Строительные материалы которые использует сантьяго калатрава. Архитектура Сантьяго Калатравы – будущее наступило. Ему удается сочетать форму и функциональность на высочайшем уровне

Испания богата архитектурными талантами. Причем, новое поколение мастеров сменяет своих достойных предшественников и придумывает проекты, завораживающие весь мир. В XXI веке удивляет всех своими работами Сантьяго Калатрава – валенсиец, получивший признание не только на родине. Сооружения по его проектам украшают оба полушария нашей планеты.

Однако архитектор не обделил вниманием родной город. В Валенсии он построил самый большой комплекс, включающий несколько объектов, как будто прибывших к нам из космоса.

Архитектурный ансамбль смело можно назвать Городом будущего, но, опираясь на содержательную программу комплекса, ему нашли другое имя собственное – Город искусств и наук. Об этом комплексе фантастических объектов я уже рассказывала во всех деталях. Когда их построили и каково назначение каждого, можно узнать, воспользовавшись .

Данный пост касается творчества Santiago Calatrava и выразительных черт его архитектурных произведений.

На фото изображен музей наук. Архитектор спроектировал ажурное здание, в котором стены созданы из металлических опор, шипов и стекла. Взглянув на протяженную сторону, так и представляешь скелет огромного животного. Но если смотреть поперечный фасад – как на фото, — в первую очередь отмечаешь динамичность композиции. Кажется, что объект, полуоткрывшись, внезапно застыл.

Другой инопланетный корабль уже на старте. Того и гляди, сейчас все компоненты плотно закроются, сооружение превратится в гладкий шар и поднимется в воздух.

Это дворец искусств. С такого ракурса он выглядит массивным и тяжеловесным, что неудивительно при его размерах. Высоту здания можно приравнять к 14-15-этажному дому. Дворец — самый «многоликий» объект комплекса. Если осматривать его с противоположной стороны, то он превратится в привлекательную рыбку.

Автор, реализуя полет своей безудержной фантазии, обеспечивает города достопримечательностями нового поколения. В среде профессионалов появилось определение стиля футуристических проектов Сантьяго Калатрава – его индивидуальный стиль называют био-тек.

Работы Сантьяго Калатрава в других городах

Много проектов Калатрава создал для европейских стран. Но коль мы говорим об Испании, то некоторые работы архитектора можно посмотреть в Барселоне. Самым интересным объектом является телекоммуникационная вышка Олимпийского комплекса, построенная к олимпиаде 1992 года.

Высота этой очаровательной конструкции вас удивит – 136 метров. И если «мерить» этажами обычного жилого дома, то имеем свечку примерно в 34 этажа! А для автора это просто художественное воплощение руки атлета, держащей факел.

Вышка станет первым объектом, который поприветствует ваше прибытие в Барселону, когда будете ехать из аэропорта Эль Прат в город. Эта большая игла на постаменте маячит на , контрастно выделяясь своей белоснежностью на рыжеватом склоне горы.

Мелькнет башня своим пояском и во время по Барселоне, но в совершенно другом облике.

Обострите внимание, когда будете проезжать по высоким дорогам Монтжуик мимо Олимпийского кольца. Но, чтобы увидеть в полный рост оригинальную телевизионную вышку, нужно выйти из автобуса и посетить спортивный комплекс.

Мосты Сантьяго Калатрава

Архитектор, похоже, неравнодушен к таким образам, как игла и струны. В различных конфигурациях и сочетаниях эти конструктивные составляющие находят себе место в мостах, которых С.Калатрава изобрел уже десятки.

Мосты архитектора похожи на огромные струнные музыкальные инструменты. Самый доступный из них к осмотру находится в том же научно-культурном Городе Валенсии. Как огромная арфа поднимается над всем комплексом мостовая стрела, удерживая металлическими струнами длинную несущую часть без опор.

Оригинальная конструкция имеет сходство и с так называемым мостом женщины, сооруженным по проекту Калатравы в столице Аргентины, и с мостом от этого же автора в Севилье. Может, кому-то из нас однажды посчастливится побывать в Аргентине?.. В таком удачном случае увидим вроде бы простой, но, в то же время, технически сложный проект, посвященный женщине.

Позаимствовала фото в интернете. И, может, на данном изображении недостаточно ярко видны те струны, которые использованы в конструкции данного моста, но они там есть и полностью заполняют острый угол, образованный стрелой и основной плоскостью.

Мост пешеходный и умеет поворачиваться вокруг массивной «ножки», чтобы освободить путь судам. Назначение сети металлических струн как раз и состоит в том, чтобы удерживать длинный поворачивающийся фрагмент. Но это описание с технической стороны. А какова идея в основе создания проекта! Калатрава вдохновлялся образом пары, танцующей аргентинское танго!

Интересно, с чем связано название?.. Оказывается, в прилежащих районах города есть несколько улиц, названных в честь героинь страны. И мостом подчеркнули их значимость.

Вы удивитесь, но я сейчас приглашу вас еще заглянуть под мост. Благо, это легко сделать в том же Городе искусств и наук в . Обычно, это не то место, которое интересно зрителям. Но только не в отношении авторских мостов. В валенсийском комплексе и здесь все чудесно.

Крупные дугообразные мостовые конструкции здорово сочетаются с арками других сооружений. Под мостом между двух водоемов создана пешеходная дорога, установлены скамейки. Просто идеальные условия, чтобы укрыться от солнца в жаркий день и спокойно наслаждаться отличными видами.

Сантьяго Калатрава на пике своей творческой деятельности. Он создает проекты по заказу многих стран. Хотелось бы увидеть неповторимые вокзалы Лиссабона и бельгийского города Льеж, творения архитектора в Швейцарии и Франции, Италии и Германии… Имя мастера уже давно известно не только специалистам, но и далеким от создания проектов людям. Если в Барселону путешественников притягивают , то в Валенсию манит архитектура будущего от Калатравы.

Авангардному мастеру только немногим за 65 лет, и значит, его смелые идеи еще многократно найдут воплощение в столь изумляющих воздушных проектах в различных уголках земного шара.

Ваш euro-проводник Татьяна

Сам архитектор определяет свой стиль как «привнесение разницы между проектированием и архитектурой». В своих проектах он, по его словам, продолжает традиции испанской модернистской инженерии Антонио Гауди, Феликса Канделы и Рафаэля Гуаставино с вкраплениями персонального стиля, который имеет в своей основе долгое изучение человеческого тела и окружающей природы. Архитектурные критики же обычно сходятся на том, что Калатрава продолжает традиции экспрессионизма Ээро Сааринена.

Сантьяго Калатрава родился 28 июля 1951 года в Бенимамете, маленькой деревне рядом с Валенсией в Испании. Он получил начальное образование в Валенсии, ранее бывшей процветающим королевским городом. Основанная греками, она была завоевана римлянами, арабами, маврами и готами, а в 13 веке в ней располагалось богатое еврейское поселение. Несмотря на королевское прошлое, город участвовал в многочисленных республиканских восстаниях в 19 и 20 веке. Затем Валенсия превратилась в центр аграрного региона, но богатое прошлое города не могло не отразиться на его архитектуре. Исторический центр города, в частности комплекс зданий Лонха-де-ла-Седа, куда маленького Сантьяго водили на прогулку, особенно поражал его. Позже в интервью он говорил, что именно эффект, оказанный величественными колоннами Лонха, напоминающими деревья, повлиял на его понимание «анти-гравитационного пространства».

Увлечение Калатравы дизайном началось рано, когда в возрасте 8 лет его отдали в валенсийскую школы искусств для изучения рисования. Когда ему было 13, его мать, с целью расширить кругозор сына, устроила Сантьяго поездку по обмену в Париж, чтобы он выучил французский и познакомился с великими шедеврами искусства. 4 года спустя она отправила его в Цюрих, на этот раз для изучения немецкого. Сантьяго вернулся в Париж после окончания школы в 1968 с намерением поступить в Национальную высшую школу изящных искусств и оказался в центре студенческих восстаний, охвативших город. Чтобы не терять времени, Калатрава вернулся в Валенсию, чтобы поступить в Школу Искусств и ремесел, но, тем не менее, «дух созидания» мая 1968 года повлиял на его мировосприятие. Он проучился в школе лишь до конца года. В тот момент, он осознал, что хочет заниматься именно архитектурой. В лаконичном прямом заявлении, которое он отправил в Высшую школу архитектуры Валенсии, говорилось:

Причины, почему я хочу изучать архитектуру:

Я увлекаюсь рисованием.

Мне всегда нравилось художественное дело.

Я думаю, что у меня есть возможности для изучения и развития этой профессии.

У меня большие ожидания, связанные с карьерой и я ожидаю, что с помощью работы и настойчивости я заполню пробелы в образовании, которые имеются сейчас.

Я также думаю, что именно здесь я смогу принести пользу обществу наилучшим образом и я уверен, что смогу реализовать свои способности на этом поприще с энтузиазмом и любовью.

Калатрава поступил в Высшую школу архитектуры Валенсии в 1969 году, по иронии судьбы, как раз когда до Валенсии докатились отголоски студенческих восстаний в Париже. По всей Европе и в США студенты начали активно пропагандировать «альтернативные» типы обучения. Коснулось это и архитектурной школы. С одной стороны, ситуация огорчала Калатраву, который хотел получить основательные знания по необходимым дисциплинам. С другой стороны, он соглашался, что ограничение в творчестве и упор на изучение только основных, главенствующих в то время тенденций, которое было присуще классическому образованию, сильно бы мешало его развитию. Перспектива самообучения подходила его самостоятельному характеру. Калатрава с нетерпением разрабатывал с другими студентами курс, включающий в себя посещение и изучение иберийских народных строений, противопоставлявшихся современным зданиям. Для испанских студентов и молодых архитекторов изучение этой архитектуры, не относящейся к общепризнанным памятникам, было своего рода вызовом. Для Калатравы контакт со свежестью, прямотой и функциональностью этих строений, еще больше укрепил в нем мнение, что серьезное обучение включает в себя самостоятельный анализ и постановку собственных целей, а не пассивное восприятие и усвоение накопленной информации. Следуя цели самообразования, он задумал поездку во французский Роншан, к зданию капеллы Нотр-Дам-дю-О, выстроенной Ле Корбюзье. Знаменитое здание в те годы считалось выходящим из ряда вон, но Калатрава пришел в полный восторг от увиденного. Нравились ему и другие работы Ле Корбюзье.

В своих набросках он пытался соединить неописуемый бесформенный облик капеллы Роншана и испанскую сельскую архитектуру. Но простые скетчи не могли передать всей инновационности проектов. И тогда на помощь Калатраве пришла начертательная геометрия. Ее Сантьяго так же решил изучать самостоятельно, прорисовывая геометрично выстроенные перспективы двух зданий. Конечно, начертательная геометрия не могла открыть все «секреты» организации пространства Роншана, но в ходе попыток архитектор научился передавать через рациональную науку взрывные, эмоциональные образы и уверился в силе в аналитических инструментов. Чтобы улучшить свои навыки в этой области в 1974 Калатрава отправился в Цюрих, чтобы продолжить обучение там, в Технологическом институте Цюрихе на отделении гражданского строительства. В 1979 закончив обучение, Калатрава стал работать ассистентом в инженерной компании и одновременно писать научную работу. Какое-то время его мысли были заняты только математическими расчетами и строгой прагматикой цифр. В 1981 году он защитил диссертацию, одновременно работая в качестве преподавателя. В том же году он открыл свою первую студию в Цюрихе. Тогда же Калатрава выбрал этот город в качестве своего постоянного места жительства.

В 1983 году Калатрава получил свой первый серьезный заказ: проектирование железнодорожного вокзала в пригороде Цюриха. За несколько лет он спроектировал несколько железнодорожных вокзалов. В 1986 году появился мост «9 октября» в Валенсии, что положило начало целой серии проектов мостов по всему миру.

Одной из ключевых точек на пути к всемирной известности стала коммуникационная башня на горе Монжуик в Барселоне, появившаяся накануне олимпиады-1992, а также галерея Аллена Роберта в Торонто.

В течение своей, безусловно, успешной и плодотворной работы Сантьяго Калатрава был удостоен десятками различных премий, его признали почетным доктором наук около 12 университетов по всему миру.

Испанский современный архитектор и скульптор Сантьяго Калатрава Вальс (Santiago Calatrava Valls) знаменит на весь мир своими смелыми и необычными работами. Также Калатрава вошел в историю как проектировщик мостов. Стиль Сантьяго называют «био-тек».

Сантьяго Калатрава появился на свет в 1951- году в Валенсии, третьем после Мадрида и Барселоны по количеству жителей городе Испании. Фантастической красоты край не оставил мальчика равнодушным. Отец Сантьяго также прививал сыну любовь к искусству, водя его в музей Прадо и поощряя его увлечение рисованием. В возрасте восьми лет Сантьяго уже обучался в художественной школе Валенсии и изображал - что неудивительно!- на больших ватманах различные ее достопримечательности.

В 1973-м году Калатрава окончил Политехнический университет Валенсии и уехал в Швейцарию изучать инженерное дело. Там он четыре года посвятил учению в Технологическом университете Цюриха и в 1981-м году получил степень доктора технических наук. В том же году он открыл свою мастерскую в Цюрихе, а через восемь лет − в Париже.

Получив такое фундаментальное образование, Калатрава смело мог приступать к преображению родного города. Уже в 1986-м году он начал проектирование железобетонного моста «9 октября» для автомобилей в Валенсии, заказ на который поступил от властей города. Целью постройки было разгрузить трассу. А главный ход, который придумал архитектор, чтобы мост смотрелся легко и органично − разделение двух его частей. За эту работу Сантьяго получил премию Международного союза архитекторов. И уже в 1991- году смог открыть свое бюро на родине.

Карьера перспективного архитектора развивалась стремительно: уже в 1992-м году его привлекли к участию в подготовке Барселоны к летним Олимпийским играм. Сантьяго Калатрава занимался сооружением телекоммуникационной башни для трансляции игр по телевидению. На ее возведение потребовалось три года.



Вышка высотой 136 метров находится на горе Монтжуик. Но это не просто обычная техническая «скучная» вышка, каких тысячи. Сантьяго придумал два необычных решения: во-первых, визуально башня похожа на атлета с факелом, во-вторых, хитрым образом спроектированный шпиль служит реальной стрелкой циферблата на основании башни, по которому можно определить время. Там есть еще раздвижная дверь похожая на глаз. Это сооружение стало символом Олимпийских игр 1992-го года и Барселоны.

В 1994-м году Сантьяго Калатрава начал усовершенствование Художественного музея Милуоки, города на севере США, и порта озера Мичиган.


Проект был завершен к 2001-м году. Архитектор возвел новый павильон Quadracci для временных выставок, в котором есть вместительный лекционный зал и ресторан с шикарной панорамой на Мичиган. Особенно восхищает зрителей большой навес, который предназначен для регулировки освещения и должен был опускаться лишь вечером. Но по заявкам зрителей теперь крыша «работает» по расписанию, позволяя каждому насладиться уникальным изобретением архитектора.

В 1996-м году Калатрава преобразил родной город Валенсию новым архитектурным шедевром. Им стал Дворец искусств имени королевы Софии. Внешне здание напоминает ракушку, но на самом деле оно сделано из бетона.



Здание относится к масштабному проекту «Город искусств и науки» − комплексу из пяти сооружений на берегу реки, который считается одним из самых лучших современных проектов. Комплекс включает в себя оперный театр, галерею с садом, научный музей, настоятельно рекомендующий трогать экспонаты и приводить их в действие, самый большой в Европе океанариум на открытом воздухе в форме кувшинки, кинотеатр, планетарий и театр лазерных постановок. Интересно, что место, выбранное для строительства, считалось очень неблагополучным районом города, а сейчас его называют парком чудес. При ночном свете все эти постройки разной биологической формы напоминают скелеты животных. «Город наук» − одна из важных достопримечательностей Барселоны, ее площадь – 350 000 квадратных метров, а стоимость постройки - 900 миллионов евро. Стоит отметить, что «Город» Калатрава возводил вместе со своим коллегой Феликсом Канделе.

«Задача моих построек – это делать уникальными города и обогащать человеческий опыт» , - сказал Сантьяго Калатрава.

Многие упрекают автора за расточительность государственных средств, потому что его проекты часто превышают заявленную сумму. Также нередко архитектор допускает ошибки, дорого обходящиеся государственной казне. Но все же именно благодаря ему мир приобрел удивительный архитектурный шик и современный вид. Один из последних реализованных проектов мастера – это Железнодорожная станция в Нью-Йорке, строящаяся 12 лет и напоминающая размах крыльев птицы. Этот проект тоже много критиковали за неэкономичность, называли «самым дорогим проектом ТПУ в мире» и «парящим символом расточительности». И не случайно, потому что его окончательная стоимость оказалась выше заявленной ровно в два раза. Но этот белый голубь – настоящий шедевр, хотя и не совсем соответствует первоначальному проекту архитектора.


Из последних новостей известно, что Сантьяго Калатрава приступил к новому проекту. На этот раз это многофункциональный комплекс на полуострове Гринвич в Лондоне. Работа станет «премьерой» мастера в Великобритании.

Мета-описание: испанский современный архитектор Сантьяго Калатрава строит мосты и здания в стиле био-тек.

Пока искала в интернете кое-какие фото дополнительно к своим
для рассказа о Милуокском "Солнечном Бризе" прочла много
интересного о Сантьяго Калатраве, архитекторе, который его
проектировал.

А поскольку детище Кaлатравы произвело большое впечатление
на всех, хочу показать вам и другие его работы, не менее
интересные и уникальные.

Сантьяго Калатрава, вероятно, самый известный испанский
архитектор после великого Антонио Гауди.
В основе его футуристических работ чаще всего видно заимст-
вование природных форм и процессов, поэтому творчество
Калатравы обычно причисляют к зарождающемуся архитек-
турному стилю "био-тек".

Сантьяго родился в 1951 году в Валенсии (Испания).
Учился в высшей школе архитектуры. Затем, в 1975 году,
поступил на архитектурный факультет Федерального института
технологии в Цюрихе (Швейцария), откуда выпустился с дипло-
мом инженера. Таким образом, Калатрава получил два образо-
вания: инженера и архитектора, что помогло ему в творчестве.
А кроме этого, Сантьяго - скульптор.
В 1981 году, в год своего тридцатилетия, Сантьяго Калатрава
открыл мастерскую, в которой работал в качестве архитектора
и инженера.

Вдохновение для творчества испанец черпал из работ знаменитого
французского архитектора Ле Корбюзье, создателя архитектуры
интернационального стиля. В 1989 архитектор открывает филиал
своей мастерской в Париже.

Секрет успеха Сантьяго Калатравы - в универсализме.
Будучи инженером и архитектором в одном лице, он способен
разрабатывать кажущиеся фантастическими конструкции, а
пластические штудии доводят формы до совершенства.
Ранний период творчества Калатравы был посвящён, в основном,
вокзалам и мостам.
Первым его проектом был ангар завода фирмы Jakem в Швейцарии.
За последующие тридцать лет талантливый архитектор не один раз
удивил мир своими фантастическими проектами.
Здесь самые известные из них.

Самым знаменитым творением его раннего творчества является
мост Аламильо в Севилье.

Поворотным моментом в карьере Сантьяго стала его телеком-
муникационная башня Монжуик в Барселоне, призванная быть
сердцем Летней Олимпиады 1992 года.
Увидев, что испанский архитектор “вытворяет” с обычной теле-
башней, многие страны захотели увидеть и у себя творения этого
безусловно талантливого человека с абсолютно новым взглядом
на привычные конструкции.

В 1997 году ещё в одном испанском городе - Бильбао - был
закончен новый пешеходный Белый мост Субисури,или, как его
ещё называют,Кампо Волантин, возведённый по проекту уже
снискавшего всемирную известность архитектора.

В 1998 году в районе Пуэрто-Мадеро аргентинского Буэнос-Айреса
появился удивительный пешеходный Мост Женщины, являющийся,
по сути, первой и пока единственной работой испанского архитектора
в Южной Америке.

В 2001 году в Музее Искусств Милуоки появился удивительный
Павильон Квадраччи, ставший первым творением Сантьяго
Калатравы в США.

В 2003 году через реку Лиффи в Дублине был перекинут небольшой,
но от этого не менее зрелищный мост Джеймса Джойса.
Ирландцам настолько понравилось творчество Калатравы, что было
принято решение заказать ему ещё один мост.

Таким образом, в 2009 году чуть ниже по течению реки Лиффи появился
мост Сэмюэла Беккета, совершенно иной по конструкции и предназ-
начению.

А также в 2003 году было окончено строительство Концертного
Зала Тенерифе, над которым Сантьяго Калатрава работал 6 лет.

В 2004 году Сантьяго отличился в Калифорнии (США), построив в
Черепашьей Бухте мост, являющийся, по совместительству,
самыми большими в мире солнечными часами!
Он так его и назвал -Sundial Bridge.Белая стрела моста Сандиал
протянулась через реку Сакраменто. Те, кто знаком с творчеством
Клатравы, наверняка узнали архитектора с первой же фотографии.
Об этом мосте немного подробнее.

Мост "Солнечные Часы" разработан исключительно для пешеход-
ного и велосипедного движения в южную часть Черепашьей Бухты,
где находится целый парковый комплекс с дендрариумом, садами
и музеями.

Единственная опора моста Сандиал направлена точно на север, а
сам мост признан самыми большими солнечными часами в мире
(хотя солнечные часы Тайбея больше - отбрасываемая гномоном
калифорнийского моста на прилежащую парковую территорию тень
гораздо длиннее).Острие тени перемещается примерно на треть
метра каждую минуту, так что её движение можно увидеть даже
невооружённым глазом.Окончательная стоимость проекта составила
$23,5 миллионa.

Мост Солнечные Часы сооружён по тому же принципу, что и другие
проекты Калатравы - Мост Аламильо в испанской Севилье и Мост
Женщины в Буэнос-Айресе - единственная опора моста под 42-
градусным наклоном поддерживает 213-градусный мост посредством
натянутых тросов.
Пол моста сделан из прозрачного стекла, привезённого из Квебека,
которое ночью подсвечивается и принимает аквамариновый оттенок.
В пасмурную погоду, когда солнца нет и часы "не работают", опора
моста может даже сливаться с небом, благодаря традиционной у
Калатравы белой окраске.

В 2005 году Калатрава закончил строительство своего первого
небоскрёба -Turning Torso в шведском портовом городке Мальмё -
вызвавшего у общественности восторг своей "кручёной" формой.

В основу проекта шведского небоскреба легла именно скульптура.

В 2008 году вход в Иерусалим украсил новый мост Калатравы, сразу
же прозванный за свою форму Арфой Давида и незамедлительно
ставший одним из символов этого древнего города.

В 2009 году Сантьяго Калатрава представил свою кинетическую
композицию в Израильском Технологическом институте.

Самой значимой работой архитектора, смешивающего биотек,
авангард и экспрессионизм, считается «Город искусств и наук»
в Валенсии - архитектурный комплекс из пяти сооружений на
осушенном дне реки Турия.

В него входят опера, планетарий, галерея, научный музей, в котором
школьники обязаны трогать руками все экспонаты, и океанографический
парк на открытом воздухе.

Последним законченным творением испанского архитектора стало
новое здание вокзала Льеж-Гийемен в Бельгии, поразившее лёгкостью
своих форм даже самых заядлых критиков современности.

В настоящее время Калатрава проектирует будущий вокзал - Центр
Транспортировки Всемирного Торгового Центра - в восстановленном
Всемирном Торговом Центре в Нью-Йорке.

А также сейчас, в связи с кризисом, приостановлено строитель-
ство объекта, который должен был стать жемчужиной творчества
испанца - небоскрёба Чикаго Спэйр (Chicago Spire) Сверло, став-
шего бы самым удивительным и красивым зданием "города небо-
скрёбов".

А вот как башня выглядела бы снизу…

Кроме вышеперечисленных проектов, Сантьяго Калатрава
построил офисный комплекс Brookfield Place в канадском Торонто;

возвёл павильон Кувейта на Всемирной Выставке в Севилье 1992
года; занимался разработкой вокзала и ремоделированием универ-
ситетской библиотеки в швейцарском Цюрихе;

отреставрировал в 1992-1995 годах центральный пролёт берлинского
моста Обербаумбрюкке; спроектировал одну из станций Лиссабонского
метрополитена в 1998 году; открыл XXI век строительством нового
терминала аэропорта Бильбао в Испании;

перестроил в 2004 году Олимпийский Спорткомплекс в Афинах
для проведения Олимпиады.
Каждое его творение отличалось чем-то от предыдущих, в каждом
была своя изюминка, и это далеко не полный список его гениальных
проектов.

По словам художника, источником вдохновения для него служат
только человек и природа. Поэтому все его инженерные сооружения
воплощают собой идею антиконструктивизма - по пропорциям соот-
ветствуют человеческому телу и не пытаются своими размерами и
масштабностью подавить личность, вызывая, напротив, чувство
гармонии и единения с природой.
В прошлом году в Эрмитаже Сант Петeрбургa прошла
Выставка Сантьяго Калатравы "В поисках движения".
На экспозиции было представлено около 150 архитектурных
макетов и проектов, некоторые из которых оживали
после нажатия кнопки, а также скульптура и рисунки.

Когда на открытии выставки архитектора спросили: не будет ли
он работать над одним из своих новых фантастических проектов
в Сант Петербурге, Калатрава сказал, что побоялся бы вторгаться
собственной архитектурой в сбалансированное веками простран-
ство Петербурга. Единственное, что он может, это с удовольст-
вием оставить после закрытия выставки несколько экспонатов в
дар Эрмитажу.

Явление на озере

28.08.14 17:35

Политехнический Университет Флориды в городе Лейклэнд откроет в сентябре двери для первых студентов. Главное и пока единственное здание кампуса нового учебного заведения, основанного лишь весной 2012 года, — Центр Науки, Инноваций и Технологий — спроектировал Сантьяго Калатрава. Постройка легендарного испанского архитектора и инженера сама может служить прекрасным практическим пособием для будущих студентов.

Весь кампус занимает территорию в почти 70 га. Общая площадь основного корпуса составляет 18 580 кв.м. Строительство обошлось в 60 млн. долл. Материалы просты и понятны — алюминий, бетон и стекло. Из этих сухих «исходных» рождается удивительно тонкий и романтичный по ощущениям проект, одновременно виртуозно и прагматично просчитанный.

Здание имеет вытянутую форму, напоминающую корабль на воздушной подушке, тем более что расположено оно буквально на воде, в северной части озера. Вокруг последнего и формируется иссеченный дорожками и мостками ландшафт будущего кампуса. Искусственный водоем при этом становится и коллектором для ливневой канализации и источником влаги для окружающего парка. Но пока реализовано лишь одно из запланированных зданий — светлый, будто подсвеченный, футуристичный объем безусловно главный «лэндмарк», ведь эффектные, тщательно продуманные виды на него открываются даже с проходящего поблизости шоссе.

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Внутри двухэтажной постройки расположена вся необходимая инфраструктура. На первом этаже находятся учебные классы, исследовательские лаборатории, различные пространства для коммуникаций, рабочие зоны и амфитеатр для открытых лекций и торжественных мероприятий. Центром второго этажа стало большое общественное пространство прямо под сводом крыши, которое так и назвали «Commons». Вокруг него размещены переговорные и административные помещения.

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Сверху здание, как паутиной, затянуто довольно тонкой алюминиевой «перголой». Решение не только добавляет динамики и привносит момент игры, но и помогает защитить интерьеры от прямых солнечных лучей. А над центральным сводом установлены два ряда гигантских алюминиевых ламелей, по 46 в каждом. Они подвижны и управляются при помощи гидравлических приводов, следуя за положением солнца. Здание то «ощетинивается», как какое-то фантастическое доисторическое существо, то миролюбиво «втягивает» шипы-пластины. И опять решение вполне практично: во-первых, дает возможность регулировать уровень естественного освещения в центральном общественном пространстве, а во-вторых, на ламели можно установить солнечные батареи для экономии потребления электроэнергии.

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

calatrava.com

Крылья и струны

03.07.12 16:59

С 27 июня по 30 сентября в Государственном Эрмитаже проходит монографическая выставка Сантьяго Калатравы.

Мировую известность уроженцу Валенсии Сантьяго Калатраве в 1990-ые принесли мосты новой типологии. К настоящему времени в разных странах мира он построил их более тридцати, и каждый - чудо технологий. Мост Сэмюэля Беккета в Дублине на своей одной опоре способен поворачиваться на 90 градусов, открывая путь судам, проходящим по реке. «Струнный мост» в Иерусалиме - самый длинный (360 метров) транспортный вантовый мост в мире. Мост Конституции со стеклянными ограждениями и большим радиусом кривизны - единственный модернистский мост, которому, хоть и не без проблем, удалось «прописаться» на венецианском Гранд-канале.

Santiago Calatrava LLC, 2012

Мост Сэмюэля Беккета. Дублин, Ирландия. 1998-2009

На выставке «Сантьяго Калатрава. В поисках движения», открывшейся в Эрмитаже, можно увидеть и знаменитые мосты, и многие другие творения мастера. Он учился на художника, архитектора, инженера и не разделяет эти специальности, считая архитектуру высоким искусством. Многогранность натуры отражена в 150 экспонатах, выставленных в Николаевском зале дворца. Это макеты и фотографии сооружений, мобильные скульптуры, графика и живопись, а также керамика и сценография.

Фото Оксаны Милашкиной

Фото Кирилл Иконников

От произведения к произведению зритель имеет возможность проследить «идею-фикс» мастера - его упорное стремление постичь и перенести в свое творчество конструктивные принципы природы. Калатрава рисует «скелеты» своих зданий, подражая строению рыб, птиц, пальмовых листьев. Органические конструкции, по его мнению, настолько совершенны, что их надо оставлять на виду. И при этом он старается привести архитектурную массу в движение. Иногда это только визуальный эффект, построенный на летящих силуэтах и динамике линий. Так «ввинчивается» спиралью в небо небоскреб в Мальмё, прозванный «Закрученный торсом».

Фото Оксаны Милашкиной

Фото Кирилл Иконников

Но в некоторых случаях есть особый механизм, заставляющий архитектурные элементы реально двигаться. Например, у Музея искусств в Милуоки есть «крылья», которые раскрываются и складываются. На выставке представлен макет Церкви Блаженного Хупинеро Серры в Лос Анжелесе, для которой Калатрава разработал кровлю, открывающуюся и закрывающуюся по похожему принципу. Можно увидеть и другие макеты, наглядно демонстрирующие «мобильность» сооружений.

Фото Кирилла Иконникова

Фото Оксаны Милашкиной

Фото Кирилл Иконников

На открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский обмолвился, что данный формат непривычен для этих стен. Николаевский зал, однако, принимал и куда более радикальную современность. Именно здесь в 2009 году проходила выставка «Новояз» - в рамках программы «Эрмитаж 20/21» лондонский галерист Чарльз Саатчи представил творчество молодых британских художников. По сравнению с их работами вещи Калатравы - можно сказать, классика.

Фото Оксаны Милашкиной

Кроме того, архитектурные экспозиции могут стать для Эрмитажа традицией. В музее планируется серия просветительских проектов, посвященных современной архитектуре, и после Калатравы в гости с персональными выставками ждут Заху Хадид и Рема Колхаса. Главная российская сокровищница мирового искусства продолжает перекидывать мосты из прошлого в настоящее и будущее. В таком контексте экспозиция мастера, прославившегося самыми невероятными мостами, логична и символична одновременно.

Страница выставки на сайте Эрмитажа: www.hermitagemuseum.org

Santiago Calatrava LLC, 2012

Мост Конституции Венеция, Италия. 1996-2008

Santiago Calatrava LLC, 2012

Мост Аламильо. Севилья, Испания. 1987-1992

Santiago Calatrava LLC, 2012

Павильон Кувейта на «Экспо-1992». Севилья, Испания

Santiago Calatrava LLC, 2012

Железнодорожная станция аэропорта Сент-Экзюпери
Лион, Франция. 1989-1994

Santiago Calatrava LLC, 2012

Транспортный узел Всемирного торгового центра
Нью-Йорк, США. С 2003-го

Santiago Calatrava LLC, 2012

Моряк. 1995
Черное дерево, нержавеющая сталь

Santiago Calatrava LLC, 2012

Трансформация: желтый. 2009. Алюминий

Сантьяго Калатрава. Родился в 1951 году в Валенсии. Оставил местное художественное училище ради учебы в Высшей технической школы архитектуры. Затем продолжил образование в Федеральном технологическом институте Цюриха, где получил диплом инженера-проектировщика. В настоящий момент обосновался в Нью-Йорке. Филиалы бюро есть также в Валенсии и Цюрихе.

Первая работа Калатравы в Азии

24.04.12 11:20

Сантьяго Калатрава представил концепцию комплекса зданий для университета Юань Цзе в Тайване.

Данные о проекте крайне скупы. Известно, что комплекс включает в себя три здания, в которых разместятся Центр исполнительских искусств, школа искусств и дизайна, а также мемориальный зал кампуса университета. Архитектурным прообразом группы построек стал традиционный китайский замок в окружении воды. Догадаться об этом легко, достаточно взглянуть на бионическую криволинейную кровлю Центра и консольный выступ со стороны главного фасада. Очевидно, что Калатрава черпал вдохновение в лучших образцах культуры и искусства Поднебесной и Тайваня. Каркас объема, в котором разместится школа дизайна, состоит из ритмически организованных стальных ребер. Большую часть внутреннего пространства Центра исполнительских искусств займут концертный зал на 1200 мест и театр на 500 мест для экспериментальных студенческих постановок.

Официальный сайт архитектурного бюро: calatrava.com

Фото Santiago Calatrava, LLC

Фото Santiago Calatrava, LLC

Город под названием Испания

06.05.11 14:43

Экспозиция включает рисунки, макеты, фотографии, видеоролики. Устроители поставили перед собой задачу показать сегодняшнюю архитектуру Испании в самых разных аспектах: от слияния с историческим наследием в больших городах до развития маленьких поселений и строительства отдельных объектов. Также сквозь архитектуру будет предложено взглянуть на общественно-социальную жизнь страны. Здесь и решение экологических проблем, и освоение новых территорий, и культурно-образовательные процессы. Наряду с произведениями Сантьяго Калатравы, Мигеля Наварро, бюро EMBT, Foreign Office Arquitectors и других именитых испанцев выставка познакомит российскую публику с работами малоизвестных, но высоко оцененных на родине профессионалов. В проекте приняли участие более 80 архитекторов.

Общая концепция застройки изначально разрабатывалась специалистами Studio di Ingegneria De Cola di Messina. Территорию, прилегающую к пристани, надлежало превратить в развитую инфраструктуру, включающую торговые площади и зону досуга с озелененным пляжем, гостиницей, баром, рестораном, спортивным центром и амфитеатром. На искусственном острове, отделенном от берега каналом шириной 70 метров, расположится главное здание пристани. Сконструировать его пригласили звезду мирового масштаба - Сантьяго Калатраву.

Климат и местный колорит Салерно напомнили архитектору родную Валенсию, которую он прославил целой серией объектов, тематически и формально также связанных с водной стихией (Музей Океанографии, Город науки и искусств). По замыслу Калатравы здание причала в Италии должно быть визуально невесомым и прозрачным, эффектно отражаться в воде. Белоснежный объем с крышей-парусом издалека выглядит как самая крупная среди стоящих на приколе яхт.

Второе значительное сооружение мастера - вантовый мост, соединяющий постройку на острове с берегом. Это будет многоуровневая структура с эстакадой и пешеходными галереями-променадами.

Официальный сайт архитектора: calatrava.com

Официальный сайт проекта: marinadarechi.com