Аварийная остановка котла. Аварийная остановка котла: как самостоятельно произвести запуск

ОСТАНОВКА КОТЛА

Остановка котла во всех случаях, кроме аварийной остановки, должна производиться только по получении письменного распоряжения администрации.

При остановке котла необходимо:

Поддерживать уровень воды в котле выше среднего рабочего положения;

Прекратить подачу топлива в топку;

Отключить котел от паропроводов после полного прекращения горения в топке и прекращения отбора пара, а при наличии пароперегревателя – открыть продувку.

Если после отключения котла от паропровода давление в котле повышается, следует усилить продувку котла пароперегревателя, разрешается также произвести продувку котла и наполнение его водой.

Произвести расхолаживание котла и спуск воды из него в порядке, установленном администрацией.

При остановке котла, работающего на твердом топливо, следует:

Частично прикрыв шиберы тяги и дутья, дожечь остатки топлива на решетке. Запрещается засыпать горящее топливо свежим или заливать его водой.

Включить вентилятор и прикрыть шибер за котлом;

Очистить топку и бункеры;

Выключить дымосос, закрыть дымовой шибер, топочные и поддувальные дверцы (при механической топке полностью прекратить тягу после охлаждения решетки).

Охлаждение котла вести медленно за счет естественного остывания: дверки, гляделки, лазы держать закрытыми. В случае остановки котла для ремонта через 3-4 часа можно открыть дверки и лазы газоходов и шибер за котлом.

Машинист (кочегар) может уйти от котла лишь при снижении давления в нем до нуля, убедившись, что в течение 0,5 часа давление не поднимается (за счет тепла, аккумулированногообмуровкой).

Запрещается спускать воду из котла без распоряжения лица, ответственного за котельную. Спуск вести медленно и при поднятом предохранительном клапане.

Перед постановкой котла на консервацию сухим способом все внутренние поверхности тщательно очистить от отложений.

Котел надежно отключить от всех трубопроводов заглушками.

Сушку внутренних поверхностей котла проводить пропуском через него горячего воздуха. При этом открыть дренажный вентиль на коллекторе перегретого пара (для удаления оставшейся в нем воды) и предохранительный клапан на барабане (для удаления водяных паров).

После тщательной просушки котла через открытые лазы установить в нижний и верхний барабаны заготовленные противни, заполненные негашеной известью или прокаленным хлористым кальцием (СаСI 2). После установки противней лазы барабанов закрыть крышками. Не допускается попадание химикатовна поверхность котла.

Расход негашеной извести или хлористого кальция при консервации кола приведен в табл. 7

Примечание.

1. Указанное в таблице количество реагентов разместить в обоих барабанах.

2. Введение реагентов имеет своей целью уменьшить ржавление внутреннихповерхностей котла.

При длительной остановке возникает необходимость в замене влагопоглотителя свежим.

Консервацию мокрым способом сопровождать заполнением котла питательной водой с поддержанием в нем избыточного давления.

При выводе работающего котла в резерв отключить его от всех и паропроводов и для удаления шлама продуть через нижние точки. Затем, не допуская снижения давления в котле ниже 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2), подсоединить его к деаэратору, заполнить деаэрированной водой и оставить под давлением в деаэраторе.

При выводе котла в резерв после ремонта, перед консервацией, заполнить его деаэрированнойводой до нормального уровня, растопить и при давлении 0,2-0,4 МПа (2-4кгс/см 2) держать открытые воздушники до полного удаления из воды кислорода. После этого котел ставить на консервацию по указанной схеме.

При растопке котла, находящегося в резерве, после небольшого подъема давления продуть пароперегреватель собственным паром для удаления возможных скоплений шлама.

6. ОСТАНОВКА КОТЛОАГРЕГАТА

6.1. Остановка котлоагрегата во всех случаях, за исключением аварийной остановки, должна производиться только по письменному распоряжению администрации.

Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла перед его остановкой должен:

а) сделать в сменном (вахтенном) журнале запись об остановке котлоагрегата с указанием даты и времени (часы, минуты) и расписаться;

б) в случае необходимости провести инструктаж по безопасному ведению работ как с персоналом, которому предстоит провести остановку котлоагрегата, так и с персоналом, обслуживающим рядом работающие котлы.

6.2. Остановка котлоагрегата бывает:

а) кратковременная (работа котла в одну-две смены);

б) продолжительная (вывод котла на очистку, ремонт или консервацию).

6.3. При кратковременной остановке работы котла следует принять меры к тому, чтобы за время перерыва давление пара не поднялось выше разрешенного рабочего.

Для этого:

а) заранее прекращают подачу топлива в топку;

б) прикрывают шибер и дверцы зольника (или останавливают дутье);

в) подкачивают воду в котел до наивысшего уровня;

г) закрывают парозапорный вентиль;

д) продолжают следить за уровнем воды, давлением пара, за общим состоянием котлоагрегата и топки;

е) выключают водяной экономайзер и воздухоподогреватель из потока топочных газов и наблюдают за температурой воды за экономайзером.

Запрещается оставлять котел без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала после его остановки до снижения давления в нем до атмосферного.

6.4. Перед проведением продолжительной остановки котлоагрегата следует очистить (произвести обдувку) поверхности нагрева котла, пароперегревателя, водяного экономайзера, воздухоподогревателя и газоходов от золы и сажи, так как они замедляют остывание котлоагрегата.

6.5. При продолжительной остановке работы котлоагрегата должна быть выполнена следующая работа:

а) понижается интенсивность горения топлива в топке котла, вплоть до прекращения подачи топлива;

б) при сниженной циркуляции воды производится продувка котла в целях наибольшего удаления из него шлама и других загрязнений;

в) ведется непрерывное наблюдение по приборам за уровнем воды в котле, за снижением давления пара, за температурой перегретого пара на выходе из пароперегревателя, а также за температурой воды на входе в экономайзер и особенно на выходе из него;

г) прекращается подача топлива в топку котла;

д) производится отключение котлоагрегата от паропроводов, питательных, продувочных, дренажных и спускных трубопроводов с установкой заглушек на них, а также отсоединение котлоагрегата от борова котельной (вывод из потока топочных газов других работающих котлов);

е) расхолаживание котла и спуск воды из него.

6.6. При остановке котла, работающего на твердом топливе, следует:

а) заранее прекратить подачу топлива в топку и дожечь при уменьшенных дутье и тяге остатки топлива, находящегося в топке. Запрещается тушить горящее топливо, засыпая его свежим топливом или заливая водой, за исключением аварийных случаев или других случаев, предусмотренных производственной инструкцией;

б) прекратить дутье и уменьшить тягу;

в) очистить топку, зольники и бункеры от шлака и золы;

г) прекратить тягу, закрыв дымовую заслонку (шибер), топочные и поддувальные дверцы (при механической топке прекратить тягу после охлаждения колосниковой решетки).

6.7. При остановке котла, работающего на газообразном топливе с принудительной подачей воздуха, надо уменьшить, а затем совсем прекратить подачу в горелки газа, а вслед за этим воздуха. При инжекционных горелках следует сначала прекратить подачу воздуха, а потом газа.

После отключения всех горелок необходимо отключить газопровод котла от общего газопровода в котельной, открыть продувочную свечу на отводе, а также провентилировать топку, газоходы и воздухопроводы.

При остановке всех котлов на длительный период без оставления обслуживающего персонала в котельной закрывают задвижку или кран на вводе газа в котельное помещение.

Остановку газифицированных котлов с автоматикой регулирования процесса горения и автоматикой безопасности и с комплексной автоматикой производят в соответствии с производственной инструкцией, утвержденной главным инженером предприятия.

6.8. При остановке котла, работающего на жидком (нефтяном) топливе, следует:

а) закрыть подачу топлива в мазутную топку;

б) прекратить подачу пара (у паровых форсунок) или воздуха (у воздушных форсунок);

в) последовательно выключить форсунки (если их несколько), уменьшая дутье и тягу;

г) вывести форсунки из топки и установить в нерабочее положение;

д) провентилировать топку и газоходы котла, после чего закрыть дутье и тягу (остановить дутьевой вентилятор и дымосос, закрыть шиберы и заслонки).

6.9. После прекращения горения топлива и прекращения отбора пара следят по водоуказательным приборам за уровнем воды в котле, а по манометру - за давлением пара, затем отключают котел от отводящего паропровода путем закрывания главного парозапорного вентиля (задвижки) котла и вентиля перед общим паропроводом.

Предварительно закрывают заслонки пароперегревателя (если таковые имеются), а также заслонки (шиберы) перед экономайзером и после него, перед воздухоподогревателем и после него, направляя поток топочных газов по обводным газоходам в общий боров котельной, после чего открывают на 0,5-1 оборот вентиль на продувочной линии пароперегревателя во избежание повышения его температуры.

При необходимости выполнения каких-либо работ внутри барабана, камеры, коллектора, грязевика остановленный котел должен быть отделен от всех действующих трубопроводов заглушками или отсоединен; отсоединенные трубопроводы также должны быть заглушены.

Толщина применяемых для отключения котла заглушек должна быть определена расчетом на прочность и иметь выступающую часть (хвостовик), по которой определяется наличие поставленной заглушки. При установке прокладок между фланцами и заглушкой они должны быть без хвостовиков. Допускается отключение котла с давлением выше 4 МПа (40 кгс/см 2) двумя запорными вентилями при наличии между ними дренажного устройства диаметром условного прохода не менее 32 мм, имеющего соединение с атмосферой. В этом случае приводы вентилей, а также задвижек открытых дренажей должны быть заперты на замок так, чтобы исключалась возможность ослабления их плотности при запертом замке. Ключи от замка должны храниться у ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла.

Если после отключения котла от паропровода и направления дымовых газов в обход пароперегревателя, экономайзера и воздухоподогревателя давление пара в котле повышается - усилить продувку пароперегревателя. Разрешается также произвести небольшую продувку котла и пополнение его водой до уровня немного выше среднего (3/4 водоуказательного стекла).

6.10. Расхолаживание котла и спуск воды из него производятся в порядке, установленном производственной инструкцией, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия. Спуск воды из котла следует производить тогда, когда температура воды в котле понизится до 40-60 °С, так как опорожнение неостывшего котла вызывает большие внутренние напряжения в металле и может привести к нарушению герметичности вальцовочных и других соединений. Спуск воды производится медленно при открытом (подклиненном) предохранительном клапане или открытом воздушнике для впуска воздуха в котел.

6.11. В целях предохранения остановленного на длительное время котла от разъеданий производят его консервацию в соответствии с указаниями инструкции предприятия-изготовителя по монтажу и эксплуатации котла. При отсутствии таких указаний котел консервируют одним из следующих способов:

а) после очистки котел заполняют химически очищенной водой до самой верхней точки и подогревают ее до кипения для удаления воздуха; после этого плотно закрывают котел. Этот способ применяют в тех случаях, когда вода в котле не может замерзнуть;

б) после очистки ставят в котел противни с негашеной известью, хлористым кальцием, едким натрием и тому подобными веществами, поглощающими влагу, и плотно закрывают котел.

7. АВАРИЙНАЯ ОСТАНОВКА КОТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА

7.1. Обслуживающий персонал обязан немедленно остановить и отключить котел путем закрывания главного парозапорного органа (вентиль, задвижка) и сообщить об этом руководителю котельной (ответственному за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла) или лицу, заменяющему его, в следующих случаях:

а) произошел упуск воды из котла (при перекрытом паровом кране водоуказательного прибора вода не поднимается из нижней гайки и не появляется в стекле), подпитка котла водой при этом категорически запрещается во избежание возможного взрыва котла и последующих разрушений;

б) уровень воды быстро снижается, несмотря на усиленное питание котла водой;

в) уровень воды поднялся выше верхней точки водоуказательного стекла (или выше верхнего водопробного крана), а продувкой котла не удается быстро его снизить;

г) давление поднялось выше разрешенного более чем на 10 % и продолжает расти, несмотря на принятые меры (прекращение подачи топлива, уменьшение тяги и дутья, усиленное питание котла водой);

д) обнаружены неисправности предохранительного клапана или импульсно-предохранительного устройства (ИПУ);

е) перестали действовать все водоуказательные приборы;

ж) перестали действовать все питательные устройства (насосы, инжекторы);

з) если в основных элементах котлоагрегата (барабан, коллектор, камера, грязевик, жаровая труба, огневая коробка, кожух топки, трубная решетка, внешний сепаратор, пароводоперепускные и водоопускные трубы, паропроводы и питательные трубопроводы, трубы поверхности нагрева котла, пароперегревателя и водяного экономайзера и т.п.) обнаружены трещины, выпучины, пропуски в сварных швах, разрывы труб, обрыв анкерного болта или связи;

и) расплавлена контрольная пробка котла;

к) прекращена подача электроэнергии при искусственной тяге (остановились дымосос и вентилятор);

л) исчезло напряжение на всех контрольно-измерительных приборах, устройствах дистанционного и автоматического управления;

м) если повреждены футеровка и обмуровка котла с угрозой обвала их при накаливании докрасна элементов котла, его каркаса или обшивки;

н) произошло возгорание сажи и частиц топлива, осевших в газоходах и хвостовой части котлоагрегата (экономайзер, воздухоподогреватель);

о) если упало давление газа у горелок ниже допустимого предела, установленного инструкцией, или совсем прекратилась подача газа или воздуха (вышел из строя регулятор, сработал запорный предохранительный клапан, обрыв дисков в газовых задвижках, авария на газопроводе);

п) резко и сильно повысилось давление газа у горелок (неисправность регулятора, предохранительного запорного клапана);

р) повреждения газопроводов и газовой арматуры, ведущие к утечкам газа и загазованности помещений котельной;

с) появились существенные ненормальности в работе котла или неисправности, опасные для котла и обслуживающего персонала (вибрация, стук, шум, взрывы в газоходах, повреждения арматуры и т.п.);

т) при погасании факелов в топке при камерном сжигании топлива;

у) при возникновении пожара в котельной, угрожающего обслуживающему персоналу или котлу.

8. ПРИЕМКА И СДАЧА СМЕНЫ

8.1. Машинист (кочегар, оператор), принимающий смену, должен явиться на работу за 15-20 мин до начала смены и выяснить, сколько котлов находится в работе, какие произошли изменения в нагрузке котлов и в положении со снабжением паром или горячей водой потребителей. Ознакомиться с состоянием всего оборудования котельной установки.

8.2. Машинист (кочегар, оператор) перед сдачей смены обязан очистить топку, убрать шлак и золу и сдать котельную установку в полной чистоте и порядке.

8.3. Заступающий на дежурство машинист (кочегар, оператор) должен:

а) получить сведения у сменяемого машиниста (кочегара) о работе оборудования за предыдущую смену, неполадках в работе, режиме работы котлоагрегатов, о задании на смену и замечаниях руководства;

в) ознакомиться по журналу со всеми распоряжениями руководства котельной, касающимися ее обслуживания (график нагрузки котлов, давление пара или температура воды в зависимости от температуры наружного воздуха и др.);

г) выяснить наличие необходимого запаса воды в питательных баках;

д) выяснить наличие запаса твердого топлива в бункерах и вагонетках, жидкого - в топливных баках;

е) проверить наличие необходимых для обслуживания котлоагрегата инструмента, смазочно-обтирочных материалов и запасных деталей (водоуказательные стекла, арматура и др.);

ж) в отношении котла и топки выяснить:

нет ли отдулин, выпучин, трещин, течи или других повреждений на видимых частях котла, особенно соприкасающихся с огнем, а также исправность футеровки топки, обмуровки и гарнитуры котла;

состояние колосниковой решетки, порога и других частей топочного устройства (при твердом топливе);

состояние топочной камеры, пылеприготовительного устройства и механизмов, наличие смазки в подшипниках мельниц и прочего оборудования (при пылевидном топливе);

исправность газовых горелок, обращая особое внимание на давление газа и воздуха перед ними и на полноту горения его (при жидком топливе);

по режиму работы - тягу, дутье, положение всех заслонок, легкость их передвижения;

когда произведена последняя продувка котла и время, назначенное для следующей;

время последней обдувки котла, пароперегревателя, водяного экономайзера и воздухоподогревателя, а также время последующей обдувки;

состояние водяного экономайзера и воздухоподогревателя;

показания контрольно-измерительных приборов (термометры, манометры, газоанализаторы, тягомеры и др.), если в их показаниях есть какие-либо отступления от нормы, выяснить причины.

8.4. Машинист (кочегар, оператор) после осмотра оборудования и ознакомления с рабочей схемой коммуникаций пара, воды, газа и мазута должен проверить:

а) уровень воды в котле путем открывания пробных кранов и продувки водоуказательных приборов;

б) давление пара в котле по манометру, предварительно убедившись в его исправном состоянии;

в) исправное состояние предохранительных клапанов путем осторожного поднятия груза;

г) исправное состояние и степень открывания питательных водозапорных вентилей, а также отсутствие пропусков котловой воды в обратных клапанах;

д) исправность спускной и продувочной арматуры путем прощупывания труб за запорными вентилями (по ходу продувки);

е) исправность и положение (открытое, закрытое, полуоткрытое) всех паровых и водяных вентилей (задвижки, краны) и на месте ли все маховики и ручки;

ж) исправное состояние всех питательных приборов (насосы, инжекторы) путем кратковременного пуска их в работу;

з) состояние и положение вентилей, кранов и задвижек на газопроводе у котлов, работающих и находящихся в резерве или ремонте, обращая особое внимание на отсутствие утечек газа;

и) состояние оборудования газорегуляторного пункта (ГРП) или газорегуляторной установки (ГРУ) - при их наличии;

к) состояние вентиляторов подачи воздуха в газовые горелки, музутные форсунки и системы вентиляции, обращая внимание на отсутствие стуков и шумов во время их работы и на отсутствие перегрева подшипников;

л) состояние и положение вентилей и кранов на мазутопроводе у котлов, работающих и находящихся в резерве или ремонте, обращая особое внимание на отсутствие утечек мазута;

м) исправное состояние систем автоматики безопасности и автоматики регулирования;

н) исправность аварийного освещения и сигнальных устройств для срочного вызова администрации;

о) наличие хорошего освещения контрольно-измерительных приборов и арматуры (манометры, термометры, водоуказательные приборы, продувочная и регулирующая арматура и др.).

8.5. Машинист (кочегар, оператор), принимающий смену, должен записать в сменный (вахтенный) журнал все обнаруженные им при вступлении на дежурство неисправности и расписаться в журнале вместе с машинистом (кочегаром), сдающим смену.

В случае обнаружения дефектов и неисправностей, препятствующих дальнейшей безопасной работе котлоагрегата, принимающий смену обязан немедленно поставить об этом в известность руководство котельной.

8.6. Запрещаются прием и сдача смены во время ликвидации аварии и во время проведения ответственных переключений.

8.7. В котельных средней мощности, где работа по обслуживанию котельных агрегатов распределена между старшим кочегаром, кочегарами, обдувщиками, дежурными слесарями и другими рабочими, каждый из них принимает смену в объеме обязанностей, возложенных на него производственной инструкцией, утвержденной руководством предприятия. Прием и сдача смены дежурным персоналом оформляются в сменном (вахтенном) журнале ответственными по смене лицами.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Персонал, обслуживающий котельный агрегат (котел, пароперегреватель, водяной экономайзер, воздухоподогреватель) и вспомогательное оборудование (питательные и циркуляционные насосы, вентиляторы, дымососы, компрессоры и т.п.), а также трубопроводы пара и горячей воды, газопроводы, мазутопроводы и сосуды, работающие под давлением, несет ответственность за нарушение требований производственных инструкций и настоящей Типовой инструкции, относящихся к выполняемой им работе, в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия и законодательством Российской Федерации.

Неофициальная редакция

Инструкция № ___

для персонала котельной

по обслуживанию паровых котлов,

работающих на жидком топливе.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящая инструкция содержит требования по обеспечению безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов и составлена на основании типовой инструкции Госгортехнадзора Р.Ф.

1.2. К обслуживанию котлов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение, медицинскую комиссию, имеющие удостоверение с фотографией на право обслуживания котлов, работающих жидком топливе.

1.3. Повторная проверка персонала котельной проводится не реже одного раза в 12 месяцев.

1.4. При вступлении на дежурство персонал обязан ознакомиться с записями в журнале, проверить исправность оборудования и всех установленных в котельной котлов, газового оборудования, исправность освещения и телефона.

Прием и сдача дежурства должны оформляться старшим оператором записью в сменном журнале с указанием результатов проверки котлов и относящегося к ним оборудования (манометров, предохранительных клапанов, питательных приборов, средств автоматизации и газового оборудования).

1.5. Не разрешается приемка и сдача смены во время ликвидации аварии.

1.6. Посторонним лицам доступ в котельную разрешается руководителем предприятия.

1.7. Помещение котельной, котлы и все оборудование, проходы должны содержаться в исправном состоянии и надлежащей чистоте.

1.8. Двери для выхода из котельной должны легко открываться наружу.

1.9. Ремонт элементов котлов разрешается производить только при полном отсутствии давления. Перед открытием люков и лючков, расположенных в пределах водяного пространства, вода из элементов котла должна быть слита.

1.10. Выполнение работ внутри топок и газоходах котла допускается производить только при температуре не выше 50 о С с письменного разрешения ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов.

1.11. Перед началом ремонтных работ топка и газоходы должны быть хорошо провентилированы, освещены и надежно защищены от возможного проникновения газов и пыли из газоходов, работающих котлов.

1.12. Перед закрытием люков и лазов необходимо проверить, нет ли внутри котла людей или посторонних предметов.

1.13. Перед началом работ топка или газоходы должны быть хорошо провентилированы, освещены и надежно защищены от возможного проникновения газов и пыли из газоходов работающих котлов.

1.14. Перед допуском людей для ремонтных работ котел должен быть отглушен по всем линиям, по которым он может быть поставлен под давление (главный паропровод и его дренажи, питательные магистрали, мазутопровод, линия периодической продувки).

1.15. Выписан наряд-допуск в двух экземплярах с указанием следующих мер безопасности:

· установлены заглушки;

· обесточен электродвигатель вентилятора и на пускатель вывешен плакат «Не включать – работают люди!»;

· освещение 12В;

· работать в спецодежде, спецобуви.

2. ПОДГОТОВКА КОТЛА К РАСТОПКЕ

2.1. Перед растопкой котла следует проверить:

· исправность топки и газоходов, запорных и регулирующих устройств;

· исправность К.И.П., арматуры, питательных устройств, дымососов и вентиляторов;

· исправность оборудования для сжигания жидкого топлива;

· заполнение котла водой, путем пуска питательных и циркуляционных насосов;

· отсутствие заглушек на мазутопроводе, питательных материалах, продувочных линиях;

· отсутствие в топке людей и посторонних предметов;

· заполнить котел водой до отметки растопочного уровня.

2.2. Проверить по манометру соответствие давления мазута, воздуха перед форсунками при работающем вентиляторе.

2.3. Отрегулировать тягу в верхней части топки, установив разрежение в топке 2-3 мм водного столба.

2.4. Провести вентиляцию топки и газоходов в течение 10-15мин путем включения дымососа и вентилятора.

3. РАСТОПКА КОТЛА

3.1. Растопка котла должна производиться только при наличии письменного распоряжения в сменном журнале ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов или лица, его замещающего. В распоряжении должны быть указаны продолжительность растопки, время, кто должен провести растопку.

3.2. Растопка котла должна проводиться в течение времени, установленного начальником котельной, при слабом огне, уменьшенной тяге.

При растопке котла следует обеспечить равномерный прогрев его частей.

3.3. Форсунку котла, работающего на мазуте или другом виде жидкого топлива, необходимо зажигать в следующей последовательности:

· зажечь запальник и внести в устье включаемой форсунки, подать жидкое топливо, медленно открывая кран (задвижку) перед форсункой и следя за тем, чтобы он сразу же загорелся, отрегулировать подачу воздуха, разрежение в верхней части топки. Пламя должно быть устойчивым, без пульсации. Удалить запальник;.

· если пламя погасло, прекратить подачу газа путем закрытия вентилей перед форсункой, провентилировать топку и начать растопку по инструкции.

Зажигая форсунку не следует стоять против отверстия- гляделок, чтобы не получить ожога от случайно выброшенного из топки пламени. Оператор должен быть обеспечен защитными очками.

· зажигать в топке погасший газ без предварительной вентиляции топки и газоходов;

· зажигать факел от соседней горелки.

3.5. При растопке необходимо вести контроль за перемещением элементов котла при тепловом расширении.

3.6. Следить за уровнем воды в верхнем барабане котла и за давлением пара по манометру.

3.7. Когда из открытого воздушника начнет выходить пар, необходимо его закрыть.

3.8. Подтягивание болтов, лючков во время растопки котла должно производиться с осторожностью, ключами без применения удлиняющих рычагов в присутствии лица, ответственного за эксплуатацию котлов. Эта операция должна проводиться при давлении не выше 3 кг/см 2 .

4. ВКЛЮЧЕНИЕ КОТЛА В РАБОТУ (ГЛАВНЫЙ ПАРОПРОВОД)

4.1. Перед включением котла в работу, должны быть проведены следующие операции:

· проверить исправность манометра, предохранительного клапана (путем принудительного открытия), водоуказательных приборов (их продувкой), с записью в вахтенный журнал;

· проверить и включить в работу автоматику безопасности, автоматику регулирования;

· произвести продувку нижних точек котла.

4.2. Включение котла в паропровод должно производиться медленно, после тщательного прогрева и продувки паропровода. При прогреве необходимо следить за исправностью паропровода, его компенсаторов, опор и подвесок. При возникновении гидравлических ударов прогрев прекратить и выяснить причину.

4.3. Включение производится при давлении равным главному паропроводу или ниже на 0,5 атм.

4.4. Время начала растопки и включения котла записать в вахтенный журнал.

5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОТЛА

5.1. Во время дежурства персонал котельной должен следить за исправностью котла (котлов) и всего оборудования котельной, строго соблюдать установленный режим работы котла согласно режимной карты. Выявленные в процессе работы оборудования неисправности должны записываться в сменный журнал. Персонал должен принимать меры к устранению неисправностей. Если неисправности устранить собственными силами невозможно, то необходимо сообщить об этом начальнику котельной или лицу, ответственному за газовое хозяйство котельной.

5.2. Особое внимание необходимо обратить:

· на поддержание нормального уровня воды в котле и равномерное питание его водой. При этом нельзя допускать, чтобы уровень воды опускался ниже установленной величины, при этом подпитка категорически запрещается;

· на поддержание нормального давления пара по манометру (6-8 кг/см 2);

· на работу газовых горелок, поддержание нормальных параметров газа и воздуха, согласно режимной карты;

· поддерживать температуру мазута в пределах 80-100 о С.

5.3. Проверка исправности манометра с помощью трехходовых кранов, проверка исправности предохранительного клапана путем принудительного открытия, продувка нижних точек должна проводиться оператором ежесменно с записью в вахтенный журнал.

5.4. Если при работе котла погаснут все форсунки или часть из них, следует немедленно преградить подачу топлива к форсункам, провентилировать топку и горелки. Выяснить и устранить причину нарушения режима горения и приступить к растопке по установленной схеме.

5.5. Во время работы котла запрещается производить подчеканку швов, заварку элементов котла.

5.6. Все устройства и приборы автоматического управления и безопасности котла должны поддерживаться в исправном состоянии и регулярно проверяться, в установленные сроки администрацией.

6. АВАРИЙНАЯ ОСТАНОВКА КОТЛА

6.1. Если будет обнаружена неисправность одного из предохранительных клапанов.

6.2. Если давление пара возросло на 10% , превышающее разрешенное давление, и не снижается несмотря на принятые меры (усиленное питание котла водой, уменьшение нагрузки).

6.3. При снижении уровня воды, ниже допустимой отметки. Подпитка категорически запрещается, что может привести к взрыву котла.

6.4. При повышении уровня выше установленной отметки.

6.5. При выходе из строя всех водоуказательных приборов.

6.6. При выходе их строя всех питательных насосов.

6.7. При обнаружении основных элементов котла (барабанах, коллекторах, экранных и кипятильных труб), разрывов, трещин, отдулин.

6.8. При понижении разрежения менее 0,5 мм вод. ст.

6.9. При погасании факела одной из форсунок.

6.10. При расходе воды через котел ниже установленной величины.

6.11. При повышении температуры воды за котлом выше установленной величины.

6.12. При прекращении подачи электроэнергии.

6.13. При возникновении пожара, угрожающего обслуживающему персоналу и котлу.

При аварийной остановке котла необходимо:

· прекратить подачу топлива, воздуха, провентилировать топку;

· следить за уровнем воды в котле, закрыть главную паровую задвижку;

· сделать запись в вахтенном журнале о причинах и времени остановки котла, поставить в известность начальника котельной об аварийной остановке котла.

В случае возникновения в котельной пожара персонал должен вызвать пожарную охрану и принять все меры к тушению его, не прекращая наблюдения за котлами.

7. ОСТАНОВКА КОТЛА

7.1. Производится только но письменному распоряжению ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов.

7.2. Постепенно уменьшая подачу воздуха и топлива, закрывают кран на форсунку,

и закрывают задвижку на мазутопроводе.

7.3. Закрыть главную паровую задвижку и открыть дренаж.

7.4. Провентилировать топку и газопроводы.

7.5. Закрыть задвижку на входе воды и выходе из котла.

7.6. Если нет в работе другого котла, остановить циркулирующий насос.

7.7. Сделать запись в сменном журнале остановке котла.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Администрация предприятия не должна давать персоналу указания, которые противоречат инструкциям и могут привести к аварии или несчастному случаю.

8.2. Рабочие несут ответственность за нарушение инструкции, относящейся к выполняемой ими работе в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка и уголовным кодексом Р.Ф.

Остановка котла во всех случаях, кроме аварийной остановки, должна производиться только при получении письменного распоряжения администрации.

При остановке котла необходимо:

Поддерживать уровень воды в котле выше среднего рабочего положения;
- прекратить подачу топлива в топку;
- продуть водоуказательные стекла;
- отключить ввод фосфатов, прекратить непрерывную продувку;
- отключить котел от паропроводов после полного прекращения горения в топке и прекращения отбора пара, а при наличии пароперегревателя - открыть продувку.

Если после отключения котла от паропровода давление в котле повышается, следует усилить продувку котла пароперегревателя, разрешается также произвести продувку котла и наполнение его водой.

При остановке котла, работающего на твердом топливе, следует:

Частично прикрыв шиберы тяги и дутья, дожечь остатки топлива на решетке. Запрещается засыпать горящее топливо свежим или заливать его водой.
- включить вентилятор и прикрыть шибер за котлом;
- очистить топку и бункеры;
- выключить дымосос, закрыть дымовой шибер, топочные и поддувальные дверцы (при механической топке полностью прекратить тягу после охлаждения решетки).

При остановке котла, работающего на газе, прекратить подачу газа, а затем - воздуха; после отключения всех горелок газопровод котла должен быть отключен от общей магистрали, продувочная свеча на отводе открыта, а топка, газоходы и воздуховоды провентилированы.

При останове котла работающего на мазуте, закрыть подачу мазута, прекратить подачу пара или воздуха к форсунке (при паровом или воздушном распыливании); выключение отдельных форсунок производить последовательно, уменьшая дутье и тягу. После этого провентилировать топку и газоходы.

После прекращения подачи топлива: продуть водоуказательные стекла;

Отключить ввод фосфатов, прекратить непрерывную продувку;

Отключив котел от главной паровой магистрали и магистрали собственных нужд, необходимо его подпитать до высшего уровня по стеклу, а затем подачу в него воды прекратить. В дальнейшем по мере падения уровня, периодически подпитывать котел. Наблюдение за уровнем воды в барабане должно производиться все время, пока в котле имеется давление.

Охлаждение котла вести медленно за счет естественного остывания: дверки, гляделки, лазы держать закрытыми. В случае остановки котла для ремонта через 3-4 часа можно открыть дверки и лазы газоходов и шибер за котлом.

Машинист (кочегар) может уйти от котла лишь при снижении давления в нем до нуля, убедившись, что в течение 0,5 часа давление не поднимается (за счет тепла, аккумулированного обмуровкой).

Запрещается спускать воду из котла без распоряжения лица, ответственного за котельную. Спуск воды производить лишь после падения давления до нуля, снижения температуры воды до 70-80 С и остывания кладки. Спуск вести медленно и при поднятом предохранительном клапане.

Перед постановкой котла на консервацию сухим способом все внутренние поверхности тщательно очистить от отложений.

Котел надежно отключить от всех трубопроводов заглушками.

Сушку внутренних поверхностей котла проводить пропуском через него горячего воздуха. При этом открыть дренажный вентиль на коллекторе перегретого пара (для удаления оставшейся в нем волы) и предохранительный клапан на барабане (для удаления водяных паров).

После тщательной просушки котла через открытые лазы установить в нижний и верхний барабаны заготовленные противни, заполненные негашеной известью или прокаленным хлористым кальцием (СаСl). После установки противней лазы барабанов закрыть крышками. Не допускается попадание химикатов на поверхность котла.

При длительной остановке возникает необходимость в замене влагопоглотителя свежим.

Консервацию мокрым способом сопровождать заполнением котла питательной водой с поддержанием в нем избыточного давления.

При выводе работающего котла в резерв отключить его от всех водо и паропроводов и для удаления шлама продуть через нижние точки. Затем, не допуская снижения давления в котле ниже 0,15 МПа (1,5 кгс/см2), подсоединить его к деаэратору, заполнить деаэрированной водой и оставить под давлением в деаэраторе.

При выводе котла в резерв после ремонта, перед консервацией, заполнить его деаэрированной водой до нормального уровня, растопить в при давлении 0,2 0,4 МПа (2-4 кгс/см2) держать открытые воздушники до полного удаления из воды кислорода. После этого котел ставить на консервацию по указанной схеме.

При растопке котла, находящегося в резерве, после небольшого подъема давления продуть пароперегреватель собственным паром для удаления возможных скоплений шлама.

Производится по графику или письменному распоряжению администрации котельной.

При нормальной остановке котла постепенно снижа­ют его нагрузку, выключают автоматический регулятор питания (если он имеется) и, перейдя на ручное регули­рование, подпитывают котел водой до уровня немного выше среднего рабочего положения.

При остановке котла, работающего на газообразном топливе с принудительной подачей воздуха, постепенно уменьшают давление газа у горелок до минимального, допускаемого местной инструкцией, поочередным в не­сколько приемов уменьшением количества воздуха и га­за. После этого быстро закрывают воздушную шайбу,"(у инжекционных горелок) и одновременно кран на га­зопроводе перед горелкой. При остановке котла с ин- жекцпопными горелками ИГК. воздушные шайбы закры­вают только после остывания футеровки топки, чтобы обеспечить просасывание воздуха через пластины ста­билизатора и предохранить их от перегрева и коробле­ния. При смесительных (дутьевых) горелках тем же по­рядком уменьшают подачу воздуха и газа, а затем быст­ро полностью перекрывают воздух и газ, чтобы не до­пустить проскока пламени в горелку и предотвратить выход газа через горелку в топку без подвода необходи­мого для его сгорания воздуха.

После погасания всех горелок закрывают контроль­ную задвижку и задвижку перед котлом и открывают краны на продувочных и сбросных линиях. Через 8 мин после прекращения горения останавливают вентилятор, а через 10 мин - дымосос. Через 15-30 мин после оста­новки дымососа, когда топка несколько охладится, ши­беры перед дымососом и все заслонки на воздухопроводе закрывают.

Остановку газифицированных котлов с автоматикой регулирования процесса горения и автоматикой безопас­ности производят в соответствии с производственной ин­струкцией."

При остановке мазутной топки прекращают подачу топлива к форсункам, а затем пара или воздуха (у па­ровых или воздушных форсунок). После этого форсунки отводят из топки (если позволяет конструкция), прекра­щают подачу воздуха через воздушные топочные регист­ры, отключают отвод мазутопровода к данному котлу, останавливают мазутный насос, вентилируют топку и газоходы. Через 5 мин после отключения форсунок оста­навливают дутьевой вентилятор, а через 10 мин - ды­мосос.

При слоевых топках прекращают подачу топлива, да­ют возможность прогореть топливу на колосниковой ре­шетке, затем прекращают тягу, закрывают дымовую за­слонку, топочные и поддувальные дверцы, а при меха­нической подаче топлива тягу прекращают после охлаж­дения решетки. При топках с молотковыми мельницами выключают питатели топлива, прекращают подачу в мельницы воздуха и их останавливают, соответственно уменьшают, а затем прекращают подачу вторичного воз­духа и тягу.

После полного прекращения горения топлива и отбо­ра пара следят по водоуказательным стеклам за уров­нем воды в котле, отключают котел от общего паропро­вода. Предварительно открывают (па 0,5-1 оборот) клапан на продувочной линии перегревателя (при его наличии) во избежание повышения температуры стенок труб, а затем отключают котел от паропровода перегре­того пара. После отключения котла от общего паропро­вода (в случае повышения давления) пар некоторое вре­мя отводят в линию собственных нужд, а при снижении давления котел отключают от общего паропровода на­сыщенного пара.

При наличии обводного газохода экономайзера его заслонки открывают, а заслонки прямого хода закрыва­ют. Подпитку котла водой продолжают через эконо­майзер. В неотключаемых экономайзерах при наличии трубопровода рециркуляции открывают ее вентиль. Осо­бое внимание обслуживающий персонал котельной дол­жен уделить процессу охлаждения котла. Охлаждение котла должно вестись медленно, за счет естественного остывания, при этом дверцы, лючки и лазы топки и кот­ла пе открывают в течение 4-6 ч после его остановки. Воздух в топку поступает через всасывающее отверстие дутьевого вентилятора и открытые направляющий ап­парат и воздушные заслонки на воздушном тракте, при естественной тяге - в обход дымососа или через него, при открытых направляющем аппарате и заслонках.

При нефорсированном охлаждении котла после от­ключения его от паропроводов производят шламовую продувку. Через 4-6 ч продувку можно повторить.

Длительность расхолаживания котла должна указы­ваться в производственной инструкции.

Если котел остановлен для проведения срочного ре­монта, через 8-10 ч можно включить дымосос и усилить вентиляцию газоходов, приоткрыв топочные дверцы.

Спуск воды из котла, если необходимо, производится после остывания обмуровки, падения давления пара до нуля и снижения температуры котловой воды до 70- 80 СС.

Как правило, спуск воды производится через 24- 30 ч после остановки котла. Спуск воды надо вести мед­ленно, при приподнятом предохранительном клапане или открытых воздушных вентилях.

При остановке котла в горячий резерв котел отклю­чают от паропроводов перегретого и насыщенного пара, воду из него не спускают, а поддерживают на верхнем допустимом уровне. Режим горячего резерва котла уста­навливается распоряжением начальника или заведующе­го котельной.

Существуют два основных метода содержания котлов в горячем резерве.

1. После прекращения работы топки с молотковыми мельницами тщательно уплотняют котел, с прикрытием тяги, воздушных регистров, продувок. В случае снижения давления в котле до заданного, например 50 % номи­нального, необходимо произвести кратковременную под­топку с продувкой перегревателя, подпитку водой и по­вышение давления до номинального, после чего прекра­щают работу топки и уплотняют котел.

При слоевом сжигании топлива из-за необходимости охлаждения колосников и перегревателя указанный ре­жим не рекомендуется.

2. Поддерживают заданное давление в котле и горе­ние в топке при минимальной тяге, без искусственного дутья, с минимально необходимой продувкой перегрева­теля и подпиткой водой котла. Цепные решетки перио­дически пускают на малой скорости.

Котел, находящийся в горячем резерве, должен быть под постоянным наблюдением обслуживающего персо­нала.

Остановив котел в холодный резерв, следует из пе­регревателя удалить воду. При остановке котла в хо­лодный резерв на длительное время обязательна его консервация.