детей было направлено только на их форму.

Необходимо отметить, что указанные заменители предлагаются детям последовательно, в общепринятом порядке (У, А, И, О), по мере прохождения соответствующего гласного звука на занятиях и только после твёрдого усвоения его артикуляции.

Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличии от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

После прохождения на занятиях звуков У,А,И и усвоения зрительных образов соответствующих символов можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трёх указанных звуков.

Игра «Прочитай, не ошибись»
Цель: научить анализировать сочетания из двух и трёх гласных звуков. Перед детьми на наборном полотне выкладывается по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят (хором и по одному) сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т.д.
Детей спрашивают: Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй? Третий?

Игра «Сосчитай и отложи»
Цель: научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т. е. синтезировать задаваемые звуки)
У каждого ребёнка на столе по 4 символа. Эти изображения звуков а, у, и, о .
Воспитатель произносит сочетания из двух, трёх, затем четырёх указанных звуков. Например, ао, аоу, ауои и т.д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесённых звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы.
Затем логопед спрашивает детей:
- Сколько звуков я сказала? Повтори их.
- Какой 1-й звук? 2-й? 3-й?
-Какой последний звук?
-Что получится, если соединить звуки «а» и «у»? «О» и «а»? (дети, глядя на символы произносят сочетания).

Игра «Подними фигурку»
Цель: упражнять детей в выделении трёх гласных звуков из потока гласных и согласных звуков; развивать внимание и память.
У детей на столах заменители звуков а,у,и . Воспитатель медленно произносит гласные и согласные звуки: и-о-а-к-п-и-о-р-у-и-о-м-и и т.д. Дети поднимают соответствующие фигуры, услышав какой-либо из трёх, представленных заменителями звуков. Следует отметить, что без опоры на символы дети в этих условиях не могут выделять даже два звука.

Игра «Разложи картинки»
Цель: научить детей дифференцировать звуки «а» и «у» в начале слова.
На столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «а», «у» (аист, утка, утюг и т.д.) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне выставляются слева заменитель звука «а», справа – звука «у» (большой и маленький кружки).
Дети берут картинку, произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове.
Подобным образом происходит обучение дифференциации звуков «а-и», «и-у», «у-о», находящихся в начале слов.
Впоследствии можно упражнять в различении трёх звуков, например «а-у-и», что без зрительных символов даётся детям с большим трудом.

Игра «Выбери картинки»
Цель: развивать память и внимание, научить выделять гласный звук из начала слов.
На наборном полотне выставляются картинки (10-15 штук) с изображением предметов, в названии которых начальные звуки «а, у, и, о».
Даётся задание: выбрать с полотна картинки, названия которых начинаются на звуки «а» и «у».
Затем вызываются двое детей и им даются в руки зрительные символы названных звуков: одному большой круг, другому маленький. Дети, постоянно контролируя своё слуховое восприятие с помощью зрительной опоры, выполняют задание.
После того, как картинки отобраны каждый из отвечающих ставит на полотно свой звуковой символ и называет свои картинки, выделяя голосом первый звук в словах. Остальные дети контролируют правильность ответов. Отметим, что подобное задание без заменителей звуков дети выполнить не в состоянии, так как быстро забывают, какой звук они должны искать в начале слова.

Игра «Повтори за мной»
Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, упражнять в воспроизведении слоговых рядов, состоящих из трёх и четырёх слогов.
Произносится слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками, например: то-ту-та. Одновременно выставляются на полотне в ряд символы произнесённых слогообразующих гласных «о-у-а». Затем логопед просит детей повторить слоговой ряд.
Воспроизведение слоговых рядов при помощи заменителей позволяет детям удерживать в памяти и воспроизводить до 4-5 слогов. Причём, у детей это не вызывает трудностей, а занятия проходят живо, интересно и дают большой обучающий эффект.
После произнесения слоговых рядов со зрительной опорой дети гораздо легче повторяют те же слоговые сочетания на слух.

Игра «Что я пропустила?»
Цель: упражнять в анализе звукового состава слова.
У детей на столах заменители звуков «у,и,а,о».
Логопед обращается к детям: «Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем этот звук».
Четко, сохраняя ударение, произносятся примерно такие сочетания звуков:
-тка, -голка, -слик, -грушки и т.д. Дети поднимают соответствующие символы и произносят каждое слово целиком, называя первый звук.
После того, как дети овладели умением выделять первый и последний звук в словах, научились анализировать обратный слог типа ак, ут, можно переходить к выделению гласного звука из положения после согласного в односложных словах типа мак, сок.
Вот вариант одной из игр на эту тему.

Игра «Что в середине слова?»
Цель: учить детей выделять гласный звук в середине односложных слов.
На наборном полотне выставляются картинки, на которых изображены сыр, мак, кот, кит и т.д. Здесь же на нижней полоске наборного полотна выставляются символы звуков «а, у, и, о,» (по три штуки на каждый звук). Вызванный ребёнок громко и чётко произносит каждое слово, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой. Далее картинки меняются, и работа продолжается до тех пор, пока самые «слабые» дети не научатся справляться с заданием.

Игра «Какой звук спрятался в слове?»
Цель: учить детей находить гласный звук в середине односложных слов.
У детей на столах символы звуков «а, у, и, о». Даётся задание: внимательно слушать слова и искать, какой звук «спрятался» в середине слова. Затем медленно, выделяя голосом гласный звук, логопед произносит слова: сок, мир, кот и т.д. Дети поднимают соответствующий символ после каждого слова.

Опыт позволяет утверждать, что данные приёмы при обучении звуковому анализу детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи дают возможность добиться прочного усвоения полученных знаний, без которых не возможно обучение грамоте.

Анотация: Статья адресована учителям-логопедам дошкольных учреждений. В ней представлен многолетний опыт работы по автоматизация звуков на начальных этапах обучения с помощью звуковых символов по методике М.Ф.Фомичёвой. Коллегам предлагается взять на вооружение один из способов работы с детьми у которых нарушено звукопроизношение. Данная методика подойдёт для автоматизации любого поставленного звука.

Вот звук поставлен. И очень часто дальнейшая работа по автоматизации сводится лишь к повторению слогов и слов за логопедом,что приводит к скучному занятию.Поэтому предложенный вариант автоматизации звука с рисованием и одновременным проговариванием слова заинтересует ребёнка и разнообразит процесс обучения.

Лучше, если эта работа будет проводиться в рабочей тетради дошкольника, так как отработанный материал с логопедом, в дальнейшем, родители смогут повторить и закрепить домашних условиях.

Рассмотрим данную методику на примере звука Л.

Итак, звук поставлен. Как же его ввести в речь?

I этап. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах

Ребёнка знакомят со звуковыми символами М.Ф.Фомичёвой.

Самолёт гудит Л-Л-Л
Аня плачет А-А-А
Оля охает О-О-О
Поезд гудит У-У-У
Медведь рычит Ы-Ы-Ы

Двигая картинки по линиям-дорожкам,ребёнок одновременно произносит слоги прямые.

Например:

«Самолёт летит к Ане Л-Л-Л- ЛА»
«Самолёт летит к Оле Л-Л-Л- ЛО»
«Самолёт летит к поезду Л-Л-Л- ЛУ»
«Самолёт летит к медвежонку Л-Л-Л- ЛЫ»
Затем отрабатывают обратные слоги:
«Аня едет к самолёту А-А-А-АЛ»
«Оля едет к самолёту О-О-О-ОЛ»
«Поезд едет к самолёту У-У-У-УЛ»
«Медведь едет к самолёту Ы-Ы-Ы-ЫЛ»

II этап: Автоматизация звука в словах

Рассмотрим данный этап работы на примере звука Л. Логопед рисует картинку и задаёт вопросы ребёнку. Возможен вариант, когда ребёнок сам рисует или раскрашивает картинку.

Примерные вопросы: «Что я рисую?», «Что закрашиваю?», «Что получилось?», «Какое слово напишу под картинкой?» и т.д.

Таким образом, ребёнок проговаривает одно слово несколько раз, происходит автоматизация звука в слове.

На странице в тетради ребёнка располагается 6 картинок вот таким способом:

Если логопед или родитель не имеют художественных навыков, (а они здесь не главные), то можно заменить рисунки готовыми картинками.

Таким способом набираются слова-картинки до тех пор,пока специалист не убедиться,что звук введён в речь на уровне слова. Как правило, подбираются сначала слова со звуком в начале слова (лампа, лупа, лодка, лыжи…,затем в середине слова c прямыми слогами (голуби, малыш, пила…) и в середине слова cо стечением согласных (платок, клубок, флаг…), лишь потом c отрабатываемым звуком в конце слова (стол, дятел, футбол…).

III этап: Автоматизация звука в предложении

Необходимо вернуться к первой картинке. Логопед предлагает ребёнку вместе составить предложение к данной картинке. Например: «Придумай имя мальчика или девочки,кто сел на лавку?» Если ребёнок затрудняется,то взрослый предлагает варианты имён: Лада или Лена?

Так параллельно развивается фонематический слух. Логопед предлагает ребёнку подиктовать фразу,а сам записывает её под уже нарисованной ранее картинкой. Здесь помимо автоматизации звука, отрабатываются грамматические категории.

Например: «Лада села на лавку».

Выглядит это вот так:

  • У Аллы алый лак.
  • Лада села на лавку.
  • Михаил нашёл ландыши.
  • Володя долго копал лопатой.
  • Павел ходил по луже.
  • Волк выл на луну.

Дальнейшие этапы автоматизации звуков могут проходить в классическом варианте. Это автоматизация звука в чистоговорках, стихах, текстах и самостоятельной речи.

Надеюсь, что данный опыт работы будет полезен коллегам. Желаю успехов!

Вольская Л.М.,
учитель-логопед

При обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, что положительно сказывается на становлении всех компонентов языковой системы.

В своей работе я неоднократно убеждалась в том, что у детей, имеющих тяжёлые нарушение речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сталкивается с целым рядом трудностей. Можно сказать, что эти затруднения связаны с недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в разной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому в своей коррекционно-обучающей деятельности я использую зрительные символы звуков, разработанных Ткаченко Т.А. Они позволяют сделать процесс обучения творческим и разнообразным, помогают заинтересовать детей при знакомстве со звуками и буквами.

Формирование умственных действий в дошкольном возрасте идёт поэтапно, это говорит о том, что мышление детей преимущественно наглядно-образное. Поэтому в работе учителя-логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа. Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой, и в зрительной опоре. Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются ребёнком с соответствующими звуками родного языка. Условные обозначения звуков связаны с общепринятой символикой (красные - для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных).

Формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, в слогах, в словах, чем согласные. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому используем одноцветные картинки – символы, которые позволяют сформировать яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. У всех символов согласных звуков цвет должен быть синим (твёрдые согласные) или зеленым (мягкие согласные).

Изучаем звуки постепенно и в определенной последовательности. Начинаем с гласных звуков, далее – изучаем согласные. Ребенок должен научиться выговаривать эти звуки для дальнейшего знакомства с буквами (их зрительными образами, написанием). Буквы, так же как и цифры, для ребенка абстрактный материал, который усваивается очень тяжело. Картинный материал (символы звуков) помогает детям узнать звуки и научиться их различать.

Также, используя эти символы, можно научить ребёнка навыкам чтения. Играя, выкладываем и соединяем сначала зрительные символы звуков в слоги и слова, а затем переходим к буквам. Например, если ребенок познакомился и хорошо запомнил зрительные образы звуков «О», «А», согласного звука «С», то можно выложить картинки с этими символами в таком порядке, что, назвав их, у ребенка получится слово «оса».

При выборе условных обозначений для гласных звуков можно опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие и подбирать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Для этого достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука: звук (у) – губы трубочкой, звук (а) – рот широко открыт…

Таким образом, слуховой и зрительный образы каждого гласного звука создают дополнительную опору восприятию.

Артикуляционные зрительные символы гласных звуков.

(а) – рот широко открыт, обозначаем большим красным кругом;

(и) – губы растянуты в улыбке, обозначаем красным прямоугольником;

(о) – губы округлены колечком, обозначаем красным овалом;

(у) – губы вытягиваем трубочкой, обозначаем маленьким красным кругом;

(ы) – губы в более широкой улыбке, обозначаем красным полукругом;

(э) – губы приоткрыты.

При изучении согласных звуков к зрительной опоре можно добавить и жесты. Жестовый символ в сочетании с зрительным создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука. Согласные звуки предлагаю в порядке увеличения сложности их восприятия.

Жестовые символы согласных звуков.

Звук (п) – девочка плачет (ладони приложить к глазам);

Звук (в) – ветер воет, деревья качает (махи руками над головой);

Звук (ф) – фонтан шумит (движения руками снизу-вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй);

Звук (б) – колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол);

Звук (п) – паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками);

Звук (д) – барабан гремит (движения кистями рук как при игре на барабане);

Звук (т) – молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки);

Звук (г) – гусь гогочет (руки назад, изображая взмахи крыльев);

Звук (к) – каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движения кистями рук: вверх-вниз);

Звук (х) – греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ладонями к лицу);

Звук (с) – качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз);

Звук (з) – комарик звенит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой);

Звук (ц) – тише, тише, спит малыш (указательный палец к губам);

Звук (ш) – шарик лопнул, воздух выходит (округленные ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу);

Звук (ж) – пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью);

Звук (л) – корабль гудит (пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля);

Звук (р) – самолет летит. Мотор гудит (вращательные движения согнутыми в локтях руками перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета).


Я в своей работе использую зрительные символы как в НОД (изготовление дидактического материала, презентаций на звуки), так и в индивидуальной работе с детьми (использование карточек схем). С их помощью коррекционно-развивающие обучение у детей с ОНР приобретает творческий характер, индивидуализируется в соответствии с речевым дефектом ребёнка. Детям становится интересно изучать звуки родного языка, что в свою очередь позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

В своей многолетней практической деятельности мы постоянно используем разнообраз­ные вспомогательные средства для коррекции и развития речи дошкольников (подробнее об этом смотрите в книгах «Если дошкольник плохо говорит», «В первый класс без дефек­тов речи». СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 1999). Одним из таких средств являются зритель­ные символы гласных и согласных звуков.

Впервые методика и результаты использования зрительной символики были опублико­ваны автором в статье «Об использовании зрительных символов при формировании навы­ков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи» (журнал «Дефектология», №6,1985).

Данный метод получил широкое распространение среди работников дошкольных учреж­дений. По многочисленным откликам коллег, применение зрительных символов гласных звуков позволило им добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анали­за не только у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, но и у дошкольников, страдаю­щих задержкой психического, а также интеллектуального развития.

За прошедший учебный год мы применяли нашу символику на занятиях в массовых груп­пах ДОУ № 582 г. Москвы и результат оказался весьма положительным. За короткий срок дети 2-й младшей и средней групп овладели сложными навыками звукового анализа, которы­ми без использования зрительных символов дети в данном возрасте обычно не овладевают.

Однако у тех, кто впервые сталкивается с данными наших исследований, возникают впол­не оправданные вопросы: почему нельзя сразу учить с ребенком буквы? зачем нагружать малыша «какими-то символами»? в чем их преимущество перед другими условными обо­значениями?

Попробуем ответить на эти вопросы.

(-Прежде всего задумаемся, что такое буква? В любом языке это графический символ оп­ределенного звука, используемый, как известно, для чтения и письма. Чтение, как сказал известный психолог Д.Б. Эльконин, есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения, то есть своеобразное декодирование информации, которая была занесена на бумагу, экран монитора и т.п. с помощью определенных символов (букв).

Письмо же есть кодирование информации и в частности звукового образа слов с помо­щью тех же символов.

В разных языках один и тот же звук обозначается разными буквами, которые, будучи совершенно не связанными логически со звуковым аналогом, непросто усваиваются неко­торыми детьми.

Мы предположили, что если временно подменить одни символы (буквы) другими, кото­рые будут, во-первых, легко запоминаться детьми, во-вторых, быстро воспроизводиться, в-третьих, окажутся логически связанными со звуковым аналогом, и в-четвертых, усилят звуковое восприятие малыша путем дополнительной опоры на различные анализаторы, то такой подход улучшит усвоение навыков звукового анализа и облегчит многим дошкольни­кам подготовку к обучению грамоте.



О возможности овладения звуковым анализом и синтезом детьми раннего возраста упо­минали в своих исследованиях А.Е. Олыпанникова, Н.А. Хохлова, П.Я. Гальперин, Л.Е. Журова.

Ю.И. Фаусек приводит много факторов, говорящих о том, что 4-летние дети справляют­ся со звуковым анализом, но она же указывает, что «анализ чего-нибудь текучего невозмо­жен». Д.Б. Эльконин отмечает, что при материализации процесса устного анализа может существенно повыситься скорость возникновения навыка, а также его прочность («Разви­тие речи в дошкольном возрасте». М., 1958).

Мы считаем, что слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моде­лирование чтения, а выкладывание слов с помощью тех же символов - аналог письма. Толь­ко и то и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте.

Подбор символики для малышей - задача непростая, так как в возрасте 3- 4 лет мыш­ление ребенка слишком конкретно, оно базируется в основном на чувственно воспринимае­мых предметах и объектах.

В то же время сопоставление, анализ, перенос образов, отвлечение и прочие операции мышления, необходимые для восприятия и усвоения ребенком любых условных обозначе­ний, находятся еще в стадии формирования.

Дошкольникам указанного возраста доступна далеко не всякая символика. Так, услов­ные обозначения в виде стрелок, сложных геометрических форм, частей предметов, элемен­тов букв или цифр не воспринимаются детьми 4 лет.

Мы попытались найти такие символы, которые легко усваиваются, быстро запомина­ются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного язы­ка. При выборе логических связей мы учитывали возрастные и речевые особенности детей среднего дошкольного возраста, а также своеобразие их внимания, восприятия и памяти.



Сознавая, что использование нашей символики является промежуточным звеном меж­ду этапом совершенствования фонематического восприятия, а также звуковым анализом и синтезом слов в добукварный период обучения грамоте, мы попытались увязать наши ус­ловные обозначения с общепринятой символикой (красные квадратики для гласных зву­ков и синие - для согласных).

Такой подход дополнительно усиливает дифференцировку звуков по этим (гласные -согласные) существенным признакам и перекликается с привычными для специалистов схемами. Однако в традиционных схемах это просто квадратики, (в нашем же случае - каж­дый зрительный символ вызывает прямую аналогию со звуком (в отличие от букв!). ,

Известно, что формирование навыков звукового анализа, то есть операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов, начинается с гласных зву­ков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные.

При выборе условных обозначений для гласных звуков мы в большей степени опира­лись на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и под­бирали аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролиро­вать в случаях затруднений.

Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при арти­куляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами. (Звук У мы обозначаем маленьким кружком, звук А -большим, И - горизонтальной полоской, О - овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы - нижней половинкой круга. Звук Э не используется.)

Не случайно выбран и цвет символов. Все геометрические фигуры, изображающие глас­ные звуки - одного цвета, чтобы внимание детей целиком сосредоточивалось на их форме. Цвет фигур красный соответственно символике, традиционно используемой для гласных звуков в добукварный период обучения грамоте (см. приложение № 1).

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, по­этому для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ пред­мета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связан­ный со зрительным, жестовый символ.

Одноцветные картинки-символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зритель­ный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука

Кроме того, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в образах предметов, изображенных на карточках-символах.

Выбор цвета не случаен. У всех символов согласных звуков он синий, чтобы не нарушать для ребенка плавный естественный переход к усвоению школьной символики.

Практики могут уловить сходство между изображением некоторых согласных звуков в нашем пособии (девочка плачет, насос свистит и др.) и аналогичным у М.Ф. Фомичевой («Воспитание у детей правильного произношения». М.: Просвещение, 1997).

Мы признаем такое совпадение, но только в звуковых аналогиях. В то же время наши символы по многим параметрам отличаются от разноцветных картинок глубоко уважаемо­го мною автора.

Дополнительный к зрительному жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприя­тию и расширяя звуковую рецепцию.

Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематичес­кие представления малыша.

С символами мы предлагаем знакомить детей постепенно, по мере изучения соответству­ющих согласных звуков: по два-три на каждом занятии в массовых группах и по одному в логопедических.

Порядок усвоения согласных звуков обусловлен их акустическими и артикуляционны­ми особенностями, которые влияют на восприятие и воспроизведение каждого звука деть­ми 4-летнего возраста. (Последовательность изучения звуков отражена в тематическом плане занятий.)

Многие дети в этом возрасте еще искажают, заменяют или вовсе не произносят шипя­щие звуки, звуки Р, РЬ, Л. Поэтому мы не включили их в тематический план занятий. Од­нако предлагаем соответствующие символы для индивидуальной работы с детьми, в тех случаях, когда обозначенные звуки ребенок произносит правильно.

ЖЕСТОВЫЕ СИМВОЛЫ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Взрослый, а за ним ребенок длительно воспроизводят каждый указанный жест и одновременно многократно повторяют соответствующий звук.

Жестовый символ в сочетании со зрительным (см. приложение) создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука.

Согласные звуки предлагаются в порядке увеличения сложности их восприятия.

После звездочки даны жестовые символы для индивидуальной работы.

Звук

М корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове, изобра­жая рога).

Н девочка плачет (ладони приложить к глазам). ветер воет, деревья качает (махи руками над головой).

фонтан шумит (движения руками снизу вверх и разведение их в стороны анало­гично движению водяных струй).

колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол).

паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками). барабан гремит (движения кистями рук, как при игре на барабане).

Молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальца-

ми правой руки).

Гусь гогочет (руки назад как гусиные крылья).

Каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движе-

ния кистями рук вверх-вниз).

Греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ла-

донями к лицу).

Качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз).

Комарик звенит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые

движения рукой).

Тише, тише, спит малыш (указательный палец к губам).

Шарик лопнул, воздух выходит (округленные ладони разводим в стороны,

а затем прижимаем друг к другу).

Пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами

правой руки, круговые движения правой кистью).

Корабль гудит (пальцы, вытянутых вперед рук, сомкнуты, под острым углом,

изображая корму корабля).

Самолет летит, мотор гудит (вращательные движения согнутыми в локтях рука-

ми перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета).

В заключение отметим, что с помощью наших символов педагог (или родитель) может формировать следующие навыки:

Синтез звуков в слоги и слова, то есть моделирование чтения,

Определение позиции звука (начало, середина, конец слова),

Определение наличия, либо отсутствия звука в слове,

Дифференциация акустически и артикуляционно близких фонем (Б - П, Т - Д, К -Г, К - X, С - 3, С - Ш и пр.)

Анализ звукового состава слова,

И т.п., которые малодоступны детям 4-летнего возрас­та с нормальным речевым развитием и практически недоступны малышам с речевыми недостатками без использования означенных вспомогательных средств обучения.

Планирование и проведение занятий

по подготовке к обучению грамоте

В массовых группах детских

образовательных учреждений

В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился до 6 лет, и вполне по­нятно нетерпение многих родителей, которые с 3 лет начинают знакомить ребенка с буква­ми, заставляют его читать, писать и с этой же просьбой обращаются к педагогам. Всегда ли это обосновано?

Если ребенок имеет высокий познавательный уровень, выраженный интерес к обучению, хорошую работоспособность, у него нет расстройств в эмоционально-волевой сфере, нару­шений внимания, памяти, речи, и все звуки он произносит четко, тогда с ним можно учить буквы в 4 и даже в 3 года.

Однако, если какие-то фонемы произносятся им неправильно, запоминание букв дается малышу с трудом, чтение превращается в непосильную обязанность, а при попытках напи­сания слов встречаются частые и стойкие ошибки, то дошкольнику требуется дополнитель­ная подготовка к обучению грамоте.

Уточним, какова же сущность используемой в школе методики обучения грамоте и в чем заключается готовность к ней, а именно необходимый объем знаний, умений, навыков.

Современный метод, которым пользуются не только учителя начальной школы, но и педагоги подготовительных групп детских образовательных учреждений (ДОУ), является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.

Задача педагога в школе или в детском саду (в так называемый добукварный период) - помочь детям различать звуки по их принадлежности к гласным либо согласным, а соглас­ные, в свою очередь, дифференцировать по звонкости - глухости, а также твердости - мяг­кости. Последний фактор особенно важен, так как такие согласные обозначаются на письме общей буквой (сравните: нос - нёс, сад - сядь и пр.).

Исходя из данного метода, изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового ана­лиза (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочета­ния звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначе­нием звуков буквами. В школе этот период (добукварный) длится примерно одну-две неде­ли, и не каждый ребенок в состоянии за столь короткий срок усвоить весь объем необходи­мых сведений.

Психологическое изучение процесса письма у начинающего показывает, что ребенок не может записать ни одного слова, не проговорив его, и длительное время использует это проговаривание вслух (Т.Г. Егоров). Важно, чтобы такое воспроизведение звуковой оболочки слова стало правильным, анализирующим, послоговым.

Из методики русского языка известно, что речедвигательный анализ слов (медленное, послоговое проговаривание), которому следует специально обучать дошкольни-к а, готовит его не только к осознанному, грамотному письму, но и к правильному чтению (без пропусков, замен и искажений).

Предварительный анализ слова в ходе его проговаривания и следующее за письмом пе­речитывание, введенные в стойкий навык, становятся для начинающего школьника сред­ством самоконтроля.

В свою очередь безошибочное определение количества и последовательности звуков в слове возможны только тогда, когда ребенок четко воспринимает, хорошо раз­личает все фонемы родного языка и правильно их произносит. Та­ковы основные предпосылки обучения детей чтению и письму.

Учитывая сказанное, сформулируем основные задачи подготовки дошкольников к обу­чению грамоте:

> совершенствование фонематического восприятия (способности воспринимать и разли­чать звуки речи);

> формирование правильного произношения звуков;

> развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Отметим, что и четкое, правильное произношение, и стойкие навыки звукового анализа возможны только при опережающем развитии фонематического восприятия у детей (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.А. Никашина и др.).

Все три процесса - фонематическое восприятие, произношение звуков и звуковой ана­лиз, - являясь основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника, вза­имосвязаны и взаимообусловлены.

Мы предположили, а затем убедились на практике, что перенос начала работы по звуко­вой аналитико-синтетической деятельности с использованием нашей символики на более ранние (по сравнению с традиционными) сроки при опережающем развитии фо­нематического восприятия позволяет расширить рамки готовнос­ти к обучению грамоте детей 4 лет с учетом их возрастной сензи-тивности.

Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошколь­ников, мы сочли нецелесообразным откладывать начало работы над звуковым анализом на более поздние сроки (5 лет), когда произношение большинства детей будет нормализовано естественным путем, и таким образом «терять» целый год.

Мы предлагаем в условиях массового детского сада не дожидаться завершения форми­рования правильного произношения у всех детей средней группы и, усиленно стимулируя их фонематическое восприятие, начинать обучение звуковому анализу и синтезу уже в 4 года.

Два условия, которые необходимы, чтобы дети в столь раннем возрасте легко овладели непростыми умениями - использование вспомогательной символики и упражнения в звуковом анализе и синтезе только на материале правильно произносимых звуков.

этапы формирования навыков звукового анализа у дошкольников 4 лет (с применением символов)

(Астра, Утка). (АУ, УА). Определение наличия либо отсутствия в словах звука (гласного, согласного). (пальтО, скалА). (АвтобусЫ). (картИны, посУда).

Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (УХ, АМ, УМ, ОН). Ш Определение первого согласного звука в словах (Монета, Халат, Самолет).

· Определение последнего согласного звука в словах (самолеТ, насоС).

(кОт, пУх, бЫк).

(НОС, МОХ, СОН).

Анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (СОМ, СУП, МАК, МАЛ).

(начало, конец).

Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех).

Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ).

Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (МУХА, СОВЫ).

По своему интеллектуальному развитию, психологической готовности к систематичес­кому обучению, а также состоянию речи дети в массовых группах представляют пеструю картину. У многих из них в 4 года еще не закончено становление правильного произноше­ния, следовательно, нельзя говорить и о завершении формирования фонематического вос­приятия.

Обычно дефекты произносительной стороны речи касаются шипящих (Ш, Ж,Ч, Щ), со­норных (Р, РЬ, Л) и в отдельных случаях - свистящих звуков (С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц). Реже встре­чаются дети, имеющие более серьезные нарушения, для коррекции которых требуется вме­шательство логопеда (общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия, ринолалия и пр.).

Что это за дефекты и как воспитателю, родителю заметить их и хотя бы приблизительно отличить друг от друга? Ведь ребенок в 4 года может говорить неправильно в силу физиоло­гических (возрастных) причин. Остановимся на этом подробнее.

Алалия - в переводе такой термин означает «отсутствие речи». Но это не совсем так. Дети с моторной алалией говорят, но в 4-5 лет их с трудом понимают даже родители. Это наиболее стойкая речевая аномалия, наблюдаемая в случаях поражения или недоразвития речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (после 2,5 - 3 лет) начало речи, медленный темп пополнения словарного запаса, активное пользование в обще­нии мимикой и жестами.

Вот примеры речи 4-летнего ребенка- алалика: па ту - жест (папа приехал на машине), ма ам - жест (мама, я хочу есть), котя там - жест (кошка там - жест, изображающий драку).

Следует предупредить родителей и воспитателей, что отмеченные дефекты речи само­произвольно не проходят и для их устранения требуется продолжительная, систематичес­кая, квалифицированная работа логопеда.

По нашим наблюдениям общее количество детей в средних группах массовых детских садов, произносительная сторона речи которых (по разным причинам) еще не нормализова­на, приближается в последнее время к 50% -ной отметке.

Слуховые и артикуляционные представления ребенка о звуке не могут быть однознач­ными, если звук воспринимается и произносится неточно, неправильно. Именно поэтому упражнения в совершенствовании фонематического восприятия, формировании навыков звукового анализа и синтеза рекомендуется проводить на материале легко воспри­нимаемых и правильно произносимых звуков раннего онтогенеза (инди­видуального развития). Подавляющее большинство детей произносит их правильно при­мерно к 3 годам (Т.Б. Филичева). К таковым относятся гласные звуки (А, У, И, О, Ы), вока­лизованные согласные длительного произнесения с преобладанием голосового тона (М, Н, В), смычные согласные, произносимые коротко (Б, П, Д, Т, Г, К), щелевые глухие соглас­ные, произносимые длительно (X, Ф, С).

Синтезируя слова с помощью символов мы легко, в игровой форме, при большой заинте­ресованности детей достигаем у них навыка слияния звуков, моделируем процесс чтения.

Анализируя (расчленяя) полученные после соединения звуков слова, мы подготавлива­ем дошкольников к правильному, грамотному письму.

Весь учебный материал по подготовке к обучению грамоте мы предлагаем распределить на 10 занятий (как указано в пособии Л.Е. Журовой и др. «Подготовка к обучению грамоте в детском саду». Минск, 1992).

На каждом занятии детей следует знакомить с двумя-тремя новыми звуками и таким же количеством соответствующих символов. Все занятия проводятся в форме разнообразных игр, название и описание которых дается ниже.

Продолжительность каждого занятия составляет примерно 20 минут, регулярность про­ведения - один раз в неделю. Воспитателям массовых групп мы советуем ознакомиться с методическими рекомендациями, использование которых поможет повысить эффективность занятий.

При нормальном уровне речевого и интеллектуального развития ребенок в 4 года овладе­вает всей системой родного языка: говорит связно, развернуто, правильно произно­сит все звуки речи. Его словарный запас (по данным Е. А. Аркина) составляет около 2000 слов. Это так называемая «высокая норма».

В случаях «низкой нормы» единичные искажения звукопроизношения могут сохранять­ся до 4,5 лет и исчезают самопроизвольно, без вмешательства специалиста.

Остановимся на случаях речевой патологии.

Общим недоразвитием речи(ОНР) принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом в возрасте 4- 5 лет оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

Вот как, например, выглядит пересказ сказки «Курочка Ряба» 5-летним ребенком с об­щим недоразвитием речи: мика бизя, воти во так (жест), иська мпа (мышка бежала, хвос­тиком махнула, яичко упало). Такой рассказ несовершенен фонетически (пропуски, заме­ны звуков), лексически (замена слова жестом) и грамматически (отсутствие согласования слов).

Дизартрия - стойкое нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недо­статочной иннервацией (обеспечение нервной проводимости) органов речевого аппарата. Такие дети говорят невнятно, высовывая язык или отклоняя его в сторону, часто с обиль­ным слюноотделением; их с трудом понимают окружающие.

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное неправиль­ным участием носовой полости в речевом акте. Речь таких детей еще называют «гнусавой». В большинстве случаев они говорят в нос, имеют расщелину верхней губы и твердого нёба. Иногда после соответствующей операции (без занятий с логопедом) ринолалия сохраняется и ребенок продолжает говорить малоразборчиво.

планы занятий

по подготовке к обучению грамоте с применением специальной символики

для детей 4-летнего возраста

(массовые группы)

Занятие 1. Понятие о слове и звуке, о коротких и длинных словах. Знакомство со звуками А, У, И, их образными аналогами, артикуляцией и зри­тельными символами.

Выделение в словах первого гласного звука (А, У, И).

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).

Подбор слов с заданным звуком (А, У, И).

Игры: «Ходит ежик вдоль дорожек» (1-й вариант), «Живые звуки», «Разные загадки кота Васятки», «Для кого картинка?»

Занятие 2. Знакомство со звуками О, Ы, их образными аналогами, артикуля­цией и зрительными символами.

Определение первого и последнего гласного звука в словах (АвтобусЫ).

Определение последнего гласного звука в словах (пальтО, скалА).

Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О).

Выделение ударного гласного в словах (картИны, посУда),

Подбор слов с заданным звуком (О, Ы).

Игры: «Разбежались и собрались»,«Разные загадки кота Васятки», «Пропускаем мы во двор слов особенных набор», «Разложи предметы (картинки) к символам».

Занятие 3. Знакомство со звуками М, Н, В, их образными аналогами, артику­ляцией и зрительными символами.

Определение первого согласного звука в словах (М, Н, В).

Синтез слов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного (АМ, УМ, ВЫ, ОН).

Подбор слов с заданным звуком (М, Н, В).

Игры: «Магазин», «Разные загадки кота Васятки», «Собираем пуговки», «Подставь сим­вол к предмету (картинке)».

Занятие 4. Знакомство со звуками К, Т, П, их образными аналогами, артикуля­цией и зрительными символами.

Определение последнего согласного звука в словах (К, Т, П).

Определение гласного звука в середине односложных слов (кОт, пУх, бЫк).

Определение наличия либо отсутствия в словах согласного звука (К, Т, П).

Подбор слов с заданным звуком (К, Т, П).

Игры: «Почтальон», «Мяч не трогать иль поймать - постарайтесь отгадать»,«Предмет и имя».

Занятие 5. Знакомство со звуками Б, X, С, их образными аналогами, артикуля­цией и зрительными символами.

Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (МОХ, МАК, БАК, БОК, БЫК). Преобразование слов, путем замены одного звука (символа).

Подбор слов с заданным звуком (Б, X, С).

Игры: «Разложи предметы (картинки) к символам», «Разные загадки кота Васятки», «По­дарки гостям».

Занятие 6. Уточнение акустических и артикуляционных различий звуков Б - П, Т - Д, Г - К, а также их зрительных и жестовых символов.

Синтез и анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (ДОМ, ДЫМ, ДАМ, ТАМ, КОМ, СОМ). Преобразование слов, путем изменения одного звука.

Подбор слов с заданным звуком (Б-П, Д - Т, Г - К).

Игры: «Для кого картинка?», «Разберем и соберем», «Разные загадки кота Васятки «.«По­дарки гостям».

Занятие 7. Уточнение акустических и артикуляционных особенностей звуков К, X, С и их зрительных и жестовых символов.

Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец).

Игры: «Сумка-задумка», «Что на елочке висит?», «Найдем спрятанные слова».

Занятие 8. Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех).

Синтез и анализ слов (СОН, НОС, СОМ, САМ).

Подбор слов с заданным звуком (С, 3, Г, К,Д, Т).

Игры: «Какой игрушки не стало?», «Цветик-семицветик», «Вспомним сказку».

Занятие 9. Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ).

Подбор слов с заданным звуком (Ф, В, П, Б, К, Г).

Игры: «Разбежались и собрались», «Кубик», «Разные загадки кота Васятки».

Занятие 10. Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (МУХА, ВАТА, ДУБЫ, СОВЫ, СУПЫ).

Подбор слов с заданным звуком.

Игры: «Волшебная карусель», «Собираем пуговки», «Нам пришло письмо из Звукограда».

Описание перечисленных в планах игр смотрите на страницах 27-30.

На каждом из занятий при знакомстве детей с новым звуком необходимо объяснить его артикуляцию. В нашем описании характеристик звуков по их артикуляционным призна­кам мы постарались, во-первых, отразить сущность фонемообразования: наличие преграды для выдыхаемой струи воздуха в виде смычки или щели в ротовой полости, либо отсутствие таковой, и на этом рекомендуем концентрировать внимание детей. И, во-вторых, для созда­ния игровой ситуации ввели «конфликт» между Воздухом и его противниками: теми, кто чинит ему препятствия на пути движения (Язык, Зубы, Губы и пр.). При описании артику­ляции согласных звуков учтен порядок их изучения в логопедических группах.