Земельный налог. Заявление о перерасчете налога Доначисление земельного

Земельный участок в проектируемом дачном поселке в Ярославской области.Принадлежит физлицу. Земли общего пользования (дороги, пожарный пруд и т.д.) Облагался по ставке 0,3%. В январе 2017 (по словам сотрудника ИФНС) была проверка из вышестоящей и по результатам была изменена ставка на 1,5%. Прислали уведомление с требованием доплатить разницу за 2014 и 2015 года. Насколько правомерно применение новой ставки к прошлым периодам? Налог за 2014 и 2015 года был уплачен полностью, в соответствии с выставленными уведомлениями. Претензий со стороны ИФНС не было. Задолженностей тоже.

Ответы юристов (7)

Алексей, добрый день! Такое требование правомерно, если ранее в отношении объекта налогообложения применялась неверная ставка. Однако поскольку согласно ст. 397 НК

4. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

то требование не противоречит закону, при этом нет оснований для выставления штрафных санкций естественно. Что касается собственно самого основания для изменения ставки (точнее применения ранее иной ставки) то тут надо смотреть основания ее изменения - если налоговая ничего не разъяснила - сделать письменный запрос и возможно оспорить

Уточнение клиента

Применяли ставку 0,3 как для земель под дачку. Теперь отнесли к категории «другие земли». Дороги, пожарный пруд и прочая инфраструктура разве не относятся к дачке? Кто занимается этим вопросом? Куда бежать?

Есть вопрос к юристу?

В основном такие случаи бывают, когда кадастровая стоимость задним числом меняется. Но в принципе случай с изменением ставки задним числом аналогичен.

Есть письмо ФНС России от 18.03.2011 № ЗН-4-11/ (consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=112339&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5327620013450607#0), в котором указано, что:

Поэтому если по решению органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае следует производить перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
В случае, если исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка и осуществлено по решению суда, то, по мнению Департамента, это является основанием для осуществления перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды и необходимости предоставления уточненных налоговых деклараций.

То есть перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если Росреестром проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. в противном же случае перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда.

Хотя это касается кадастровой стоимости. Но ставка, видимо, была ниже также по причине технической ошибки. Поэтому можно применить аналогию закона, т.е. если решения суда нет, то перерасчет неправомерен.

Поэтому можно попытаться обжаловать выставленное уведомление в вышестоящем налоговом органе (п. 1 ст. 138 НК РФ). Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, который направил вам оспариваемое уведомление. Подать жалобу можно в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

С Уважением, Олег Рябинин.

Да, правомерно, судебная практика говорит о том, же. Главное, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии со статьёй 54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчётным) периодам, в текущем налоговом (отчётном) периоде перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Таким образом, по смыслу пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, являющегося специальной нормой, регулирующей порядок и сроки уплаты земельного налога, с 1 января 2010 года налоговый орган может направить уведомление на уплату физическим лицом земельного налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Доводы жалобы о том, что налоговым органом нарушен срок направления налогового требования не может быть принят судебной коллегией.На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Уточнение клиента

Налоговая база не менялась. Изменили ставку. Где-то есть указание, по-моему в НК, что если нормативные акты ухудшают положение налогоплательщика, то они не могут применяться к прошлым периодам. Сюда это подходит?

Алексей, речь о статье 5 НК

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

но у вас я предполагаю что ситуация иная немного - т.е. изначально по действавшим в т.ч. в 2014 и 2015 годах НПА данный участок должен был облагаться по 1,5 % а не 0,3, если так то законно. Если же пересчитывают по НПА, принятому позже и отнесшему данную категорию к облагаемым по 1,5 а не 0, 3 - тогда ст. 5 НК может применяться.

Уточнение клиента

Про ставку в 2014-2015 пока не знаю, уточню. Они поменяли категорию земли. из дачки перекинули в «другие земли» . это возможно? и опять-таки как это относится к прошлым периодам?

Кроме ст.5 НК РФ, еще есть Конституция РФ:

Конституция РФ ст.57: Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Само требование без личных данных к вопросу можете прикрепить? Согласно ст. 394 НК

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

Письмо Минфина России от 11.01.2017 N 03-05-04-02/160

Что касается положения «за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса», то данное положение относится к земельным участкам, находящимся в долевой собственности.
Например, если на земельном участке, находящемся в долевой собственности, располагается жилой дом, в котором находятся жилые и нежилые помещения (магазины, офисы, гаражи и др.), то при исчислении земельного налога в отношении долей земельного участки, приходящихся на нежилые помещения, не может применяться налоговая ставка, установленная в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

может в этом дело, в общем тут как минимум в налоговую нужно письменно обращаться и материалы проверки видеть на основании чего налоговая применяет 1,5 ставку

Уточнение клиента

Уведомление чуть позже прилеплю.

Могу дать кадастровый номер

Участок в проектируемом дачном поселке под дороги, пожарный пруд и т.д.и т.п.

ИФНС считала его «под дачное строительство», вышестоящая отнесла к «другие земли»

Письменно ничего не получали, только уведомление в личный кабинет.

Разрешая заявленные ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что в спорные налоговые периоды административному ответчику принадлежал на праве собственности земельный участок, являющийся объектом налогообложения. Суд также указал, что налоговой инспекцией осуществлён правомерный перерасчёт налога в связи с неправильным первоначальным применением налоговым органом налоговой ставки, поскольку земельный участок отнесён к категории земель – земли поселений, вид разрешённого использования установлен – для эксплуатации здания столовой.Поскольку для такого вида разрешённого использования в 2012, 2013 годах ставка составляла 1,25%, а в 2014 году – 1,5%, в то время как налоговым органом применены ставки 0,3% ко всем налоговым периодам, суд согласился с правильностью перерасчёта, основанного на уточнении сведений об объекте налогообложения.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Перерасчёт аренды при изменении кадастровой стоимости

Получили решение комиссии о снижении кадастровой стоимости зу. С какого числа дмс должен сделать перерасчет арендных платежей, с момента вынесения постановления комиссии или с 01.01.16г? Если с 01.01 то на что сослаться в заявлении о перерасчете? Администрация настаивает что с момента вынесения решения.

Ответы юристов (8)

Так и есть - только с момента вынесения решения.

Вопрос: Об определении налоговой базы по земельному налогу, если в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, на основании решения суда.

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 12 июля 2013 г. N 03-05-05-02/27214
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об определении налоговой базы по земельному налогу и сообщается следующее. Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом («п. 1 ст. 391» Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с «п. 5 ст. 65» Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно «ст. 3» Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании «п. 3 ст. 66» Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в «Постановлении» от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. В
ступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации («ст. 6» Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Таким образом, территориальные органы Росреестра обязаны исполнить решение суда и внести в государственный кадастр недвижимости изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, по состоянию на дату, указанную в данном решении суда. При этом указанные изменения учитываются при исчислении земельного налога только после их внесения в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем право на перерасчет сумм земельного налога возникает только с даты изменения кадастровой стоимости земельного участка, указанной в государственном кадастре недвижимости.

Одновременно сообщается, что выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, а также осуществление регулирования оценочной деятельности относятся к компетенции Минэкономразвития России. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Р.А.СААКЯН 12.07.2013

С Уважением.
Васильев Дмитрий.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте! Уточните речь идет об организации и какова причина изменения кадастровой стоимости?

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» , сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания .

Уточнение клиента

Здание коммерческое но оформлено на частное лицо. Уменьшение стоимости до рыночной

Уточнение клиента

но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Мне вот этот момент не понятен. С 01.01 .16 город поднял кад стоимость но зафиксировал ее только 25.02.16 а посчитал по новой стоимости с 01.01.

В этой ситуации необходимо руководствоваться статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»:

Статья 24.20. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания .

По этому же поводу есть разъяснения Верховного Суда (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»):

28. Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Уточнение клиента

Здесь все решает дата, когда изменения были внесены в кадастр.

Уточнение клиента

И как она решает? Хотелось бы получить более точный ответ на свой вопрос

Если вопрос об арендной плате, то кадастровая стоимость после вынесения решения учитывается с 1 января календарного года, в котором подано заявление.

Для земельного налога с даты внесения изменений в государственный кадастр.

То есть, Для разных целей предусмотрены разные даты.

Уточнение клиента

Вот это конкретный ответ, спасибо.

Верховный суд РФ уже все решил.

Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости .

Уточнение клиента

А можно номер документа

Уточнение клиента

Я ссылался на этот документ - пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

Уточнение клиента

Спасибо вам за развернутый ответ!

Коллега уже ответил, но дублирую.

это разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28

«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Снижение ставки земельного налога и пересчет с 2015г

Здравствуйте. У меня банальная проблема с зем. налогом на физ.лицо. Получал в 2010г. участок по договору купли-продажи под уже имеющееся в собственности нежилое капитальное здание, использовал и использую как дачу. Запросил 22, 5 сот. с ВРИ «под нежилое строение, исп. для организации отдыха граждан», т.к. это рекреационная зона Калуги и зона возм. затопления. но фактически выделено 15, 037сот согласно норме под ижс., повторное обращение за доп площадью после оформления документов результата не дали. Целевое использование осталось прежним В результате подведение коммуникаций оказалось к одному строению нецелесообразным, а канализации невозможным (есть заключение водоканала) Кроме того, в 2015г весь участок попал в водоохранную зону (+рекреационная зона Р-2 на карте, а в кадастровом паспорте только категория указана,- Земли населенных пунктов) с ограничением хоз. использования, в.т.ч. для отдыха граждан без канализации (ст. 65 ВК), но налог из-за возросшей кадастровой оценки увеличился с 3 до 13 тыс. Возможно ли начиная с 2015г. оспорить ставку налога, которая 1,5% до 0.3 с пересчетом суммы налога? Кадастровую стоимость не очень хочется снижать.

Ответы юристов (6)

Здравствуйте, Федор. Если налог увеличился из-за кадастровой оценки, оспаривать следует не ставку налога, а кадастровую стоимость недвижимости, требуя признать ее равной рыночной стоимости.

Заявления о пересмотре кадастровой стоимости недвижимости рассматриваются по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

Верховный Суд РФ разъяснил, что в суд следует обращаться не позднее пяти лет с даты внесения в реестр результатов определения кадастровой стоимости недвижимости. Этот срок установлен частью 3 статьи 245 КАС.

Следует помнить, что пропуск пятилетнего срока не является основанием
для отказа в принятии заявления, если по истечении установленного законом
периода в кадастр не внесены очередные результаты определения кадастровой
стоимости. В этом случае общий срок исковой давности к
заявлениям о пересмотре кадастровой стоимости не применяется.

Для обращения в суд вам придется получить отчет оценщика о рыночной стоимости земельного участка.

Уточнение клиента

Здравствуйте, Татьяна. Насколько я уже выяснил, оспаривание кадастровой стоимости дорогое (одна оценка может стоить до 90000р) и для небольших участков неперспективное занятие, результаты которой буду действовать лишь до ближайшей всеобщей переоценки. у меня вызывает недоумение не она, а общий рост платы за землю при одновременном значительном снижении ее полезности из-за установки водоохранного знака в 2015г.

Есть вопрос к юристу?

Для сведения о кадастровой стоимости можете почитать постановление Пленума ВАС от 30 июня 2015 г. N 28 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ»
(файл прилагаю)

Полагаю, что ставку налога Вам не снизить.

Уточнение клиента

Спасибо, Олег. Я пока не готов играть на поле кадастровой переоценки

Для изменения ставки вам пришлось бы оспаривать решение Совета депутатов, которым эти ставки установлены, доказывать, что оно нарушает ваши права, противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, что еще проблематичнее, чем ведение спора оспариванию кадастровой стоимости. Вряд ли депутаты не подстраховались экономическим обоснованием размера ставок, а само по себе их установление - компетенция органа местного самоуправления.

Уточнение клиента

С депутатами я спорить не готов, конечно, тем более после принятия новой шкалы ВРИ они по идее должны пересмотреть шкалу налогов, правда до 2020г, и там объекты для рекреации имеют свою графу, скорее всего ставка будет не выше 0.3, почему на фоне мытарств с переоценкой и возникла навязчивая идея проверить законность отнесения участка к прочим землям со ставкой как для коммерческих объектов, хотя это индивидуальная дача, (например, в соответствии с 66фз).

Доброго времени суток.

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности результаты определения

кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению
споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия)(порядок
создания и работы комиссий утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:

физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии предусмотрена статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №
135-ФЗ и порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.03.2012 № 263.

Комиссии созданы и функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации.

Для обращения в Комиссию необходимо оформить заявление о пересмотре кадастровой стоимости

Оспаривание кадастровой стоимости в суде осуществляется в
установленном законодательством порядке если вы не согласны с выводами
комиссии.

Причем для оспаривания физическими лицами результатов
определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию
не является обязательным.

Как правило комиссия снижает кадастровую стоимость

Можно, как вариант, попробовать перевести из нежилого помещения в жилое.

При этом должны выполняться требования, которым должно отвечать жилое помещение (раздел II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47

При отказе администрации в переводе, перевод возможен только через суд.

Уточнение клиента

пока написал письмо в горуправу на изменение ВРИ на «для ведения дачного хозяйства», даже если согласятся, за три года повышенный налог все равно будет висеть, вопрос в осн. в нем.

За то время, пока земельный участок имел другое разрешенное использование, налог не снизите. Налог будет изменен только с момента изменения разрешенного использования земельного участка. А этот момент наступит после принятия соответствующего постановления. Задним числом решение принять нельзя. Соответственно, и налог снизить - тоже.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Правомерен ли перерасчет земельного налога за прошлые периоды?

За 2011 и 2012гг. мною своевременно были оплачены налоги на землю на основании полученных налоговых уведомлений. В этом году я получила из налоговой уведомление, в котором содержится перерасчет налогов на землю за указанные два года (как я выяснила, в связи с изменением кадастровой стоимости земли).

1. Правильно ли я понимаю, что это требование незаконно, т.к. на основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу только если они улучшают положение налогоплательщиков?

2. Я отправила в налоговую инспекцию письменное обращение с просьбой отменить требование о повторной уплате налогов за 2011 и 2012гг. Прошло уже 1.5 месяца, но ответа нет (должны были выслать на эл.почту). Дозвониться до них не могу. Неделю назад написала эл.жалобу в ФНС, но они перенаправили мой запрос в инспекцию ФНС по Мытищам, к которой я отношусь. Ответа пока нет. Подскажите, как мне действовать дальше?

Ответы юристов (11)

Можно обратиться в суд с иском о признании действий налоговиков незаконными, приложив к иску их уведомления и копии ваших обращений в ФНС, так как добровольно меры не принимаются.

Уточнение клиента

Наталья, добрый день! Вы не могли бы подробно написать, на основании каких законов действия налоговиков суд может признать незаконными? Спасибо!

Есть вопрос к юристу?

Вы все в принципе сделали как нужно. В суд никакой необходимости обращаться нет. Если же в суд обратится налоговая инспекция, представьте свои возражения. Но я думаю, что до суда дело не дойдет, поскольку сотрудником готовившим уведомление допущена правовая неграмотность.

Уточнение клиента

Федор, добрый день!

У меня через неделю заканчивается срок оплаты налогов; у меня появится задолженность и мне начнут начислять пени. Более того, меня могут не выпустить за границу. Поэтому я боюсь бездействовать и ждать иска от налоговой.

Дело не в конкретном сотруднике, выславшем мне уведомления — я ходила в налоговую дважды, и дважды разные инспектора мне объясняли, что перерасчет налогов за последние 3 года произвели из-за повышения кадастровой стоимости земли. Они настаивают, что действуют правомерно и никаких законов не нарушают. Сказали, что я могу обращаться в суд.

п.4 ст. 5 НК РФ о котором Вы пишете:

4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

не относится к Вашему вопросу, так как в этом пункте речь идет о законодательных актах, например о размере ставок налогов или установление новых налогов. В Вашем случае, скорее всего, имеет место перерасчет размера налога, в связи с изменением налогооблагаемой базы (стоимости имущества), а не ставки налога.

В связи с этим, необходимо получить ответ на Вашу жалобу, чтобы оценить правомерность или не правомерность действий ФНС, раз Вы уже направили её в их адрес. Тем более, что срок в течение которого Вам обязаны были направить ответ - 30 дней.

С уважением, С.Сергеев

Уточнение клиента

Да, действительно, в п.4 ст.5 говорится об актах законодательства. Но в той же статье в пункте 5 написано: «Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления».

Увеличение кадастровой стоимости земли является нормативным правовым актом органов местного самоуправления, как я понимаю. Более того, я нашла письма Минфина, в которых разъясняется, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика: письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105 и от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110.

Но я не юрист, и мне очень сложно с этим всем разбираться ((Если я права, и налоговая неправомерно начислила мне налоги за предыдущие годы, что мне делать? Идти в суд? Или просто не платить — тогда что мне за это будет? Ведь будут начисляться пени; наверное, могут из страны не выпустить.

И есть ли способ заставить налоговую ответить мне? Они явно не торопятся. А могут и вообще проигнорировать мои обращения. Куда жаловаться? Ведь они нарушают закон, по которому в течение 30 дней они обязаны дать ответ.

Добрый день, Людмила.

Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости на 01 января отчетного года. Верно ли произвели перерасчет?

Уточнение клиента

Елена, добрый день!

Если Вы имеете в виду, соответствует ли новая кадастровая стоимость рыночной стоимости — то да, соответствует.

Вы написали: «земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости на 01 января отчетного года». Я, к сожалению, не знаю, когда изменили кадастровую стоимость у нас в Мытищах. Можно ли это как-то выяснить? И нужно ли? Вроде по закону возможно изменение кадастровой стоимости задним числом. А вот перерасчет налога за предыдущие периоды правомерен, только если это улучшает положение налогоплатильщика, что подтверждают письма Минфина от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105 и от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110.

За 2011 и 2012гг. мною своевременно были оплачены налоги на землю на основании полученных налоговых уведомлений. В этом году я получила из налоговой уведомление, в котором содержится перерасчет налогов на землю за указанные два года (как я выяснила, в связи с изменением кадастровой стоимости земли). 1. Правильно ли я понимаю, что это требование незаконно, т.к. на основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу только если они улучшают положение налогоплательщиков?

Напомним, гл. 31 НК РФ (в частности, п. 1 ст. 391, п. 12 ст. 396) определяет, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается по состоянию на 1 января налогового периода. То есть данный налог начисляется на участки, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимость (далее - ЕГРП) и которым присвоен соответствующий кадастровый номер (ст. ст. 1, 5 Закона о кадастре). Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», объект обложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован. При этом сама сумма земельного налога, соответственно, зависит от ставки налога и налоговой базы, исчисленной исходя из кадастровой стоимости участка (ст. ст. 391, 394, п. 1 ст. 396 НК РФ).
измененная кадастровая стоимость (изменилась вследствие вступившего в силу решения суда) применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены эти изменения в кадастр недвижимости.
Кроме того, из буквального прочтения п. 1 ст. 391 НК РФ следует, что налоговая база по земельному налогу, размер которой зависит от кадастровой стоимости, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.Исключением является ситуация, когда кадастровая стоимость земельного участка изменяется в течение налогового периода, о чем прямо сказано в решении суда. Иначе говоря, корректировка кадастровой стоимости происходит по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, или другую дату указанных периодов. Можно ли рассчитать земельный налог исходя из новой (уточним, уменьшенной) стоимости, в том числе и за прошлые периоды, установленной судебным решением? В Письме Минфина России от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507 на этот счет приведены следующие разъяснения. Ввиду отсутствия правового механизма, определяющего особый порядок исчисления налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедшем в текущем налоговом периоде, при расчете суммы налога целесообразно использовать коэффициент, аналогичный тому, что установлен в п. 7 ст. 396 НК РФ.
это требование Налогового и если они хотят получить деньги пусть обратятся в суд. там же вы предоставить требование и платёжку, и заявите о незаконности нового требования. не вижу основания ранее этого времени тратить свои нервы.

Уточнение клиента

Сергей, несколько раз перечитывала Ваш ответ, но ничего не поняла про кадастровую стоимость. Если Вы сможете простыми словами мне это объяснить, я буду Вам очень благодарна.

Подскажите, я правильно понимаю, что требование налоговой незаконно на основании п. 4 ст. 5 НК РФ? Я еще нашла письма Минфина от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105 и от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110 — они вроде тоже подтверждают, что перерасчет налога за предыдущие периоды правомерен, только если это улучшает положение налогоплатильщика.

Я боюсь бездействовать. С налоговой шутки плохи — мне могут отказать в выезде за границу; пени будут начислять.

В данном случае, необходимо проверить порядок и сроки направления Вам соответствующего уведомления.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 января 2018 г. № 2н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, […] Консультант пульс всегда в курсе событий Налог на имущество 2013 Нововведением по налогу на имущество с 2013 года является то, что все движимые основные средства налогом на имущество больше не облагаются (ст.374 НК, Федеральный закон № 202-ФЗ от 29 ноября 2012 г.). К ним относятся все […]

Земельный налог представляет собой обязательный сбор. Его уплачивают граждане и юридические лица, которые пользуются участками земли. При этом основания для использования территорий могут быть любыми. Уплачивать сборы необходимо при наличии собственности, при долгосрочной и любой иной аренде, а также при наследовании.

Из этого следует, что указанная обязанность охватывает всех субъектов землепользования. Принципиальное значение имеет размер подлежащих к перечислению сумм.

Основой для расчета сбора для гражданина или юридического лица, является цена на участок, которая указана в кадастре. В России создана и действует единая база учета выделенных участков. В соответствии с этой базой, каждая территория имеет определенную стоимость, по которой и рассчитывается пошлина на землю. Но в ряде случаев размер отчислений может быть изменен.

Основания для перерасчета земельного налога

Перерасчет земельного налога представляет собой процесс, сущность которого заключается в изменении объема перечислений по данному сбору. В некоторых случаях, сумма может быть снижена, а в ряде ситуаций, наоборот, повышена.

Как правило, процедуру перерасчета земельного налога инициируют субъекты землепользования. Это делается с целью уменьшения той ставки, которая облагается сбором. В этой связи требуется отметить важное правило. Если изменение цены по кадастру имело место в текущий период в результате повышения стоимости, то объем перечислений за указанный срок останется прежним. То есть гражданин или организация заплатит прежнюю сумму.

Однако порядок предусматривает два основания, по которым сумма к уплате за облагаемый период может существенно изменится. Такие основания следует указать более подробно:

  • Основанием для реализации перерасчета является допущенная техническая или арифметическая ошибка. Это вполне возможно и случается по вине соответствующего работника. Возможно, имел место сбой в программе и числовые значения были искажены;
  • Основанием является переоценка территории, которую использует гражданин или юридическое лицо.

Стоимость кадастра зачастую завышена, что вызывает обоснованное недовольство землепользователей. Поэтому, они инициируют процедуру независимой оценки земли. Если в ее результате будет получено иное значение, то необходимо сделать перерасчет. Следовательно, другая цифра базы означает основание для снижения и суммы сбора. Это значит, что по результатам года, гражданин либо юридическое лицо заплатит меньшую сумму земельного налога. При этом перерасчет при другой оценке в большинстве случаев становится результатом судебной процедуры.

Кстати, возможно, пригодится между владельцами.

Как сделать перерасчет земельного налога?

Порядок перерасчета земельного налога происходит пропорционально уменьшению или увеличению базы. К примеру, если цена по кадастру уменьшилась на 20 %, то это основание для снижения размера перечисления на одну пятую часть.

Однако значение имеет и период, когда гражданин или юридическое лицо обратились за таким изменением. Согласно требованиям закона, речь идет именно о налоговом сроке. То есть другая сумма сбора будет платиться за календарный год. И конкретный месяц, когда было выявлено завышение или занижение стоимости, не имеет значения.

Если же гражданин или юридическое лицо заявило о необходимости изменения суммы в одном году, а она была произведена следующим, то земельный налог в меньшем размере можно заплатить и за тот период, когда об этом было заявлено. В подобных случаях, фискальные органы не возвращают затраченные средства. Они их учитывают, как следующие платеж либо как часть такого платежа за последующий период.

Кстати, иногда перерасчет делается после исправления имеющейся .

Образец заявления на перерасчет земельного налога

Заявление в налоговую о перерасчете земельного налога представляет собой специальный бланк. Это электронная форма, которая заполняется заявителем. Там отражается основания изменений и период, за который их необходимо сделать. Важным условием заполнения соответствующего документа является внесение точных и полных данных.

Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Перерасчет земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости является наиболее частой причиной корректировок. Во всех случаях это происходит по инициативе гражданина и юридического лица, который не согласен с заявленной государством ценой кадастра.

Для реализации указанного процесса, приглашаются специалисты оценочных компаний. Они определяет новую стоимость по стандартному порядку. За основу берется рыночная цена объекта. Если завышения подтверждается, это служит основанием для корректировки суммы сбора.

Перерасчет земельного налога по решению суда

Зачастую, власти не соглашаются с выводами оценщиков и ставят их под сомнение. Точку в споре может поставить только суд. Поэтому, заинтересованное лицо обращается в судебный орган с соответствующим иском. При принятии судом положительного решения, период корректировки начнется с того года, когда подан иск.

Перерасчет земельного налога за предыдущие периоды

Если гражданин докажет, что сумма сбора была завышена, он вправе требовать изменения размера и за предыдущие периоды. При этом точкой отсчета будет являться период обращения такого лица. Изменить сумму за все предшествующие периоды не получится. Это прямо запрещено законом. Поэтому, при несогласии с точкой зрения государства, необходимо самостоятельно привлечь специалистов по реализации данной процедуры.

При необходимости снизить суммы налоговых выплат за землю гражданин или отдельная организация располагает правом обратиться с этой целью в надлежащие органы. В некоторых случаях может потребоваться привлечение к этому процессу посторонних незаинтересованных экспертов.

Заявление на возврат земельного налога физическими лицами

Хотя в законодательстве не предусмотрено единой формы заявления, в результате юридической практики был разработан бланк этого документа. Оформляя его, нужно придерживаться стандартных процессуальных правил в отношении заполнения заявления (письменная форма, внесение достоверной информации, наличие подписи заявителя и т.д.).

Инструкция по составлению заявления на возврат земельного налога физическими лицами:

  1. Сначала составляется шапка документа, в которой нужно указать кто и кому направляет заявление. Также в ней указываются паспортные и контактные данные заявителя, включая ФИО, серию и номер паспорта, номер телефона и адрес проживания.
  2. Затем оформляется основная часть документа, которая начинается словом «Заявление», написанным по центру документа. В этом же разделе заявитель должен указать суть прошения — проведение перерасчета или земельного налога единицы недвижимости, владельцем которой является заявитель. В любом случае требуется указать причину для проведения процедуры
  3. В завершающей части нужно указать дату, когда заявление было составлено, поставить свою подпись и вписать расшифровку подписи.

На этом процедура составления заявления на перерасчет или возврат земельного налога завершена. Образец документа можно найти ранее в статье.

В настоящее время налогоплательщики получают налоговые уведомления на уплату имущественных налогов (транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц) за 2016 год. В налоговых уведомлениях одновременно с начислениями налогов за 2016 год может содержаться информация о перерасчетах за 2014-2015 годы, пояснили в УФНС по Ульяновской области.

Право налоговых органов на перерасчет налогов предусмотрено пунктом 2 статьи 52 НК: налог, подлежащий уплате физлицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Расчет либо перерасчет налогов за предыдущие налоговые периоды может быть произведен налоговым органом по разным причинам, например, предоставление регистрирующим органом уточненных сведений о характеристиках объекта и (или) зарегистрированных правах, заявление налогоплательщиком права на налоговую льготу, изменением законодательства, выявлением ошибки в ранее произведенном расчете.

По результатам проведенных в этом году перерасчетов ранее начисленные суммы налога (за 2014, 2015 годы) и пеней обнулились и сформировались новые налоговые уведомления с указанием нового срока уплаты 01.12.2017 без указания сумм, уже уплаченных в 2014, 2015 годах. То есть, некоторые налогоплательщики получили уведомления с новыми расчетами налогов за 2014 и 2015 годы и без учета тех сумм, которые уже были уплачены налогоплательщиками за эти годы. Ранее уплаченные суммы за прошлые годы отразились как переплата. Беспокоиться не следует, так как эти суммы будут автоматически зачтены после наступления срока уплаты налога, то есть после 01.12.2017, и переплата обнулится.

Если ранее налог за 2014-2015 годы уплачивался, а в полученном налоговом уведомлении содержится перерасчет налога без учета уплаченных сумм, то уплату необходимо производить за минусом ранее уплаченных сумм.

Например:

1. Владелец транспортного средства уплатил транспортный налог за 2015 год в сумме 852 руб. (налог исчислялся исходя из мощности двигателя легкового транспортного средства 71 л.с.).
Из регистрирующего органа поступили уточненные сведения о мощности двигателя транспортного средства - 71,3 л.с.
В 2017 году налогоплательщику одновременно с исчислением транспортного налога за 2016 год произведен перерасчет налога за 2015 год. После перерасчета сумма налога за 2015 год составила 856 руб. (увеличилась на 4 руб.).
За 2016 год налог исчислен в сумме 856 руб. (71,3 л.с. х 12 руб.).
В данном случае налогоплательщику не позднее 01.12.2017 необходимо уплатить транспортный налог в сумме 860 руб. (транспортный налог за 2016 год с учетом дополнительного начисления налога за 2015 год в сумме 4 руб.).

2. Владелец транспортного средства уплатил транспортный налог за 2015 год в сумме 1 176 руб. (налог исчислялся исходя из мощности двигателя легкового транспортного средства 98 л.с.).
Из регистрирующего органа поступили уточненные сведения о мощности двигателя транспортного средства - 97,8 л.с.
В 2017 году налогоплательщику одновременно с исчислением транспортного налога за 2016 год произведен перерасчет налога за 2015 год. После перерасчета сумма налога за 2015 год составила 1 174 руб. (уменьшилась на 2 руб.).
За 2016 год налог исчислен в сумме 1 174 руб. (97,8 л.с. х 12 руб.).
В данном случае налогоплательщику не позднее 01.12.2017 необходимо уплатить транспортный налог в сумме 1 172 руб. (транспортный налог за 2016 год с учетом уменьшения налога за 2015 год на 2 руб.).

Каждый гражданин РФ обязан периодически уплачивать законодательно установленные налоги и сборы. Эта обязанность установлена ст.57 Конституции РФ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Налоги и сборы – основная статья дохода государства, поэтому их взимание помогает обеспечивать финансирование нужд и задач страны.

Нормы закона

Налоги и сборы – законодательно установленные платежи в государственный бюджет.

Обратимся к законодательству РФ для первоначального рассмотрения понятия земельного налога:

  • Об этом налоге нам говорит Налоговый кодекс РФ, в частности, глава 31.
  • Налоговые ставки определяются местными властями самостоятельно, в пределах, установленных .
  • Объектом налогообложения считаются земельные участки, которые расположены в рамках муниципального образования (ч.1 ).
  • В ч.2 ст.389 приводится перечень объектов, не облагаемых земельным налогом. Это земли, выведенные из оборота, ограниченной оборотоспособности, земли в составе лесного фонда, земли, занятые водными объектами водного фонда, земли под многоквартирным домом.

Таким образом, земельный налог – налог, устанавливаемый муниципальными органами власти, которым облагаются земельные участки, находящиеся на территории данного муниципального образования.

Плательщики

Понятие плательщиков земельного налога (например, на дачу) дается в п.1 . Это физические и юридические лица, которые обладают правом собственности, бессрочного пользования, пожизненного владения участком.

От чего зависит размер?

Размер земельного налога находится в зависимости от объективных показателей.

Это размер налоговой ставки, кадастровая стоимость участка и льготы.

Ставка может быть либо 1,5%, либо 0,3% - это зависит от категорий земель-объектов налогообложения.

Кроме того, субъекты вольны устанавливают свою ставку, но не выше законодательно установленной.

Второй параметр, влияющий на размер – кадастровая стоимость участка.

Раз в 5 лет государство оценивает стоимость земли – это и является кадастровой стоимости.

Последний параметр – льготы , которые могут быть положены определенным категориям граждан-налогоплательщикам.

Льготы

Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот. Каждая категория в свою очередь делится на налоги федерального и местного уровня.

Федеральные льготы

Граждане и общины, относящиеся к коренным народам Сибири, Севера и Дальнего Востока полностью освобождаются от выплаты налога на землю при условии, что земельные участки, имеющиеся у них в пользовании, эксплуатируются для промыслов, обеспечения традиционности хозяйственного и жизненного уклада.

Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели (ИП) приравниваются к физ.лицам и порядок уплаты налога ИП ничем не отличается от уплаты налога физическим лицом.

Местные льготы

Как уже отмечалось выше, налог на землю (например, на гараж) отчасти определяется муниципальными госорганами, поэтому муниципалитеты вправе устанавливать местные льготы для определенных категорий налогоплательщиков.

Для получения информации об этих льготах следует обратиться в представительные госорганы муниципального образования.

Для юридических лиц

Федеральные льготы для юр.лиц представляют из себя изъятые из объектов налогообложения определенные группы земельных участков.

В их перечень входят:

  • участки, выведенные из оборота;
  • участки, ограниченной оборотоспособности;
  • участки с размещенными на них заповедниками, заказниками;
  • участки земли с объектами водного фонда РФ;
  • участки земли, входящие в лесной фонд РФ.

Для физических лиц

Согласно Налоговому кодексу, некоторые группы граждан имеют право уменьшить налоговую базу на 10 000 руб.

Ниже приводится перечень таких групп:

  • герои СССР, Герои Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы;
  • граждане, которые перенесли лучевую болезнь;
  • инвалиды с детства, инвалиды III группы либо I и II групп, но при этом получившие инвалидность до 01.01.04г.;
  • инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий;
  • граждане, участвующие в ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия.

Как рассчитать земельный налог в 2019 году?

Теперь следует выяснить основные правила и нормы расчета налога на землю за год, а также по каким формулам его можно вычислить.

Порядок исчисления

Наконец мы подобрались к главному вопросу статьи: как рассчитать земельный налог в 2019 г.

Стоит обозначить, что налоговый период составляет один год, то есть земельный налог подлежит уплате ежегодно.

Налоговая база

С 2016 г. расчет суммы налога на землю производится с учетом кадастровой стоимости земельного участка.

Ранее, до 2016, земельный налог рассчитывался через балансовую стоимость участка, что было заметно менее обременительно для владельцев.

Таким образом, с 2016 года налоговой базой земельного налога считается кадастровая стоимость участка, определяющаяся с учетом требований Кодекса РФ о земле.

Данные о кадастровой стоимости земли возможно отыскать на вебсайте Росреестра.

Процентная ставка

Кроме налоговой базы, на величину земельного налога влияет и процентная ставка.

Она определяется муниципальными госорганами и не может быть больше 0,3% и 1,5% в зависимости от того, к какой категории относится земля.

Налоговая ставка в три десятых процента служит для расчета налога на землю:

  • отнесенных к землям сельхозназначения;
  • занятых жилым фондом и объектами коммунальных систем жилищного комплекса либо полученных для жилого строительства;
  • приобретенных для ведения подсобного хозяйства(прим.– в СНТ, являющееся юр.лицом, приходится платить налог на землю с участков в размере 0,3%);
  • ограниченных в обороте, а также представленных для оборонительных целей, обеспечения безопасности и таможенных нужд;
  • иные участки земли, не подпадающие под этот список, облагаются налогом со ставкой в 1,5%.

Базовая формула

Базовая формула расчета налога на землю для физ.лиц выглядит таким образом:

S = (КСт – Л) * P, где

  • S – общая сумма налога;
  • КСт – кадастровая стоимость земли;
  • Л – льготы, равные 10000р., если они предусмотрены;
  • P – процентная ставка, равная максимальному значению в 0,3% для физ.лиц.

Базовая формула расчета налога для юридических лиц аналогична формуле для физ.лиц, за исключением вычета 10 000р. льгот и процентной ставки в 0,3%, которая для юридических лиц составляет 1,5%.

Это обусловлено тем, что во владении юридических лиц могут находиться любые земельные участки, а во владении физических лиц лишь те, ставка для которых установлена в 0,3%.

Итого, формула для юридических лиц имеет вид:

S = КСт * P, где

  • S – общая сумма налога;
  • P – процентная ставка, равная максимальному значению в 1,5% для юр.лиц.

Кто определяет сумму?

Сумму налога юридические лица определяют самостоятельно, физические лица получают готовые расписки из ФНС.

Расчет на примере

Проведем расчет земельного налога на нескольких примерах.

Для юридических лиц

ООО «Роза» владеет земельным участком в Московской области, приобретенным для строительства швейной фабрики. Кадастровая стоимость участка – 67 700 567 руб. Налоговая ставка в Московской области для данного типа земельных участков – 1,5%.

Расчет налога будет таковым: 67 700 567*1,5 = 1 015 508,505

Для физических лиц

Цена на земельный участок в 260 кв.м составляет 2,3 млн.руб. Налоговая ставка — 0,2%.

Налог на землю рассчитывается так: 2 300 000*0,2/100=4 600 руб.

По кадастровой стоимости

Стоимость территории составляет 1 млн.руб. От данной денежной величины требуется вычислить 0,3%, что является ставкой по сбору: 1 000 000*0,3=3 300 руб.

Эту сумму и надо выплачивать ежегодно.

В Москве

Гражданин Д. владеет земельным участком в Москве, который был приобретен им для жилищного строительства. Кадастровая стоимость участка оценивается в 8 567 089 рублей. Гражданин Д. – инвалид 1 группы, инвалидность получил в 2003 году.
Налоговая ставка по Москве для данного типа земельных участков – 0,1%.

Расчет налога будет таковым: (8 567 089 – 10 000) *0,1 = 25 671,267.

Итого – 25 671,267 р. – сумма, подлежащая уплате гражданином Д.

Авансовые платежи

Авансовые платежи – сумма, которая ежеквартально отчисляется в местный бюджет юридическими лицами (п.6 ст.396 НК РФ).

Налоговый расчет авансовых платежей по налогу на землю рассчитывают по итогам каждого из первых 3-ех кварталов текущего года. Потом на основании общей суммы авансов на протяжении года высчитывают итоговый платеж.

Из ст.396 НК РФ возможно вывести общую формулу расчета квартального авансового платежа:

A=КСт*P*1/4, где

  • КСт – кадастровая стоимость земельного участка;
  • P – процентная ставка

За неполный месяц

П.7 ст.396 НК РФ дает ответ на вопрос о расчете, если предприятие владело землей неполный квартал.

Смотрят на два обстоятельства - дата регистрации собственности на участок и дата прекращения владения:

  • регистрация до пятнадцатого числа – месяц считают;
  • регистрация после пятнадцатого числа – месяц не считают;
  • прекращение владения до пятнадцатого числа – месяц не считают;
  • прекращение владения после пятнадцатого числа – месяц считают.

Способы и сроки уплаты налога

Органы муниципалитета путем принятия нормативных актов устанавливают конкретные сроки уплаты авансовых платежей. Юр.лица самостоятельно рассчитывают сумму выплат.

В конце налогового периода уплачивается оставшаяся неуплаченной после авансовых платежей сумма налога.

Для юридических лиц:

  • Сроки выплаты – с 1 февраля года, который следует за отчетным, до даты, определенной местными актами.
  • Способ выплаты – перечисление средств через банк с помощью платежного поручения.

ИП и физ.лица выплачивают налог на основании уведомлений, полученных из органов ФНС.

Налог уплачивается разными способами, будь то через терминал, будь то через мобильное приложение ФНС или другими способами. Таким образом, процедура для физических лиц гораздо проще, чем для юридических.

Касаемо сроков, то каждый год устанавливаются даты уплаты в каждом регионе.

В 2019 году, например, в Москве, физ.лица обязаны заплатить налог до 01.12.17 г.

Ответственность за неуплату

Неуплата земельного налога считается нарушением, за которую предусмотрена ответственность.

В РФ – это пени, наложение штрафных санкций в размере 20% за несоблюдение сроков выплаты налога в размере 40%.

Как рассчитать пени?

Нюансы

В заключение к данной статье стоит отметить несколько нюансов, связанных с земельным налогом. Это наиболее часто встречающиеся вопросы налогоплательщиков.

Нужен ли перерасчет при изменении кадастровой стоимости?

Налог за год, в течение которого изменилась кадастровая стоимость, не изменяется. Однако уже в следующем году налог будет рассчитан по-новому.

Если кадастровая стоимость отсутствует

Существует такой показатель как нормативная цена земли, которая рассчитывается исполнительными госорганами власти субъектов России. Эта цена рассчитывается исходя из зон, областей, административных районов.

Тем самым, в данном случае аналог кадастровой стоимости – нормативная цена.

Если налоговое уведомление так и не пришло

Неполучение уведомления не освобождает от ответственности за просрочку. Поэтому если уведомление не пришло, обратитесь в налоговый орган.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!


За 2011 и 2012гг. мною своевременно были оплачены налоги на землю на основании полученных налоговых уведомлений. В этом году я получила из налоговой уведомление, в котором содержится перерасчет налогов на землю за указанные два года (как я выяснила, в связи с изменением кадастровой стоимости земли). 1. Правильно ли я понимаю, что это требование незаконно, т.к. на основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу только если они улучшают положение налогоплательщиков?

Напомним, гл. 31 НК РФ (в частности, п. 1 ст. 391, п. 12 ст. 396) определяет, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается по состоянию на 1 января налогового периода. То есть данный налог начисляется на участки, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимость (далее - ЕГРП) и которым присвоен соответствующий кадастровый номер (ст. ст. 1, 5 Закона о кадастре <1>). Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», объект обложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован. При этом сама сумма земельного налога, соответственно, зависит от ставки налога и налоговой базы, исчисленной исходя из кадастровой стоимости участка (ст. ст. 391, 394, п. 1 ст. 396 НК РФ).
измененная кадастровая стоимость (изменилась вследствие вступившего в силу решения суда) применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены эти изменения в кадастр недвижимости.
Кроме того, из буквального прочтения п. 1 ст. 391 НК РФ следует, что налоговая база по земельному налогу, размер которой зависит от кадастровой стоимости, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.Исключением является ситуация, когда кадастровая стоимость земельного участка изменяется в течение налогового периода, о чем прямо сказано в решении суда. Иначе говоря, корректировка кадастровой стоимости происходит по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, или другую дату указанных периодов. Можно ли рассчитать земельный налог исходя из новой (уточним, уменьшенной) стоимости, в том числе и за прошлые периоды, установленной судебным решением? В Письме Минфина России от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507 на этот счет приведены следующие разъяснения. Ввиду отсутствия правового механизма, определяющего особый порядок исчисления налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедшем в текущем налоговом периоде, при расчете суммы налога целесообразно использовать коэффициент, аналогичный тому, что установлен в п. 7 ст. 396 НК РФ <3>.
это требование Налогового и если они хотят получить деньги пусть обратятся в суд. там же вы предоставить требование и платёжку, и заявите о незаконности нового требования. не вижу основания ранее этого времени тратить свои нервы.