Заготовка бересты. Своими руками. Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий Технология изготовления изделий из бересты

Береста сразу пригодна только для строительных нужд (например, прослойка между фундаментом и срубом) и для растопки печей. Для производства изделий же нужна первоначальная обработка бересты и, в нашем конкретном случае, дальнейшая подготовка бересты к плетению . В данной статье я рассмотрю основные этапы, которые включает в себя обработка бересты.

Основные этапы подготовки бересты

  1. Первый этап - предварительная очистка бересты
  2. Второй этап - сортировка
  3. Третий этап - слоение
  4. Четвёртый этап - нарезка

Стоит оговориться, что первые два этапа подходят исключительно для листового материала, а не ленточного в клубках. Клубки же трогать не следует до самого использования. К тому же слоение и нарезка клубковой бересты гораздо проще, чем листовой.

Предварительная очистка бересты

Предварительная обработка бересты (очистка) может быть проведена и во время заготовки, чтобы не нести лишнюю грязь в дом. Но иногда время играет против нас, и такое мероприятие приходится делать позже. Однако, свежая заготовленная береста слоится в разы лучше той, которая успела полежать и просохнуть за несколько месяцев, поэтому не откладывайте этот процесс надолго. Как показывает практика - отложив обработку бересты в долгий ящик, вы рискуете потерять гораздо больше полезного материала.

Чистятся обе стороны листа ото мха, лишайника (насколько возможно), прилипших фрагментов растительности. Должно получиться примерно так, чтобы при тряске листа бересты от него не летели в стороны шелуха и прочие элементы. Обработка бересты на этом этапе будет более продуктивной, если использовать жёсткую щётку, но главное не переусердствовать и не повредить нежный слой свежей бересты.

Сортировка бересты

На этапе сортировки необходимо определить предназначение каждого листа. Хотя деление бересты на сорта довольно условно, я все равно опишу общие свойства бересты и объединю их в группы.

Масштабность операции «сортировка» зависит от количества всей собранной бересты. Если бересты всего пару листов, говорить о сортировке, наверное, не стоит. Однако этот этап никак нельзя пропустить, и если вы отложите его сейчас, то обязательно вернётесь к нему перед самым плетением.

Первый сорт - ровные, в меру плотные листы, с наименьшим количеством наростов и повреждений, с ровным приятным цветом лицевой стороны замечательно подходят для плетения. Обработка бересты такого типа не вызовет больших неприятностей в дальнейшем.

Важно обратить пристальное внимание на чечевички. Они не должны сильно по цвету отличаться от самой бересты. Хорошо если слегка зеленоватого оттенка и не трескаются при деформации.

Ещё одним важным моментом является способность к расслоению. С края листа попытайтесь отслоить примерно половину от толщины листа. Если слоится тяжело с чистой стороны, то это доставит ряд хлопот при подготовке, а если слишком легко - при плетении. Этот опыт можно получить только когда попробуешь плести из нескольких видов бересты, поэтому не стану здесь больше разглагольствовать.

Ко второму сорту можно отнести более заросшую и грубую бересту. На лицевом слое заметны некоторые вкрапления и пятна, береста сложно (или слишком легко) слоиться, а чечевички тёмные длинные и с трещинами. На такой бересте много наростов и уплотнений от сучков. Из этого материала тоже можно плести, но большие изделия вроде коробов, корзин и пестерей, где её грубость будет способствовать требованию нагрузки.

Подобную бересту вплетали у лаптей в подошву, когда родной слой начинал изнашиваться. Она имеет разнообразную фактуру и текстуру, может пригодиться также для производства сувенирной продукции и игрушек. Иногда чрезмерная обработка бересты второго сорта излишняя, так как можно лишить её имеющихся узоров и сделать непригодной для части продукции. Будьте внимательней.

Самой неудачной берестой считается толстая кора со старых берёз или снятая в ранние (или поздние) сроки периода сбора. На лицевом слое много разноцветных участков, фрагментов присохшего луба и прочих образований. Очень мало чистых участков белого материала. Чечевички черные или дырявые и их края деформированы и создают бугры на бересте. Для плетения чаще всего такая береста не пригодна, так как подготовка этой бересты займёт много времени, а брака и отходов будет очень много.

Но не стоит сразу выбрасывать эти листы. Мастера находят в такой поверхности свою неповторимую привлекательность, и иногда специально ведут сбор некачественной бересты. Из такой породы получаются удачные композиции в сочетании с другим материалом. А можно, обладая некоторым художественным талантом, писать живописные картины, если увидеть в текстуре некоторый образ.

Клубковый сбор бересты вообще имеет смысл только для первого и второго сорта. В таком случае сорт определяется ещё на этапе заготовки и для третьего сорта бересты данный способ сбора попросту невозможен или малоэффективен.

Расслоение бересты нужно для приведения её к требуемой толщине для конкретного вида и размера изделия. Данную обработку бересты можно проводить непосредственно перед плетением и в нужной дозировке.

Сложно объяснить в физических величинах подходящую толщину и плотность материала, пригодного для плетения. Все зависит от величины и рода изделий. Самой универсальной толщиной считается толщина 0,7 мм. - это примерно толщина фотобумаги или листа для черчения, но для мелких изделий можно чуть тоньше. Ощущение нужной толщины придёт с опытом, и потом будет казаться, что береста сама подсказывает как надо, потому что она разделяется проще на определённом слое - сопротивляться этому ни в коем случае нельзя, потом проблем не счесть.

Новичку для удобства стоит разлиновать лист на полоски одинаковой ширины и настричь необходимое их количество. Нарезать ленты обязательно вдоль волокон (определить по направлению чечевичек). У мастеров, постоянно занимающихся подобным ремеслом, должно имеется приспособление (станок) для нарезки полосок бересты. Это позволяет сократить время на подготовку и получить ровные одинаковые ленты. Разлинованный лист стрижётся обычными ножницами или нарезается ножом-косяком по линейке.

Когда получили нужное количество полосок, их края лучше обстричь в виде трапеции. Это делается для того, чтобы облегчить плетение, когда требуется продёрнуть одну ленту под другой. Не стоит делать слишком острые концы - они при плетении начнут загибаться и слоиться. Разумеется, эта процедура проделывается только для количества лент, участвующих в плетении.

Если делается не плетёное изделие, а, например, сувенир, тогда производится начертание и выстригание необходимых выкроек. Здесь удобно использовать шаблон, чтобы рациональнее тратить материал.

Особенности клубковой бересты

С собранной в клубки берестой дела обстоят куда проще. И слоится она легче, и длина ленты не ограничена шириной листа. Когда расслаиваешь такую бересту, то получается две ровные ленты, одна с важной лицевой поверхностью, а другая в отходы либо на изготовление менее качественных изделий. Но есть и пара минусов.

Первый заключается в ограничении видов изделий, которые возможно изготовить. Ведь ленты ограничены по ширине и редко превышают 4-5 сантиметров. Такая береста пригодна только для плетения. Возможно изготовление некоторых сувениров, не требующих широких выкроек.

Второй минус - чечевички. Их направление (как и волокон) не соответствует направлению самой ленты, и находится под некоторым углом. Поэтому, особенно когда чечевички черные и длинные, на ленте появляются заусеницы, которые могут вызвать обрыв ленты.

После расслоения бересты из клубка до нужной толщины производится нарезка лент. Разлиновка тут больше тормозит, чем помогает, а станок окажется бесполезным в силу своих технических возможностей. Опытные мастера «на глаз» настригают ленты обычными ножницами и те получаются достаточно ровными. После нарезки края также стоит обстричь трапециевидно.

Если расстригается большее количество, чем необходимо, или вся береста, то стоит полученные ленты скрутить снова в клубки или рулоны. В последнем случае нужно перевязать ниткой, чтобы рулон не распался, или использовать канцелярскую скрепку.

Нет специальных правил подготовки бересты к хранению, есть только рекомендации, потому что хранить бересту можно в любом виде: неочищенной и очищенной, отсортированной или нарезанной. Каждый способ хранения может быть подвержен критике, но все же можно дать несколько советов.

Листовой материал следует хранить под прессом между двух ровных поверхностей, не давая бересте возможности (для манёвра) скрутиться (это дело береста любит больше всего). Листы при таком способе хранения не должны содержать на поверхности жидкости (липкий берёзовый сок, например), так как это вызовет скорое появление плесени. Желательно предварительно такую бересту подвергнуть первоначальной обработке в виде грубой очистки. Сортировка тоже не будет лишней из рациональных соображений - из-под пресса каждый раз придётся выбирать подходящие листы, когда этого можно избежать.

Хранить листовую бересту можно в любом месте, но от условий хранения будет зависеть сохранение её свойств, таких как эластичность и прочность. В сухом помещении она быстро станет ломкой, а во влажном - не сгниёт, конечно, но вырастит на себе множество микроорганизмов.

Самым лучшим вариантом будет в меру сухое, тёмное и прохладное помещение, что-то вроде проветриваемого подвала. Но по сути можно даже зимой в неотапливаемом гараже хранить:)

Клубковая береста не менее прихотлива. Её можно подвесить или просто расположить на сухом и чистом полу. Однако из-за рыхлости клубка высыхает такая береста гораздо быстрее, так как листы под прессом лучше сохраняют влагу и к тому же они цельные, то есть имеют меньшее отношение периметра к площади.

Аналогичная ситуация с расслоений берестой - её следует как можно раньше израсходовать, чтобы она не успела иссохнуть.

Ни в коем случае нельзя бересту хранить с использованием полиэтилена. Высыхая, береста будет выделять влагу, которая сконденсируется на полиэтилене и будет накапливаться, создавая благоприятную среду для микроорганизмов, а это уже даже опасно. Минусовая температура, разумеется, скроет такой недостаток, но она в нашей полосе далеко не весь сезон, а выделять холодильник для бересты - смешно. Картонные коробки лучше всего подходят в качестве тары для бересты в любом виде.

Все этапы подготовки бересты выполнены. Теперь все готово и можно переходить непосредственно к производству.

Для работы с берестой понадобятся как специальные, так и обычные инструменты : ножницы, нож, зажимы, линейка, рейка, угольник, циркуль, карандаш, шариковая ручка, жестяные шаблоны, ленторез из ножа, ленторез из шайб, шило, пробойники, чеканы, скоба, стамеска, киянка.

Специальные инструменты для работы с берестой
:

  • Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закрепленных на плоскости для протаскивания ленты. Ширину ленты определяет расстояние между ножами. Также можно изготовить из 2-х деревянных пластин (150×60 мм). Толщина постоянной пластины — 15 мм, толщина другой пластины, съемной, меняется в зависимости от требуемой ширины ленты. На постоянной пластине делается паз и закрепляется лезвие ножа. Носик лезвия должен находиться на 3 мм ниже пластины.
  • В качестве зажимов можно использовать канцелярские скрепки, «крокодильчики», бельевые прищепки. Чеканы вам понадобятся, если будете на бересте делать оттиски рисунков. Простейший чекан может быть изготовлен из большого гвоздя (20 мм): напильником стачивается острый конец до круга, а затем с помощью треугольного надфиля и напильника на этом торце намечается диаметральная средняя полоска и далее стачивается торец гвоздя под углом 30 градусов от центра к середине. Так проделать надо 6 раз, можно больше. Получите рисунок солнца, можно цветка.
  • При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла, с помощью которого расширяются промежутки между сплетенными лентами, за счет этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя.
  • При изготовлении туеса понадобится пробойник (для пробивания замков), киянка (для вколачивания донца в сколотень, чеканы (для подчеркивания красоты) и др. В отличие (я плетения из лозы и соломки, в плетении из бересты используется к основном один вид переплетения прямой или наклонным получается клетчатый узор (похожий на шахматную доску), в прямом плетении ряды горизонтальных и вертикальных квадратов перпендикулярны между собой, в наклонном — расположены под углом 45″. Прямое плетение считается проще наклонного.Виды плетения изделий из бересты :
    Прямое плетение используется для изготовления подставок, ковриков, коробочек, донышек корзин, хлебниц. Берется четное количество полосок шириной 10-15 мм, собираются, складываются, протягиваются и переплетаются на горизонтальной поверхности. Начало плетения в зависимости от изготовляемого изделия может быть различным. При плетении ленты основы чередуются через одну. При таком чередовании берестяных лент получается узор, похожий на рисунок шахматной доски.
    Таким образом плетется коврик. Чтобы изготовить объемные изделия (коробочку, солонку, корзинку), необходимо научиться плести узлы. Самый простой в исполнении — прямой угол 90°. Все концы полосок из сделанного ранее коврика поднимаются вертикально вверх и соединяются в пучок. В эти вертикальные полоски вплетаются дополнительные полоски. Объемный шаблон, находящийся внутри плетения, помогает создать ровное, симметричное, красивое изделие.
    Для небольшой коробочки, сплетенной прямым плетением, понадобятся берестяные ленты шириной 20 мм, толщиной 1 мм: 8 лент длиной до 45 мм и 8 лент длиной до 55 см. Ленты зачищают до 0,4 мм и заостряют. Сначала плетется коврик (две ленты от середины переплетают с двумя другими), к ним по бокам приплетают 4 короткие боковые ленты, получится основание со стороной 8 см. Затем на коврик ставится объемный шаблон так, чтобы ленты были расположены вдоль диагоналей его торца. Выходящие из-под каждого угла шаблона две короткие боковые ленты переплетают, фиксируя углы. Далее плетутся стенки высотой до 9 см. Шаблон вынимается, и дальше плетутся плечики, для чего один конец короткой боковой ленты подсовывают под другой, который в свою очередь перекидывают поверх первого на другую сторону, опускают его на соседнюю стенку и закрепляют, протянув через поперечную ленту. Так же делают и другие плечики.
    Для придания изделию законченного вида обязательно оформляется край изделия. Это можно сделать с помощью дополнительной, короткой (на длину кромки) ленты. Она проходит через все петли перегнутых полос (лент) и не дает расходиться крайним «квадратам» изделия. Края прямого или косого вида плетения можно оформить «зубчиками», манжетой, дополнением служат и ленты из бересты, которые завязываются бантиками.

    Изготовление Туеса :
    Более сложным является изготовление туеса. Для него понадобятся сколотень, пластовая береста (чуть меньше по высоте сколотая), полоски бересты на пояски, полоски-подкладки в сгибы, дощечки из древесины для изготовления дна и крышки, а также тальниковый прут для ручки.
    Туес представляет собой термос. В качестве внутренней части используется сколотень, у которого сверху и снизу на 3-6 см снимают лишние слои. Пластовой берестой (наружной стороной внутрь) обертывают сколотень так, чтобы ее края находили друг на друга на 4-7 см. Вдоль краев проводят шилом черту и на одном крае прорезают полукруглые отверстия, а на другом — зубчики. Получается замочное крепление.
    Затем, надев обшивку на сколотень, выступающий снизу торец сколотня опускают в кипящую воду, распаривают несколько минут, когда он станет мягким, выворачивают его наружу, и он плотно обхватывает обшивку. То же самое проделывается с верхним торцом сколотня. Дно и крышку можно изготовить из досок толщиной 15-20 мм из древесины хвойных пород. Крышка должна соответствовать внутреннему диаметру туеса, а дно делается с припуском 2-4 мм. В распаренный еще раз нижний край туеса вставляется дно, на него для увеличения прочности надевается поясок (берестяная полоска шириной 2-5 см, скрепленная в замок). Для ручки используется тальниковый прут, его изгибают и вставляют в отверстия, сделанные в крышке. В выходящих на внутреннюю сторону крышки концах прута делаются отверстия, и в них вставляется для закрепления ручки короткая палочка.

    Применяя различные способы декорирования бересты, такие как резьба, процарапывание, роспись, можно создавать красивые оригинальные изделия, на которые всегда повышенный спрос. Такие изделия особенно охотно приобретают иностранные туристы, при этом они высоко ценят именно ручную работу.

Россия – страна с огромной территорией и многовековой историей. Среди других государств бытует большое количество стереотипов, связанных с ней. Некоторые имеют негативную окраску, например, про водку, морозы и матерное общение, другие, наоборот, раскрывают глубокий русский менталитет с положительной стороны: готовность помочь, обилие икры и красота природы.

Действительно сложно представить русские пейзажи без берез – тонких черно-белых красавиц. Эти деревья не только радовали глаз наших предков, но и служили сырьем для берестяного промысла.

До сих пор большой популярностью пользуется березовый сок, который обладает приятным вкусом, а кроме этого содержит десяток органических кислот и витамины В6 и В12, что безусловно говорит о его пользе для здоровья. На этом полезные качества дерева не заканчиваются, его кору – бересту, или берёсту – применяли во многих сферах жизни.


На бересте писали, делали из нее украшения для изб и посуду, использовали в рыболовном промысле для легких лодок, плели лапти и корзины, она также служила прекрасным природным антисептиком.

В настоящее время, когда природные материалы стали заменять синтетическими, березовая кора уступила свое первенство, но сохранившиеся знания позволяют создавать уникальные поделки из этого материала.

Плюсы таких изделий несомненны: во-первых, это натуральность. Во-вторых, красота одновременно с функциональностью. И, в-третьих, но далеко не последних преимуществах – эти вещи используют по назначению, например, в емкостях из бересты можно хранить продукты, в лукошки собирать грибы и ягоды, а лапти использовать, как домашнюю обувь.

Народное творчество приобретает все большую популярность и многие интересуются, как сделать поделку из бересты своими руками. Статья, представленная ниже, поможет вам начать творческий путь.

Заготовка бересты для поделок

Если вы загорелись идеями поделок из бересты, вам необходимо узнать, как правильно подготовить ее для творчества.


Прежде всего следует помнить, что заготовка материала не должна навредить природе. Лучше собирать бересту с упавших или срубленных деревьев. Рассчитайте примерное количество сырья, потому что неиспользованная кора может испортиться и пропасть.

Сбор ведется в июне. Этот срок колеблется в зависимости от вашего места жительства.

Проще всего собирать бересту листами. На коре делается надрез вдоль ствола длиной от 40 до 70 см. Потом аккуратно отделите кору от ствола, в удачный сезон отслоение происходит с легкостью само по себе.

Для некоторых поделок тех, которые предполагают плетение, бересту нужно собрать лентами. Тогда делайте надрез вдоль ствола длиной 3-4 см, аккуратно отслаивайте кору и снимайте ее по спирали.

Хранение и подготовки бересты

  • пространство для хранения должно быть сухим и хорошо вентилироваться;
  • на свету береста теряет цвет, выгорает, поэтому место для нее выбирают темное;
  • тонкие ленты скручивают в моток белой стороной наружу;
  • между листами должна находиться прослойка, например, картон, а сверху их прижимают чем-нибудь тяжелым.


Обработку бересты для поделок начинают с очистки. Стряхивают пыль с желтой стороны и снимают грязь с другой, можно для этого использовать наждачную бумагу.

Следующий этап: расслаивание. Бересту делят на слои необходимой толщины. Если материал старый или кора толстая, его нужно размочить в солевом растворе в течение 2-3 суток. После этого она просушивается под грузом.

Берестяной кузовок своими руками

Вашему вниманию предлагается мастер класс по созданию берестяного кузовка для начинающих. Стоит отметить, что, хотя изделие способен создать неопытный ремесленник, на это придется выделить несколько часов.

Предполагается, что материал в наличии и подготовлен к работе.


Используйте берестяной лист нужного вам размера. Предположим его величина 40Х30 см. Подготовьте тонкие ленты для «шитья» изделия. Их длины должно хватить, чтобы соединить края кузовка. Толщину делайте примерно 0,5-0,7 см.

Сверните лист, наложив края друг на друга, и зафиксируйте их, например, канцелярскими зажимами или крупными скрепками. На краях, которые наложены друг на друга, сделайте отверстия.

Используйте канцелярский нож или шило. Чтобы кузовок получился красивым и аккуратным, заранее отметьте места отверстий.

«Сшейте» цилиндр, используя приготовленные ранее ленточки из бересты. Зажимы теперь можно убрать. На тубе отметьте уровень дна в 10 см. Разрежьте бересту на 4 части до этой отметки на равном расстоянии друг от друга. Загните детали дна друг на друга и «сшейте» при помощи тонкой ленты.

Кузовок готов. Его можно украсить кусочками бересты другого цвета и приделать ручку, если необходимо. На фото вы видите поделку из бересты в готовом виде.

В сети существует много идей и инструкций для поделок из бересты. Пользуйтесь ими или придумывайте свои варианты. Ваше творчество точно никого не оставит равнодушным!


Фото поделок из бересты

Одним из любимых материалов у мастеров была береста. Из нее плели корзины, солонки, короба, обувь (лапти, ступни). Из комбинированных изделий (древесина и кора) самым распространенным был туес, состоящий из пластовой бересты и сколотня (берестяного цилиндра).

Береста обладает антисептическими свойствами, что позволяет хранить продукты в берестяной посуде долгое время. Кроме утилитарных предметов в крестьянской избе встречались игрушки из бересты — плетеные мячи, погремушки (шаркунки), «берещаные» фигурки. Из бересты делались и простые музыкальные инструменты — рожки и дудки. Лентой из бересты обвивали горшки, стеклянные бутыли, рукоятки орудий труда.

Берестяные промыслы, когда-то широко распространенные на всей территории страны, сохранились в северных, северо-восточных районах европейской части России, в Поволжье и Сиби-ри. Кузовки из коры вяза делаются только в Брянской области (Малое Полпино). К сожалению, в настоящее время промысел находится не столь распространен, а кузовки изготавливают только отдельные мастера.

Если вы бывали в лесу, то, скорее всего, хоть раз да видели гнилой берёзовый пень. Если ударить по нему ногой, он рассыплется в труху, а вот береста останется крепкой. Береста долговечна и не гниёт, и люди давно поняли это. В избах её клали под нижний венец избы, чтобы в дом не проникала влага. Бересту использовали для создания влагоустойчивой обуви, обшивки лодок-берестянок, изготовления туесов, которые сохраняли их содержимое холодным даже в жару. Одним из исторических источников стали широко известные берестяные грамоты, донёсшие до нас образцы древнерусской письменности. Берёзу использовали как бумагу, благодаря её упругости.
Изделия из бересты, использующиеся в быту, часто украшали прорезным узором. Городом, где больше, чем во всех остальных местах занимались резьбой по бересте, был Великий Устюг.
Береста легко поддаётся обработке, даже используя незамысловатые инструменты, можно выполнить разные декоративные работы.

Самый главный инструмент при создании прорезной бересты - резак. Нужны также пробойники (Ручные инструменты для пробивания небольших отверстий в различных материалах) - их делают из листовой стали, свёрнутой в форме трубок разного диаметра. Профилям таких трубок можно делать разной формы: овальную, квадратную, треугольную, круглую. Трубки необходимо вбить в рукоятки из дерева и заточить их внешнюю сторону.
Также пригодятся в работе чеканы и притуплённое шило. Чем больше разных инструментов, тем интереснее получится рисунок.

Заготовки бересты следует запланировать на конец мая/ начало июня, именно в это время года береста имеет особенно красивый оттенок и легко снимается. Снимайте бересту только с уже поваленных деревьев!

Следует счистить наружный белый слой с помощью наждачной бумаги и убрать остатки коры с лицевой (внутренней) стороны.
Свежая береста расслаивается легко, а вот засохшую надо будет распаривать горячей водой и разделять на слои с помощью ножа.
Чтобы береста стала прямой, положите её между двумя дощечками и придавите грузом.

Для обработки бересты понадобится доска (лучше липа или осина). Береста крепится к такой доске с помощью канцелярских кнопок, а сверху закрепляется лист нетолстой бумаги, с нанесённым на него рисунком, далее рисунок необходимо обвести по контуру твёрдым карандашом, чтобы отпечаток рисунка был виден на изделии, в дальнейшем можно его обвести шилом и непосредственно на бересте.

Сложные части рисунка надо вырезать резаком, а для мелких часто повторяющихся элементов хорошо подходят пробойники. Для того чтобы сделать узор ещё более интересным, используются чеканы, по ним слегка стучат молотком так, чтобы в бересте появилось углубление или выпуклость. Осторожно, если вы не уверены, что у вас получится именно углубление, а не сквозная дырка, лучше потренируйтесь работать чеканом на пробном кусочке бересты. Чеканы и пробойники служат для упрощения одинаковых элементов на изделие. Шило используют для изображения коротких линий и точек.

После того как ваша работа завершена, надо аккуратно снять бересту с доски и приклеить её на фон - гладкую бересту, цветную фольгу и т. п. Для склеивания необходимо использовать столярный клей и делать это под прессом. Если во время работы потеряет цвет и свежесть, то её следует протереть маслом (подсолнечным или льняным) при помощи мягкой губки или тряпки.
Готовое изделие можно использовать для украшения пенала, закладки, подставки для карандашей, чехла для очков и множества разных предметов, которые встречаются нам в быту.

Итак, наш мастер-класс по изготовлению узора на бересте путем прорезной резьбы:

Инструменты

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.

Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в "Татьянке", то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком:) Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

После все, немного отдохните.

Для того, чтобы приклеить наш рисунок на украшаемый предмет, берём клей ПВА, губку для посуды, и небольшими легкими движениями наносим клей, клей наносится как на предмет, так и на бересту, помните клея много не нужно, иначе он у вас вытечет из орнамента и потом всё это будет иметь довольно-таки непрезентабельный вид.

Удачи ВАМ в ваших начинаниях!

Оценка информации


Записи на схожие темы


Геометрический узор, исполненный трехгранновыемчатой резьбой . Эта резьба считается одной из самых...бересты , и без того очень красивую по цвету и фактуре, украшали резьбой ... район, деревня Поднегла Дерево, береста , резьба . 10,5x8x8,5. Привезено экспедицией...

Заготовка
Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору.
Лента
В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора.
Пласт
Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.
Сколотень (цилиндр)
Спиливать дерево удобнее на высоте 1-1,20 метра. Далее для себя обозначить все потенциальные места. Для снятия сколотня выбирается всё та же белоствольная берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и неровностей. Необходимый инструмент: двуручная пила, топор, нож, шпага (сочалка). Для снятия сколотней и напилить дерево на чурки 2,50-3 метра. Для удобства работы лучше организовать место снятие бересты на уровне живота. Снимается берёста сколотнем от комеля к вершинке (но можно и наоборот). Для начала делается надрез по всей длине окружности ствола, чтобы обозначить длину будущего сколотня. Далее сочалка вставляется между стволом и камбием, и производятся движения вдоль ствола, и кора берёзы постепенно отслаивается, сопровождается этот процесс обильным сокоизвержением. Когда после трудных минут отслоения вам покажется что вот оно, сейчас должно совсем сойти с дерева, обхватите двумя руками ствол и немного прокрутите бересту по кругу. Если береста подалась, значит нужно осторожно снимать её со ствола. А осторожно потому, что на стволе под камбием могут оказаться острые выпуклости, которые порвут всю проделанную работу, или утолщение ствола так же сможет испортить сколотень. Фотографии заготовки сколотней можно посмотреть по данной ссылке .

Хранение
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученая несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев.
Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких досок или листов фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставался некоторый промежуток для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. Особых условий для хранения сколотней нет.
Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

Обработка
Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению.
Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.

Плетение
Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Прямое плетение при работе сложнее, чем косое плетение. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности. Основные приёмы плетения можно посмотреть в разделе "Мастер-класс" .

Работа с пластом
Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Дополнительный материал: корень хвойных деревьев (сосна, ель), ивовый прут, черёмуховый прут, берестяная лента. Некоторые приёмы работы с пластом вы найдёте в разделе "Мастер-класс" .

Изготовление туеса
Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.
Туеса делаются обшивными и выворотными. Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний. Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления. Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок.
При изготовлении выворотного туеса высота сколотня должна быть больше высоты рубашки. Для загибания кромки сколотня необходимо несколько секунд подержать один край в кипящей воде, а затем загнуть на рубашку. То же самое проделать и с другим краем. На самом деле всё не так просто и без визуального ряда никак не объяснить весь процесс выворачивания сколотня. Пусть это останется не секретом мастера, а задачей авторам на будущее.
Донце и крышка изготовляются как круглой, так и овальной форм. Существует множество способов изготовления крышек в зависимости от места бытования ремесла и промысла. Подходящая порода дерева, например, ель, сосна.
В некотором виде можно посмотреть схемы замков, оплетение, крышки по данной ссылке .

Тиснение

Для того, чтобы было веселее делаются на туесах тиснёные рисунки, так говорил дед Мартын, изображая забавные сценки из своей деревенской жизни на Мезени. Но так же делаются тиснёные рисунки и для красоты, чтобы стоял туесок с гречкой на кухонной полке и красовался. Тиснение, прежде всего, - это красота, уместность, полнота орнамента. Орнамент - основа рисунка. В связи с этим можете посмотреть орнамент на туесах Фатьянова М.Ф, Шутихина А.В. и др., а так же полистать книги по орнаменту.


Резьба
Резьба по берёсте различается на геометрическую и резьбу растительного орнамента. Технология прорезания обусловлена твёрдостью руки, качеством материала и качеством инструмента. Прорезается рисунок по разному - по пласту рубашки, либо уже по готовому туесу, хотя второй вариант не технологичен. Самая известная прорезная береста - шемогодская .

Процарапывание
Процарапывается береста, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы.

Роспись
Роспись по берестяным изделиям можно посмотреть в разделе "Статьи" .

Выделка дёгтя
Вдали от деревень, как правило в лесу, строили небольшие смолокуренные заводы. На этих заводах выгоняли из листов берёсты три жидких компонента: дёготь, скипидар и пек. Дёготь применяли для смазывания обуви, а так же совместно с пеком использовали при строительстве лодок.
Для выгона этих трёх компонент изготовляли три больших глиняных чана. Чаны последовательно соединяли трубкой так, чтобы жидкость могла переливаться из первого в последний сосуд. Первый чан имел только одно отверстие для соединяющей трубы. Второй же был промежуточным, а по сему имел вход и выход. Третий чан кроме отверстия для трубки имел краник, через который выгоняли конечный продукт. Поскольку данная технология записана со слов Кузнецовой Валентины Дмитриевны (г. Вельск), у которой дед Павел Кузнецов до и после революции занимался выгоном дёгтя, то не весь процесс досконально запомнен из далёкого детства. Поэтому не восстановить в каком чане что выгонялось и как сливалось.
Для выгона дёгтя завод имел в хозяйстве семь лошадей, на которых привозили большие телеги листов берёсты. Работали много и усердно. Был хороший заработок, поэтому в двадцатые годы семьи работников раскулачили, а деда Кузнецова Павла однажды увезли в город и больше его никто не видел. Завод находился в Вельском районе, Шадринский сельсовет, недалеко от деревни Макарьинская.
Под первым чаном располагалась печь (не известно была ли печь под другими чанами?). Этот чан до отказа набивался берёзовой корой и плотно закупоривался. Доступа воздуху не было. При достижении определённой температуры берёста превращалась в тёмную жидкость, которая затем переливалась в другие сосуды. Это весь процесс.

Строительство судна

В разных регионах таежного пояса Земли береста обрабатывается одними и теми же способами и приемами, которые не менялись с древних времен до наших дней. Поэтому совсем не удивительно, что полотуха из Архангельской области по способу изготовления похожа на Birch Bark Basket из штата Аляска, а столетний кузовок народа ханты похож на изделия современного мастера из штата Мэн. Лодка-берестянка с Нижней или Подкаменной Тунгуски по характерным признакам такая же, как с озера Мичиган. Различаются они только способом декорирования и орнаментом, что похоже, не удивительно. Каждый народ имеет собственное национальное самосознание и собственное лицо.
Берестяные каноэ индейцев Северной Америки внесли огромный вклад в дело освоения европейцами нового для них континента. На каноэ по рекам и озерам передвигались сначала первопроходцы, затем промышленники и торговцы, после – переселенцы с миссионерами. Удобней и доступней для первопроходцев Америки средства передвижения не было (смотри полный текст статьи автора Шутихина А.В. по адресу).

Последовательность изготовления современной берестяной лодки можно посмотреть .

Ниже представлены фотографии и схемы последовательности изготовления берестяной лодки.





























Фотографии с американского сайта
http://www.acbs.org и других.

Основной инструмент
Все кто занимается работой с берёстой пользуются каким-то определённым набором инструмента. Одинаков ли он у всех? Его перечень? Почему есть различия в названиях, формах, материале и прочее? Попробуем ответить на эти вопросы.
Набор, число инструмента зависит от того, какой конкретной обработкой занимается мастер. Минимальный набор плетельщика - это ножницы (нож) и зажимы (скрепки-прищепки). При желании упростить процесс обработки материала появляются нож, линейка (рейка), шаблоны для нарезки лент, ленторез. При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла. С его помощью расширяются промежутки между сплетёнными лентами, за счёт этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя.
Набор инструмента мастера, который работает с пластовой берёстой расширяется. Это и шило для прокалывания отверстий для прошивания пластов между собой, и инструмент для заготовки и обработки соснового корня - металлический крюк/скоба для вытаскивания корней из земли, инструмент для очистки корня (несколько видов такого инструмента), инструмент для расслаивания корней.
Набор мастера изготовляющего туеса дополняется пробойником - инструментом для пробивания замков, инструментом для обработки дерева, киянка используется для вколачивания донца в сколотень, чеканы для подчёркивания красоты туеса и некоторые другие специфичные инструменты. Как правило, у каждого мастера есть какой-то свой особенный инструмент, поэтому перечислить все приспособления не представляется возможным.

Перечень основного инструмента:

Изображения некоторых инструментов :


Жестяные шаблоны

Чекан из текстолита

Чекан деревянный

Чекан из текстолита

Коточики костяные

Киянка

Металлическая линейка

Набор надфилей

Нож

Нож

Ножницы

Пробойник

Шило с утолщённым жалом

Шило с утончённым жалом

Стамеска плоская

Циркуль

Циркуль

Типы ленторезов
Ленторез предназначен для нарезки берёсты в виде лент (полос, лычек). Ленторезы условно можно разделить на две группы: инструмент для выравнивания ленты берёсты из клубка и инструмент для нарезки полос из пласта. Отличие в том, что первый инструмент обрезает с двух сторон, а второй только с одной. Лента используется для плетения крупных и сложных предметов. Полосы используются для плетения небольших изделий, сборных изделий (например, шаркунок) и как вспомогательные. Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закреплённых на плоскости для протаскивания ленты или под определённым острым углом. Ширину ленты задаёт расстояние между ножами. Так же известен инструмент, режущая часть которого выполнена из двух пар вращающихся на оси заточенных шайб. Ленторез для полос выполняется как в настольном, так и ручном виде. Один край обрабатываемой берёсты касается упора (деревянный, например), а другая сторона режется одним или двумя ножами, которые находятся в одной плоскости.
В вельском краеведческом музее находится ленторез, выполненный в виде корневой прялки, на основание которого нужно было садиться, а лента пропускалась через вертикально закреплённые ножи на горизонтальном бруске на уровне груди. Ширина ленты задавалась клинышками, которые вколачивались между ножей.

Изготовление зажимов
Для начала перечислю известные мне зажимы: канцелярские скрепки и "крокодилы", бельевые прищепки, зажимы из веток деревьев. Мне известно, что один мастер запрещал своим ученикам пользоваться канцелярскими скрепками, а учил делать и использовать свои. Вот мы сейчас быстренько их и сделаем. Срежьте ветку берёзы или черёмухи такой толщины, которая будет удобна для применения. Лучше сделать разные по размеру зажимы для крупных и небольших изделий. Вырезайте палочки из ветки так, чтобы на одном конце был сучёк. Длина может варьироваться от 3 до 10 сантиметров. Противоположный от сучка конец палочки заострите с одной или двух сторон. Затем расщепите её ножом на две равные половины до сучка. Вот и всё.

Изготовление шаблонов
Шаблоны различных размеров удобно использовать, если у вас нет возможности самим сделать или заказать мастеру по металлу ленторез. Шаблоны выполняются из жести. Лучше подходит жесть, которую используют при строительстве, но так же можно вырезать шаблон из консервной банки, затупив края. При отсутствии жести, для временного пользования, можно изготовить шаблон из картона. Ниже приведены схемы изготовления шаблона.


Изготовление чеканов
Чеканы могут быть выполнены из самого различного материала: дерева, металла, кости, текстолита и др. Металлический чекан можно выполнить в форме цветка или солнца. Для этого возьмите гвоздь на 150-200 мм. и напильником сточите острый конец до круга в торце. Затем возьмите треугольный надфиль и наметьте диаметральную среднюю полосу. Далее стачивайте надфилем под углом 30 градусов торец гвоздя от центра к середине. Так можно проделать несколько раз (6 и более). Затем попробуйте сделать оттиск на берёсте. Чеканы из другого материала изготавливаются с помощью того же напильника и надфиля, но могут быть использованы и угловая стамеска, нож и дрель со сверлом по дереву.