Критерии адекватной самооценки. Формирование здоровой и адекватной самооценки. Особенности проявления неадекватной самооценки в поведении

– это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту.

Функция регуляции отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость, а функции развития представляет собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию. Стрежневым критерием собственного оценивания выступают системы смыслов и не смыслов субъектов. Существенная роль в образовании адекватного или завышенного (заниженного) уровня самооценивания лежит в оценках окружающих личности индивида и его достижений.

Самооценивание

Самооценивание считается одним из наиболее ключевых и значимых качеств в жизни индивида. Самооценка начинает закладываться еще в раннем детском возрастном периоде и воздействует на всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно за счет нее часто определяется человеческая успешность либо не успешность в социуме, достижение желаемого, гармоничное развитие. Именно поэтому ее роль в развитии личности практически невозможно переоценить.

Самооценивание, в психологической науке, именуют произведение индивидом оценки собственных достоинств и дефектов, поведения и деяний, определение персональной роли и значимости в социуме, определение самого себя в целом. С целью более четкой и правильной характеристики субъектов разработаны определенные виды самооценивания личности.

Существуют виды самооценки:

  • Нормальная самооценка, то есть адекватная
  • Низкая самооценка
  • Завышенная, то есть неадекватная

Данные виды самооценки являются самыми важными и определяющими. Ведь именно от уровня самооценивания зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, качества, поступки, деяния.

Уровень самооценки заключается в придании чрезмерной значимости себе, собственным достоинствам и дефектам, или наоборот – ничтожности. Многие ошибочно полагают, что завышенный вид самооценки – это неплохо. Однако такое мнение является не совсем верным. Отклонения самооценки в ту или иную сторону довольно редко способствуют плодотворному развитию личности.

Низкий вид самооценки способен только блокировать решительность, уверенность, а завышенный – уверяет индивида, что он всегда прав и все делает правильно.

Завышенная самооценка

Индивиды с завышенной степенью самооценки склонны переоценивать собственный реальный потенциал. Часто такие индивидуумы думают, что окружающие люди их без оснований недооценивают, вследствие этого они относятся к окружающим их лицам совершенно недружелюбно, нередко высокомерно и надменно, а иногда и совсем агрессивно.Субъекты с завышенной степенью самооценки постоянно стараются доказать окружающим, что являются самыми лучшими, а другие хуже них. Уверены, что во всем превосходят прочих индивидов, и требуют признания собственного превосходства. Вследствие чего окружающие стремятся избежать общения с ними.

Низкая самооценка

Индивидуум с низкой степенью самооценки характеризуется излишней неуверенностью в себе, робостью, чрезмерной стеснительностью, боязнью высказывать собственные суждения, нередко испытывает безосновательное чувство вины. Такие люди довольно легко внушаемые, всегда следуют мнению других субъектов, боятся критики, неодобрения, осуждения, порицания со стороны окружающих коллег, товарищей и других субъектов. Нередко они видят себя неудачниками, не замечают, вследствие чего не могут правильно оценить свои лучшие качества.Заниженная самооценка, как правило, формируется в детском возрасте, но нередко может трансформироваться из адекватной вследствие регулярного сравнения с другими субъектами.

Самооценку также подразделяют на плавающую и на стабильную. Ее тип зависит от настроения индивида или его успешности в определенный период его жизни. Самооценка еще бывает общей, частной и конкретно-ситуативной, другими словами указывать сферу распространения самооценивания. Так, например, индивиды могут оценивать себя отдельно по физическим параметрам или интеллектуальным данным, в определенной сфере, такой как бизнес, личная жизнь и др.

Перечисленные виды самооценки личности считаются основополагающими в психологической науке. Их можно трактовать в качестве видоизменения поведения субъектов из области абсолютно-безличного начала в индивидуально личную определенность.

Самооценка и уверенность в себе

Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых персональных целей с результатами других. В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к своей персоне окружающих и личное отношение к ним, индивид учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию. Такой «учебный процесс» может затянуться на долгие годы. Но повысить самооценку и ощутить уверенность в собственном потенциале и силах можно уже через довольно непродолжительное время, если поставить перед собой такую цель или существует необходимость освободиться от неуверенности.

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются именно теми двумя главными составляющими успешности. Можно выделить характерные черты субъектов, чувствующих уверенность в собственных возможностях.

Такие индивиды:

  • всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;
  • их легко понять;
  • они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;
  • признают собственные достижения;
  • относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьезно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;
  • рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, дает силы для последующих действий с целью постановки новых целей;
  • все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, а не откладывают.

Адекватная самооценка делает индивида уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей называется адекватной самооценкой. Формирование адекватной степени самооценки не будет невозможным без совершения действий и последующего анализа плодов таких действий.Субъект, который обладает адекватной степенью самооценки, чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства. Вера в успех помогает не акцентировать внимание на преходящих неудачах и ошибках.

Диагностика самооценки

Сегодня все большую роль играет проблематика диагностики самооценки, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты для их реализации. Ключевое место среди причин, обуславливающих образование механизмов саморегуляции, принадлежит самооценке, которая определяет направленность и степень активности индивидуумов, становление их ценностных ориентаций, личностных целей и границы его достижений.

Современный научный социум в последнее время все чаще выносит вопросы, которые имеют связь с изучением личностной направленности, ее самооценки, проблемой самоуважения, постоянства личности, на передний план. Так как такие явления для научного познания обладают сложностью и неоднозначностью, успех изучения которых, в большинстве своем, зависит от уровня совершенства используемых методик исследования. Интерес субъектов к изучению характерных свойств личности, таких как темперамент, самооценка,интеллект и т.д. – повлек за собой разработку множества методик для проведения исследования личности.

Методики диагностики самооценки сегодня можно рассматривать во всем их многообразии, так как разработано множество различных приемов, методов, позволяющих проанализировать самооценку личности, базируясь на разных показателях. Поэтому психология имеет в своем арсенале целый ряд экспериментальных методик обнаружения самооценки индивида, ее количественной оценки и качественной характеристики.

Личностные черты самооценки

К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую (Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее). Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о собственном текущем и идеальном «Я». Коэффициенты, полученные в результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее количественном выражении.

Популярные методики диагностики самооценки

Методика Дембо-Рубинштейн

Названная по фамилиям авторов, помогает определить три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность и устойчивость. В ходе проведения исследования следует учитывать абсолютно все комментарии участника процесса, сказанные по отношению к шкалам, полюсам и его расположения на шкалах. Психологи убеждены, что внимательный анализ разговора способствует более верным и полным выводам о самооценке индивида, чем обычный анализ местоположения меток на шкалах.

Методика анализа личностной самооценки по Будасси

Дает возможность проведения количественного анализа самооценки, а также выявить ее степень и адекватность, найти соотношение своего идеального «Я» и тех качеств, которые существуют в реальности. Стимульный материал представлен набором, состоящим из 48 свойств личности, например, таких как мечтательность, вдумчивость, развязность и др. Принцип ранжирования составляет основу данной методики. Цель ее заключается в определении связей среди ранговых оценок личностных свойств, входящих в представления о себе реальном и идеальном, в ходе обработки результатов. Степень связи определяется при помощи величины ранговой корреляции.

Метод исследования Будасси основан на самооценивании индивида, которое может совершаться двумя способами. Первый – заключается в сопоставлении собственных представлений с реально существующими, объективными показателями деятельности. Второй – представляет собой сравнение собственной персоны с прочими людьми.

Тест Кеттелла

Является практически самым распространенным анкетным методом оценивания индивидуально-психологических личностных черт. Опросник направлен на обнаружение сравнительно самостоятельных шестнадцати факторов личности. Каждый из таких факторов формирует несколько поверхностных свойств, которые соединены вокруг одной ключевой особенности. Фактор MD (самооценка) представляет собой дополнительный фактор. Средние цифры данного фактора будут означать наличие адекватной самооценки, ее определенную зрелость.

Методика В.Щур

Под названием «Лесенка» способствует выявлению системы представлений детей о том, каким образом они производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Данная методика имеет два способа применения: групповой и индивидуальный. Групповой вариант проведения позволяет оперативно выявить степень самооценки у нескольких детей одновременно. Индивидуальный стиль проведения дает возможность обнаружения причины, воздействующей на формирование неадекватной самооценки. Стимульный материал в этой методике представляет собой, так называемую лесенку, состоящую из 7 ступеней. Ребенок должен определить собственное место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые «хорошие дети», а на 7-й соответственно – «самые плохие». Для проведения этой методики огромный акцент делается на создании дружественной обстановки, атмосферы доверия, доброжелательности, открытости.

Также исследовать самооценку у детей можно с помощью следующих техник, таких как методика, разработанная А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки и метод самооценки Д. Лампена под названием «Дерево», модифицированный Л. Пономаренко. Эти методики ориентированы на определение степени самооценки малышей.

Тест Т.Лири

Предназначен для выявления самооценки путем оценивания поведения индивидов, близких людей, описания идеального образа «Я». При помощи этого метода становится возможным выявить превалирующий тип отношения к окружающим в самооценке и во взаимооценке. Опросник содержит в себе 128 оценочных суждений, которые представлены восемью типами взаимоотношений, объединяющихся в 16 пунктов, которые упорядочены по поднимающейся интенсивности. Метод выстроен таким образом, что суждения, ориентированные на определение какого-нибудь типа взаимоотношений, располагаются не подряд, а сгруппированы по 4 типа и через равное число определений они повторяются.

Методика диагностики самооценки Г. Айзенка

Применяется для определения самооценки таких состояний психики, как фрустрация, ригидность, тревожность, агрессивность. Стимульный материал представляет собой перечень состояний психики, свойственных либо не свойственных испытуемому. В процессе интерпретации результатов определяется характерный для испытуемого уровень выраженности изучаемых состояний.

Также к методам анализа самооценивания относят:

Методику А. Липкиной под названием «Три оценки», при помощи которой диагностируется уровень самооценки, ее устойчивость либо неустойчивость, аргументация самооценки;

Тест под названием «Оцени себя сам», который позволяет определить виды самооценки личности (заниженную, завышенную и т.д.);

Методика под названием «Справлюсь или нет», ориентированная на выявление оценочной позиции.

В общем смысле методы диагностики ориентированы на определение степени самооценки, ее адекватности, на изучение общего и частного самооценивания, на выявление соотношения образов «Я» реального и идеального.

Развитие самооценки

Формирование и развитие различных сторон самооценки проистекает в разные возрастные периоды. В каждый отдельно взятый период жизни индивида социум или физическое развитие предписывает ему развитие наиболее значимого фактора самооценки именно на данный момент.

Отсюда следует, что формирование личностного самооценивания проходит через определенные этапы развития самооценки. Конкретные факторы самооценивания должны образовываться в наиболее подходящий для этого период. Поэтому для развития самооценки наиболее значимым периодом считается раннее детство. Ведь именно в детстве личность приобретает фундаментальные знания и суждения о собственной персоне, мире, людях.

Развитие самооценки в воспитании

Очень многое в формировании адекватного уровня самооценивания зависит от родителей, их образованности, грамотности поведения в отношении ребенка, степени принятия ими ребенка. Так как именно семья является для маленького индивида первым социумом, а процесс изучения норм поведения, усвоения морали, принятых в данном социуме называется социализацией. Малыш в семье сравнивает свое поведение, себя со значимыми взрослыми, подражает им. Для детей важным в раннем детстве является получение одобрения взрослого. Самооценка, заданная родителями, усваивается ребенком беспрекословно.

Развитие самооценки детей

В дошкольном возрастном периоде родители пытаются привить детям элементарные нормы поведения, такие как корректность, вежливость, чистоплотность, коммуникабельность, скромность и др. На данном этапе невозможно обойтись без шаблонов и стереотипов в поведении.

Так, например, женской части населения с детства внушается, что им надлежит быть мягкими, послушными и опрятными, а мальчикам – что они должны держать свои эмоции под контролем, ведь мужчины не плачут. Вследствие такого шаблонного внушения в дальнейшем происходит оценивание детьми на предмет наличия у их сверстников нужных качеств. Отрицательными будут такие оценки или положительными зависит от разумности родителей.

В младшем школьном возрастном периоде приоритеты начинают меняться. На данном этапе на передний план выходят успеваемость в школе, прилежность, освоение правил школьного поведения и общения в классе. Теперь к семье прибавляется еще один социальный институт под названием школа.

Дети в этом периоде начинают сравнивать себя со сверстниками, они желают быть такими как все или даже лучше, тянутся к кумиру и за идеалом. Этот период характеризуется навешиванием ярлыков на детей, которые еще не научились делать самостоятельные выводы.

Так, например, непоседливого, активного ребенка, которому довольно трудно вести себя спокойно и он не способен усидеть на одном, назовут хулиганом, а ребенка, который с трудом усваивает школьную программу – неучем или лентяем. Так как малыши в этом возрастном периоде еще не умеют критически относиться к чужому мнению, то мнение значимого взрослого будет авторитетным, вследствие чего примется на веру, и малыш будет учитывать его в процессе самооценивания.

Развитие самооценки в переходном возрасте

К переходному возрастному периоду доминирующая позиция отдается природному развитию, ребенок делается более независимым, трансформирует психически и меняется физически, начинает бороться за собственное место в иерархии сверстников.

Теперь для него главными критиками являются товарищи-ровесники. Данный этап характеризуется формированием представлений о собственной внешности и успешности в социуме. При этом подростки сначала учатся подвергать собственной оценке других и только через время себя.

Результатом этого является известная жестокость индивидов подросткового возраста, которая появляется в ходе жесткой конкуренции в иерархии сверстников, когда подростки уже могут осудить других, но еще не умеют адекватно оценивать себя.

Только к 14 годам у индивидов формируется способность самостоятельно адекватно оценивать других. В этом возрасте дети стремятся познать себя, достичь самоуважения, сформировать самооценку. Важным на этом этапе является ощущение принадлежности к группе себе подобных.

Индивид всегда стремится хотя бы в собственных глазах быть хорошим. Отсюда, если подросток не будет принят в школьной среде сверстников, не понят в семье, то он будет искать подходящих себе друзей в другой среде при этом нередко, попадая в так называемую «дурную» компанию.

Развитие самооценки подростков

Следующий этап развития самооценивания начинается после окончания школы и поступления в высшее учебное заведение или не поступления. Теперь индивида окружает новое окружение. Данный этап характеризуется взрослением вчерашних подростков.

Поэтому в этом периоде важным будет тот фундамент, состоящий из оценок, шаблонов, стереотипов, который был создан ранее под влиянием родителей, ровесников, значимых взрослых и другого окружения ребенка. К этому этапу обычно уже выработана одна из стержневых установок, представляющая собой восприятие собственной личности со знаком плюс или минус. Другими словами в данный этап индивид входит со сформировавшимся хорошим либо негативным отношением к собственной персоне.

Роль самооценки

Роль самооценки в развитии личности представляет собой практически основополагающий фактор для дальнейшей успешной жизненной реализации. Ведь так часто в жизни можно встретить по-настоящему талантливых людей, но не добившихся успеха вследствие неуверенности в собственном потенциале, таланте и силах. Поэтому вырабатыванию адекватного уровня самооценки необходимо уделять особое внимание.

Самооценивание может быть адекватным и неадекватным. Соответствие мнения личности о собственном потенциале ее реальным способностям считается основным критерием оценивания данного параметра.

При невыполнимости целей и планов индивида говорится о неадекватном самооценивании, также как и при чрезмерно заниженном оценивании своего потенциала. Отсюда следует, что адекватность самооценки подтверждается только на практике, когда индивид способен справиться с поставленными для себя задачами, или суждениями авторитетных специалистов в подходящей сфере знаний.

Адекватная самооценка личности представляет собой реалистичное оценивание индивидом собственной личности, качеств, потенциала, способностей, поступков и т.д. Адекватный уровень самооценивания помогает субъекту относиться к собственной персоне с критической точки зрения, правильно соотносить собственные силы с целями разной степени серьезности и с запросами окружающих. Можно выделить ряд факторов, влияющих на выработку адекватного уровня самооценивания: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализованность и статус.

Адекватное самооценивание дарит индивиду ощущение внутренней гармонии и стабильности. Он чувствует себя уверенным, вследствие чего способен, как правило, выстраивать взаимоотношения позитивного характера с окружающими.

Адекватная самооценка способствует проявлению собственных достоинств индивида и одновременно с этим скрывать или компенсировать имеющиеся дефекты. В целом адекватное самооценивание ведет к достижению успешности в профессиональной сфере, обществе и межличностных отношениях, открытости для обратной связи, что ведет к приобретению положительных жизненных навыков и опыта.

Высокая самооценка

Обычно, среди обывателей принято считать, что наличие высокого уровня самооценивания априори ведет к счастливой жизни и реализации в профессиональной сфере. Однако данное суждение, к сожалению, далеко от правды. Адекватная самооценка личности не является синонимом высокого уровня самооценки. Психологи утверждают, что высокая самооценка наносит вред личности не меньше, чем низкое самооценивание. Индивид с завышенной самооценкой просто не способен принимать и считаться с чужими мнениями, взглядами, отношением к системе ценностей других. Высокая самооценка способна приобретать негативные формы проявления, выражающиеся в гневливости и словесной защите.

Субъекты, обладающие неустойчивой высокой самооценкой склоны занимать защитную позицию вследствие надуманного преувеличения угрозы, способной нанести удар по их самомнению, уровню уверенности и задеть самолюбие.

Поэтому такие личности находятся в напряженном и настороженном состоянии постоянно. Данная усиленная оборонительная позиция говорит о неадекватном восприятии окружающих индивидов и среды, психической дисгармонии, низкой степени уверенности в собственной личности. Индивиды с устойчивой самооценкой, с другой стороны, склонны воспринимать себя со всеми дефектами и изъянами.

Они ощущают себя, как правило, безопасно, вследствие чего не склонны обвинять других, применяя вербальные защитные механизмы, оправдываться из-за прошлых ошибок, неудач. Можно выделить два признака опасно завышенной самооценки: безосновательно высокие суждения о самом себе и приумноженный уровень нарциссизма.

В целом, если индивид обладает устойчиво высоким уровнем самооценки – это не так уж и плохо. Часто родители, сами не отдавая себе в этом отчет, способствуют формированию у ребенка завышенного уровня самооценивания. При этом они не понимают, что если выработанная завышенная самооценка малыша не будет подкреплена реальными способностями, то это приведет к понижению уверенности ребенка в себе и неадекватному уровню самооценивания в сторону уменьшения.

Поднятие самооценки

Так устроена человеческая природа, что каждый индивид против своей воли подвергает сравнению собственную личность с другими. При этом критерии для такого сравнения могут быть самыми различными, начиная от уровня дохода и заканчивая душевным равновесием.

Адекватная самооценка личности может возникнуть у индивидов, умеющих относиться рационально к себе. Они отдают себе отчет в том, что всегда быть лучше других просто невозможно, поэтому и не стремятся к этому, вследствие чего они ограждены от разочарований из-за рухнувших надежд.

Индивиды с нормальным уровнем самооценки общаются с окружающими с позиции «на равных», без ненужного заискивания или заносчивости. Однако таких людей встречается мало. По данным исследований более 80% современников обладает заниженной самооценкой.

Такие индивиды уверены, что во всем хуже окружающих. Для индивидов с низкой самооценкой свойственна постоянная самокритичность, чрезмерное эмоциональное напряжение, постоянно присутствующее чувство вины и стремление всем нравиться, постоянные жалобы на собственную жизнь, грустная мимика и сутулая осанка.

Поднятие самооценки считается довольно эффективным методом успешности в межличностных отношениях профессиональной и социальной сфер. Ведь довольный собой и радующийся жизни субъект гораздо привлекательнее вечно жалующегося нытика, активно старающегося угождать и поддакивать. Однако нужно понимать, что повышением самооценки не происходит за одно мгновение. Ниже предложено несколько советов, способствующих нормализации уровня самооценивания.

Смотрите видео: Veronika Stepanova: Как повысить самооценку?!

Сравнение с другими лицами

Нужно запомнить одно самое главное правило, никогда и ни при каких обстоятельствах не следует себя подвергать сравнению с другими лицами. Ведь всегда в окружении найдутся субъекты, которые в каких-то аспектах будут хуже или лучше других. Нужно учитывать, что каждая личность индивидуальна и обладает только ей присущим набором качеств и характеристик.

Постоянное сравнение способно только загнать индивида в глухой угол, что неизменно приведет к потере уверенности. Следует найти в себе достоинства, положительные черты, склонности и использовать их адекватно ситуации.

Для поднятия самооценки важно уметь ставить перед собой цели, задачи и реализовывать их. Поэтому следует написать перечень целей и качеств со знаком плюс, способствующих достижению таких целей. Одновременно с этим, необходимо написать перечень качеств, препятствующих достижению целей. Это даст понять индивиду, что все неудачи являются результатом его действий, поступков, а сама личность на это не влияет.

Следующим шагом на пути повышения самооценки является прекращение поисков недостатков в себе. Ведь ошибки – это не трагедия, а всего лишь приобретение опыта обучения на своих ошибках.

Комплименты окружающих следует воспринимать с благодарностью. Поэтому нужно отвечать «спасибо», вместо «не стоит». Такой ответ способствует восприятию психологией индивида положительной оценки собственной личности, и в дальнейшем она становится ее неизменным атрибутом.

Следующий совет заключается в смене окружения. Ведь оно оказывает ключевое влияние на уровень самооценки. Люди, позитивного склада характера, способны конструктивно и адекватно оценивать поведение, способности других, что может помочь повысить уверенность. Такие люди должны превалировать в окружении. Поэтому нужно постоянно стараться расширять круг коммуникативного взаимодействия, знакомясь с новыми людьми.

Индивиды с адекватным уровнем самооценки живут, руководствуясь собственными желаниями, мечтами и целями. Невозможно иметь нормальную самооценку, если постоянно делать то, что ожидают другие.

Как много значит в нашей жизни и жизни наших детей самооценка - то есть оценка себя, своих поступков, возможностей, качеств и места среди других людей. Адекватная самооценка - основа гармоничного взаимодействия с миром, она придает уверенность в собственных силах, позволяет ставить перед собой реальные цели и менять решения в зависимости от обстоятельств. Это здоровая критика без самоуничижения, когда ошибки — не повод для отчаянья, а лишь причина для поиска новых путей.

В основе адекватной самооценки лежит принятие самого себя, своего тела, своих особенностей характера, достоинств и недостатков. Наша способность к развитию напрямую зависит от того, насколько мы готовы взглянуть в глаза реальности и признать её как данность.

При завешенной или заниженной самооценке человек неизбежно ощущает внутренний конфликт. Ведь и в том, и в другом случае он сталкивается с реальностью, которая не совпадает с его восприятием. Люди с завышенной самооценкой склонны переоценивать свои возможности и влияние на окружающих, они сконцентрированы на себе, но у них не слишком высокая потребность в развитии. К чему менять что-то в себе, когда ты и так вполне замечательный?

Люди с заниженной самооценкой, наоборот, не верят в себя и свои возможности, страдают от нереализованности и склонны к самоедству. Проблемы с саморазвитием у них лежат немного в другой плоскости: они не видят в себе ресурсов менять что-то к лучшему.

Как же помочь своему ребенку в формировании адекватной самооценки?

Формирование самооценки начинается с самого раннего возраста и напрямую зависит от родителей. Младенец еще не ощущает себя кем-то отдельным от мамы, он воспринимает реальность через призму ее взгляда, а так же через мамино самоощущение. Насколько добр этот мир к ним обоим, любят ли маму и ребенка, беседуют ли мама и папа с ним ласково, хвалят за чудесную улыбку или постоянно недовольны его плачем и поведением? А может, равнодушны и не обращают внимания? Как мама чувствует себя рядом с малышом? В зависимости от этого малыш будут испытывать чувство комфорта и собственной значимости, либо беспокойство и неудовлетворенность происходящим вокруг и в том числе собой. Как мы видим, самооценка закладывается через эмоциональное восприятие: эмоции фиксируются и становятся той базой, на которой будет закладываться самооценка растущего человечка. Не бойтесь перехвалить своё дитя, как растение нуждается во влаге, так и младенец нуждается в любви, ласке и похвале.

Обычно у родителей не возникает особых проблем с малышами, но чем старше ребенок становится, тем он получает больше простора для самостоятельных действий, и тем критичнее начинают относиться к его поступкам родители. И вот уже вместо «Какая чудесная девочка» дочка слышит «Ай-ай-ай, как плохо писать в штанишки!», вместо «Замечательный малыш» сына отчитывают «Нехорошо лезть в мамину сумку!». Понятно, что мы не можем совсем обходиться без критики. Она является неотъемлемым кирпичиком в фундаменте воспитания. Но старайтесь давать отрицательные оценки не личности ребенка, а его поступкам. Отрицательных оценок не должно быть больше, чем положительных. И если уж вы беретесь показать малышу, что он сделал плохо, то покажите и как можно сделать хорошо. А вот хвалить можно не только его поступки, но и его самого, просто так, потому что он - ваш малыш, любимый и желанный.

Завышенная самооценка, может появиться тогда, когда любые действия подрастающего чада родители оценивают как положительные, они боятся критиковать сына или дочку, оправдывая любую оплошность детской непосредственностью, ранимостью и прочими необъективными причинами. В результате ребенок вырастет уверенным в собственной непогрешимости. Да и как ему научиться адекватно оценивать своё поведение, когда что бы он ни делал, всё одобрено заранее?

Существует и еще одна ловушка. Родители могут отзываться о ребенке только положительно, хвалить и лелеять его, но конфликтовать между собой. Если в семье отсутствует взаимоуважение, родители привыкли обвинять другу друга во всех грехах, ребенок воспринимает это как свою вину. Детям свойственно так называемое мифологическое мышление - когда ребенок думает, что все его мысли и желания могут быть воплощены в реальность и потому считает, что именно его поведение является причиной разлада. К тому же ребенок до определенного возраста отождествляет себя с одним из родителей. И потому, когда один родитель унижает другого это равноценно тому, что родители будут каждый день говорить ребенку, как он плох и ничтожен.

В подростковом возрасте появляется возможность строить самооценку на основе собственных суждений о себе самом. Включается логическое мышление, мнение о себе и своих возможностях подвергается переоценке. В дальнейшем, в течение жизни самооценка может видоизменяться, но первое эмоционально знание о себе остается базовым. Я хороший. Я плохой?

Как же узнать, какова самооценка вашего ребенка на данный момент?

Вы можете сами предложить ему небольшой тест. Нарисуйте на листке бумаги лестницу из 10 ступенек. Предложите ребенку представить, что на самой верхней ступени этой лестницы стоят самые хорошие дети, ниже чуть менее хорошие, а на самой нижней ступеньке самые плохие. На какой ступеньке, по его мнению, будет стоять он? По аналогии расспрашиваем и предлагаем разместить подобным образом на ступеньках себя между детьми самыми: сильными - слабыми, смелыми - трусливыми, умными - глупыми, добрыми - злыми. Так же спросите, где он может находиться между детьми, с которыми все хотят общаться и детьми, с которыми никто не хочет общаться. Ученикам младших классов можно предложить пару: самый лучший ученик в классе - самый худший ученик в классе. Для наглядности можно сделать несколько лестниц. Вам сразу станет понятно, склонен ли ваш ребенок занижать или переоценивать свои возможности, ведь вы то знаете насколько он добр или смел (хотя и тут порой сложно избежать субъективного восприятия). Так же вы можете посмотреть, какие черты своей личности он воспринимает наиболее болезненно. Страдает от невнимания сверстников или ощущает себя слабым?

В любом случае, если вы обнаружите какие-то проблемы, лучше прийти с этим открытием к специалистам. Главное не пытайтесь сами внушать ребенку, что он не прав и у него всё хорошо. Лучше расспросите, отчего сын или дочка решили, что они именно такие и поищите какие-то доказательства обратного. Почаще хвалите в характере ребенка положительные черты, подтверждайте, что он смелый, умный - в зависимости от ситуации. А может у него действительно проблемы с агрессией или взаимоотношениями в классе и дело не в самооценке? В детском возрасте скорректировать это, как, впрочем, и самооценку легче, чем во взрослом.

Во взрослом возрасте реально повысить свою самооценку


Даже старые впечатления можно переиграть, наложить на них новый эмоциональный опыт. Если вы считает, что нуждаетесь в коррекции самооценки, обратитесь за помощью к специалисту, но можно использовать и несколько несложных упражнений:

  1. Почаще хвалите себя перед зеркалом. Утром, умываясь в ванной обязательно скажите сами себе что-то приятное. Помните фильм «Самая обаятельная и привлекательная?» Да-да, нам нужно действовать по тому же принципу. Возьмите за правило несколько раз в день заглядывать в зеркало и внушать себе простые мысли: «Я успешная (ый)», «Я самая красивая (ый)», «Мне все удается легко», «Я нравлюсь окружающим». Используйте те фразы, в которых вы сейчас нуждаетесь. Чего вы хотите? Стать умнее, богаче, красивее, стройнее? Наши мысли постепенно формируют наш образ. Имейте терпение и вы заметите, как вслед за вашим восприятием в лучшую сторону меняется и ваша жизнь.
  2. Заведите себе хвалебную тетрадь. Каждый вечер перед сном вспоминайте и записывайте в неё 5 (или больше) событий прошедшего дня, за которые вы могли бы похвалить себя. Пусть сперва вам будет казаться, что это какие-то мелочи, важна каждая из них. Это упражнение нужно проделывать не менее месяца. Со временем вы научитесь находить для себя слова похвалы без того напряжения, что возникало вначале.
  3. Учитесь принимать комплименты. Как правило, люди с заниженной самооценкой при комплиментах краснеют, бледнеют, начинают оправдываться или обесценивать свои достоинства, за которые их похвалили. В ответ на: «Как чудесно ты сегодня выглядишь», они отмахиваются, что все дело лишь в покрое платья или удачном макияже. Останавливайте эти порывы. Научитесь не оправдываться, а говорить в ответ «спасибо». Прислушивайтесь к своим ощущениям. Что мешает вам насладиться сказанным? Подойдите, в конце концов к зеркалу, посмотрите себе в глаза и повторите вслед за тем, кто вас похвалил: «Да, я сегодня выгляжу прекрасно!»
  4. Учитесь хвалить других. Мы часто проецируем на окружающих свой страх получать комплименты, потому и сами редко кого ими одариваем. Возьмите себе за правило хотя бы раз в день сказать приятное хоть одному человеку. Не нужно фальши. Наверняка в вашем окружении есть тот, кому можно отдать должное в кулинарных изысках, или похвалить цвет помады, или умение вести переговоры. Да мало ли поводов? Стоит лишь оглянуться вокруг. Особенно это актуально в отношении ваших же собственных детей. Из вам нужно научиться хвалить в первую очередь.
  5. Позвольте себе делать ошибки. Люди с заниженной самооценкой склонны казнить себя за любой промах и неудачу. Посмотрите на ситуацию с юмором, найдите в ней плюсы, даже самая горькая ситуация - неоценимый жизненный опыт. А уж сколько плюсов можно найти в повседневных неприятностях! Порвали своё любимое платье - повод сделать себе приятное и купить новое, сожгли ужин - можно сходить в ресторан или заказать пиццу на дом, а может для этого вечера хватит и легкого салата, ведь вы давно хотели сбросить пару лишних кило. Если что-то можно исправить - исправляйте, нет - отпустите. Не бывает безупречных людей, ни разу не совершавших промахи.
  6. Задействуйте логику. Проанализируйте качество, отравляющее вам жизнь в последнее время. К примеру, считаете себя некрасивой: что именно дает вам основание мыслить о себе в таком ключе? Может быть, вам никто не делал комплиментов? Может обзывают на улицах? Как вы себя ведете, когда считаете, что эта мысль верна? Отказываетесь от свиданий? Не ходите в гости и на вечеринки? Что было бы, если бы это качество сменилось противоположным, и вы стали бы красивой? Как бы вы вели себя? Попробуйте пофантазировать на эту тему. А потом задайте себе вопрос, действительно ли только внешность мешает вам воплотить в жизнь эти фантазии? Затем сформулируйте противоположное суждение: Я красивая! И найдите три подтверждения данному утверждению: давний поклонник, случайный комплимент... Так можно работать с любым негативным образом о себе.
  7. Не откладывайте на потом, начинайте действовать прямо сегодня. И помните: Если вы сами цените себя невысоко, мир не предложит вам ни на грош больше (Соня Хени).

Самооценка – это компонент самосознания. Человек оценивает себя, свое место среди окружающих, способности. Она бывает адекватной, средней, завышенной, заниженной и низкой. На ее уровень, по мнению , в первую очередь влияет семейное воспитание. Уровень самооценки не формируется с рождения. На него влияет воспитание, характер родителей. Завышенная самооценка – это переоценка своего потенциала человеком. Про таких людей нередко говорят, что они оторваны от действительности. Заниженная самооценка отличается отрицательным отношением к себе. Такой человек уделяет повышенное внимание недостаткам, при этом о собственных достоинствах знает мало.

Адекватная самооценка и уровень притязаний

Самооценка формирует самосознание личности. Она состоит из двух компонентов:

  1. Когнитивный. Он отражает информацию о себе, которую человек получил;
  2. Эмоциональный. Компонент выражает отношение индивида к себе (характеру, привычкам).

Психолог из США У. Джеймс создал такую формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний.

Рассмотрим, как влияет на самооценку уровень притязаний и успех. Уровень притязаний характеризуется желаемым уровнем самооценки личности. Это уровень, которого человек хочет добиться. Он касается , . Успех – результат, которого достиг индивид. Повышение показателя произойдет с помощью увеличения результата действий или уменьшения уровня притязаний.

Адекватный уровень – это способность к объективной оценке себя и своих способностей. Человек имеет адекватное представление о своем месте в обществе, принимает свои чувства и качества характера, его плюсы и минусы.

Натаниэль Бранден – известный психотерапевт считает, что здоровая самооценка дает внутреннюю стабильность и уверенность, без которых невозможно справиться с жизненными вызовами. Он дает в своей книге «Шесть столпов самооценки» шесть практик для формирования здоровой, адекватной самооценки.

Заниженный уровень самооценки

Признаки заниженной самооценки проявляются в любой период жизни, но задатки формируются в детском возрасте. Это проблема встречается в обществе нередко и мешает нормальному существованию человека. Человек с заниженной самооценкой сомневается в своей привлекательности, возможностях, боится вызвать смех и неприятие у людей. Часто проявляется сильная обидчивость, зависть. Человек рискует не реализовать потенциал из-за нерешительности, застенчивости.

Каковы признаки заниженной самооценки?

Признаки заниженной самооценки следующие:

  • Негативные фразы в речи. «Может быть», «вряд ли», «не уверен». Человек может не осознавать, насколько часто он произносит эти слова, но они указывают на его отношение к жизни;
  • Частое плохое настроение. Человек часто думает о своих недостатках, критикует страну, окружающих людей, пряча за цинизмом плохое настроение;
  • Перфекционизм. Он проявляется в чрезмерном внимании к внешности, стремлении быть во всем лучше остальных;
  • Одиночество. Страх новых знакомств, избегание общения;
  • Боязнь рисков. Даже если человеку предлагают повышение по работе, он может отказаться из-за страха не оправдать ожидания;
  • Чувство вины. Человек с заниженной самооценкой может брать вину на себя, извиняясь перед всеми, даже если ситуация его касается косвенно;
  • Низкая инициативность. В споре человек не будет доказывать точку зрения, а порученное дело при первой возможности отдаст другому.

Человек при заниженном уровне склонен к одиночеству

Если практически каждый из перечисленных признаков заниженной самооценки прослеживается в поведении, следует задуматься об активных действиях для решения проблемы.

Как заниженная самооценка влияет на нашу жизнь

При заниженной самооценке индивид не оценивает по достоинству свои усилия и таланты. Он будет согласен на меньшее при большем потенциале. Такого человека часто окружают люди, критикующие его, и он не прекращает общение с ними. Не будут совершаться попытки повысить качество жизни, так как отсутствует . Человек считает, что такую жизнь он заслужил.

Как работать с заниженной самооценкой?

Для повышения нужно:

  1. Выявить . Позитивные аффирмации, если они не соответствуют действительности, не всегда приносят пользу. Лучше определить установки, подчеркивающие действительные черты характера. Не нужно недооценивать надежность, тактичность, ответственность, даже если кажется, что эти свойства менее признаются в обществе, чем умение легко найти общий язык. Важно принять именно свои стороны личности и научиться их ценить;
  2. Стараться не допускать самокритики. Все люди негативно реагируют на неудачи и унижения. Но индивид с заниженной самооценкой будет существенно преувеличивать ситуацию. Следует представить, что неудача произошла не с вами, а с другом. Нужно написать ему письмо, чтобы поднять его настроение и утешить. Постарайтесь проявить доброту, заботу, сопереживание. Затем описать событие, основываясь только на фактах, без эмоций. Нужно понимать, что человек при заниженной оценке себя может неправильно реагировать на выражение лица других, случайно услышанные обрывки фраз, которые не относятся к делу. Даже слова о себе он нередко истолковывает неправильно. Следует стараться анализировать неприятную ситуацию максимально сухо;
  3. Приступать к действиям. Аффирмации и визуализация не поможет повысить собственную значимость без . Следует начать с не очень трудной задачи. Важно, чтобы при неудаче не было серьезных последствий. Для начала стоит собрать максимум сведений о методах решения, сформировать план действий. Затем спокойно и пошагово начинать решать задачу.

Завышенная самооценка

Завышенная самооценка – переоценка человеком своих возможностей. У нее есть плюсы и минусы. Положительная сторона – уверенность индивида, помогающая добиваться успехов. Негативные стороны – чрезмерная эгоистичность, пренебрежительное отношение к мнению других людей, переоценка своих сил. Если происходят неудачи, человек может впасть в . Поэтому даже при плюсах такого самосознания ее нельзя считать полезной.

Основные признаки завышенной самооценки

Завышенная самооценка проявляется достаточно однообразно. Индивид считает себя выше остальных. Иногда люди сами его переоценивают, из-за чего появляется гордыня, которая останется даже после момента славы.

Признаки завышенной самооценки:

  • Уверенность в своей правоте даже при наличии аргументов, противоречащих ей;
  • При каждом или дискуссии человек оставляет последнее слово за собой;
  • Мнение других людей не признается совсем;
  • При неудаче вина перекладывается на общество, сложившуюся ситуацию;
  • Приносить извинения такой индивид не умеет;
  • Человек всегда соперничает с окружающими, стремится их превзойти;
  • Точка зрения высказывается постоянно, даже при отсутствии выраженного желания ее слушать;
  • Слово «Я» слышится от него в любом споре очень часто;
  • Критика не воспринимается, выказывается безразличие к мнению других;
  • Необходимо оставаться идеальным, не совершать ошибок;
  • Любая неудача выбивает человека из прежнего ритма, чувствуется раздражение, когда не получается ;
  • Индивид берется за сложные дела, вероятные риски при этом не учитываются;
  • Страх показывать слабость, неуверенность;
  • Свои интересы ценятся выше других, в характере выражен эгоизм;
  • Склонность к обучению людей, вмешательству в их дела;
  • Человек часто перебивает, не умеет слушать, предпочитает больше говорить сам;
  • В его тоне прослеживается высокомерие, просьбы преподносятся в форме приказа;
  • Если не удается быть первым в любом деле, индивид впадает в депрессивное состояние.

При выявлении признаков завышенной самооценки в детстве родителям важно избегать чрезмерной похвалы

Влияние завышенной самооценки на вашу жизнь

Внутри люди с завышенной самооценкой обычно неудовлетворенны собой, чувствуют себя одиноко. Отношения в обществе складываются сложно, так как люди не одобряют надменное поведение. В некоторых случаях в поступках видна агрессия. На критику реакция очень болезненна. При любых неудачах может развиться депрессия, поэтому необходима коррекция завышенной самооценки.

Как бороться с завышенной самооценкой?

  1. Воспринимать любое мнение людей. Человек со стороны может более объективно видеть ситуацию;
  2. При выслушивании критики не допускать ссор и агрессии;
  3. При неудаче следует проанализировать собственное поведение, а не искать причины в окружении;
  4. Похвалу стоит воспринимать критично, понимать ее искренность, заслуженность и соответствие реальности;
  5. Сравнивать себя с людьми, добившимися большего успеха;
  6. Определить свои возможности перед тем, как проявлять инициативу;
  7. Принимать отрицательные стороны характера, не считать их не такими значительными, как у остальных;
  8. Стать немного самокритичнее, так как это качество положительно влияет на развитие;
  9. После завершения дела проанализировать, можно ли было справиться лучше и чего не хватило для этого;
  10. Воспринимать оценку окружающих, а не только собственную;
  11. Принимать желания и чувства остальных, осознавать их важность.

Многих интересует вопрос, как общаться с человеком с завышенной самооценкой. Таких людей обязательно нужно ставить на место. Сначала лучше делать это деликатно, затем можно прямо спросить, почему он считает себя лучше остальных.

Не стоит воспринимать попытки унижения от таких людей. Они не очень счастливы, так как им приходится играть надменную роль из-за страха быть самими собой.

Самооценка и здоровье

Люди с заниженным уровнем страдают от недостатка положительных эмоций, поэтому энергии и сил у них меньше. Такой человек часто сдерживает свою активность, поэтому энергия не выходит наружу.

Из-за постоянных стрессов индивид теряют аппетит или заедают проблемы, что сказывается на весе. Этими людьми часто манипулируют, на фоне чего у них развивается депрессивное состояние. Избегание ответственности ведет к ограничениям физической активности, что негативно сказывается на состоянии легких, суставов. Завышенная самооценка тоже негативно сказывается на , так как в случае неудачи у индивида часто развивается депрессия, что ведет за собой другие проблемы.

Важно иметь адекватную самооценку. Любое отклонение от нормы негативно сказывается не только на отношениях с окружающими и самореализации, но и на здоровье.

О том, как сформировать у себя адекватную самооценку, рассказывает психолог, семейный психолог и гештальт-терапевт московского Центра ментального здоровья «Альянс» Елена Ильина .

Для чего нужна самооценка

Самооценка — это то, насколько высоко или низко человек оценивает свои личные качества и возможности, каким он себя видит и как взаимодействует с окружающим его миром. Если внутренняя самооценка человека не соответствует тому, что о нём думают другие, она считается неадекватной и может быть завышенной или заниженной. Человек с заниженной самооценкой не верит в свои силы, недооценивает свои знания и возможности, проявляет нерешительность или ощущает в себе некоторый комплекс неполноценности. При завышенной самооценке человек склонен переоценивать свои знания и способности: он самоуверенно берётся за те задачи, которые превышают его реальные возможности, а все свои неудачи объясняет внешними обстоятельствами.

Адекватная самооценка — это объективная оценка человеком своих способностей, качеств и возможностей, которая соответствует реальным результатам и фактам и совпадает с тем, что думают о нём окружающие. Люди с неадекватной самооценкой создают окружающим определённый дискомфорт: на человека с завышенной самооценкой нельзя положиться, а люди с заниженной самооценкой часто бывают занудными и пессимистичными, негативно относятся ко всему происходящему, замечают во всём только отрицательные стороны и видят всё вокруг в сером цвете. Психологи советуют держаться подальше от таких людей, потому что они негативно влияют на окружающих, нарушают их внутреннюю гармонию, мешают их саморазвитию.

Самооценка напрямую связана с уровнем притязаний человека: чем она выше, тем выше уровень притязаний, и наоборот. Если вы хотите повысить уровень жизни, начните повышать свою само-оценку и скажите себе, что вы это можете и вы этого достойны.

Завышенная самооценка

Люди с завышенной самооценкой уверены, что они лучше, умнее и способнее всех, а их поступки самые правильные, что может вовлечь их в сложные жизненные ситуации. Объясняется это просто. Сохраняя высокое самомнение, такие люди игнорируют личные неудачи, не видят, что их причина кроется в них самих, объясняя всё внешними факторами или происками недоброжелателей. Люди с завышенной самооценкой берутся за невыполнимые задачи и ставят перед собой недостижимые цели, а не сумев добиться желаемого, обвиняют в этом других — тех, кто, по их мнению, помешал им это сделать.

Заниженная самооценка

Заниженная самооценка встречается чаще, чем завышенная. В этом случае человек постоянно находится в тревожном состоянии и испытывает неуверенность в себе и своих силах. Такие люди бывают застенчивыми, мнительными и очень самокритичными. Они ставят перед собой низкие, несложные и легкодостижимые цели, хотя могли бы добиться большего, готовы признавать свои ошибки и критиковать себя за них, но похвалить себя за свои достижения не могут.

«Надо» и «хочу»

Большинство людей очень плохо знают свои недостатки, достоинства, чувства и то, что они хотят на самом деле. Возникает парадокс: человек знает, что ему НАДО делать (надо ходить на работу, быть вежливым, уважать родителей и т. п.), и не знает того, что ему ХОЧЕТСЯ делать. Нужно стремиться к тому, чтобы привести в соответствие своё «надо» и своё «хочу».

Чтобы этого добиться, необходимо научиться адекватно оценивать каждую ситуацию. Если вам надо идти на работу, но вы этого не хотите, постарайтесь понять все причины, которые вызывают этот конфликт. Например, вы устали, сегодня пятница, а у вас была тяжёлая неделя. Или, может быть, эта работа вам не нравится и не вызывает у вас никакого интереса. Поняв все конкретные причины, вы сможете избежать внутреннего конфликта и достичь согласия с самим собой.

Как достичь гармонии

У большинства людей самооценка возникает при сравнении себя с другими. Очень часто это происходит под влиянием внешних факторов: подруга пошла на фитнес и похудела — мне тоже надо похудеть, коллега изучает второй иностранный язык — мне нужно выучить хотя бы английский, все ходят на косметические процедуры — мне тоже надо... Человек стремится быть «как все» и при этом не задумывается о том, хочет ли он этого сам. Сравнивая себя с другими людьми, человек зачастую ставит перед собой невыполнимые задачи. В результате возникает внутренний дискомфорт: человек не может достичь тех целей, которые сам себе придумал, и оправдать свои собственные завышенные ожидания. Это его злит, но он не понимает, на кого ему злиться: на себя самого или на внешние обстоятельства.

Для достижения адекватной само-оценки постарайтесь следовать нескольким правилам.

Правило первое

Вспомните все свои достоинства и достижения. Это ни в коем случае не нужно обесценивать. Если у вас уже есть стабильная работа, образование, которое вам хотелось получить, семья, о которой вы мечтали, — это повод для самоуважения и адекватной самооценки. Важно научиться радоваться тому, что у вас уже есть, здесь и сейчас.

Правило второе

Прекратите сравнивать себя с другими и не ставьте перед собой нереальные, чужие цели. Постарайтесь понять, что хотите именно вы, преследуйте только свои личные цели и делайте только то, что нравится лично вам.

Правило третье

Если вы страдаете от заниженной самооценки, научитесь оценивать себя правильно. Начните верить в свои силы. Помните, что на свете есть не только слово «надо», но и слово «хочу»: постарайтесь понять, что же вы хотите на самом деле и почему.

Для повышения самооценки важно развивать в себе новые умения. Хорошо иметь хобби или вспомнить то, что у вас когда-то неплохо получалось: может быть, вы раньше рисовали или занимались теннисом? Никогда не поздно к этому вернуться — занятия любимым делом доставляют много радости и повышают самооценку.

Правило четвёртое

Чаще улыбайтесь, благодарите и хвалите себя даже за самые мелкие достижения. Старайтесь во всём замечать хорошее — даже в повседневной жизни есть много позитива.

Подводя итог

От уровня самооценки человека зависит не только отношение к нему окружающих, но и качество его жизни. Если вы хотите повысить качество жизни, не спешите менять окружающую обстановку — начните с себя и с того, что хотите именно вы.

Не надо думать, что муж изменится к лучшему, и не надо ждать, когда кончится кризис или ребёнок подрастёт. Жить надо здесь и сейчас, не перекладывая ответственность за своё благополучие на партнёра или на окружающий мир и не ожидая, когда кто-то другой решит ваши проблемы. Поменяв свою самооценку, вы сможете поменять и всё остальное: свою работу, супруга или даже место жительства.

(методика С.А. Будасси)

Рассмотрим четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности:

1. самооценка в сфере общения.

2. самооценка поведения.

3. самооценка в сфере деятельности.

4. самооценка собственных эмоциональных проявлений.

Перед вами четыре набора положительных качеств людей. Вам нужно выбрать из списка и обвести кружочком такие качества личности, которые, по вашему мнению, наиболее значимы для вас лично.

Список качеств:

вежливость

активность

вдумчивость

бодрость

заботливость

гордость

деловитость

бесстрашие

искренность

добродушие

мастерство

весёлость

коллективизм

порядочность

понятливость

душевность

отзывчивость

смелость

скорость

милосердие

твёрдость

собранность

нежность

сочувствие

уверенность

точность

свободолюбие

тактичность

честность

трудолюбие

сердечность

терпимость

добросовестность

увлечённость

страстность

чуткость

инициативность

усидчивость

стыдливость

доброжелательность

интеллигентность

аккуратность

взволнованность

приветливость

настойчивость

внимательность

восторженность

обаятельность

решительность

дальновидность

жалостливость

общительность

принципиальность

дисциплинированность

жизнерадостность

обязательность

самокритичность

исполнительность

любвеобильность

ответственность

самостоятельность

любознательность

оптимистичность

откровенность

уравновешенность

находчивость

сдержанность

справедливость

целеустремлённость

последовательность

удовлетворённость

совместимость

энергичность

работоспособность

хладнокровность

требовательность

энтузиазм

скрупулёзность

Чувствительность

Закончили? Теперь найдите в выбранных вами качествах те, которыми вы реально обладаете, поставьте рядом галочку, а так же находят их процентное содержание.

РЕЗУЛЬТАТЫ .

  1. Подсчитайте количество идеальных качеств.
  2. Подсчитайте количество реальных качеств, которые входят в список идеальных качеств.
  3. Вычислить их процентное соотношение:

Самооценка=Nреал*100%

Nреал – количество реальных качеств;

Nид – количество идеальных качеств.

Таблица стандартных значений

Адекватная самооценка

Ниже среднего

Выше среднего

Неадекватно высокий

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Адекватная самооценка соответствует двум позициям: «средней», «выше среднего». Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого человека в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведёт себя конструктивно.

При самооценке «высокий уровень», «выше среднего»: человек заслуженно ценит и уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства. При самооценке «средний уровень»: человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале. При завышенной самооценке у человека возникает идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован только на успех, игнорирует неудачи.

Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки. Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведёт себя активно, делая ставку на победу.

Заниженная самооценка соответствует позициям: «низкий» и «ниже среднего». При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.

Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям. Самооценка может быть положительной (высокой) и отрицательной (низкой), а также оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной самооценке человек правильно соотносит её со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.

Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе. В таких случаях человек игнорирует неудачи ради сохранения привычной и высокой оценки себя любимого. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает идеальное представление о себе.

Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что все его неудачи это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Всё это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности.

Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствие с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть заниженной. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию инициативности, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную.

В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.